Главная страница
qrcode

Шепчущий_пруд_Путеводитель_по_новому_видению_на... Эрвин Ласло шепчущий пруд персональный путеводитель по новому видению науки


НазваниеЭрвин Ласло шепчущий пруд персональный путеводитель по новому видению науки
АнкорШепчущий пруд Путеводитель по новому видению на.
Дата20.06.2018
Размер0.59 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаShepchuschiy_prud_Putevoditel_po_novomu_videniyu_na.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#5908
страница1 из 5
Каталогtalas_kai

С этим файлом связано 45 файл(ов). Среди них: Anni_Bezant_-_Sila_mysli_ee_kontrol_i_kultur.doc, Glava_1_Khroniki_Aranii_Nachalo.docx, Tibetskaya_kniga_mertvykh.pdf, 212804_F5BB7_dvorshenko_v_p_test_lichnostnyh_ak.pdf, Shepchuschiy_prud_Putevoditel_po_novomu_videniyu_na.pdf, Bolezn_kak_put_Znachenie_i_prednaznachenie_bol.pdf, Vetvi_persika.doc, mantry.pdf, letters.doc, Vin_Chun_Kung_Fu.doc и ещё 35 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5

Эрвин Ласло
ШЕПЧУЩИЙ ПРУД
персональный путеводитель
по новому видению науки

Эрвин ЛАСЛО
доктор философии (физика), профессор
Консультант и Генеральный директор ЮНЕСКО
Экс – Президент Международного общества системных наук
Директор Исследовательской группы общей эволюции
Автор около 300 статей и более 50 книг, большинство которых переиздано во многих странах мира


Перевод Л.В.Лескова

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Часть первая. Устоявшееся видение.
1.
Эволюция космоса. История раздумий. Подъем космологии
Большого Взрыва. Космические сценарии.
2.
Природа материи.
Ранние поиски.
Современные представления.
3.
Феномен жизни.Жизнь из не-жизни. Движущая сила эволюции. Явление Homo.
4.
Проявления разума
Путь эволюции к сознающему разуму
Современное понимание разума
Часть вторая. Расплывшийся образ.
5.
Открытые вопросы космологии
Вопрос о Большом Взрыве
Вопрос о тонкой настройке констант
6.
Парадоксы в понимании материи
Парадокс нелокальности
Другие парадоксальные соотношения
7.
Загадки феномена жизни
Загадка скачка
Загадка удачи
Загадки морфогенезиса
8.
Тайны проявлений разума
Тайна памяти целой жизни
Тайна трансперсональной связи
Тайна спонтанных культурных связей
Часть третья. В поисках нового понимания.
9.
Поиски универсальных теорий: новая физики.
Теория великого объединения
10. Поиски универсальных теорий: поперек дисциплин
Скрытый порядок Бома
Квантовая Вселенная Гейзенберга

Диссипативные системы Пригожина
11. Универсальные теории: состояние искусства
Достижения и недостатки теорий великого объединения
Достижения и недостатки междисциплинарных универсальных теорий
Часть четвертая. Возникающее видение.
12. Ключ к «КУВ»
Тонкие связи: базовая концепция
Связи в пространстве и времени
Пятое поле
13. Открытие интеркоммуникационного поля
Введение в квантовый вакуум
Продолжение размышлений и возникающие взгляды
14.
Космический танец
Новый взгляд на космос
Другой взгляд на материю
Иное видение жизни
Открытое понимание разума
На передних рубежах нового видения
Заключительные мысли
Литература

Введение.
В 1597 г. за столетие до Ньютона английский философ Френсис Бэкон
(Francis Bacon) заявил, что знание есть власть
*
. Его изречение сегодня значит более, чем когда-либо, - с тем уточнением, что знание вопроса либо приходит из науки, либо само является мерой научной достоверности. Потому что знание само стало одной из главных, а возможно, и самой главной силой, влияющей сегодня на мир.
Нравится нам это или нет, но наука превратилась в нечто подобное секулярной религии. В то время, как в Средние века это церковь была связана с государством взаимоотношениями хозяина и слуги одновременно, в последние три столетия после открытий Ньютона роль хозяина перешла к апостолам науки. Научный эстаблишмент превратился в образованное духовенство с привилегированным доступом к тайным знаниям. Эти избранники определяют общественную политику и твердые стандарты поведения
**
. Их священными скрижалями стали трактаты ученых теоретиков и экспериментаторов. Физические догматы определяют технологию как в естественных, так и в социальных науках, открытия биологов определяют законный порядок в делах здравоохранения, уравнения специалистов по микроэкономике служат вехами для менеджмента индивидуальных предпринимателей, а доктрины в области макроэкономики влияют на управление национальными и международными экономическими процессами.
На длительную эволюцию и даже на внезапные революции современных обществ больше влияют социальные и технологические водовороты, вызванные научными инновациями, чем власть и воля политиков и менеджеров. Прорыв, совершенный специалистами в микроэлектронике, открыл супер-хайвей в глобальном движении информации. И теперь те, кто поставил это движение под контроль кончиков своих пальцев, могут управлять его идеями и образами на каждом мыслимом поле интересов – от локальной болтовни до глобальных кризисов. Технические применения информации и контроль над инновациями позволили многим людям сократить часы рабочего времени и увеличить время досуга и немедленно общаться с кем угодно, часто за ничтожную плату. Инновации в области транспортных технологий дали возможность массам туристов и деловых людей путешествовать где угодно по всем шести континентам, проводя часы в обстановке комфорта и безопасности.
_________________________
* В русскоязычной литературе по традиции приводится менее точный перевод: знание – сила (прим.переводчика).
** На такую роль научное сообщество может претендовать лишь в странах западной цивилизации, да и то вряд ли. К России это не имеет отношения
(прим.переводчика).

Прорыв, совершённый специалистами по биотехнологии, обеспечил большой рост производства пищи и увеличение продолжительности жизни с новыми лекарствами от многих болезней, которые все еще наносят удары по человечеству.
Парадоксально, но даже отсутствие мировой войны до некоторой степени обусловлено успехами в научно обоснованных технологиях: современные вооружения достигли такой мощности, что теперь они стали опасными и самим потенциальным победителям, а военные трофеи сведены к грудам утильсырья, которое будет к тому же отравленным или радиоактивным.
К этому перечню достижений и успехов науки можно добавить также список ее недостатков и неудач. Поспешные применения науки ухудшили качество окружающей среды и вызвали сверхэксплуатацию ценных природных ресурсов. Они вызвали поляризацию общества на раздельные группы: тех, кто может иметь доступ к научным комплексам, и тех, кто не может – или не сможет. И наконец, в первом приближении, научные догматы приводят к дегуманизированной картине мира – сухой и абстрактной, сведенной к числам и уравнениям, без чувства и смысла, без сердца и души.
Восхищаемся ли мы наукой либо страшимся ее, принимаем ли мы причастность к ней и к ее применениям либо отвергаем их, мы должны признать, что наука влияет на нашу жизнь и на наш образ мысли больше, чем большинство из нас это себе представляет, и больше, чем некоторым из нас хотелось бы. Элементы науки входят в нашу жизнь не только как ее технические применения, но также и как «мягкие» факторы вроде наших взглядов на природу, на человека и на мир. Понятия, порожденные наукой, определяют наше восприятие, оттенки наших чувств, влияют на наши оценки индивидуальной ценности и общественных заслуг. Они входят в тот узел идей, эмоций, значимостей и амбиций, который называется человеческим сознанием, - основой наших непосредственных переживаний.
Больше не стоит вопрос, воздействует ли наука на нашу жизнь и наше сознание, но делает ли их это воздействие лучше или хуже – помогает ли она выбирать наши цели и реализовать наши мечты либо ставит нас в жесткие условия, сопровождаемые ударами и неожиданностями.
«Научное мировидение», которое воздействует на ум многих людей, вовсе не является счастливым. С этой точки зрения существенные черты вида
Homo явились результатом последовательных случайностей, произвольных событий в истории жизни на Земле, в то время как уникальные черты человеческой индивидуальности обусловлены столь же случайной комбинацией генов, с которой он появился на свет. Ход борьбы за выживание, в которой каждый отдельный человек, каждое предприятие и каждое общество постоянно участвует, завязывает нас в узел эгоизма, отделяет от всего, что находится вне нашего тела и управляет нашими личными и персональными интересами.
Но это не тот взгляд на мир, который определяется концепциями и теориями современного естествознания. За произвольными мутациями и
естественным отбором в мире, где доминируют случайные скопления атомов и частиц, передовая наука открывает более глубокую логику. Это не означает, что ученые обратились к трансцендентальному уму или духу с призывом определить те процессы, которые привели к появлению человека, скорее они открыли единую динамику процессов, выведших на сцену человеческие существа (и все вещи в наблюдаемой Вселенной). С точки зрения нового подхода, который теперь возникает, все, что существует в нашей Вселенной – Моцарт и Эйнштейн, вы и я, величайшие галактики и ничтожные насекомые, - есть результат изумительного процесса открытого и неслучайного самосозидания. Ничто из того, что возникло, не существует отдельно от всего остального, все вещи взаимосвязаны, все есть часть органической общности.
С точки зрения нового подхода на переднем крае науки мир есть бесшовное целое, состоящее из своих частей. Более того, это такая целостность, все части которой постоянно сообщаются друг с другом. Это постоянный и интимный контакт среди всех вещей, которые сосуществуют и коэволюционируют во Вселенной, распределение скреп и посланий, которые превращают реальность в поразительную сеть взаимодействий и коммуникаций: едва уловимый, но вечно присутствующий шепчущий пруд.
Время, в которое мы и наше общество вступаем, покрыто интерактивной и интерзависимой сетью технологий, финансов, производства, потребления, даже досуга и культуры. Жизненно важно, чтобы наше сознание впитало это новое видение, причем скорее, чем в былые времена.
Необходимо осознать, что прочные связи среди людей и между людьми и природой чрезвычайно важны, как полное глубокого смысла понятие. Это такой подход, который способен восстановить гармонию и равновесие в мире столь уязвимой всеобщей зависимости и часто во многом хаотичном.
Видение Вселенной с едва уловимыми и постоянными связями является заслуживающим доверия маяком, освещающим путь на нашей персональной тропе, как части той широкой дороги, которая определит будущее человечества. Это убеждение, которое привело к написанию этой книги, и это тот подход, который, надеется автор, будет выбран после того, как ее прочитают.
Заметки о содержании и структуре этой книги.
В книге нет строгих технических описаний, основное внимание обращено в ней на фундаментальные вопросы смысла и связности и важности для человека.
В части 1 дается описание «устоявшейся» картины мира, которая включает главные теории и концепции естествознания, приводится обзор мнений большинства ученых о том, что мы уже знаем о космосе, материи, жизни и разуме. Это видение, как никогда ранее, по-своему завершено, и оно уверено в своей правоте. Однако это еще не последнее слово: этот подход
неполон, содержит многочисленные нечеткие области и даже несколько черных дыр.
В части 2 внимание сфокусировано на этих темных пятнах современного мировидения, выделяя не то, о чем наука говорит как об известном, а то, что остается загадочным и парадоксальным в ее общепринятых теориях.
В части 3 рассматриваются последние достижения на переднем крае научных исследований. Наука – это открытое предприятие: оказавшись перед лицом загадок и парадоксов, ученые выходят на новые пути поиска, оставив позади принятые концепции и теории. Такая «революция» совершается сегодня. В физике она развертывается в области теорий великого объединения, которые направлены на поиск единого описания физической
Вселенной; в биологии, где схоластические концепции эволюционаризма меняют заслуженные доктрины дарвинизма; а также в междисциплинарной области, которая разрезана на классические поля и в которой ведется поиск понимания того, как жизнь развилась из не-жизни и разум из жизни.
Заключительная часть 4 книги посвящена движению дальше. Здесь дан прогноз того научного видения, которое проявится в начале XXI века. Наше предсказание наступающей научной революции основано на недавних работах в физике и в науках о жизни, а также на авангардных теориях, которые ищут понимание эволюции жизни и разума из физической
Вселенной, начиная с ее огненного начала в Больном Взрыве, а, возможно, и раньше. Наш обзор ведет к венчающему образу этих исследований: видению наполненного памятью, интеркоммуникационного и самосозидающего космоса – бездонного и вневременного шепчущего пруда.

Часть 4
Возникающее видение
Мы пытаемся отыскать самую
простую из возможных схем рассуждений,
которая смогла связать вместе
наблюдаемые явления.
/Эйнштейн. «Мир – каким я его вижу», 1934/
Глава 12. Ключ для «квази универсального видения» (КУВ)
Наше путешествие по открытиям началось с обзора того, что в науке и у ученых понимается под терминами космос, материя, жизнь, разум и насколько значительно это понимание расходится с восприятием этих предметов в массовом сознании. Затем мы показали, что преобладающие научные представления не только не являются окончательными и завершенными, но включают немалое число неясных проблем и даже несколько «черных дыр». В качестве следующего шага был рассмотрен инновационный – а лучше сказать революционный – подход, предложенный учеными, работающими на переднем крае науки, в их стремлении обосновать интегральный, достаточно полный и согласованный взгляд на реальность в ее целостности, который учитывал бы наши наблюдения и эксперименты.
Двигаясь в этом направлении, мы начали с рассмотрения тех научных проблем, в которых отсутствует полная ясность, затем перешли к анализу проясненных, более хорошо осмысленных и унифированных подходов и наконец вышли на новое, менее насыщенное проблемами взморье.
А теперь двинемся дальше. Мы отправимся в путь исследовательского сафари по волнам ожиданий. Наша цель разглядеть впереди проблески далекого берега, берега, обещающего согласованное и всеохватывающее видение наиболее важных феноменов, которые существуют и эволюционируют в нашей Вселенной, включая материю, жизнь и сознание.
Такое «квази-универсальное видение» – будем коротко называть его КУВ – уже не является утопическим: оно представляет собой осязаемый плод детальных исследований и построения новаторской теории как научной революции, которая развивается в направлении более полной завершенности.
Присмотримся подробнее к концепции КУВ. Почему этот подход «квази»?
Не могли бы ученые надеяться обосновать сравнительно завершенный, по- настоящему полный подход к пониманию исследованного и наблюдаемого мира? К сожалению, не могут: это означало бы выход за границы научного знания. Полностью оправданна позиция более осторожная (и, как обычно, необоснованно амбициозная). Во-первых, в силу того, что истинно полный
образ мира должен был бы включать духовную и метафизическую компоненту и, следовательно, божественное откровение, интуицию души и другие элементы трансцендентной реальности, которые не поддаются научному изучению ни в настоящее время, ни в обозримом будущем*. Во- вторых, из-за того, что это сфера наблюдаемого, которая доступна научным методам, находящимся в стадии становления. К этому перечню еще совсем недавно можно было добавить такие темы, как кварки, черные дыры и сверхпроводники. Рассматривая любой выбранный отрезок времени, сравнительно полное научное знание можно оценивать лишь как квази- завершенное по отношению к будущему.
Очевидно, квази-универсальный подход в науке – это уже почти высокая упорядоченность. Он позволил бы объединить наши знания о физической природе со знанием о живых объектах, а также обе эти ветви знания с нашими более интимными представлениями о разуме и сознании.
Такое объединение сегодня оказалось в пределах королевства реально возможного. Для этого требуется согласование тех областей знания, которыми мы уже располагаем. В принципе это осуществимо.
Как видно, обобщенное знание о мире, которым мы в настоящее время владеем, является самосогласованным лишь до некоторой степени.
Согласованность существует внутри конкретных областей исследований; истинная функция теорий состоит в том, чтобы добиваться этого.
Наблюдения ботаников, рассматривающих растения, согласуются с системой классификации, предложенной Линнеем (Linnaeus), а также с фундаментальными принципами биохимии и биологии растений. Но в значительно меньшей степени они согласуются с тем, что ученым известно о физиологии человека, и совсем плохо согласуются с тем, что известно о внутренней структуре атомов. Наиболее существенный разрыв в согласованности в современной научной картине мира касается сферы косного вещества и сущности жизни, а также терминов, которые этому соответствуют – «природа» и человеческое сознание. Подлинно междисциплинарная унифицированная теория устанавливает взаимосвязь также и между этими областями знания.
Создание такой унифицированной теории означает завершение Квази – универсального подхода. Она упорядочивает существующие части научного знания о мире и позволяет осмысливать их рационально. Она позволяет узнать мир скорее лучше, чем более полно. И, следовательно, как это ни покажется удивительным, вместо того, чтобы усложнять научные знания,междисциплинарная унифицированная теория упрощает
_________________________
* Можно не разделить такую скептическую оценку. Работы, Г.Е.Путоффа,
Р.Тарга, Р.Г.Джана, Б.Дж.Данн в США и более поздние работы Р.Пенроуза в
Англии, а также работы А.Е.Акимова и Г.И.Шипова в России позволяют надеяться на включение в физику не только Сознания, но так же включение в физику Духовного и метафизического (прим. редактора).
их. Она не ведет к ненужным подробностям и точности. Например, когда психологам известно что-то о природе человека в целом, это не дает им каких-то дополнительных сведений о психологии того или иного конкретного пациента. И, наоборот, зная персональные особенности пациента, они могут глубже разобраться в его или ее проблемах. И, наконец, то, что составляет специфику конкретного человеческого существа, либо чего-то еще в реальном мире, не является их частной характеристикой
(окажись иначе, это сильно бы нас озадачило), а представляет собой комбинацию наиболее общих индивидуальных особенностей. Это в равной степени относится к организмам, и к кваркам, и ко всем обитателям нашего наблюдаемого и изученного мира.
Хорошая научная теория показывает, каким образом уникальные особенности оказываются специфическими комбинациями неуникальных элементов в них самих. Хорошая общая теория идет дальше: она устанавливает соответствие среди большого числа объектов, каждый из которых выглядит уникальным. А по-настоящему объединяющая теория делает завершающий шаг: она раскрывает согласованность среди всех объектов, о которых у нас имеются какие-то научные представления.
Каким образом наука могла бы продвигаться к созданию такой объединяющей теории, основанной на квази-унифицированном подходе?
Наиболее логичный путь состоит в том, чтобы начинать с нераскрытых загадок и парадоксов, которые нарушают внутреннюю согласованность существующего научного мировоззрения. Если ученые смогут подобрать ключ к раскрытию этих загадок и если можно будет построить соответствующую теорию, в которой удастся восстановить согласованность различных ветвей существующего научного знания, то это станет магистральным объединением большого числа различных элементов, реализацией всеохватного гармонизирующего замысла.
Возникает вопрос: имеют ли разрывы в согласованности общий источник и существует ли поэтому единое решение? Если нет, то объединение, основанное на унифицированном подходе, окажется невозможным. Но, если это реально, то ученые могли бы отыскать ключ, который позволил бы раскрыть эту согласованность. Присмотримся же поэтому к имеющимся парадоксам в области физики, биологии и науках и сознании и разумной деятельности.
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов


связь с админом