Главная страница
qrcode

оффшоры. Е. Л. Федоров обнародовал некоторые цифры и факты, относящиеся к офшорной деятельности российского бизнеса. По его данным, 95 компаний российской экономики (промышленности, банковского сектора, других секторов) н


Скачать 19.77 Kb.
НазваниеЕ. Л. Федоров обнародовал некоторые цифры и факты, относящиеся к офшорной деятельности российского бизнеса. По его данным, 95 компаний российской экономики (промышленности, банковского сектора, других секторов) н
Дата15.12.2019
Размер19.77 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаоффшоры.docx
ТипДокументы
#158321
Каталог

Оффшоры как инструмент подрыва национальной экономики и их глобальные покровители

Офшоры — подрыв суверенной экономики.

Бурное развитие офшорной «экономики»  оказывает разрушающее воздействие на «материнскую экономику» не только потому, что подрывается ее производственный потенциал. Одновременно происходит снижение эффективности управления «материнской экономикой» со стороны государства. В пределе наступает полная потеря управляемости «материнской экономикой».

В качестве примера можно привести Российскую Федерацию. Процесс создания офшоров российскими компаниями разных секторов, включая банковский, начался сразу же после образования РФ. Цели этого различны: уход от налогов; обход различных запретов и ограничений на вывоз капитала (в 1990-е годы такие запреты и ограничения еще существовали); выстраивание такой системы управления бизнесом, которая позволяла скрывать истинных хозяев компаний.

В начале 2010 года председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ Е. Л. Федоров обнародовал некоторые цифры и факты, относящиеся к офшорной деятельности российского бизнеса. По его данным, 95 % компаний российской экономики (промышленности, банковского сектора, других секторов) находились в собственности офшорных структур. Контролирующие и надзорные органы РФ не имеют четкого представления, какая часть офшорных структур, контролирующих российские компании и банки, находится в руках иностранцев, а какая — в руках граждан Российской Федерации. Впрочем, до конца эту картину нельзя прояснить хотя бы по той простой причине, что многие граждане Российской Федерации имеют двойное и даже тройное гражданство (т. е. само понятие «резидент» и «нерезидент» сегодня достаточно размыто). Даже если офшорная фирма принадлежит 100-процентному гражданину Российской Федерации, это, по мнению депутата Е. А. Федорова, не означает, что российская компания, принадлежащая через офшорную структуру такому гражданину, может управляться государством Российской Федерации.

Фактически возникает ситуация, когда российская компания оказывается как в российской юрисдикции, так и юрисдикции офшорного государства. Поскольку многие российские олигархи и предприниматели более «мелкого калибра» получали в 1990-е годы активы в результате приватизации с большими нарушениями российского законодательства, то эти олигархи и предприниматели решили «подстраховаться» от рисков возникновения претензий к ним со стороны российского государства. Для этого они и выстроили офшорную структуру управления бизнесом, уйдя под «флаг» других юрисдикции и рассчитывая в случае возникновения претензий найти защиту в иностранных судах.

Яркий пример того, к чему приводит офшорная структура управления компаниями, — история с российской нефтяной компанией ЮКОС, которой в 2003–2004 гг. были предъявлены серьезные претензии со стороны государства в связи с неуплатой больших сумм налогов. Расследование государства показало, что компания имела многоуровневую систему управления, которая замыкалась на офшорную структуру, в которой ключевую роль играл Яков Ротшильд, который естественно резидентом Российской Федерации не являлся. Как известно, компания ЮКОС была расформирована, а ее активы были проданы различным компаниям (прежде всего, Роснефти) для возмещения убытков государства по неуплаченным налогам. Однако на истории с ЮКОСом рано ставить точку. Иностранные инвесторы, которые участвовали в капитале офшорных структур, управлявших активами ЮКОСа в Российской Федерации, стали подавать судебные иски в иностранные суды с требованием возместить ущерб, вызванный продажей активов нефтяной компании. В 2010 году группа таких инвесторов-нерезидентов подала иск в Страсбургский суд на сумму 98 млрд. долл.

Очевидно, что пребывание компаний, реально функционирующих на территории Российской Федерации, под двойной юрисдикции (российской и офшорной) резко снижает эффективность управления такими компаниями со стороны российского государства. Уже сегодня видно невооруженным глазом, что министерства и ведомства Российской Федерации почти не управляют хозяйством страны, а лишь делают вид, что управляют. Одна из главных причин неуправляемости российской «экономики» — ее офшорный характер.

Впрочем, проблема снижения эффективности управления «экономикой» со стороны национального государства в связи с усилением офшорного характера «экономики» — проблема глобальная. Она актуальна и для США. Особенно рельефно эта проблема высветилась в конце прошлого десятилетия: начался мировой экономический кризис, возникла необходимость более активного вмешательства государства в разные сферы национальной «экономики», а результаты такого вмешательства оказались более чем скромными. Именно поэтому, например, новый президент США Б. Обама с самого начала своего нахождения на высоком посту озаботился проблемой офшоров и фактически объявил войну офшорам.

Англосаксонские покровители офшорного бизнеса

Но вернемся к «юрисдикциям финансовой секретности». К концу века их насчитывалось, по самым консервативным оценкам, уже несколько десятков. По другим оценкам, их несколько сотен — если учитывать отдельные административные образования (анклавы) в пределах существующих государств. Единого официального перечня офшорных зон не существует.

Свой учет офшорных центров ведет Международный валютный фонд, в его список входит 26 государств и территорий, включая Кипр, Панаму, Макао, многие зарубежные территории Великобритании.

В список ОЭСР, составленный в 2000 году, входило 41 государство, в 2009 году их стало 38. В рамках этого списка особо выделены Монако, Лихтенштейн, Андорра, которые отказываются от сотрудничества в обмене налоговой информацией («черный» список).

В 2007 году свой список составила международная организация Tax Justice Network: в него были включены 69 офшора, на сегодняшний день этот список сократился до 60 позиций.

В России приказом Министерства финансов от 13.11.2007 составлен список офшоров, состоящий из 42 государств. В то же время по нормативным документам Банка России определены как офшорные 58 государств и территорий.

В качестве примера современного офшора можно назвать Каймановы острова. В своих выступлениях нынешний президент США Б. Обама любит упоминать этот офшор, где на улице Черч в так называемом доме Угланд, по данным доклада американского конгресса, зарегистрировано более 18 тыс. компаний. Как говорит Обама, «это либо самый большой дом в мире, либо самая большая налоговая афера в мире». Число зарегистрированных фирм на Каймановых островах превышает число жителей этого государства.

В прошлом десятилетии объем внешних активов офшоров увеличивался в среднем на 6 % в год, превысив к концу 1990-х гг. 5 трлн. долл.[150]. Сейчас, по подсчетам Tax Justice Network, в офшорах находится 11,5 трлн. долл. Благодаря этим офшорным компаниям корпорации всего мира экономят более 225 млрд. долл. Крупнейшим в мире офшором до сих пор остается Швейцария, в банках которой аккумулированы средства нерезидентов на сумму около 2 трлн. долл.


В западных СМИ проблемы офшорного бизнеса обсуждаются очень активно, но с точки зрения возможного ущерба такого бизнеса для экономик Запада. За жесткие меры выступают Соединенные Штаты, отслеживающие банковские счета американцев по всему миру. Великобритания и другие страны Европейского Союза раскручивают кампанию за закрытие или жесткое контролирование офшоров, которые уводят активы из стран Старой Европы. Но нет даже малейшего порицания в отношении офшорного бизнеса российских и украинских и иных новоявленных олигархов и коррумпированных чиновников, обитающих на просторах бывшего Советского Союза. И это при том, что, по оценкам экспертов, около 40 % активов упомянутых олигархов хранится в офшорах. Тогда как в США и Японии эта доля не превышает 2 %, а в Евросоюзе -10 %. Запад ведет непримиримую борьбу с офшорами, если туда уходят активы из США и Западной Европы. И, наоборот, закрывает глаза на офшоры, через которые активы идут в страны ЕС. В отношении стран периферии мирового капитализма используется офшорная геополитика, создающая коридоры для выкачивания активов и ресурсов, наворованных криминальнокоррумпированной верхушкой этих стран.

Неправительственная организация Global Financial Integrity (GFI), регулярно отслеживает бегство капитала из стран с развивающейся экономикой (туда включаются также бывшие социалистические страны). По ее данным, за период с 2000 г. до начала 2010 г. из указанных стран было выведено 8,44 трлн. долл. По расчетам GFI, на первом месте по выводу капитала находился Китай (2,74 трлн. долл.), на втором — Мексика (504 млрд. долл.), на третьем — Россия (501 млрд. долл.). Вывод осуществлялся преимущественно в офшоры, откуда далее деньги могли уже поступать в экономики стран «золотого миллиарда». Специалисты Global Financial Integrity подсчитали, что общая сумма частных вкладов, которые хранятся в офшорных юрисдикциях, достигает 10 триллионов долларов. Вот как выглядит картина по распределению этих вкладов среди основных офшорных юрисдикции (трлн. долл.): США — 2,18; Каймановы острова — 1,55; Великобритании — 1,53. Далее в списке следуют Люксембург, Германия, остров Джерси, Нидерланды, Ирландия, Швейцария и Гонконг — в сумме на их долю приходится 2,38 триллиона долларов. Примечательно, что в список офшорных территорий специалисты GFI включили также ряд экономически развитых стран — США, Великобританию, Германию, Швейцарию и др. На территориях этих стран имеются специальные зоны, которые в буквальном смысле являются офшорами. В США — это штат Делавэр, в Великобритании — остров Мэн и т. д. Кроме того, некоторые институты обеспечивают полную конфиденциальность для клиентов. Например, банки Швейцарии. Наконец, некоторые из этих стран являются не только налоговыми, но и политическими убежищами. Особенно в этом отношении выделяется Великобритания. Для «беглых олигархов» такой режим очень привлекателен, это стимулирует перевод капиталов в такие страны, даже если особых налоговых преференций не предоставляется.

Фактически уровень «прозрачности» тех или иных рынков, отраслей, территорий (административных образований), а также экономик отдельных стран определяют центры мировой финансовой системы. В качестве таковых сегодня выступают Соединенные Штаты и Великобритания, которые представляют интересы ростовщиков нью-йоркского Уолл-стрит и лондонского Сити.

Уже упомянутая организация Tax Justice Network в 2009 году опубликовала Индекс финансовой скрытности (Financial Secrecy Index), который характеризует уровень закрытости финансовых и налоговых офшоров и их «нежелания сотрудничать с налоговыми органами других стран».

Из 60 юрисдикции, рассматриваемых в исследовании TJN, наиболее скрытыми являются американский штат Делавер, Люксембург, Швейцария, Каймановы острова, лондонский Сити. В списке среди особо «непрозрачных» стран также фигурируют Китай, Нидерланды, Португалия, Бельгия, Ирландия. «Если Люксембург и Швейцария специализируются на традиционной банковской непрозрачности, то англосаксонские страны представляют более глубокие и изощренные схемы, которых нельзя добиться в банковской сфере», — отмечают авторы исследования. В исследовании говорится, что определить, кто является реальным владельцем компании, невозможно ни в одном из обследованных офшоров за исключением Монако. Там отсутствуют регистры трастов и фондов или доступ к ним закрыт.

Авторы исследования обращают внимание, что половина юрисдикции, именующихся «налоговым раем», относятся к сфере британской короны. А общий вывод исследования таков: США и Великобритания, имеющие политические и финансовые связи с ключевыми мировыми офшорами, «являются проводниками незаконных финансовых потоков на мировой финансовый рынок».
перейти в каталог файлов


связь с админом