Главная страница
qrcode

Диплом танец (3). Эстетическое развитие детей среднего школьного возраста средствами русского танца в хореографическом коллективе


Скачать 100.98 Kb.
НазваниеЭстетическое развитие детей среднего школьного возраста средствами русского танца в хореографическом коллективе
Дата18.04.2020
Размер100.98 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДиплом танец (3).docx
ТипРеферат
#158966
страница3 из 3
Каталог
1   2   3

2. 3 Эстетическое воспитание детей среднего школьного возраста средствами русского танца в хореографическом коллективе

Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Однако эти потенциальные ресурсы превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию.

Народный русский танец - одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке. Как и всякое искусство, русский танец способен приносить глубокое эстетическое удовлетворение. Человек, который хорошо танцует, испытывает особенные ощущения от свободы и легкости своих движений, от умения владеть своим телом, его радуют точность, красота, пластичность, с которыми он исполняет сложные танцевальные движения и т.д. Все это само по себе уже служит источником эстетического удовлетворения и меняет его отношение к себе и окружающему миру.

В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия. Танцующий стремится в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить свое настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает свое мироощущение.

В процессе эстетического воспитания танцем формируются индивидуальные творческие способностей ребёнка. Процесс формирования этих способностей предполагает правильную организацию художественного творчества на основе природных задатков, запросов и интересов с учетом собственных склонностей и желаний детей. Поэтому эстетическое воспитание осуществляет выполнение своих задач в тесном взаимодействии с художественным видом воспитания. Эстетическое воспитание воспринимается как более широкое понятие по отношению к художественному воспитанию.

Задачи эстетического воспитания в детей можно разделить на две группы:

Первая группа направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа направлена на формирование художественных умений в области разных искусств.

Хореография – средство эстетического воспитания широкого профиля, ее специфика в разностороннем воздействии на человека. Решая те же задачи эстетического развития и воспитания детей, как и музыка, танец дает дополнительную возможность еще и физического развития. Тренировка тончайших двигательных навыков, которые проводится в процессе обучения танцу, связанные с привлечением и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма - кровообращения, дыхания. Понимание возможностей своего тела помогает воспитанию у детей уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.[12]

В эстетическом воспитании применяются следующие методы:

- эмоционально-выразительное объяснение упражнений и танцевальных движений.

- технически совершенный и эмоционально-выразительный показ упражнения и танцевальных движений

- вдохновляющий пример педагога в действиях и поступках;

Средства воспитания – это все то, с помощью чего педагог воздействует на учащихся. К средствам воспитания относятся: слово, наглядные пособия, беседы, традиции, литература, произведения изобразительного и музыкального искусства и др.

Приемы воспитания – это использование элементов или отдельных средств воспитания в соответствии с конкретной педагогической ситуацией. По отношению к методу приемы воспитания имеют подчиненный характер.[5]

Воспитание творческой личности – самая важная цель, как всего процесса обучения, так и художественно эстетического воспитания. Я как, педагог-хореограф, занималась с детьми, для того, чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию действительности.

Активным, творческим, пробуждающим в детях художественное начало является сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, ребенок проделывает определенную работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в творческом процессе, ребенок глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях и в искусстве и в жизни. Его художественный вкус становится более тонким, эстетические оценки явлений жизни и искусства - более зрелыми.

Народный русский танец является эффективным средством организации досуга подростков, культурной формой отдыха. Танцевальное искусство, давая выход энергии подростка, удовлетворяет их потребность в празднике, в зрелище и игре.

Все занятия народным русским танцем проходят под музыку, которая является мощными и эффективным средством художественно эстетического воспитания. Это не только фон, создающий эмоциональный настрой занятия, но и средство с помощью, которого формируются умения выполнять движения в согласии с ритмом, динамикой, характером произведения. Правильное применение музыки способствует быстрому усвоению двигательных навыков. А между движением и внутренним состоянием человека существует прочная связь. Русская народная музыка отличается ритмичностью и способствует развитию моторики, которая, как давно доказано, тесно связана с интеллектуальной деятельностью. Движения в русском танце совершенствуют пропорции человеческого тела, улучшают осанку и устраняют врожденные недостатки. Вместе с обучением танцу, навыкам красивого движения у детей формируется избирательное отношение к танцевальному и музыкальному репертуару.

Очень важно, что ребенок во время танца раскрепощается, а это значит, что ему легко будет находить общий язык с ровесниками. Что особенно важно для подростков, в связи с их возрастными особенностями Русский народный танец приучает детей к нормам культурного общения в коллективе.

Чтобы передать смысл танцевального образа, необходимо запомнить огромное количество разнообразных танцевальных движений и исполнить их максимально выразительно. Таким образом, русские народные танцы развивают внимательность, память и сосредоточенность.

К большому сожалению, степень популярности народного русского танца сейчас очень мала, молодое поколение все больше выбирает современные стили и направления хореографии. Но мода и течение времени не должны повлиять на народный русский танец, непонимание его молодежью происходит от серьезных пробелов в ее художественном и эстетическом воспитании. Под эстетической воспитанностью человека понимается его способность воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, различать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».[29]

Поток художественно-эстетической, и вместе с ней и различной антихудожественной информации одолевает необразованного, эстетически невоспитанного человека. Он оказывается неспособным разобраться в качестве этой информации, дать ей верный критический анализ и правильную оценку.

Не может не радовать, что народный русский танец с каждым годом занимает все более значимое место в репертуаре детских хореографических коллективов. Благодаря своей содержательности, разнообразию движений, выразительности, яркости образов этот танец является одним их самых важны средств эстетического воспитания детей; развивает умение работать в коллективе, стремление к сотрудничеству.

Занятия русским танцем развивают образное мышление и фантазию детей, учат видеть, понимать и создавать прекрасное.

Приобщение детей к искусству русского танца позволяет не только изучить эстетику движения, но и способствует решению одной из важных проблем эстетического воспитания - приобщению их к богатству танцевального и музыкального народного творчества. В процессе занятий дети приобщаются к сотворчеству, у них развивается художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. Развивается и умение передать характер музыки и содержание образа при помощи танцевальных движений.


Таким образом, русский танец может служить не только средством психофизиологической регуляции, т.е помощи организму мобилизоваться для экстренного преодоления каких-либо трудностей. Но и средством установления межличностных отношений, гармонии с природой и самим собой. Источником мудрости и познания своей Родины, наших предков и их традиций. Наша главная цель преподавания русского танца – сохранить его богатство, развить его и показать новому поколению. Пробудить в них способность видеть, ценить и создавать красоту, привить любовь к своей культуре. Сочетание таких свойств русского танца, как единство музыки и движения, делает хореографию наиболее полезным средством эстетического воспитания детей среднего школьного возраста.

Заключение

Русский народный танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимания красоты окружающего мира.[33] В танце народ всегда передавал свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Развитие русского танца тесно связано с историей народа, через его изучение, подростки знакомятся с культурой, бытом, традициями и характером своих предков.

Ценность хореографического искусства как средства эстетического воспитания состоит в том, что оно часто изображает те стороны действительности, увидеть которые человек не способен.

Русский народный танец, отличающийся строгими пропорциями, благородством, выразительностью, способствует развитию музыкального вкуса, умению красиво танцевать, слаженно взаимодействовать с другими участниками танца, способствует наиболее эффективному эстетическому развитию ребенка. Этот танец является универсальным инструментом комплексного воздействия на личность ребенка. Приобщение детей к русскому танцу развивает эмоционально-нравственную и духовную культуру подрастающего поколения, способствует развитию творческого потенциала личности, приобщает детей к богатству родной культуры.

Занятия русским танцем являются эффективным средством для пробуждения у детей способностей активного эстетического восприятия, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование у них высоких духовных потребностей. Русский танцевальный фольклор резко повышает уровень эстетического, духовного, нравственного и художественного воспитания подрастающего поколения.

Занимаясь с подростками в любительском хореографическом коллективе, я старалась приобщать их к художественно-творческой деятельности, формировать самостоятельность и творческую активность. Широкое использование процесса освоения русского народного танца в эстетическом воспитании детей способствовало пробуждению у них художественных интересов, развитию воображения, художественно-творческих способностей подростков, воспитывало у них интерес к исполнительской деятельности. Развитие творческих способностей помогает детям наслаждаться искусством, создает дополнительные возможности для дальнейшего самосовершенствования

Моя задача как педагога-хореографа была сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с танцевальным искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему, расширить их кругозор, проводя с ними беседы об истории, характере и основных особенностях русского народного танца.

Процесс освоения детьми русского танца очень сложный. Поэтому во время занятий я учитывала психофизиологические особенности развития детей, подбирала различные методы обучения, использовала интересное и понятное музыкальное сопровождение, уделяла внимание актуальности и целесообразности танцевального репертуара.

Список использованных источников и литературы

1.Астахов П.Р. Русский танец.- СПб: Нева, 2011.-517 с.

2.Бачинская Н. Русские хороводы и хороводные песни: Уч.пособие. - М.: Музгиз,1998.-100с.

3.Богданов Г.Ф. Педагогическое руководство любительским танцевальным коллективом: Учебно-методическое пособие – М.: ВЦХТ, 2011 –160 с.

4. Богданов Г.Ф. Самобытность русского танца: Уч. пособие для вузов культуры и искусств - М.: Изд-во МГУК, 2003 – 221с.

5.Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания: Уч.пособие. - М.: ВНМЦНТИКПР, 2003.-453с.

6. Борзов А.А. Народно – сценический танец. Экзерсисы у станка. – М.: Московская академия образования Н. Нестеровой, ГИТИС, 2008. – 491 с.

7.Бочаров А.И, Лопунов А.В. Ширяев А.В. Основы характерного танца: Уч.пособие. - М.: Искусство, 2010.- 334с.

8. Бочкарева Н. И. Русский народный танец: теория и методика: Уч. пособие для студентов вузов культуры и искусств. - Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2006. - 179 с.

9.Блатова А.Н. Учебно – методическое пособие по народно – характерному танцу. – М.: 1966.

10. Вашкевич Н.Н. История хореографии всех веков и народов: Уч.пособие. -СПб.: Планета музыки, 2009.-182с.

11.Власенко Г. Сочинение танцевальных комбинаций. – М.: ВНМЦНТИКПР, 1998.- 48с.

12.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб.: Союз, 1997.

13.Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца - Танцевальные движения и комбинации на середине зала. - М: Владос, 2004.- 208с.:ил.:ноты

14.Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды. - М: Владос, 2004.- 232 с.: ил.: ноты

15.Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца: Упражнения у станка: Учеб.пособие для вузов искусств и культуры. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003.- 208с.:ил.:ноты.

16.Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного танца. Уч. пособие. — Орёл: Труд, 2004. — 688 с.

17.Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Уч.пособие.- СПб.: Планета музыки, 2012.- 125с.

18.Захаров Р.В. Сочинение танца: Уч.пособие. - М.: Искусство, 2006.-364с.

19.Зацепина К. и др. Народно-сценический танец.- М.: Искусство, 1976.- 364 с.

20.Звягин Д.Е. Народно-характерный танец. Первый год обучения: методическая разработка для студентов хореографического отделения. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.- 103с.

21.Зорин Р. С. Мир танца. – М.: Искусство, 2011.-618 с.

22.Климов А.А. Основы русского народного танца: Уч.пособие. - М.: Искусство, 2008. - 270с.

23.Липкина А.И. Самооценка школьника. Уч.пособие. - М.: Педагогика, 2000.- 452с.

24.Луцкая Е.Л. Жизнь в танце: Уч.пособие. - М.: Искусство, 2004.-254с.

25.Матвеев В. Русский народный танец. Теория и методика преподавания — СПб: Лань, 1999-251с.

26.Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний.- М.: Педагогика, 1986.-198с.

27.Непомнящих В. В. Русская школа народно-сценического танца: возвращение к истокам // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 788-790. — URL https://moluch.ru/archive/124/34304/ (дата обращения: 07.04.2018).

28.Овцов С.Н. Уроки танца. – М.: Гроза, 2009.-353 с.

29.Пидкасистый И.П. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Пидкасистый И.П., Загвязинский В.И., Маленкова Л.И., Меняев А.Ф., Полонский В.М. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 576 с.

30.Подповетная Е. В. Интеграция основного и дополнительного образования как условие повышения качества эстетического воспитания подростков / Текст.: дис. канд. пед. наук: 13. 00. 01 Е. В. Подповетная. -Мурманск, 2009. = 210с.

31.Подласый И.П. Педагогика. Учебник.- М.:ВЛАДОС ПРЕСС, 2003 – 102 с.

32.Пуртова Т.В. Учите детей танцевать: Уч. пособие/ Пуртова Т.В., А.Н. Беликова, О.В. Кветная – М.: Владос, 2003- 256с.

33.Пущин А.А. Отечественный танец. – М: Дело, 2009.-484 с.

34.Соколова Л. Воспитание ребенка в русских традициях-М.: Айрис-Пресс, 2003 г.- 208с.

35.Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. - М.: Рос.пед. агентство, 1997.- 174 с.

36.Стуколкина Н. Четыре экзерсиса.- М.: ВТО, 1972.- 397 с., ил.

37.Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: Уч. пособие. - СПб.: ИГПУ, 1996. - 264 с.

38.Ткаченко Т.С. Народный танец: Уч.пособие. - М.: Искусство, 1997.-680с.

39.Уральская В.И. Рождение танца: Уч.пособие. - М.: Просвещение, 2001.-242с.

40.Устинова Т.А. Русский народный танец: Уч.пособие. - М.: Искусство, 1996.-593с.

41.Шубин В.В. Народный танец. – М.: Дрофа, 2011.-614 с.


1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом