Главная страница
qrcode

Дементьевич российское общественное сознание в условиях современных глобализационных кризисных процессов


НазваниеДементьевич российское общественное сознание в условиях современных глобализационных кризисных процессов
Дата18.11.2020
Размер2.06 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаdissertaciya-rasskazova-l.d..pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРассказ
#159987
страница1 из 16
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВО БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ На правах рукописи подпись РАССКАЗОВ ЛЕОНИД ДЕМЕНТЬЕВИЧ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ КРИЗИСНЫХ ПРОЦЕССОВ Специальность 09.00.11 – Социальная философия ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени доктора философских наук Научные консультанты доктор философских наук, профессор Осинский И.И. доктор философских наук, доцент Бадмаева МВ.
Улан-Удэ - 2018

2 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................. 3 ГЛАВА

1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛИЗИЦИОННЫХ КРИЗИСНЫХ ПРОЦЕССОВ ..................................................................................................................................... 22
§1. Сущность общественного сознания .................................................................. 22
§2. Содержание современных глобализационных процессов .............................. 44
§3. Кризис как социально-философская проблема ................................................ 69 ГЛАВА

2. КРИЗИСНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК РЕАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ОБЩЕСТВ ......................... 90
§1. Основные формы проявления кризисных процессов в современных обществах ................................................................................................................... 90
§2. Духовный кризис как проявление кризисных процессов социума .............. 109
§3. Современные глобализирующиеся общества в контексте типов научной рациональности и философской рефлексии ......................................................... 133 ГЛАВА 3. КРИЗИСНОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ......... 154
§1. Социальные кризисы в отечественной и зарубежной литературе ............... 154
§2. Кризисное сознание общества переходного периода .................................. 171
§3. Типы и проблемы кризисного сознания общества ........................................ 199 ГЛАВА 4. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И КРИЗИСНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ............................................................................................................ 214
§1. Российское общественное сознание в аспектах современных теорий и концепций глобализации … ................................................................................... 214
§2. Экология и устойчивое развитие России анализ кризисного общественного сознания и способов его регулирования .............................................................. 231
§3. Будущее российского общества в условиях глобализации и кризисного общественного сознания ....................................................................................... 250 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 270 БИБЛИОГРАФИЯ ................................................................................................ 283

3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования Общественное сознание и общественное бытие как базисные компоненты жизнедеятельности общества подвергаются в различные исторические эпохи существенным качественным изменениям. В условиях глобализации – необходимого объективного этапа в развитии человечества – общественное сознание, отражая кризисные явления общественного бытия, соответственно, становится кризисным. В XXI веке кризисное сознание предстает в виде эпохального противоречия, которое, с одной стороны, представлено рациональным оптимизмом, породившим цивилизацию и заведшим ее в тупик (экологический кризис, с другой стороны, разум, проявив свою ограниченность, породил глобальные проблемы – комплекс острейших социоприродных и социокультурных противоречий духовная деградация, перенаселенность Земли и др. Это противоречие сформировалось в результате нарушения баланса (равновесия) отношений в системе общественное бытие – общественное сознание, которое восходит к идеям просвещения и прогресса, помноженных на идеи капитализма, свободу рыночных отношений, в которых человек становится товаром – объектом купли-продажи на рынке труда. Разрыв в этой системе был исторически порожден различными факторами. При выделении человека из мира природы в условиях присваивающего хозяйства обществу соответствовало мифологическое сознание, а в эпоху глобализации, когда человечество сформировало мировой рынок, ему понадобилось глобализационное сознание, которое сегодня отстает в развитии от своего материального экономического базиса. На всех этапах человечество развивалось благодаря качественным изменениям своих материальных и духовных основ. Сегодня стало ясно, что кризисные тенденции глобализации явили миру, невиданные ранее возможности и проблемы, от которых нельзя уйти, а решать их приходится сознанию, оказавшемуся в кризисе, из которого, сознание должно найти выход.

4 Российское общество, как весь мировой социум, испытало на себе влияние глобализации. С одной стороны, в стране проявились собственные кризисные тенденции в виде раскола социума на большое общество (масса) и малое элита, что привело к нищете первых и богатству вторых. С другой стороны, общество испытывает конфликты, порожденные глобализацией, которые можно выразить в виде бинарных оппозиций капитализм-социализм, ЗападВосток, Север-Юг, глобализация-глобализм. Анализ субъективных и объективных основ кризисного сознания российского общества показал, что задержка развития духовного начала по отношению к прогрессирующему материальному началу вовсе не означает, что Россия должна следовать проектам глобализма (американизма, вестернизации), общества потребления, которые прямо противоположны отечественной культуре. В России исторически духовные ценности доминируют над материальными ценностями, а рост благосостояния обеспечивается за счет роста экономических, научнотехнических показателей, бережного отношения к природе. В условиях глобализационного кризиса Россия активно участвует в разработке мировой стратегии устойчивого и поступательного развития, учитывая планетарные процессы, формирующие мир как единство многообразного, имеющего несколько векторов, центров и сил развития. Кризисный переходный период российского общества стал затяжным, поэтому необходимо выявить природу и содержание кризисного сознания, которое препятствует продвижению проектов модернизации, евразийства, коэволюции, ноосферогенеза и др. Актуализация процессов познания и изменения кризисного сознания непосредственно окажет влияние на социоприродные и социокультурные процессы. Решению проблем общественного сознания в условиях глобализационных кризисных процессов посвящено данное исследование, которое завершают концептуальные положения сбалансированного прогрессивно-циклического развития России в проективном и творческом потенциале кризисного сознания.

5 Степень научной разработанности темы Несмотря на широкий спектр предлагаемых воззрений в области социально-философского исследования общественного сознания в условиях современных глобализационных кризисных процессов вопрос о его месте и роли в общественном развитии требует уточнения. В истории общественное сознание представлено различными формами. Миф изучает К. Хюбнер
1
, мораль, искусство и философию – Платон, Аристотель, религию – А. Блаженный, Н. Макиавелли
3
, в Новое время философию исследуют Р. Декарт, Б. Спиноза
4
, в Новейшее время
– К. Маркс, Ф. Энгельс
5
и отечественные ученые ГМ. Гак, Б.А. Грушин,
Д.И. Дубровский,
М.Я. Ковальзон,
В.П. Майкова,
Ю.А. Серебрякова,
В.И. Толстых, А.К. Уледов, И.Т. Фролов
6
. В марксизме - общественное сознание отражает общественное бытие, является совокупностью коллективных представлений. Глобализацию как кризисное явление мирового сообщества, создавшую предпосылки установления диалектического равновесия между унифицирующими общепланетными и уникальными национальными, локальными процессами и явлениями исследовали в аспектах глобализма зарубежные ученые У. Бек, Зб. Бжезинский, И. Валлерстайн, Э. Гидденс, Э. Ласло, К. Поппер, А. Тоффлер, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон
7
. Отечественные ученые представили глобализацию в аспектах ноосферы («социоэкосферы»)
1
Хюбнер, К. Критика научного разума. – М ЦОП Института философии РАН, 1994. 326 с.
2
Платон. Государство // Хрестоматия по истории философии в 3 ч. ЧМ Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 448 с Аристотель.
Никомахова этика // Собрание сочинений в 4 т. Т. – М Мысль, 1983. 830 с.
Минск: Харвест, 2004. 704 с Декарт, Р. Правила для руководства ума // Сочинения в 2 т. Т. – М Мысль, 1989. 654 с Спиноза, Б. Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей // Избранное. – Минск ООО Попурри, 1999. 592 с
5
Маркс, К. Нищета философии // Собр. соч. Т. - М Политиздат, 1967. 466 с Энгельс, Ф. Диалектика природы. - М Политиздат, 1987.
349 с.
6
Гак, ГМ. Учение об общественном сознании в свете теории познания. – М Наука, 1967. 356 с Грушин, Б.А. Массовое сознание опыт определения и проблемы исследования. – М Политиздат, 1987. 368 с Дубровский, Д.И. Проблема сознания в философии и науке. – М Канон+ РОИИ Реабилитация, 2009. 472 с Келлье, В.Ж. Формы общественного сознания. – М Политиздат,1959. 264 с Ковальзон, М.Я. Общественное сознание и общественные науки. – М Знание, 1973. 64 с Майкова, В.П. Социально-философские проблемы динамики общественного сознания в современной России диссертация...доктора философских наук 09.00.11. Москва, 2014. 259 с Серебрякова,
Ю.А. Национальное самосознание и национальная культура сущность, специфика и взаимодействие социально-философский аспект диссертация ... доктора философских наук 09.00.11. - Иркутск, 1997. 339 с Толстых, В.И. Общественное сознание и его формы. – М
Политиздат, 1986. 367 с Уледов, А.К. Структура общественного сознания. – М Политиздат, 1968. 346 с Фролов, И.Т. Философия и этика науки итоги и перспективы // Вопросы философии. – 1995. - №7. С.
7
Бек, У. Что такое глобализация Ошибки глобализма – ответы на глобализацию. – М Дельта, 2001. 638 с Бжезинский, Зб. Выбор. Мировое или глобальное лидерство. – М Международные отношения, 2010. 264 с Валлерстайн, И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире – СПб.: Университетская книга, 2001. 416 с Гидденс, Э. Ускользающий мир как глобализация меняет нашу жизнь. – М Весь мир, 2004. 120 с Ласло, Э. Макросдвиг (К устойчивости мира курсом перемен. – М Тайдекс Кос Поппер, К. Открытое общество и его враги. – М Наука, 1945. Т. I 326 с Тоффлер, Э. Третья волна. – М ООО Фирма Издательство АСТ», 1999.
784 с Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек. – М ООО Издательство АСТ», 2004. 437 с Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций. – М ООО Издательство АСТ»; СПб: «Terra Fantastica», 2003. 379 с.

6
В.И. Вернадский, «постэкономического общества В.Л. Иноземцев, «мирсистемы» ИВ. Купряшкин, а также общей теории глобализации ИМ. Подзигун, Г. Салихов, АН. Чумаков, Х. Шахназаров
8
. Анализ кризиса дан в трудах зарубежных философов, М. Вебера (идеальные типы, Г.В.Ф. Гегеля законы диалектики, Т. Парсонса (законы и структура общества, О. Шпенглера, А. Тойнби, X. Ортега-и-Гассета (кризисы культуры, К. Маркса кризисы капитализма, а также отечественных исследователей АД. Арманда
(человек-природа), А.А. Богданова (тектология), ПА. Сорокина (социальнокультурная динамика,
Л.Н. Гумилева теория пассионарности,
Н.Г. Левинтова, В.С. Барулина, В.В. Жерехина, С.А. Кузьмина, Д.И. Люри, АН. Медушевского, С.А. Яворской, Р.И. Соколовой (общая теория кризисов, ТЮ. Сидориной (социально-культурные кризисы, А. Геде, В.М. Лейбина,
А.Л. Чижевского, Ю.В. Яковца (циклично-генетической динамики и системных кризисов. Формы кризисных процессов в современных обществах в аспектах
глобализма исследовали отечественные мыслители КО. Глазунов,
Л.М. Карапетян, И.Ф. Кефели, АС. Панарин, В.В. Шляпников. Общественное сознание в аспектах духовного кризиса России и Запада изучали зарубежные
8
Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление. – М Наука, 1991. 271 с Иноземцев, В.Л. Концепция постэкономического общества теоретические и практические аспекты диссертация ... доктора экономических наук 08.00.01/22.00.03. - Москва, 1998. 392 с
Купряшкин, ИВ. Капиталистическая мир-система и проблемы современности социально-философский анализ идей и концепций дисс. … канд. филос. наук. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2015. 170 с Подзигун, ИМ. Глобализация и глобальные проблемы философскометодологический анализ дис. … д-ра. филос. наук. – М изд-во РАГС при президенте Российской Федерации. 2003. 384 с Салихов, Г.Г. Человек в глобализирующемся мире социально-философский анализ диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11. - Уфа, 2010. 361 с Чумаков, АН. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст монография. – М Канон, РООН Реабилитация,
2006. 516 с Шахназаров, Г.Х. Современная цивилизация и Россия. – М Мысль, 2003. 566 с.
9
Вебер, М. Избранные произведения. Образ общества. – М Юристъ, 1994. 702 с Вебер, М. Избранные произведения. Протестантская этика и дух капитализма. – М Прогресс, 1990. 808 с Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа. – М Эксмо, 2007. 880 с Парсонс, Т. Система современных обществ. – М Мысль, 1995. 456 с Шпенглер, О. Закат Европы. – Новосибирск ВО Наука, Сибирская издательская фирма, 1993. 592 с Тойнби, А.Дж. Постижение истории. – М Прогресс, 1991. 568 с Ортега-и-Гассет, X. Вокруг Галилея (схема кризисов) // Избр. труды. – М Наука, 1997. 657 с Маркс, К. Капитал. Теория прибавочной стоимости // Собр. соч. Т. 26. Ч. – е изд. – М Политиздат, 1963. 680 с.
10
Анатомия кризиса / А.Л. Арманд, Д.И. Люри, В.В. Жерехин и др. – М Наука, 1999. 456 с Барулин, В.С. Соотношение материального и идеального в обществе (Методологические аспекты проблемы. – М Политиздат, 1997. 143 с Богданов, А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука в 2 кн Кн. – М Экономика, 1989.351 с Геде, А. Философия кризиса. – М Наука, 1978. 356 с Гумилев, Л.Н. От Руси к России. – М АСТ: Астрель, 2012. 411 с Кузьмин, С.А. Социальные системы опыт структурного анализа. – М Прогресс, 1996.
445 с Левинтов, П.Г. Социально-философское содержание категории кризис // Философские науки. – 1980. – №1. – С Лейбин, В.М. Модели мира и образ человека (Критический анализ идей Римского клуба. – М Наука, 1982. 568 с Медушевский, A.M. Конституционные кризисы в обществах переходного период // Вопросы философии. – 1999. – №12. - С Сидорина, ТЮ. Философия кризиса. – М Флинта: Наука, 2003. 456 с Соколова, Р.И. Глобальный кризис и российское государство социально-философский аспект автореферат дисс. … д-ра философ. Наук. – М изд-во РАН Института философии, 2007. 55 с Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество. – М Политиздат, 1992. 543 с Чижевский, А.Л. Космический пульс жизни Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. – М Наука, 1995. 458 с Яворская, С.А. Кризис культуры и кризисное сознание в системе социокультурной динамике дис. … канд. ист. наук. – Саранск ГУ НИИ гуманитарных наук приправ. республики Мордовия, 2006. 224 с Яковец, Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. – М Наука, 1999. 448 с Глазунов, КО. Глобализм как предмет социально-философского анализа дис. ... канд. филос. наук. – СПб., 2002. 167 с Карапетян Л.М. О понятиях «глобализм» и глобализация // Философские науки, 2003. - № 3. - С Кефели И.Ф. Глобализм на перекрестке мнений //
Социально-гуманитарные знания. 2003. - № - 2. - С Панарин, АС. Глобализм как вызов жизненному миру. За Хайдеггера. – М АСТ,
2004. 567 с Шляпников, В.В. Социально-философский анализ глобализма и антиглобализма как основных тенденций мирового развития автореф. дис. ... канд. филос. - СПб., 2007. - 16 с.

7 мыслители К. Манхейм, Г. Маркузе, Э. Мунье, Ф. Ницше, М. Хоркхаймер, А. Швейцер
12
и отечественные ученые НА. Бердяев, А.А. Богданов,
Н.Я. Данилевский, Б.К. Джегутанов, Р.К. Омельчук, С.А. Храпов
13
. Вопросами научного теоретизирования диалектики общественного бытия и общественного сознания разных эпох занимались зарубежные исследователи Т. Кун, Л. Лаудан
14
и отечественные мыслители С.Ю. Пискорская, И.А. Пфаненштиль,
В.С. Степин, НМ. Чуринов
15
. Кризисное сознание общества периода XIX-XXI вв. активно изучали за рубежом А. Вебер, Э. Гуссерль, Т. Имамичи, Э. Фромм, К. Ясперс
16
в России ЮН. Давыдов,
В.А. Кутырев, НИ. Лапин,
Д.С. Мережковский,
В.В. Розанов, ТЮ. Сидорина,
Н.В. Устрялов,
С.Л. Франк. Сущность кризисного сознания анализировали В.П. Леньшин,
В.В. Мантатов, Л.В. Мантатова, Л.Л. Штуден
18
. Аспекты современного российского общественного сознания активно изучали Л.А. Гусейнова,
Г.В. Осипов, Ж.Т. Тощенко, В.А. Ядов. Субъективные и объективные основы общественного сознания и способы его регулирования исследованы в трудах
12
Кризис сознания сборник работ по философии кризиса. – М Алгоритм, 2009. 272 с.
13
Бердяев, НА. Духи машина. – М Просвещение, 1990. 346 с Богданов, А. Наука об общественном сознании (краткий курс идеологической науки в вопросах и ответах. – М Книгоиздательство писателей в Москве, 1914. 236 с Данилевский, Н.Я. Россия и Европа. - М ДеʼЛибри, 2015. - 768 с Джегутанов, К.Д. Глобализация и актуальные проблемы российских реформ дисс. … д-ра филос. наук. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2003. 322 с Омельчук, Р.К. Онтология веры личностные и социокультурные механизмы преемственности ценностей диссертация ... доктора философских наук 09.00.11. - Улан-Удэ, 2011. 377 с
Храпов, С.А. Трансформация общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России дис. … д-ра филос. наук. – М изд-во Российского государственного социального университета, 2011. 304 с Кун, Т. Структура научных революций. – М ООО Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2007. 365 с Лаудан, Л. Наука и ценности // Современная философия науки хрестоматия. – М Логос, 1996. С.
15
Пискорская, С.Ю. Стиль научного познания и его стандарт монография. Красноярск Изд-во Сиб. гос. аэрокосмич. унт, 2007. 244 с
Пфаненштиль, И.А. Глобализация проблемы и перспективы. – Красноярск ИПЦ КГТУ, 2006. 484 с Степин, В.С. Теоретическое знание. – М Прогресс-Традиция, 2000. 744 с Чуринов, НМ. Совершенство и свобода философские очерки. е изд, доп. – Красноярск СИБУП,
2003. 515 с.
16
Вебер, А. Кризис европейской культуры. Избранное. – СПб.: СПбГУ, 1999. 746 с Гуссерль, Э. Кризис европейского человечества и философии. Культурология. ХХ век. – М Наука, 1995. 456 с Имамичи, Т. Моральный кризис и метатехнические проблемы // Вопросы философии. – 1995. – №3. – С Фромм, Э. Во имя жизни // Человек и социокультурная среда. – 1992. – №2. – С Ясперс, К. Истоки истории и ее цель. – М Наука, 1978. 492 с Давыдов, ЮН. Стабилизационное сознание ввек кризиса его основополагающие категории // История теоретической социологии. –
1999. – Т. 3. – С Лапин, НИ. Тяжкие годы России (перелом истории, кризис, ценности, перспективы) // Мир России. – 1992. – №1. – С Мережковский, Д.С. Атлантида-Европа: Тайна Запада. – М Прогресс, 1992. 260 с Розанов, В.В. Европейская культура и наше к ней отношение. – М Просвещение, 1990. 268 с Сидорина, ТЮ. Парадоксы кризисного сознания. – М Рос. гос. гуманит. унт, 2002. 239 с Устрялов, Н.В. Проблема прогресса. – М Наука, 1998. 268 с Франк, С.Л. Духовные основы общества. – М Республика, 1992. 511 с Леньшин, В.П. Формирование массового сознания молодежи в современном мире (социально-философский аспект исследования дис. … д-ра. филос. наук. – М изд-во Академии ФСБ России. 2004. 340 с Мантатов, В.В. Синергийные стратегии для человеческого развития и окружающей среды // Вестник Бурят. гос. унта. Сер. Философия, социология, политология, культурология. - 2013. - №6. - С
Мантатова, Л.В. Стратегия развития ценности новой цивилизации. – Улан-Удэ: издательство ВСГТУ, 2004. 242 с Мантатова, Л.В. Философские перспективы устойчивого развития информационного общества. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета,
2002. 244 с Штуден, Л.Л. Кризис сознания как феномен культуры автореф. д-ра филос. наук. – Екатеринбург, 2000. 39 с.
19
Гусейнова, Л.А. Глобальное и региональное в гармонизации социоприродных систем философско-методологический анализ автореферета диссертации ... доктора философских наук 09.00.11, 09.00.08. - Москва, 2009. 42 с Осипов, Г.В. Россия и США новая архитектура взаимодействия // Социологические исследования. – 2016. - №11. – С Тощенко, Ж.Т. Фантомы российского общества. – М Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015. 668 с Ядов, В.А. Трансформация постсоветских обществ что более значимо
– исторически традиционное или недавнее прошлое // Социологические исследования. – 2014. - №7. – С. 47-50.

8
В.И. Куйбаря, А.А. Сычева, АН. Чумакова
20
. Будущее российского общества в условиях кризиса общественного сознания может быть скорректировано на основе перспективных проектов евразийства и модернизации, которым посвящены труды АТ. Горяева, НИ. Лапина, Ю.В. Яковца
21
. И, тем не менее, отмечается острая потребность в масштабных и целевых исследованиях кризисного сознания российского общества в условиях современных глобализационных кризисных процессов, удовлетворению которой посвящена данная диссертация. Объект диссертационного исследования российское общественное сознание в условиях современных глобализационных кризисных процессов. Предмет исследования – кризисное сознание российского общества в условиях современных глобализационных кризисных процессов. Цель исследования – выявить особенности кризисного сознания российского общества и влияние на него глобализационных кризисных процессов. Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих исследовательских задач
1) проанализировать сущность современного российского общественного сознания и его влияние на развитие общества
2) раскрыть содержание современных глобализационных процессов
3) изучить кризис как общественное явление
4) вскрыть противоречивую природу кризисного сознания как социокультурного и социоприродного явления
5) систематизировать типы и проблемы кризисного общественного сознания в условиях глобализации
6) установить взаимосвязь и взаимозависимость глобализации и кризисного общественного сознания
20
Куйбарь, В. И. «Эколого-информационное общество как этап развития глобальной цивилизации мировоззренческо-методологический аспект диссертация ... доктора философских наук 09.00.11. - Иркутск, 2011. 292 с Сычев, А.А. Этика экологической ответственности. – М Альфа-М, 2016. 320 с Чумаков, АН. Теоретико-методологические основания исследований процессов глобализации // Век глобализации. – 20013. - №2. С. 23-37.
21
Горяев, АТ. Евразийская идея и проблема самоидентификации России диссертация … доктора философских наук 09.00.11. - Волгоград,
2003. с Лапин, НИ. Проблемы формирования концепции и человеческих измерений стратегии поэтапной модернизации России и ее регионов // Социологические исследования. – 2014. - №7. – С. 8-19; Яковец, Ю.В. Большая Евразия стратегия партнерства цивилизаций и объединений научный доклад. – М МИСК, 2017. 64 с

9 7) раскрыть феномен российского общественного сознания в аспектах современных теорий и концепций глобализации
8) сконструировать и обосновать концептуальные положения сбалансированного прогрессивно-циклического развития России в проективном и творческом потенциале кризисного сознания. Теоретическая и методологическая основа исследования, в целом, представлена полидисциплинарным и разноаспектным современным научным мировоззрением и методологией в аспектах социально-философского знания, а также диалектико-материалистическим методом, объективирующим анализ всего многообразия явлений общественного сознания в их противоречивых отношениях, взаимосвязи и динамике развития, исследуемых в диссертации. Методология представлена также подходами – социокультурным, деятельностным, синергетическим, культурно-историческим, компаративистским, универсального эволюционизма. Социокультурный подход позволяет исследовать проблемы взаимоотношений общества и человека как единство субъективного и объективного. Деятельностный подход призван уточнить диалектическую взаимосвязь и развитие человека и его бытия, которое он сам создает и воспроизводится вместе с ним. Синергетический подход описывает порядок и хаос, устойчивость и изменчивость общественного бытия и общественного сознания как соотношение организации и самоорганизации в системах общество – природа и общество – человек. Культурно-исторический подход раскрывает прошлое, настоящее и будущее российского общества как единство традиционного и инновационного в их развитии. Компаративистский подход сравнивает Россию с Западом и Востоком в учениях о глобализации и глобализме, Евразийстве и модернизациях. Универсально-эволюционистский подход изучает природу, общество и сознание человека в их диалектической взаимосвязи и развитии как единство материального и духовного.

10 Исследование опирается на принципы историзма, всеобщей связи и развития, системности, стохастической динамики, самоорганизации, открытости. Принцип историзма устанавливает границы между экстраполяцией и интерпретацией явлений общественного бытия и общественного сознания. Принцип всеобщей связи и развития вскрывает противоречивую основу явлений социоприродного и социокультурного характера в их единстве и борьбе. Принцип системности представляет природу, общество и сознание как комплекс взаимосвязанных элементов. Принцип стохастический динамики (от греч. στοχαστικός – умеющий угадывать) – случайной исследует общественное сознание в аспектах линейного (статистического) и нелинейного вероятностного) характера в условиях неопределённости (точках бифуркации) российских общественных явлений и процессов. С помощью принципа самоорганизации критически осмысливаются культурно-цивилизационные основы российского общества в аспектах природного (естественного – самоорганизующегося безучастия человек) и надприродного (искусственного – организующего с помощью человека. Принцип открытости обобщает воззрения российских и зарубежных философов на сознание российского общества в аспектах преодоления традиций тоталитарных (административнокомандных) замкнутых, неразвивающихся объектах. Применены общенаучные методы познания анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, идеализация, аналогия, моделирование, обобщение и сравнение. Гипотеза исследования разрыв в системе бытие-сознание общества составляет диалектическое противоречие, порождающее наиболее острые проблемы современности. Диссертант предлагает на основе изучения сущности, видов и форм кризисного общественного сознания сформулировать концептуальные положения сбалансированного прогрессивно-циклического развития России. Данное исследование - это первый шаг на пути масштабного социально-философского изучения кризисных российских процессов

11 социоприродной и социокультурной действительности, которое позволит в дальнейшем осуществить корректный выбор новых ориентиров социального развития, поиск кризисным российским обществом своей социокультурной идентичности с целью создания эффективной социальной организации, а также разработки мировоззренческих и методологических принципов построения социально-гуманитарного знания и комплекса наук о природе, соответствующих идеалами ценностям глобализирующегося мира. Научная новизна исследования

1. Проанализирована сущность современного российского общественного сознания и его влияние на развитие общества, которая проявляется во всех сферах его жизнедеятельности. Выяснилось, что общественное сознание консервативно, а общественное бытие динамично развивается. Российское общественное сознание с присущими ему конкретно-историческими духовными ценностями, стремится восстановить целостность бытия в аспектах общество-природа и общество-человек. Его целостность задана идеально российской культурно-цивилизационной идентичностью, принципами коллективизма и взаимопомощи, нарождающимся планетарным общественным сознанием.
2. Раскрыто содержание современных глобализационных процессов и явлений в аспектах социально-философского знания как противоречивых тенденций объективного и субъективного характера. Установлено, что основное противоречие глобализации
– между стремительными цивилизационными изменениями и консервативностью культуры, а также между объективными общепланетарными процессами, называемыми глобализацией и глобализмом как проектом. Философско-методологическая проблематика глобализации, как единство многообразия, которое оформляет общее основание для актуализации творческих и эвристических потенций человека дополняется социально-философскими аспектами модернизации – многообразием человеческих возможностей, реализуемых в диалектическом

12 единстве социоприродного и социокультурного бытия общества. Глобализация и модернизация как диалектическое единство многообразного и многообразие единства требуют рефлексии культурно-цивилизационных оснований современного общества.
3. Изучен кризис как общественное явление. Установлено, что кризис – это перелом в характере движения, переходные состояния, сменяемые друг друга, этапы и качественные изменения в системах общество-природа и обществочеловек. В кризисе видна разница между начальными конечным пунктами развития системы, которая характеризуется в динамике – организационная фаза строительство, созидание) и дезорганизационная фаза (крушение, разрушение) и проявляется в статике промежуточными фазами между ними в точках пик, вершина (дегрессия – скелет, хребет) и дно, ложбина (дезингрессия – прах, пепел.
4. Вскрыта противоречивая природа кризисного сознания, которая проявляется в переходные периоды общества. Сознание обнаруживает свою кризисную природу 1) в период соединения (организации) новых форм надындивидуального сознания ив период разъединения (дезорганизации) старых форм общественного сознания. Организационная фаза характеризуется такой эмоциональной формой, как радость, счастье, удовольствие, а дезорганизационная фаза, как страдание, уныние, несчастье. Исторически кризисное сознание как социоприродное явление представлено следующими формами общественного производства присваивающей, производящей, рыночной, наконец, цифровой экономикой. Как социокультурное явление кризисное сознание предстает как рефлексия дифференциации видов сознания, например, мифологии, религии, научного и, наконец, планетарного экологического. Систематизированы типы и проблемы кризисного общественного сознания КОС) в условиях глобализации. Предмет типологии КОС
– разрыв/установление, перестройка/трансформация связей или перемещение

13 границ в системе общественное бытие – общественное сознание. Деформация связей, в конечном итоге, приводит к КОС, которая выражается в нарушениях его структуры и функций. Классификация типов КОС строится по принципам
1) соотношение тип-вид (некоторые типы и виды совпадают, так как являются устойчивыми, например, экономическое кризисное сознание общества было сформировано на заре человеческой хозяйственной деятельности и воспроизводится сегодня. Некоторые типы появляются впервые, например, экологическое сознание, глобализационное и др 2) кризисная природа а) динамическая организационная и дезорганизационная; б) статическая – достижение дна (низ) или пика (верх. Классифицируются проблемы кризисного сознания общества путем вскрытия противоречий, которые породили эти проблемы, например, противоречие между культурой и цивилизацией породили болезни и разрушили экологию и т.п.
6. Установлена взаимосвязь и взаимозависимость глобализации и кризисного общественного сознания как диалектического единства материальных и духовных основ противоречивого общественного целого. В результате выяснилось, что основное противоречие современного общества проявляется между стремительными изменениями в структуре общественного бытия и отстающего от него по темпам развития общественного сознания. С одной стороны, глобализация как объективное явление общественной жизни повлияла на общественное сознание, проявив его кризисную природу в условиях перехода от одной формы бытия – локальной, к другой – планетарной. С другой стороны, глобализм как проект, имеющий субъективное основание, актуализировал поиск российским обществом своей социокультурной идентичности с целью создания эффективной социальной организации в условиях перехода от одной формы общественного бытия – к другой.
7. Раскрыт феномен российского общественного сознания (РОС) в аспектах социально-философского знания. Установлены следующие типические черты РОС 1) атомизация (индивидуализация, 2) критичность, 3) целостность,

14 4) сопротивляемость переменам,
5) утопичность
(эсхатологичность),
6) стремление к единому направляющему вектору развития России,
7) сочетание соперничества и взаимопомощи, 8) альтернативность (или – или, 9) борьба мировоззрений большого общества (масса) с малым обществом (элита, 10) иррациональность (проявление самых разнообразных форм чувственности, эмоциональности, верований и т.п.), например, желание и стремление помочь всему миру, дружить со всеми народами мира и др.
8. Сконструированы и обоснованы концептуальные положения сбалансированного прогрессивно-циклического развития России в проективном и творческом потенциале кризисного сознания. Эти положения имеют целью вывести наше общество из затяжного кризиса, который усугубляют инерция сопротивление и перенос кризисным сознанием деструктивных форм идеального – утопии, фантазии, фобии и др. Данные формы купируют конструктивные социоприродные и социокультурные тенденции, препятствуют раскрытию потенций сознания и снижают его активность. Регулирование процессов социокультурной идентичности российского социума и его социоприродной адаптации возможно на основе баланса состояний устойчивости/изменчивости и переходов к стабилизационной реальности через кризисную реальность. Основные положения, выносимые на защиту

1. Став кризисным в результате отражения кризисных процессов общественного бытия и, испытав собственные качественные изменения, общественное российское сознание стремится к уравновешиванию (балансу) культурных и цивилизационных составляющих. Это равновесие оформляется путем преодоления разрыва между материальными и духовными основами общества. В России стабилизация общественного сознания возможна через управление коэволюционными процессами в системах общество-природа и общество-человек на основе установления синергетического равновесия между внешними глобализационными и внутрироссийскими процессами.

15 2. Глобализация, по сути, – это кризис современного бытия общества, проявляется в виде перехода общества из одного качественного состояния локального) в другое качественное состояние (планетарного) и требует целостного взгляда на мир. Наряду с прогрессивными глобализационными тенденциями проявляются тенденции регрессивного деглобализационного характера стремительные цивилизационные изменения уравновешиваются консервативностью культуры. Сегодня глобализация создает предпосылки для развития российского общества в виде двух моделей. Первая – перспективная – открыть в духовных глубинах культуры ответ на вызовы современности, что всегда выводило российское общество из кризиса через сохранение жизнеспособных форм общественного бытия и сознания. Вторая – тупиковая – принять, навязываемые «мондиалистские» проекты, препятствующие развитию России как многоконфессиональному и многонациональному государству, учитывающему интересы разных народов.
3. Кризис как социально-природный процесс и как социально-культурное явление в условиях глобализации свидетельствует о том, что Россия прошла точку невозврата в прежнее состояние, ее настоящее требует философскометодологической рефлексии, а будущее – проектной социально-философской детерминации. Концептуально выход из кризиса для нашей страны будут определять культурно-цивилизационные детерминанты развития, основанные на законах целого, реализуемые через согласованные действия бытия и сознания общества в условиях глобализации в аспектах устойчивого развития и становления ноосферной цивилизации.
4. В современном российском обществе возникла острая необходимость философско-методологического анализа проблем социоприродного и социокультурного характера. Решение этих проблем в аспектах социальнофилософского знания будет оформляться в парадигмах устойчивого развития на основе коэволюции российского общества в аспектах неоевразийского и других проектов, противостоящих мондиалистским тенденциям. Синергетика

16 российского социума с мировым сообществом будет осуществляться через разрешение противоречий между кризисным общественным сознанием России и нарождающимся планетарным (ноосферным) сознанием. Баланс между кризисным сознанием, порожденным глобализацией и нарождающимся стабилизационным сознанием нашего общества и ноосферным сознанием, будет достигнут путем уравновешивания цивилизационной и культурной компоненты.
5. Философско-методологические подходы типологии и социальнофилософские аспекты проблем кризисного общественного сознания (КОС) восходят к диалектически противоречивому единству общественного бытия и общественного сознания в эпоху глобализации. Систематизация КОС, с одной стороны, включена в известные теоретико-познавательные (материализмидеализм и др) концепции и практико-ориентированные подходы (капитализмсоциализм и др, с другой стороны, имеет собственную природу, а потому занимает особое место в структуре философской рефлексии. Типология КОС в целях создания эффективной социальной организации всех уровней и направлений развития классифицируется по признакам организационные созидательные) и дезорганизационные (разрушительные) тенденции, а также установление их места положения – это верхние и нижние точки развитии. Российское КОС сегодня охватывает социум – своего совокупного носителя – и сферы его общественного бытия, поэтому его проблемы устраняются через разрешение противоречий, его сформировавших и восстановление баланса (равновесия) в системе общественное бытие – общественное сознание.
6. Глобализация как объективный процесс, объединяющий человечество в единую систему жизнеобеспечения и жизнедеятельности, создала предпосылки для формирования единого материально-духовного комплекса. Глобализм в виде мондиалистских проектов (американизация, вестернизация) доказывают обратное, что трансатлантический и транстихоокеанский союзы, основанные на

17 принципах механицизма и редукционизма и индивидуалистическом типе общественного устройства, не намерены вступать с нашим обществом в единую взаимовыгодную коалицию. Для российского общества, основанного на культурных традициях холизма и коллективистском типе общественного устройства, глобализация воспринимается, как возможность совместить свой вектор духовности (синоним целостности) и вектор глобализации – формирование планетарного (ноосферного) сознания, как необходимость интеграции человечества в единую систему жизнеобеспечения и безопасности.
7. Феноменальность российского общественного сознания РОС) предполагает и выход из кризиса российского социума не через реформы, а через познание его кризисной природы и специфики, глубинные основы его иррациональности, архетипы и др. Российское общество в условиях затянувшегося кризиса не может ожидать изменений объективного, судьбоносного характера. Процесс выхода из кризиса предполагает активную работу общественного сознания через самопознание социумом его причинноследственных связей и отношений. Разрешение противоречий, сформировавших феномен РОС, строится через направление тенденций РОС в конструктивное русло проводимых российских реформ, уравновешивание другими нарождающимися конструктивными силами и центрами и
преследование/ограничение деструктивных тенденций РОС.
8. Концептуальные положения сбалансированного прогрессивноциклического развития России в проективном и творческом потенциале кризисного сознания – это систематизированная социально-философская рефлексия проблем антропосоциогенеза и философско-методологическая проектная детерминация будущего нашего общества, реализуемая посредством актуализации потенциала кризисного сознания. Синергетика национальной мысли и мировых событий (НА. Бердяев) – вот ключ к решению проблем России. В условиях затяжного, тотального, изматывающего кризиса наше общество может выйти из него только за счет активного влияния сознания на

18 бытие общества, но для этого социум должен разрешить проблемы своего кризисного сознания. Данные положения позволяют установить природу и содержание кризисного сознания, выявить степень его влияния на общественное бытие, в результате чего появляется возможность активного продвижения российских реформ. Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что сформулированные в исследовании теоретические выводы углубляют и расширяют представления о сущности и существовании общественного сознания и глобализации, подвергшихся кризису, позволяют делать более широкие сравнительные выводы. Результаты, полученные входе исследования, расширяют и углубляют методологический базис социально-философских исследований общественного сознания в условиях кризисных глобализационных процессов, дополняя гносеологический подход к пониманию общественного сознания как ведущего компонента социоприродных и социокультурных изменений российского общества. Практическая значимость состоит в возможности использования полученных результатов в разработке и реализации проектов культурно-цивилизационного характера в целях анализа и регулирования кризисных общественных процессов в аспектах общественного сознания на муниципальном, региональном и национальном (федеральном) уровнях. Материалы и выводы исследования используются диссертантом вовремя чтения лекций и проведения семинарских занятий в ФГБОУ ВО «КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, а также при подготовке учебных пособий по философии, глобалистике, регионоведению и спецкурсу Современные процессы глобализации на философских, обществоведческих, гуманитарных, международных факультетах высших учебных заведений г. Красноярска и Российской Федерации. Апробация результатов исследования Положения диссертационного исследования апробированы на

19 а) Всероссийской конференции с международным участием «Социальнокультурные процессы в современных условиях интеграции и дезинтеграции г. Улан-Удэ, 27-29.06.2017 г выступление с докладом Россия в условиях трансформации философский анализ кризисных социально-культурных и социально-медицинских тенденций б) Всероссийской научно-практической конференции с международным участием Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании, посвященной 75-летию КрасГМУ (г. Красноярск,
1-2.02.2017 г выступление с докладом Формирование общекультурных компетенций студентов медицинского вуза в аспектах развития критического мышления в) Всероссийской конференции с международным участием Специфика образования (воспитания) в XXI веке интеграция эпистемологического, онтологического и аксиологического подходов (г. Новосибирск, 05-07.12.2016 г выступление с докладом Философия медицинского общественного сознания в аспектах российской системы образования в условиях глобализации г) XI международной конференции (Байкальская встреча) Интеллигенция, ее гражданские позиции в современном мире (г. Улан-Удэ, 16-19.06.2016 г выступление с докладом Интеллигенция – ведущая сила современности философский анализ кризисных явлений российского общества д) VII Российском философском конгрессе (г. Уфа, 05-10.10.2015 г выступление с докладом «Социально-философский анализ кризисных явлений образования в России на секции Философия образования е) заседаниях кафедр глобалистики и геополитики СФУ, философии СФУ, философии и социально-гуманитарных наук Красноярского государственного медицинского университета ж) заседаниях Красноярского отделения РФО 18.02.2010 г. и 25.03 2015 г, где были представлены концептуальные положения сбалансированного

20 прогрессивно-циклического развития России в проективном и творческом потенциале кризисного сознания. В частности
1. Для Гуманитарного института СФУ разработан дистанционный курс по подготовке специалистов в сфере общественной дипломатии и международных отношений Глобальные проблемы человечества. Роль и место России в их разрешении. На кафедре «Глобалистики и геополитики подготовлены публикации учебных пособий проекта РУСЛО для аспирантов в контексте глобальных изменений образования и общественного сознания.
2. Для Центра тестирования профессионального образования СибГТУ разработана Методология исследования трудных жизненных ситуаций граждан группы риска, способы профилактики социальных кризисов и Методика определения типа современного безработного и методы работы с ним.
3. За период с 2007 по 2016 гг. некоторые идеи диссертации были опубликованы в
18-ти статьях журналов перечня ВАК Вестник БГУ», Философия образования Профессиональное образование в современном мире
«Историософские, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, Известия высших учебных заведений Поволжский регион. Серия Гуманитарные науки Глобальный научный потенциал Век глобализации х монографиях Кризисное сознание в контексте глобализационных процессов, Природа кризиса сознания в эпоху глобализации социальнофилософский анализ актуальных общественных явлений и статьях международных, общероссийских и межвузовских сборниках философской, общественной и социально-гуманитарной направленности.

21 Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, содержащих потри параграфа каждая, заключения и библиографического списка. Общий объем
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

перейти в каталог файлов


связь с админом