Главная страница
qrcode

Двенадцать техник работыпометаллу


НазваниеДвенадцать техник работыпометаллу
Анкор12 техник работы по металлу.pdf
Дата28.09.2017
Размер6.35 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла12_tekhnik_raboty_po_metallu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#39431
страница10 из 11
Каталогid187134627

С этим файлом связано 79 файл(ов). Среди них: Zubrilina_S_N_-_Spravochnik_po_yuvelirnomu_delu_Spravochnik_-_20, Russkiy_graficheskiy_diazayn_-_1880-1917.pdf и ещё 69 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
(NHO
3
, аптечноеназвание
aqua fortis)
Это прозрачная дымящая жидкость, цвет которой варьируется от бесцветного до желтого. Она очень едкая и в некоторых растворах становится взрывоопасной. Со времени ее открытия в 1787 году ее использовали как резист для меди. Но оказываемое ею сильное разъедающее воздействие является недостатком, когда требуется неглубокое травление. Художники-граверы чаще предпочитают пользоваться смесью соляной кислоты, бертолетовой соли и воды, называемой
Голландская Протрава (Dutch Mordant).
Для ювелиров и художников по металлу азотная кислота наиболее часто используется как средство травления стерлингового серебра. Для этого ее смешивают с водой в соотношении 1:3.
Это значит, что на 1 часть кислоты надо взять 3 части воды. Очень важно смешивать компоненты в определенном порядке и по определенным правилам, всегда добавляя кислоту в воду.
Поскольку кислота тяжелее воды, она будет опускаться на дно контейнера и начнет смешиваться с водой. Если сделать наоборот, то вода останется на поверхности кислоты, что ограничит контактную поверхность двух жидкостей. Если смешивание будет пространственно ограничено маленьким участком, чрезмерное количество выделяемого тепла приведет к разбрызгиванию кислоты. Азотная кислота также используется с тремя частями серной кислоты. Получившаяся смесь чрезвычайно активна и называется Аква Регия
(Aqua Regia) или «Царская водка» («Royal
Water»).Она используется для травления сплавов золота 420 пробы (10К).
ДВЕНАДЦАТЬ ТЕХНИК РАБОТЫ ПО МЕТАЛЛУ

144
Резисты дляазотнойкислоты
Поскольку этот травильный раствор очень агрессивный, только сильные резисты могут выдержать его воздействие. Наиболее распространен битумный лак. Его можно приобрести в очищенном виде в магазинах для художников. В более грубом виде он используется на дорогах как порозаполнитель. Битумный лак представляет собой густую краску, которую наносят кистью на чистую поверхность металла.
Требуется от 15 минут до двух часов, чтобы он полностью высох, не забудьте принять это в расчет, готовясь к работе. Один из вариантов - это использование битумного лака в смеси с воском в соотношении 1:1. Смесь, называемую твердый грунт, выливают на каменную или стальную плиту и, когда она остынет, собирают, надев на руки перчатки. Ее скатывают в шар (как снежок) и затем натирают слегка нагретый металл, чтобы получилось защитное покрытие.
Хлорид железа
(FeCl
3
, также называемое хлорное железо)
Этот травильный раствор приобрел популярность в последнее десятилетие, потому что он медленно и ровно протравливает медь и латунь. Он продается в форме желтых гранул или смешанным с водой в виде раствора глубокого янтарного цвета. Хлорное железо значительно менее агрессивный окислитель, чем азотная кислота, хотя это ни в коей мере не избавляет вас от принятия необходимых мер безопасности. Особенно важно то, что хлорное железо не склонно к образованию паров, поэтому требуется только минимальная вентиляция.
В процессе реакции меди с азотной кислотой молекулы водорода освобождаются и выделяются в виде газа. Это вызывает вспенивание или образование пузырьков, которые способствуют удалению корродированных частиц меди. Реакция с хлорным железом проходит не столь бурно, и, как результат, на изделии образуется слой, который может приостановить процесс дальнейшего травления. Поэтому изделие помещают либо в травильную ванну обрабатываемой поверхностью вниз, либо помещают в устройство, которое сбрызгивает изделие кислотой так, чтобы она стекала.
Резисты дляхлорногожелеза
Одна из причин популярности этого травильного раствора - это большой выбор резистов, которые могут с ним применяться. Несомненно, подойдет универсальный битумный лак. Но подойдут и большинство масляных красок, перманентных маркеров (предпочтительно черного цвета), лак для ногтей, восковые карандаши и переводные буквы. Чтобы предохранить от коррозии (то есть от протравливания) большие участки, их можно защитить изоляционной лентой. Она не только быстро накладывается, но и легко снимается.
«МОМЕНТАЛЬНОЕ» ТРАВЛЕНИЕ

145
Обработка послетравления
Поставщики
Длительность воздействия травильных растворов на металл зависит от многих факторов, включая активность кислоты, ее температуру, соотношение между объемом травящего вещества и площадью травления и глубину травления. Глубина обычно контролируется методом «прощупывания» рельефа иглой. Когда травление завершено, металл тщательно промывают в проточной воде и затем погружают в нейтрализующую ванну. Для азотной кислоты нейтрализатором служит концентрированный водный раствор пищевой соды. Для хлорного железа приготовьте крепкий водный раствор аммиака и опустите металл в него на несколько минут. Помните, однако, что от аммиака латунь чернеет, поэтому не держите в нем металл слишком долго. Вы, несомненно, будете восхищаться своей работой, но не забудьте тщательно очистить все инструменты и емкости, которые использовались для травления, и поместить химикаты на хранение в безопасное место.
Примечание:
Очень часто оборудование можно приобрести в региональных магазинах художественных материалов. Наведите справки о таких магазинах в вашем районе.
Riso, Inc.
3000 Rosewood Drive, Suite 210
Danvers, MA 01923 800 866-2179
Rio Grande Albuquerque
6901 Washington Avenue NW
Albuquerque, NM 69109 800 545-6566
(Название оборудования the Etch
Press или the Multicolor Printer)
Битумный лак (Asphaltum Resist,
«Silk Screen» Asphaltum, «Standard» asphaltum)
C.R. Hill Company
2734 Eleven Mile Road
Berkley, MI 48072 800 521-1221
Мэри Энн Шер - мастер по работе с металлом и преподаватель, чье творчество оказывало большое влияние на развитие этого направления в течение нескольких десятилетий. Она преподавала в
Государственном Университете в Кенте и Школе
Парсонса, а теперь живет в Роли, Северная Каролина.
ДВЕНАДЦАТЬ ТЕХНИК РАБОТЫ ПО МЕТАЛЛУ

146

147
Хайки Сеппа
Ретикуляция
Ретикуляция - это процесс, проводимый ювелиром в мастерской, направленный на создание эффекта складок или морщинок на листе металла. Этот процесс достаточно предсказуем и гарантирует получение профессиональных результатов. Но в то же время в нем немало таинственного и в сотый раз ретикуляция так же захватывает, как и в первый. Процедура ретикуляции не требует дополнительного оборудование и занимает очень мало времени.
Эффект ретикуляции становится заметным сразу и может применяться при изготовлении ювелирных изделий, посуды и многого другого. В этой технике используется обычный ювелирный отбел и горелка. Единственное правило техники безопасности, которое необходимо соблюдать - это естественные меры предосторожности при обращении с подобным оборудованием: следите за тем, чтобы кислотный раствор не расплескался, и пользуйтесь горелкой только в оборудованном огнеупорными материалами месте.
Исторические заметки
Техника, которую мы называем ретикуляция, известна во многих странах и называется по- русски «самородок», а по-фински «liekkirypytys» или «krymppays». Доподлинно известно, что эта техника была открыта случайно. В этой технике работали и продолжают работать многие мастера.
Потенциал ее применения постоянно растет.
Мое увлечение процессом ретикуляции датируется временем посещения мастерской хорошо известного ювелира Карла Фаберже. В
1870 году Карл Фаберже, чьи родители-гугеноты бежали из Франции, унаследовал от них маленькую ювелирную мастерскую в Санкт-
Петербурге (одно время называвшемся
Ленинград) на восточном побережье финского залива. «Дом Фаберже» завоевал хорошую репутацию благодаря его мастерству и дизайнерскому таланту, и под его руководством превратился в одну из ведущих дизайнерских компаний Европы. Сменилось три поколения золотых и серебряных дел мастеров, прежде чем мастерская Фаберже была закрыта в 1917 году, став жертвой большевистской революции. К тому времени в «Доме Фаберже» работало более 700 человек, многие из которых были финны. Когда в том же году Финляндия обрела независимость, многие финские мастера вернулись на родину из
Санкт-Петербурга. Во время своего обучения ювелирному искусству и последующей профессиональной деятельности мне посчастливилось трудиться вместе с некоторыми мастерами, которые работали у Карла Фаберже.
ДВЕНАДЦАТЬ ТЕХНИК РАБОТЫ ПО МЕТАЛЛУ

148
«Столовое серебро», т.е. стандартный сплав серебра, используемый в промышленном производстве серебряных изделий в России, состоял на 82% из чистого серебра и на 18% - из меди. Такое сочетание, по-прежнему, применяется в Финляндии, но в качестве стандарта чаще всего выступает стерлинговое серебро. За счет уменьшения доли серебра в сплаве снижается и температура плавления до 825°С (1520°F) , что примерно на 38°С (100°F) ниже, чем у стерлингового серебра. Поскольку точки плавления металла-основы и припоя очень близки, осуществление пайки на сплавах 820 пробы сложнее, чем при работе со стерлинговым серебром.
Большинство рабочих были мастерами своего дела, но случайное небольшое превышение температуры, особенно при продолжительной пайке, приводило к «ретикуляции» или образованию морщинок на поверхности листа.
На продажу производилось очень много изделий, включая портсигары, футляры для очков, для косметики, ящички для сигар, плоские фляжки и подобные им маленькие емкости (футляры для булавок, зубочисток).
Лучше всего ретикуляция получается на довольно тонком листе (0,5 мм), которому еще можно придать некоторую форму, не разорвав его. Так появилась ретикуляция, как способ украшения поверхности.
Когда я приехал учиться в Кренбрукскую
Академию Искусств в Мичигане в I960 году, я думал, что об этой казавшейся мне привычной технике знает весь мир. Но я обнаружил обратное, когда друг из Финляндии прислал мне лист из сплава 820 пробы, и оказалось, что никто из моих сокурсников не видел такого раньше. На одном-единственном серебряном листе я продемонстрировал эту технику, не зная даже, как ее назвать. Дик Томас, инструктор, поинтересовался, что я делаю. Когда я ответил, что не знаю, как назвать это по-английски, он сказал « Мне кажется, что поверхность будто ретикулирует». «O.K., Мистер Томас, благодарю
Вас. С этого момента я буду называть это ретикуляцией.», -что я и сделал. А было это в
1961 году.
РЕТИКУЛЯЦИЯ

149
До того времени я не слышал и не видел, чтобы кто-нибудь подвергал ретикуляции золото.
Я имел в виду серебряный сплав с позолотой, чтобы создавать эффект золотого изделия, но вместо этого я решил рискнуть и подвергнуть ретикуляции лист золота. Имелись результаты нескольких научных экспериментов, объясняющих процесс ретикуляции, но они меня не удовлетворили. Я решил, что единственный способ выяснить суть процесса - это экспериментировать самому.
Эксперименты в 1963-64 гг. проводились медленно, потому что у меня не было средств на покупку вальцев, чтобы изготавливать новые листы золота из тех слитков, которые я делал сам.
Тем не менее, мне удалось выяснить несколько принципов ретикулирования желтого золота 583 пробы (14К).
Я решил подвергнуть пробной ретикуляции желтое золото 750 пробы (18К) после ошибки при подписании контракта. Мы с заказчиком обсуждали чудесную фактуру золотой ретикулированной поверхности, и я получил заказ изготовить браслет. Подписывая контракт, я ошибочно вписал материалом золото 750 пробы
(18К) вместо 583 (14К). Годами я считал это невыполнимым, но вместо того, чтобы попытаться исправить ошибку в контракте, я решил попробовать ретикулировать золото более высокой пробы. Раза два я потерпел полный крах, но мои новые вальцы вновь и вновь восстанавливали испорченные листы. В конце концов, пришел успех.
С тех пор техника ретикуляции применялась на различных сплавах. В 1973 году Полет Майерс зашла настолько далеко, что решилась подвергнуть ретикуляции мельхиор. Ее попытки привели к открытию нового способа порообразования на поверхности мельхиора, который придает листу вид не дендритной складчатости, а образует кратерообразные поры.
Поверхность же становится частично вспученной, как у дрожжевого хлеба. Ее статья на эту тему была опубликована в книге Metalsmith Paper.
В течение последних 30 лет я провел множество мастер-классов по этому предмету в различных школах по всему североамериканскому континенту. Процесс был описан в нескольких книгах, и теперь его можно назвать обычной техникой обработки металла. Я рад, что оказался проводником этой техники от места ее возникновения - России в Северную Америку.
ДВЕНАДЦАТЬ ТЕХНИК РАБОТЫ ПО МЕТАЛЛУ

150
Теория
Ретикуляция основана на создании такой слоистой структуры материала, которая обеспечивает разницу в температурах плавления составляющих его слоев. Это достигается получением поверхностного слоя почти чистого металла
(золота или серебра) в процессе так называемого золочения или серебрения методом травления.
Когда сплавы золота или серебра нагреваются, на поверхности листа формируется слой оксидов меди и серебра (CuO+Cu0 2
+AgO) . Обработка в кислотной ванне («отбеливание») растворяет большую часть медных соединений и оставляет на поверхности слой чистого металла. С каждым последующим нагревом и отбеливанием этот поверхностный слой становится толще. Так создается наружный слой с более высокой температурой плавления, чем у находящегося внутри сплава.
Заметьте, что отбел растворяет медные оксиды и не растворяет оксиды серебра и медь в том состоянии, в котором она находится в сплаве.
Это объясняет, почему лист стерлингового серебра, помещенный в отбел на длительное время не превращается в чистое серебро. Нагревая сплав, вы заставляете медь реагировать с кислородом и образовывать оксиды, которые могут быть растворены в отбеле. Именно по этой причине лучшие результаты ретикуляции достигаются на сплавах с более высоким содержанием меди, чем в стерлинговом серебре.
Богатой ретикулированной текстуры нельзя получить на чистых металлах, но можно на многих сплавах. Практика показывает, что лучше всего использовать лист толщиной около 0,5 мм
(24 B&S). Даже после ретикуляции лист сохраняет пластичность и ковкость, свойственные исходному сплаву. Я предпочитаю использовать для ретикуляции сплав из 82% чистого серебра и 18% меди. (820/1000 Аg)
Стерлинговое серебро (925/1000 Аg) может быть ретикулировано, но результатом будет лишь слегка складчатая и морщинистая поверхность.
Заготовки можно приобрести у некоторых предприятий, занимающихся аффинажем.
Можно также изготовить слитки такого сплава в мастерской и раскатать их вальцами в листы.
Изготавливая сплав, заранее подготовьте необходимое количество обоих компонентов и начните с любого. Добавьте оставшийся, затем флюс и хорошо перемешайте, не допуская перегрева. Когда сплав расплавлен и перемешан, его заливают в предварительно прогретую изложницу. Если вы используете стерлинговое, а не чистое серебро, добавьте около 10% меди по весу.
Слой чистого окисленного серебра формируется на сплаве меди с серебром методом травления. Пропорции на рисунке не соблюдены. На самом деле поверхностный слой гораздо тоньше, чем нарисовано здесь.
РЕТИКУЛЯЦИЯ

151
Ход работы
Отожгите лист, предпочтительно использовать горелку, работающую на смеси - природный газ/воздух, чтобы образовался слой оксидов серебра и меди. После каждого нагрева металл протравливается в свежеприготовленном растворе
Спарекс или в 5-8% растворе серной кислоты.
Поскольку оксиды меди растворяются в отбеле, они стравятся, оставив слой оксидов чистого серебра (или слой оксидов чистого золота). Первые два раза обработайте обе стороны листа щеткой, используя слабый щелочной раствор (например, растворите небольшое количество пищевой соды в воде). Повторите цикл нагрев-отбел- споласкивание-щетка 3-5 раз. Не прикасайтесь щипцами к поверхности, держите лист по возможности за края. Не нагревайте выше 650°С
(1200°F).
Лист обрабатывается щеткой, чтобы тонкий чистый поверхностный слой крепче держался на сплаве-основе. Лучше всего производить обработку медленно вращающейся (800 об/мин) щеткой из латуни или мельхиора, смоченной в очень слабом щелочном растворе. Традиционно для этого использовали выдохшееся пиво. Это, конечно, негигиенично и оставляет запах, но зато хорошо нейтрализует кислоту. Если при следующем отжиге на поверхности серебра видны зеленые, пурпурные или желтые пятна, значит, на ней остались следы кислоты. В следующий раз промывайте лучше!
Очень важно проверить поверхность леткала, на которой будет проводиться нагрев до начала проведения ретикуляция. Подготовка подставки для нагрева очень важна, потому что остатки химикатов или влаги могут повредить лист серебра. В идеальном варианте подставка должна быть плоской, пористой и тонкой. Отлично подойдет подложка из материала Fiber Frax или других асбестонесодержащих материалов толщиной около 5 мм. На ней не должно быть флюса. Нагрейте подставку горелкой или в муфеле. Это не только будет способствовать равномерному нагреву листа, но и обеспечит пористость подставки.
Лучше всего проводить ретикуляцию относительно холодным пламенем. Для ретикуляции серебра лучше использовать окислительное пламя. Оно расходует больше воздуха, чем обычно, имеет бледно-голубой цвет и издает шипение.
Складки начинают формироваться прямо под местом обработки пламенем. Будьте терпеливы.
Дождитесь, пока небольшой участок начнет реагировать на воздействие пламени, затем медленно продвигайтесь вперед по листу.
Правильно ли проводится нагрев, можно проверить, внимательно рассмотрев поверхность.
Она должна оставаться сухой. Если она «потеет», вы ее перегрели. Отведите горелку назад, но не в сторону, и усильте подачу воздуха (чтобы
«обеднить» пламя). Если процесс «продвижения» складки по поверхности будет нарушен либо из-за прерывистых движений, либо вследствие непостоянной температуры, его трудно будет возобновить без видимых дефектов. Результаты будут разными вследствие даже небольшого колебания расстояния между поверхностью и кончиком пламени в 3 мм (1/8 дюйма). Возможно, именно этот элемент риска делает процесс столь волнующим.
Складка «растет» прямо под точкой обработки пламенем
ДВЕНАДЦАТЬ ТЕХНИК РАБОТЫ ПО МЕТАЛЛУ

152
Начинайте ретикуляцию с пламени среднего размера с такой подачей воздуха, чтобы пламя было очень бедным. Работайте на полосе шириной примерно 12 мм (1/2 дюйма), чтобы вы могли контролировать результаты. Пламя постоянного размера вызывает полосу ретикуляции шириной 12-25 мм (1/2 - 1 дюйм).
Большими горелками для отжига можно получить полосу шириной от 50 до 75 мм (от 2 до
3 дюймов). Складки можно сформировать упорядоченно или в свободном порядке.
Ретикуляцию можно применять на листах любого размера, но чем они больше, тем лучше.
Иногда во время процесса металл-основа
(внутренний слой), находясь в расплавленном состоянии, собирается в шарик, и на некоторых участках два поверхностных оксидных слоя соприкасаются. После охлаждения на этом месте, как правило, остается отверстие в листе, которое можно либо зачеканить, либо включить в дизайн.
Основной принцип работы такой: ретикулируете лист и затем выбираете участки для работы,
«списывая в расход» остальное. Никогда не вырезайте заранее заготовку по контуру будущего изделия, надеясь ее ретикулировать.
Закройте окна и двери, чтобы не было сквозняка. Большинство мастерских оборудовано принудительной вытяжкой и системой обогрева помещения, что создает потоки воздуха, поэтому их надо выключить. Поток тепла от горелки очень сильный, но малейший сквозняк смещает его и мешает работать. Все должно быть выполнено с первой попытки. Повторная ретикуляция одного и того же участка практически невозможна. Впервые выполняя ретикуляцию, держите горелку вертикально, как показано на рисунке внизу.
Разобравшись в принципе действия, попробуйте наклонить ее. Позже вы научитесь работать, держа горелку под углом. Многие мои наставники наклоняли горелки при ретикуляции.
Иногда получались очень интересные результаты в виде дендритного и невероятно организованного и упорядоченного узора. Я еще не научился так делать.
Вам удобнее будет контролировать процесс, если вы будете держать горелку перпендикулярно листу. Обратите внимание, что пламя не касается листа.
Перед пайкой хорошо было бы уплотнить срез гладилкой, как показано на рисунке.
Ретикулированный металл имеет пористую структуру и склонен впитывать припой.
РЕТИКУЛЯЦИЯ

153
Ретикуляцией можно создать упорядоченные дорожки или беспорядочный узор.
ДВЕНАДЦАТЬ ТЕХНИК РАБОТЫ ПО МЕТАЛЛУ

154
Существует еще несколько вариантов контроля ретикуляции. Можно, например, оставить некоторые участки нетекстурированными, образовав роскошную полосу ретикуляции в середине плоской длинной заготовки для браслета или, наоборот, ретикулировать только края. Изменяя направление движения горелки и ее высоту над металлом, можно получить резко контрастную текстуру.
Попрактиковавшись, вы сможете варьировать характер рисунка и ширину каждой полосы, по- разному поднося горелку.
Сделанные чертилкой углубления перед нагреванием могут привести к очень интересным линиям складок. Вы можете попытаться также ретикулировать один небольшой участок, получив расходящиеся от него радиальные складки. Иногда сделанные кернером углубления приводят к неожиданным результатам. Заранее вырезанные (обычно в железных листах) отверстия или шаблоны (например, гвозди), подложенные под серебряный лист также вносят разнообразие в результаты.
Ретикуляция золота особенно требует использования природного газа и окислительного обедненного пламени для успешного результата.
750-я проба (18К) не требует отжига и образует замысловатый сетчатый, но не упорядоченный рисунок. На желтом золоте 583 пробы (14К) можно получить разные результаты. Его нужно отжигать и отбеливать, как описано выше. И, как уже говорилось, пламя газовой горелки должно быть перенасыщено кислородом. Для желтого золота 750 пробы (18К) рекомендуется толщина
0,4 мм (26B&S) и немного более тонким должно быть желтое золото 583 пробы (14К). Не судите о результатах до тех пор, пока вы не протравили лист в отбеле и не очистили его щеткой. После этого вы часами сможете обдумывать возможности его применения. Ретикулированные листы можно обрабатывать так же, как любой другой ювелирный сплав, но надо соблюдать несколько предосторожностей. Прежде всего, помните, что температура плавления серебра 820 пробы ниже, чем у стерлингового. Избегайте применять тугоплавкий припой и будьте особенно внимательны при пайке независимо от температуры. Поскольку ретикулированный металл имеет пористую структуру, соединения методом пайки потенциально менее прочны.
Соединяя две детали, скажем в форме буквы Т, лучшее всего опилить и уплотнить гладилкой срез, чтобы подготовить материал-основу для нанесения припоя, чтобы получить более прочное соединение.
РЕТИКУЛЯЦИЯ

155
Материалы
Серебро для ретикуляции (Ад 820/ 1000) .
Размер заготовки 76*200 мм (3*8 дюймов) толщина 0,5 мм (24 B&S)
Можно приобрести: Hauser & Miler Co. 10950 Lin-
Valle Dr. St. Louis, MO 63123 (800) 462-7447
Hoover & Strong, Inc. 10700 Trade Road Richmond,
VA 23236 (800) 75-9997
Для отбеливания серебра: Спарекс (обычный раствор) или 5-8% водный раствор серной кислоты. Помните, что надо добавлять кислоту в воду, а не наоборот.
Для отбеливания золота: Азотная кислота техническая 10-30%. Помните, что всегда надо добавлять кислоту в воду, приготавливая раствор.
Крацевание:
Круг диаметром 3 дюйма со щетиной в 4-6 рядов, с маленькой скоростью вращения (800 об/мин) из мельхиора или латуни, возможно использовать ручные щетки, но не стальную вату. Используйте слабый щелочной раствор - пищевая сода с несколькими каплями моющего средства на галлон воды (3,785 л)
Лучше всего использовать для ретикуляции природный газ, но его не всегда можно достать. В этом случае вы должны знать, что пропан ближе всего по свойствам, но несколько горячее природного газа, что может изменить результаты ретикуляции. Генераторный газ еще горячее и его следует применять с особой осторожностью.
Инжекторные ацетиленовые горелки (Prestolite) слишком горячие для работы на серебре, но годятся для обработки латуни и бронзы.
Компания Modern Engineering Co. (MECO) St.
Louis, МО производит очень хорошие малогабаритные горелки для природного газа и кислорода. Эта универсальная горелка
(наконечник №4) отлично подходит для ретикуляции золота. Ее можно приобрести по каталогам многих поставщиков.
Хайки Сеппа в течение 27 лет - профессор
Вашингтонского Университета в Сент Луисе, а теперь профессор в отставке, основал программу формования методом обработки заключенных в оболочку структур. Он признанный мастер и автор книги Form Empha-sis for Metalsmiths, опубликованной Kent State University Press, в
Огайо, США.
Нагревать лучше всего на тонкой подставке, не содержащей асбеста, или на пластине - срезе мягкого огнеупорного кирпича толщиной 6 мм (1/4 дюйма). Не пользуйтесь подставками из древесного угля, теплопроводящими подложками или чем- либо в этом роде.
ДВЕНАДЦАТЬ ТЕХНИК РАБОТЫ ПО МЕТАЛЛУ

156
Глоссарий
Scotch-Brite® Полимерное полотно, используемое для очистки металла. Имеет различную степень абразивности.
Антикластика Форма, основные оси которой изгибаются в разных направлениях. Примером такой формы служит седло.
Противоположностью данной формы, где основные оси изгибаются в одном направлении, является обычная чашка
Грануляция Античная техника, при которой к поверхности металла припаивается или приваривается множество крошечных сфер такими мелкими швами, что это практически невидимо невооруженному взгляду.
Дендриты Незавершенные в своем развитии кристаллы сплавов, имеющие форму плоских веточек.
Дюрометр Единица измерения твёрдости (по шкале Shore A), показывающая способность сопротивляться сжатию, чем выше дюрометр, тем жёстче материал и наоборот чем ниже, тем мягче.
Закалка и отпуск Процесс изменения кристаллической решетки определенных видов стали с целью придания ей специальных свойств путем нагрева и охлаждения.
Закалочная среда Жидкость, используемая для охлаждения инструмента в процессе закалки и отпуска. В качестве закалочной среды наиболее часто применяется чистое машинное масло.
Заклепка Металлический стержень, соединяющий две и более детали. Детали при этом оказываются зажатыми между двух расклепанных головок.
Киянка Молоток, сделанный из дерева, пластмассы, рога или другого подобного материала, который используется для работы с металлом, не повреждая или истончая его.
Контурный штамп Одночастная пресс-форма, которая определяет контур, а не фактуру будущего изделия.
Крацевальные щетки Используются для очистки и шлифовки металла как ручной, так и механической. Изготавливаются из тонкой латунной или стальной проволоки. В процессе крацевания изделие смачивается мыльным раствором, чтобы усилить воздействие инструмента.
Кум-Бу Корейское название процесса, в котором аппликация из чистого золота диффундирует в серебряные сплавы.
Моноформа Полая, объемная форма, изготовленная из цельного листа металла.
Науглероживание Процесс, при котором поверхность металла поглощает углерод вследствие длительного нагревания.
Нейтрализатор Вещество, добавляемое в раствор в целях его нейтрализации, т. е. это -добавление щелочи в кислоту или кислоты в щелочь. Термин традиционно применяется при описании процессов нейтрализации кислотного отбела щелочью, например, пищевой содой.
ДВЕНАДЦАТЬ ТЕХНИК РАБОТЫ ПО МЕТАЛЛУ

157
Одночастные пресс-формы Штампы, состоящие из одной части: либо матрицы, либо пуансона.
Используются вместе с подкладками из уретана.
Окисление (оксидирование) Результат соединения кислорода с материалом. В случае работы с металлами некоторые типы оксидных пленок носят уже знакомые нам названия: ржавчина на стали, налет на серебре, патина на меди.
Осевая дуга Этот термин используется для описания воображаемой линии, которая проходит вдоль наковальни в процессе антикластической выколотки. Осевая дуга образует равные углы с формирующей осью.
Отбел Кислотный раствор, используемый при работе с металлами, для очищения металлической поверхности (например, от оксидов) химическим путем.
Отжиг Процесс снятия напряжений в металле посредством нагрева. В случае со сталью, отжиг производится путем нагрева металла до ярко- красного свечения и его медленного охлаждения.
Патинирование Процесс или результат химической реакции на поверхности металла.
Несмотря на то, что данный процесс происходит при любом контакте определенных сплавов с воздухом, наиболее часто данный термин описывает процессы контролируемого нанесения растворов окисляющих веществ в целях получения желаемого эффекта.
Процарапывание (разметка) Нанесение канавок на лист металла либо путем выборки металла, либо путем вдавливания, что позволяет получать складки с ровной чистой линией сгиба.
Пуансон «Позитив» пресс-формы, который используется для вдавливания металлической заготовки в форму.
Пунзель Чекан (пуансон) с шаровой головкой.
Резист Кислотоупорное покрытие, используемое для защиты отдельных участков металлического изделия от воздействия травильного раствора в процессе травления.
Рельефная формовка Применяется для создания рельефа на плоском металлическом листе путем вдавливания в него жесткого материала.
Рельефная формовка, в основном, относится к незначительным формоизменениям плоской поверхности, используемым в большинстве случаев для декоративных целей.
Ретикуляция До некоторой степени контролируемый процесс «сморщивания» поверхности в результате беспорядочно образующихся растяжений и сжатий на поверхности металла. Термин также обозначает результат описанного процесса.
Рихтовочный молоток Молоток, обычно среднего веса, с полированными рабочими поверхностями, которые используются для выглаживания металлических деталей.
Синкластика Процесс формообразования металла, при котором плоскому листу придается форма путем осадки краев и вытягивания центральной части. Основные оси данной формы изгибаются в одном направлении и образуют между собой равные углы. Лист металла, таким образом, принимает форму купола, полусферы. Примером синкластической формы является чашка.
ДВЕНАДЦАТЬ ТЕХНИК РАБОТЫ ПО МЕТАЛЛУ

158
Синусоидальная наковальня Конусный стальной стержень, изогнутый в виде синусоиды, используемый в антикластической выколотке.
Соединение деталей холодным способом
Семейство приемов по соединению элементов конструкции, которые не требуют нагревания. В числе разновидностей: химические методы соединения, например, склеивание, и механические - когда различные элементы изделия изготовлены для скрепления деталей между собой.
Спейсер Блок из недеформируемого материала
(например, плексигласа), который используется в качестве подкладки для уменьшения рабочей зоны и сокращения хода поршня, таким образом, насос работает не на полную мощность, а это сказывается на эффективности работы пресса.
Спикулум Веретенообразная конусная трубка.
Тигель Сосуд, изготовленный из керамики или графита для плавки и разливки металлов и их производных.
Типы пламени Различные свойства пламени горелки, создающиеся путем изменения пропорций воздуха и газа. Восстановительное пламя обогащено топливом, в то время как окислительное содержит относительно много воздуха или кислорода. Пламя, при котором потребляется (сгорает) весь газ, называется нейтральным.
Травитель (реактив для травления) Химическое вещество, используемое в художественной обработке металлов для удаления части металлической поверхности в декоративных целях. Азотная кислота и хлористое железо наиболее часто применяются ювелирами.
Углеродистая сталь Двухкомпонентный сплав, в котором единственной примесью железа является углерод в отличие от многих других сплавов, где добавляются ряд других металлов для придания ему особых свойств.
Формирование складок Процесс создания форм и формоизменений поверхностей путем последовательного придания формы, уплощения
(расплющивания), отжига и раскрытия складки.
Формирующая дуга Воображаемая линия, образующая равные углы с осевой дугой, являющейся центральной осью наковальни.
Хвостовой молоток Молоток или киянка с клиновидным бойком. Используется там, где необходимо контролировать пластическую деформацию металла, например, при ковке.
Чернь Сине-черный сплав серебра, меди и свинца, смешанный с серой, которым заполняются углубления в декоративных целях.
Штамповка Широко распространенный процесс, при котором ковкий материал при помощи штампа вдавливается в готовую форму.
ДВЕНАДЦАТЬ ТЕХНИК РАБОТЫ ПО МЕТАЛЛУ

159
Двенадцать техник работы по металлу
Под редакцией Тима МакКрайта Перевод с английского
Подписано в печать 07.02.2004. Формат 210 мм х 275 мм Печать офсетная. Бумага офсетная.
Издательский Дом «Дедал-Пресс» 644007, г. Омск, ул. Орджоникидзе, 47, оф. 36
Отпечатано
«Полиграфический центр КАН»
644050, г. Омск, пр. Мира, 32, оф. 11 тел. (3812).65-47-31
По вопросам приобретения литературы обращаться по адресу:
644007, г. Омск, ул. Орджоникидзе 47 оф. 36
Тел./факс: +7 (3812) 230-265 dedalomsk@mail.ru

160
Знакомьтесь
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов


связь с админом