Главная страница
qrcode

ИЭП. От Скифии до Индии. Григорий Максимович бонгард-левин


НазваниеГригорий Максимович бонгард-левин
АнкорИЭП. От Скифии до Индии.pdf
Дата15.10.2017
Размер7.71 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIEP_Ot_Skifii_do_Indii.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#42775
страница1 из 14
Каталогtopic1380220_21657250

С этим файлом связано 11 файл(ов). Среди них: IEP_Shokhumorov_A_Razdelenie_Badakhshana_i_sudby_ismailizma.pdf, ИЭП. Ш. Шукуров, Р. Шукуров ''ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ...doc, IEP_Ot_Skifii_do_Indii.pdf, IEP_Armia_Drevney_Persii_560-330_gg_do_n_e.pdf, ИЭП. История Таджикистана.doc, PERS_Miniatyury_rukopisi_poemy_Shakhname_1333_goda.pdf, IEP_A_Shishov_quot_Tadzhiki_etnograficheskoe_issledo.rar и ещё 1 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Григорий Максимович БОНГАРД-ЛЕВИН
Эдвин Арвидович ГРАНТОВСКИЙ ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ МИФЫ И ИСТОРИЯ Издание второе, исправленное и дополненное М Мысль, 1983. — 206 с. АНОНС Во втором, исправленном и дополненном издании книги известных советских востоковедов — индолога Г.М.Бокгард-Левина и ираниста Э.А.Грантовского приводятся новые данные по одной из дискуссионных проблем исторической науки — происхождению древних индоиранских (арийских) племен. Авторы знакомят читателя с богатейшей эпической традицией индоиранских народов, их мифологическими и космологическими представлениями. Основываясь на разнообразных источниках, авторы рассматривают основные вопросы арийской проблемы — о прародине, времени и путях расселения ариев.
ОТ АВТОРОВ Каждая книга после публикации обретает свою судьбу, начинает самостоятельную жизнь, вторгаться в которую автор уже не может. Это привилегия читателя. Он определяет продолжительность жизни книги и вправе дать ей новую — вторую, а может быть, и третью жизнь. И лишь тогда вся ответственность вновь ложится на автора. Так случилось и с нашей книгой, опубликованной около десяти лет назад. По просьбе читателей нами подготовлено второе, переработанное и дополненное издание. Но переиздать книгу — часто труднее, чем написать новую. Современная наука, включая историю, филологию, археологию, развивается все более стремительно. Постоянно появляются свежие материалы, публикуются новые исследования, археологи открывают неизвестные ранее памятники прошлого. Рождаются новые гипотезы и теории, пересматриваются традиционные взгляды. Этот вполне закономерный процесс развития науки ярко проявляется в изучении такой, казалось бы, далекой от современности проблемы, как арийская. Более ста лет ученые обсуждают вопросы, связанные с происхождением и ранними этапами расселения индоиранцев
(ариев) и других индоевропейских народов, но и сегодня научные споры не только не утихают, но и разгораются с новой силой. Пример тому — дискуссия о происхождении индоевропей- цев, которая идет на страницах журнала Вестник древней истории. Осмыслить новые данные, точки зрения, концепции за последние десять лет, те. со времени выхода первого издания настоящей книги, — задача весьма сложная, особенно если иметь ввиду, что за прошедшие годы претерпели изменения и взгляды самих авторов книги, получили уточнения выдвигавшиеся ими ранее положения и выводы. Кроме того, необходимо было учесть замечания и пожелания рецензентов. Проблема происхождения индоиранцев неслучайно вызывает такой живой интересу читателей. И дело тут не только и не столько в многочисленных загадках, которыми полна эта тематика. Изучение арийской проблемы предполагает комплексный подход — учет данных различных дисциплин лингвистики, археологии, этнографии и т.д. Необычайно широк диапазон исследований, которые непосредственно связаны с общей проблемой происхождения и ранней истории индоиранских народов. Эта проблема непосредственно затрагивает и вопросы истории, культуры, этногенеза ряда народов СССР. Интерес к арийской проблеме отразился и на судьбе нашей книги, которая привлекла внимание как специалистов, таки широкого круга читателей. Она была переведена на английский, венгерский и французский языки и издана в Индии, ВНР, Франции
2
Материалы дискуссии по арийской проблеме говорят о том, что ее окончательное решение еще впереди, требуются новые исследования, новые, дополнительные аргументы в пользу выдвинутых мнений. Однако уже сейчас можно подвести некоторые итоги, выделить наиболее актуальные вопросы, к решению которых необходимо обратиться в первую очередь. Это и побудило авторов написать заключительный раздел книги, где наряду с собственными выводами изложены другие точки зрения ученых, а также намечены пути, которые представляются наиболее плодотворными для будущих изысканий по интересующей нас тематике. В книгу включены также некоторые другие дополнения, значительно расширена библиография, хотя, конечно, она содержит лишь небольшую часть огромной научной литературы, связанной с арийской проблемой. Первое издание книги содержало послесловие, написанное академиком
А.П.Окладниковым (1908–1981), выдающимся археологом и историком. Новое издание авторы посвящают памяти этого замечательного ученого и обаятельного человека.
1
На книгу опубликованы рецензии Д.С.Раевского (Вестник древней истории, 1976, №4, с. 131–137),
Ж.Фуссмана (Journal Asiatique, t. 264, 1976, p. 209–212), Т. А.Гуриева и Е.А.Тулатовой (Осетинская филология, вып. 1. Орджоникидзе, 1977, сидр des anciens Aryens. Paris, 1981.
ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ. ДРЕВНИЕ АРИИ МИФЫ И ИСТОРИЯ
Бережно хранят народы Индии традиции своей древней самобытной цивилизации. В современную культуру вплетены идеи и образы старинных эпических сказаний. Сегодня, как и много веков назад, широкой известностью в различных слоях населения пользуются «Махаб- харата» и «Рамаяна». Эти великие поэмы древней Индии — подлинные энциклопедии индийской истории и культуры, богатейший источник знаний по философии, религии, мифологии, науке, нравами обычаям индийского народа. Сюжеты эпоса много раз привлекали древних и средневековых поэтов, драматургов, художников и скульпторов в них и теперь черпают вдохновение деятели искусства. Естественно, что наиболее ранние памятники древнеиндийской словесности — произведения ведийской литературы, религиозно-философские трактаты, сборники правовых норм и многие иные, как и грандиозные эпопеи «Махабхарата» и «Рамаяна», тщательно исследуются учеными. Эти памятники богатейшего духовного наследия Индии неоднократно переводились на различные языки, в том числе и на русский. ПОЛЯРНЫЕ ЯВЛЕНИЯ Если мы внимательно ознакомимся с эпическими поэмами Индии, увлекательными историями ее священных сказаний, то встретимся с весьма интересными, нона первый взгляд странными и необъяснимыми сведениями. Там описаны явления, характерные для арктических областей и совершенно необычные и несвойственные районам Южной Азии. Это представления о неподвижной Полярной звезде, о холодной и долгой ночи, тянущейся шесть месяцев, и дне, также длящемся целое полугодие. Древние сказители пели о стране, где солнце встает лишь разв году, где шесть месяцев день и шесть месяцев ночь. Певцы эпоса не раз упоминают освященной птице Гаруде, которая, прежде чем понести на своих крыльях отшельника Галаву на поиски восьмисот лунно-белых коней, рассказала ему о четырех странах света, в том числе и о том, что на севере Семеро Риши, богиня Арундхати и Свати постоянно движутся вокруг укрепленной на небе Полярной звезды (Дхрува). Семеро Риши» — семь больших звезд созвездия Большой Медведицы («риши» — мудрецы, аскеты, святые мужи, божественные небожители Арундхати — созвездие Кассиопеи Свати — яркая звезда в созвездии Волопаса или созвездии Персея. Видеть эти звезды высоко над горизонтом возможно лишь в северных широтах. В областях не южнее 55–56 ° с. ш. зимой в течение одной ночи названные созвездия, не заходя за горизонт, как бы описывают круг, центром которого можно примерно считать Полярную звезду. Тот, кто бывал в Индии, знает, что лишь в северных районах страны Большую Медведицу можно видеть низко над горизонтом, на юге же она вообще скрывается за ним между тем в древнеиндийских священных текстах не разговорится, что Большая Медведица вознесена, находится высоко в небе. Согласно эпическим сочинениям, место, где великий бог- творец Брахма укрепил Дхруву — Полярную звезду, расположено в центре мироздания, небес. Подобное явление, как известно, характерно лишь для северных, полярных районов (на Северном полюсе Полярная звезда стоит непосредственно в зените. Там же, в тех сказочных северных странах, где высоко в небе видны эти звезды, живут десять апсар», называемых происходящие от радуги. Апсары — блистающие водяницы, а эти десять, рожденные радугой, сияющие ее цветами, могут быть поэтическим образом северного сияния. Создатели индийских сказаний вспоминали о плененных водах, о принимающих красивые формы ниспадающих водах. Это, очевидно, замерзшие воды. В «Махабхарате» о них говорится как раз при описании страны, где солнце восходит на полгода. АРКТИЧЕСКАЯ РОДИНА В ВЕДАХ Такие свидетельства индийской литературы приводили некоторых ученых к заключению, что первоначальная родина индийцев будто бы находилась заполярным кругом. Иногда положение этой родины определялось и более точно — на берегах холодного Белого моря или в Сибири и т.д. Некоторые слишком смелые головы помещали ее даже в самую точку Северного полюса. Одним из главных создателей полярной теории происхождения индийцев был известный политический деятель Индии Бал Гангадхар Тилак (1856–1920). В Бомбее в 1893 г.
была опубликована его книга Ориона через десять лет — обширная монография Арктическая родина в Ведах. Во многих своих трудах Тилак касался проблемы культуры Индии, в том числе древнейших этапов истории страны. Будучи активным противником английского господства в Индии и выступая против положений английской колониальной историографии, принижавшей культурное наследие индийцев, Тилак старался доказать самобытность и исключительную древность индийской цивилизации. Труды Тилака и его сподвижников имели большое значение для развития национального самосознания индийского народа и прогресса индийской науки. Вместе стем в работах тех лет было допущено немало преувеличений, неточностей, ошибок и положений, от которых сейчас в связи с успехами современной науки приходится отказаться. Со времени выхода книги Тилака Арктическая родина в Ведах прошло восемьдесят лет. Но и до сих пор среди индийских ученых теория арктического происхождения индийцев встречает убежденных защитников и последователей. На серьезных научных конгрессах и сейчас нередко приходится слышать утверждения, что предки индийцев пришли из-за полярного круга. Выдвигая арктическую теорию, Тилак основывался на некоторых выводах современных ему естественных наук (геологии, палеонтологии, астрономии) о том, что климатические и природные условия, очертания материков подвергались существенным изменениям на протяжении различных эпох истории Земли. Согласно этой точке зрения, в доледниковый и межледниковый периоды климат арктических районов был теплыми доступным для иного растительного и животного мира, для человека и развития его цивилизации. Тилак исходил при этом и из модной тогда теории американского профессора Уоррена о первоначальной родине человека в арктической зоне. С этих позиций Тилак и анализировал данные древнеиндийской литературы, прежде всего Веды — древнейший священный памятник индийцев. На их основании он доказывал, что предки индийцев в доледниковый и межледниковый периоды обитали в арктических районах, а затем, около десяти-восьми тысяч лет назад — этим временем Тилак датировал последний ледниковый период, — двинулись под влиянием наступивших холодов на юг. Эти выводы были сделаны более полувека назад. Возможны ли они сейчас Так ли следует относиться к теории Тилака теперь, когда естественные и точные науки располагают иными материалами, дают другие датировки Дело тут не только в том, к какому времени относить доледниковый и межледниковый периоды, как понимать изменения климатических условий на тех или иных территориях земного шара, как оценивать сточки зрения современных знаний сведения индийцев о положении и движении светил на заре их истории, — вопросы, на которые и естественные, и точные науки дают разноречивые ответы. Главное — это выводы, к которым приходят такие науки, как история, археология, сравнительная лингвистика, историческая этнография. Конечно, и здесь еще остается много неясного, гипотетического, противоречивого. С помощью тех или иных научных фактов можно серьезно спорить о конкретных областях первоначального обитания предков индийцев, о времени их формирования и переселения. Но совершенно ясно, что сейчас речь не может идти ни о полярных районах, ни о столь отдаленном времени, как ледниковые эпохи. В настоящее время иначе понимаются и многие из тех данных ведийской и эпической литературы Индии, которые Тилак рассматривал как прямые свидетельства обитания индийцев в Арктике. МИФ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И все же остаются в древнеиндийской литературе такие указания, которые трудно оценить иначе, как отражение каких-то представлений об арктических областях. Это, например, уже упоминавшиеся сведения о полярной ночи и полярном дне. Как объяснить, в частности, наличие этих представлений не только в поздних астрономических и других научных трактатах, которые еще можно было бы условно понимать как результат теоретических умозрительных построений ученых того времени, но ив гораздо более древних памятниках Индии Обратимся лишь к некоторым сообщениям индийских источников. Средневековый ученый Бхаска-
ра-ачарья в своем астрономическом трактате писал, что в областях у Северного полюса полгода постоянный день, полгода постоянная ночь. В другом, более раннем астрономическом сочинении — «Сурья-сиддханта» сообщается, что в этих же районах боги видят солнце после одного восхода в течение половины его кругового вращения. Подобные данные содержатся и во многих других индийских научных трактатах и религиозных текстах периода поздней древности и раннего средневековья. Интересно, что эти сведения были подробно рассмотрены в специальном разделе фундаментального труда Индия великого среднеазиатского мыслителя и ученого, уроженца Хорезма Бируни (973–1048).
Бируни живо интересовался самыми различными науками, его перу принадлежат многие труды по математике, истории, географии, минералогии, физике, астрономии, являющиеся синтезом достижений современной ему науки. Воспитанный в традициях мусульманской образованности того времени, он вместе стем проявлял исключительный интерес к странам иного культурного круга, особенно к Индии. Бируни изучил санскрит, тщательно ознакомился со многими индийскими научными и религиозно-философскими сочинениями, консультировался с пандитами — знатоками индийских культурных традиций. Энциклопедический труд Бируни об Индии (полное его название Разъяснение принадлежавших индийцам учений, приемлемых рассудком или отвергаемых) фактически познакомил ученых Ближнего и Среднего Востока с выдающимися достижениями индийской цивилизации, к которой великий хорезмиец питал глубокое уважение. Поражает знание Бируни многочисленных индийских источников. Он неоднократно цитирует трактат одного из крупнейших математиков древней Индии, Брахмагупты (начало
VII в, — «Брахма-сиддханта». Бируни приводит следующие слова этого ученого об области у Северного полюса День обитающих там ангелов будто бы длится шесть месяцев, и их ночь также длится шесть месяцев. Бируни цитирует и отрывок из сочинения известного древнеиндийского астронома Арьябхаты (V в, согласно которому, эта область — царство ангелов — находится в зоне холода, севернее любого места на земле. И Брахмагупта, и Арьябхата могли исходить из теории шарообразности Земли, помещая область, где день и ночь длятся по шесть месяцев, в район Северного полюса. Но и индийские ученые, придерживавшиеся иных мнений о форме земли и даже считавшие, что земля плоская, также писали о той же северной области. Впрочем, и у Брахмагупты, и у Арьябхаты сведения о явлениях, которые мы могли бы назвать полярной ночью и полярным днем, выступают прежде всего как дань прочно укоренившимся в индийской литературе представлениям о стране на крайнем севере. Недаром оба ученых называют ее царством ангелов и включают в текст своих рассуждений слова будто бы. Это скорее традиционное понятие или принятый символ, на что обратил внимание уже Бируни. В главе О различных видах суток и о дне и ночи он излагает представления индийцев о человеческих сутках (состоящих из обычного дня и обычной ночи, о сутках предков и сутках дэвов» (те. богов. Сутки богов продолжаются целый год и слагаются из дня и ночи, длящихся по половине солнечного года. О сутках богов писали Арьябхата и другие индийские ученые. Бхаскара-ачарья, говоря о северной области, где полгода постоянный день, полгода постоянная ночь, называет такой день днем богов. Там, говорит он, священные существа видят солнце в течение шести месяцев, когда оно движется в пределах северной сферы поэтому путь солнца в этот период называется «уттараяна» — северный путь. В ряде индийских источников в качестве синонима к термину «уттараяна» употребляется «дэвая- на — путь богов. Эти представления восходят к значительно более раннему времени, до эпохи расцвета древнеиндийской математики и астрономии. Более того, подобные сведения можно попытаться найти в древнейшем памятнике индийской литературы — собрании священных гимнов «Ригведы», составленном не позднее X в. до н.э. Следует, конечно, учитывать характер этого собрания религиозных текстов. Они имеют вполне конкретную цель — воздать хвалу богами призвать их на помощь, чтобы получить от них определенные блага богатство, здоровье, силу, защиту от врагов. Кроме того, смысл многих отрывков гимнов «Ригведы» до сих пор остается не вполне понятным, ученые расходятся также в понимании ряда гимнов в целом. И мы не можем суверенностью утверждать, что когда в «Ригведе» говорится о завершении периода темноты и начале пути богов (дэваяна), те.
светлого времени, или о приближении пути богов с появлением зари, то здесь речь идет именно о том пути богов, когда солнце не заходит в течение полугода. Ноте же понятия встречаются в последующей повремени ведийской литературе — Брахманах, Араньяках, Упанишадах, датируемых временем до середины I тысячелетия до н.э. В них мы находим более определенные сообщения день — это путь богов, ночь — путь предков когда солнце, поворачивая к северу, находится в северной сфере, оно среди богов, когда оно поворачивает к югу и находится в южной сфере, — среди предков путь богов
(дэваяна), или северный путь (уттараяна), начинается с весеннего равноденствия. И еще более конкретное указание год — это один день богов, состоящий из дня и ночи. Что понимается под такими определениями, видно из следующего отрывка Законов Ману»: У богов день и ночь — год, разделенный надвое день — период движения солнца к северу, ночь — период движения к югу. Законы Ману» — свод этико-правовых норм, составленный во II в. до н.э. — I в. н.э.; их цель — тщательно регламентировать частную и общественную жизнь индийца. И тем не менее ив нем встречается это любопытное свидетельство. Сходные сведения мы находим также в эпических поэмах, но здесь они составляют неотъемлемую часть легендарных повествований о героях, событиях, странах. Вот один из рассказов о сказочной стране на дальнем севере, где вступление во мрак и выход оттуда, восходи закат лучезарного солнца, изгнание тьмы те витязи созерцали, были день и ночь для них равны году. В этой стране, где оказались герои «Махабхараты», можно было видеть, как высоко восходит в небе Большая Медведица (Семеро божественных риши во главе с Васишт- хой
3
»), как она вместе с другими созвездиями обходит круги вокруг укрепленной на небе Полярной звезды. А вот другой рассказ о той же таинственной стране. Здесь по полугодиям встает златокудрое солнце и остановившиеся воды принимают образы красивых украшений. Итак, перед нами неслучайные и отрывочные сведения, а прочная и длительная традиция передачи определенного цикла представлений. Но нельзя не заметить, что для создателей священных текстов, для эпических сказителей в Индии эти представления уже не имели реальной основы. Они выступают перед нами прежде всего как элементы мифа и связаны с другими мифическими образами и сюжетами. Полярные детали обычно приводятся в связи с повествованиями о богах, легендарных героях, их бессмертии. Невольно возникает вопрос не вымышлены ли эти полярные представления так нее, как и боги, мифические персонажи, потусторонняя жизнь Есть ли критерий, который позволяет отделить в мифах фантастическое от реального, чисто сказочное от возможного Здесь перед нами встает интересная и сложная проблема, с которой так часто приходится сталкиваться исследователям, — проблема соотношения мифа и действительности, сказки и реальности. АРИИ Прежде чем перейти к содержанию мифа, необходимо обратиться к фактам истории. Наукой установлено, что в сложении современных индийских народов большую роль сыграли пришедшие некогда в Индию племена, называвшие себя ариями. Распространяясь по территории Северной Индии, они смешивались с местным населением и ассимилировали его. На их языках и диалектах были составлены ведийские гимны, «Махабхарата» и «Рамаяна», многие другие произведения индийской литературы. Языки и диалекты этих арийских племен легли в основу таких современных языков Индии, Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланки, как хинди, урду, бенгали, сингальский, маратхи, гуджарати, синдхи и др. Вместе с иранскими они образуют индоиранскую ветвь индоевропейской группы языков. Эта группа — одна из наиболее многочисленных языковых семей мира в нее входят славянские, германские, романские, латышский и литовский, древнегреческий и ряд других живых и мертвых языков. В этих языках и сейчас имеется много общих черт. Но еще более близкими были они в древности, когда племена, говорившие на индоевропейских языках, жили в
3
Васиштха — великий мудрец-риши; его именем древние индийцы называли одну из главных звезд Большой Медведицы.
непосредственном соседстве друг с другом, а по мнению некоторых ученых, составляли единую группу племен с единым языком. Тесное родство индоевропейских языков было доказано еще впервой половине XIX в, когда закладывались основы блестящего направления лингвистической науки — сравнительного индоевропейского языкознания. Выработанная этой школой строгая научная методика позволила установить многие закономерности в развитии отдельных языков на различных этапах их истории, систему взаимоотношений друг с другом представителей обширной индоевропейской языковой семьи. Пользуясь сравнительно-историческим методом, ученые, например, установили, как произносились те или иные до сих пор неизвестные слова в ряде мертвых или малоизвестных языков. Правильность этих теоретических выводов много раз непосредственно подтверждалась археологическими открытиями, дарившими науке новые тексты, где содержались эти самые слова. Сравнительно-исторический метод дал возможность открыть и понять исчезнувшие и давно забытые языки, такие, как язык хеттов, речь которых звучала во II тысячелетии до н.э. в Малой Азии и на котором они вели переписку и составляли договоры с египетскими фараонами тохарский язык сего текстами, открытыми в песках Центральной Азии «бактрийский» язык, памятники которого стали известны только в последние годы и на котором говорили в юго-восточных областях Средней Азии и Афганистане в эпоху Кушанской империи, объединившей вначале новой эры обширные территории Индии и Средней Азии. Выводы сравнительно-исторической лингвистики о родстве и соотношении языков индоевропейских народов выдвинули целый ряд новых проблем древнейшей истории этих народов, их происхождения, хозяйственного уклада, социально-политического строя, культуры. Центральное место занимает вопрос об области и времени совместного обитания индоевропейских народов, те. об их прародине. Без более или менее определенных выводов поэтому вопросу невозможно и окончательное решение как упомянутых, таки ряда других важных научных проблем. Ответа на поставленный вопрос ждут не только историки и лингвисты, но и археологи, прежде всего те, которые исследуют интереснейшие памятники ряда древних культурна территории Советского Союза, где формировались и распространялись многие индоевропейские народы. Арийские племена, пришедшие в Индию, в языковом и культурном отношении были особенно близки к племенам иранской группы. Назаре своей истории и те и другие поклонялись одними тем же богам — доброжелательному к людям Митре, покровителю храбрых воинов могучему громовержцу Индре; они пели одинаковые священные гимны, хранили сходные мифы и легенды, слушали тождественные истории о своих любимых эпических героях на ритуальных церемониях и празднествах их жрецы приготовляли опьяняющую сому — священный напиток богов и бессмертных на легких боевых колесницах их лучшие воины поражали врагов на войне и устраивали ристания в мирное время. Удивительно сходной была социальная структура этих племен — общественное деление на военную знать, жрецов, свободных общинников, получившее оформление и закрепление в аналогичных идеологических представлениях и правовых нормах. Каждая из названных групп соотносилась с определенным цветом (жрецы с белым, военная знать с красными т.д.) и с одной из трех плоскостей космоса, на которые и индийцы, и иранцы подразделяли существующий мир, — с небом, пространством между небом и землей, землей. Сохранившиеся до нашего времени собрания священных гимнов — Веды индийцев и Авеста иранцев — очень близки между собой по языку, мифологическим образам, многим сюжетам. И индийские, и иранские племена называли себя ариями, а свои страны — арийскими. Уместно отметить, что имевшее распространение в расистской литературе одиозное применение термина арии, арийцы в отношении всех индоевропейских народов не имеет под собой научной основы. Единственно обоснованным является его употребление для обозначения индоиранских племени народов, как они и называются в научной литературе. В качестве самоназвания слова арий, арии определенно встречаются лишь в индоиранских языках. Так называли себя творцы Веди индийских эпических сочинений, составители Авесты, авторы древнеперсидских надписей. От слова арии происходят названия различных индийских и
иранских племени областей. Центральная часть Индии, долина священного Ганга, называлась в древности Арьяварта — страна ариев», того же происхождения современное название Иран. Все указанные общие черты являются наследием той отдаленной эпохи, когда предки индийских и иранских племен жили рядом друг с другом, в пределах единой территории. Данный вывод — общепризнанное в науке положение, исходящее из исторической реальности индоиранского единства. Но где именно находилась прародина ариев — вопрос, остающийся до сих пор нерешенным, вызывающим оживленные дискуссии. Он непосредственно связан с более общей проблемой происхождения предков индоевропейских народов в целом но и ее решение пока может быть намечено лишь в самых общих чертах. Сравнение данных различных индоевропейских языков дает возможность в какой-то мере воссоздать растительный и животный мир, климатические условия, ландшафт областей, где предки индоевропейских народов могли жить в период их совместного обитания. Эти материалы заставляют исключить как полярные и непосредственно примыкающие к ним области, таки жаркие районы Средиземноморья и Южной Азии. Следует учитывать также области распространения индоевропейских народов в исторический период — от кельтских племен Британских островов и Галлии до ариев Индии. Но тем не менее подобные данные сравнительной лингвистики и археологии не позволяют точно решить, где располагалась первоначальная родина индоевропейцев. Ее ищут в Северной и Центральной Европе, на Балканах, в Северном Причерноморье, в южнорусских степях и далее к востоку — в Казахстане и Средней Азии. Каждая из таких теорий имеет своих ярых защитников, свои доводы и аргументы. Эпоха индоевропейской общности относится к глубочайшей древности. Позднее, после распада этого единства, различные группы индоевропейских племен расселились по значительно более обширным пространствам. И снова идут споры о том, когда и на каких территориях происходило формирование выделившихся из индоевропейской общности предков арийских народов. Прародину ариев также помещают в самых различных областях — от низовьев Дуная и Средней Европы до Алтая и границ Индии. Особенно популярна в науке теория среднеазиатского происхождения ариев. Ее многочисленные сторонники считают, что именно Средняя Азия была местом сложения арийских племен, их цивилизации, духовной культуры, эпоса. В индийской науке существует даже мнение о том, что Индия была самой ранней областью обитания ариев. Но этому явно противоречат многие данные, в том числе о распространении индоевропейских племен, из среды которых происходили и арии. Не был родиной ариев и Иран. Еще во II тысячелетии до н.э. на его современной территории обитало население совершенно иной этнической принадлежности. Лишь позднее здесь появились племена, говорившие на иранских языках и диалектах и называвшие себя ариями. Однако откуда и какими путями пришли они в Иран, до сих пор остается недостаточно ясным. В настоящее время к иранской группе народов принадлежат персы, таджики, курды, осетины и ряд других народов. Но еще обширнее была область распространения иранских племен в древности. Она охватывала территорию от Северного Причерноморья до Восточного Туркестана. СКИФЫ Во многих районах Украины и Казахстана, Волжско-Уральских степей и Алтая и сейчас высятся древние курганы, принадлежавшие скифами родственным им племенам. Благодаря раскопкам скифских курганов были получены богатейшие материалы, позволяющие судить об образе жизни древнего населения названных территорий, его социальном строе, религиозных представлениях, культуре и искусстве. В музеях разных стран, особенно в Советском Союзе, в частности в Эрмитаже ив его знаменитой Золотой кладовой, хранятся памятники искусства, добытые из скифских курганов. Многие из них выполнены в так называемом зверином стиле. Они и сейчас поражают утонченным мастерством, совершенством форм, экспрессией, выразительностью стиля. Интерес к этим памятникам очень велик как среди специалистов, таки среди широких кругов ценителей искусства. Им посвящена поистине необъятная литература. Однако до сих пор нет окончательного ответа на вопросы об истоках, путях развития и первоначальном происхождении этого искусства. Памятники звериного стиля стали широко известны еще в XVIII-XIX вв., после находок в больших курганах Украины и Северного Кавказа. В течение долгого времени многие ученые считали, что они изготовлялись для скифов и их вождей мастерами греческих городов Северного Причерноморья, а иногда и самой Эллады. Но находки образцов этого стиля не ограничены территорией Украины и Северного Кавказа. Область их распространения простирается далеко на восток, до Средней Азии, Памира, Алтая и Саян. На Алтае благодаря вечной мерзлоте подкаменной кладкой курганов сохранились не только предметы из металла, но и выполненные в зверином стиле причудливые изображения на предметах из дерева, кожи, на тканях и даже на татуированных телах вождей. Каждое новое открытие, казалось, вело исследователей к проникновению в тайны скифского искусства. Однако взгляды на его происхождение оставались различными. В 1947 г. близ местечка Зивийе, к востоку от города Саккыза, в Северо-Западном Иране после бури обрушился склон холма местные жители обнаружили массу предметов из золота, серебра, слоновой кости. Началась бойкая торговля предметами древности. Значительную их часть удалось собрать в Археологическом музее Тегерана, но многие из этих замечательных образцов художественного ремесла попали в частные собрания Европы и Америки. По мнению ряда ученых, обнаруженные предметы, получившие первоначально название «Саккызский клад, на самом деле инвентарь погребения знатного вождя, захороненного в конце VII в. до н.э. Кто был этот вождь Кого считать создателями найденных памятников искусства Местность эта в те времена находилась на территории Маннейского царства — соседа и соперника грозной Ассирии. На связи с Ассирией прямо указывает серия вещей клада. Другая группа изделий выполнена в местных традициях. Но каково же было удивление ученых, когда оказалось, что многие предметы находят совершенно иные аналогии — в скифском мире, а некоторые почти повторяют по общему облику, изображенным сюжетами стилистическим особенностям изделия из скифских курганов Украины и Северного Кавказа. Из скудных, но все же определенных данных письменных источников давно было известно, что в VII в. до н.э. в Передней Азии появились скифы. По рассказу Геродота (V в. до н.э.), они пришли сюда через Кавказ, берегом Каспийского моря. Древние государства Востока сразу же почувствовали на себе боевую мощь скифской конницы. Она неожиданно появлялась в самых различных местах — от Ирана и Малой Азии до границ Египта, где скифам принес дань фараон Псамметих. Ассирийский царь Асархаддон искал союза со скифами и намеревался отдать свою дочь в жены скифскому царю Партатуа. В зависимости от скифов оказались мидяне и другие западно-иранские племена. Господство скифов в Передней Азии закончилось, по рассказу Геродота, после того, как царь Мидии Киаксар (625–585 гг. до н.э.), пригласив на пир скифских вождей, предательски перебил их. Точно неизвестно, где находился центр обитания скифов вовремя их походов по странам Передней Азии и существовало литам собственно Скифское царство со своей особой территорией. Но из ассирийских текстов мы знаем о пребывании скифов в Маннейском царстве. Поэтому ученые нередко считают, что «Саккызский клад является погребением одного из скифских вождей. Скифские вещи из клада служат важным аргументом в пользу теории о переднеазиатских корнях скифского искусства и его звериного стиля. Защитники этой теории считают, что основы звериного стиля были восприняты скифами в период их пребывания в Передней Азии, а затем, после их возвращения на родину, скифский звериный стиль распространился по всему кочевому миру евразийских степей. Но эта точка зрения отнюдь не является общепризнанной. Сторонники иного мнения ссылаются на материалы, обнаруженные при раскопках в восточных областях скифского мира ведь и здесь, далеко от Кавказа и Причерноморья, известны памятники звериного стиля. А некоторые из них происходят из курганов Восточного Казахстана и Тувы, датируемых исследователями или даже VIII в. до н.э. (например, Аржан в Туве. Поэтому, утверждают противники переднеазиатской гипотезы, происхождение скифского звериного стиля неправомерно объяснять его заимствованием в Передней Азии. Он бытовал в различных частях скифского мира независимо от походов европейских скифов на Ближний Восток и до их возвращения в южнорусские степи. Скифские же изделия «Саккызского клада были, очевидно, изготовлены по заказу скифских вождей и выполнены в уже существующих традициях скифского искусства, также как позже и греки, следуя этой традиции, производили многие предметы для скифов. Споры, однако, на этом не завершаются. В противовес приводимым выше аргументам указывают, что датировки упомянутых курганов Восточного Казахстана и Тувы весьма условны, что в Передней Азии, и особенно в Западном Иране, обнаружены изделия IX-VIII вв. до н.э., выполненные в манере, сходной с характерными особенностями скифского звериного стиля. Таким образом, вопрос о корнях скифского искусства в целом и его звериного стиля, об области их первоначального возникновения во многом продолжает оставаться загадкой. Создается впечатление, что звериный стиль возник примерно водно время на всем огромном пространстве скифского мира. Однако на этих территориях пока неизвестны памятники искусства, из которых можно было бы непосредственно выводить особенности звериного стиля. Может быть, он существовали ранее в предметах, изготовленных из кожи, дерева, на тканях, но они, к сожалению, обычно не сохраняются в древних погребениях. Или же действительно происхождение скифского звериного стиля следует прежде всего связывать с пребыванием скифов в Передней Азии В любом случае остается фактом, что в Юго-Восточной Европе изделия звериного стиля появляются с конца VII — начала VI в. до н.э.; они найдены в курганах Северного Причерноморья и Прикубанья вместе с обнаруженными там же предметами типично переднеазиатского стиля (урартского, ассирийского, маннейского и пр. Эти курганы, очевидно, насыпаны над могилами тех вождей скифов, которые совершали ранее походы в Переднюю Азию. Именно эти племена Юго-Восточной Европы, Северного Причерноморья именовали себя скифами (под таким именем они были известны и народам Передней Азии. Позднее греки перенесли это название — скифы — и на другие племена евразийских степей со сходными формами хозяйства, быта и культуры. Причерноморские скифы создали могущественное политическое объединение, возглавлявшееся племенем царских скифов. В конце VI в. до н.э. его безуспешно пытался завоевать Дарий I — царь могущественной в то время державы — государства Ахеменидов. По сообщению Геродота, восходящему во многом к рассказам скифов, вторгшиеся в Скифию войска Дария были вынуждены в конце концов спасаться бегством, побросав свои обозы и раненых. ПЕРСТЕНЬ СКИЛА Уже очень рано рядом со скифскими племенами на северных берегах Черного моря обосновались выходцы из эллинского мира. В VIII-VII вв. до н.э. они приезжали сначала для торговли, а затем создали здесь свои многочисленные поселения Ольвия (у устья Буга, Херсонес Таврический (около Севастополя, Пантикапей (совр. Керчь) и другие. Эти греческие города тесно были связаны с местным населением. Некоторые из них признавали власть скифских царей. Скифы обычно благожелательно относились к греческим колонистам, торговали сними, ценили получаемые от них предметы художественного ремесла. Греки внимательно следили за событиями в стране скифов, интересовались их обычаями, традициями, религией. Сочинения античных авторов содержат много данных о Скифии. Особенно интересно ее описание в труде Геродота, который бывал в Ольвии и беседовал со скифами. Правдоподобность многих античных свидетельств и рассказов о Скифии, в том числе и самого Геродота, не раз вызывала сомнения ученых, но новые археологические материалы неоднократно подтверждали достоверность сведений о нравах и обычаях скифов, конкретных эпизодах их истории. Примером тому может служить история о скифском царе Скиле, о котором Геродот сообщает следующее. У царя Ариапита было много сыновей. Наследовал же ему сын от эллинки Скил, которого мать научила греческому языку и грамоте. Испытывая склонность к эллинским обычаям он часто посещал Ольвию. Сопровождавшее его войско он оставлял у городских ворот, которые велел запирать, чтобы скифы не знали, как он проводит в Ольвии время. Здесь он жил как эллин одевался в греческое платье, приносил жертвы греческим богам. Когда же Скил был посвящен в таинства вакхического бога Диониса, один из жителей города с насмешкой рассказал об этом скифам, ожидавшим своего вождя. Он тайно провел их на башню, откуда они сами увидели царя в вакхическом исступлении. После этого скифы взбунтовались, свергли Скила и сделали царем его брата. Скил был вынужден бежать за Дунай к царю фракийцев. Новый скифский царь двинулся войной на Фракию. Недалеко от Дуная сошлись войска фракийцев и скифов. Но битва не состоялась, т.к. цари договорились между собой. Скил был выдан брату- сопернику и обезглавлен. Так оберегают скифы свои обычаи итак сурово карают тех, которые заимствуют чужое, — заключает Геродот. Золотой гребень из скифского кургана Приднепровья. IV в. до н.э.
Геродот — единственный, от кого была известна история Скила. У ученых не было уверенности в достоверности этого повествования, а некоторые из них даже сомневались в реальном существовании самого Скила. Но вот в румынской Добрудже (между низовьями Дуная и Черным морем) был найден древний золотой перстень. По стилистическим особенностям ученые отнесли его кв. до н.э. На перстне греческими буквами вырезано имя Скила (поданным Геродота, Скил был царем скифов в середине V в. до н.э.). На перстне изображена богиня с зеркалом в руках, сидящая на стуле или троне. Такой сюжет встречается на многих изделиях скифского искусства. Часто перед сидящей богиней с зеркалом изображен скифский вождь. Эти сцены символизируют получение власти скифским царем от божества — сидящая богиня, очевидно, Табити, которую, как сообщал Геродот, скифы чтили выше всех прочих божеств и называли царицей скифов.
Деталь гребня Место находки царского перстня совпадает с районом, где, по Геродоту, погиб Скил. Был ли перстень потерян или брошен Скилом, когда он спасался от преследователей Или он был снят сего руки перед казнью Можно строить различные догадки. Но важно, что в греческой надписи на перстне упоминается также еще одно имя — Аргот. По мнению специалиста по греческой эпиграфике Ю.Г.Виноградова, это имя первоначального владельца перстня — деда Скила и отца Ариапита. СКИФЫ, САРМАТЫ, АЛАНЫ, ОСЕТИНЫ Еще в XIX в. шли горячие споры о томна каком языке говорили скифы. Высказывались самые различные мнения. Полагали, например, что скифы принадлежали к тюркским или монгольским народам. Прошло немало времени, прежде чем стало ясно, что язык скифов относился к индоевропейской семье языков, к ее индоиранской ветви. Первоначально такой вывод был сделан на основании анализа некоторых имен скифов, упоминаемых в сочинениях античных авторов. Ученые установили, что имена эти иранские, т.к. они образованы от слов, уже известных исследователям по памятникам древнеиранской письменности (Авеста и др. Важным этапом в изучении языка древнего населения причерноморских степей — скифов и родственных им сарматов — явился лингвистический анализ личных имен, содержащихся в греческих надписях из эллинских городов Северного Причерноморья. Эти надписи, детально исследованные русскими учеными (академиком В.В.Латышевым и др, дали богатейший ономастический материал. Наряду с греческими в них упоминается большое число личных имен иного происхождения, принадлежавших местному, неэллинскому населению. Среди них уже в конце XIX в. были выявлены многие бесспорно иранские имена. Большая заслуга в установлении этого факта принадлежит русскому ученому В.Ф.Миллеру (1848–1913). Ему удалось также доказать особую близость языка скифо-сарматских племен к одному из современных иранских языков — осетинскому. В.Ф.Миллер внес большой вклад в исследование языка, культуры, фольклора и эпоса осетинского народа. Олень. Золотая обкладка щита из скифского кургана Прикубанья. VI в. до н.э. Изучение скифо-сарматской ономастики успешно продолжалось ив последующие десятилетия. Число имен с надежно установленной иранской этимологией намного возросло благодаря исследованиям немецкого ученого М.Фасмера, венгерского востоковеда
Я.Харматты и прежде всего советского ираниста В.И.Абаева, который раскрыл значение целого ряда непонятных ранее скифских имен. Результаты исследований он обобщил в своем труде Скифский языки в других работах по истории осетинского языка и культуры. Наряду с личными и племенными именами ученые проанализировали древние географические названия с территории Скифии. До настоящего времени такие реки, как Дон, Днепр, Днестр, носят названия, связанные с древним скифским миром. Они восходят к скифскому слову «дану» (позже дан) — река, известному ив других иранских языках, в авестийском ив современном осетинском (дон — река, вода. В античной литературе Дон постоянно именуется Танаисом. Греческое «Танаис» также связано со словом Дан. В основе современного названия Днепра (древнерусское
Дѣнѣпръ
) лежит более древнее «Дан-апр» (в греческой передаче Данаприс) — река глубокая. От Дан образовано и имя Днестра (древнее русское
Дѣнѣстръ
), засвидетельствованное позднеантичными и византийскими источниками как «Данастрис», «Данастер». Название реки Прут, о которой Геродот сообщает, что она по-скифски именуется «Пората», связано с осетинским форд — большая река, море (современное осетинское ф закономерно восходит к более древнему па д — к т.

Геродот упоминает и другие реки Скифии (не все они, конечно, сохранили до настоящего времени свои названия. Таково, например, имя Пантикапа (вероятно. Ингудец — приток Днепра. Оно состоит из слов «панти» — путь и капа — рыба первое существовало в ряде индоевропейских языков, в том числе иранских и индийских, а второе засвидетельствовано лишь иранскими языками, родственными скифскому, в том числе осетинским. Тоже имя — рыбий путь — в древности, очевидно, носили Керченский пролив, на берегу которого была основана греческая колония Пантикапей (этот город тщательно изучен советскими археологами. Уже в скифский период Азовское море и Керченский пролив славились обилием рыбы. Об этом неоднократно упоминается в античных источниках. Так, в своих судебных речах Демосфен не разговорило груженных соленой рыбой судах, шедших из Пантикапея. Кстати, знаменитого древнегреческого оратора упрекали за скифское происхождение его бабка была скифянка, вышедшая замуж за грека, жившего в Причерноморье. Самоназвание Черного моря также восходит к далекой скифской эпохе. Его обычное древнегреческое имя — «Понт Эвксинский», те. гостеприимное море. Но «Эвксейнос» — гостеприимный — в этом названии является позднейшим греческим осмыслением более раннего названия «Аксейнос» (по-гречески — негостеприимный, как еще именуют Черное море («Понт Аксинский») греческий поэт Пиндар, трагик Эврипид и др. А это название происходит от имени «Ахшайна» (отсутствовавшее в греческом ш воспринималось в нем как с. Данное слово, известное во многих иранских языках, включая осетинский, означает темный, «темно-серый», «темно-синий». Здесь, безусловно, непростое созвучие, а непосредственная связь названий — греческого «Аксейнос» и иранского слова «ахшайна»; известно, что в древности ив Иране Черное море именовалось морем Ахшен» (от более древнего
«Ахшайна»). Эти и многие другие данные не оставляют сомнения в том, что скифы и сарматы принадлежали к числу ираноязычных народов. Глубокому анализу ученые подвергли также скифские легенды и сказания, которые донесли до нас античные писатели. В результате было выявлено много общего в религии, мифологии и эпосе скифов и других индоиранских народов, обитавших в Индии, Иране, Средней Азии. И теперь еще в национальном осетинском эпосе Нарты сохраняются сюжеты и образы, которые находят прямые соответствия в древней литературе Индии и Ирана. В Нартах прослеживаются также многие черты, отражающие религиозные и мифологические представления, конкретные особенности быта и традиционных обычаев скифов. Двигаясь вглубь веков, мы видим, какую важную роль играли ираноязычные племена в истории юга нашей страны. В поздней древности и раннем средневековье в Византии и Западной Европе они были известны под именем аланов (кстати, это имя, как и самоназвание осетин в их эпосе — «аллон», также происходит от слова арии, «ариана» — в сармато-аланских диалектах закономерно «алан»). В русских летописях они именуются ясами. В эпоху Великого переселения народов, на рубеже древности и средневековья, группы аланских племен проникли далеко на запад они сражались на территории Франции, Испании, Северной Африки. События этой и последующих эпох вплоть до монгольских завоеваний сильно изменили этническую карту степных пространств Евразии обитавшие здесь ираноя- зычные племена и народности смешались с тюркскими племенами и народами, такими, как печенеги, половцы, узбеки, туркмены, казахи. В древности эти степные территории были в основном заняты ираноязычными племенами. Тогда к ним, в том числе к сарматами аланам, прилагалось общее название скифы, но собственно скифами, как мы уже говорили, называлась одна группа племен Юго-Восточной Европы. ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ ЗА СКИФИЕЙ Именно об этих скифских племенах, находящихся в тесных контактах с эллинским миром, сохранились наиболее подробные сведения в античной литературе. Из нее мы узнаем о различных сторонах жизни скифов и их культуре. Обширна и многообразна была народная традиция скифов. Они обладали богатым эпосом, сложными мифологическими и религиозными представлениями. Об этом можно судить даже по отдельным отрывкам, сохранившимся в трудах античных авторов.
И вот среди этих пестрых, случайно дошедших до нас фрагментов скифского эпоса мы находим неожиданно параллели к индийским сказаниям о полярных странах. Так, Геродот пишет, что, по сообщениям скифов и живущих за ними племен, далеко на севере обитают люди, которые спят по шесть месяцев. Это краткое свидетельство предполагает, что в рассказах племен Скифии упоминались северные области, где ночь продолжается полгода. И действительно, в античной литературе об этом имелись и более подробные сведения. В ней говорилось о стране, расположенной к северу от Скифии, за областями, окутанными густым мраком, подверженными действию страшного холода и леденящему веянию северного ветра, стране, где день продолжается полгода, по утрам этого дня жители сеют, в полдень жнут, а вечером собирают плоды деревьев. У римского географа Помпония Мелы (1 в. н.э.) в его труде Описание земли, основанном на многих более ранних сочинениях, мы читаем о тех же областях за Скифией, уса- мого Северного полюса Там солнце восходит и заходит не ежедневно, как у нас, но, взойдя впервые вовремя весеннего равноденствия, заходит только вовремя осеннего. Таким образом, шесть месяцев продолжается день и столько же месяцев непрерывная ночь. А вот что писало странах к северу от Скифии известный естествоиспытатель Плиний
(I в. н.э.): Здесь полгода бывает светло. однажды в год, вовремя летнего солнцестояния, встает у них солнце и однажды, вовремя зимнего солнцестояния, заходит. Невольно вспоминается почти точно совпадающий отрывок из первой главы индийских Законов Ману» о стране, где год состоит из ночи и дня день — это движение солнца к северу, ночь — движение солнца к югу. Равным образом с приведенными свидетельствами о Скифии перекликаются и данные древнеиндийской литературы о стране, где солнце встает лишь разв году и светит полгода, а вторую его половину окутывает тьма ночи. Здесь снова встает вопрос, который уже возникал в связи с полярными представлениями у древних индийцев не являются ли эти представления результатом умозрительных выводов и научного осмысления Да, такое осмысление мы находим, например, у Плиния. Но также как индийские математики и астрономы лишь объясняли существовавшие ранее подобные сведения, таки античные ученые в соответствии с географическими и астрономическими познаниями своего времени толковали данные более древней традиции. Плинию, в частности, судя по его словам, были известны различные рассказы о полярных явлениях и их разные трактовки. Это подтверждается и сообщением Солина — римского географа (II-III в. н.э.). Следуя во многом за Мелой и Плинием, он, однако, приводит и иные мнения поэтому вопросу в стране за Скифией, на далеком севере, якобы существуют два солнца — заходящее и восходящее но этого не допускает разум, — замечает Солин и продолжает — Полагают, что там находятся мировые оси и крайние пути созвездий, шестимесячный свети заходящее только на один день солнце хотя некоторые думают, что там солнце восходит и заходит не ежедневно, как у нас, нов весеннее равноденствие восходит, а в осеннее заходит таким образом, в течение шести месяцев продолжается бесконечный день, а в другие шесть — постоянная ночь. Уже Плинию была хорошо известна последняя точка зрения, но она кажется ему неверной. Говоря о стране, где полгода бывает светло, он считает, что это время длится не от весеннего равноденствия до осени и что так утверждают невежды. Сам Плиний, как мы видели, придерживается иного взгляда. Правда, невежды, не мудрствуя лукаво и, быть может, просто повторяя полученные где-то сведения, были, возможно, ближе к истине, чем Плиний. Но сейчас для нас важно другое подобные представления бытовали задолго до эпохи расцвета римской и эллинистической науки. Об этом ясно свидетельствует и приведенное нами выше сообщение Геродота. Тоже самое наблюдалось ив Индии ученые повторяли древнюю традицию, пытаясь объяснить ее, или принимали традиционные положения в качестве канона. Иногда они, подобно Бхаскара- ачарье, признавались, что не понимают противоречивых свидетельство полярных явлениях, и готовы были отнести их за счет невежественного вымысла. Таким образом, ив античном мире, ив Индии возникновение подобных сюжетов нельзя отнести за счет чисто умозрительных построений. Но как тогда объяснить происхождение
этих рассказов — вымыслов или преданий Имеют ли они какую-либо реальную основу Попытаемся проследить, в какой связи в дошедших до нас источниках рассказывается об арктических феноменах в областях за Скифией. Хотя страна скифов и находилась далеко от Заполярного круга, но все же гораздо ближе к нему, чем Индия. Может быть, именно здесь легче определить истоки этих преданий и конкретную географическую панораму ПУТЬ К ИССЕДОНАМ Данные о заскифской области полярной ночи приводятся в сочинениях античных авторов при географической характеристике стран скифов и их соседей. Эти авторы обычно начинают свои описания со страны скифов и затем двигаются вглубь материка к северу или севе- ро-востоку, пересекая Танаис-Дон, и следуют до каменистых областей, расположенных у подножий гор. Наряду сданными о местоположении, природе и климате описываемых территорий античные авторы рассказывают и оживших там народах, их обычаях и нравах.
Геродот сообщало племенах далеко за Скифией; тисеагетах и иирках, занимавшихся охотой и населявших лесостепные или лесные районы восточнее их обитали скифы-степняки, родственные причерноморским. Далее к северу лежала земля каменистая и неровная. Пройдя по ней, можно было попасть к жившим в лесных областях аргиппеям; у них, по Геродоту, была особая речь, необычные черты лица, причудливые обычаи. Недалеко находилась страна исседонов. Эти народы были известны не только Геродоту, но и многим другим античным авторам. Приводимые описания глубинных территорий основывались прежде всего на сведениях, которые сообщали грекам скифы. В северо-восточные страны из Скифии шел торговый путь. Они были достаточно хорошо известны и скифами греческим колонистам Северного Причерноморья. Геродот специально подчеркивает правдивость сведений о заскифских областях вплоть до аргиппеев. Он говорит, что туда ходят некоторые скифы, от коих, как и от эллинов торжища Борисфена (те. Ольвии), можно легко добыть сведения кто из скифов посещает их, тот пользуется для своих деловых сношений семью переводчиками и семью языками. Сведения греков о заскифских странах постоянно умножались. Расширялся и географический кругозор эллинов, которые вели торговые делана пути, ведущем в отдаленные районы. Некоторые, вероятно, и сами совершали туда путешествия. Широкую известность приобрели сообщения Аристея о его странствиях в VII в. до н.э. в далекие заскифские области. В поэме «Аримаспейа» он рассказывало своем пребывании в стране исседонов, их жизни и обычаях, а также о других странах, племенах, народах, как реально существовавших, таки, безусловно, легендарных. Поэма Аристея была хорошо известна многим греческим авторам до эпохи Геродота. И для них Аристеева традиция не служила единственным источником познаний о Скифии, ее близких и далеких соседях. Различны, например, сведения об одних и тех же народах, разнообразны описания их обычаев, нравов, известны несколько форм тех или иных племенных названий (в частности, аргиппеев и исседо- нов. В эллинский мири после Геродота, собравшего много сведений о Скифии и составившего ее подробное описание, продолжала поступать новая информация о далеких районах за
Скифией. Она содержалась, например, в труде современника Геродота логографа Гелланика
«Скифика», в котором он излагал неизвестные ранее в античном мире сюжеты скифского эпоса и называл имена далеких северных народов. К сожалению, — такие сочинения, за исключением труда Геродота, не сохранились полностью, но их сведения использовались другими античными авторами, живо интересовавшимися скифским миром. К ним относятся древние греческие поэты Алкман (конец VII в. до н.э.) и Пиндар (VI-V вв. до н.э.), известный географ и путешественник Гекатей Милетский (VI-
V вв. до н.э.), трагики Эсхил (VI-V вв. до н.э.) и Софокл (V в. до н.э.), врач Гиппократ (V в. до н.э.), логограф Дамаст (V в. до н.э.), величайший мыслитель древности Аристотель (IV в. до н.э.) и многие другие древнегреческие, а затем римские и византийские поэты, писатели, ученые. Данные этой богатой традиции позволяют во многом воссоздать бытовавшие в эллинском мире представления о Скифии VII-IV вв. до н.э.
Гриф. Рукоятка меча из скифского кургана Прикубанья. V в. до н.э. Страну причерноморских скифов и их близких соседей греки знали достаточно хорошо сведения же о более отдаленных народах, вплоть до аргиппеев и исседонов, былине столь определенны, и уже совсем фантастический характер носили описания стран за аргиппеями и исседонами. Там якобы обитали люди с козлиными ногами и одноглазые аримаспы, постоянно борющиеся со стерегущими золото грифами. Этот популярный сюжет вдохновил
Эсхила в его трагедии Прикованный Прометей наследующие строки «Остроклювых бойся грифов, зевсовых собак безмолвных Одноглазой конной рати аримаспов, живущих у золото- текучего Плутонового потока. Реки, текущие в золотых руслах, золото, которое стерегут грифы, связывались в таких рассказах с высочайшими горами многие античные авторы назвали их Рипами, Рипейскими (или Рифейскими) горами. В этих горах, в пещере, находилось жилище сурового Северного ветра. А еще дальше, за горами, помещали море, или океан, и славившийся баснословными чудесами народ, который греки называли гипербореями. Подобные рассказы, по-видимому, смесь реальности и вымысла, плод фантазии, ноне греческих авторов, а в основном скифов и их соседей, на сообщения которых и ссылались эллины. Скифы, а вслед за ними и многие античные авторы верили в реальное существование легендарных народов Севера. Впрочем, скифы не утверждали, что они бывали в этих далеких странах и видели их обитателей. Геродот, хорошо знакомый со всей этой традицией, осторожно подходил к оценке рассказов об обитателях Севера, передавал лишь некоторые из них и не считал их правдоподобными.
Сосуд из скифского кургана в Крыму. IV в. до н.э. ВОСТОК ИЛИ СЕВЕР Современные ученые по-разному трактуют данные античной традиции и различным образом размещают на карте народы за Скифией. Наиболее убедительно положение, согласно которому торговый путь из Скифии вел до лесных районов Поволжья и областей Южного Приуралья это мнение, в частности на основе археологических материалов, было убедительно обосновано известным советским ученым Б.Н.Граковым. Если принять такое направление торгового пути, исседонов следует помещать в Заволжье у Южного Урала или в Зауралье. Возможно, справедливо отождествление имени исседонов, или «исседов» (такая форма также встречается в источниках, с названием реки Исеть, на которой стоит современный Свердловск. Еще в XVII в. была известна область Исетия, упоминаемая в русских документах в
XVIII в. эти районы Зауралья входили в особую Исетскую провинцию Российского государства. Если следовать таким выводам, то высокие горы (Рипейские), у которых живут аргип- пеи и исседоны, — Уральский хребет (неслучайно вслед за античной традицией русские поэты М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин и др. именовали Уральские горы Рифейскими). Но часто на географическую карту современные ученые наносят области не только аргиппеев и исседонов, но также одноглазых аримаспов, гипербореев и даже «остроклювых» грифов. Их обычно помещают далеко на востоке.
Сцена лечения. По мнению советского скифолога Д.С.Раевского, здесь изображены
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов


связь с админом