Главная страница
qrcode

Лирические пьесы. 10 тетрадей Лирических пьес составляют бо льшую часть фортепианного наследия Эдварда Грига. Процесс их создания пронизывает всю жизнь композитора, от op. 12 (1867 г.) до op. 71 (1901 г


Скачать 24.23 Kb.
Название10 тетрадей Лирических пьес составляют бо льшую часть фортепианного наследия Эдварда Грига. Процесс их создания пронизывает всю жизнь композитора, от op. 12 (1867 г.) до op. 71 (1901 г
Дата14.10.2020
Размер24.23 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛирические пьесы.docx
ТипДокументы
#159763
Каталог


10 тетрадей «Лирических пьес» составляют бо́льшую часть фортепианного наследия Эдварда Грига. Процесс их создания пронизывает всю жизнь композитора, от op. 12 (1867 г.) до op. 71 (1901 г.)1

При более детальном рассмотрении среди пьес цикла можно найти зарисовки с натуры («Птичка», «Бабочка»), отзвуки художественных впечатлений («Песня сторожа», написанная под впечатлением от шекспировского «Макбета»), музыкальный портрет («Гаде»). Можно встретить элегию и ноктюрн, колыбельную, вальс, ариетту. Кроме того, Григ обращается к таким жанрам норвежской танцевальной народной музыки как гангар, халлинг и спрингданс.

Уже в первой тетради «Лирических пьес» op. 12 заметно разнообразие сюжетов и тем. В восьми «музыкальных зарисовках» находит воплощение и лирика («Ариетта», «Вальс», «Альбомный листок»), и фантастика («Песня сторожа», «Танец эльфов»), и народный быт («Народный напев») и народно-патриотическая тематика («Песня о Родине»). «Ариетта», открывающая цикл, своим образным содержанием вызывает ассоциации с пьесой «Почему?» из «Фантастических пьес» Шумана. Целиком выдержанная в светлом лирическом ключе, чистая и по-юношески наивная, «Ариетта» оставляет за собой ощущение недосказанности, оканчиваясь замиранием на начальной интонации пьесы, словно задавая вопрос. Важно заметить, что тему «Ариетты» Григ использовал ещё раз – в пьесе «Отзвуки/Воспоминания» из 10-й тетради «Лирических пьес», где тема предстаёт в облике вальса, более развёрнутой по форме и более сложная с точки зрения гармонии. Хотелось бы процитировать Асафьева: «Сердце композитора «сдавало», уступало старости. Ариеттой – воспоминанием – он прощался со своей весной, с порой юности и молодости и ею завершал свои лирические высказывания»2

Образцом использования светлых поэтических образов, а также звукоподражания, является «Птичка» из третьей тетради. Тонкая звукопись этой пьесы могла быть навеяна «Лесными сценами» Р. Шумана, а именно – «Вещей птицей» из этого цикла, но без характерной загадочной таинственности. Мелодия её соткана из коротких поющих трелей и «скачущего ритма» в прозрачной фактуре с преобладанием звенящего верхнего регистра.

Среди пьес из поздних тетрадей «Лирических пьес» выделяется «Свадебный день в Трольхаугене» (op. 65/8 тетрадь, 1896 г.). Первоначально она называлась «Пришли с поздравлениями», что указывает на происхождение пьесы, которая была написана 11 июня – в годовщину свадьбы самого Грига. Также она посвящена жене композитора – Нине Григ. По масштабности, степени виртуозности и яркости образов он приближается к типу концертной пьесы. В его основе лежит жанр свадебного шествия. Мелодию марша сопровождает квинтовый бас, придающий звучанию сельский колорит. Праздничным и торжественным образам крайних частей противопоставлена нежная лирика средней, мелодия которой строится на романсовых интонациях, в которых слышится искреннее признание в любви.

Пятую тетрадь «Лирических пьес» (op.54) можно считать кульминацией этого обширного цикла. Она ещё шире воплощает образы северной природы. Лирика, пейзаж, народный быт и фантастика – все эти грани творчества Грига служат цели изображения родины композитора – Норвегии. Пьесы объединяет тональность С-dur, преобладающая в цикле. Интересно, что пьесы op.54 более известны в оркестровой редакции: в «Лирическую сюиту» для оркестра вошли «Мальчик-пастух», «Гангар», «Шествие гномов».

Открывается цикл пьесой «Мальчик-пастух», мечтательной элегией-пасторалью. Ткань сочинении плавно прорастает из свирельного напева. Норвежский народный минорный лад с повышенной четвёртой ступенью придаёт музыке особую остроту и экспрессию. Насыщенная хроматизмами, она приобретает оттенок томления.

Следующая пьеса – «Гангар» / «Норвежский крестьянский танец» - создаёт разительный контраст с предшествующим ему пастушьим наигрышем. Это – крестьянский танец-шествие в спокойном величавом характере, который строится на развитии и вариантных повторах одной темы. Сельский колорит достигается путём имитации свирельных наигрышей, выдержанного баса, жёстки гармоний цепи больших септаккордов, звучащих будто бы грубовато. Стремясь изобразить картину приближающегося шествия, Григ применяет в этой пьесе вариационную форму с последовательным динамическим нарастанием. Народная тематика в «Гангаре» предвосхищает собой появление цикла «Крестьянских танцев».

Следующее за «Гангарой» «Шествие троллей» («Шествие гномов») продолжает линию фантастических образов из «Пер Гюнта». Эти же образы позже всплывут в пьесе «Кобольд» из op. 71, а также в посмертно изданных трёх пьесах для фортепиано. Но в этой пьесе изображается совсем не мрачное подземное царство из пьесы Ибсена. Наоборот, музыка «Шествия» наполнена тонким юмором, благодаря чему герои пьесы – тролли – воспринимаются как забавные существа, но никак не в качестве демонических сил. очертания стремительного шествия воплощены в крайних частях трёхчастной формы. Оно характеризуется прихотливым рисунком метрических акцентов, синкоп, чередованием стучащей ритмики и стремительных «вихревых» фигур, нарастаниями и спадами звучностями. Средняя часть ассоциируется с народной мелодией благодаря простой по структуре теме и строгости гармонического склада.

Следующий за «Шествием…» «Ноктюрн» - один из самых поэтичных образцов григовской лирики. В основе первой части трёхчастной формы лежит зыбкая мелодия, наполненная устремлёнными вверх фразами, напряжённостью хроматизмов, уводящих от ясных тяготений. Однако самое начало темы вырастает из наигрыша народного склада (a-gis-e). Всё подчинено задаче создания неподвижного, застывающего образа.

«Скерцо» и «Колокольный звон» не принадлежат к популярным произведениями Грига. Несмотря на отсутствие программного обозначения, «Скерцо» примыкает к сфере сказочной фантастики. Причудливость образов отражается и в использовании необычной для композитора двухголосной фактуре: основная мелодия в левой руке развивается на фоне пассажей правой. Фантастичность подчёркивается сочетанием тонкого pianissimo и яростного forte.

Тенденции импрессионисткой звукописи Грига отчётливо ощущаются в последней пьесе цикла – в «Колокольном звоне». По словам Грига, эта пьеса была навеяна перезвоном колоколов Бергена. «Колокольный звон» построен на сочетании и наслоении квинтовых созвучий различных функций (тоника накладывается на доминанту, доминанта – на субдоминанту). Таким образом, красочность звучности выходит на первый план. Эта пьеса ярче всех из пятой тетради обнаруживает принципы импрессионизма и предвосхищает стиль Равеля и Дебюсси.

Асафьев Б. В. Избранные труды : [в 5 т.] Т. 4: Избранные работы о русской музыкальной культуре и зарубежной музыке. - М.: АН СССР, 1955. – 438 с.
  • Музыкальная литература зарубежных стран Вып. 5: [Гуно. Бизе. Сметана. Дворжак. Григ. Дебюсси. Равель] .- 3-е изд., испр. - М.: Музыка, 1975. - 391 c.
  • Левашева О. Е. Эдвард Григ: очерк жизни и творчества. – М.: Музгиз, 1962. – 826 с.

     op. 12, 38, 43, 47, 54, 57, 62, 65, 68 и 71.


    перейти в каталог файлов


  • связь с админом