Главная страница
qrcode

Двенадцать техник работыпометаллу


НазваниеДвенадцать техник работыпометаллу
Анкор12 техник работы по металлу.pdf
Дата28.09.2017
Размер6.35 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла12_tekhnik_raboty_po_metallu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#39431
страница5 из 11
Каталогid187134627

С этим файлом связано 79 файл(ов). Среди них: Zubrilina_S_N_-_Spravochnik_po_yuvelirnomu_delu_Spravochnik_-_20, Russkiy_graficheskiy_diazayn_-_1880-1917.pdf и ещё 69 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
-формовочныештампы
Два вида описанных ранее пресс-форм используются для объемной формовки. Рельефно- формовочные штампы, напротив, создают неглубокий рельеф на тонком металле. Рельефная формовка отличается от штамповки и прокатки в вальцах тем, что металл формуется с двух сторон.
Первый рисунок демонстрирует, как прокатка в вальцах утончает металл.
Рельефная формовка, напротив, выдавливает металл, создавая рельеф без существенного истончения заготовки.
Рельефно-формовочные штампы могут быть собраны из подручных предметов. Прокладки, шайбы, контргайки, металлические решетки, сетки, трафареты, маленькие шестерни и другие мелкие детали могут быть использованы как штампы.
Могут быть использованы и различные текстурированные пластики, например, пластик, применяемый в световых рассеивателях и для стекления окон в ванных комнатах.
«Органические» материалы, такие как листья просто сжимаются, а природные объекты, такие как ракушки, ломаются и не годятся. Не пытайтесь использовать камни в прессе, так как они дробятся.
Рельефно-формовочные штампы могут быть изготовлены несколькими способами. Проволоку можно напаять на лист металла, чтобы получить простой вариант пресс-формы для рельефной формовки. Так же можно изготовить матричную пресс-форму для рельефной формовки, вырезав рисунок в листе латуни толщиной 1,29 мм (16
B&S). Неглубокий рельеф может быть вырезан борами в акриле. Чтобы формообразование проходило в центре пресс-формы, необходимо оставлять широкий припуск вокруг формуемой части (19 мм (3/4 дюйма) и более).
Лучший результат при рельефной формовке даст отожженный металл толщиной от 0,33 мм (28
B&S) до 0,2 мм (36 B&S). Металл толщиной более
0,33 мм (28 B&S) формуется плохо, так как его толщина не позволяет ему быть вдавленным в неглубокий рельеф.
К каждой форме нужен индивидуальный подход. Экспериментируйте для достижения наилучшего результата. Следует использовать тонкие (1,5 - 3 мм (1/16 - 1/8 дюйма)) уретановые подкладки жесткостью 80 или 95 дюрометров. Их можно расположить одну на другую (например, чтобы получить подкладку толщиной 4,8 мм (3/16 дюйма)) или подрезать ножницами, подогнав по размерам к пресс-форме. Как и в случае с матричной пресс-формой, «сэндвич» можно расположить в прессе в любом положении, лишь бы металл находился между формой и уретаном.
Когда я работаю с рельефно-формовочными штампами, я часто использую акриловые блоки в качестве спейсеров, чтобы увеличить расстояние между плитами пресса. Использование спейсеров необходимо в связи с тем, что работа гидравлического пресса менее эффективна при полностью выдвинутом поршне, а рельефная формовка, чаще всего, требует максимального давления, которое может развить 20-тонный пресс.
ДВЕНАДЦАТЬ ТЕХНИК РАБОТЫ ПО МЕТАЛЛУ

58
Заключение
Эта информация должна дать вам общее представление об одночастных пресс-формах.
Существует множество интересных способов сочетания и последовательного использования различных видов штамповки. Вот некоторые из возможностей:

В работе с матричными пресс- формами можно использовать гофрированный металл.
Например: сложите, отожгите, разверните, отожгите и затем отпрессуйте. Складки могут быть оставлены «мягкими» или сделаны «жесткими» путем проковки. Или отдельные части изделия до формовки в матричной пресс-форме могут быть уплотнены молотком.

Металл, декорированный травлением или прокаткой в вальцах, мокуме, биметалл, металл, инкрустированный припоем и другой, предварительно обработанный металл, может быть отштампован в матричных пресс-формах.

Чеканенный металл также может быть отформован в матричных пресс-формах. Неотожженный чеканенный металл нужно поместить в пресс так, чтобы уретан вдавливал тыльную сторону отчеканенного листа в пресс-форму.

Матричные пресс-формы могут иметь гравированный бортик и служить, таким образом, одновременно и рельефно- формовочным штампом. Рельефная формовка производится в этом случае одновременно с формовкой контура изделия. (Можно посоветовать производить первое продавливание с тонкой подкладкой).

Рельефную формовку можно использовать в сочетании со штамповкой пуансонами.
Например, заготовку, полученную путем использования рельефно- формовочного штампа, изготовленного из листа с напаянной проволокой, можно дополнительно продавливать пунзелями и пуансонами.
Я надеюсь, что, познакомившись с основными приемами, вы разработаете свои индивидуальные способы использования пресс- форм. Формовка может стать составной частью процесса обработки металла, а не остаться
«вещью в себе».
ОДНОЧАСТНЫЕ ПРЕСС-ФОРМЫ

59
Возможные осложнения
Если металл рвется... Убедитесь, что металл отожжен. Используйте более толстый металл.
Уменьшите силу давления, чаще проводите процедуру промежуточного отжига. Проверьте, нет ли на пресс-форме острых деталей рельефа или заусенцев. Может потребоваться доработка вогнутых фрагментов.
Если форму перекашивает... Убедитесь, что плиты пресса горизонтальны и параллельны, что штамп помещен в центр пресс-формы, а пресс- форма - в центр плиты пресса.
Если не хватает мощности домкрата после прохождения поршнем определенной точки... Не работайте при почти полностью выдвинутом поршне пресса, когда до верхнего положения поршня осталось 25-50 мм (1-2 дюйма).
Пользуйтесь акриловыми блоками, чтобы производить работу при среднем положении поршня, где прессовка максимально эффективна.
Проверьте сальниковое уплотнение вокруг поршня и убедитесь, что оно заполнено достаточным количеством масла.
Если форма с трудом поддается равномерной штамповке... Иногда на пресс-форме есть широкие и узкие участки. В звезде, например, центр формуется хорошо, а лучи остаются плоскими.
Сначала используйте тонкую подкладку из 95 уретана, прежде чем перейдете к толстым подкладкам. Тем не менее, то, что на широких участках уретан всегда продавит форму глубже, а на узких мельче, является закономерным при работе как с матричными, так и с рельефно- формовочными пресс-формами.
После интенсивного использования матричная пресс-форма начинает изнашиваться...
Это нормально. Накройте лицевую поверхность матрицы латунной или стальной пластиной или изготовьте новую пресс-форму.
Поставщики
Пресс, Дополнительное оборудование, Гидравлика,
Уретан, Акрил
Bonny Doon Engineering 250
Tassett Court Santa Cruz, CA
95060 (408) 423-1023 (800)
995-9962
Дистрибьюторы:
Frei and Borel 125 Second
Street Oakland, CA 94604
(415) 832-0355
(800) 772-3456
Fax (415) 834-6217
Гидравлика:
Enerpac
1300 West Silver Spring Drive Butler, WI 53007
(414) 781-6600 (для региональных дистрибьюторов)
Дополнительная информация по штамповке:
Susan Kingsley
Hydraulic Die Forming for Artists and Metalsmiths
20-Ton Press
P.O. Box 222492
Carmel, CA 93922
Сьюзан Кинсли - художник, ювелир, преподаватель, является автором книги Hydralic Die Forming for
Artists and Metalsmiths. Проживает в городе Кармель,
Калифорния.
ДВЕНАДЦАТЬ ТЕХНИК РАБОТЫ ПО МЕТАЛЛУ

60

61
Дэвид ЛаПланц
Соединение деталейхолоднымспособом
Приглашаю вас ступить на новый, интересный и дающий неограниченные возможности ускорить создание конструкций в вашем творчестве путь.
Соединение деталей холодным способом означает использование механических или химических средств, которые позволяют вам соединять элементы конструкции, обходясь без пайки. Кроме возможности соединять материалы, которые не могут быть спаяны, такие как пластик или бумага, способы холодного соединения деталей позволяют компоновать изделие из уже готовых отполированных деталей. По сути, холодное соединение рассматривается не просто как более легкий способ сборки изделий, но и как важный элемент дизайна и творческой фантазии. Для меня они - широкий проспект в творчестве, по которому я продвигаюсь, совершенствуя свое мастерство.
Возможно, лучше всего начать с того, чтобы открыть для себя окружающий нас мир соединения деталей холодным способом. Будьте готовы дать свободу мыслям и непредвзято смотреть на материалы в ходе исследования нами фантастичного мира способов холодного соединения деталей! Ручаюсь, что после того, как вы начнете использовать эти приемы, вы заметите множество соединений в повседневной жизни, которые нашли применение в ювелирном деле.
Старайтесь быть внимательными. Смешно и грустно то, как мы не замечаем важных вещей в нашей жизни, не видя их взаимоотношений, и как это можно связать с нашей работой. Когда я набираю текст на своем ноутбуке, я вспоминаю, как щелкнул диск, скользнув в щель дисковода - холодное соединение. Они - абсолютно везде!
Чтобы помочь себе в изучении способов холодного соединения, встречающихся в повседневной жизни, прочитайте невероятную книгу, которая называется The Handbook of
Fastening and Joining Metal Parts авторы Vallory H.
Laughner, Augustus D. Hargan (McGraw-Hill. 1956,
LCCN: 54-8801).Если эта книга в 620 страниц с изумительными иллюстрациями не вызовет у вас появления хотя бы нескольких идей, тогда вам в этом ни что не поможет.
В редактировании этой главы мне помогала Шерин
ЛаПланц, которой я буду вечно благодарен!
ДВЕНАДЦАТЬ ТЕХНИК РАБОТЫ ПО МЕТАЛЛУ

62
Мышление
«покасательной»
Заклепки
Прежде, чем мы приступим к подробному изучению того, как пользоваться этими приемами, неплохо было бы осветить некоторые общие моменты. Процесс мышления (или то, как нас научили мыслить) очень часто представляет собой движение по прямой. Лично я предпочитаю двигаться по касательной. Когда мы мыслим прямолинейно, жизнь, ее проблемы и их решения обычно скучны и носят не такой творческий характер, как могли бы. Мысля по касательной, вы свободны и можете в любой момент придать своим мыслям совершенно иное, чем прежде, направление. И, без сомнения, вы вольны и будете возвращаться к прямолинейному мышлению так часто, как это потребуется.
При использовании любого способа холодного соединения деталей принимайте в расчет взаиморасположение, количество и размер соединяемых деталей, их цвет, форму и высоту.
Спросите себя, есть ли необходимость использовать подкладные шайбы в функциональных или эстетических целях, и не потребуются ли специальные инструменты или особая последовательность операций.
Типы соединения деталей холодным способом
Позже я расскажу о клеях, но сейчас мы сосредоточим наше внимание на механических средствах соединения. Они подразделяются на две категории: те, что вы сами изготавливаете в мастерской и уже готовые, которые можно купить и которые вы можете доработать так, как вам хочется.
У стандартной заклепки головка выступает над поверхностью детали (слева).
У потайной заклепки зенкованное отверстие вмещает головку. Если заклепка изготовлена из того же материала, что и лист, то она называется «невидимой».
Методика установки заклепок проста: стержень, полоска или трубка плотно проходит сквозь соединяемые материалы и слегка выступает с каждой стороны. Молоток используют для того, чтобы расплющить металл в процессе, называемом расклепывание. Полученная именно таким образом головка удерживает блок вместе.
Хотя заклепки обычно круглые, вы можете изготовить заклепку такой формы, какой вам хочется, если только вам не жалко времени, требующегося на выпиливание отверстий нужного сечения. Это справедливо как для трубчатых заклепок, так и для распространенных заклепок из проволоки, хотя вам понадобятся скошенные чеканы особой формы, чтобы облегчить расклепывание головки.
Заклепки могут быть установлены так, что головка будет находиться либо над поверхностью металла, либо вровень с ней.
Стандартные заклепки вносят разнообразие во внешний вид детали, которая иначе могла бы быть плоской и скучной, тогда как потайные заклепки приятны на вид, так как сливаются с поверхностью. Если использовать металлы разного цвета, это оживит внешний вид изделия.
С другой стороны, если заклепка того же цвета, что и металл, то ее совершенно не будет видно.
Здесь описаны буквально десятки вариантов заклепок, не считая тех, которые вы еще придумаете сами. Например, заклепки из проволоки могут быть распилены ювелирным лобзиком и расклепаны в виде шплинта. Двойной распил в форме буквы X открывает новые возможности. В обоих случаях кончик проволоки просто раздвигается лезвием ножа или маленькой отверткой.
Для расклепывания я обычно пользуюсь молотком с маленьким круглым бойком.
Каждый удар молотка выдавливает металл на
360°. Если начать с середины проволоки и двигаться наружу по концентрической спирали, то металл будет
СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ХОЛОДНЫМ СПОСОБОМ

63 расклепываться быстро и ровно. Простой и эффективный способ продемонстрировать воздействие ударов молотка - это скатать столбик из пластичной глины, размером примерно с ваш мизинец, следя за тем, чтобы оба торца получились плоскими. Крепко зажмите столбик в кулак, как показано на рисунке, и воспользуйтесь молотком с круглым бойком, действуя, как описано выше.
Обратите внимание на соотношение диаметра стержня заклепки, сверла, требующегося для того, чтобы сделать подходящее отверстие, и размера фильеры в волочильной доске, используя которую, можно вытянуть проволоку такого сечения. В данном случае имеется 3 взаимосвязанных параметра и, когда определен один из них, он диктует, какими должны быть два других. К примеру, если у вас имеется сверло только одного размера, это продиктует использование проволоки определенной толщины для стержня заклепки. Что, в свою очередь, если вам необходимо вытянуть проволоку, отсылает вас к определенной фильере на волочильной доске. Например, сверло №53 примерно соответствует проволоке сечением 1,63 мм (14 B&S), которая, в свою очередь, соответствует фильере №25 на моей волочильной доске Joubert «E». Приятно видеть, как легко все взаимосвязи расставлены по своим местам.
У заклепок, изготовленных из проволоки малых диаметров, головка распиливается самым тонким полотном одним или двумя надрезами. Чтобы образовать захват, при помощи ножа нужно раздвинуть полученные части в стороны.
ДВЕНАДЦАТЬ ТЕХНИК РАБОТЫ ПО МЕТАЛЛУ
Кусок глины используется, чтобы продемонстрировать принцип образования головки заклепки. Как показано, удары молотка перемещаются по спирали от центра к краю.

64
Установка простойзаклепки
1.
Зажмите проволоку в плоскогубцах близко к шарнирному соединению так, чтобы ее конец выступал на 2-3 мм (1/8 дюйма).
2.
Обоприте плоскогубцы на финагель и прокуйте проволоку молотком с маленьким круглым бойком, продвигаясь от центра к краю по концентрической спирали.
3.
Постоянно проверяйте, чтобы расклепывание проходило равномерно как в поперечном, так и в продольном сечении. Постоянно поворачивайте проволоку, чтобы зрительно контролировать процесс образования головки.
4.
Продолжайте расклепывание до тех пор, пока головка не достигнет нужного диаметра. Вставьте ее в отверстие на изделии для визуального контроля. Помните, что кроме эстетичного внешнего вида, головка заклепки должна быть еще и достаточно большой, чтобы обеспечить надежное скрепление деталей.
5.
Если требуется много заклепок, делайте их все сразу, пока вы
«вошли в ритм». В этом случае они с большей вероятностью будут выглядеть похожими друг на друга.
6.
Когда вы изготовите все заклепки и просверлите отверстия под первую, вставьте заклепку и поместите собираемую конструкцию на стальной блок. Сточите заклепку, если это необходимо, до нужной длины, затем расклепайте ее легкими ударами по концентрической спирали. Когда первая заклепка установлена, это предохраняет детали от смещения относительно друг друга, но они все еще могут вращаться. Тщательно выровняйте детали, снова просверлите отверстия, затем скрепите все заклепкой. Теперь детали больше не могут смещаться, поэтому можете спокойно просверлить все оставшиеся отверстия и установить оставшиеся заклепки.
Чтобы сделать головку у заклепки, зажмите проволоку в плоскогубцах, которые затем обоприте на финагель.
СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ХОЛОДНЫМ СПОСОБОМ

65
Что надоделать:
Что ненадоделать:
1.
Выясните, требует ли материал, выбранный вами для. заклепок, отжига перед расклепыванием.
2.
Если вам не совсем ясны особенности дизайна или расположения заклепок, изготовьте сначала модель. Подобные тренировки очень полезны и сторицей окупаются и в жизни, и в искусстве!
3.
Всегда отрезайте для заклепки стержень большей длины, чем требуется, а затем обтачивайте до нужных размеров. Если заклепки не подойдут, и придется нарезать новые, вы расстроитесь, к тому же это пустая трата времени и материалов.
4.
Сделайте несколько пробных образцов заклепок из разных материалов, прежде чем окончательно скомпоновать изделие.
Я верю в спонтанность, но в спонтанность контролируемую.
1.
Не нарезайте слишком коротких заготовок.
2.
Не располагайте заклепки слишком близко к краю изделия. Минимальное расстояние до края равно диаметру стержня заклепки. Рекомендуется оставлять еще больше места. Не забывайте принимать в расчет обтачивание, которое может понадобиться после установки заклепки.
3.
Не ставьте заклепки на слишком тонкий листовой материал.
Используйте более толстый металл или добавляйте подкладные шайбы с внешней стороны деталей. Шайбы особенно важны при соединении кожи или подобных мягких материалов, из которых заклепка может быть вырвана. Конечно, размер отверстия в шайбе должен соответствовать размеру заклепки, но сами шайбы не должны быть непременно круглыми или плоскими. Фактически, являясь иногда практической необходимостью, шайбы могут стать тем элементом декора, которого не доставало изделию.
Планируя, где будет расположена заклепка, не забывайте принимать в расчет последующую чистовую обработку.
ДВЕНАДЦАТЬ ТЕХНИК РАБОТЫ ПО МЕТАЛЛУ

66
Трубчатые заклепки
1.
Просверлите или пробейте отверстия для трубчатой заклепки.
Важно, чтобы заклепка входила в них плотно.
2.
Отожгите трубку, затем аккуратно вставьте ее и наметьте необходимую длину. Длина свободного конца трубки, которая будет являться шляпкой, должна равняться радиусу отверстия.
3.
Отпилите необходимую длину, пользуясь, если есть возможность, кондуктором для обрезания трубок под прямым углом.
4.. Обточите оба конца трубки так, чтобы они были гладкими и квадратными в продольном сечении. Установите трубку на место.
5. Вставьте внутрь трубки чертилку или стержень, имеющий такую же конусную форму, и вращайте его в трубке, чтобы развальцевать каждый ее конец, как показано на рисунке.
Чтобы начать формирование головки трубчатой заклепки, вставьте чертилку и легко вращайте ее. Проделайте то же с другой стороны, чередуя стороны по мере отгибания кромки.
Чтобы лучше зафиксировать трубчатую заклепку, установите ее между двумя пунзелями и слегка простучите.
СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ХОЛОДНЫМ СПОСОБОМ

67 6.
Продолжайте развальцовывать поочередно каждый конец заклепки до тех пор, пока она не будет надежно зафиксирована на месте.
Окончательное развальцовывание концов заклепки выполняют, расположив трубку между двумя пунзелями. Зажмите один пунзель вертикально в тисках и постукивайте по другому кожаной киянкой.
7.
Для завершения развальцовывания используют плоский чекан. Во время этой операции другой конец трубчатой заклепки опирается на стальной блок и затем, разумеется, деталь переворачивается и процедура повторяется с другой стороны.
8.
Проводите окончательную обработку развальцованной заклепки с каждой стороны надфилями, шкуркой, полируйте, гравируйте и т.д., чтобы получить то, что требуется.
Другой метод изготовления трубчатой заклепки такой: на конце трубки тонкой пилкой делаются прорези. Я рекомендую сделать 3 или 4 сквозных пропила, по крайней мере, на половину глубины выступающего кончика заклепки. При развальцовывании конусообразным инструментом, пропилы облегчают процесс, делая его почти мгновенным.
Интересная и изящная трубчатая заклепка может быть изготовлена путем надпиливания концов трубки ювелирным лобзиком.
Для тонких трубчатых заклепок используйте чекан такой формы, чтобы завершить установку заклепки. После него остается прочная и аккуратная головка.

68
Заклепка сшаровиднойголовкой
В этом случае головка большего, чем обычно, размера формируется на заклепке с использованием оплавления. Безусловно, это делается до того, как заклепка установлена на место. Можно использовать любую ювелирную горелку, чтобы сплавить в шарик конец проволоки в процессе, называемом «оплавление головки».
Чтобы оплавить головку на проволоке, держите проволоку вертикально в пламени горелки.
Позвольте шарику подтягиваться вверх, а затем постепенно отведите пламя, чтобы поверхность получилась гладкой.
Начните обрабатывать кусок проволоки нужного сечения длиной около 12 см (5 дюймов). Держите проволоку вертикально, захватив ее пинцетом так, чтобы под ним находилось 7-10 см (3-4 дюйма) проволоки, и нагревайте ее конец острым факелом. В процессе оплавления, конец проволоки будет принимать сферическую форму и подтягиваться вверх, и по мере укорочения проволоки шарик будет увеличиваться в размерах. Если вы попытаетесь сплавить слишком большой шарик, имейте в виду, что старики мистер и миссис Гравитация пригласят его упасть с кончика проволоки. Поэтому я всегда работаю над противнем для отжига, просто на всякий случай. Если шарик вдруг соскользнет, будет лучше, если он упадет на противень, чем на ваш ботинок.
Новая заклепка может быть помещена на изделие и расклепана как обычно, с одной оговоркой. Решившись проделать всю работу по изготовлению заклепки с шаровидной головкой, стыдно было бы расплющить эту головку о стальной блок. Вместо него воспользуйтесь поперечным срезом твердых пород дерева, чтобы поддерживать заклепку снизу. Альтернативой является использование стального блока с нанесением умеренно сильных или легких ударов. Верхушка шарика приплющится, а края останутся округлыми и красивыми.
Чтобы изготовить заклепку с головкой в виде шляпки гвоздя, начните с оплавления головки, как описано выше. Вставьте проволоку в отверстие подходящего размера на блоке для изготовления заклепок, используемом часовыми мастерами, или с лицевой стороны волочильной доски. Доску уложите на финагель, обеспечив надежную опору, сплющите шарик до требуемых размеров, используя плоский молоток.
Аккуратно вставьте проволоку с шариком в отверстие волочильной доски и расплющите его так, чтобы получилась шляпка гвоздя.
СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ХОЛОДНЫМ СПОСОБОМ

69
Экзотические формызаклепок
Гвозди ипромышленныезаклепки
Вы можете распилить лист металла толщиной 1,29 мм (16 B&S) на небольшие пластины, а затем изготовить заклепки, припаяв к тыльной стороне проволоку. Неожиданно выбор головок для заклепок становится огромным! На литые формы также можно припаять с обратной стороны проволоку, чтобы получилась заклепка. Работая с такими декоративными формами, помните, что блок, используемый для опоры под заклепкой должен быть скорее деревянным, чем стальным, чтобы свести к минимуму возможное повреждение узора.
Вы можете приобрести латунные и железные гвозди различных форм и размеров. Их вполне можно использовать как заклепки, и они быстро устанавливаются, так как один конец уже имеет шляпку, которую можно оставить такой, какая она есть, или оформить, как требуется. Можно приобрести также промышленные заклепки различных размеров и из - различных материалов, включая медь и анодированный алюминий. Один их конец уже развальцован и обычно имеет потайную головку. Мне нравится форма этих заклепок, но они не привносят творчества в мою работу. Решайте сами.
Пистоны
Шляпки заклепок, изготовленные из листового материала или литые, могут быть обточены до нужной формы
В качестве заклепок могут быть использованы промышленные пистоны, учитывая, что они достаточно длинные, чтобы пройти сквозь все слои материала. В магазине швейной фурнитуры должны иметься алюминиевые пистоны серебряного цвета, а также краска - черная, зеленая, белая и т. д. Обычно в том же магазине можно приобрести простой, но эффективный инструмент для их установки. Один из таких инструментов представляет собой плоскогубцы со встроенной в губки пресс-формой. Другой - чекан, к которому нужен молоток, чтобы разжать пистон.
Простая инструкция по пользованию, которой снабжен каждый такой клепальный инструмент, гарантирует достижение удовлетворительных результатов.
ДВЕНАДЦАТЬ ТЕХНИК РАБОТЫ ПО МЕТАЛЛУ

70
Гвозди
Гвоздь может быть таким же крепким, как и заклепка, но он должен войти в металл, по крайней мере, на глубину 6 мм (1/4 дюйма), чтобы обеспечить надежное сцепление. В своей работе мне нравится использовать стальные дюбели разных размеров, но латунные гвозди также годятся. Я достиг прекрасных результатов, пользуясь стальными дюбелями, чтобы соединять алюминий, толщиной 0,51 мм (24 B&S), со стержнями из анодированного алюминия.
Я просверливаю отверстия диаметром, равным сечению гвоздя, сначала в тонких деталях.
Используя просверленные листы как трафарет, я размечаю более толстый металл и просверливаю направляющие отверстия. Диаметр этих направляющих отверстий должен составлять 75-
80% от диаметра гвоздей, чтобы обеспечить надежное сцепление. Глубина отверстий должна составлять лишь 2/3 от толщины металла.
Направляющее отверстие позволяет легко вбить гвоздь в металл так, чтобы его не заклинило, и он не согнулся. Укоротите гвозди насколько необходимо, в противном случае на лицевой стороне изделия появится бугорок. У обрезанных гвоздей необходимо заново обточить и заострить концы.
Когда вы используете маленькие гвозди, предварительно просверлите отверстие длиннее гвоздя, но меньшего диаметра, чем сечение гвоздя. Это создаст трение вдоль стержня гвоздя и обеспечит плотное вхождение гвоздя в отверстие.
Существует много интересных способов использования скоб.
СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ХОЛОДНЫМ СПОСОБОМ

71
Скобы
Скоба удивляет своей простотой и разнообразием применения. Скобы представляют собой конструкцию из плоской верхней части (головки) и двух ножек. Можно приобрести готовые скобы, но в ювелирном деле они обычно изготавливаются в мастерской из проволоки или из листового материала.
Если скобы изготавливаются по индивидуальному проекту для конкретных изделий, отверстия размещаются так, как требуется для каждой конкретной скобы. Если вы используете покупные скобы или вы смастерили шаблон для изготовления некоторого количества одинаковых скоб, сделайте трафарет из пластика, что облегчит разметку отверстий.
При сборке конструкций скоба вставляется на место, и плоскогубцы или давчик со скошенным концом используются для того, чтобы загнуть ножки. Они могут быть загнуты либо вовнутрь, либо наружу. Если соединяемые материалы не слишком хрупкие, скобу можно закрепить, постучав по ней киянкой.
Если вам кажется, что внешний вид ваших скобяных соединений становится скучным, попробуйте расположить скобы внахлест в виде буквы «X» или нанизать на них бусины. Скобы могут быть изготовлены путем припаивания проволоки к плоским металлическим формам и литым деталям или путем закрепления ножек в полой форме с помощью эпоксидной смолы, как показано на рисунке на этой странице.
Чтобы отметить точки, где будут просверлены отверстия под скобы необычной формы, сравняйте торцы всех ножек и прижмите их к штемпельной подушке. Расположите скобу точно над местом крепления и опустите ее на изделие. Там, где чернила оставят четкие отпечатки, следует намечать и сверлить отверстия.
Из готовых плоских или литых деталей также можно изготовить скобы.
ДВЕНАДЦАТЬ ТЕХНИК РАБОТЫ ПО МЕТАЛЛУ

72
Спиральное соединение
Знакомая всем студенческая тетрадь является прекрасным примером спирального соединения.
Изучите одну такую вещь, и вы быстро поймете методику и расширите свой запас способов холодного соединения.
Чтобы рассчитать диаметр и длину спирали, замерьте толщину подлежащих соединению материалов и прибавьте примерно 30%. Это диаметр спирали. Очевидно, этот размер может изменяться в зависимости от требований разработанного вами дизайна изделия и степени подвижности, которой вам хотелось бы достичь.
Промежутки между витками спирали и расстояние до края металла должно быть, по меньшей мере, равным размеру самого отверстия.
Убедитесь, что отверстие достаточно большое, чтобы элементы спирали могли свободно двигаться. Типичным является отверстие, которое в два раза шире сечения проволоки, из которой будет сделана спираль. Поэкспериментируйте с картонной моделью, и вы вскоре разберетесь во взаимосвязях.
Как сделатьспиральноесоединение
Чтобы установить длину проволоки, необходимой для спирали, определитесь, прежде всего, с диаметром. Поскольку для одного витка требуется отрезок проволоки, примерно в 3 раза длиннее его диаметра (L = TCd), умножьте диаметр на 3, чтобы определить длину проволоки для каждого витка.
Умножьте полученное число на количество отверстии в соединяемых деталях, и вы узнаете с проволокой какой длины вам начинать работать. Конечно, разумным было бы подстраховаться и взять проволоку чуть длиннее.
Спираль изготавливается путем навивки проволоки вокруг металлической оправки нужного диаметра. Деревянные оправки могут деформироваться во время навивки, и в результате получится неровная спираль. Зажмите оправку горизонтально в тиски так, чтобы ее выступающая часть была на 2,5 см (1 дюйм) длиннее спирали, которую вы хотите изготовить. Не начинайте с самого кончика проволоки, а оставьте отрезок около 25 мм (1 дюйма) длиной свободно свисающим с оправки, затем начните навивать проволоку на оправку перпендикулярно ее продольной оси. Придерживая этот участок другой рукой, навивайте проволоку так туго, как только сможете. Убедитесь, что каждый новый виток спирали плотно прилегает к предыдущему. Затем возьмитесь за оба конца спирали и слегка растяните их в стороны. Чтобы убедиться, что все витки спирали одинаковые, сделайте спейсер из деревянной рейки или плотного картона. Он должен иметь прямоугольное сечение с шириной 5 см (2 дюйма), а толщиной, точно соответствующей промежуткам между витками спирали, которые вы хотите получить. Заметьте, что это также и расстояние между отверстиями на металлических пластинах. Если необходимо, воспользуйтесь клейкой лентой, чтобы увеличить толщину спейсера.
Снимите спираль с оправки и вставьте изготовленный вами спейсер между первым и вторым витками спирали. Вращайте спираль,
«накручивая» ее на спейсер с одного конца до другого до тех пор, пока расстояние между всеми витками не станет одинаковым. Чтобы скрепить детали, проденьте или накрутите спираль на отверстия, почти так же, как если бы вы закручивали большой болт. Согните оба конца спирали под углом 90°, чтобы зафиксировать ее на месте.
СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ХОЛОДНЫМ СПОСОБОМ

73
Соединение методомсшивания
Язычки ипазы
Так же, как вы пришиваете нитками один лоскут ткани к другому, вы можете пришить металл к металлу проволокой, нитью или любым другим видом волокна. Примите во внимание, что можно вытянуть проволоку любого сечения и цвета, и вы согласитесь, что количество вариантов не ограничено. Я рекомендую изучить все, что вы сможете найти, что сшито вместе. Как только вся эта визуальная информация окажется у вас в голове, решения будут приходить сами, когда потребуется! Примеры ищите в книге Oppi
Untracht "Jewelry Concepts and Technology"
(Doubleday, New York, 1985).Он приводит множество примеров соединения деталей методом сшивания. Книги по вышиванию, плетению и макраме также подскажут интересные решения.
Помните отвороты в форме язычка, что удерживают одежду на бумажных куклах? Такие и подобные им язычки могут обеспечить множество дополнительных способов холодного соединения деталей. Внимательно рассмотрев игрушки и бытовые приспособления, вы, наверняка, откроете для себя широкие возможности.
Наиболее знакомый нам способ использования язычков - это загибание их за край или через пазы. Если язычок пропущен сквозь паз, достаточно просто загнуть его, чтобы обеспечить хорошее скрепление деталей. Как упоминалось раньше, для того, чтобы укрепить соединение, можно слегка постучать по нему киянкой, если это не вызовет повреждение материала.
Не забывайте делать язычки как можно более декоративными, отдавая предпочтение изящным формам, а, не зацикливаясь на привычной удлиненной форме. Подобным же образом, взаимосочетание формы паза и его расположения на изделии может оказаться эффектным и продемонстрировать вашу творческую индивидуальность.
ДВЕНАДЦАТЬ ТЕХНИК РАБОТЫ ПО МЕТАЛЛУ
Язычки могут быть загнуты через край изделия или могут вставляться в пазы.

74
Склеивание
Двусторонняя клеящаялента
Хотя в некоторых случаях использование клея рассматривается как недостаток мастерства, было бы неразумным пренебрегать этим способом холодного соединения деталей. Сегодня можно приобрести новейшие виды клея, которые казались фантастикой еще 10 лет назад. Для свободно и широко мыслящего человека включение клеев в арсенал ювелира так же логично, как принятие горелки или молотка новой конструкции.
При использовании любого клея необходимо, чтобы поверхность металла была химически чистой. Я пользуюсь абразивным материалом
Scotch-Brite, преимущество которого в том, что, удаляя оксидную пленку и следы жира, он создает шероховатую поверхность. Если поверхность изделия уже имеет законченный вид, то лучше не повреждать ее, а вымыть денатурированным спиртом, сполоснуть и высушить перед нанесением клея.
Скрупулезно следуйте инструкции, которую дает производитель клея. Даже относительно мелкие включения могут отрицательно повлиять на прочность соединения, особенно при использовании сложных видов клея и эпоксидной смолы. Для получения полной информации о клеях и поставщиках возьмите в библиотеке справочник Adhesives Red Book.
Двусторонними или самоклеящимися лентами быстро, приятно и легко пользоваться для кратко- и долговременного соединения деталей.
Выпускаются ленты различных видов в рулонах, в форме квадратиков, прямоугольников и кружков диаметром 8, 10,
12 и 14 мм. На всех клеящих лентах имеется тонкая защитная бумажная полоса с каждой стороны. Ее, конечно, следует сохранять до момента соединения деталей.
Я рекомендую использовать клеящиеся ленты разных цветов и ширины, что внесет разнообразие в слоистую структуру.
Большинство клеящихся лент либо черные, либо белые, но при необходимости я окрашиваю края маркером.
Пеноуретановый скотч ЗМ #4016
Scotchmount Natural D.C. 1/16 дюйма (1,5 мм) отлично подходит для изоляции, как и SE-LIN из Гайлорда Последний чрезвычайно клейкий, тонкий, как бумага (0,2 мм - 36 B&S), двусторонний и поставляется Aardvark
Adventures, P.O. Box 2449, Livermore, CA 94551-
2449. Чтобы получить информацию о Scotch
Joining Systems, A-20 Acrylic Adhesive Family
Products пишите по адресу Industrial Specialties
Division of 3M at Building 220-7E-01, M Center,
St. Paul, MN 55144-1000.
Нанесение клея точками и полосами позволяет просто скрепить сложную форму.
СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ХОЛОДНЫМ СПОСОБОМ

75
Использование скотча
Острыми ножницами или канцелярским ножом отрежьте кусок скотча чуть меньшего размера, чем деталь, которую надо приклеить. Если лезвие станет липким от клеевого покрытия, очистите его тампоном, смоченным в ацетоне. Будьте осторожны и не порежьтесь сами.
Как уже говорилось, убедитесь, что металл, подлежащий соединению чистый и обезжиренный. Поскольку поверхность металла быстро окисляется, металл следует очищать за несколько минут до склеивания. Я всегда размещаю скотч с обратной стороны, начиная сверху детали, или переворачиваю ее вверх ногами, потому, что обычно легче намечать расположение деталей сверху вниз. Пользуясь лезвием ножа, я удаляю защитную полоску и поправляю мелкие детали. Вообще-то, я заметил, что я редко вырезаю из ленты необычные формы.
Я скорее вырежу квадрат или прямоугольник для основной части детали и воспользуюсь готовыми кружками для выступающих частей необычной формы.
Болты
Ювелиры, которые хотят сами изготовить детали для болтового соединения, могут приобрести малые метчики и лерки, но я пользуюсь готовыми латунными болтами и гайками. Они бывают разных размеров и продаются в магазинах, которые снабжают запчастями любителей конструировать модели железных дорог. Там же можно приобрести торцевые ключи, которые несколько облегчат закручивание этих крошечных деталей. В это стоит вложить деньги, если вы планируете часто пользоваться таким способом холодного соединения деталей. Если же нет, то вы вполне обойдетесь плоскогубцами и пинцетом.
Чтобы использовать болт, просверлите отверстие, достаточно большое, чтобы стержень с резьбой входил в него без усилия. Иначе можно повредить резьбу. Убедитесь, что болт достаточно длинный, так что 4 или 5 витков резьбы находятся над поверхностью детали. Если планируется использовать подкладные шайбы, не забудьте взять их толщину в расчет длины свободного конца болта. Латунные шайбы обычно продаются вместе с болтами, но вы, конечно, можете захотеть изготовить свои собственные.
Проведите сборку деталей и затяните гайки.
Излишек болта можно обрезать и обточить, что дает дополнительную возможность сделать заусенец, который будет удерживать гайку на месте и сведет к минимуму возможность ослабления от вибрации. Из всех упомянутых способов холодного соединения деталей у этого есть уникальное преимущество, которое заключается в легкости демонтажа. По этой причине рекомендуется использовать его, когда есть вероятность, что в будущем ювелирное изделие потребуется разобрать.
Заключение
Способы холодного соединения деталей не следует рассматривать как второстепенный метод конструирования в творчестве. Думайте о нем как о первом творческом пути, пойдя по которому, вы получите возможность проводить частичную или полную сборку ваших изделий. То, что на соединение деталей холодным способом не требуется много времени, позволит вам иметь больше свободного времени и наслаждаться жизнью. И еще больше творить! Аллилуйя!
Дэвид ЛаПланц- дизайнер и мастер-ювелир, чьи изделия можно найти во многих коллекциях и галереях в США.
Он автор Artists Anodizing Aluminum и профессор
Государственного Университета в Гумбольдте в
Северной Калифорнии.
ДВЕНАДЦАТЬ ТЕХНИК РАБОТЫ ПО МЕТАЛЛУ

76

77
Чарльз Льютон-Брейн
Знакомство сметодамиформированияскладок
Методика формирования складок - это система формовочных техник, которые используют физические свойства металлов.
Термин «формирование складок» относится к ряду взаимосвязанных операций, проводимых главным образом с листовым металлом. В этой статье я познакомлю вас с методами формирования складок и опишу несколько специальных операций в виде инструкций.
Формирование складок очень эффективная и быстрая процедура, часто за несколько минут радикально меняющая форму и поверхность изделия. Используемые инструменты предельно просты: пальцы, руки, киянки, наковальня и вальцы. Комплексные формы с сильно выпуклым рельефом можно изготовить из отдельных листов, лишь один раз произведя отжиг. Эти приемы могут быть применимы к большинству металлов, включая алюминий, ниобий и сталь. Хорошо обрабатывается металл толщиной 0,4 - 0,5 мм (26-
24 B&S), но формирование складок может производиться на металле почти любой толщины.
Я видел линейную складку, выполненную внутри чаши с толщиной стенки 3 мм (1/8 дюйма).
Поскольку в процессе формирования складок не требуется пайка, получаемые поверхности и формы годятся для ювелирных изделий, изготовления различных емкостей, анодирования и т.д. Большинство экспериментов по формированию складок я провожу с толстой медью 0,4 мм (0,016 дюйма), иногда называемой кровельной медью или 16-унцевой медью. Ранее перечисленные металлы могут быть использованы при меньшей толщине и соразмерной силе воздействия. Стерлинговое серебро и золотые сплавы годятся при толщине 0,2-0,5 мм (30-24
B&S).
Формирование складок больше связано с пределами пластичности и ковкости, чем основная масса стандартных техник металлообработки. Эта методика создает формы, которые напоминают природные объекты (бараньи рога, листья папоротника и т.п.), главным образом, потому, что процесс использует физические свойства металлов. В некотором смысле, также работает сама Природа. Определенные виды складок по форме похожи на природные объекты, поскольку они производятся по тем же законам, которые управляют ростом органических объектов.
ДВЕНАДЦАТЬ ТЕХНИК РАБОТЫ ПО МЕТАЛЛУ

78
Исторические заметки
Впервые я представил свои идеи по формированию складок в 1985 году на конференции Общества Североамериканских
Ювелиров в Торонто. С тех пор идеи подхватили сотни людей во многих странах. Шло постоянное прогрессирование форм и методов работы и, по- прежнему, имеется большой потенциал для дальнейшего развития.
Основы учения о формировании складок были заложены в 1979 году, когда я ездил в
Западную Германию учиться у профессора Клауса
Ульриха в Fachhochschule fur Gestaltung в
Пфорцхайме. Он учил своих студентов
«совершать действия» над металлом, а именно: колотить его, резать, гнуть, играть с ним, не имея в голове определенного образа, и наблюдать, что получается в процессе игры. Результаты часто были интригующими и прекрасными. Каждый студент был вдохновлен на эксперименты с самыми неожиданными случайностями, как с целью совершенствования своих возможностей, так и для того, чтобы научиться контролировать результат. Я провел там почти два года и все это время я экспериментировал с многочисленными видами поверхностей и результатами формовки. Я наслаждался тем, как быстро и свободно рождались новые идеи. В то время и в течение последующих нескольких лет, когда я вернулся в
Канаду, я продолжал исследования в этом направлении. Процесс, в основном привлекавший мое внимание, включал складывание, обжатие складки тем или иным способом, отжиг и разворачивание листа. Многие из изготовленных мною образцов базировались на серии экспериментов, которые я провел, складывая листы металла, прокатывая их через вальцы под сильным давлением и разворачивая их разными способами. В 1984 я поехал в SUNY New Paltz, чтобы пройти обучение у Курца Мацдорфа, Боба
Эбендорфа, Джона Когсвелла и Джеки Беннет.
Именно тогда произошло выделение метода формирования складок в самостоятельное направление.
ЗНАКОМСТВО С МЕТОДАМИ ФОРМИРОВАНИЯ СКЛАДОК

79
Примечания
Существует несколько принципиальных моментов, без которых методика формирования складок не развивалась бы. В их числе: упор на понимании и осознании процесса, знание ограничений при работе с благородными металлами, умение полагаться на интуицию и способность рассматривать традиционные методы в свете определенного процесса. Все это сделано в попытке достичь большей эффективности и свободы в решении технологических и эстетических проблем.
Процесс - это то, что фактически происходит с металлом во время работы. Методика - это способ реализации процесса, это рецепт, техника.
Могут существовать десятки методик, позволяющих достичь одинакового конечного результата, но происходящий при этом процесс будет одним и тем же. Сравнение и противопоставление технических приемов и вариантов ведет к большему пониманию
Процесса, основных свойств используемого материала и более свободному подходу к металлообработке. Методика формирования складок происходит из тщательного изучения процесса, происходящего при обработке листового металла молотками, вальцами, гибочными щипцами и пр.
Часто обучение ювелиров идет по пути механического заучивания или обучения тому, что может восприниматься как традиция. Традиция - это одновременно хорошая опора и ужасная ловушка для ювелира. Традиции всегда существуют по какой-либо причине, и первоначально это уважительная причина. Но условия меняются, и первоначальная причина уже не может считаться достаточной. Чтобы иметь свободу творчества, надо пересмотреть технические проблемы и традиционные методы в свете знания Процесса.
Сам размер ювелирного изделия предполагает, что им будет пользоваться один человек, к нему часто прикасаются во время изготовления, и оно часто сделано из ценных или требующих длительной обработки материалов.
Определяемая нами высокая стоимость изделия часто вызывает нежелание рисковать. Я полагаю, что медь и другие «бросовые» металлы полезны для отработки идей, которые затем могут быть перенесены на драгоценные металлы.
Интуиция также играет роль в работе с металлами. Вследствие высокой стоимости работы и больших нагрузок мы чаще пытаемся приспособить случайные результаты к общему дизайну изделия, чем избавиться от них.
Превратив случайность в цель, сознательно выбирая ее и изменяя деталь в зависимости от случайных результатов, мы вносим в работу некий баланс. Обычно мы не останавливаемся, чтобы понять, что мы наткнулись на способ дизайна.
Метод формирования складок имеет много общего с использованием врожденной интуиции.
ДВЕНАДЦАТЬ ТЕХНИК РАБОТЫ ПО МЕТАЛЛУ

80
Формирование складок
Сами формы складок сильно изменились с 1985 года. Сейчас имеется несколько различных направлений, по которым ведутся исследования, включая складывание, придание формы и разворачивание. У каждого пути имеется множество своих особенных отличительных черт
(специфических результатов, которые потенциально полезны) или технических приемов, заслуживающих упоминания. Приблизиться к ним можно, следуя специфическим методикам- рецептам, которые приводят к получению заданного результата.
Когда металл, сложенный в складку, гофрированный или просто уложенный слоями, прокатывается или проковывается, все листы одновременно и одинаково истончаются или подвергаются равной нагрузке. Это очень продуктивно. Интересно, что потеря прочности металла вследствие его утончения компенсируется конструкционной жесткостью изделия. Прочность складчатой формы не обязательно снижается, если ее части истончаются.
Процессы формирования складок подходят близко к пределам возможностей материала.
Поэтому в производимых формах металл демонстрирует свои самые основные характеристики и тенденции поведения. Те же законы, что диктуют форму в природе, отражены и повторяются в сложенном складками металле, придавая изделию естественную красоту.
Здесь изображены четыре основных вида складок. Ниже будут описаны несколько примеров каждого вида. Вы заметите, что некоторым особым видам складок были присвоены названия. В первые годы занятий формированием складок я положил начало практике распознавания основных характеристик путем присвоения каждой складке имени человека, который изобрел ее. Через некоторое время это перестало широко применяться, но, по-прежнему, есть формы, заслуживающие того, чтобы иметь собственное название.
Линейная складка
Т-образная складка
Складка
Планкетта
Складка по намеченной линии
ЗНАКОМСТВО С МЕТОДАМИ ФОРМИРОВАНИЯ СКЛАДОК

81
Инструменты иматериалы
Линейные складки
Для формирования складок нет специальных инструментов. Предлагается пользоваться молотками различных размеров для ковки и выколотки, наковальней и мощными тисками.
Вальцы для прокатки листовых материалов во многих случаях будут полезны, а в некоторых просто необходимы. Полезно иметь молоток для выколотки с поверхностью бойка как подушечка большого пальца и еще один с острым закругленным бойком. При ковке используйте защитные очки и всегда проверяйте, чтобы боек не болтался. Безопасность - это ваша забота. Думайте, работайте головой, живите долго и богато.
Молотки, используемые для формирования складок. Поверхности должны быть скругленными и гладкими.
Эти складки создают приподнятые линии на плоском листе, которые выглядят так, как будто они были выгравированы или даже напаяны. Они могут пересекать всю поверхность или быть сокращены до коротких отрезков.
Заложите складку там, где будет проходить линия, и простучите складку киянкой, как показано на рисунке А. Чем туже складка, тем отчетливей будет полученная линия. Отожгите и руками раскройте форму. Осушите деталь, установите ее в вальцы и пропустите через них несколько раз, постепенно увеличивая давление, чтобы вдавить линию в лист. Однако не сводите ее на нет. Этот процесс называется прокатка. На листе может быть несколько складок. Можно сделать складки различной высоты, прокатывая их с разным давлением после разворачивания. Если складка очень тугая, линия будет выглядеть как проволока квадратного сечения, напаянная на лист. Вместо проколотки складки киянкой, вся сложенная деталь может быть пропущена через вальцы, чтобы закрепить складку.
Линейные складки создают рубчик, проходящий через лист, и могут пересекаться.
В
С
Чтобы сделать линейную складку, согните кусок металла пополам (А) и простучите его киянкой.
После отжига лист разворачивается (В) и проколачивается киянкой или пропускается через вальцы (С).
ДВЕНАДЦАТЬ ТЕХНИК РАБОТЫ ПО МЕТАЛЛУ
А

82
Исчезающие линейныескладки
Прокованная линейнаяскладка
В этом варианте только отрезок складки простукивается киянкой.
В результате после отжига и разворачивания получается линия, которая сливается с поверхностью (сходит на нет) на концах. Чтобы закрепить только определенный участок складки, проколачивайте металл, положив его на искривленную поверхность стойки молотком для выколотки с круглым бойком. Получившаяся исчезающая линейная складка закрепляется, т.е. проколачивается или прокатывается в вальцах, как описано выше.
Металлическая деталь складывается, и края простукиваются киянкой. Затем молотком с острым бойком край складки проколачивается от середины к концам. Деталь отжигается и открывается. Расстояние ножка -край складки определяет то, насколько выпуклой получится складка и является важным для определения ее конечного внешнего вида. Чем короче ножка, тем больше кривизна.
Складка Рюгера фото Чарльз Льютон-Брейн
ЗНАКОМСТВО С МЕТОДАМИ ФОРМИРОВАНИЯ СКЛАДОК

83
Складка
Рюгера
Это удлиненная прокованная линейная складка с меняющимся расстоянием ножка - край складки.
Сложите длинную линейную складку и плотно прокуйте ее киянкой. Отрежьте металл по кривой, отходящей от складки. Эта ножка, имеющая различную высоту, создаст искривленную спираль после проковки. Чем короче ножка, тем сильнее кривизна.
Проковка производится от центра к краям и осуществляется слегка закругленным бойком, не выходя за край складки, чтобы не повредить его.
Удары молотка должны захватывать не более половины расстояния от сгиба до ее открытого края. Удары наносятся под прямым углом к сгибу складки. По мере искривления проковываемой складки позиция молотка корректируется так, чтобы угол к сгибу составлял 90°. Я обычно проковываю складку в три приема с отжигом между ними. В процессе проковки складка будет закручиваться.
После того, как проковка завершена, отожгите складку и аккуратно, не перегибая, разверните ее.
Для начала воспользуйтесь лезвием ножа, но продолжайте раскрывать одними руками.
Отжигайте по необходимости для равномерного открывания. Заметьте, что одновременно можно обрабатывать более двух слоев.
Складка Рюгера - результат «растягивания» складки и проковки края.
Эксперименты покажут вам, насколько различные результаты можно получить, применяя различные методы проковки.
ДВЕНАДЦАТЬ ТЕХНИК РАБОТЫ ПО МЕТАЛЛУ

84
Т
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов


связь с админом