Главная страница
qrcode

банковское право. 1. Взаимосвязь банковского права с другими отраслями права


Скачать 65.04 Kb.
Название1. Взаимосвязь банковского права с другими отраслями права
Дата26.03.2019
Размер65.04 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлабанковское право.docx
ТипДокументы
#155930
Каталог

1. Взаимосвязь банковского права с другими отраслями права.
Отраслями, смежными с банковским правом, являются гражданское, административное, финансовое и предпринимательское право.

Банковское и предпринимательское право

Наиболее тесно банковское право связано с предпринимательским. Эта связь главным образом выражается в том, что банковская деятельность является разновидностью предпринимательской деятельности со всеми присущими ей признаками: самостоятельность, систематичность, направленность на извлечение прибыли, рисковый характер, легальность, профессионализм. Вместе с тем банковская деятельность — обособленная сфера предпринимательства, специфику которой подробно изучает банковское право. Если предмет предпринимательского права составляют предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества, то банковское право целиком и полностью концентрирует внимание на той группе отношений, которые складываются по поводу банковской деятельности, имеют ближайшее соприкосновение с банковской системой.

Банковское и административное право

В переводе с латинского «администрация» означает «управление». Административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления). Главная особенность административных отношений состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т. с. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях РФ. Эти общественные отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью.

Отношения, регулируемые банковским правом, не относятся к сфере исполнительной власти. В соответствии с Конституцией РФ и Законом о Банке России ЦБ РФ также не является органом исполнительной власти.

Кроме того, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, находятся в ведении Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), в то время как административное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).

В то же время близость банковского и административного права обусловлена тем, что и Банк России, и органы исполнительной власти осуществляют публично-правовое регулирование соответствующих общественных отношений, оказывают публично-правовое воздействие на соответствующие субъекты.

Банковское и финансовое право

Финансовое право как отрасль права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач. Иными словами, предмет финансового права — отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Таким образом, из всего круга финансовых и банковских отношений смежными являются лишь отношения между Банком России и кредитными организациями по поводу формирования и использования фонда обязательных резервов (ст. 38 Закона о Банке России). В этой связи в юридической литературе справедливо отмечается, что отношения по поводу образования и использования фонда обязательных резервов ЦБ РФ не относятся к отношениям, возникающим в процессе финансовой деятельности государства, поскольку внутри банковской системы не образуются финансовые фонды денежных средств, а фонд обязательных резервов Банка России не является государственным финансовым фондом денежных средств, он не направлен на покрытие государственных затрат, возникающих в процессе финансовой деятельности государства. Эти отношения не входят в сферу финансовой деятельности государства, т. с. в ту сферу, которая охватывается предметом финансового права. Отношения Банка России с кредитными организациями составляют предмет регулирования не финансового, а банковского права.

Вместе с тем Банк России может участвовать в финансовых отношениях и в этом качестве быть субъектом финансового права. Пример таких отношений — отношения по поводу перечисления Банком России в федеральный бюджет 50% фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов (ст. 26 Закона о Банке России).

Банковское и гражданское право

Нормы гражданского права определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулируют договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. В соответствии с п. 2 ст. 1 Г К РФ граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В банковском праве такая достаточно широкая автономия воли сторон — скорее исключение, чем правило, поскольку большинство норм банковского права императивны. К примеру, нормами гл. 44 ГК РФ регулируется такая банковская сделка, как договор банковского вклада. В соответствии с п. 1 ст. 836 ГК РФ договор банковского вклада должен быть заключен в письменной форме. Причем ГК РФ не конкретизирует, должен ли это быть один документ, подписанный сторонами, либо достаточно оферты и акцепта. Часть 2 ст. 36 Закона о банках в императивном порядке устанавливает, что привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику. Несоблюдение этого правила является правонарушением, за которое банк привлекается к ответственности по нормам не гражданского, а банковского законодательства.
2. Современное состояние банковской системы.
Более трех сотен токсичных банков уже выгнаны с рынка Центробанком России, десятки спасены, в том числе два банка из топ-10. Однако банковская система, как оказывается, все еще нездорова. Регулятору придется вдвое урезать количество финорганизаций в ближайшие четыре года, считает Fitch Ratings. Что же происходит с отраслью и куда она придет? 

Число банков в России может сократиться в два раза за четыре года на фоне «чисток» в секторе и возросшей конкуренции, считает рейтинговое агентство Fitch Ratings. 

«Хотя мы и ожидаем, что число банков может сократиться до 300 с порядка 600, мы полагаем, что около 50 банков будет достаточно для обслуживания российской экономики», – пишет Fitch. 
Fitch ожидает, что ЦБ выявит больше проблемных банков, которые будут ликвидированы или подвергнутся финансовому оздоровлению. При этом внимание регулятора больше обращено не на крупные, а на небольшие частные банки. Хотя полного их ухода ЦБ не хочет, поэтому вводит базовую лицензию для банков с капиталом меньше 1 млрд. рублей. 

Сложно представить, но с 2013 года по 1 сентября 2017-го в России уже были отозваны лицензии у 346 банков. В начале 2008 года в России вообще было более 1100 банков, а на 1 сентября 2017 года осталось всего 532.

Банковская система России нуждается в дальнейшей чистке, в один голос уверяют эксперты. И прогнозы по выводу с рынка еще 300 банков кажутся вполне логичными. 

«В свое время банковская система была запущена, на многие действия банков закрывались глаза, но когда в стране случилась кризисная ситуация, банки оказались слабым звеном, оказались не готовы к стресс-тестам и более жестким нормативам. Кроме того, многие банки просто работали и работают недобросовестно, действительно берут на себя высокие риски и способствуют отмыванию денежных средств», – говорит замдиректора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева. 

«В России учреждений, занимающихся реальной банковской деятельностью, не более 300–400 штук, остальные «банки» выполняют роль кассово-расчетных центров для определенных компаний или же это полностью криминальная история. 

Именно поэтому оценки Fitch полностью соответствуют российским реалиям. Учитывая постоянно вскрывающиеся финансовые дыры в банках, можно прийти к мнению, что финансовая система России далека от здорового состояния и чистка банковского сектора продолжится по крайней мере еще весь 2018 год», – согласен ведущий аналитик Amarkets Артем Деев. 

Плохо это или хорошо? Если бы Центробанк не начал своевременно отзывать лицензии, расчищать рынок от токсичных банков, то допустил бы коллапс банковской системы, жертвами которого стали бы миллионы вкладчиков. Вместо этого была разработана система страхования вкладов сначала на 700 тыс., а потом на 1,4 млн. рублей. И регулятор, не дожидаясь краха того или иного банка, убирал его сам с куда меньшими потрясениями для рынка. 

Fitch считает, что России вполне достаточно было бы, если бы осталось вообще всего 50 банков. Пусть останется даже 10 банков, главное надежных, которые ЦБ сможет контролировать и ручаться за них, чтобы компании и население могли спокойно доверять свои деньги этим организациям, считает Кокорева. «Конечно, плохо, когда выбора нет, но речь ведь не идет о том, чтобы оставить один или два банка, а речь о том, чтобы выгнать с рынка недобросовестных игроков», – добавляет эксперт. 

Смысл еще и в том, что чем меньше становится банков, тем лучше будут чувствовать себя оставшиеся. Ведь они получают себе в копилку освободившихся клиентов и вкладчиков от выбывших из игры. Например, совокупная прибыль банков России составляла 406 млрд. рублей, в прошлом году она уже вдвое больше – 790 млрд. рублей. При этом число игроков уменьшилось в два раза, и все больше доминируют на рынке госбанки, на которые приходится уже более 70% рынка. 

Почему же до сих пор требуется чистка банковского сектора регулятором, а главное, продолжаются банкротства реально крупных игроков рынка? В этом году начались серьезные проблемы в частных банках из топ-10 – ФК «Открытие» и «Бинбанке», которых ради сохранения рынка от коллапса и паники регулятор решил спасти.

Многие экономисты сразу заговорили о том, что проблемы в этих банках вскрыли банковский кризис в нашей стране. Хотя эксперты Fitch считают, что ситуация с «ФК Открытие» и Бинбанком не является признаком системного кризиса, так как их доля на рынке составляла всего 5%. И в целом система оздоровления банков через Фонд консолидации банковского сектора, введенная ЦБ, более эффективна, чем предыдущая, отмечают в агентстве. 

Однако многие все же не согласны с такой оценкой. «На наш взгляд, когда регулятору приходится начинать спасать системно-значимые финансовые учреждения, это не что иное, как полноценный банковский кризис», – говорит Артем Деев. 

«Главным признаком является то, что регулятор берет под контроль по-настоящему крупных игроков и стабилизация фактически происходит за счет эмиссии. Кроме того, как мы видим, уже даже на самом высоком уровне есть настороженность относительно размера дыр, которые вскрываются в балансах», – добавляет он. 

Директор центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев в своей колонке на РБК также говорит о банковском кризисе, который, по его мнению, длится уже несколько лет, и ушедшие с рынка сотни банков являются жертвами этого кризиса. Собственно, продолжение масштабной чистки банковского сектора является лишь подтверждением наличия кризиса в отрасли. 

Бывший министр финансов Алексей Кудрин заговорил о сложностях в российской финансовой системе, когда «выстрелили» проблемы крупного банка «Югры», которому дали умереть. Этот локальный кризис давал ему повод опасаться новой волны массового закрытия банков.

Что же происходит с банками, которые вроде в совокупности показывают прибыль? Основной причиной можно назвать геополитический и экономический кризис в России, начавшийся в 2014 году, в сочетании с ужесточением требований ЦБ РФ к размеру собственного капитала банков. 

После резкого роста ключевой ставки ЦБ и девальвации рубля кредитование пришло в ступор. Выживший бизнес заморозил все свои планы на развитие, новых кредитов не брал, население в целом проснулось и как минимум перестало набирать новые кредиты на все, что глазу нравится. 

С другой стороны, были те, кому не повезло больше – их бизнес закрывался или уволили с работы. В кризис доля таких неожиданных ненадежных заемщиков выросла, и банки не получали положенную мзду за выданные ранее кредиты. Государственные долговые бумаги тоже стали приносить банкам меньше. 

Кроме того, даже для не попавших в санкционный список банков кредитование на Западе стало большой проблемой, а текущие долги в валюте стало обслуживать дороже, как и всем, из-за девальвации рубля.

Многие организации стали в кризис предлагать нерыночные продукты, например, привлекать более высокими ставками по вкладам. Другие стали прокладками для обналичивания и отмывания денег и вывода их за границу. Каждый выживал как мог в силу своих принципов. Третьи, как, например, «Открытие», стали неумеренно раздувать активы, один за одним поглощая мелких конкурентов в погоне за лидерством на рынке. Или, как «Бинбанк», решили укрупниться за счет санации павших конкурентов. Но руководство ошиблось, не рассчитало силы и чуть было не потопило весь российский банковский рынок, который сразу же перекинулся бы на всю российскую экономику, только-только распробовавшую вкус макроэкономической стабильности и даже роста. 

Поэтому никто не даст гарантий, что новый банк не рухнет с новой силой до того, как ЦБ решит его утопить или, наоборот, кинуть спасательный круг. «Возможно, банкротства еще будут, мы этого не знаем», – говорит Кокорева. При этом эксперт согласна с Fitch. «Пока банковского кризиса еще нет: система функционирует, регулятор своевременно реагирует и устраняет нарушителей. Кризис начнется тогда, когда ситуация выйдет из-под контроля регулятора», – резюмирует эксперт.

Каждый месяц Банк России лишает лицензий региональные и федеральные кредитные организации. И, несмотря на то, что статистика демонстрирует тренд на стабилизацию банковской системы, увеличения количества вкладов не происходит. 

По словам доцента кафедры банковского дела РЭУ им. Г. В. Плеханова Дениса Домащенко, "краткосрочность большинства банковских депозитов и частые отзывы лицензий у организаций приводят к росту недоверия населения к финансовым институтам и провоцируют хаотичные изменения в объемах депозитов". 

По мнению эксперта, с одной стороны, снижение процентных ставок у флагманов банковской системы провоцирует тех, кто хочет найти наиболее доходные предложения, на поиск более привлекательных с финансовой точки зрения вариантов у средних и мелких организаций. С другой стороны, слухи о проблемах в банковской отрасли не способствуют стабилизации депозитной динамики. 

Это привело к тому, что в 19 банках размер привлеченных средств вырос за год более чем в 2 раза, однако в 33 банках объем вкладов физических лиц снизился на 50%. Такие процессы не позволяют рассматривать банковскую систему РФ как устойчивую и надежную за пределами первой десятки кредитных организаций. Напомним, что в нее входят Сбербанк России, Группа ВТБ, "Альфа-Банк", Газпромбанк, Россельхозбанк, "Бинбанк", ФК "Открытие", Промсвязьбанк, "Райффайзенбанк" и Московский кредитный банк. 

Финансовую систему в 2018 году ожидают важные структурные реформы, которые позволят стабилизировать российский банковский сектор как для самих кредитных организаций, так и для пользователей финансовых услуг, считает Лазарь Бадалов, доцента кафедры банковского дела РЭУ им. Г. В. Плеханова. 

В основе изменений, отмечает эксперт, лежит разделение банков на два вида: универсальные и базовые. В первую категорию попадут кредитные организации с минимальным размером собственных средств от 1 млрд. рублей. К ним будут применяться требования для банков в полном объеме. Ко второй категории будут причислены кредитные организации с размером собственного капитала от 300 млн. рублей, и на них будут распространяться упрощенные требования. Например, таким банкам будет позволено привлекать средства физических и юридических лиц во вклады без ограничений и кредитовать резидентов РФ.

3. Составьте схему современной банковской системы РФ.


4. Компетенции центрального банка.


Как банка

Как органа кредитно-денежной политики государства

Как центра банковской системы

Как контрагента государства

организует на территории РФ наличное денежное обращение

ежегодно не позднее 26 августа представляет в Госдуму проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год;

1) установление обязательных правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля;

проводит операции с бюджетом и обслуживает государственный долг

проводит денежно-кредитную политик

осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами РФ;

публикация сводной статистической и аналитической информации о банковской системе РФ;

выполняет функции агента и депозитария Правительства РФ

организует безналичные расчеты

монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

установление правил осуществления расчетов в РФ;

Присвоение статуса контрагента банков

осуществляет банковское регулирование и банковский надзор

участвует в разработке экономической политики Правительства РФ;

является кредитором последней инстанции для кредитных организаций;




взаимодействует с кредитными организациями

принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;

установление обязательных нормативов.




выполняет ряд внешнеэкономических функций

осуществляет кредитование Минфина РФ для покрытия разрывов между текущими бюджетными доходами и расходами, приобретение государственных ценных бумаг при их первичном размещении.







перейти в каталог файлов


связь с админом