Главная страница
qrcode

004_АФО_грудничка_ver003. Анатомофизиологические особенности афо детей раннего возраста


Скачать 152.14 Kb.
НазваниеАнатомофизиологические особенности афо детей раннего возраста
Дата04.12.2019
Размер152.14 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла004_АФО_грудничка_ver003.docx
ТипДокументы
#158251
Каталог

Анатомофизиологические особенности – АФО детей раннего возраста

Кожа и подкожная клетчатка. Самый поверхностный слой кожи – роговой, очень тонкий, состоит из 2-3-х рядов постоянно слушивающихся клеток. Основной слой достаточно развит, сочный рыхлый. Базальная мембрана недоразвита, нежная и рыхлая.

 Кожа детей имеет богатую капиллярную сеть, капилляры значительно широкие, легко проницаемые. Потовые железы развиты слабо, начинают функционировать с 3-4-х месячного возраста. Сальные железы развиты хорошо и функционируют со дня рождения. У новорожденного кожа покрыта твороческой смазкой (первородная смазка) серовато-белого цвета, состоящей из жира и слущиного эпителия. После удаления смазки кожа становится красной, выявляется так называемый физиологический катар кожи новорожденного. На 2-3 день жизни почти у 80% новорожденных появляется желтушность кожных покровов, слизистых оболочек и склер – физиологическая желтуха новорожденных, которая исчезает бесследно через 5-6 дней. У детей раннего возраста кожа на ощупь бархатная, эластичная с хорошим тургором на плечах и спине, покрыта пушковыми волосами, которые вскоре выпадают. Волосы на голове новорожденного вполне развиты, но очень мягкие, тонкие. Через 6-8 недель они выпадают и заменяются новыми. Брови и ресницы развиты слабо. В дальнейшем особенно к 3-4 годам, рост их усиливается. Ногти хорошо развиты и достигают кончиков пальцев.

Подкожный жировой слой интенсивно нарастает в первые 6 месяцев жизни ребенка, главным образом на лице, медленнее на животе.

Костная и мышечная системы. У новорожденного ребенка часть скелета состоит из хрящев ткани, особенно позвоночник, запястья и кости таза. Костная ткань груди ребенка по химическому составу отличается большим содержанием Н2О и меньшим содержанием твердых веществ. Она имеет волокнистое строение, богата кровеносными сосудами. В связи с этим кости мягкие, податливые, легко деформируются от неправильного положения ребенка на руках, под влиянием давящей одежды и других причин. Лишь постепенно кость ребенка приобретает такое же строение, как у взрослых (12 лет).

Имеется ряд особенностей в строении черепа ребенка. У новорожденного хорошо прощупываются швы между костями. Между теменными и лобной костями имеется участок, лишенный костной ткани, затянутый соединительно-тканной перепонкой. Это называется большим грудничком. Имеет ромбовидную форму и размер в поперечнике 2-2,5 см.


Закрывается обычно к 12-15 мес. жизни. Между теменными и затылочными костями расположен малый родничок, имеющий треугольную форму. Он открыт при рождении и приблизительно у 25% новорожденных закрывается к 3-м мес. жизни.

Позвоночник новорожденного ребенка, состоящий в основном из хрящей, почти прямой, не имеет изгибов. Позже появляются физиологические изгибы по длине позвоночника. В 2-м возрасте шейный лордоз (ребенок начинает держать голову), к 6 мес. – грудной изгиб позвоночники кзади (ребенок сидит), к 1 году – характерен поясничный лордоз (ребенок начинает ходить). Типичная конфигурация позвоночника устанавливается примерно к 3-4 годам.

Грудная клетка ребенка бочкообразной формы или имеет вид усеченного конуса.

Ребра занимают горизонтальное положение и стоят почти под прямым углом к позвоночнику, грудная клетка как бы находится в состоянии вдоха.

Зубы появляются у здорового ребенка в 6-7 мес., сначала передние нижние резцы, примерно через 2 мес. два верхних передних резцы. Затем верхние боковые резцы, а в конце 1 года нижние боковые.


.

Таким образом, в конце 1 года жизни ребенок должен иметь 8 зубов. В начале 3 г. жизни заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. Для определения количества молочных зубов, которые должен иметь ребенок в возрасте 6-24 мес. жизни, можно использовать формулу: число зубов = n – 4, 6-24 мес., где n – это число месяцев. Смена молочных зубов постоянными начинается в 6-7 лет и происходит в том же порядке, как они появились вначале. Смена зубов заканчивается в 11-12 лет. В возрасте от 12 до 14 лет прорезываются вторые большие коренные зубы, в 18-20 лет – последние большие коренные зубы – зубы мудрости. Прорезывание зубов – акт физиологический и никаких заболеваний вызывать не может.

Мышечная система. Ребенок рождается со сравнительно слабо развитой мускулатурой. У новорожденных и детей первых месяцев жизни отмечается значительная гипертония мышц, особенно выраженная на сгибателях конечностей. К 2-2,5 месяцам жизни постепенно исчезает гипертония мышц верхних конечностей, к 3-4 м. – нижних конечностей.

Органы дыхания. Дыхательная система к моменту рождения ребенка не достигает полного развития и лишь в процессе роста постепенно совершается в морфологическом и функциональном отношении. После рождения с первым криком ребенка начинается дыхание. Верхние дыхательные пути новорожденного и детей 1-х месяцев жизни имеют особенности: они очень узкие, сравнительно короткие. Выстилающая их оболочка нежная, богата кровеносными и лимфатическими сосудами. В связи с этим она легко набухает при остром катаре, что затрудняет дыхание. В результате возникает одышка.

Легкие ребенка раннего возраста отличаются слабым развитием эластичности ткани, большим кровенаполнением и меньшей воздушностью.

Частота дыхательных движений у детей раннего возраста

.


Частоту дыхания и его ритм исследуют во время осмотра ребенка. Частоту дыхания лучше подсчитать во время сна, положив руку на живот ребенка или поднеся фонедоскоп к его носу.

Органы кровообращения. Масса сердца у детей относительно больше, чем у взрослых. Масса сердца новорожденного составляет 0,8% массы тела, а у взрослых 0,5%. На протяжении первых 2-х лет сердце быстро растет. Масса сердца (при рождении 20-25 гм) удваивается к 6-8 мес., утраивается к 2-3 годам. Затем его рост несколько замедляется, особенно в возрасте от 7-12 лет. В период полового созревания вновь происходит усиленный рост сердца. К 16 годам масса сердца составляет около 240 гм, т.е. увеличивается с момента рождения примерно в 11 раз. У новорожденного толщина стенки левого желудка становится больше из-за большей нагрузки этого отдела сердца.

В связи с высоким стоянием диафрагмы сердце у новорожденных и детей первых месяцев жизни расположено поперечно и более высоко. С конца 1-го года жизни, когда ребенок начинает ходить, сердце принимает косое положение. Примерно к 4 годам по мере роста легких и грудной клетки, а также отпускания диафрагмы сердце располагается вертикально.

Артерии у детей раннего возраста значительно шире, чем у взрослых. Вены почти такой же ширины, как и артерии. У взрослых просвет вен вдвое больше, чем у артерий. В мышце сердца у детей располагается обильная сеть капилляров, более широких, чем у взрослых. На 1-м году жизни происходит интенсивный рост сосудов, к периоду полового созревания их развитие завершается.

Чем моложе ребенок, тем больше у него число сердечных сокращений. Пульс у ребенка значительно чаще, чем у взрослых.

Частота пульса у детей


Пульс у детей отличается большой мобильностью, крик, плач, активное сосание, физическое напряжение сопровождается учащением пульса. Исследуют пульс у ребенка, как и у взрослого, на лучевой артерии, иногда на височной. Лучше всего исследовать пульс в состоянии покоя (во время сна), но при этом следует учитывать, что частота пульса во сне уменьшается примерно на 20 в мин.

АД у детей сравнительно низкое. Это связано с меньшей нагнетательной силой сердца и большей шириной просвета все СС. С возрастом АД увеличивается, более энергично в возрасте от 6-10 лет и особенно в период полового созревания. У новорожденного максимальное давление в среднем 70-74 мм рт.ст (mm Hg), в возрасте 1 года оно достигает 88-85 мм рт.ст. Минимальное АД составляет 2/3 – 1/2 максимально. Ориентировочно у детей после года АД можно определить по формуле Молчанова: 80 + 2n, где n – число лет ребенка.

Органы мочевыделения. К моменту рождения ребенка органы мочевыделения уже сформированы и функционально вполне развиты, но имеют некоторые особенности. У новорожденного масса почки относительно больше, чем у взрослого, и расположены несколько ниже, подвижны, легче пальпируются, чем у старших детей. У детей раннего возраста функция почек значительно выше в связи с более энергичными процессами обмена, особенно водного. Почечные лоханки и мочеточники у детей раннего возраста имеют относительно большие размеры, несколько гипотоничны в связи с недостаточным развитием мышечных и эластичных волокон.

Мочевой пузырь располагается высоко, прилегает передней поверхностью к брюшной стенке, с возрастом постепенно спускаются в полость малого таза. Емкость мочевого пузыря у новорожденного = 50 мл, в возрасте 3-х мес. – 100 мл, к 1 году – 200, к 9-10 годам – 800-900 мл.

Слизистая оболочка мочевых путей у ребенка отличается легкой ранимостью и усиленным слущиванием эпителия.

Мочеиспускательный канал у новорожденных мальчиков имеет длину 5-6 см, в возрасте 13-14 лет достигает 12-13 см. У девочек мочевой канал значительно короче: у новорожденных около 1 см, к 16 г. – 3,3 см.

В первые дни после рождения ребенок выделяет очень мало мочи – 10-20 мл, иногда совсем не мочатся. К 8-10 дню число мочеиспусканий достигает 20-25. Моча новорожденного в первые дни имеет интенсивную окраску, иногда содержит белок (физиологическая альбуминнурия) из-за высокой проницаемости почечных каналов.

В 1-ые месяцы жизни ребенок мочится непроизвольно, т.е. мочеиспускание является только безусловным рефлексом. С 5-6 мес., с момента выработки условного рефлекса мочеиспускания, его следует закрепить. Развивать данный условный рефлекс надо несколько раньше, с 3-4 мес.

Сбор мочи для анализа у детей грудного возраста представляет сложность. Легче собрать мочу у мальчиков, для этого к лобковой части подклеив полосками липкого пластыря колбочку, в которую вводят половой член. Ноги ребенка обертывают пеленкой, каждую отдельно. Девочку для сбора мочи укладывают на резиновый круг (предварительно ребенка подмыв), обложенный пеленкой, чтобы не было холодно. Под круг ставят чистую тарелку. Собранную мочу переливают в чистую посуду и отправляют в лабораторию. На посуду наклеивают этикетку с указанием фамилии, возраста ребенка и цели исследования.

ЦНС. При рождении масса головного мозга относительно велика, она составляет 1/8 массы тела (у взрослого 1/40). Мозговые извилины и борозды развиты недостаточно, ткань мозга богата водой. Однако в 1-ые месяцы жизни происходит интенсивное развитие мозга и его важнейших структурных элементов. На протяжении первых лет жизни наблюдается развитие высшей нервной деятельности. Зрелые по форме и структуре нервные клетки коры головного мозга можно обнаружить у ребенка в 1,5 года, но процесс созревания нервных клеток завершается позже, обычно к 7 годам. Развитие спинного мозга у новорожденного ребенка более закончено, этот отдел нервной системы готов почти к функционированию. Ребенок рождается, имея безусловные рефлексы: сосательный, глотательный (пищевой) и защитные (мигание при резком свете). Под влиянием внешней среды, по мере совершенствования функции коры головного мозга к концу 1-го мес. жизни у ребенка вырабатываются условные рефлексы – тактильный, вестибулярный. С 3-4 мес. жизни появляется зрительный и пищевой условные рефлексы. Далее выработка условных рефлексов все более усложняется. Следовательно, функциональная зрелость коры головного мозга определяет возможность образования условных рефлексов. Помимо того, выработка условных рефлексов зависит от развития органов чувств – слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса. К моменту рождения они функционируют, но совершенствуются лишь по мере развития ребенка. У новорожденного менее готовыми к восприятию являются слух и зрение. После 2-х недель жизни ребенок начинает реагировать на звук, отчетливо различает звуки на 2 мес. На 2-м мес. жизни ребенок начинает следить за яркими игрушками, на 3 мес., фиксируя взгляд, следит за предметом, в конце 1-го полугодия различного цвета, узнает мать.

Важным показателем умственного развития ребенка и зрелости его ЦНС является формирование 2-й сигнальной системы – развитие речи. Еще на 2-м мес. жизни ребенок произносит неопределенные звуки, постепенно переходящие в гуление, с 6 мес. появляются попытки произносить слоги, начинается формироваться речь. К 1-му году ребенок осваивает 8-10 слов. Бурное развитие речи происходит на 2-3 году жизни, у ребенка значительно пополняется запас слов.

Важным показателем, характеризующим нервно-психическое и физическое развитие ребенка, является развитие двигательного уменья и соответствующее ему поведение.

Новорожденный физически беспомощен, он не держит голову, движения его разбросаны, беспорядочны.

В 2 м. ребенок начинает держать голову, улыбается.

В 3 м. – движения рук ребенка становятся свободными. В положении на животе он приподнимает туловище, опираясь на локти и предплечья, оживленно реагирует улыбкой и движениями на речь взрослого, обращающегося к нему.

В 4 мес. – ребенок поворачивает голову в сторону звука, улыбается, издает громкие звуки, интересуется висящими над кроватью игрушками.

В 5 мес. – подолгу гулит, узнает мать и близких лиц, тянется за игрушкой и удерживает ее в руке, переворачивается со спины на живот. Устойчиво упирается на ножки при поддержке взрослых.

В 6 мес. – ребенок произносит слоги, сам берет игрушку и подолгу удерживает ее в руках, делает попытку ползать по манежу, переворачивается с живота на спину, начинает хорошо есть с ложки.

В 7 мес. – подолгу лепечет, активно играет игрушкой, хорошо ползает, садится.

В 8 мес. – ребенок громко, повторно произносит слоги, ищет и находит глазами предметы и лица, когда их называют, сам садится и ложится, игрушками занимается долго, рассматривает их, постукивает игрушкой об игрушку, пьет из чашки, которую держит взрослый. В 9 мес. повторяет разнообразные слоги и звуки, произносящие взрослыми, хорошо ходит, поддерживая за обе руки, садится из вертикального положения, встает на колени.

В 10 мес. – ребенок стоит и поднимается без опоры, ходит за стулом, повторяет за взрослыми разнообразные звуки и слоги.

В 11 мес. – ребенок самостоятельно стоит, ходит при небольшой поддержке взрослых, выполняет несложные поручения.

В 12 мес. – произносит около 10 слов, самостоятельно ходит, самостоятельно пьет из чашки.

На 2-м году жизни – удлиняется период бодрствования, он много ходит, бегает, движения его более координированы, контролируется зрением.

На 3 год – ребенок полностью ориентируется в окружающей его среде, запас слов 1200-1500. Ребенок самостоятельно умывается и обувается.

Н 4 году – происходит дальнейшее совершенствование речи, в поведении ребенка, несмотря на преобладание процессов возбуждения, намечается нарастание роли торможения.

К 5-7 год – поведение ребенка, его познания свидетельствуют о совершенствовании высшей нервной деятельности. Речь его становится более связанной. Ребенок может описать свои впечатления, мысли, может быть собеседником взрослого.

перейти в каталог файлов


связь с админом