Главная страница
qrcode

2 пед. 2. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности.


Название2. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности.
Анкор2 пед.doc
Дата15.01.2018
Размер54 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла2 пед.doc
ТипДокументы
#56355
Каталогid115296747

С этим файлом связано 10 файл(ов). Среди них: 5 пед.doc, 4 пед.doc, Unichtozhenie_bolshogo_oblaka_gaza_G2_chyornoy_dyroy_Strelets_A_, 3 пед.doc, 2 пед.doc, Cherez_vselennuyu.gif, 1 пед.doc, Snimok_Khabbla_po_otnosheniyu_k_ostalnoy_chasti_nochnogo_neba.gi, elektrostimulyatsia_samosoznania_vo_sne.pdf.
Показать все связанные файлы

2. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности и принципы воспитания. Особенности воспитательной практики в различные периоды развития общества. Классические педагогические идеи в области воспитания.
Категория воспитания - одна из основных в педагогике. От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явления. Поэтому обратимся в первую очередь к терминологическому рассмотрению. Исходное значение слова "воспитание" обусловлено корневой частью слова: "воспитание" - это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. В данном значении слова процесс воспитания свойственен и животным - "питают" своим молоком млекопитающие.

Сегодня термин "воспитание" далеко ушел от своего исходного смысла, тем не менее нельзя не признавать, что опора на смысловой исток сохраняется до сих пор. "Питание", в его прямом значении, обеспечивает рост и функционирование организма. "Питание", в его фигуральном смысле, означает социализацию маленького ребенка, вхождение его в культуру и "усвоение" того, что выработано культурой. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют следующие аспекты анализа этого понятия:

1) воспитание (в широком социальном смысле), включая в него воздействие на личность общества в целом (т. е. отождествляя воспитание с социализацией), рассматривается как социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека;

2) воспитание (в узком смысле) - как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений;

3) воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма).

Под сущностью воспитания будем понимать социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин "гуманное воспитание". Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.

Суть воспитательной деятельности, ее стержень, составляют воспитательные отношения.

Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, устанавливаемых в воспитательной деятельности, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.

Выбор цели воспитания определяет тип воспитательных отношений, объективных – складывающихся непосредственно при организации самой деятельности и субъективных, возникающих на личностном уровне в процессе деятельностного взаимодействия и общения.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, свободное, демократичное и общинное воспитание. По цели, способам достижения цели и результату воспитания выделяют традиционное, гуманистическое, коммунистическое и др.

Закономерности и принципы гуманистического воспитания

Воспитание как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей. Из этого следует, что педагогические закономерности есть отражение прежде всего объективных причинно-следственных связей в системе реальных отношений воспитанника с внешним миром. Однако эти отношения опосредованы взрослыми людьми, семьей, коллективом, обществом.

Воспитание как социально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей подчиняется метапринципам гуманистического воспитания - это концентрированное, инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях организации образования. Все принципы определенным образом соподчинены, представляя собой иерархическую систему, причем каждый из них предполагает другие и реализуется только при условии осуществления всех остальных принципов.

1.  природосообразности .

2.  культуросообразности

3.  деятельностного и личностного подходов. .

4.  полисубъектного (диалогического) подхода.

5.  индивидуально-творческий подход.

6.  этической взаимоответственности.

Частные принципы организации воспитательной работы:обучения и воспитания детей в коллективе, связи воспитания с жизнью и производственной практикой, соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу, эстетизации детской жизни,

Виды воспитания

С содержательной точки зрения воспитание классифицируется по-разному. Наиболее обобщенная классификация включает в себя: умственное; трудовое; физическое воспитание Часто, принимая во внимание аспекты воспитательного процесса, называют (в различных сочетаниях) идейно-политическое, военно-патриотическое, патриотическое, нравственное, интернациональное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. Существуют концепции прагматического, гражданского, ценностного, коллективистского, коммуникативного воспитания и др. По институциональному признаку выделяют семейное воспитание, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), а также воспитание в детских и юношеских организациях, по месту жительства (общинное в американской и русской педагогиках), в закрытых и специальных учебно-воспитательных учреждениях.

Базовые теории воспитания и развития личности.

Типы (модели) воспитания обусловлены уровнем развития обществ, их социальной стратификацией (соотношением социальных групп и слоев) и социально-политическими ориентация-ми. Поэтому воспитание осуществляется по-разному в тоталитарном и демократическом обществах. В каждом из них воспроизводится свой тип личности, своя система зависимостей и взаимодействий, степень свободы и ответственности личности.

Различные типы обществ в разные исторические времена по-разному понимали цель и смысл воспитания. В современную эпоху целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности становится основной целью (идеалом) современного воспитания.

  • Первобытно - общинный строй – передача жизненного опыта, включение в жизнь общества.

  • Рабовладельческий строй – для свободнорожденных: достойный гражданин Отечества (Платон), самосовершенствование (Аристотель); для рабов: покорность хозяину и послушание.

  • Феодальный строй – для господ: служение Богу и сьюзерену; для слуг: покорность Богу и хозяину.

  • Капиталистическое общество – создавать условия для формирования личности работника.

  • Социалистическое общество – формировать гармонично развитую личность на основе принципов природосообразности, культурособразности и коллективизма.

  • Современный этап – способствовать развитию свободолюбивой личности; формировать гуманистическую основу взаимодействия личности и общества; обеспечить условия для расцвета индивидуальности каждого.

Различные цели воспитания по-разному определяют и его содержание, и характер его методики.

Критерии и показатели уровней воспитанности.

Прежде всего, необходимо отметить, что нет однозначных решений проблемы определения критериев и показателей уровней воспитанности. Подходы исследователей различны не только в определении тех или иных критериев, показателей, но и в определении сущностных признаков этих понятий.

В.И. Журавлев, например, определяет критерии как научно обоснованные эталоны, по которым устанавливается степень достигнутого в развитии, формировании, обучении, воспитании учащихся. А показатели - как явления, характеризующие уровень развития личности, ее обученность, воспитанность, наблюдаемые визуально и устанавливающие меру реализации на практике выработанных у школьников навыков и умения поведения, знаний.

В "Большом энциклопедическом словаре" критерий определяется как "признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки".

Критерий выражает сущностные изменения объекта и представляет собой знание предела, полноты проявления его сущности в конкретном выражении.

На основе критериев воспитанности и воспитуемости А.К. Маркова выделяет следующие уровни воспитанности и воспитуемости.

Воспитанность (высокий уровень): широкий запас нравственных знаний (об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к себе). Синтез нравственных представлений в целостное индивидуальное мировоззрение. Согласованность нравственных знаний с личными убеждениями, мотивами. Гармония знаний и убеждений с нравственным поведением, единство слова и дела в учении. Развернутые познавательные и социальные мотивы в учении, интерес к способам работы. "Сильное" целеполагание - удержание целей в ситуациях затруднений, ошибок, помех, доведение работы до конца. Преобладание положительных конструктивных эмоций в учении.

Воспитанность (низкий уровень): слабые, разрозненные нравственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Усвоенные нравственные знания не всегда принимаются как основа личных убеждений, личные мотивы рассогласованы с общепринятыми правилами и нормами. Разлад, рассогласование у самого человека нравственных знаний, убеждений, поступков. Мотивы учения на уровне интереса к фактам, узкая ориентация на результат работы при отсутствии интереса к способам работы. Цели негибкие, нереалистические, ситуативные и неперспективные, разрушаются в условиях затруднений и помех. Преобладают отрицательные деструктивные эмоции в учении, тревожность, неуверенность в себе.

Воспитуемость - это откликаемость на воспитательные воздействия извне, готовность к переходу на новые уровни развития личности.

Воспитуемость (высокий уровень): откликаемость на помощь другого человека в развитии его личности - следование советам другого человека. Легкость использования и преобразования усвоенных способов социального поведения в новых условиях. Активная ориентировка в новых социальных условиях.

Воспитуемость (низкий уровень): закрытость личности для развития, нежелание прислушиваться к советам окружающих. Затрудненная ориентировка в новых социальных условиях. Трудновоспитуемость - барьеры, конфликты с окружающими, агрессия при попытках воздействия со стороны другого человека.

Классические педагогические идеи в области воспитания.

  1. Групповое воспитание и личный пример – самые древние приемы в воспитания подрастающих поколений: личный пример в общине охотников и земледельцев или скотоводов.

  2. В Древней Греции в Афинах— воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным (от греч. harmonia – согласованность, стройность). Это означает, что все стороны личности должны формироваться, одновременно и в тесной взаимосвязи между собой, а в Спарте — идея спартанского военно-спортивного воспитания с навыком лаконичной речи.

  3. Я. А. Коменский призывает к воспитанию заботы в ребенке на основе развития добродетелей.Я. Коменский в “Великой дидактике” отмечал:

  1. Семена знания, нравственности и благочестия присущи каждому нормальному человеку от рождения, отсюда надо только легкое побуждение и некоторое разумное руководство…

  2. Добродетель развивается посредством дел, а не посредством болтовни…

  3. Особенно детский возраст вообще побуждается и направляется к действию больше примерами, чем правилами. Слабо прививаются предписания, а если показываешь, то этому подражают без всяких приказаний”.

4. Групповое воспитание более эффективно по сравнению с индивидуальным. “Больше получается пользы и удовольствия, когда работа одних служит примером и побуждением для других”.

  1. В эпоху Возрождения и в XVIII-XIX вв. в связи с утверждением идей гуманизма появляются концепции целостного развития личности и осуществляются попытки их реализации. Об этом свидетельствует "Школа радости" В. де Фельтре, в которой ребенку предоставлялась возможность свободного физического и умственного развития; теория свободного воспитания Ж.Ж.Руссо, предлагавшего в развитии ребенка следовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы; идея И.Г. Песталоцци о полном развитии всех сущностных сил формирующегося человека путем вовлечения их в активную жизнедеятельность. Эти прогрессивные идеи явились теоретическим обоснованием таких течений в педагогике, как "Новые школы" во Франции, Швейцарии, элитарные школы в США, Германии, Австрии, связывающие образование и воспитание ребенка с природой, свободным развитием, естественными, типа семейных, отношениями между детьми и взрослыми.

  2. Идеи свободного воспитания для жизни Ж.Ж. Руссо .

  3. К.Д. Ушинский дал свою трактовку сложнейших и всегда актуальных вопросов: о психологической природе воспитания; о пределах и возможностях воспитания, соотношении воспитания и обучения; соотношении воспитания и развития; сочетании внешних воспитательных воздействий и процесса самовоспитания. Предметом воспитания по К.Д. Ушинскому является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то «она должна прежде узнать его во всех отношениях». Это означало изучение физических и психических особенностей человека, влияний "непреднамеренного воспитания" - общественной среды, "духа времени", его культуры и общественных отношений.

  4. Сообщается система ценностей и приучаются ей следовать. “Дать направление и сердцу и уму” – В.Г. Белинский.

  5. Идеи социального воспитания А.С. Макаренко.

  6. И.П. Иванов. Только в общей, товарищеской творческой заботе происходит развитие альтруистических нравственных личностных отношений и преодоление потребительских, эгоистических личностных отношений. Поэтому необходимо превращать каждый вид деятельности человека (во всех ее сферах, во всех областях жизни) в товарищескую, творческую заботу – жизненно-практическую и воспитательную (открытую и скрытую), предотвращая их превращение в заботу потребительскую, эгоистическую. Таким образом будет формироваться позитивная доминанта, открытая отечественным ученым А.А. Ухтомским (1875-1942) на стыке многих наук: физиологии, психологии, философии, социологии, этики, истории, богословия.

перейти в каталог файлов


связь с админом