Главная страница
qrcode

Немировский А. Пластическая выразительность акт... А. немеровский пластическая выразительность актера


НазваниеА. немеровский пластическая выразительность актера
АнкорНемировский А. Пластическая выразительность акт.
Дата01.10.2017
Размер2.6 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНемировский А. Пластическая выразительность акт...doc
ТипРеферат
#40024
страница8 из 28
Каталогid9360048

С этим файлом связано 27 файл(ов). Среди них: Товстоногов Г.А._Зеркало сцены_Том 2.doc, Славский Р. Искусство пантомимы.doc, Немировский А. Пластическая выразительность акт...doc, 2013_noch_v_teatre.doc, Professia_rezhisser.rtf, ChEKhOV_M_O_Stanislavskom.doc, Tsellofanovoe_schastye.pdf и ещё 17 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   28

«УБЕГАЮ — ДОГОНЯЮ»


Одно из упражнений, развивающее быстроту, энергичность, «взрывность» актера, чувство выразительной формы, условно называется «убегаю — догоняю». В нем участвуют два человека.

Один из учеников, находясь в ближнем углу зала, предельно сгруппировавшись, убегает от противника. На расстоянии приблизительно 2—3 метров за ним гонится преследователь и с возгласом ПОПАЛ резко бросает в него воображаемый камень. Это является сигналом партнеру для фиксации удара (в затылок или в спину).

Дальше следуют самые разнообразные окончания этого действия, составляющие суть упражнения. Найденное исполнителями определенное эмоциональное и психологическое развитие и окончание действия должно быть воплощено в точном пластическом и ритмическом рисунке движения. Студентам предоставляется полная свобода импровизации. В этом случае раскрываются не только способности выразительно двигаться, но и определенный психологический склад ученика, его склонности к драматическому, лирическому или романтическому началу.

На первых занятиях рисунок движения предлагает педагог, в дальнейшем его сочиняют сами студенты. Они выслушивают предложенный педагогом вариант развития и окончания упражнения, осмысливают его, после чего следует команда педагога ВПЕРЕД.

Выполнить это упражнение могут лишь те ученики, которые в состоянии стремительно взять старт. Медленное и вялое начало сразу же губит упражнение.

Какими же могут быть эти окончания? Примеры взяты из моей работы со студентами и сочинены в основном ими. Условимся, что убегающий — партнер А, догоняющий — партнер Б.

Первый вариант

1. Убегает, погоня, попал (удар в затылок).

2. Фиксация ранения, схватился обеими руками за затылок, по инерции 2—3 шага вперед.

3. Пауза 4 секунды.

4. Произвольное падение (рис. 13).

84



Второй вариант

1. Убегает, погоня, попал (удар в затылок).

2. Фиксация ранения, 2—3 шага вперед.

3. Медленно повернулся лицом к противнику.

4. Пауза 4 секунды.

5. Произвольное падение.

85

Третий вариант

1. Убегает, погоня, попал (удар в затылок).

2. Фиксация ранения, 2—3 шага вперед.

3. Медленно повернулся лицом к противнику, выпрямился.

4. Пауза 4 секунды.

5. Медленно сделал 2—3 шага по направлению к партнеру.

6. Пауза 2 секунды.

7. Произвольное падение.

Четвертый вариант

1. Убегает, погоня, попал (удар в затылок).

2. Фиксация ранения, 2—3 шага вперед.

3. Медленно повернулся лицом к противнику.

4. Пауза 4 секунды.

5. Одновременно партнеры А и Б медленно подходят друг к другу.

6. Пауза 3 секунды.

7. Падение, партнер Б подхватывает падающего, медленно опускает его на пол и сам становится на одно колено, склонившись над «умершим».

Пятый вариант

1. Убегает, погоня, попал (удар в затылок).

2. Фиксация ранения, 2—3 шага вперед.

3. Повернулся лицом к противнику.

4. Пауза 4 секунды.

5. Быстро поднял воображаемый камень и бросил его в лицо партнеру Б.

6. Фиксация ранения партнером Б.

7. Пауза 2 секунды.

8. Падение партнера Б.

9. Спустя 4 секунды падение партнера А.

Шестой вариант

1. Убегает, погоня, попал (удар в спину).

2. Фиксация ранения, 2—3 шага вперед.

3. Повернулся лицом к противнику.

4. Пауза 4 секунды.

5. Падение.

6. Пауза 6 секунд.

7. Медленно приподнимается на колени.

8. Подползает на коленях к партнеру Б, пытается подняться и падает лицом вниз, раскинув руки и ноги в стороны.

9. Пауза 4 секунды.

10. Партнер Б желает убедиться в «смерти» партнера А, подходит к нему, движением ноги переворачивает партнера А на спину.

86

Седьмой вариант

1. Убегает, погоня, попал (удар в затылок).

2. Фиксация ранения, 2—3 шага вперед.

3. Повернулся лицом к противнику.

4. Пауза 4 секунды.

5. Падение.

6. Пауза 6 секунд.

7. Медленно поднимается и подходит на согнутых ногах к партнеру Б, пытается выпрямиться, но, обессиленный, падает лицом вниз, раскинув руки и ноги в стороны.

8. Пауза 4 секунды.

9. Партнер Б желает убедиться в «смерти» партнера А, движением ноги переворачивает его на спину.

10. Партнер Б поднимает А и уносит его.

Восьмой вариант

1. Убегает, погоня, попал (удар в спину).

2. Фиксация ранения, 2—3 шага вперед.

3. Повернулся лицом к противнику, выпрямился.

4. Пауза 4 секунды.

5. Медленно, но решительно двинулся на расслабленных ногах к партнеру Б (3—4 шага).

6. Партнер Б отступает, координируя свои движения от А.

7. Пауза 4 секунды.

8. Партнер Б убегает.

9. Пауза 2 секунды.

10. Партнер А произвольно падает.

Девятый вариант

1. Убегает, погоня, попал (удар в спину).

2. Фиксация ранения, 2—3 шага вперед.

3. Повернулся лицом к противнику.

4. Пауза 4 секунды.

5. Медленно подошел к партнеру Б.

6. Пауза 4 секунды.

7. Партнер Б резко толкает в грудь А, и тот падает.

Десятый вариант

1. Убегает, погоня, попал (удар в затылок).

2. Фиксация ранения, 2—3 шага вперед.

3. Повернулся лицом к противнику, выпрямился.

4. Пауза 4 секунды.

5. Медленно двинулся к партнеру Б.

6. Пауза 4 секунды.

7. Партнер А из последних сил резко замахивается, стараясь нанести удар кулаком в лицо Б. Партнер Б уклоняется и отвечает ударом правой рукой в челюсть. Партнер А падает.

87

Одиннадцатый вариант

1. Убегает, погоня, попал (удар в затылок).

2. Фиксация ранения, 2—3 шага вперед.

3. Повернулся лицом к противнику, выпрямился.

4. Пауза 4 секунды.

5. Медленно подошел к партнеру Б.

6. Пауза 4 секунды.

7. Партнер А из последних сил резко замахивается, стараясь нанести удар кулаком в лицо партнеру Б, который уклоняется, подставляя согнутую спину. Партнер А промахивается и по инерции, перекатываясь через спину Б, приземляется, используя передний кувырок.

Двенадцатый вариант

1. Убегает, погоня, попал (удар в спину).

2. Фиксация ранения, 2—3 шага вперед.

3. Повернулся лицом к противнику.

4. Пауза 4 секунды.

5. Медленно подходит к партнеру Б.

6. Пауза 2 секунды.

7. Обессиленный, медленно опускается на оба колена.

8. Пауза 2 секунды.

9. Потеряв сознание, падает к ногам партнера Б.

Тринадцатый вариант

1. Убегает, погоня, попал (удар в затылок).

2. Фиксация ранения, 2—3 шага вперед.

3. Повернулся лицом к противнику, выпрямился.

4. Пауза 4 секунды.

5. Медленно подходит к партнеру Б.

6. Пауза 2 секунды.

7. Медленно опускает обе руки на плечи Б, стараясь удержаться от падения.

8. Пауза 3 секунды.

9. Медленно сползает по корпусу Б к его ногам и падает.

Четырнадцатый вариант

1. Убегает, погоня, попал (удар в затылок).

2. Фиксация ранения, 2—3 шага вперед.

3. Повернулся лицом к противнику, выпрямился.

4. Пауза 4 секунды.

5. Медленно подходит к партнеру Б.

6. Пауза 4 секунды.

7. Опускает обе руки на плечи Б, стараясь удержаться от падения.

8. Пауза 4 секунды.

9. Медленно сползает; Б осторожно подхватывает его за талию и опускает на пол, склонившись над ним.

Пятнадцатый вариант

1. Убегает, погоня, попал (удар в спину).

88

2. Фиксация ранения, 2—3 шага вперед.

3. Пауза 3 секунды.

4. Медленно повернулся к партнеру Б.

5. Пауза 4 секунды.

6. Резкий, из последних сил рывок к партнеру (3—5 шагов), падение.

Шестнадцатый вариант

1. Убегает, погоня, попал (удар в спину).

2. Фиксация ранения.

3. Пауза 3 секунды.

4. Медленно повернулся к партнеру Б.

5. Пауза 2 секунды.

6. Бросился на партнера Б и схватил его за горло двумя руками.

7. Пауза 4 секунды.

8. Медленно сполз и упал к ногам партнера Б.

Приведенные варианты показывают, сколь действенными и выразительными бывают различные окончания этого этюда. Однако этим далеко не исчерпываются поиски и других вариантов. В этюде могут участвовать юноши и девушки в различных сочетаниях: юноша с юношей; девушка с девушкой; юноша с девушкой. Последний вариант дает наибольший простор для воображения и поисков самых разнообразных психологических решений.

Очень важно, чтобы финал этюда напоминал выразительную скульптуру. Пластическая контактность партнеров должна выражать их внутреннее состояние. В большой степени это зависит также и от партнера Б. Именно он своей «лепкой» к партнеру А создает определенность и завершенность формы.

«НАБРОСИТЬ ПЛАЩ»


Упражнение «Набросить плащ» с применением шпаги, плаща и кинжала, не требующее от студентов специальной техники сценического фехтования, аналогично упражнению «Убегаю — догоняю».

Студенты стоят друг против друга чуть наискосок, примерно на расстоянии полутора-двух метров.

А
Б

Партнер А вооружен шпагой, у партнера Б — плащ и кинжал в правой руке. У партнера А левая нога выставлена вперед на расстоянии шага, рука со шпагой опущена вниз. Партнер Б находится в той же позиции. Левой и правой рукой он держит плащ за верхнее крепление. В правой руке у него также кинжал, опущенные вниз руки находятся примерно на расстоянии двадцати-тридцати сантиметров одна от другой. Таково исходное положение упражнения.

1. Партнер А с выпадом правой ноги вправо вперед замахивается шпагой на удар справа сверху.

89

2. Партнер Б, одновременно делая такой же выпад параллельно партнеру, набрасывает ему плащ на голову и через мгновение наносит кинжалом «удар в спину» (движение кинжала безопасно, оно направлено параллельно корпусу и скрыто от зрителя) с одновременным ударом каблуком правой ноги об пол. Это является звуковым сигналом для А. Он фиксирует ранение, прогибаясь в спине. Партнер Б быстро делает 2—3 шага вправо назад, останавливается и оказывается лицом к противнику. После этих заданных для всех движений возможно самое различное развитие и окончание этюда.

Схема тренировки предварительной части упражнения

А

1. Выпад правой ногой вправо.


Б

Выпад правой ногой вправо параллельно партнеру.

Пауза. Встать в исходное положение.

2. Повторение выпада правой ногой вправо, замах шпагой справа сверху (наотмашь).

Повторение выпада правой ногой вправо параллельно партнеру и одновременно поднять плащ обеими руками на уровне головы противника.

Пауза. Встать в исходное положение.

3. Выпад правой ногой вперед вправо, замах шпагой справа сверху (повторение второго движения).

Одновременно с выпадом набросить плащ обеими руками на голову противнику, замах Фиксация кинжалом и удар в спину с удара. одновременным ударом каблука правой ноги об пол.

4. —

Отскочить в сторону.


Каждое движение тренируется раздельно, а затем все упражнение слитно.

Ниже предлагаются различные варианты этюда после того, как плащ наброшен на голову, нанесен удар в спину и партнер Б отскочил в сторону.

Первый вариант

1. Расслабление, руки опускаются.

2. Пауза 2 секунды.

3. Делает 2—3 шага на расслабленных ногах и падает с плащом, наброшенным на голову.

Второй вариант

1. Расслабление, руки опускаются.

2. Пауза 2 секунды.

3. Из обессиленной правой руки падает шпага.

4. Пауза 2 секунды.

90

5. Из последних сил срывает правой рукой плащ.

6. Бросает плащ в лицо Б и падает к его ногам.

Третий вариант

Партнер А резко рубит шпагой справа налево, стараясь поразить Б, но промахивается, шпага свистит в воздухе, и он падает по инерции в направлении движения шпаги.

Четвертый вариант

Партнер А резко рубит шпагой справа налево, стараясь поразить Б, но промахивается, шпага свистит в воздухе, и он, обессиленный, с наброшенным на голову плащом, делает 2—3 шага и падает.

Пятый вариант

Партнер А резко, из последних сил, с наброшенным на голову плащом, бросается на Б с уколом (стрелой) и, промахнувшись, падает.

Шестой вариант

1. Расслабление, руки опускаются.

2. Пауза 2—3 секунды, шпага падает.

3. Делает несколько шагов на расслабленных ногах по направлению к партнеру.

4. Пауза 2—3 секунды.

5. Обессиленный, опускается на колени и падает вперед, раскинув руки.

Седьмой вариант

1. Расслабление, руки опускаются.

2. Пауза 2—3 секунды.

3. Партнер Б срывает плащ с А.

4. Пауза 4 секунды.

5. Партнер Б резко и сильно бросает плащ в лицо обессиленного партнера А, и тот падает.

Восьмой вариант

1. Расслабление, потеря шпаги.

2. Пауза 2—3 секунды.

3. Резко срывает с себя плащ и швыряет его в лицо Б.

4. Пауза 2—3 секунды.

5. Двигается по направлению к Б. Обессиленный, опускается на колени и падает.

Девятый вариант

1. Расслабление, потеря шпаги.

2. Пауза 2—3 секунды.

3. Срывает с себя плащ и бросает его в Б.

4. Пауза 2—3 секунды.

91

5. Двигается по направлению к Б.

6. Хватает руками за горло, пытаясь задушить, но, потеряв сознание, медленно падает (руки его сползают по корпусу партнера Б).

Десятый вариант

1. Расслабление, потеря шпаги.

2. Пауза 2—3 секунды.

3. Срывает с себя плащ и бросает в Б.

4. Пауза 2—3 секунды.

5. Медленно двигается по направлению к Б.

6. Пауза 3 секунды.

7. Из последних сил резко хватает Б руками за горло, пытаясь его задушить.

8. Партнер Б медленно, сильным движением хватает А за руки и отбрасывает его, А падает.

Студенты, предлагающие различные варианты развития и окончания этюдов, должны решать определенную тему, например: «возмездие», «коварство», «раскаяние», «жестокость», «презрение», «всепрощение», «смирение», «покорность» и др. Каждый вариант должен быть психологически оправдан.

«НАКРЫТЬ ПЛАЩОМ»


Это упражнение, в отличие от предыдущих, рассчитанных на тренировку эмоциональности, быстроты, особой ритмичности и основанных на активном действии, воспитывает в актере умение двигаться равномерно, медленно, непрерывно.

Один из студентов, «сраженный в поединке», лежит на полу, около него шпага, правая рука откинута в сторону. Задача заключается в том, чтобы подойти, накрыть его плащом и опуститься перед ним на колено, как бы отдавая последний долг. Сами по себе предлагаемые обстоятельства создают определенную атмосферу, обусловливают самочувствие и поведение студента.

Я показываю несколько раз, как нужно выполнить это упражнение, состоящее из простых, но точных движений. Затем каждый должен выполнить его именно так, как я показывал — имеется в виду техника исполнения движения.

Упражнение состоит из нескольких частей.

1. Студент располагается в 5—7 метрах от лежащего партнера, на левую руку его наброшен плащ.

2. Подходит к партнеру на расстояние одного метра от его ног. Правая нога выставлена вперед.

3. Пауза 2—3—4—5 секунд, по усмотрению исполнителя.

4. Подносит левую руку к правой, берется за крепление плаща обеими руками, раскрывает его перед собой так, чтобы руки были вытянуты влево.

5. Вращательным движением левой руки слева направо (если находиться слева от партнера, то правая рука является как бы центром

92



окружности) накрывает плащом «убитого» и одновременно опускается на левое колено так, чтобы все движения закончились одновременно (рис. 14).

Этот этюд, несмотря на точность предложенного рисунка, выполняется различным образом. Едва заметные ритмические и пластические колебания движений по-своему раскрывают особенности каждого ученика. В каждом отдельном случае плащ располагается по-разному, например:

1) открыты лицо и правая рука;

2) открыто только лицо;

3) открыта только кисть правой руки;

4) открыты лицо, корпус и обе руки;

5) все тело накрыто плащом.

93

Нехорошо, когда открыты ноги, если только это не является специальным замыслом.

Особую окраску этюду придает определенная цветовая гамма, например:

1) у «убитого» камзол красный, рядом блестящая шпага, плащ черный, у партнера одежда голубая;

2) камзол голубой, плащ светло-красный, у партнера цвета черные;

3) камзол черный, отделанный белыми кружевами, плащ голубой, у партнера цвета красные;

4) камзол голубой, плащ бордовый, у партнера цвета сиреневые.

Наиболее оригинальные и живописные варианты я прошу студентов записывать и зарисовывать.

Это упражнение, при его органической связи с живописью, несколько выходит за рамки тренировки только пластических качеств актера. Чувство меры, художественный вкус во многом определяют его успех. Несмотря на кажущуюся простоту движений, лишь немногим сразу удается выполнить это упражнение выразительно и гармонично.

В дальнейшем студенту предлагается перед началом упражнения по своему усмотрению задрапироваться плащом, например:

1) плащ накинут на плечи;

2) плащ накинут на плечи и наброшен на левую руку;

3) плащ накинут на плечи и наброшен на обе руки;

4) запахнуться плащом, левая рука свободна;

5) запахнуться плащом, обе руки свободны;

6) плащ в левой руке опущен на пол, при движении скользит по полу. Все эти варианты будят воображение, способствуют нахождению осанки, походки, характерности и создают у исполнителя определенное самочувствие.

Во время упражнения следует фиксировать внимание только на партнере, так как случайно брошенный взгляд в сторону или на плащ отвлекает от действия.

Упражнение можно также выполнять и под музыку. Студенту предлагается прослушать один-два раза ту или иную мелодию, состоящую примерно из шестнадцати тактов. Важно, чтобы ученик, прослушав мелодию, органически ощутил ее и мысленно распределил все движения от начала до конца. Движение должно начаться и закончиться одновременно с музыкальной фразой. Кивком головы студент дает понять, что он готов к исполнению, и тогда концертмейстер играет мелодию, а студент выполняет этюд. В каждом отдельном случае для исполнителей проигрываются разные мелодии — лирического, романтического и драматического характера, благодаря чему почти исключается однообразие в исполнении этюда.

Методика, при которой выполнение этюда происходит без предварительной тренировки, помогает воспитанию в ученике способности органически ощущать все действия и движения и в импровизационном порядке выполнять их.

При работе драматического актера над музыкальной сценой или

94

музыкальным спектаклем способность к восприятию и выполнению задания без предварительных репетиций сокращает репетиционный процесс.

В дальнейшем студентам предлагается сочинить свой вариант этюда. Музыку выбирает сам исполнитель (примерами музыкального сопровождения могут служить: ноктюрны Es-dur и Cis-moll Шопена, экспромт Cis-moll Шуберта, Рондо каприччиозо Мендельсона, ария Далибора из оперы «Далибор» Сметаны).

Варианты этюдов на тему «Накрыть плащом»

1. На сцене лежит «убитый». Медленно входит «рыцарь», в руке у него плащ. Подходит к «убитому», с презрением швыряет ему плащ в лицо и хочет уйти, но его останавливает юноша, вооруженный кинжалом, и резким ударом в живот убивает. Юноша снимает с «убитого» плащ, отбрасывает его в сторону, бережно накрывает своим плащом и опускается перед «убитым» на колено.

2. К «убитому» подходит он или она. Накрывает его своим плащом. Берет лежащую рядом шпагу и становится у изголовья «убитого» в торжественной позе со шпагой, вытянутой вперед.

3. Лежит девушка, накрытая плащом. К ней крадучись подбирается первый, снимает плащ, оттаскивает девушку в сторону, а сам ложится и накрывается плащом. Появляется второй, медленно подходит к лежащему, приподнимает плащ. В этот момент первый хватает его за горло и душит. Накрывает девушку и второго плащом и бесшумно убегает.

4. К «убитому» подходят четыре человека, накрывают его плащом, поднимают на вытянутые руки и медленно уносят.

5. К «убитому» подходит юноша, накрывает плащом и собирается уходить. К нему на грудь прыгает девушка, убивает кинжалом. Срывает плащ с «убитого» и бережно его уносит.

6. На небольшом расстоянии друг от друга лежат сраженные на дуэли юноши, рядом — две шпаги. Входит девушка, одного юношу с презрением отталкивает ногой. Подходит к другому, накрывает плащом, становится перед ним на колено. Вынимает кинжал, резким ударом в грудь убивает себя и падает рядом с возлюбленным. При работе над ролью предлагаемые обстоятельства пьесы побуждают актера к поиску наиболее выразительной пластики. В свою очередь конкретный пластический рисунок, положение тела оказывают большое влияние на самочувствие актера.

Когда я репетировал сцену поединка Меркуцио и Тибальта, у студента, исполнявшего роль Ромео, очень долго не получалась фраза «Умолкни, доброта! Огненноокий гнев, я твой отныне!» Она звучала вяло, слова не действовали, мысль не доносилась. Так и не добившись нужного звучания, мы перешли к сцене поединка Ромео и Тибальта. На следующей репетиции провал в сцене обнаружился особенно явственно, так как не было достаточного повода для перехода к встрече Ромео с Тибальтом. Неожиданно я увидел лежавшую около Меркуцио его шпагу. «Возьми шпагу и произнеси эту фразу как клятву верно-

95

сти Меркуцио»,— сказал я студенту. И сразу же фраза стала живой, действенной, эмоциональной. Так благодаря точному пластическому решению неудававшаяся ранее сцена зазвучала осмысленно и эмоционально.

В своей педагогической работе я всегда стараюсь установить зависимость внутреннего состояния студента от конкретной позы, от положения тела. Так, после того как студент выполнил упражнение «Накрыть плащом», ему предлагается принять последовательно три положения, зафиксировав каждое: 1) корпус наклонен вперед; 2) корпус вертикален; 3) корпус отклонен назад.

Каждое из этих положений по-разному выражает внутреннее состояние студента.

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   28

перейти в каталог файлов


связь с админом