Главная страница
qrcode

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЧ. 1. Специфика и основные аспекты детской психотерапии


Скачать 175.09 Kb.
Название1. Специфика и основные аспекты детской психотерапии
Дата02.07.2020
Размер175.09 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЧ.docx
ТипДокументы
#159369
страница1 из 11
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Тема 1. Специфика и основные аспекты детской психотерапии.

Обсуждаемые вопросы

1. Отличия детской психотерапии от взрослой. 2. Ребенок - как особый тип клиента. 3. Отношение в культуре и истории к периоду детства. 4. Основные идеи и принципы детской психотерапии. 5. Различные модели в детской психотерапии (медицинская, психологическая). 6. Основные направления детской психотерапии.

1. Отличия детской психотерапии от взрослой. Детской психотерапией принято называть ту область психотерапии (психотерапевтической практики), объектом которой является ребенок как особый тип клиента.

1. Обращаемость к психотерапевту: взрослый человек посещает психотерапевта сознательно, а дети не осознают свои проблемы, склонны не придавать значение существующим проблемам, скрывают или не придают значение тем или иным симптомам. Дети, как правило, не имеют мотивации для решения своих проблем, так как не воспринимают их в качестве таковых. Считается важным донести до понимания ребенка, что психологические сеансы направлены на помощь ребенку. 2. Создание доверительных отношений и эмоциональной связи с ребенком ведется иными, по сравнению со взрослой психотерапией, методами и средствами важно для терапии, так как, по сути, является единственной основой для психотерапии. 3. Важным этапом детской психотерапии является создание терапевтического альянса с родителями ребенка, являющимися теми лицами, которые обеспечивают продолжение терапевтической работы с ребенком, а также поддерживают терапию в целом вне сеанса. 4. Детская психотерапия. Методы и средства детской психотерапии должны быть адекватны возрасту ребенка. К ним могут относиться игровые методы, рисование, рассказывание историй и т.п. 5. Учет контекста, которому следует уделять особенное внимание, так как

ребенок крайне зависим от окружения, в том числе эмоционально. 6. В детской психотерапии важным является учет процесса развития ребенка, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка и их соответствие нормативам развития. Законы развития ребенка обеспечивают понимание того, какой метод может быть выбран для работы с ребенком и в каком направлении необходимо двигаться, какие из сфер развития являются в настоящее время наиболее чувствительными для воздействия. Следует также понимать, что оценка степени тяжести проблем часто зависит от возраста, в котором данные проблемы проявляются. 7. Необходимо помнить, что у ребенка иная, по сравнению со взрослым, временная перспектива, что не позволяет ребенку воспринимать отдаленное будущее. 8. Детская психотерапия всегда является «расширенной» по сравнению со взрослым и всегда включает в себя некоторую психологопедагогическую часть (например, в качестве личного примера терапевта), имеет некоторую коррекционно-развивающую составляющую в отношении отдельных психических функций или личности в целом. 9. Детская психотерапия всегда носит более интегративный характер и использует техники и методики из разных направлений психотерапии. 10. Детская психотерапия – это всегда работа с учетом перспективы развития, но ближайшего развития, которое будет вскоре. 11. Детская психотерапия – это, как правило, работа «здесь и теперь».

2. Ребенок - как особый тип клиента. Чтобы понять, почему ребенок-клиент – это особый тип клиента, стоит вспомнить, что обычный (в нашем понимании) клиент, которого мы ожидаем увидеть в кабинете терапевта, это: взрослый человек, «невротик», рефлексивный, обладающий мотивацией к терапии и способный оплачивать

5

сессии. И основным средством взаимодействия терапевта и клиентавзрослого является построенная определенным образом беседа. Ребенок-клиент отличается от взрослого клиента, как в смысле готовности к психотерапии, так и в смысле выбора средств взаимодействия терапевта и клиента. Рассмотрим эти отличия подробнее.

1. Ребенок находится в состоянии развития и не имеет устойчивого состояния эго, слабое супер-эго. Его психические функции находятся в состоянии развития или в самом начале развития, его психологические защиты неустойчивы, внутриличностные границы и границы между ребенком и другими людьми и социумом находятся в зачаточном состоянии, что порождает частые страхи. Слабость личностных границ приводит к тому, что ребенок выносит во вне причины собственных неудач, но берет на себя вину за те события, причиной которых не является (развод родителей). Ребенок склонен проецировать на терапевта свои страхи. 2. Все свои страхи и переживания ребенок склонен отражать действием: в игре, отреагировании. 3. Зависимость ребенка от родителей. Центральным моментом в работе с ребенком является работа с семейными отношениями, работа с родителями и создание с ними психотерапевтического альянса, как залог успешной детской психотерапии. 4. Ребенок находится в процессе роста, поэтому терапевт должен поддерживать этот рост и помогать ребенку, предоставляя ему новые впечатления.

5. Важными являются реакции терапевта на ребенка и ребенка на терапевта. При этом следует понимать, что реакции ребенка часто могут быть непредсказуемы, аффективны, агрессивны. В этом случае встречные реакции терапевта могут порождать чувство беспомощности, недовольства собой. Также опасным является идея терапевта о своей роли спасителя и единственного источника изменений ребенка. Недопустимо со стороны терапевта привносить в терапию свои проблемы, которые могут стать разрушительными для ребенка.

3. Отношение в культуре и истории к периоду детства.

Американский этнолог, культурантрополог Маргарет Мид выделила три исторических типа культур, которые хронологически сменяют друг друга: постфигуративные, конфигуративные и префигуративные.

Маргарет Мид.

Постфигуративный (или традиционный) тип культуры отличается преобладанием и первостепенным значением традиций. Изменение опыта происходит в таких культурах так медленно, что жизнь внуков мало отличается от жизни их дедов и прадедов. Понятно, что в таком обществе старшее поколение и его опыт выступают в качестве эталона для подражания, «кладезя мудрости», здесь нет и не может быть конфликта поколений, так как нет разрыва между опытом «отцов» и «детей». Уважение к старшему поколению опирается на невозможность

7

последующих поколений существовать вне опыта своих дедов и отцов. В этом случае мы имеем зависимое положение детей по отношению к взрослым, которое может сопровождаться уважением к опыту, но вероятно, может восприниматься и как тягостное, не позволяющее полностью самореализовываться.

Конфигуритивный тип культуры возникает исторически позже.

Быстрое устаревание социального опыта приводит к тому, что преобладающей моделью поведения становится не опыт старших поколений, а опыт современников. В быстро меняющихся условиях значительная часть опыта отцов и дедов перестает быть подходящим поведенческим образцом. В данном типе культуры создаются предпосылки конфликта поколений: старшего, отстаивающего общепринятые традиции и младшего, настаивающего на собственном творческом опыте. Однако разрыва поколений все-таки не происходит, так как людей объединяет общность исторической судьбы и культурного наследия, религии, языка. Данная модель наблюдается в современном обществе.

Последний, гипотетический тип культуры, развитие которого в будущем предсказывает М.Мид – это префигуративная культурная модель. В этом случае темп изменения и устаревания социального опыта становится настолько быстрым, что опыт предшествующих поколений вообще теряет всякую значимость. Молодое поколение решает все вопросы бытия без опоры на предшествующий культурный опыт. Педагогика, как таковая, практически утрачивает свой смысл, нарушается связь поколений и происходит их культурный разрыв, который в итоге способен привести к распаду культуры и уничтожению цивилизации.

4. Основные идеи и принципы детской психотерапии.

Основные принципы психотерапии с детьми и подростками:

- работа в зоне ближайшего развития; - всегда «здесь и сейчас»; - всегда безопасная среда; - больше обращать внимание на позитивные стороны как на ресурсные; - больше прорабатывать чувства, чем фиксироваться на деталях ситуаций; - отношения предельно открытые – нет двойственных ролей; - требования в процессе психотерапии к детям в равной степени должны проявляться как к мальчикам, так и к девочкам; - привлечение родителей к терапевтическому альянсу. Учѐт контекстов развития: - семейного; - социального; - этнокультурного (способы выражения эмоций, традиций). Стиль отношений: - эмпатия; - искренность; - конгруэнтность. Ребѐнку важно не навязывать свою позицию, взгляд, а создать ситуацию, позволяющую выражать его чувства, используя язык самого ребѐнка. Важно предугадать момент завершения процесса психотерапии. Лучше не довести до конца, чем сделать больше, что может позволить стимулировать внутренний процесс ребѐнка.

5. Различные модели в детской психотерапии (медицинская, психологическая). В литературе указывается четыре основных модели психотерапии: · психотерапия как комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодействия между людьми (философская модель);

· психотерапия как метод манипулирования, выступающего инструментом общественного контроля (социологическая модель); · психотерапия как метод, приводящий в действие процесс научения, воздействующий на личность (психологическая модель); · психотерапия как метод лечения, влияющий на состояние и функционирование организма в сфере психических и соматических функций (медицинская модель). Если первые две модели можно назвать психотерапевтическими лишь условно, то медицинская и психологическая модели получают широкое практическое распространение, и их следует дифференцировать. Они отличаются общей направленностью воздействия, ведущим принципом коррекции, доминирующими установками психотерапевта, основными методами психотерапевтического воздействия. Общую направленность психотерапевтического воздействия в медицинской модели можно обозначить как симптоматическую, а в психологической – как системно-реконструктивную. В медицинской модели основной упор делается на учет нозологической принадлежности болезни, синдромологию, клиническую картину расстройств. Основной мишенью такой модели является симптом, поиском и ликвидацией причины которого практически не занимаются. Предельной целью медицины выступает здоровье, в психотерапии – психическое здоровье. В рамках медицинской парадигмы психическое здоровье определяется негативно (через отрицание) - как отсутствие психопатологических синдромов, и процесс лечения есть их устранение. Врач борется с болезнью, страданием, он должен их подавить и устранить. В лечении имплицитно присутствуют военно-агрессивные метафоры («уничтожить» болезнь, психиатрический термин «синдроммишень»). Но борьба с болезнью ведется во благо пациента, страдание которого психотерапевт стремится уничтожить, как врага. Симптоматическая психотерапия позволяет решать тактические, но не стратегические задачи. В психологической модели осуществляется направленность на решение

стратегических задач, системную реконструкцию адаптивной и эмоционально благополучной личности. Психологическая модель, однако, не исключает и симптомоцентрированные воздействия. Психологпсихотерапевт совершенно иначе понимает страдание, чем врач. Если врач видит в страдании, с которым он борется, врага, то психолог рассматривает страдание как неотъемлемый аспект существования человека в мире, как переживание, некую работу души. Соответственно задача психолога совсем не в том, чтобы устранить это переживание, а том, чтобы способствовать его полному осуществлению. Уничтожение страдания-переживания будет означать некую хирургическую операцию, которая «отрезает» сущностно важный орган человеческого существования. Ведущий принцип коррекции в медицинской модели психотерапии – аллопатический, а в психологической – гомеопатический. Термин «аллопатический» в переводе с греческого означает отличный от болезни, а «гомеопатический» - подобный болезни. При аллопатическом подходе (медицинская модель) врач борется с болезнью, вызванной чужеродным агентом, лечение осуществляется чем-то иным, отличным от болезни. Врач стремится уничтожить вредоносный агент. Гомеопатическое лечение осуществляется по принципу «подобное лечится подобным», то есть болезнь лечится посредством болезни. Врач-гомеопат в микродозах назначает вещества, которые непосредственно связаны с болезнью, в большой концентрации вызывают ее, а в терапевтической – лечат. При гомеопатическом подходе симптом рассматривается не как враг, а как партнер и учитель. Психолог-психотерапевт не только не ведет борьбу с жалобой-проблемой клиента, но, наоборот, эту проблему поощряет, исследует, иногда – усиливает. Доминирующие установки психотерапевта, реализующего медицинскую модель – нозоцентрические, психолога-психотерапевта – антропо- и социоцентрические. Врач-психотерапевт ориентирован на болезнь, с которой ведется борьба. В центре внимания психолога – проблемы

целостной личности и ее взаимодействия с миром, другими людьми. Основные методы психотерапевтического воздействия в медицинской и психологической модели психотерапии различны. В медицинской модели наряду с психофармакотерапией (прием лекарственных средств) применяются методы аллопатического характера, направленные на борьбу с болезненным симптомом: суггестивная и гипносуггестивная психотерапия (за исключением эриксоновской гипнотерапии), методы самовнушения и аутогенной тренировки, а также методы рациональной и разъяснительной психотерапии. В психологической модели доминируют гомеопатические методы: к которым, в частности, относятся методы парадоксальной психотерапии (техника парадоксальной интенции, амплификация симптома, предписание симптома, его усиление).

6. Основные направления детской психотерапии. История детской психотерапии. Детская и подростковая психотерапия возникла в рамках психотерапии взрослых, исторически является более молодой наукой, и ее подходы совпадают с основными направлениями психотерапии взрослых - психодинамическим, гуманистическим и бихевиоральным. Как известно, психотерапия зародилась в рамках классического психоанализа, истоком теории и практики детской психотерапии также является психоанализ. И именно поэтому, как отмечает X. Ремшмидт, концепции и подходы детской и подростковой психотерапии рассматривались и рассматриваются с точки зрения их отличий от психотерапии взрослых. Первой работой по детскому психоанализу принято считать работу З.Фрейда "Анализ фобии пятилетнего мальчика", опубликованную в 1909 г. Эту работу справедливо можно считать предтечей и детской, и семейной психотерапии, и психологического консультирования. В "Анализе фобии пятилетнего мальчика" психоанализ впервые был успешно применен З.Фрейдом для лечения ребенка. Помимо того, что в этой работе нашла свое

подтверждение идея Фрейда о том, что причины неврозов коренятся в детском опыте, в нарушениях раннего психосексуального развития, в ней был сделан шаг на пути к уважению детей и признанию их свободы, отношению к ребенку как к личности.

З. Фрейд и его работа «Анализ фобий пятилетнего мальчика».

Идеи Фрейда в применении к работе с детьми начали интенсивно развиваться в 1920-х гг. Здесь следует назвать таких психоаналитиков, как Г. Хуг-Хельмут, Г.Цуллигер, А.Айнхорн. Но, конечно, самыми значительными фигурами в развитии детского психоанализа были и во многом остаются Анна Фрейд и Мелани Кляйн. Они, как известно, находились в определенной оппозиции по отношению друг к другу, каждая отстаивала свой взгляд на детский психоанализ, но противостояние это оказалось чрезвычайно плодотворным, и в их спорах развивались и уточнялись теоретические и практические вопросы как детского психоанализа, так и психоанализа взрослых. В период появления детского психоанализа работа А.Фрейд "Введение в технику детского психоанализа" (1927 г.) была посвящена выявлению отличий детского психоанализа от психоанализа взрослых.

Анна Фрейд и ее работы.

В дальнейшем идеи детского психоанализа получили развитие, в первую очередь, в теории объектных отношений (линия, идущая от М.Кляйн), и в направлении, развивающем идеи А.Фрейд. В последние десятилетия значимый вклад в развитие детского психоанализа и детской психотерапии внес Д.Стерн. Именно детский психоанализ дал начало многочисленным направлениям и подходам в современной детской психотерапии, и шире - в детской практической психологии. Оформление детской психотерапии в самостоятельное направление, ее институциализация произошли в Европе в конце 1940-х - начале 1950-х гг. В рамках психоаналитической психотерапии были созданы центры подготовки детских психотерапевтов, ассоциации, программы и стандарты подготовки. К сожалению, в нашей стране эта работа находится еще в самом начале, стандарты подготовки детских психотерапевтов пока не разработаны, хотя в последние годы заметны серьезные продвижения в этой области. Несмотря на критику психоаналитического подхода и некоторое сокращение его влияния и популярности в работе с детьми в настоящее время, понятия, которые родились в русле психоанализа, вышли за рамки психоаналитической практики и вошли в обиход не только детских психотерапевтов разных направлений, но и детских практических психологов.

В 1930-х гг. возникли новые, игровые подходы в психотерапевтической работе с детьми - игровая терапия отреагирования Д.Леви, своими корнями уходящая в психоанализ, и игровая терапия отношений Дж.Тафт и Ф.Аллена. В игровой терапии отношений, истоки которой также находятся в психоанализе, а также в идеях О.Ранка с очевидностью проявилась феноменологическая ориентация. Дальнейшее развитие детской психотерапии происходило в соответствии с развитием психотерапии взрослых, по мере появления новых направлений. Так, на основе клиент-центрированного подхода К.Роджерса в 1950-х гг. возникла недирективная игровая психотерапия, центрированная на клиенте. Основателем этого подхода стала В.Экслайн, а углубление этого подхода осуществляется в работах Г.Лэпдрета. В.Экслайн и Г.Лэндрет воплотили в детской психотерапии идею Роджерса о том, что первичной мотивацией человека является самоактуализация, потребность в росте и развитии. В русле гуманистического направления все большую популярность приобретает гештальт-подход, который в 1970-х гг. начал применяться в работе с детьми и подростками (в первую очередь благодаря работам В.Оклендер). В 1960-х гг. поведенческая (бихевиоральная) терапия, основанная на различных принципах теории научения, стала успешно использоваться в работе с детьми. В целом, развитие поведенческой терапии с детьми шло в том же направлении, что и психотерапии взрослых - в сторону интеграции с когнитивной психотерапией. В течение последних десятилетий очевиден серьезный прогресс в области когнитивно-поведенческой психотерапии детей и подростков. Среди эффективных психотерапевтических подходов при работе с детьми следует назвать семейную психотерапию, в которой предметом работы, "пациентом" становится семья, т.е. акцент переносится с проблем ребенка на патологию семьи.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов


связь с админом