Главная страница
qrcode

Хайдеггер и восточная философия поиски взаимодополнительности культур Е. А. Торчинов, М. Я. Корнеев


НазваниеХайдеггер и восточная философия поиски взаимодополнительности культур Е. А. Торчинов, М. Я. Корнеев
АнкорKhaydegger i vostochnaya filosofia.pdf
Дата30.09.2017
Размер1.76 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKhaydegger_i_vostochnaya_filosofia.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРеферат
#39667
страница31 из 31
Каталогid40469362

С этим файлом связано 70 файл(ов). Среди них: УМКСоциальная антропология 15.09 редактировано 20.09.doc, 10.gif, 9.gif, autofagia_i_apoptoz.pdf, Khaydegger_i_vostochnaya_filosofia.pdf, Manipulyatory_soznaniem_-_G_Shiller.pdf и ещё 60 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31
взаимодополнительности культур
285 человечества, в которой африканская история займет свое достойное место. Мы имеем ввиду уже упоминавшуюся его работу «Негритюд и всемирная цивилизация. Это его речь на открытии коллоквиума по африканской литературе на французском языке в Дакарском университете 26 марта 1963 года. Здесь он снова подчеркивает специфику сущности негроафриканца, заявляет, что негритюд
– не расизм (только черного цвета) как антитеза расизму белого человека, а просто сумма ценностей цивилизации черного мира, причем не только его прошлой истории, но и настоящей, современной. И все же, несмотря на все имеющие расовые различия и даже конфликты, единая мировая цивилизация могла бы стать идеалом. Африка могла бы внести свой вклад в будущую мировую цивилизацию, особенно через свое искусство. Некоторые параллели между экзистенциальной философией Сенгора и философией Хайдеггера обнаруживаются в их критическом отношении к классической метафизике у Хайдеггера был свой способ преодоления метафизики, у Сенгора – свой. Хайдеггер критиковал декартовское cogito ergo sum с позиции своего способа философствования, Сенгор заменял декартовское мыслю, следовательно, существую на танцую, следовательно, существую. Значительное сходство между творческими устремлениями Сенгора и Хайдеггера обнаруживается в их отношении к поэтическому мышлению, искусству, языку. Стоит напомнить лишь такие работы Хайдеггера, как Исток произведения искусства (1936), «Гельдерлин и существо поэзии (1936), К чему поэт
(1946), «… поэтом живет человек (1953), Существо языка (1958), Поэзия и мысль, Путь к языку (1959), Языки родина (1960), Происхождение искусства и определение мышления (1967), Вопрос об определении искусства
(1970), как станет ясно, куда повернулось философствование после его поворота. Сенгор не только размышляло поэзии, о негроафриканской эстетике, но и сам был выдающимся поэтом (в 1966 году он был признан лучшим поэтом Африки. Его труды поэтического содержания были предметом дискуссий в недавнем прошлом. Целая серия статей появилась в конце х г.г. во Франции, в которых, пожалуй, впервые был осуществлен серьезный критический разбор его поэтического творчества. Сенгор известен во всем мире именно как поэт. Можно только предполагать, как Хайдеггер оценил бы поэзию Сенгора, будь с ней знакомили пожелай он с ней познакомиться.
840 Senghor L.S. Negritude et civilisation de l’universel // й africaine, №46. 2e trimestre 1963. P. 8–
14.
841 Senghor L.S. 1) La po?sie de l’action: conversation avec Mohamed Aziza. Paris, 1980; 2) L’apport de la po?sie negre au demi siecle. Libert? I; Anthologie de la nouvelle po?sie n?gre et malgache de langue francaise.
Paris, 1948, 1969.
842 Senghor L.S. L’esth?tique negro-africaine // Diogene, 1956. №16.
843 См Revue d’Histoire Litteraire de la France. 1988. №2.
844 Senghor L.S. Son oeuvre et ses amis poetiques-peintres-graveurs // Bibliotheque Nationale Luxembourg,
1983.
Евгений Алексеевич Торчинов, Михаил Яковлевич Корнеев: «Хайдеггер и восточная философия поиски
взаимодополнительности культур
286 Теперь о соотношении экзистенциальной философии
Сенгора с экзистенциализмом Сартра. Сенгор был лично знаком с Сартром. Между ними существовали тесные творческие связи. Однако в трудах Сенгора мы не нашли ни одной специальной статьи о Сартре. Сартр же написал предисловие к Антологии новой негритянской и мальгашской поэзии на французском языке в 1948 году. В своем эссе О негритюде: психология африканского негра Сенгор соглашается с рядом положений Сартра, изложенных в его Предисловии. Но прежде чем коснуться этой их встречи, следует сказать, что Сенгор искал подтверждение своего понимания негритюда как гуманизма. Известный африканский философ
Лоран Анкунде говорит, что Сенгор в беседе с ним напомнило том, что нашел подтверждение старой африканской идеи о человеке, делающем себя через делание мира в лице Гегеля и Ницше, Маркса и Ленина, Бергсона и Кьеркегора,
Гуссерля и Хайдеггера, Сартра и сенегальца Гастона Берже845. Сенгор не проводит сопоставления своего понимания бытия негроафриканца с толкованием бытия Сартром в его работе Бытие и ничто (Бытие-для-себя и
Бытие-для-другого), а также сартровской триадой обладание, действие и бытие. В Черном Орфее Сартр писал, что расовое самосознание движимо душой негра, или скорее определяется чертами, общими для образа мыслей и поведения негров. В работе «Негритюд: психология африканского негра Сенгор вводит Сартра в контекст своего философствования несколько раз, ища у него поддержки своей идее. Несмотря на некоторую упрощенность проблемы, возникающей в его стихах, когда он противопоставляет негра – белому, африканца
– европейцу, но
Сенгор считает, что само противопоставление является важными это подтверждается тем фактом, что
Жан-Поль Сартр подхватывает его в Черном Орфее, противопоставляя черного крестьянина белому инженеру. Именно отношение к объекту – к внешнему миру, к другому характеризует народи, таким образом, его культуру. Касаясь проблемы эмоции, Сенгор пишет Итак, мы снова вернулись к эмоции африканского негра, к негритюду, который Жан-Поль Сартр определяет как некое взволнованное отношение к миру. Порассуждав об эмоции,
Сенгор вновь ссылается на Сартра, который определяет эмоцию как внезапный
845 См African philosophy. La philosophie africaine. Ed. by Claude Sumner, 1980. P. 458.
846 См Sartre J.-P. L’?tre et le n?ant. Essai d’ onthologie phenomenologique. Paris, 1943; Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М, 2000.
847 Sartre J.-P. Orph?e noir // Situation, III, 1948.
848 Sartre J.-P. Orph?e noir. Anthologie de la nouvelle po?sie n?gre et malgache de langue francaise. Paris,
1948. P.14.
849 Сенгор Л.С. Негритюд: психология африканского негра. Перевод В.Р. Арсеньева // Ступени. Философский журнал №3 (6), 1992. С. 91.
850 Сенгор Л.С. Негритюд: психология африканского негра. Перевод В.Р. Арсеньева // Ступени. Философский журнал №3 (6), 1992. С. 91.
Евгений Алексеевич Торчинов, Михаил Яковлевич Корнеев: «Хайдеггер и восточная философия поиски
взаимодополнительности культур
287 провал сознания в мир магии. И всю свою статью «Негритюд: психология африканского негра он заканчивает вновь суждением Сартра о негритюде. По крайней мере, именно этим даром эмоции, – пишет Сенгор, – объясняется негритюд, который, повторяю, Сартр определяет как некое взволнованное отношение к миру и который я определил как совокупность культурных ценностей африканского негра. Эти два определения не противоречат друг другу. (курсив наш, – МКВ действительности эмоциональное отношение к миру как рази определяет все культурные ценности африканского негра религию, социальную структуру, искусство и литературу, и главное – гениальность его языка. (курсив наш, – М.К.).
851 Там же. С. 100 852 Там же. С. 103.
1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31

перейти в каталог файлов


связь с админом