Главная страница
qrcode

Фридрих Август фон хАйек прАво, зАконодАтельство и свободА современное понимАние либерАльных принципов спрАведливости и политики перевод с английского москва 2006


НазваниеФридрих Август фон хАйек прАво, зАконодАтельство и свободА современное понимАние либерАльных принципов спрАведливости и политики перевод с английского москва 2006
Дата16.11.2019
Размер4.2 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла[Fridrih_fon_Haiek_(Avt.);_Boris_Pinsker,_A._Kusta(z-lib.org).pd
оригинальный pdf просмотр
ТипЗакон
#158129
страница1 из 84
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   84
Friedrich A. hAyek
LAw,
LegisLAtion
And Liberty
A new stAtement oF the LiberAL principLes oF justice And poLiticAL economy
Фридрих Август фон хАйек прАво, зАконодАтельство и свободА
современное понимАние либерАльных принципов спрАведливости и политики перевод с английского москва
2006
УДК 340+342
ББК 67.0+67.400
Х15
ISBN 5-91066-010-1
© 2006 by Esca Hayek
© АНО «Институт распространения информации по социальным и экономическим наукам», 2006
Х15
Хайек Фридрих Август фон
Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики / Фридрих Август фон
Хайек ; пер. с англ. Б. Пинскера и А. Кустарева под ред. А. Куряева. — М.:
ИРИСЭН, 2006. 644 с. (Серия «Политическая наука»)
ISBN 5-91066-010-1
Фридрих Август фон Хайек (1899—1992), лауреат Нобелевской премии по экономике 1974 г., был одним из наиболее ярких представителей классического либерализма. В настоящее время он считается классиком не только экономической, но и политической мысли и в таком качестве пользуется признанием не только классических либералов, но и консерваторов, а также представителей других политических течений. Книга «Право, законодательство и свобода» является наиболее развернутым изложением идей
Хайека относительно эволюции социальных норм и институтов. Существующие правила и обычаи, институты собственности и контракта, а также такие ценности, как честность и мир, укоренились в обществе в силу своей целесообразности. Но мы не вполне понимаем, как они работают; они установились сами, а не благодаря сознательным усилиям людей. Именно потому, что связь между индивидуальным поведением и всеобъемлющим порядком так трудно поддается предсказанию, не следует думать, что, заставляя людей действовать определенным образом, можно создать действительно жизнеспособное общество. На социально-политической концепции автора основывается его доктрина конституционализма, весьма оригинальная и при этом критическая по отношению к существующим институтам либеральнодемократического государства.
Книга рассчитана на философов, экономистов, политологов, правоведов — как теоретиков, так и практиков. Она также будет неоценимым пособием для всех изучающих современную политическую мысль.
УДК 340+342
ББК 67.0+67.400
Все права защищены. Никакая часть этой книги
не может быть воспроизведена в какой бы то ни было
форме и какими бы то ни было средствами без пись-
менного разрешения владельца авторских прав.
Редакционный совет: В. Завадников, Дж. Дорн,
Д. Лал, Б. Линдси, Я. Оравец, Я. Романчук,
Т. Палмер, Р. Веддер
Редколлегия: Ю. Кузнецов, А. Якимчук, Л. Чухина,
Е. Белова, Е. Болотова
Перевод Б. Пинскера (гл. 1—11), А. Кустарева (гл. 12—18)
Редактор серии Ю. Кузнецов
Научный редактор А. Куряев
от издАтеля
Книга Ф. А. фон Хайека «Право, законодательство и свобода», которую Вы держите в руках, открывает серию «Политическая наука» проекта «Навигатор».
Австрийско-американский экономист и политический философ Фридрих Август фон Хайек (1899—1992), лауреат Нобелевской премии по экономике 1974 г., вряд ли нуждается в особом представлении для российского читателя. В нашей стране вышел целый ряд работ этого выдающегося мыслителя, оказавших большое влияние как на развитие социальных наук, так и на практическую политику во многих странах. Но не меньшая, даже скорее большая, часть корпуса текстов Хайека еще ждет своего переводчика и издателя.
Несмотря на то, что книга «Право, законодательство и свобода» опубликована в 70-х годах прошлого века, поставленные в ней проблемы не только не потеряли актуальность, но и приобрели еще большую остроту — и в этом состоит одна из причин, по которой данная работа может быть отнесена к разряду современной классики.
В данной книге автор развивает свою концепцию стихийного порядка и эволюции общественных институтов, получившую широкое признание в современной социально-политической мысли.
Общественные институты, доказывает он, будучи продуктами человеческой деятельности, не являются результатом человеческого замысла. На социально-политической концепции автора основывается его доктрина конституционализма, весьма оригинальная и при этом критическая по отношению к существующим институтам либерально-демократического государства.
Хайек очень хорошо видит глубинные структурные пороки современных политических систем западных стран, неизбежно ведущие к упадку демократии и ограничению свободы. Традиционная доктрина либерального конституционализма, по его мнению, больше неспособна защищать принцип верховенства права от натиска концепции суверенитета народа — концепции секуляризованного божественного всемогущества. В то же время экономический интервенционизм породил новые формы политической жизни, оторвавшие реальную политическую практику от конституционных форм. Хайек анализирует идейные, социальные и политические причины складывающейся ситуации и предлагает путь решения, состоящий в переосмыслении философии публичного права и серьезной реформе правовых и политических институтов.
Россия в ходе постсоветских реформ позаимствовала как традиционные формы западного конституционализма, так и господствующие политические доктрины. Но в силу специфики нашей исторической ситуации те проблемы, о которых пишет Хайек, проявляются в нашей практике еще более ярко. Поэтому его анализ и его идеи являются чрезвычайно актуальными для нашей страны.
Хайек был представителем классического либерализма или, как он сам говорил, доктрины «старых вигов» — философии, сыгравшей громадную роль в формировании облика современной цивилизации, сначала европейской, а затем и общемировой. Но его значение как политического философа выходит далеко за рамки того или иного политического течения. Книга «Право, законодательство и свобода» несомненно входит в сокровищницу мировой политической философии, и мы надеемся, что ее издание на русском языке станет нашим скромным вкладом в развитие политической мысли России.
Валентин Завадников,
Председатель Редакционного совета
проекта «Навигатор»
Июль 2006 г.
Оглавление

оглАвление
ОТ ИзДАТеля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Книга I. ПРАВиЛА и ПОРЯДОК
ПРеДИСлОВИе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ВВеДеНИе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Глава 1. РАзУМ И ЭВОлЮцИя . . . . . . . . . . . 27
Глава 2. КОСМОС И ТАКСИС . . . . . . . . . . . . 53
Глава 3. ПРИНцИПы
И целеСООБРАзНОСТь . . . . . . . . . . 73
Глава 4. МеНяЮщАяСя КОНцеПцИя зАКОНА . . 91
Глава 5. NomoS: зАКОН СВОБОДы . . . . . . . 113
Глава 6. THESIS: зАКОН зАКОНОДАТельНОй
ДеяТельНОСТИ . . . . . . . . . . . . . 143
Книга II. МиРАж сОциАЛьнОй сПРАВЕДЛиВОсТи
ПРеДИСлОВИе . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Глава 7. ОБщее БлАГОСОСТОяНИе
И чАСТНые зАДАчИ. . . . . . . . . . . 169
Глава 8. В ПОИСКАХ СПРАВеДлИВОСТИ . . . . . 199
Глава 9. «СОцИАльНАя»,
ИлИ РАСПРеДелИТельНАя,
СПРАВеДлИВОСТь . . . . . . . . . . . 231
Приложение к главе 9. СПРАВеДлИВОСТь
И ПРАВА челОВеКА . . . . . 269
Глава 10. РыНОчНый ПОРяДОК,
ИлИ КАТАллАКТИКА . . . . . . . . . . 275
Глава 11. ДИСцИПлИНА АБСТРАКТНыХ
ПРАВИл И ЭМОцИИ
ПлеМеННОГО ОБщеСТВА . . . . . . . 299
Книга III. ОБщЕсТВО сВОБОДныХ
Глава 12. МНеНИе БОльШИНСТВА
И СОВРеМеННАя ДеМОКРАТИя . . . . 321
Глава 13. РАзДелеНИе ДеМОКРАТИчеСКИХ
ИНСТИТУТОВ ВлАСТИ . . . . . . . . . 341
Глава 14. ОБщеСТВеННый
И чАСТНый СеКТОРы . . . . . . . . . 361
Глава 15. ПРАВИТельСТВО И РыНОК . . . . . . . 383
Глава 16. ИзВРАщеНИе ДеМОКРАТИчеСКОГО
ИДеАлА: ВыВОДы . . . . . . . . . . . . 415
Глава 17. МОДель КОНСТИТУцИИ . . . . . . . . 423
Глава 18. СДеРЖИВАНИе ВлАСТИ
И РАзВеНчАНИе ПОлИТИКИ . . . . . . 445
Эпилог. ТРИ ИСТОчНИКА челОВечеСКИХ цеННОСТей. . . . . . 471
Содержание

содержАние
ОТ ИзДАТеля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Книга I. ПРАВиЛА и ПОРЯДОК
ПРеДИСлОВИе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ВВеДеНИе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Глава 1. РАзУМ И ЭВОлЮцИя . . . . . . . . . . . . . 27
Конструирование и эволюция . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Принципы картезианского рационализма . . . . . . . . . . . . . 28
Постоянные ограничения нашего знания фактов . . . . . . . . . . 31
Знание фактов и наука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Одновременная эволюция ума и общества: роль правил. . . . . . . 36
Ложная дихотомия «естественное»/«искусственное» . . . . . . . 39
Возникновение эволюционного подхода . . . . . . . . . . . . . . 40
Живучесть конструктивизма в современной научной мысли . . . . 43
Наш антропоморфный язык . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Разум и абстракция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Почему крайние формы конструктивистского реализма регулярно
приводят к бунту против разума . . . . . . . . . . . . . . 50
Глава 2. КОСМОС И ТАКСИС . . . . . . . . . . . . . . 53
Концепция порядка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Два источника порядка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Отличительные свойства стихийного порядка . . . . . . . . . . 56
Стихийные порядки в природе . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
В обществе доверие к стихийному порядку одновременно
и умножает, и ограничивает возможности управления . . . . . 59
Стихийный порядок возникает благодаря тому, что его
элементы подчиняются определенным правилам поведения . . . 61
Стихийный порядок общества создается людьми
и организациями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Правила стихийного порядка и правила организации . . . . . . . 66
Термины «организм» и «организация» . . . . . . . . . . . . . . 70
Глава 3. ПРИНцИПы И целеСООБРАзНОСТь . . . . . 73
Личные цели и коллективные выгоды . . . . . . . . . . . . . . . 73
Свободу можно сохранить, только следуя принципам, а подчинение
требованиям целесообразности ее разрушает . . . . . . . . . 74
В политике «необходимость» — это, как правило,
результат прошлых решений . . . . . . . . . . . . . . . . 77
10
Право, законодательство и свобода
Опасность придания большего значения предсказуемым,
а не просто возможным последствиям наших действий . . . . . 79
Ложный реализм и мужество, требующееся,
чтобы размышлять об утопии . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Роль юриста в политической эволюции . . . . . . . . . . . . . . 83
Современное развитие права направлялось, главным образом,
ложной экономической теорией. . . . . . . . . . . . . . . . 85
Глава 4. МеНяЮщАяСя КОНцеПцИя зАКОНА . . . . . 91
Право старше законодательства . . . . . . . . . . . . . . . . 91
Уроки этологии и культурной антропологии . . . . . . . . . . . 93
Процесс облечения установившихся практик в слова . . . . . . . . 95
Правила фактические и нормативные . . . . . . . . . . . . . . 98
Закон в древности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Классическая и средневековая традиция . . . . . . . . . . . . .101
Отличительные свойства закона, возникающего
на основе обычая и прецедента . . . . . . . . . . . . . . . 104
Почему зрелый закон нуждается в корректировке
со стороны законодателя . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
Происхождение законодательных органов. . . . . . . . . . . . 109
Лояльность и суверенитет . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
Глава 5. NomoS: зАКОН СВОБОДы . . . . . . . . . . 113
Функции судьи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113
Чем задача судьи отличается от задачи главы организации . . . . .116
Цель судопроизводства — поддержание существующего
порядка действий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .117
«Действия по отношению к другим» и защита ожиданий. . . . . 120
В динамичном порядке действий могут быть защищены
лишь некоторые ожидания . . . . . . . . . . . . . . . . . .121
Максимальное совпадение ожиданий достигается
при установлении границ защищенной сферы интересов . . . 125
Общая проблема влияния ценностей на факты . . . . . . . . . 128
«
Цель» закона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
Формулирование закона и предсказуемость судебных решений . . 133
Функция судьи ограничена стихийным порядком . . . . . . . . .137
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Глава 6. THESIS: зАКОН зАКОНОДАТельНОй
ДеяТельНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . 143
Законотворчество возникло из необходимости
установления правил организации . . . . . . . . . . . . . 143
Закон и статут: проведение закона в жизнь
и исполнение приказов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Законодательство и теория разделения властей . . . . . . . . 147
Содержание
11
Правительственные функции представительных органов . . . . 148
Частное право и публичное право . . . . . . . . . . . . . . . 150
Конституционное право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Финансовое законодательство . . . . . . . . . . . . . . . . . .155
Административное право и охрана правового порядка . . . . . . 156
«
Меры» экономической политики . . . . . . . . . . . . . . . . 158
Трансформация частного права в публичное с помощью
«социального» законодательства . . . . . . . . . . . . . . 160
Интеллектуальный перекос законодательного собрания,
поглощенного делами правительства . . . . . . . . . . . . 162
Книга II. МиРАж сОциАЛьнОй сПРАВЕДЛиВОсТи
ПРеДИСлОВИе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Глава 7. ОБщее БлАГОСОСТОяНИе
И чАСТНые зАДАчИ . . . . . . . . . . . . . 169
В общем случае для свободного общества благо,
если его граждане могут беспрепятственно
стремиться к собственным целям . . . . . . . . . . . . . 169
Общий интерес и коллективные блага . . . . . . . . . . . . . 173
Правила и неведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .176
Значимость абстрактных правил как ориентиров
в мире со многими неизвестными . . . . . . . . . . . . . . 179
Воля и мнение, цели и ценности, распоряжения и правила,
и другие терминологические вопросы . . . . . . . . . . . . 180
Абстрактные правила выступают в качестве
основных ценностей, потому что служат
неустановленным особым целям . . . . . . . . . . . . . . 183
Конструктивисткое заблуждение утилитаризма . . . . . . . . 185
Правила поведения следует серьезно критиковать
или улучшать только в рамках данной системы правил. . . . .191
«
Обобщение», или проверка на универсализуемость . . . . . . . 195
Правила могут выполнять свои функции только
при длительном применении . . . . . . . . . . . . . . . . 196
Глава 8. В ПОИСКАХ СПРАВеДлИВОСТИ . . . . . . . 199
Справедливость — свойство человеческого поведения . . . . . . . 199
Справедливость и право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
В общем случае правила справедливого поведения
представляют собой запрет на несправедливое поведение . . . 203
Отрицательны не только правила справедливого поведения,
но и критерий их справедливости . . . . . . . . . . . . . 207
Значение отрицательного характера критерия
несправедливости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .211
12
Право, законодательство и свобода
Идеология правового позитивизма . . . . . . . . . . . . . . . 213
«
Чистая теория права» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
Право и нравственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
«
Естественное право» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
Закон и суверенитет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
Глава 9. «СОцИАльНАя», ИлИ
РАСПРеДелИТельНАя,СПРАВеДлИВОСТь . 231
Концепция «социальной справедливости». . . . . . . . . . . . 231
Завоевание воображения общества идеей
«
социальной справедливости» . . . . . . . . . . . . . . . 234
Неприложимость концепции справедливости
к результатам стихийного процесса . . . . . . . . . . . . 237
Логическое обоснование экономической игры,
в которой справедливым может быть
только поведение игроков, но не результат . . . . . . . . . 239
Сомнительная необходимость верить
в справедливость вознаграждения. . . . . . . . . . . . . . 242
Не существует «ценности для общества» . . . . . . . . . . . 243
Что означает «социальный»? . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
«
Социальная справедливость» и равенство . . . . . . . . . . . 248
«
Равенство возможностей» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
«
Социальная справедливость» и свобода в рамках закона . . . . . 254
Пространственный предел «социальной справедливости» . . . . 256
Требования компенсации за неприятную работу. . . . . . . . . 260
Негодование из-за утраты привычных позиций . . . . . . . . . 261
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
Приложение к главе 9. СПРАВеДлИВОСТь
И ПРАВА челОВеКА. . . . . . . . . 269
Глава 10. РыНОчНый ПОРяДОК,
ИлИ КАТАллАКТИКА . . . . . . . . . . . . . 275
Природа рыночного порядка . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
Свободное общество — это плюралистическое общество,
не имеющее общей иерархии отдельных целей . . . . . . . . 277
Не будучи единой экономикой, Великое общество объединено
главным образом тем, что обычно именуют
экономическими отношениями . . . . . . . . . . . . . . . 279
Целью политики в обществе свободных людей
может быть только абстрактный порядок,
но не максимизация задуманного . . . . . . . . . . . . . . 281
Каталлактическая игра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
При оценке приспособления к изменившимся обстоятельствам
неуместно сопоставление нового положения с прежним . . . . 287
Содержание
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   84

перейти в каталог файлов


связь с админом