Главная страница
qrcode

Имам аль-Газали - Эликсир счастья. Эликсир счастьяЭликсир счастья Кимийа-йи са адат Кимийа-йи са адат


НазваниеЭликсир счастьяЭликсир счастья Кимийа-йи са адат Кимийа-йи са адат
АнкорИмам аль-Газали - Эликсир счастья.pdf
Дата07.11.2017
Размер3.62 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаImam_al-Gazali_-_Elixir_schastya.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#46599
страница1 из 27
Каталогid58648280

С этим файлом связано 30 файл(ов). Среди них: ПОЛОЖЕНИЕ РАЗВОДА.doc, ru_rasskazy_o_prorokah.pdf, Geroi_istini_2.doc, БРАК И РАЗВОД В ИСЛАМЕ.doc, 5k.pdf, Geroi_istini_1.doc и ещё 20 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Абу Хамид Мухаммад ал-Газали ат-Туси
Эликсир счастья
Эликсир счастья
«Кимийа-йи са'адат»
«Кимийа-йи са'адат»
Библиотека «Рисалат»
Москва 2011

УДК 297
ББК Э383-4
А Достигнув высоты славы, всеобщего почитания, известности и обретя ещё при жизни статус Довод ислама, виднейший мусульманский мыслитель и теолог Мухаммад аль-Газали ат-Туси (1058-1111) и поныне слывет одним из самых известных авторов мусульманского мира.
Книга Эликсир счастья представляет собой уникальный памятник средневековой философской мысли, отличающейся безукоризненной логикой и ясностью изложения. Эта работа – одна из немногих, созданных автором на персидском языке, и интерес к ней не иссякает на протяжении вот уже девяти столетий.
Настоящее издание представляет собой перевод первых четырех показателей (‘унван) покорности Богу и первого столпа (рукн), названного автором Религиозные отправления».
Одобрено Экспертным советом ДУМД (заключение №09-0383). Ответственный Курбандибиров М
РИСАЛАТ, 2011
Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. «Кимийа-йи са‘адат» (Эликсир счастья. Часть 1: ‘Унваны 1-4. Рукн 1. – Перс перс, вступ. ст, коммент. и указ. А. А. Хисматулина.
– М. Издательство «Ихлас», 2011. – 464 с

3
Ал-Газали и его
«Кимийа-йи са’адат»
Прими совет оттого, кто растратил на это занятие годы жизни и превзошел в нем предшественников, классифицируя, устанавливая истину, споря и разъясняя. Затем Аллах внушил ему правильный путь, поведав ему об ущербности этого занятия. Тогда он бросил его и озаботился своей душой.
Т
ак писало себе человек, чье имя на протяжении вот уже более девятисот столетий известно без преувеличения во всех уголках мусульманского мира и чьи сочинения до сих пор актуальны. Взятые здесь в качестве эпиграфа его слова – о божественном внушении, изменившем его жизнь настолько, что он оказался не в состоянии продолжать заниматься изучением разночтений в различных исламских школах, посчитав потраченное на это время напрасно потерянными обратившись к собственной душе

4
Ал-Г
азали. «Кимийа-йи са’адат»
Известные факты его биографии, отдельные вопросы, связанные сего творчеством, и основные сведения о «Кимийа-йи са’адат», предваряющие опубликованный ниже перевод, частично повторяют материалы, вошедшие по вступительную статью к отдельно изданному – в качестве учебного пособия для студентов – переводу небольшой части данного сочинения с параллельным персидским текстом. Появление указанных материалов здесь, в контексте более детального вступления, не должно, намой взгляд, вызвать разочарования или удивления, принимая во внимание целевую направленность пособия, его адресное распространение и учитывая интересы, для кого оно оказалось недоступным
А. Хисмат улин. Ал-Г
азали и его «Кимийа-йи са’адат»
Имам Мухаммад ал-Газали
С
лучается, человек живет так, словно стремится за отпущенный ему небольшой срок прожить несколько жизней. Подобное впечатление складывается когда видишь, насколько насыщен событиями его жизненный путь. Как правило, это – судьбы творческих, мыслящих и ищущих людей, которые не удовлетворены окружающим их миром и пытаются изменить либо его, либо себя. Именно к таким людям относится и автор «Кимийа-йи са’адат» – Абу Хамид
Мухаммад б. Мухаммад ал-Газали ат-Туси. Энциклопедические знания и творческая активность ал-Газали, поражавшие современников еще при его жизни, снискали ему славу и прозвище Довод ислама (Худжжат ал-ислам). По разным оценками по собственному утверждению, ал-
Газали написал около 70 произведений разного объема и различной тематики,от небольших сочинений на одну заданную тему в жанре рисала до монументальных многотомных трудов. Приблизительно такое же количество сочинений, а

6
Ал-Г
азали. «Кимийа-йи са’адат»
иногда и значительно больше, ему приписывается. Жизненному и творческому пути ал-Газали посвящено огромное количество исследований, число которых, включая предисловия к переводам его сочинений, уже, наверное, превысило сотню. К сожалению, русскоязычные работы об ал-Газали можно пересчитать по пальцам, хотя в последнее время ситуация меняется к лучшему.
Многие из зарубежных исследований предваряют следующие обшеизвестные ключевые факты его биографии г. Тус (персидская область Хура-

сан). Ал-Газали родился и небогатой и незнатной семье. Как считают некоторые исследователи, его родители занимались прядением и продажей шерсти, в связи, с чем его нисбу относят к этому ремеслу и выписывают с удвоенным з – ал-Газзал – Прядильщика местом рождения называют Табаран– одну из двух частей, на которые в средневековье делился г. Тус. Другое мнение связывает происхождение его нисбы с селением Газала в пригороде Туса, откуда, по- видимому, ал-Газали был родом. Расхождение во мнениях относительно ремесленного или географического происхождения его нисбы существует, чуть лине со времени ал-Газали, при этом каждая версия подкрепляется и обосновывается многочисленными свидетельствами из авторитетных средневековых источников. Наиболее полно эти источники представлены в добротной работе иранского ученого Ахмада
А. Хисмат улин. Ал-Г
азали и его «Кимийа-йи са’адат»
Муджахида, посвященной творчеству младшего брата ал-Газали – Ахмада. Следует заметить, что па сохранившемся надгробии мыслителя нисба выписана как ал-Газзали.
Очень рано осиротев, братья ал-Газали на некоторое время перешли под опекунство друга отца, шайха-аскета Ахмада б. Мухаммада ар-
Радаканй, которого тот перед своей смертью попросил присматривать за детьми, оставив на это немного средств. Но средства скоро закончились, и шайх вынужден был отправить братьев на учебу к религиозным авторитетам. С момента отъезда из Туса судьба уготовила Мухаммаду встречи с выдающимися религиозными деятелями, у которых он, так или иначе, проходит обучение.
Около 468/1075 г. Джурджан, Тус. Сначала ал-Газали отъезжает в Джурджан к имаму Абу На- сру (или Абу-л-Касиму) Исма’йлу ал-Джурджани ум. 477/1084-5) и получает там начальное образование, после чего приблизительно натри года возвращается в родной Тус, где общается с шайхом Абу Бакром ан-Нассаджем ат-Туси (ум. Об ал-Газали бытует расхожая история с дидактическим оттенком, рассказанная как будто со слов самого ал-Газали его современником имамом Ас’адом ал-Майхани (ум. 523/1128-9). Дело в том что, когда после, наверное, двухлетнего обучения в Джурджане ал-Газали возвращался в Тус, по дороге караван, с которым он

8
Ал-Г
азали. «Кимийа-йи са’адат»
ехал, захватили разбойники ив числе прочего отняли у него его конспекты. Мухаммад обратился к главарю разбойников с просьбой вернуть записи, на которые было потрачено много времени и сил и без которых все его усилия по изучению наук пойдут прахом. Ответ главаря коренным образом изменил подход ал-Газали к своим штудиям. Главарь спросил его, как он может считать эти науки изучеными, если из- за отнятых бумаг его усилия сведутся на нет, ион станет неучем. По-видимому, стой поры ал-
Газали пытался все запоминать и заучивать наизусть, что весьма отразилось на его дальнейшем творчестве г. Нишапур.
Затем ал-Газали отбывает в Нишапур и становится учеником аш’аритского богослова имама Абу-л-Ма’али ал-
Джувайни (ум. 478/1085), прозванного Имамом двух священных городов (Имам ал-Харамайи), т. с. Мекки и ал-Медины. Скорее всего, там же или еще раньше, в Тусе, он встречается с Абу Али Фад- лом б. Мухаммадом ал-Фармади ат-Туси (402/1011–
477/1084-5), известным суфийским шайхом того времени, который, и свою очередь, был учеником Абу Сайда Аби-л-Хайра ал-Майхани (357/967
– 440/1049) и Абу-л-Касима ал-Гургани (вероятно, ум. 450/1058). Именно с ал-Фармади связывает последующая суфийская традиция вхождение в суфизм Мухаммада ал-Газали.
478/1085 г. Окрестности Нишапура. После смерти обоих наставников – ал-Джувайии и
А. Хисмат улин. Ал-Г
азали и его «Кимийа-йи са’адат»
ал-Фармади – двадцативосьмилетний ал-Газали, по приглашению салджукского вазира Низам ал-Мулка ат-Туси (уб. 1093), переезжает в лагерь
Малик-шаха Салджуки неподалеку от Ниша- пура, где Низам ал-Мулк собрал лучшие богословские умы (или под предлогом) выработки политики реанимации и защиты суннитского ислама от нападок исма’илитов-карматов. Преследуя эти же цели, вазир создал на территории от современной Сирии до Хуросана целую сеть высших религиозно-учебных заведений Мадраса, которые в честь него повсюду были названы ан-Низамийа. Проведенные в лагере
Малик-шаха годы стали для ал-Газали хорошей школой. Отстаивая свою точку зрения на многие вопросы богословия, он участвовал в еженедельных диспутах, организовывавшихся Низам ал-Мулком при шахском дворе. Именно эти диспуты снискали ему славу выдающегося богослова как среди его более зрелых оппонентов, таки среди простого народа. Он был удостоен двух почетных прозвищ-лакабов – Украшение религии и Честь имамов (Зайн ад-дйн ва-Шараф ал-а’имма). Вот что сам Низам ал-Мулк пишет о таких собраниях богословов и своем сочинении
«Сиясат-нама»: Государю также подобает один или два раза в неделю допускать к себе вероучителей, выслушивать от них то, что относится к выполнению божьей воли, слушать толкования к Корану, предания о Посланнике , рассказы о правосудных государях. Пусть

10
Ал-Г
азали. «Кимийа-йи са’адат»
прикажет, чтобы, образовав две стороны, они вступали бы в прения, пусть переспросит все, что ему неведомо, а когда узнал, пусть сохранит в сердце г. Багдад Венцом профессиональной карьеры ал-Газали стало приглашение в Багдад для преподавания в Мадрасе ан-Низамийа, где он возглавил факультет мусульманского нрава. По сообщениям арабских историков, три года спустя ал-Газали уже с лакабом Худжжат ал-ислам участвовал в церемонии приведения к присяге го ‘аббасидского халифа ал-Мустазхира. За время преподавания в ан-Низамийа ал-Газали успел проштудировать практически все труды, написанные до него по философии, богословию, юриспруденции, и юриспруденции к изучению суфийских сочинений. Теорию здесь, по собственному его признанию, ал-Газали освоил легко. Однако затем он столкнулся с самой, наверное, большой проблемой в его жизни. Чтобы убедиться практике в достоверности того, до него говорили о мистическом познании Бога, ал-Газали нужно было самому пройти путем суфиев, а, следовательно, свести до минимума все мирские отношения, отказаться от почета и славы, постов и должностей, начав нести совершенно иной образ жизни. Внутренняя борьба ал-Газали, вставшего перед проблемой выбора, продолжалась около полугода и привела к летнему периоду странствий ученого г. Странствия Судя по дальнейшему развитию событий, ал-Газали сделал свой
А. Хисмат улин. Ал-Г
азали и его «Кимийа-йи са’адат»
выбор в пользу суфизма, отказавшись от преподавания, передав пост в ан-Низамийа своему брату Ахмаду и отбыв из Багдада. Около двух лет он проводит в Сирии, затем отправляется в другие арабские страны, посещает Иерусалим, после чего совершает хаджж, а по окончании хад- жжа в 493/1099 – 1100 г. возвращается в родной
Тус, где продолжает жизнь суфийского отшельника дог г. Нишапур. Из Туса его приглашает па преподавательскую службу в Нишапур- скую ан-Низамййа сын Низам ал-Мулка Фахр ал-Мулк. Однако этот период преподавания продолжался недолго гг. Тус. Ал-Газали вновь возвращается в родной Тус, где, прожив два года в уединении, умирает. Этапы творческой деятельности ал-Газалии целом подразделяются исследователями натри основных периода.
Первый из них традиционно относят ковре- мени преподавательской работы в багдадской ан-Низамййа. В основном сочинения этого периода посвящены мусульманскому праву, критике философии и схоластического богословия
(калам). Самым плодотворным этапом творчества ал-Газали, безусловно, является период летних скитаний и отшельнического образа жизни. За время, проведенное в уединении, он, наряду с прочими работами, создал свой самый объемный и, наверное, наиболее, известный

12
Ал-Г
азали. «Кимийа-йи са’адат»
труд – «Ихйа’ ‘улум ад-дйн» (Воскрешение религиозных наук. К концу этого периода, приблизительно между 1102 и 1106 гг., находясь в родном Тусе, он завершили «Кимийа-йи са’адат».
Третий период творчества ал-Газали можно условно обозначить с момента его возвращения к преподаванию и нишапурской ан-Низамийа в 1106 г. до его смерти в 1111 г. в Тусе. Именно тогда был написан его автобиографический опус «Мункиз мин ад-далал» (Избавляющий от заблуждения, подводящий итог жизненного пути мыслителя

13
Ал-Г
азали. «Кимийа-йи са’адат»
Структура сочинения
С
труктурно «Кимийа» делится на восемь частей, четыре из которых, традиционно рассматриваемые в научной литературе в качестве вступления и отсутствующие в «Ихя», расположены и начале сочинения и названы ал-
Газали унванами: В самопознании»;
«В познании Всевышнего»;
«В мистическом познании дольнего мира»;
«В мистическом познании загробного
мира».
Далее идут четыре большие части, названные автором столпами. Их названия совпадают с названиями четырех частей «Ихйа’», именуемых автором четвертями, что и вводит в заблуждение относительно идентичности содержания персидского и арабского сочинений. В двух из них рассматриваются внешние отношения человека с Всевышними с людьми:
«Религиозные отправления»;
«Поведение».

14
Ал-Г
азали. «Кимийа-йи са’адат»
Фактически эти главы представляют собой две составляющие мусульманского права – шариата и ‘адата (обычного права. В двух других
– внутренние духовные качества, которые могут погубить или спасти:
«Губящие»;
«Спасающие».
Наименьшей единицей деления текста для всех восьми глав является раздел (фасл). Однако если для первых четырех он является единственной единицей, то для оставшихся существуют также более крупные подразделения текста, которые могут быть представлены так рукн – асл основа) баб (часть) – фасл (раздел. Каждый из четырех рукнов содержит в себе десять аслов.

Абу Хамид
Мухаммад ал-Газали ат-Туси
Эликсир счастья
(Кимийа-йи са’адат)
Во имя Всемилостивого
Аллаха!
Б
лагодарность и признательность премногая по числу капель дождя и звезд небес, листьев деревьев и песчинок пустынь, пылинок земли и неба тому Господу, единственность которого – Его качество, слава и величие – Его великолепие, а превосходство, величественность и блеск – Его особенное свойство. Ни одному творению не осознать Его совершенства и славы. Никому кроме Него нет пути к истине Его мистического познания. Однако признание в немощности пред Его мистическим познанием – предел мистического познания у правдивейших, а признание в нерадивости при восхвалении и прославлении Его
– завершение восхваления у ангелов и пророков, да пребудет над ними всеми благословение Аллаха.
Пределом для разума умных является изумление в истоках сияния Его славы. Окончанием для идущих по пути и последователей в желании приблизиться к красоте Его является потрясение. Отчаяться в основах Его


Ал-Г
азали. «Кимийа-йи са’адат»
17
мистического познания есть та’тил (Лишение, непризнание за Аллахом каких бы тони было атрибутов, доходящие в крайнем проявлениивплоть до непризнания Творца. Притязать на совершенство ради представления есть ташбих (уподобление, осмысление через человеческие категории, понятия определения. Уделом для всякого ока от наблюдения красоты Его сути станет ослепление. Плодом для всякого разума от взгляда на чудеса Его творения станет необходимое мистическое познание. Не дай Бог никому в отношении величия Его сути подумать о том, какого это рода и что это. Не дай Бог ни одному сердцу на мгновение в отношении чудес Его творений остаться беспечным в том, с чем и с кем связано их бытие.
Тогда человек по необходимости познает, что всё – деяния Его могущества, всё – чудеса и необыкновенность Его мудрости, всё – лучи Его величественного присутствия. Всё исходит от Него, всё восходит к Нему, но всё есть Он сам. Ничто не обладает истинным бытием кроме Него, но бытие всего сущего – лучи света Его бытия.
Хвала Мухаммаду Мустафе, да благословит его Аллах и да привеветствует, который – саййид пророков, указывающий путь и ведущий по нему верующих, хранитель тайн господства, избранный и возвышенный присутствием божественности. Он – стоящий над всеми своими сподвижниками и домочадцами, каждый из которых образец для подражания в мусульманской общине, и нашедший путь божественного закона.

Ал-Г
азали. «Кимийа-йи са’адат»

18
И далее Знай, человек был сотворен не для игр и пустого времяпровождения, но ему предстоит великое дело и крупная ставка. Ибо, несмотря на то, что он не изначален, но – вечен. И хотя тело его смертно и низменно, истина его духа возвышенна и божественна. Когда суть его, хотя вначале замешенную и сцепленную с дикими, хищными, дьявольскими качествами, опустишь в горнило внутренней борьбы, она очистится от этой смеси и осквернения, став достойной покровительства Владыки господства. С самых низов до самых верхов все взлеты и падения зависят от его действий. Самые низы для него представляют собой нисхождение к стоянке диких животных и хищников, когда он становится пленником страстей и злобы. Самым верхом для него является достижение степени ангелов, когда он освобождается от страсти и злобы, и обе они становятся его пленницами, а он
– их царем. Достигнув этого царствования, он удостаивается покорности пред Владыкой божественности. Такого рода удостаивание есть качество ангелов и совершенство степени человека.
Когда у него войдет в привычку получать удовольствие от красоты Владыки божественности ион не сможет вытерпеть и часу без созерцания такой красоты, тогда наблюдение этой красоты станет его раем. А тот рай уделом которого являются чувственность, очи, чрево и женские гениталии, покажется ему ущербным. Поскольку суть человека вначале становления несовершенна. К степени низменна, по


Ал-Г
азали. «Кимийа-йи са’адат»
19
скольку ее невозможно привести от несовершенства. К степени совершенства, кроме как через внутреннюю борьбу И исцеление. Как бывает трудна та трансмутация, которая доводит медь и латунь до чистого, без примесей, золота, и не всякому она знакома, точно также трудна и такая трансмутация, которая доводит человеческую суть, принадлежащую низшим животным, до чистоты и утонченности ангелов для обретения вечного счастья, и не каждому она ведома. Цель создания данной книги – разъяснение четырех составляющих для такой трансмутации, которая, воистину, есть эликсир вечного счастья. Имея ввиду именно это, мы назвали данную книгу Кимийа-йи са’адат. Существительное кимийа подходит к ней более всего, так как различие между медью и золотом не более чем в желтизне и твердости, а плод трансмутации – не более чем мирское благоденствие. Сколько времени отпущено самому дольнему миру, и что есть собственно мирские блага?
Различие между животными и ангельскими качествами таково, как от нижайших низов до высочайших верхов. Здесь плодом ее трансмутации является человеческое счастье, срок коего не имеет конца и виды услад коего беспредельны. Ни для какой мути нет доступа к чистоте его блаженства. Стало быть, существительное кимийа кроме как для этой книги является заимствованными недостойным

Ал-Г
азали. «Кимийа-йи са’адат»

20
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

перейти в каталог файлов


связь с админом