Главная страница
qrcode

Фридрих Август фон хАйек прАво, зАконодАтельство и свободА современное понимАние либерАльных принципов спрАведливости и политики перевод с английского москва 2006


НазваниеФридрих Август фон хАйек прАво, зАконодАтельство и свободА современное понимАние либерАльных принципов спрАведливости и политики перевод с английского москва 2006
Дата16.11.2019
Размер4.2 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла[Fridrih_fon_Haiek_(Avt.);_Boris_Pinsker,_A._Kusta(z-lib.org).pd
оригинальный pdf просмотр
ТипЗакон
#158129
страница78 из 84
Каталог
1   ...   74   75   76   77   78   79   80   81   ...   84
58
тивность конституционных гарантий нашей индивидуальной свободы была сильно подорвана, когда правительство, и в особенности самый недоступный народному влиянию институт,
Верховный суд, получили право интерпретировать свободы»
(p. 279), а также что «индивидуальная свобода не обязательно гарантирована, когда власть контролирует большинство»
(p. 282), и что «индивидуальные свободы сегодня в США лишены активной поддержки просвещенного общественного мнения; наоборот, общественное мнение относится к ним враждебно, из-за чего конституционные гарантии становятся совершенно неэффективными» (p. 284). Все это выглядит скорее как критика того, что Смит писал раньше, и до сих пор звучит актуально.
Эти взгляды признавали немецкие авторы, например, Гегель и историк политических институтов В. Хасбах (Гегель Г. лекции по философии истории; W. Hasbach,
Die moderne Demokratie
(Jena, 1912)).
Правовой позитивизм настойчиво подчеркивал это развитие.
G. Sartori,
Democratic Theory (New York, 1965), p. 312: «закон, как он понимался раньше, был надежной охраной от произвола власти, тогда как теперешнее законодательство ничего не гарантирует или скоро не будет гарантировать... если правление закона переходит в правление законодателей, то дорога насилию оказывается в принципе открытой “во имя закона”, которому нет прецедента в мировой истории».
Эдмунд Бёрк еще мог определять партию как союз людей,
«объединившихся для совместной деятельности во имя «национальных интересов в согласии с определенными принципами» (е. Burke. Thoughts on the Causes of the Present Discontents. London, 1779).
См. наст. изд., с. 145.
C. Ilbert,
Legislative Methods and Forms (oxford, 1901), p. 210.
“Cato’s Letters” in D. L. Jacobson,
op. cit., p. 256.
G. Abrahams,
The Trade Unions and the Law (London, 1968).
«Так либералы беспечно проголосовали за этот законопроект, чтобы сдержать предвыборное обещание; они буквально не понимали, за что голосуют» (R. moss,
The Collapse of Democracy
(London, 1975), p. 102).
P. Vinogradoff,
Custom and Right (oslo, 1925); F. A. Hayek,
The Constitution of Liberty (London and Chicago, 1960), p. 506, note 3.
См. наст. изд., последний раздел главы I и гл. VIII, а также:
Поппер К. Открытое общество. М.: Феникс; Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. С. 162.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
Примечания к Главе 13
Примечания к Книге III
50
цитируется по: C. H. mcIlwain,
The High Court of Parliament
(Yale University Press, 1910).
Wilhelm Hennis,
Demokratisierung: zur Problematik eines
Begriffes (K
öln, 1970).
C того времени, как я предложил термин «демархия» (в памфлете
The Confusion of Language in Political Thought, occasional Paper 20 of the Institute of Economic Affairs (London,
1968), я отмечал, что эта терминологическая проблема изучалась в немецкой литературе. См. в особенности: Ch. meier
“Drei Bemerkungen zur Vor- and Fruhgeschichte des Begriffes
Demokratie” in
Discordia Concors, Festschrift f
ür Edgar Bojour
(Basel, 1968); Ch. meier,
Die Entstehung des Begriffes ‘De-
mokratie’ (Frankfurt a. m., 1970); R. Kosselek, o. Brunner and W. Gonze (eds),
Geschichtliche Grundbegriffe, Historisches
Lexikon zur politisch-sozialen Sprache in Deutschland (Stuttgart, vol. 1, 1972).
Глава 14.
Общественный и частный секторы
*
Эпиграф взят из речи Уильяма Питта в Палате общин от
14 января 1766 г. (
Parliamentary History of England (London, 1813), vol. 16). Следует заметить, что для Питта в то время налоговые меры были единственным поводом для принуждения по отношению к индивиду со стороны парламента; все остальные обязательные для индивида правила справедливого поведения относились к обычному праву и, таким образом, не входили в компетенцию органа, занятого делами непосредственного управления, а не законами.
Олсон М. логика коллективных действий. М.: Изд-во ФЭИ,
1995.
Важный вклад в обсуждение проблемы минималистского государства вносит книга: Robert Nozik,
Anarchy, State and Utopia
(New York, 1974).
Олсон М. Указ. соч., а также ряд важных исследований, которые провел Рональд Коуз.
Фридмен М. Капитализм и свобода. М.: Новое издательство,
2006.
Там же.
В японии, однако, музеи и подобные заведения в значительной мере представляют собой частный бизнес.
М. Anderson,
The Federal Buldozzer (Cambridge, mass.,
1964); Jane Jacobs,
The Economy of Cities (New York, 1969);
E. G. Banfield,
The Unheavenly City (Boston, 1970) и Unheav-
enly City revisited (Boston, 1974).
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
Примечания к Главе 14
Примечания к Книге III
51
R. C. Cornuell,
Reclaiming the American Dream (New York,
1965). Вот как выглядят выводы Корнюэлла: «если полностью использовать возможности независимого сектора, то я думаю, что он (1) даст работу каждому, кто способен работать;
(2) ликвидирует бедность; (3) решит проблему фермерского хозяйства; (4) предоставит каждому хорошее медицинское обслуживание; (5) прекратит молодежную преступность;
(6) обновит наши города и превратит безликие трущобы в живые общины; (7) обеспечит всем разумную пенсию; (8) заменит сотни правительственных инструкций более эффективным кодексом поведения, за исполнением которого будут следить профессиональные ассоциации и пресса; (9) обеспечит всю национальную программу научных исследований; (10) превратит международную политику в настоящий крестовый поход за благосостояние и человеческое достоинство; (11) будет способствовать более широкому распределению акционерной собственности; (12) остановит загрязнение воды и атмосферы;
(13) даст каждому образование, которое ему действительно нужно и принесет ему в будущем доход; (14) даст возможность любому воспользоваться благами знаний и культуры;
(15) уничтожит расовую сегрегацию. Независимый сектор достаточно могуч, чтобы сделать все это. Но по мере того, как его потенциальные возможности растут, ему парадоксальным образом все меньше позволяют их использовать и все больше задач передают государству». я воспроизвожу здесь эту декларацию, чтобы возбудить любопытство читателя и соблазнить его обратиться к этой незаслуженно замолчанной работе.
J. K. Galbraith. The Affluent Society. Boston, 1969.
A. Wagner,
Finanzwissenschaft (Leipzig, 1883), Part 1, p. 67; H. Timm, “Das Gesetz der wachsenden Staatsaufgaben”,
Finanzarchiv, N. F. 21, 1961; H. Timm, R. Haller (eds),
Beitr
äge zur Theorie der öffentlichen Aufgaben. Schriften des
Vereins f
ür Sozialpolitik, N.F. 47, 1967.
О принудительной деятельности правительства справедливо говорят: «Слава Богу, что оно вмешивается в нашу жизнь гораздо меньше, чем можно было бы ожидать исходя из того, сколько мы ему платим». Но если говорить о предоставляемых гражданам услугах, то дело обстоит скорее наоборот. Государственные расходы ни в коей мере не отражают масштабов услуг, предоставляемым государством. Технически невозможно оценить масштабы деятельности государства иначе, чем через долю его расходов в национальном продукте (или доходе).
Но эта оценка, вероятнее всего, полностью искажает картину.
J. K. Galbraith. op. cit.; Anthony Downs, “Why Government Budget is too small in a Democracy”,
World Politics, vol. 12, 1966.
55.
56.
57.
58.
Примечания к Главе 14
Примечания к Книге III
52
Arthur Seldon,
Taxation and Welfare. Institute of Economic Af-
fairs, Research monograph № 14 (London, 1967). См. особенно таблицу на с. 18.
В развитых европейских странах даже во время расцвета
lais-
sez faire существовала система помощи бедным. См. об этом: наст. изд., с. 577, прим. 187.
F. A. Hayek.
The Constitution of Liberty, ch. 19.
R. H. Coase, “The British Post office and the messenger Companies”,
Journal of Law and Economics, vol. 4, 1961. Характерно также заявление генерального секретаря Союза почтовых работников Великобритании (приведенное в газете
The Times от
24 мая 1976 г.). Он сказал: «Правительство превратило некогда великую почтовую службу в цирк».
Хайек Ф. частные деньги. М.: Институт национальной модели экономики, 1996.
F. A. Hayek,
The Constitution of Liberty (London, 1960), ch. 24.
См. прим. 51 к этой главе.
См. книгу Р. Корнюэлла и прим. 55 к этой главе.
F. A. mann, “Curlines of a History of Expropriation”,
Law
Quarterly Review, 75, 1958.
A. F. Westin,
Privacy and Freedom (New York, 1968). Мои опасения по поводу национальной системы здравоохранения, которые я сформулировал в
Constitution of Liberty (p. 300), оказались вполне обоснованны, о чем свидетельствует, например, статья Д. Гоулда (D. Gould, “To Hell with medical
Secrecy”, New Statesman, 3 of march, 1967), где автор пишет: «В конце концов нам придется отправлять наши медицинские карточки по крайней мере раз в год министерству здравоохранения, где вся содержащаяся в них информация пойдет на компьютер... В карточках будет указана наша работа в прошлом и теперь; когда мы путешествовали; наши родственники; пьем ли мы; курим ли; что мы едим и чего не едим; сколько мы зарабатываем; какие делаем упражнения; каковы наши вес и рост; может быть, даже результаты наших психологических тестов и многое другое... Компьютер проанализирует все это, и кому-то не разрешат водить автомобиль, а кому-то запретят раз и навсегда добиваться должности министра. На все наши вопросы — а как же насчет священной свободы личности и т. п. — нам ответят: теперь не до свободы. Мы выживем всей общиной — или не выживем вообще. Врачи теперь — государственные служащие, так же как и их пациенты. Оставим глупые претензии и будем считать, что если мы хотим что-нибудь скрыть, то это непременно что-то дурное».
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
Примечания к Главе 15
Примечания к Книге III
53
Глава 15.
Правительство и рынок
*
Мизес л. фон. человеческая деятельность. М.: Социум, 2006.
С. 224.
Эта глава написана около десяти лет назад и с тех пор подвергалась лишь незначительной правке. частично она опубликована как текст читанных мною в чикаго и Киле публичных лекций:
“Der Wettbewerb als Endeckungsverfahren” in
Kieler Vortrage,
No. 56 (Kiel, 1969); F. A. Hayek,
New Studies in Philosophy,
Politics, Economics and the History of Ideas (London and Chicago, 1977). я оставляю этот текст практически без изменений, потому что не смог бы его обновить с учетом недавних событий, не увеличивая при этом его объема, и без того чрезмерного.
Укажу, однако, на некоторые работы, в которых намеченные здесь концепции получили дальнейшую разработку; Ротбард М.
Власть и рынок. челябинск: Социум, 2003; John S. mcGee.
In Defence of Industrial Concentration (New York, 1971);
D. T. Armentano,
The Myth of the Antitrust (New York, 1972); и в особенности: Кирцнер И. Предпринимательство и конкуренция. М.: ЮНИТИ, 2001; Erich Hoppmann, “missbrauch der missbrauchaufsicht”,
Mitteilungen der List Gesellschaft, may,
1976; Erich Hoppmann, “Preisunelastizitat der Nachfrage als
Quelle von marktbeherrschung” in H. Gutzler, J. H. Kaiser (eds),
Wettbewerb im Wandel (Baden-Baden, 1976).
Среди немногих осознающих это — социолог леопольд фон Визе. См. его лекцию: Leopold von Wiese, “Die Konkurrenz, vorwiegend in soziologisch-systematischer Betrachtung”,
Verhand-
lungen des 6. Deutschen Soziologentages, 1929.
Непонимание этого обнаруживает Шумпетер, когда пишет, что «в распоряжении монополиста могут находиться способы производства, недоступные или труднодоступные для его конкурентов, [поскольку] существуют преимущества, которых в принципе можно добиться и конкурентному предприятию, но гарантированы они только монополиям. Например, монополизация может увеличить сферу действия более умных людей и уменьшить сферу действия менее умных» (Шумпетер й. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика,
1995. С. 146). Действительно, в таких случаях может возникнуть монополия, но она будет монополией скорее всего лишь по своему размеру, который и сообщит лучшим умам большее влияние.
В обоих случаях мы должны учитывать в издержках производства альтернативную продукцию, которую данный производитель мог бы производить взамен той, что он производит. Это отвечает таким условиям, при которых кто-либо, имея возможность
69.
70.
71.
72.
Примечания к Главе 15
Примечания к Книге III
54
производить некий товар дешевле всех остальных, вместо этого производит что-то другое, что делает его относительные преимущества перед другими еще более значительными.
Будет полезно привести пример препятствий, с которыми в наше время сталкиваются нашедшие способ усовершенствовать устоявшиеся порядки. Вот уже много лет я наблюдаю, как американские строительные подрядчики терзаются в полном отчаянии. Глядя на стоимость домов, уровень арендной платы, зарплат и цен на стройматериалы в европейских городах, они чувствуют, что могли бы обеспечить в европе жилища лучшего качества по значительно более низким ценам, оставаясь при этом се значительной прибылью. Но им приходится отказаться от этого из-за строительных правил, требований профсоюзов, картелизированных цен на строительное оборудование и расходов на бюрократические процедуры, связанные с разрешением на строительство. Все это сводит возможную выгоду на нет. я не могу сейчас сказать, что тут важнее: прямые препятствия, чинимые властями, или терпимость властей к ограничительной практике местных производителей и профсоюзов. Очевидно во всяком случае одно: верная возможность понизить издержки не используется просто потому, что тем, кто может это сделать, чинят — и при этом сознательно — неоправданные препятствия.
Стоит отметить следующее. если прибыль можно получить быстро и легко, а экономика в целом показывает быстрый рост, то это значит, что многое в данной экономике оставляет желать лучшего, а стало быть, экономика находится в плохой форме и очевидные возможности будут скоро исчерпаны. Отсюда, между прочим, следует, насколько абсурдно судить о состоянии экономики по темпам роста; темпы роста говорят больше об упущениях прошлого, нежели о достижениях настоящего.
Слаборазвитой стране во многих отношениях легче быстро наращивать производство, коль скоро для этого обеспечены некоторые совершенно необходимые структурные условия.
Даже допуская, что нужно использовать знания, рассеянные среди сотен тысяч индивидов, мы чрезмерно упрощаем проблему. Дело не только в том, чтобы использовать фактическую информацию, которой индивиды уже располагают, но и в том, чтобы использовать их способность к обнаружению таких фактов, которые имеют значение для их целей в конкретных ситуациях. Вот почему вся информация, доступная индивиду
(но еще не приобретенная им), никогда не может оказаться в распоряжении другого агента; она может быть использована только в том случае, когда те, кто знает, где ее найти, располагают правом принимать решения. Каждый на деле смо73.
74.
75.
Примечания к Главе 16, 17
Примечания к Книге III
55
жет обнаружить и выяснить, что он уже знает и может узнать, только столкнувшись с проблемой, для решения которой ему эти знания понадобятся; если же все эти знания нужны кому-то другому, то индивид так и не осознает, какие знания он контролирует и какие может приобрести.
W. mieth, “Unsicherheitsbereiche beim wirtschaft-spolitischen
Sachurteil als Quelle volkswirtschaftlicher Vorurteile” in Strzelewicz
(ed.),
Das Vorurteil als Bildung-sbarriere (G
öttingen, 1965), p. 192.
Это неоднократно подчеркивал Милтон Фридмен. См., напр., его книгу «Капитализм и свобода» (М.: Новое издательство,
2006).
W. L. Letwin,
Law and Economic Policy in America (New York,
1965), p. 281.
Das Gesetz gegen Wettbewerbsbeschrankungen of 27 July
1957.
Об этом и других вопросах, обсуждаемых здесь, см.: Олсон М. логика коллективных действий. М.: Изд-во ФЭИ, 1995.
G. myrdal,
An International Economy (New York, 1956);
J. K. Galbraith. The Affluent Society. Boston, 1969.
J. K. GaIbraith. op. cit.
Олсон М. Указ соч.
Глава 16.
Извращение демократического идеала: выводы
*
Большинство вошедших в эту главу положений и аргументов были написаны, частично опубликованы, а следовательно, и прочитаны уже давно, поэтому я даю здесь лишь краткую сводку основных из них, пересмотрев мою недавнюю публикацию в журнале
Encounter (march 1978).
Палата общин, 17 мая 1977 года. На самом деле нет никакой надобности в длинном перечислении всех мыслимых прав; нужно только ограничить власть правительства запретом применять принуждение во всех случаях, когда речь не идет о соблюдении существующих законов. Такая формула покроет все основные права и многие другие.
Глава 17.
Модель конституции
*
Юм Д. Идея совершенного государства//Юм Д. Соч. в 2-х т.
М.: Мысль, 1996. С. 676.
Предложения по перестройке представительных собраний занимают меня давно, и я часто выступал по этому поводу. См.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
Примечания к Главе 16, 17
Примечания к Книге III
56
мои работы: “New Nations and the Problem of Power” in
Listener, no. 64, London, 10 November 1960. См. также: “Libertad bayo la Ley” in
Orientacion Economica, Caracas, April 1962; “Recht,
Geserz und Wirtschaftsfreiheit”,
Hundert Jahre Industrie- und
Handelskammer zu Dortmund 1863—1963 (Dortmund, 1963); перепечатано в:
Frankfurter Allgemeine Zeitung, 1/2 may
1963 и в моей работе
Freiburger Studien (T
übingen, 1969);
“The Principles of a Liberal Social order”,
Il Politico, December
1966, и перепечатано в: F. A. Hayek,
Studies in Philosophy,
Politics and Economics (London and Chicago, 1967); “Die Anschauungen der mehrheit und die zeitgenocessische Democratic”,
Ordo 15/16 (Dusseldorf, 1963); “The Constitution of a Liberal
State”,
Il Politico 31, 1967; The Confusion of Language in Po-
litical and Economic Freedom and Representative Government
(Institute of Economic Affairs, London, 1973). Большинство из более поздних работ перепечатаны в моей книге
New Stud-
ies in Philosophy, Politics, Economics and the History of Ideas
(London and Chicago, 1977). Самое последнее утверждение содержится в
Three Lectures on Democracy, Justice and Social-
ism (Sydney, 1977), имеется также в немецком, испанском и португальском переводах.
Z. Giacommetti,
Der Freiheitskatalog als Kodifikation der Frei-
heit (Zurich, 1955).
Ср.: A. R. W. Harris, “Law making at Athens at the End of the
Fifth Century B.C.”
Jourmal of Hellenic Studies, 1955, а также приведенные там ссылки.
E. G. Philip Hunton.
A Treatise on Monarchy (London, 1643), p. 5.
Милль Дж. Ст. Рассуждения о представительном правлении. челябинск: Социум, 2006. Гл. 5.
В то время как для целей законодательства деление представительного собрания на партийные фракции нежелательно, для целей правления двухпартийная система очевидным образом желательна. Однако ни в том, ни в другом случае не нужно пропорциональное представительство. Общие возражения против такового замечательно изложены в книге, которая прошла незамеченной, поскольку была опубликована в крайне неудачное время: F. A. Hermens,
Democracy or Anarchy (Notre
Dame, Ind., 1941).
Carl Schmitt, “Soziologie des Souverenit
ätsbegriffes und politische Theologie” in m. Palyi (ed.)
Hauptprobleme der Sozio-
logie, Erinnerungsgabe f
ür Max Weber (münchen, 1923), II, p. 5.
F. A. Hayek, The Constitution of Liberty (London and Chicago,
1960), ch. 20.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
Примечания к Главе 18
Примечания к Книге III
1   ...   74   75   76   77   78   79   80   81   ...   84

перейти в каталог файлов


связь с админом