Главная страница
qrcode

5_Современная клиническая психология. 1. Становление и развитие клинической психологии


Скачать 19.07 Kb.
Название1. Становление и развитие клинической психологии
Дата09.10.2020
Размер19.07 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла5_Современная клиническая психология.docx
ТипСеминар
#159737
Каталог

Курс «Современная клиническая психология»
Курс относится к блоку профессиональных дисциплин, включает 10 часов лекций и 24 часа семинаров, проводится во втором семестре. По окончанию курса сдается экзамен.
Лектор Пушкина Татьяна Петровна, старший преподаватель каф. клинической психологии ИМПЗ НГУ, клинический психолог
Целью курса выступает ознакомление с фундаментальными и прикладными современными исследованиями в области клинической психологии, о возможностях этой науки, ее методологии, теоретических основах и эмпирических задачах.
Основные задачи дисциплины:

- ознакомить с современными представлениями, стратегиями и техниками работы в клинической психологии.

- рассмотреть современные проблемы клинической психологии, специфику взаимодействия клинического психолога и пациента, врача и других специалистов.

- рассмотреть основные подходы в психологическом консультировании.

-раскрыть социальную значимость, масштабность задач, межотраслевой и междисциплинарный характер клинической психологии.

- познакомить с эволюцией клинической психологии и интеграцией ее основных разделов (областей).

- дать содержательную характеристику основных методологических проблем и методических трудностей в современной клинической психологии.

- познакомить с биопсихосоциальным подходом к исследованию психических расстройств в психологии .

- показать роль современной клинической психологии в решении актуальных клинических и общепсихологических проблем.
Тема 1. Становление и развитие клинической психологии. Идея связи телесных (соматических) процессов с «душевными», связи мозга и психики, ее проявления на разных этапах развития человеческого общества и истории медицины. «Психологические» традиции отечественной медицины. Первая лаборатория экспериментальной психологии в России, открытая В.М.Бехтеревым (1885г.) – лаборатория медицинской психологии. Зарождение и развитие «клинической психологии» как области профессиональной деятельности психологов. Факторы, детерминирующие интенсивность развития современной клинической психологии. Профилактическая направленность здравоохранения, требующая активного участия клинической психологии.
Тема 2. Теоретические основы и исследовательские проблемы клинической психологии. Мозг и психика, психосоматические и соматопсихические соотношения. Соотношение биологического и социального, проблема нормы и патологии, болезни и здоровья, наследственное и личностно-средовое в этиологии и патогенезе психических расстройств.

Системный подход как теоретическая основа понимания психологической структуры болезни, восстановительного лечения, реабилитации больных. Основные категории теоретического аппарата клинической психологии: категория фактора в нейропсихологии и патопсихологии, патопсихологические и нейропсихологические синдромы. Фактор – это функция определенной мозговой структуры, нарушение которой ведет к появлению нейропсихологических и патопсихологических симптомов или синдромов. Патопсихологический синдром – патогенетически обусловленная общность симптомов, признаков психических расстройств, внутренне взаимообусловленных и взаимосвязанных. К патопсихологическим синдромам относят совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях. Основные патопсихологические регистр-синдромы.
Тема 3. Проблема метода в клинической психологии. Проблема измерения и оценки в клинической психологии. Методы клинической психологии. Проблема оценки эффективности терапевтического воздействия в клинической психологии. Плацебо-эффект и механизм его функционирования. Основные исследования эффективности психотерапевтического воздействия (Меннингерский проект исследования психотерапии: О.Кернберг и Р.Валлерштейн). Факторы эффективности психотерапевтического воздействия (вера в психотерапевтическую систему, отношения с терапевтом, оплата и др.).

Границы и возможности объективного подхода в клинической психологии. Структура и составные элементы модели научного объяснения Гемпеля и Оппенгейма (условия адекватности). Explanans (объясняющее) и Explanandum (объясняемое).
Тема 4. Методологические проблемы современной клинической психологии. Проблема нормы и патологии. Норма как реально существующий и устойчивый феномен. Возможность дихотомии норма-патология. Устойчивость границ нормы: психопатология обыденной жизни, пограничные и транзиторные расстройства. Социо-культурная детерминация представлений о норме. Релятивистские представления о норме. Норма как статистическое понятие. Адаптационные концепции нормы. Норма как идеал. Индивидуальное и видовое понятие нормы.

Проблема кризиса развития. Кризис - невозможность развития в неизменных условиях. Кризис как причина патологического развития. Кризис как источник нормального развития. Нормальные и патогенные кризисы.

Регрессия. Понятие регрессии. Виды регрессии (по А.Фрейд, К.Левину, Дж.Макдугалу). Проблема развития и распада в клинической психологии. Распад как негатив развития. Закон Джексона. Распад как специфическая форма развития. Несоответствие законов распада и развития. Роль компенсации при распаде.
Тема 5. Современная типология изменений (нарушений) психических функций и личности при разных видах аномалий и расстройств. Нарушения ощущений и восприятия. Методы исследования. Феноменология нарушений памяти. Связь нарушений памяти с изменением внимания и умственной работоспособности. Методы исследования нарушений памяти. Феноменология нарушений мышления, психологическая квалификация. Патология мыслительной деятельности в составе патопсихологических синдромов (на анализе шизофрении). Аномалии онтогенетического развития мышления. Умственная недостаточность, задержки развития. Олигофрения. Деменция. Слабоумие.
Феноменология изменений речевой деятельности. Мутизм. Неологизмы. Ранний аутизм – нарушение речевой деятельности как средства общения. Методы исследования нарушений речи.

Нарушения эмоций – наиболее распространенный вариант патологии психики. Депрессии и их виды, дисфории, дистимии. Маниакальные и гипоманиакальные состояния. Эйфория. Патология эмоций как фактора стимуляции, ориентации и регуляции деятельности. Структура мотивационной сферы. Влияние биологических факторов (генетических, морфофункциональных) на изменения структуры мотивационной сферы. Патологическое «обеднение» мотивационной сферы. Снижение целенаправленности.
Тема 6. Современная клиническая психология в соматической медицине. Психосоматика и психология телесности. Понятие болезни. Понятие внутренней картины болезни (ВКБ). Аллопластическая и аутопластическая картина болезни (К.Гольдшейдер). Сензитивная и интеллектуальная аутопластическая картина болезни (Р.А.Лурия). Уровни ВКБ: непосредственно-чувственный, эмоциональный, интеллектуальный, мотивационный. Структура динамической картины ВКБ: чувственная ткань, первичное означение, вторичное означение. Личностный смысл болезни и его типы. Болезнь как семиотическая система.
Тема 7. Психологические модели расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами. Расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами (ПАВ). Острая интоксикация, употребления с вредными последствиями, синдромы зависимости, состояния отмены, психотические и амнестические расстройства. Данные о распространенности аддиктивного поведения и злоупотребления ПАВ. Основные этиологические факторы: биологические (в т.ч. генетические), социологические, психологические (психоаналитические, бихевиоральные).
Тема 8. Психодиагностика и экспертные методы в психодиагностике. Основные методы, используемые в психодиагностике, их классификация. Особенности и возможности психодиагностической процедуры. Использование проективных графических методик в психологическом консультировании. Использование показателей динамики психического состояния по данным различных тестов.
Тема 9. Современные проблемы нейропсихологии. Установление закономерностей функционирования мозга при взаимодействии организма с внешней и внутренней средой. Нейропсихологический анализ локальных повреждений мозга. Проверка функционального состояния мозга и отдельных его структур. Экспериментальная нейропсихология. Клиническая нейропсихология. Коннективизм.
Тема 10. Сферы приложения деятельности клинических психологов. Специфика практической и научно-исследовательской деятельности клинического психолога. Основные направления работы клинического психолога. Достижение профессиональных целей клинического психолога. Психологический анализ практической деятельности клинического психолога.



Тема 11. Новейшие области исследований и зоны особого интереса клинической психологии. Влияние современных технологий удовлетворения потребностных состояний (технологии быстрого питания, пластической хирургии, средства массовой информации и др.) на динамику границ нормы и патологии. Клиническая психология организаций и корпораций (в сфере бизнеса и производства): «психотическая» корпорация, «пограничная» организация, «невротическая» фирма. Использование критерия «индекса реальности» П.Жане. Другие зоны интереса.

перейти в каталог файлов


связь с админом