Главная страница
qrcode

Фридрих Август фон хАйек прАво, зАконодАтельство и свободА современное понимАние либерАльных принципов спрАведливости и политики перевод с английского москва 2006


НазваниеФридрих Август фон хАйек прАво, зАконодАтельство и свободА современное понимАние либерАльных принципов спрАведливости и политики перевод с английского москва 2006
Дата16.11.2019
Размер4.2 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла[Fridrih_fon_Haiek_(Avt.);_Boris_Pinsker,_A._Kusta(z-lib.org).pd
оригинальный pdf просмотр
ТипЗакон
#158129
страница79 из 84
Каталог
1   ...   76   77   78   79   80   81   82   83   84
5
Глава 18.
Сдерживание власти и развенчание политики
*
Albert Schweitzer,
Kultur und Ethik, Kulturphilosophie, vol. 2,
(Bern, 1923), p. XIX.
«Можно выделить два типа правительства. Первый тип — это правительства, от которых мы можем избавиться без кровопролития, например, путем всеобщих выборов; в этом случае общественные институты обеспечивают средства, с помощью которых правители могут быть смещены гражданами, а общественные традиции гарантируют, что эти институты не могут быть с легкостью разрушены теми, кто находится у власти. Второй тип — это правительства от которых управляемые могут избавиться лишь путем успешного переворота, т.е. в большинстве случаев — никогда. По моему, термин “демократия” — это краткое обозначение правительства первого типа, а термины “тирания” и “диктатура” — второго. я полагаю, что такое понимание хорошо согласуется с традиционным пониманием этих терминов»
(Поппер К. Открытое общество. М.: Феникс; Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. С. 164—165). В связи с последующими рассуждениями об отрицательной форме выражения высших политических ценностей см.: Поппер К. Предположения и опровержения. М.: АСТ; ермак, 2004. С. 384.
John Dewey, “Liberty and social Control”,
Social Frontier, Nov.
1935; см. мой более полный комментарий в: F. A. Hayek,
The
Constitution of Liberty, n. 21, ch. 1.
morris Ginsberg. In W. Ebenstein (ed.),
Modern Political Tho-
ught: The Great Issues (New York, 1960).
David miller,
Social Justice (oxford, 1976), p. 17; m. Duverger,
The Idea of Politics (Indianapolis, 1966), n. 171. Дюверже пишет: «Определение справедливости... почти всегда занято в основном проблемой распределения богатства и преимуществ».
Невольно задаешь вопрос: читали ли эти авторы Джона локка,
Давида Юма или хотя бы Аристотеля? Джон локк, например пишет: «Положение “Где нет собственности, там нет и несправедливости” столь же достоверно как и любое доказательство у евклида: ибо если идея собственности есть право на какую-либо вещь, а идея которой дано название несправедливость, есть посягательство на это право или нарушение его, то ясно, что, коль скоро эти идеи установлены таким образом и связаны с указанными названиями, я могу познать истинность этого положения так же достоверно, как и того, что три угла треугольника равны двум прямым» (локк Дж. Опыт о человеческом разумении//локк Дж. Соч. в 3-х т. Т. II. М.: Мысль, 1985.
С. 27 [Кн. IV. Гл. 3. (18)]).
D. miller,
op. cit., p. 23.
93.
94.
95.
96.
97.
Примечания к Главе 18
Примечания к Книге III
58
«...в качестве высшего, хоть и непреднамеренного комплимента системе частного предпринимательства ее враги сочли разумным присвоить себе это название» (Шумпетер И. А. История экономического анализа. Т. I. СПб., 2001. С. 518).
Как заметил недавно один из моих друзей, если мы будем считать социалистами всех тех, кто верит в так называемую социальную справедливость (а именно так мы и должны считать, потому что под нею они понимают то, что может быть достигнуто только с помощью правительственной власти), то нам, вероятно, придется принять, что 90% населения западных демократических стран теперь социалисты.
Юм Д. Трактат о человеческой природе//Юм Д. Соч. в 2-х т.
Т. I. М.: Мысль, 1996. С. 535.
литературный раздел этого журнала постоянно полон ошибочных утверждений насчет предполагаемой несправедливости нашего экономического порядка.
В связи с предыдущим разделом см. мою брошюру:
The Confu-
sion of Language in Political Thought. (occasional Paper 20 of the Institute of Economic Affairs, London, 1968).
Слабость правительства всемогущей демократии ясно видел выдающийся исследователь политических систем Карл Шмитт, уже в 1920-х годах лучше многих других понимавший тенденции развития правительственных форм, что, однако привело его ко взглядам, с моей точки зрения, морально и интеллектуально ошибочным. См. его эссе: C. Schmitt “Legalit
ät und Legitimität”
(1932) (цит. по:
Verfassubgsrechtliche Aufs
ätze (Berlin, 1958), p. 342): «Плюралистическое партийное государство “тотально” не вследствие силы, а вследствие слабости; оно вмешивается во все сферы жизни, потому что должно удовлетворять все группы интересов. В особенности ему приходится влезать в экономику, которая до тех пор была независима от государства. Это происходит даже тогда, когда государство по видимости отказывается от политического влияния в этой сфере». Ко многим важным выводам Карл Шмитт пришел уже в 1926 г. в работе
Die Geist-
geschichtliche Lage des Parlamentarismus.
См. выше, с. 358.
Олсон М. логика коллективных действий. М.: Изд-во ФЭИ,
1995. См. также мое предисловие к немецкому переводу этой книги: m. olson Jr.
Die Logik des kollektiven Handelns (T
übingen, 1968).
B таких ситуациях, разумеется, возникает множество проблем.
Их интенсивно обсуждали английские либералы XIX в., когда боролись против законов о поселениях. Много важных соображений можно еще найти в книге: E. Cannan,
The History of
Local Rates in England (2nd edn, London, 1912).
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
Примечания к Главе 18
Примечания к Книге III
5
Одна из самых трудных проблем здесь заключается в том, чтобы как-то совместить желание привлечь и удержать поселенцев — со свободой принимать или отвергать желающих присоединиться к общине. Свобода миграции — один из самых бесспорных и заслуживающих уважения принципов либерализма. Но значит ли это, что пришелец имеет право осесть в общине, которая его принять не хочет? Должны ли ему предоставить работу или продать дом, если никто из местных жителей этого сделать не хочет? Безусловно, пришелец имеет право принять предложенную ему работу или купить дом, который кто-то готов ему продать. Но есть ли у местных жителей такая обязанность? И будет ли оскорблением, если местные жители добровольно согласятся между собой не предоставлять ему соответствующей возможности? В Швейцарии и Тироле жители деревень не пускают к себе тех, кого не хотят; при этом они не нарушают никаких законов и не опираются ни на какие законы. Ведут ли они себя антилиберально? Оправдано ли морально их поведение? Для старых общин, я думаю, ясного ответа нет. Для вновь возникающих общин я предложил такую схему
(Hayek,
The Constitution of Liberty, pp. 349—353): собственником земли является корпорация, сдающая участки в долгосрочную аренду, что дает ей защиту против нежелательных тенденций в общине. Корпорация такого рода, конечно, и будет решать, кому она будет сдавать участки в аренду.
См. отрывок из й. Шумпетера, цитированный выше, — примечание 16 к главе XII.
Hayek,
Denationalization of Money — The Argument Refined
(Institute of Economic Affairs. London, 1978).
См. с. 450 сл.
T. F. Segerstedt,
Wandel der Gesellschaft. Bild der Wissenschaft,
VI, 5, may, 1969.
Такое заглавие я собирался дать работе, которую я планировал написать в 1939 году. В ней за разделом «Высокомерие разума» должен был следовать раздел «Немезида планового общества». План этот осуществился лишь частично; фрагменты были опубликованы в журнале
Economica в 1941—1945 гг., а затем вошли в работу
The Counter-Revolution of Science
(Chicago, 1952) [Русск. изд.: Хайек Ф. Контрреволюция науки. М.: ОГИ, 2003]. Предисловие к немецкому переводу этой работы я озаглавил «злоупотребление разумом и упадок разума». Тогда же мне стало ясно, что первоначальный план не удастся осуществить. «Дорога к рабству» была наброском того, что я намеревался сделать второй частью своего труда.
Сорок лет ушло у меня на то, чтобы продумать первоначальную идею.
107.
108.
109.
110.
111.
Примечания к Главе 18
Примечания к Книге III
600
Эпилог.
Три источника человеческих ценностей
*
Хотя эти страницы были задуманы как постскриптум к настоящей книге, мне оказалось легче написать их в форме лекции, которую я прочел в качестве Хобхаузовской лекции в лондонской школе экономики 17 мая 1978 г. чтобы не задерживать выход в свет этой работы, я решил использовать лекцию в качестве эпилога к книге.
**
Гёте И. В. Из моей жизни. Поэзия и правда//Гёте И. В. Собр. соч. в 10-ти т. Т. 3. М.: Художественная литература, 1976.
С. 526.
G. E. Pugh, The Biological origine of Human Values (New York,
1977; London, 1978).
См. его монументальную книгу: Edward Wilson,
Sociobiology,
A New Synthesis (Cambridge mass., 1975 and London, 1976).
Более популярное изложение можно найти в: D. P. Barash,
Sociobiology and Behaviour (New York, 1977).
G. F. Pugh,
op. cit., pp. 33 and 341. См. также предыдущую страницу, где сказано: «Первичные ценности определяют, какие вторичные критерии индивид найдет нужным принять».
Пионерная работа: J. Huxley,
The Courtship of the Great
Crested Grebe, изданная в 1914 г. и переизданная в лондоне в 1978 г. с предисловием Десмонда Морриса.
Самая знаменитая работа Конрада лоренца — «Кольцо царя
Соломона» (М., 1978, 1995).
N. Tinbergen,
The Study of Instinct (London, 1951).
См. в особенности: I. Eibl-Eibesfeld,
Ethology (2nd edn. New
York, 1975), а также Wolfgang Wickler and Uta Seibt,
Das
Prinzip Eigennutz (Hamburg, 1977), которая была мне известна, когда я готовил эту книгу. Кроме того, нужно назвать оригинальные и не получившие должного признания работы
Роберта Ардри: R. Ardry.
The Territorial Imperative (London and New York, 1966); R. Ardry,
The Social Contract (London and New York, 1970).
См. также: Моррис Д. Голая обезьяна. СПб.: Амфора/Эврика, 2001. В предисловии Моррис пишет: «Древние инстинкты были с ним [человеком] миллионы лет, в то время как новые — самое большее — каких-нибудь несколько тысяч лет».
Передача заученных правил продолжается, вероятно, около ста тысяч лет!
См. мою работу: “Dr. Bernard mandeville”,
Proceedings of the
British Academy, LII, 1967, перепечатанную в Hayek, New
Studies in Philosophy, Politics, Economics and the History of
Ideas (London and Chicago, 1978).
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
Примечания к Эпилогу
Примечания к Книге III
601
я уже имел случай указать на это со ссылкой на Дарлингтона
(C. D. Darlington.
The Evolution of Men and Society (London,
1969)) в журнале
Encounter (February, 1971); эта работа перепечатана в Hayek,
New Studies... (см. с. 596, прим. 120).
L. T. Hobhouse,
Morals in Evolution (London, 1906) и m. Ginsberg,
On the Diversity of Morals (London, 1956).
J. S. Huxley,
Evolutionary Ethics (London, 1943).
A. m. Carr Saunders,
The Population Problem, A Study in
Human Evolution (oxford, 1922).
C. H. Waddington,
The Ethical Animal (London, 1960).
G. G. Simpson,
The Meaning of Evolution (Yale University Press,
1949) и T. H. Dobzhansky,
Mankind Evolving: The Evolution
of the Human Species (Yale University Press, 1962) и “Ethics and values in biological and cultural evolution”,
Zygon, 8, 1973.
См. также: С. Pepper,
The Sources of Value (University of California Press, 1953), pp. 640—656.
D. T. Campbell, “Variation and selective retention in sociocultural evolution” in H. R. Barringer, G. I. Blankstein and R. W. mack
(eds),
Social Change in Developing Areas: A reinterpretation
of Evolutionary Theory (Cambridge, mass., 1965); “Social attitudes and other acquired behaviour dispositions” in S. Koch
(ed.),
Psychology: A Study of a Science, vol. 6, Investigations
of Man as Socius (New York, 1963).
moe давнее и все укрепляющееся убеждение, что картезианство является препятствием к лучшему пониманию самоорганизующихся процессов в длительно существующих сложных структурах, неожиданно нашло подтверждение в работе одного французского биолога; он сообщает, что именно картезианский рационализм оказывал главное сопротивление теории эволюции Дарвина во Франции. См.: E. Boesiger “Evolutionary Theory after Lamarck” in F.J. Ayala, T. Dobzhansky (eds),
Studies in
the Philosophy of Biology (London, 1974), p. 21.
Тезис о том, что «культура создала человека» принадлежит л. Э. Уайту. См.: L. A. White,
The Science of Culture (New
York, 1949); L. A. White,
The Evolution of Culture (New York,
1959). Но Уайт испортил свою идею верой в «законы эволюции». Между тем вера в эволюционный отбор не имеет ничего общего с верой в законы эволюции. Концепция эволюционного отбора всего лишь постулирует механизм, результаты которого полностью зависят от неизвестных граничных условий. я не верю ни в какие законы эволюции. Где есть законы, там возможно предвидение, а результат процессов отбора всегда зависит от непредвиденных обстоятельств.
См. мою работу о Бернарде Мандевилле (с. 596, прим. 120).
Также см.: наст. изд., с. 39.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
Примечания к Эпилогу
Примечания к Книге III
602
См. работы Рихарда Тернвальда, известного антрополога и ученика знаменитого экономиста Карла Менгера: R. Thurnwald “Zur Kritik der Gesellschaftsbiologie”,
Archiv f
ür Sozial-
wissenschaften, 52, 1924; “Die Gestaltung der Wirtschaftsentwicklung aus ihren Anfaoengen heraus” in
Die Hauptprobleme
der Soziologie, Erinnerungsgabe fuoer Max Weber (T
übingen,
1923). Он говорит об отсечении (Siebung), противопоставляя это биологическому отбору, хотя он применяет этот термин только к эволюции индивидов, а не институтов.
См. наст. изд., с. 515, прим. 111.
Принято считать, что впервые обратное влияние культуры на эволюцию обсуждается в кн.: Alister Hardy,
The Living Stream
(London, 1966). Мне трудно в это поверить, но если это так, то сэру Элистеру Харди принадлежит важное интеллектуальное достижение.
E. H. Gombrich,
In Search of Cultural History (oxford, 1969), p. 4; G. Geertz,
The Interpretation of Cultures (New York, 1973), p. 44: «человек есть как раз такое животное, которое в организации своего поведения в высшей степени зависит от экстрагенетических, внетелесных механизмов управления, иными словами, от культуры». Далее Гомбрич пишет (p. 49): «Нет такой вещи, как независимая от культуры человеческая природа... наша центральная нервная система развивается в тесной связи с культурой... мы в целом суть своего рода недоделанные животные, доделывающие себя с помощью культуры».
B. J. Whorf,
Language, Truth, and Reality, Selected Writ-
ings, ed. J. B. Carroll (Cambridge, mass. , 1956); E. Sapir,
Language: an Introduction to the Study of Speech (New York,
1921); E. Sapir,
Selected Writings in Language, Culture and
Personality, ed. D. mandelbaum (Berkeley and Los Angeles,
1949); F. B. Lennenberg,
Biological Foundations of Language
(New York, 1967).
Генетическая первичность правил поведения не означает, конечно, что правы бихевиористы, утверждающие, что картину мира, направляющую наши поступки, мы можем целиком свести к правилам поведения. если руководство к поведению представляет собой иерархическую классификацию комплексов стимулов, направляющих наши ментальные процессы таким образом, чтобы сформировать определенный тип поведения, нам придется еще очень многое объяснить в наших ментальных процессах, прежде чем мы сможем предсказывать наши поведенческие реакции.
Мои коллеги в области социальных наук в большинстве своем сочли мое исследование
The Sensory Order. An Inquiry into the
Foundations of Theoretical Psychology (London and Chicago,
131.
132.
133.
134.
135.
136.
137.
Примечания к Эпилогу
Примечания к Книге III
603
1952) неинтересным и неудобоваримым. Но работа над ним помогла мне уяснить некоторые вещи, важные для социальной теории. Мои представления об эволюции и о стихийном порядке, а также о методах и пределах наших усилий по объяснению сложных феноменов сложились в основном в ходе работы над этой книгой. Как при формировании моих взглядов в методологии социальных наук мне пригодилась моя работа в области теоретической психологии, выполненная еще в студенческие годы, так выработка моих первоначальных идей в психологии, в процессе которой я опирался на приобретенный в социальных науках опыт, чрезвычайно способствовала моему дальнейшему научному становлению. Это потребовало своего рода радикального отказа от установившихся представлений, что бывает гораздо легче сделать, когда вам 21 год, чем в более зрелом возрасте. Много позже, когда я опубликовал мои соображения, они встретили уважительный, хотя и недоуменный отклик со стороны психологов. затем моя книга была забыта и, по-видимому, вновь обнаружена через 25 лет (W. B. Weimer,
D. S. Palermo (eds),
Cognition and Symbolic Processes, vol. II
(New York, 1978)). Разумеется, я менее всего ожидал, что буду переоткрыт бихевиористами. Впрочем, см. также: R. Agnito
“Hayek revisited: mind as a Process of Classification” in
Behav-
iourism. A Forum for Critical Discussion, III, 2 (University of
Nevada, 1975).
K. R. Popper, J. C. Eccles,
The Self and Its Brain. An Argument
for Interactionism (Berlin, New York and London, 1977).
C. Bresh,
Zwischenstufe Leben. Evolution ohne Ziel? (m
ünchen,
1977); m. Eigen, R. Winkler,
Das Spiel, Naturgesetze steuern
den Zufall (m
ünchen, 1975).
См. мою лекцию о Бернарде Мандевилле (выше, с. 546, прим.
120, с. 250 указанной там публикации).
См. прим. 17 и 27.
Об ограниченной применимости концепции закона при объяснении сложных самовоспроизводящихся структур см. мою работу “The Theory of Complex Phenomena” in
Studies in Phi-
losophy, Politics and Economics (London and Chicago, 1967), pp. 40 ff.
Ср.: Garret Hardin “The cybernetics of competition” in P. Shepard and D. mcKinley,
The Subversive Science: Essays towards an
Ecology of Man (Boston, 1969).
Ludwig von Bertalanffy,
General System Theory: Founda-
tions, Development, Applications (New York, 1969), а также ср.: Н. von Foerster and G. W. Zopf Jr. (eds),
Principles of
Self-Organization (New York, 1962); G. J. Klir (ed.), Trends
in General System Theory (New York, 1972); G. Nicolis and
138.
139.
140.
141.
142.
143.
144.
Примечания к Эпилогу
Примечания к Книге III
1   ...   76   77   78   79   80   81   82   83   84

перейти в каталог файлов


связь с админом