Главная страница
qrcode

Сталин И.В. - О диалектическом и историческом м.. Сталин И.В. - Анархизм или социализм.. Анархизм или социализм Анархизм или социализм


Скачать 469.79 Kb.
НазваниеАнархизм или социализм Анархизм или социализм
АнкорСталин И.В. - О диалектическом и историческом м.. Сталин И.В. - Анархизм или социализм
Дата01.12.2017
Размер469.79 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаStalin_I_V_-_Anarkhizm_ili_sotsializm.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#49681
страница5 из 6
Каталогid157134152

С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: Stalin_I_V_-_Anarkhizm_ili_sotsializm.pdf, Stalin_I_V_-_O_dialekticheskom_i_istoricheskom_m.pdf.
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6
диктатура пролетариата, захват власти пролетариатом - вот чем должна начаться социалистическая революция.
А это значит, что пока буржуазия полностью не побеждена, пока богатство у нее не будет конфисковано, пролетариат обязательно должен иметь в своем распоряжении военную силу, у него обязательно должна быть своя "пролетарская гвардия", с помощью которой он отразит контрреволюционные атаки умирающей буржуазии, точно так же, как это было у парижского пролетариата во время Коммуны.
Социалистическая же диктатура пролетариата необходима для того, чтобы при ее помощи пролетариат мог экспроприировать буржуазию, чтобы при ее помощи конфисковать у всей буржуазии землю, леса, фабрики и заводы, машины, железные дороги и т. д.
Экспроприация буржуазии - вот к чему должна привести социалистическая революция.
Таково то главное прощающее средство, при помощи которого пролетариат низвергнет современный капиталистический строй.
Поэтому Карл Маркс еще в 1847 году говорил:
"...Первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс... Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках... пролетариата, организованного как господствующий класс..."
(см. "Коммунистический манифест").
Вот каким путем должен идти пролетариат, если он хочет осуществить социализм,
Из этого общего принципа вытекают и все остальные тактические взгляды. Забастовки, бойкот, демонстрации, парламентаризм только постольку имеют значение, поскольку они способствуют организация пролетариата, укреплению и расширению его организаций для совершения социалистической революции.
***
Итак, для осуществления социализма необходима социалистическая революция, а

социалистическая революция должна начаться диктатурой пролетариата, т. е.
пролетариат должен захватить в свои руки политическую власть, чтобы при ее
помощи экспроприировать буржуазию.
Но для всего этого необходимы организованность пролетариата, сплочение пролетариата, его объединение, создание крепких пролетарских организаций и их непрерывный рост.
Какие формы должны принять организации пролетариата?
Самые распространенные и массовые организации - это профессиональные союзы и
рабочие кооперативы (преимущественно производственно-потребительские кооперативы). Цель союзов - борьба (главным образом) против промышленного капитала за улучшение положения рабочих в рамках современного капитализма. Цель кооперативов - борьба (главным образом) против торгового капитала за расширение потребления рабочих путем снижения цен на предметы первой необходимости, разумеется, в рамках того же капитализма. Как профсоюзы, так и кооперативы безусловно необходимы пролетариату как средства, организующие пролетарскую массу. Поэтому, с точки зрения пролетарского социализма Маркса и Энгельса, пролетариат должен ухватиться за обе эти формы организации, укрепить и усилить их, - конечно, поскольку это позволяют существующие политические условия.
Но одни только профессиональные союзы и кооперативы не могут удовлетворить организационных нужд борющегося пролетариата. И это потому, что упомянутые организации не могут выйти за рамки капитализма, ибо целью их является улучшение положения рабочих в рамках капитализма. Но рабочие хотят полного освобождения от капиталистического рабства, они хотят разбить эти самые рамки, а не только вращаться в рамках капитализма. Следовательно, нужна еще такая организация, которая соберет вокруг себя сознательные элементы рабочих всех профессий, превратит пролетариат в сознательный класс и поставит своей главнейшей целью разгром капиталистических порядков, подготовку социалистической революции.
Такой организацией является социал-демократическая партия пролетариата.
Эта партия должна быть классовой партией, совершенно независимой от других
партий, - и это потому, что она есть партия класса пролетариев, освобождение которых может совершиться только их же собственными руками.
Эта партия должна быть революционной партией, --- и это потому, что освобождение рабочих возможно только революционным путем, при помощи социалистической революции.
Эта партия должна быть интернациональной партией, двери партии должны быть открыты для каждого сознательного пролетария, - и это потому, что освобождение
рабочих - это не национальный, а социальный вопрос, имеющий одинаковое значение
как для пролетария-грузина, так и для русского пролетария и для пролетариев других
наций.
Отсюда ясно, что чем теснее сплотятся пролетарии различных наций, чем основательнее разрушатся воздвигнутые между ними национальные перегородки, тем сильнее будет партия пролетариата, тем больше будет облегчена организация
пролетариата в один нераздельный класс.
Поэтому необходимо, насколько это возможно, провести в организациях пролетариата принцип централизма в противоположность федералистской раздробленности, - все равно, будут ли этими организациями партия, союзы или кооперативы.
Ясно также и то, что все эти организации должны строиться на демократической основе, разумеется, поскольку этому не помешают какие-либо политические и иные условия.
Каковы должны быть взаимоотношения между партией, с одной стороны, и кооперативами и союзами - с другой? Должны ли эти последние быть партийными или беспартийными? Решение этого вопроса зависит от того, где и в каких условиях приходится бороться пролетариату. Во всяком случае, несомненно, что и союзы и кооперативы развиваются тем полнее, чем в более дружественных отношениях они находятся с социалистической партией пролетариата. И это потому, что обе эти экономические организации, если они не стоят близко к крепкой социалистической партии, нередко мельчают, предают забвению общеклассовые интересы в пользу узко профессиональных интересов и тем приносят большой вред пролетариату. Поэтому необходимо при всех случаях обеспечить идейно-политическое влияние партии на союзы и кооперативы. Только при этом условии упомянутые организации превратятся в ту социалистическую школу, которая организует в сознательный класс распыленный на отдельные группы пролетариат.
Таковы в общем характерные черты пролетарского социализма Маркса и Энгельса.
---
Как смотрят на пролетарский социализм анархисты?
Прежде всего необходимо знать, что пролетарский социализм представляет не просто философское учение. Он является учением пролетарских масс, их знаменем, его почитают и перед ним "преклоняются" пролетарии мира. Следовательно, Маркс и
Энгельс являются не просто родоначальниками какой-либо философской "школы" - они живые вожди живого пролетарского движения, которое растет и крепнет с каждым днем. Кто борется против этого учения, кто хочет его "ниспровергнуть", тот должен хорошо учесть все это, чтобы зря не расшибить себе лоб в неравной борьбе. Это хорошо известно гг. анархистам. Поэтому в борьбе с Марксом и Энгельсом они прибегают к совершенно необычному, своего рода новому оружию.
Что же это за новое оружие? Новое ли это исследование капиталистического производства? Опровержение ли это "Капитала" Маркса? Конечно, нет! Или, быть может, они, вооружившись "новыми фактами" и "индуктивным" методом, "научно" опровергают "евангелие" социал-демократии - "Коммунистический манифест" Маркса и
Энгельса? Опять же нет! Так что же представляет собой это необыкновенное средство?
Это - обвинение Маркса и Энгельса в "литературном воровстве"! Что бы вы думали?
Оказывается, у Маркса и Энгельса нет ничего своего, научный социализм есть выдумка, и это потому, что "Коммунистический манифест" Маркса - Энгельса от начала до конца "украден" из "Манифеста" Виктора Консидерана. Это, конечно, очень смешно, но "несравненный вождь" анархистов В. Черкезишвили с таким апломбом повествует нам эту забавную историю, а некий Пьер Рамус, этот легкомысленный "апостол""

Черкезишвили, и наши доморощенные анархисты с таким рвением повторяют это "открытие", что стоит хотя бы вкратце остановиться на этой "истории".
Послушайте-ка Черкезишвили:
"Вся теоретическая часть "Коммунистического манифеста", а именно первая и вторая главы... взяты у В. Консидерана. Следовательно, "Манифест" Маркса и Энгельса - эта библия легальной революционной демократии - представляет собой лишь неуклюжую перефразировку "Манифеста" В. Консидерана. Маркс и Энгельс присвоили не только содержание "Манифеста" Консидерана, но... позаимствовали даже отдельные заголовки" (см. сборник статей Черкезишвили, Рамуса и Лабриолы, изданный на немецком языке под названием: "Происхождение "Коммунистического манифеста"", стр. 10).
То же самое повторяет другой анархист, П. Рамус: "Можно решительно утверждать, что главное их (Маркса - Энгельса) произведение ("Коммунистический манифест") просто кража (плагиат), бессовестная кража, но они списали его не слово в слово, как поступают обыкновенные воры, а украли только мысли и теории..." (см. там же, стр. 4).
То же самое повторяют и наши анархисты в "Набата", "Муша", "Хма" и т. д.
Итак, оказывается, научный социализм с его теоретическими основами "украден" из "Манифеста" Консидерана.
Существуют ли какие-либо основания для подобного утверждения?
Кто такой В. Консидеран?
Кто такой Карл Маркс?
В. Консидеран, умерший в 1893 году, был учеником утописта Фурье и остался неисправимым утопистом, который видел "спасение Франции" в примирении классов.
Карл Маркс, умерший в 1883 году, был материалистом, врагом утопистов, он видел залог освобождения человечества в развитии производительных сил и в борьбе классов.
Что общего между ними?
Теоретической основой научного социализма является материалистическая теория
Маркса - Энгельса. С точки зрения этой теории, развитие общественной жизни полностью определяется развитием производительных сил. Если за помещичье- крепостническим строем последовал буржуазный строй, то "виной" этому было то, что развитие производительных сил сделало неизбежным возникновение буржуазного строя. Или еще: если за современным буржуазным строем неизбежно последует социалистический строимте это потому, что этого требует развитие современных производительных сил. Отсюда проистекает историческая необходимость разрушения капитализма и установления социализма. Отсюда же проистекает то марксистское положение, что свои идеалы мы должны искать в истории развития производительных сил, а не в головах людей.
Такова теоретическая основа "Коммунистического манифеста" Маркса - Энгельса

(см. "Коммунистический манифест", главы 1, И).
Говорит ли что-либо подобное "Демократический манифест" В. Консидерана? Стоит ли Консидеран на материалистической точке зрения?
Мы утверждаем, что ни Черкезишвили, ни Рамус, ни наши "нобатисты" не приводят из "Демократического манифеста" Консидерана ни одного заявления, ни одного слова, которое бы подтверждало, что Консидеран был материалистом и эволюцию общественной жизни основывал на развитии производительных сил. Наоборот, мы очень хорошо знаем, что Консидеран известен в истории социализма как идеалист- утопист (см. Поль Луи, "История социализма во Франции").
Так что же побуждает этих странных "критиков" к пустой болтовне, зачем берутся они за критику Маркса и Энгельса, если они неспособны даже отличить идеализм от материализма? Неужели для того, чтобы людей насмешить?..
Тактической основой научного социализма является учение о непримиримой классовой борьбе, ибо это - лучшее оружие в руках пролетариата. Классовая борьба пролетариата - это то оружие, при помощи которого он завоюет политическую власть и затем экспроприирует буржуазию для установления социализма.
Такова тактическая основа научного социализма, изложенного в "Манифесте" Маркса
- Энгельса.
Говорится ли что-либо подобное в "Демократическом манифесте" Консидерана?
Признает ли Консидеран классовую борьбу лучшим оружием в руках пролетариата ?
Как видно из статей Черкезишвили и Рамуса (см. указанный выше сборник), в "Манифесте" Консидерана об этом нет ни слова, - в нем лишь отмечается борьба классов как печальный факт. Что же касается классовой борьбы, как средства разрушения капитализма, то вот что говорит об этом Консидеран в своем "Манифесте":
"Капитал, труд и таланты - вот три основных элемента производства, три источника богатства, три колеса промышленного механизма... Три класса, которые представляют их, имеют "общие интересы"; их задача состоит в том, чтобы заставить машины работать на капиталистов и на народ... Перед ними... великая цель объединения всех классов единством нации..." (см. брошюру К. Каутского "Коммунистический манифест
- плагиат", стр. 14, где приводится это место из "Манифеста" Консидерана).
Все классы, соединяйтесь! - вот какой лозунг провозглашает В. Консидеран в своем "Демократическом манифесте".
Что общего между этой тактикой примирения классов и тактикой непримиримой классовой борьбы Маркса - Энгельса, которые решительно призывают: пролетарии
всех стран, соединяйтесь против всех антипролетарских классов?
Конечно, нет ничего общего!
Так что за вздор мелют эти гг. Черкезишвили и их легкомысленные подголоски! Не принимают ли они нас за покойников? Неужели они думают, что мы не выведем их на чистую воду?!

Наконец, интересно еще одно обстоятельство. В. Консидеран прожил до 1893 года. В
1843 году он издал свой "Демократический манифест". В конце 1847 года Маркс и
Энгельс написали свой "Коммунистический манифест". С тех пор "Манифест" Маркса -
Энгельса неоднократно переиздавался на всех европейских языках. Всем известно, что
Маркс и Энгельс своим "Манифестом" создали эпоху. Несмотря на это, нигде, ни разу
ни Консидеран, ни его друзья не заявляли, при жизни Маркса и Энгельса, что Маркс и
Энгельс украли "социализм" из "Манифеста" Консидерана. Не странно ли это, читатель?
Так что же побуждает этих "индуктивных" выскочек... извините, - "ученых" - болтать чепуху? От чьего имени они говорят? Неужели они лучше Консидерана знают его "Манифест"? Или, может быть, они полагают, что В. Консидеран и его сторонники не читали "Коммунистического манифеста"?
Однако довольно... Довольно, так как и сами анархисты не обращают серьезного внимания на донкихотский поход Рамуса - Черкезишвили: слишком уж очевиден бесславный конец этого смехотворного похода, чтобы уделять ему много внимания...
Перейдем к критике по существу.
***
Анархисты одержимы одним недугом: они очень любят "критиковать" партии своих противников, но не дают себе труда хоть сколько-нибудь ознакомиться с этими партиями. Мы видели, что анархисты так именно и поступили, "критикуя" диалектический метод и материалистическую теорию социал-демократов (см. главы I и
II). Они так же поступают и тогда, когда касаются теории научного социализма социал- демократов,
Возьмем хотя бы следующий факт. Кому не известно, что между эсерами и социал- демократами существуют принципиальные расхождения. Кому не известно, что первые отрицают марксизм, материалистическую теорию марксизма, его диалектический метод, его программу, классовую борьбу, - тогда как социал-демократы всецело опираются на марксизм? Для того, кто хоть краем уха слышал о полемике между "Революционной Россией" (орган эсеров) и "Искрой" (орган социал-демократов), само собой должно стать очевидным это принципиальное различие. Но что вы скажете о тех "критиках", которые не видят этого различия и кричат, будто и эсеры и социал- демократы являются марксистами? Так, например, анархисты утверждают, что "Революционная Россия" и "Искра" - оба эти органа являются марксистскими
органами (см. сборник анархистов "Хлеб и воля", стр. 202).
Таково "знакомство" анархистов с принципами социал-демократии
После этого, само собой ясно, насколько основательна их "научная критика"...
Рассмотрим и эту "критику".
Главное "обвинение" анархистов состоит в том, что они не признают социал- демократов подлинными социалистами, вы - не социалисты, вы - враги социализма, твердят они.

Вот что пишет об этом Кропоткин:
"...Мы приходим к другим заключениям, чем большинство экономистов... социал- демократической школы... Мы... доходим до вольного коммунизма, тогда как большинство социалистов (подразумевай и социал-демократов. Автор доходит до государственного капитализма и коллективизма" (см. Кропоткин"Современная наука и анархизм", стр. 74-75).
В чем же заключается "государственный капитализм" и "коллективизм" социал- демократов?
Вот что пишет об этом Кропоткин:
"Немецкие социалисты говорят, что все накопленные богатства должны быть сосредоточены в руках государства, которое предоставит их рабочим ассоциациям, организует производство и обмен и будет следить за жизнью и работой общества" (см.
Кропоткин, "Речи бунтовщика", стр. 64).
И дальше:
"В своих проектах... коллективисты делают... двойную ошибку, Они хотят уничтожить капиталистический строй, и вместе с тем сохраняют два учреждения, которые составляют основание этого строя: представительное правление и наемный труд" (см.
"Завоевание хлеба", стр. 148)... "Коллективизм, как известно... сохраняет... наемный труд. Только... представительное правительство... становится на место хозяина..."
Представители этого правительства "оставляют за собою право употреблять в интересах всех прибавочную ценность, получаемую от производства. Кроме того, в этой системе устанавливают различие... между трудом рабочего и трудом человека обучавшегося: труд чернорабочего, на взгляд коллективиста, - труд простой, тогда как ремесленник, инженера ученый и пр. занимаются тем, что Маркс называет трудом сложными и имеют право на высшую заработную плату" (там же, стр. 52). Таким образом рабочие будут получать необходимые им продукты не по их потребностям, а по "пропорционально оказанным обществу услугам" (см. там же, стр. 157).
То же самое, только с большим апломбом, повторяют и грузинские анархисты. Среди них особенно выделяется своей бесшабашностью г-н Baton. Он пишет:
"Что такое коллективизм социал-демократов? Коллективизм, или, вернее говоря, государственный капитализм, основывается на следующем принципе: каждый должен работать столько, сколько хочет или столько, сколько определит государство, получая в виде вознаграждения стоимость своего труда товаром..." Значит, здесь "необходимо законодательное собрание... необходима (также) исполнительная власть, т. е. министры, всякие администраторы, жандармы и шпионы, возможно, и войско, если будет слишком много недовольных" (см. "Нобати" № 5, стр. 68-69).
Таково первое "обвинение" г-д анархистов против социал-демократии.
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов


связь с админом