Главная страница
qrcode

_Антон Платов, Руническая магия. Антон Платов Предисловие


НазваниеАнтон Платов Предисловие
Анкор Антон Платов, Руническая магия.doc
Дата27.11.2016
Размер0.79 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаAnton_Platov_Runicheskaya_magia.doc
ТипДокументы
#8810
страница2 из 6
Каталогtopic62241263_29803705

С этим файлом связано 25 файл(ов). Среди них: Goetia_S_predisloviem_i_kommentariami_Alistera.djvu, Papyus_-_Chernaya_i_belaya_magia_Kniga_pervaya_-_19.pdf, Tkachenko_Yu_P_Belaya_magia.pdf, author_fransuaza_leru_druidyi_download_a6.pdf, Agapkina_T_A_Vostochnoslavyanskie_lechebnye_zag.pdf, Magichesky_kristall_Magia_glazami_uchenykh_i_ch.djvu, Kholnov_S_Yu_Obyknovennoe_chudo_ili_Osnovy_ma.doc, Bolshoj_kluch_Solomona_Tom_1.doc, misterii_temnoy_luny.pdf, Polyakov_A_-_Teoria_i_praktika_okkultizma_200.pdf и ещё 15 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6
Частью Рун Волшбы являются Сварт-руны (др.-сканд. Swart-Runor), т.е. Черные Руны, находящие применение в некромантии и близких к ней Искусствах для установления связи с духами ушедших. Со Сварт-рунами связано двенадцатое заклинание Одина:

Двенадцатым я,
увидев на дереве
в петле повисшего,
так руны вырежу,
так их окрашу,
что он оживет
и беседовать будет.


Владение Турс-рунами, как и Рунами Пива, является частью Искусства Vardlokkur.

B


iarg-Runor
Повивальные Руны


“Речи Сигрдривы”:

Повивальные руны
познай, если хочешь
быть помощью при родах!
На ладонь нанеси их,
запястья сжимай,
к дисам взывая.


Название группы связано с именем Берхты, богиню деторождения, а также - с именем руны

Б
еркана, посвященной Богине-Матери. Главное назначение этой рунической группы - родовспоможение и благословение новорожденного; кроме того, Повивальные Руны могут использоваться для поддержания новых начинаний.

С Повивальными рунами связано тринадцатое заклинание Одина:

Тринадцатым я
водою младенца
могу освятить, -
не коснутся мечи его,
и невредимым
в битвах он будет.


B


run-Runor
Руны Прибоя


“Речи Сигрдривы”:

Руны прибоя
познай, чтоб спасать
корабли плывущие!
Руны те начертай
на носу, на руле
и выжги на веслах,-
пусть грозен прибой
и черны валы,-
невредимым причалишь.


Головная руна –

Э
йваз. С рунами этой группы связано девятое заклинание Одина:

Знаю девятое, -
если ладья
борется с бурей,
вихрям улечься
и волнам утихнуть
пошлю повеленье.


L


im-Runor
Целящие Руны


“Речи Сигрдривы”:

Целебные руны
для врачеванья
ты должен познать;
на стволе, что ветви
клонит к востоку,
вырежи их.


Головная руна –

К
ано, руна Огня. С огнем в скандинавской традиции вообще связано многое, имеющее отношение к целительству. Заклинание Одина:

Знаю второе, -
оно врачеванью
пользу приносит.


M


al-Runor
Руны Речи


“Речи Сигрдривы”:

Познай руны речи,
если не хочешь,
чтоб мстили тебе!
Их слагают,
их составляют,
их сплетают
на тинге таком,
где люди должны
творить правосудье.


Руны Речи - мало понятная ныне группа, объединяющая, тем не менее, весьма сильные руны. Иногда считается, что Мал-руны эффективны в тех областях жизни, где слово имеет большое значение. Могут быть начертаны на стенах или на различных предметах там, где решаются важные общественные вопросы.
H


ug-Runor
Руны Мысли


“Речи Сигрдривы”:

Познай руны мысли,
если мудрейшим
хочешь ты стать!
Хрофт разгадал их,
он их измыслил
из влаги такой,
что некогда вытекла
из мозга Хейддраупнира
и рога Ходдрофнира.


Название этой группы - Хуг-руны - связано с именем одного из священных воронов Одина - Huginn, что и означает “мысль”. Это руны силы ума. Найджел Пенник указывает, что эти руны часто изображаются на сундуке с принадлежностями и инструментами рунемейстера. Чаще всего считается, что их функция - приносить ментальную силу и способствовать умственной конценстрации, однако, мы склонны видеть в Хуг-рунах нечто значительно большее.

С Хуг-рунами связано, вероятно, четырнадцатое заклинание Одина:

Четырнадцатым
число я открою
асов и альвов,
прозванье богов
поведаю людям, -
то может лишь мудрый.


* * *

Разумеется, описания групп Сигрдривы, данные на этих страницах, упрощены и неполны и, тем более, не исчерпывают всей полноты рунической магии.

Восемнадцатое
ни девам ни женам
сказать не смогу я, -
один сбережет
сокровеннее тайну, -
тут песнь пресеклась -
откроюсь, быть может,
только жене
иль сестре расскажу...


(Речи Высокого, 163)




Примечания

1. Тинг - в Скандинавских странах собрание свободных людей, аналог новгородского веча.

2. См.: В.В.Тороп. Футарк Сигрдривы. Раскрыта еще одна тайна рунического искусства / / Мифы и магия индоевропейцев, вып.2, 1996. А.В.Платов. Несколько слов о Футарках Эдды / / Мифы и магия индоевропейцев, вып.4, 1996.

3. Варлок (англ. warlock) - одна из "специализаций" в традиционной магии.
Рунические заклинания

Группы рунической магии

Простейшей, как неоднократно уже упоминалось, формой прикладной рунической магии является использование отдельных рун. Следующей по сложности формой, которая, также, как и одиночные руны, может быть применена и для создания талисманов-таувов, и для нанесения на любые иные предметы, является составление рунических заклинательных формул. Магическое слово, составленное из нескольких рун, иногда называется рунетейнн. Слово это состоит из двух основ: руна и тейнн (др.-исл. teinn - “палочка” или “священное слово”). Термин рунетейнн является современным нововведением, однако самое слово teinn действительно употреблялось в древней Скандинавии для обозначения имеющей магическое или сакральное значение комбинации алфавитных символов.

Отметим, что сочетание в одном слове teinn значений “палочка” и “слово” далеко не случайно. Дело в том, что некогда руны - будь то магическое заклинание или простое письмо - вырезались на специальных палочках или жезлах. Именно поэтому руническое слово, в том числе заклинательное, мы и называем “рунической палочкой”, рунетейнном.

Скандинавские маги, владевшие искусством составления и применения заклинательных рунических слов, называли себя эрилями. Это слово (само по себе магическое в записи рунами) мы нередко встречаем на древних брактеатах и иных ювелирных изделиях, некогда принадлежавших самим магам. Таков, например, известный линдхольмский амулет из кости (Швеция, VI век), pуническая надпись на котором гласит:

ek erilaR sa wilagaR hateka ,

что в пеpеводе означает: “я, эpиль, - хитpым прозываюсь”.

Примеры использования искусства построения рунических заклинательных слов можно найти в древнескандинавской литературе. В “Саге об Эгиле”, самом, пожалуй, знаменитом скандинавском скальде, эриле и воине, рассказывается следующее. Однажды на пиру Эгилю поднесли рог, наполненный брагой. Эгиль, подозревавший, что его могут отравить, вырезал на роге руны и окрасил их собственной кровью. К браге действительно был примешан яд, и рог разлетелся на куски в руках у Эгиля. А однажды в своих скитаниях Эгиль встретил родителей девушки, которая давно и тяжело болела. Зная, что Эгиль владеет магией, родители попросили его вылечить девушку. Эгиль согласился и, войдя в дом, обнаружил в кровати девушки амулет-таув: рыбную кость с рунической надписью, которую, по словам родителей, вырезал местный эриль, чтобы уничтожить болезнь. Эгиль разобрал руны, и оказалось, что комбинация была подобрана неверно, в результате чего девушка не только не выздоровела, но и заболела еще тяжелее. Тогда Эгиль сказал такую вису (строфу):

Рун не должен резать
Тот, кто в них не смыслит.
В непонятных знаках
Всякий может сбиться.
Десять знаков тайных
Я прочел и знаю,
Что они причина
Хвори этой долгой
1.

Затем эриль уничтожил старую надпись и вырезал новую. Вскоре девушка поправилась.

Археологические находки и письменные источники представляют довольно обширный материал по применению в древности этого раздела рунической магии. Мы можем выделить по крайней мере три типа рунетейннов, известных по данным археологии и эпиграфики. Во-первых, это использование рунических сакральных слов - стандартных комбинаций рун. Такие сакральные слова обнаруживаются на многих древних предметах, но достоверно восстановить их значение удается далеко не всегда. Вторым вариантом рунетейннов является составление рунических комбинаций, имеющих требуемое воздействие, по одной из стандартных схем. Примером такой схемы является традиция трехрунных заклятий, которой будет посвящен отдельный раздел. Наконец, третьим вариантом рунетейннов являются записанные рунами имена богов и их атрибутов (например, Мьёллнир, Гунгнир, Одрёрир и т.д.), а также другие сакрализованные или просто связанные с магией слова.

Рассмотрим эти три формы магии рунетейннов поочередно.

Итак, первая форма - использование сакральных рунических слов. Ниже мы приведем описания и вероятные трактовки самые известных из них, встречаемых на многих древних украшениях и предметах быта и вооружения.

alu

Самое распространенное - и самое, как принято считать, мощное - заклинательное руническое слово. Возможно, восходит к древнейшей североевропейской основе al, означающей магическую силу, магию вообще. В этом курсе мы уже не раз касались его значения; магическое же применение слова было, вероятно, весьма разнообразным. Наиболее общая трактовка такова - “Посвящение; магическая сила и власть; мудрость”.

Известно несколько модификаций этого заклятья; вот некоторые из них: s1alu - вариант, дополненный руной могущества и победы; fo1s1alu - сложный вариант, известный по брактеату из Факсе; ha1g alu еще один усложненный вариант, значение которого реставрируется с большим трудом.

sar

Также весьма распространенное сакральное слово. Возможная реконструкция значения - “странствие в поисках Силы”, что следует понимать не только в прямом, но и в переносном смысле.

auja

Самое это слово означает “удача”. Использование этого слова в качестве заклинательного имеет, соответственно, целью доставить добрую удачу.

Xgibu1auja

Усложненный вариант предыдущего слова. Данный тейнн представляет собой соединение двух слов, имеющих значение “давать удачу” или “дающий удачу”. Важно, что в этом варианте появляется руна Гебо, отвечающая смыслу заклятья в целом.

lapu

Очень распространенное заклинательное слово; однако, в большинстве случаев оно используется в сочетании с другими сакральными словами или руническими комбинациями. Возможна связь слова с древней основой со значением “приглашение”, “призывание”. Вероятно, это одно сакральных слов, входивших в состав призывающих заклятий.

laukaz

Это сакральное слово многими исследователями ассоциируется с др.-сканд laukaz “дикий лук”, который был священным растением и почитался обладающим большой магической силой, в основном - защитного, охранительного характера. Посему и слово имеет аналогичную направленность действия. Однако, следует иметь в виду, что LaukaR - это, возможно, один из древнейших вариантов имени руны Лагуз, что также следует иметь в виду при использовании этого сакрального слова.

Вторым, как уже указывалось, видом рунетейннов являются комбинации рун, составленные для какой-либо конкретной цели по одной из стандартных для скандинавского рунического искусства схем. Простейшей из таких схем является “утроение рун” - составление комбинации из трех одинаковых рун, отвечающих заданной цели. Две другие известные техники создания такого рода тейннов - триадные заклинания и заклинания палиндромические.

Третий варинт - использование в качестве заклинательных слова, имеющие сакральный смысл, - широко используется западными авторами; так, например, Найджел Пенник в своей “Магии Севера” указывает на магическое значение многих скандинавских слов, некоторые из которых мы приведем здесь, процитировав этого автора:2

“Словами могущества служили также имена тех, кто практиковал нордическую Традицию: Erilaz, повелитель рун; Gothi, служитель культа, жрец; Vitki, маг, колдун, повелитель рун [...] Магическими свойствами обладают также надписи - добрые пожелания. Основными традиционными понятиями являются следующие: Alag, “присутствие, влияние”... Auja, “удача”... Gina, “наделенный божественным могуществом”... Hailagaz, “исполненный божественного могущества”... Salu, “объятый солнцем, здоровье”... Ungandiz, “неуязвимый для магического нападения” [и т.д.]”.

Наконец, следует, вероятно, сказать несколько слов и о таком современном нововведении в области рунетейнна, как рунескрипт. Несомненно, использование рунескриптов - один из самых сомнительных разделов современного рунического искусства; очень многие (в том числе и авторы этих строк) предпочитают не обращаться к рунескриптам - по крайней мере без особой на то нужды. Дело в том, что очень сложно судить, действительно ли данная практика была используема, например, в I тыс. от Р.Х., т.е. во времена расцвета рунического искусства. Нечто подобное, разумеется, вполне могло существовать, но в какую форму это “подобное” было облекаемо и по каким законам составлялись действительно традиционные рунескрипты - нам неизвестно.

По определению, например, Лизы Пешель, рунескрипт - это “группа рун, выстроенных вдоль прямой линии и указывающих своим расположением на определенный результат”3. В большинстве случаев при этом подразумевается, что первая в рунескрипте руна задает первое по времени требуемое действие, а последняя, соответственно, - последнее. На наш взгляд, такое увязывание последовательности рун в надписи с последовательностью событий представляет собой более чем уязвимое место в магии данного типа и, повторюсь, остается неизвестным, насколько такая операция вообще имеет отношение к сакральной рунической Традиции.

Действительно, рунескрипты многим специалистам представляются весьма неоднозначными и неустойчивыми образованиями. И уж тем более мы никак не можем согласиться с мнением той же Лизы Пешель, написавшей, что “все, что требуется для эффективного конструирования рунескрипта-талисмана, - это знание магических свойств каждой руны и немного здравого смысла”.

Впрочем, “знания рун” и “здравого смысла” недостаточно не только для создания рунескриптов...




Примечания

1. Пер. В.Кошкина.

2. N.Pennick. Practical Magic in the Northern Tradition. Wellingborough, 1989.

3. L.Peschel. A Practical Guide to the Runes. St.Paul, 1996.
Триадные заклинания и палиндромы

Из всего многообразия древних технологий создания рунетейннов с заданными магическими свойствами техника триадных (трехрунных) заклинаний была, вероятна, одной из наиболее распространенных. Сейчас по данным эпиграфики мы можем насчитать десятки различных сакральных рунических слов этого типа. Данная техника сочетает очевидную простоту с требуемой эффективностью.

Не вдаваясь здесь в подробности исторического анализа структуры и назначения триадных заклинаний, приведем лишь конечный его результат. Реконструированная структура трехчастного рунического заклинания выглядит следующим образом:

Руна 1

Руна 2

Руна 3

направление действия заклинания

необходимая для действия база

направление действия заклинания

Ниже мы рассмотрим ряд древних трехчастных заклинательных формул, но прежде проиллюстрируем принцип их построения на самом, вероятно, показательном примере - на примере рабочей комбинации рун камня Сигимара.

На одной стороне камня этот эриль вырезал текст следующего, довольно стандартного содержания (часть его, к сожалению, стерта):

Я, Сигимар,
.............
воздвигнул я камень.


На второй стороне вырезана комбинация, состоящая из двух троек рун Кено и четырех рун Иса. Вспоминая о том, что руны, примененные как магические знаки, нередко удваивались, утраивались и даже учетверялись, мы увидим в рабочей рунической комбинации камня Сигимара все то же трехчастное заклинание: k i k.

С определенной долей вероятности нам удалось восстановить назначение камня. Говоря современным языком, это камень для медитаций или совершения магических операций. По принципу действия рабочая комбинация рун этого камня занимает среднее положение между магией отдельных рун и магией их заклинательных комбинаций. Действие обеих рун здесь практически таково же, как если бы они были употреблены отдельно, и, в то же время, именно взаимное их воздействие создает необходимый эффект.

Руна Иса здесь создает необходимую базу, замораживая, “останавливая” мир для человека, ищущего у этого камня помощи, способствуя должному очищению и успокоению его ментала (и астрала, вероятно, тоже). Руна Кено, руна воплощения, а на более психологически тонком уровне - руна раскрытия, является здесь действующей. Она способствует достижению цели, поставленной перед собой человеком, пришедшим к камню. Если человек молится, руна помогает ему раскрыться вовне - к Богу, если медитирует - раскрыться внутрь, заглянуть в глубины собственного существа. Если же человек творит магию, руна Кено способствует воплощению в реальность его замыслов.

Другой интересный пример - граффити на монете конца VIII - начала IX веков из Тимеревского клада. Вдоль края монеты острым орудием процарапаны три руны: g u d. (Отмечу, что монеты с выполненными на них руническими надписями самого разного рода нередко использовались в качестве амулетов.)

В качестве базы здесь выступает руна Уруз, руна мужской силы, нередко применявшаяся в качестве соответствующего рода защитного знака. В качестве указателей направления действия - руна Гебо - “Дар” и руна Дагаз - “День”, “Процветание”. Таким образом, заклинание в целом призвано сохранять мужскую силу владельца монеты и приносить ему (основываясь на этой базе) успехи и процветание на любовной почве. Отметим также, что слово в целом - gud - может быть прочитано как “бог” или “боги”. Насколько это имеет значение в данном случае, и сделано ли это намеренно, судить сложно.

А вот трехчастные рунические заклинания, вырезанные на большинстве других монет подобного рода, интерпретации не поддаются - прежде всего вследствие невозможности уверенного их прочтения. Но несмотря на это, можно, вероятно, говорить о том, что заклинательные комбинации на них (по крайней мере, - одна или две из трех) также принадлежат классу трехчастных сакральных слов.

Любопытна также руническая надпись на монете одного из шведских кладов: i n th. Здесь мы сталкиваемся с несколько иной направленностью магии: если заклинания камня Сигимара и монеты из Тимеревского клада ориентированы на добровольное принятие “пользователем” их воздействия, то в данном случае базой действия заклинания служит руна Науд - “Нужда”, “Принуждение”. В данном контексте руны Иса и Турисаз, стоящие по сторонам от базовой руны, имеют явно негативный характер. Очевидно, эта монета попала в клад не случайно, но в качестве проклятия “взломщику”. Такая интерпретация заклинания хорошо согласуется с трактовкой И.Линдквиста, считающего, что заклинание “выражает пожелание, чтобы тот, кто нашел клад, оказался в мире великанов”1.

Обратимся, наконец, к самому распространенному руническому сакральному слову, принадлежащему, с одной стороны, к классу трехрунных заклинаний, а с другой - к устойчивым комбинациям рун, магическое использование которых не ограничивалось ни временем, ни географией. Речь идет о заклинательной комбинации Ансуз - Лагуз - Уруз (a l u), известной со времен возникновения древнейшего Футарка до времен поздних викингов и от крайнего Северо-Запада Европы до земель Новгорода Великого. В этом курсе мы уже неоднократно обращались к этой сакральной магической формуле, рассматривая разные ее аспекты; здесь мы попытаемся восстановить еще один из них.

Центральная руна заклинания - Лагуз - “Текучая Вода”, “То, что ведет”. В контексте активной магии значение руны Лагуз может быть определено как “Движение под водительством Силы”. С другой стороны, эта же руна, по свидетельству некоторых авторов, может быть применена и как средство “коллективной”, так сказать, магии - для способствования заключению браков и поддержания дружбы.

Аналогичный дуализм действия - магия с одной стороны и человеческие отношения с другой - присутствует и в трактовке двух остальных рун этого заклинания. Руны Ансуз - “Бог”, “Бог Света” - и Уруз - “Бык”, “Энергия”, “Мощь” - также могут быть использованы для заключения и поддержания дружеских или семейных отношений. Таким образом, общее действие данного рунического заклинания очень условно можно передать фразой: “Да ведут боги этот союз дорогой Силы”.

В этом отношении весьма показательна арстадская надпись, содержащая два рунических сакральных слова - s a r и a l u, - заключенные меж двумя именами собственными. Является ли эта надпись закреплением договора между двумя военными вождями или своеобразным памятником мужской дружбы? К сожалению, это неизвестно. Кстати, значение второго использованного здесь трехчастного рунического заклинания - s a r - может быть определено как весьма подобное значению заклинания a l u.

По всей видимости, модернизированным (или попросту искаженным) вариантом все того же заклинательного слова a l u является и трехчастная руническая комбинация на замечательном брактеате из Вэлбэк Хилл (Британия). Три руны, начертанные в перевернутом положении, читаются справа налево: l a w. С одной стороны, мы вполне вправе допустить, что мастер, выполнявший надпись, смешивал знаки, несущие звуки “u” и “w”, что не редкость в европейской археографии. С другой же стороны, такая замена (вкупе с перестановкой рун) вполне могла быть осмысленной, направленной на придание заклинанию, сохраняющему в целом исходную направленность, несколько иного звучания.

* * *

Другая схема рунетейнна - создание рунических палиндромов, т.е. симметричных тейннов. Очевидно, что палиндромы и триадные заклинание родственны друг другу, - это следует уже хотя бы из симметрии самой триадной схемы. Когда две периферийные руны в триадном заклинании совпадают, мы получаем схему простейшего рунического палиндрома. Таково, например, сакральное руническое слово a p a, назначение которого - “размышление (медитация) и призывание богов”, или рассмотренное выше сакральное слово k i k. В обоих этих случаях сакральные слова представляют собой триадные заклинания и, в то же время, являются простейшими руническими палиндромами.

Вот два исторически достоверных примера более сложных рунических палиндромов.

s u e u s

Это палиндром, начертанный на Килверском руническом камне (о-в Готланд). Бернард Кинг читает его следующим образом: “солнечная сила посвящает силу солнца”. Значение же палиндрома следует раскручивать из центра; центральную позицию занимает руна Эваз - конь, движение трансформация. Первая периферийная пара - руны Уруз - сила, магическая мощь. Внешняя пара - Соул, могущество, целостность. В целом значение палиндрома - магическое посвящение, обретение Силы, структуризация под ее воздействием.

z i l i z

Этот рунический палиндром начертан на деревянной доске из захоронения близ Фрослова в Южной Ютландии. Палиндром имеет явно сдерживающий, охранный характер, однако, руна Лагуз, помещенная на центральную его позицию, снимает возможные негативные оттенки значения палиндрома, направляя действие его по естественному пути под покровительством богов.




Примечания

1. Вероятно, исходя из того, что сочетание Иса и Турисаз может быть прочитано как "великан льда"; великаны льда, или инеистые великаны, известны в скандинавской мифологии.
Руны на магических предметах

Магические кольца

Тема волшебных предметов - т.е. предметов, являющихся носителями магической Силы, - широко распространена в европейской сакральной Традиции. Святой Грааль, волшебное оружие воинов, посохи магов, всевозможного рода талисманы и амулеты... Но самым “популярным” ныне предметом такого рода являются, вероятно, магические кольца, огромную роль в формировании современного “широкого интереса” к которым сыграла, несомненно, знаменитая трилогия Дж.Р.Р.Толкиена.

Одним из самых известных мифологических волшебных колец является кольцо Драупнир, принадлежащее скандинавскому богу Одину. Это кольцо изготовлено из золота, и одним из его волшебных качеств является способность к размножению1 (хотя дети Драупнира такой способностью уже не обладают):

Восемь колец
на девятую ночь
из него возникают


(Старшая Эдда, Скирнир, 21)

Немало магических колец известно нам и по европейским преданиям, легендам и эпосу. Так, например, скандинавские саги говорят о магическом кольце Свиагрис, которое - вкупе с золотым магическим шлемом - было самым большим сокровищем шведского короля-чародея Атилса Черного. Ценность кольца была столь велика, что для того, чтобы вернуть себе Свиагрис, король Атилс задержал погоню за королем Хрольфом, разорившим его замок в Уппсале.

Другим магическим кольцом владел Овэйн сын Уриена, представитель одного из знатнейших родов кельтской Британии и - согласно валлийским источникам - рыцарь короля Артура:

Три Князя Битв было при дворе Артура: Кадур, ярл Корнуолла; Ланселот Озерный; и Овэйн сын Уриена Рэгедского... Они никогда не отступали в бою, ни перед Копьем, ни перед Стрелой, ни перед Мечом. И Артур, увидев их, назвал их Князьями Битв.

(Валлийские Триады)

Кольцо Овэйна, как указывается в “Мабиногионе”, средневековом сборнике валлийских сказаний, обладало свойством давать своему владельцу невидимость, когда тот скрывал кольцо в кулаке. Интересно, что сохранилось описание этого кольца в валлийском манускрипте под названием “Тринадцать королевских реликвий Острова Британии, которые хранились в Каэр Ллеоне на реке Иск, в Монмаутшире. Вещи эти получены от Мирддина, сына Морврана, в Доме Стекла, на Энлли, или острове Бардсэй. И записано другими, что Талесин Князь Бардов владел ими”. В манускрипте кольцу Овэйна посвящено несколько строк: “Камень кольца Линэд, который получил Овэйн меж стеной и решеткой. Кто бы ни сокрыл этот камень, камень сокроет его”.

Теперь обратимся к тому, что нам известно сейчас собственно о магии волшебных колец.

По мнению многих авторов, любое кольцо магично само по себе, уже в следствие своей особой фоpмы. Действительно, традиция сохраняет огромное количество примеров почитания кольцеобразной формы (причем, неизвестно, что, собственно говоря, больше почиталось: сам предмет, заключающий в себе сквозное отверстие, или само отверстие в этом предмете). Первое, что приходит на ум в этом отношении, - это, конечно, “куриные боги”, камешки с дырками. Но можно вспомнить и почитание дуплистых деревьев, и священные “дырчатые” камни Европы. К последним относятся, например, британские Камень Гронва или Дырчатый Камень (Holed Stone) в Антриме. Последний представляет собой плоскую плиту, установленную вертикально, со сквозным отверстием в центральной части. До сих пор молодожены на местных свадьбах приходят к этому камню, чтобы скрепить заключенный брак рукопожатием через отверстие. Можно также вспомнить и то, что кольца, вообще говоря, в древности носили не только на пальцах, но и на запястьях (браслеты), на шее (гривны) и т.д. Однако, вернемся к тем кольцам, которые носили на пальцах рук.

Как показывают данные археологии, кольца (в том числе - и магические) делались не только из металла; известны также каменные, костяные кольца. Так, например, из агата изготовлено одно из хранящихся ныне в Британском Музее магических колец, любопытное выгравированной на нем заклинательной рунической надписью (но об этом чуть позже). Вполне возможно - и даже вероятно, - что в магических целях использовались и деpевянные кольца: в древности вообще было очень широко распространено изготовление магических предметов из древесины.

И все-таки основным материалом для изготовления колец служил, конечно, металл; использовались и драгоценные камни, но относительно редко - в древности это было довольно дорогим удовольствием, да и того разнообразия камней, которое мы можем видеть сегодня в ювелирных магазинах, древние мастера не знали. Зато они прекрасно владели различными техниками использования эмалей, зерни, скани, создавая подчас поистине великолепные изделия.

Очевидно, выбор материала для изготовления любого магического предмета - кольца в том числе - вопрос очень важный. Мы только что упомянули о кольцах из камня и кости, металлические кольца также изготавливались с учетом свойств металлов. О том, что металл тщательно подбирался, свидетельствуют, например, находки комбинированных магических колец - серебряных со вставкой из меди.

Не менее тщательно, очевидно, подбирался и камень для вставки:

Пусть никого не дивит - сомнение здесь неуместно, -
Что в драгоценных камнях волшебная кроется сила:
В травах она ведь есть, а в камнях она только мощнее.


Марброд Реннский, XII век

Первые в Европе трактаты, касающиеся магии камней, появились в античном мире. Авторы этих сочинений - Тит Лукреций Кар, Гиппократ, Теофраст, Плиний Старший - описывали свойства растений, животных и камней, в том числе - и магические свойства последних. В Средние Века, часто с использованием античных трактатов, были созданы новые рукописи, посвященные тем же вопросам. Среди авторов средневековых трудов следует назвать Епифания (V век), Исидора Севильского (конец V - начало VI века), Михаила Пселла (XI век), Марброда Реннского (XII век), Альберта Великого (XIII век). Позднее фрагменты из работ этих авторов, часто переделанные, а иногда - и переосмысленные, составили многочисленные сборники по магии драгоценных камней, к числу которых относится и знаменитый на Руси “Прохладный Вертоград”.

Однако, нужно, разумеется, учитывать, что предки наши не были настолько глупы, чтобы полагать естественные магические свойства камня достаточными для того, чтобы кольцо, в которое вставили камень, превратилось в магический инструмент. Вот простой пример. В Шотландии в Средние Века существовал магический шар из горного хрусталя, обладающий свойством исцелять болезни; во время страшной чумы 1665 года этот камень одалживали под огромный залог в шесть тысяч фунтов2. Было бы очень неосторожным считать, что такими же свойствами обладает и любой другой кусок чистого кварца...

Ничуть не меньшее значение, чем подбору материала, придавалось изображениям и надписям, наносимым на поверхность колец. Современные коллекции археологических находок содержат деятки и даже сотни средневековых колец, изображения на которых имеют магическую нагрузку (см. рис.). Однако, сейчас нас более всего интересуют кольца с заклинательными руническими надписями.

Так, на упомянутом выше агатовом кольце, хранящемся ныне в Британском Музее, выгравирована следующая руническая надпись:
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов


связь с админом