Главная страница
qrcode

Диплом танец (3). Эстетическое развитие детей среднего школьного возраста средствами русского танца в хореографическом коллективе


Скачать 100.98 Kb.
НазваниеЭстетическое развитие детей среднего школьного возраста средствами русского танца в хореографическом коллективе
Дата18.04.2020
Размер100.98 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДиплом танец (3).docx
ТипРеферат
#158966
страница2 из 3
Каталог
1   2   3
Глава 2. Эстетическое воспитание детей среднего школьного возраста средствами русского танца в хореографическом коллективе
Я проводила свое практическое занятие для учащихся среднего школьного возраста в Школе танцев Puma Dance города Москвы. Это танцевальная школа для детей и взрослых. Не ограничиваясь одними танцевальными движениями школа «Puma Dance» на Каширском шоссе учит постигать именно философию танца. Язык пластики у каждого направления свой, и этому языку обучают своих подопечных высококвалифицированные преподаватели школы.

2.1 Методы и приемы обучения народному русскому танцу

Процесс освоения русского танца должен основываться на опыте и методических приемах, существующих в самой традиционной народной культуре. Отличительными признаками педагогической системы танцевальной подготовки являются такие принципы обучения, которые подразумевают определенную этапность в овладении хореографическими элементами. На начальном этапе обучения самое главное – это заинтересовать детей, больше времени уделять не технической стороне, а эмоциональной, применяя различные игровые технологии.

Первый этап – «игровой». Дети постигают основы танцевальной культуры через игры, пение, простые танцевальные элементы. Важно, что при этом внимание направлено на партнеров по игре, танцу, а не на механическое заучивание хореографических элементов.

Второй этап – «технический». Дети и подростки осваивают технически сложные, замысловатые хореографические элементы, но исполнение этих элементов еще необходимо сочетать с игрой.

Следуя русской народной традиции хореографического воспитания, необходимо обучать танцу, учитывая специфику и очередность вышеуказанных этапов: «игрового» и «технического», которые соответствуют основным возрастным особенностям физического и психического развития детей. Третий этап – «мастерский». Здесь уже оттачивается и совершенствуется исполнение дробей и других танцевальных движений, вырабатывается своя индивидуальная пластическая манера.

Для обучающихся народному танцу в самодеятельных коллективах, третий «мастерский» этап является еще и «стилистическим». Это связано с тем, что после освоения навыков выразительного, технически очень сложного импровизационного исполнения плясок и танцев, внимание должно быть обращено на стилистику исполнения, освоение которой осуществляется через следование лучшим образцам русских региональных хореографических традиций.

Танец складывается из кирпичиков – этюдов, отдельных движений. Важно достигнуть правильности исполнения того или иного упражнения, давая определенную нагрузку на мышцы, суставы, связки. При составлении урока необходимо учитывать, в какое время дня проводится занятие, какая температура в зале и многое другое, что может повлиять на состояние детей. В урок всегда включается определенное количество упражнений, которые выполняются путем чередования быстрых и плавных, с вытянутыми ногами - с согнутыми ногами и т.д., одновременно в урок может входить до 9 упражнений. Основой урока народного русского являются: упражнения на приседания, упражнения, развивающие стопу и ее подвижность, броски маленькие, движения ногой круговые, развороты ног - низкие и высокие, выстукивания дробные, "веревочка" и подготовка к ней, на 90 градусов раскрывание ноги, броски большие.[37]

Начать упражнение необходимо с приседаний (вводятся в активное действие суставы и связки), заканчивают упражнение обычно большие броски.

Выстраивая логику проведения урока, педагог должен в первую очередь четко определиться с тем, что должно изучаться в конкретном уроке. Есть ли смысл дополнения или усложнения упражнений и каких, какой материал необходимо отработать – вот те важнейшие педагогические задачи, которые необходимо решать педагогу на уроке.

Также необходимо обеспечить усвоение учащимися всех тонкостей хореографического материала, который будет изучаться на уроке. На первом месте здесь необходима метрическая раскладка любого изучаемого упражнения, с показом его под музыкальное сопровождение. Урок лучше всего проводить с сохранением единого темпа. Исполнительские навыки активно формируются у учащихся лишь при успешном ведении урока, которое включает в себя последовательность и чередование освоения разнообразного, предлагаемого к изучению материала, разумную нагрузку на суставы и связки.

Очень важно объяснить детям то, что в русском народном танце музыка неотделима от движения. Танцевальные фигуры раскрывают смысл конкретного танца и позволяют выразить индивидуальность танцора. Вначале необходимо услышать ритм музыкального сопровождения, а затем подчеркнуть его красоту динамичными танцевальными движениями. На эстетическое воспитание учащихся, больше всего, влияет, именно музыкальное сопровождение, которое обязательно присутствует в процессе выполнения упражнений.

Аккордеон, баян или рояль - максимально подходящие инструменты для музыкального сопровождения на занятиях. Если музыкальное сопровождение подобрано, верно, и осуществляется качественно, то оно способствует развитию у детей слуха, ритма и художественного вкуса. При этом методы, используемые педагогами русского танца, не должны отвлекать внимание учащихся от эстетических свойств музыки, сосредотачивая его только на изучение одних движений. Особую сложность в процессе обучения русскому народному танцу представляет именно воспитание раскованности и импровизационности исполнения.

Учебная комбинация – основа для построения урока русского танца. Стиль и основное движение - этому должны соответствовать все элементы и аспекты народного русского танца, которые применяются при создании той или иной танцевальной комбинации. Танцевальные элементы могут сочетаться с учебными и в результате давать очень интересный результат по танцевальным комбинациям. Главное: направление внимания учащегося при его физической подготовке к движению в середине зала, где проводится занятие.

Продолжительность учебной комбинации - от 8 до 32 тактов с учетом темпа исполнения. Например, такие движения, как приседания, круговые движения ногой, развороты ноги, исполняются в основном в медленном темпе (музыкальный размер: 3/4, 6/8, 4/4), поэтому комбинации состоят из 16-32 тактов. Причем вначале обучения они будут короче, а в дальнейшем, когда окрепнет физический аппарат, нагрузку можно увеличить.Упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие и большие броски, дробные выстукивания, зигзаги, исполняются в более быстром темпе (музыкальный размер 2/4), достаточно 8-16 тактов для построения учебной комбинации. Лучше не перегружать учебную комбинацию танцевальными движениями, отходами от станка, многочисленными поворотами, прыжками и т. п. Необходимо также учитывать мышечную нагрузку при исполнении упражнений на при согнутых ногах в сочетании с подъемом на полупальцы или при подъеме пятки опорной ноги, упражнений, исполняемых на подскоках, с прыжком и т. д. В сочинении учебной комбинации главным должен стать принцип - от простого к сложному.[11]

Процесс отработки сложных элементов, движений, трюков, физическую подготовку, отдельные упражнения для рук и кистей, лучше проводить в конце урока. По времени он должен занимать около 10 минут.

Сейчас в хореографических коллективах педагоги уделяют очень мало внимания изучению рисунков народного танца: для них важно как ученики будут исполнять движение. Только когда они начинают заниматься постановкой танца, разводя детей по рисункам, а так как дети не знакомы с всем многообразием народных рисунков, то постановки из-за этого часто получаются неинтересными.

Лучше всего использовать для изучения те рисунки танца, которые легко воспринимаются детьми, а также легко вводятся в номер во время постановочной деятельности: круг, круг в кругу, несколько кругов, «звёздочка», «карусель», «корзиночка», «крепость», «цветочная клумба», «улитка» (3 варианта), «крест», «гребень», «клин», «стрелки», «книжечка», «дощечка», «воротца», «ручеёк», «челнок», «волна», «шен», «коробочка», «змейка», «улица», «подкова» и т.д. Кроме изучения простых рисунков танца в дальнейшем можно и изучить различные приёмы их построения (дробление, укрупнение, наращивание, усложнение) и развития.

В процессе изучения рисунков народного танца разряжается атмосфера в коллективе после скучного повторения и изучения сложных элементов народного танца.

По времени изучение рисунков народного танца проходит около 10 минут.

При постановке русских народных танцев необходимо обязательно учитывать возрастные особенности исполнителей. Нельзя ставить кадриль с исполнителями моложе 15 летнего возраста, в связи с возрастными особенностями, а кадрильную пляску уже можно выводить на сценическую площадку уже в 12 лет. Орнаментальные хороводы по сложности «правильного» их исполнения вводятся в репертуар ансамбля только с 14 летнего возраста, а игровые хороводы очень хорошо исполняются и воспринимаются детьми даже в 7 летнем возрасте.

При создании и реализации урока по народному русскому танцу должны быть обязательно решены следующие задачи

Образовательные:

- закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих занятиях;

- развитие осмысленного исполнения движений;

- планомерное раскрытие творческих способностей обучающихся.

Развивающие:

- развитие координаций, ловкости, выносливости, силы постановки дыхания;

- развитие музыкально - пластической выразительности;

- активизация специфических видов памяти: моторной, слуховой и образной.

Воспитательные:

- воспитание инициативности, целеустремленности, ответственности по отношению к своему и к чужому труду;

- помочь в формировании художественного вкуса, эмоционально - ценностного отношения к искусству;

- привить эстетический подход к внешнему виду и окружающей среде;

- приобщить обучающихся к здоровому образу жизни и гармонии тела.

При этом используются следующие методы и технологии обучения:

- наглядный (практический показ педагога), прослушивание музыки 2/4, ¾, 4/4, прослушивание аудиозаписей и видео материалов, наблюдение;

-словесный (объяснение, беседа, анализ музыкального произведения), обязательный повтор вслух термина названия движения;

- практический – тренировочная работа осуществляется освоением основных навыков и умений;

- деятельность обучающихся на занятии – практическая работа, творческое задание для самоконтроля, импровизационные игры.

Выбор методов обучения осуществляется с учетом возможностей обучающихся (в коллектив принимаются учащиеся с разными природными данными)

На уроке также используются принципы дидактики:

- систематичность и последовательность в практическом овладении основами хореографического мастерства;

- опора на возрастные и индивидуальные особенности детей;

- движение от простого к сложному, с постепенным усложнением материала.

Используемые педагогические технологии:

- личностно – ориентированная технология с дифференцированным подходом;

- здоровье сберегающая технология;

- игровая технология.

2.2 Проведение урока русского танца с использованием его региональных особенностей в Школе танцев Puma Dance

Сначала я составила и методически выстроила урок

Вводная часть (10 мин.)

- вход в танцевальный зал;

- поклон педагогу и концертмейстеру;

- обозначение темы и цели урока;

Подготовительная часть (15 мин.)

- Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов.

Основная часть (45 мин.)

- повторение и закрепление ранее пройденного материала (различные виды шагов и бега);

- объяснение нового материала

Заключительная часть (20 мин.)

- закрепление нового материала;

- поклон педагогу и концертмейстеру;

- выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение.

Вводная часть

Вход обучающихся в танцевальный зал. Учащиеся выстраиваются в шахматном порядке. Музыкальное сопровождение марш, муз. р-р 4/4.

Поклон педагогу и концертмейстеру.

Затем я обозначила тему и цели урока: Народный русский танец с использованием движений в региональных особенностях Московской и Белгородский области, Уральского региона

Далее дети выполнили упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов.

1.Упражнение для развития шеи и плечевого пояса в ускоренных музыкальных раскладках:

повороты головы в положении «направо», «прямо», «налево»;

наклоны и подъемы головы в положении «прямо», «направо», «налево»;

круговые движения головой по кругу и целому кругу;

поднимание и опускание плеч;

поочередное поднимание и опускание плеч.

2.Упражнение для развития плечевого сустава и рук в ускоренных раскладках:

подъемы рук вперед на высоту 90*;

отведение рук назад;

подъемы рук вверх и опускание через стороны;

подъемы рук вверх – вперед и опускание вниз - вперед;

сгибание рук в локтях в направлении: вверх – в стороны и вниз – в стороны;

сгибание рук в локтях в направлении вверх – вперед и вниз - вперед;

сгибание кистей в подготовительном положении: в стороны, вперед, назад 4

сгибание кистей с руками, раскрытыми в стороны: вверх – в стороны – вниз, вперед – в стороны – назад;

сгибание кистей с руками, поднятыми верх: в стороны – вверх – в стороны, вперед – вверх – назад;

вращение кистями (наружу, внутрь) в подготовительном положении;

вращения кистями во II позиции;

вращения кистями с руками, поднятыми вверх.

3.Упражнения на развитие поясничного пояса:

перегибы корпуса назад;

повороты корпуса вокруг вертикальной оси;

круговые движения корпуса.

4.Упражнения на развитие мышц и подвижности сустав ног:

отведение ноги в сторону на носок с полуприседанием;

отведение ноги в сторону на каблук с полуприседанием;

отведение ноги вперед на носок с полуприседанием;

отведение ноги вперед на каблук с полуприседанием;

отведение ноги в сторону с чередование: позиция – носок – каблук – носок – позиция с полуприседанием;

отведение ноги вперед с чередованием: позиция – носок – каблук – носок – позиция с полуприседанием;

подъемы согнутой в колене ноги в сторону;

отведение ноги назад на носок с полуприседанием;

отведение ноги в сторону, вперед с чередованием: позиция – носок – выпад – носок – позиция;

отведение ноги назад с чередованием: позиция – носок ноги в сторону на каблук;- каблук – позиция;

отведение ноги назад с чередованием: позиция – носок – каблук, позиция с полуприседанием;

отведение ноги назад с чередованием: позиция – носок- выпад – носок – позиция с полуприседанием;

прыжки на одной ноге ( не более 4-х раз);

прыжки на двух ногах с переменой позиции (напр. чередование VI и II позиции);

перескоки с ноги на ногу с отведение работающей ноги в сторону на носок;

перескоки с ноги на ногу с отведение работающей ноги в сторону на каблук;

подъемы на полупальцы опорной ноги с одновременным подведением натянутой стопы согнутой в колене работающей ноги к колену опорной;

поочередные подскоки с подведением натянутой стопы согнутой в колене работающей ноги к колену толчковой;

бег с подъемом согнутых в коленях ног вперед.

II. Основная часть урока

Далее обучающиеся выстраиваются в диагонали (справа и слева), для повторения и закрепления ранее пройденного материала (различные виды шагов и бега):

-танцевальный шаг с носка;

-шаг на полупальцах, на пятках;

- шаг на полупальцах «с точкой» рабочей ноги на середине опорной;

-шаг с высоким подниманием колена вперед, назад «цапля»;

-бег с «захлестом» с наклоном и притопами;

-бег «лошадки»;

-прыжки «сосулька», «мячик», через лужу;

-«ножницы» вперед и назад;

- галопы и подскок;

- простой русский шаг;

- Дробные выстукивания.

Удары полупальцами.

Удары каблуком

Двойные притопы

В данных упражнении применяется игровая технология. Обучающиеся исполняют движения, имеющие образное сходство с различными животными. Это развивает мышление и увеличивает интерес к образовательной деятельности.

Далее я начала объяснение нового материала:

В русских народных танцах каждого региона России есть свои особенности, иногда они существенно отличаются друг от друга. Сегодня мы с вами с ними познакомимся.

Затем я показывала детям движения сначала из танца Белгородской области - «ковырялочку» с упаданием, шаг с подскоком и дробной дорожкой из танца «Белгородские трындырлюкалки». Затем «Веревочку» с «ковырялочкой» из танцев Московской области и Уральские дроби.

Затем предложила повторить, по ходу выполнения движений напомнила детям технику выполнения, проконтролировала правильность положения стоп, считала ритм, при необходимости поправляла детей, предлагала повторить еще раз.

III. Заключительная часть

Закрепление пройдённого материала.

В результате проведения урока мы добились развитие координации движений; укрепления природных данных; с эстетической точки зрения умения слышать и слушать музыку, работать в коллективе.

Воспитание исполнителя народного русского танца – процесс длительный, требующий от педагога и от тех, с кем он проводит занятия, большого ежедневного труда. Вот почему урок обязательно должен быть методически выстроен.

Важным в процессе подготовки исполнителя является формирование его двигательного аппарата, развитие актерских способностей, освоение характера и манеры исполнения движений, чтобы в дальнейшем легко, без напряжения передавать на сцене яркую гамму того или иного танцевального номера.

Давно доказана полезность занятия русскими народными танцами для развития детей. В определенной степени они сравнимы с физическими упражнениями и помогают укрепить детский организм. Если музыка нравится ребенку, он с удовольствием начинает под нее двигаться, поэтому обучить его даже самым сложным движениям будет не трудно.
1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом