Главная страница
qrcode

Задания. Семинар 18.04.. Характеристика конституционно-правового статуса РФ


Скачать 53.88 Kb.
НазваниеХарактеристика конституционно-правового статуса РФ
Дата22.10.2020
Размер53.88 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЗадания. Семинар 18.04..docx
ТипДокументы
#159814
страница1 из 2
Каталог
  1   2

Задание 1


Характеристика конституционно-правового статуса РФ

«Федеративное государство обычно определяется как сложное государство, состоящие из ряда субъектов (государств или государствоподобных образований), образованных по территориальному или (и) национальному принципу и объединившихся для решения общих задач. Как было сказано ранее, согласно Конституции Российская Федерация представляет собой демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления (ч. 1 комментируемой статьи). Это означает, что федерализм не только представляет собой элемент формы государства, но и имеет важное значение для выявления сущности и характера государственной власти, институтов государственности и правовой системы. При этом в России взаимодействуют два уровня федеративной системы и в ее рамках публичной власти - Федерация в целом, представляемая федеральными органами государственной власти (Президентом, Федеральным Собранием, Правительством и др.), и субъекты РФ, представляемые органами государственной власти этих субъектов, обладающими в пределах своего ведения всей полнотой государственной власти».
Согласно ч. 3 ст. 5 КРФ,
Статус РФ, как и любого другого гос-ва, выражается в наличии у нее такого свойства, как суверенитет. Суверенитет – свойство государства самостоятельно и независимо осуществлять свою власть на своей территории и за ее пределами. Согласно ст. 4 КРФ, он распространяется на всю территорию РФ. Также РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ч.3 ст. 4)

Содержащееся в Конституционно-правовой статус РФ выражается в наличии у нее суверенных прав, к которым относятся:
Принятие своей Конституции и осуществление контроля за ее исполнением.
Конституция РФ – нормативный акт, обладающий высшей юридической силой и прямым действием на всей территории государства. Суверенные права в отношении ее учредительного акта включают:
РФ как суверенное государство самостоятельно принимает свою Конституцию, осуществляет внесение в нее поправок и изменений;
  • РФ осуществляет контроль за исполнением конституционных норм.

    Наличие своей правовой системы (ст. 76 КРФ)
    1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

    2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

    3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

    4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

    5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

    6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

    Территориальное верховенство.
    Территория гос-ва является пространственным пределом действия гос.суверенитета. Она включает сухопутную территорию, водное пространство, воздушное пространство (ч. 1 ст. 67 КРФ). РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

    Применительно к своей территории обладает следующими правами:
    Обладает исключительным правом определять статус своей территории, режим гос.границ. Все вопросы, связанные с территорией, решаются только с согласия России.
  • Обеспечивает целостность и неприкосновенность территории, осуществляет защиту гос.границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ.
  • Обладает исключительным правом решать вопросы о своем политико-территориальном устройстве.

    Наличие своего гражданства
    На всей территории – единое российское гражданство. РФ определяет основания и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ.
    Своя система органов гос.власти
    В данной сфере у РФ имеются следующие суверенные права:
    Самостоятельно устанавливает систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности; формирование федеральных органов гос.власти.
  • В исключительном ведении РФ – федеральная государственная служба.
    В ч. 1 ст. 4 Федеративного Договора закреплено, что
    Ч. 1 ст. 5 Федеративного Договора закрепляет, что
    Установление гос. языка
    Конституционно-правовой статус РФ характеризуется наличием гос.языка. Согласно ч.1 ст.68 КРФ, гос.язык РФ – русский язык. Так, к суверенным правам в этой сфере относятся:
    Самостоятельное установление гос.языка и осуществление правового регулирования его статуса;
  • Обеспечение функционирования гос.языка РФ на всей территории;
  • Разработка и принятие ФЗ и иных нормативных актов РФ, направленных на защиту и поддержку гос.языка РФ соответствующих федеральных целевых программ федеральными гос.органами
  • Принятие мер, направленных на обеспечение права граждан РФ на пользование гос.языком
  • Осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ о гос.языке РФ, принятие мер по защите и поддержке

    Наличие официальной (государственной) символики (герб, флаг, гимн.) – ч. 1 ст. 70 КРФ

  • Экономическая самостоятельность (ст. 75 КРФ)
    Проявляется в самостоятельности и верховенстве РФ в экономической сфере. РФ, как и любое суверенное государство, имеет собственную единую денежную и кредитную системы. Экономическая самостоятельность России проявляется также в наличии федеральной собственности. При этом РФ самостоятельно определяет правовой режим своего имущества. Так, в рассматриваемой сфере РФ имеет следующие права:
    Исключительное право устанавливать собственную денежную единицу (рубль). Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается. РФ осуществляет и всю ценовую политику. В исключительном ведении РФ – валютное регулирование и валютный контроль.
  • Устанавливает правовые основы единого экономического пространства; осуществляет единое финансовое, кредитное и таможенное регулирование.
  • Устанавливает систему налогов и общие принципы налогообложения
  • Правовое регулирование банковской деятельности

    Абсолютная международная правосубъектность.
    Обладает всем объемом прав на международной арене:
    Исключительным правом РФ является решение вопросов войны и мира;
  • Только РФ может в целом вступать в межгосударственные объединения, участвовать в работе международных организаций;
  • Россия обладает суверенными правом заключать международные договоры РФ
    Российская Федерация обладает исключительными правами, входящими в ее компетенцию, которые закреплены в ст. 71 КРФ, а также в ст. 1 Федеративного Договора:

    Задание 2


    Перечислите виды субъектов Российской Федерации, приведите особенности конституционно-правового статуса отдельных видов, а также укажите, какими актами определяется их конституционно-правовой статус исходя из соответствующих положений Конституции Российской Федерации.

    В каком порядке осуществляется изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации, изменение границ между субъектами Российской Федерации, изменение наименования субъекта Российской Федерации, принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации?
    Характеристика конституционно-правового статуса субъектов РФ:

    В настоящее время в составе РФ насчитывается 85 субъектов.

    Россия представляет собой ассиметричную федерацию. Это означает, что статус субъектов РФ различен. Так, наиболее существенные особенности статуса имеются у республик в составе РФ (ч. 2 ст. 5 КРФ).

    Говоря о суверенитете субъектов, стоит сказать, что суверенитет, предполагающий верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак РФ как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус. КРФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России и , следовательно, не предполагает какого-либо иного гос. суверенитета, помимо суверенитета РФ. Суверенитет РФ исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе гос.власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета субъектов РФ.

    Статус субъектов определяется КРФ и конституциями (уставами) субъектов. Изменяется он лишь по взаимному согласию РФ и субъекта.

    Статус субъектов РФ включает следующие элементы.
    Наличие учредительного акта. Учредительными актами республик являются конституции. Края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа принимают свои уставы. Конституции (уставы) субъектов РФ обладают высшей юридической силой в системе законодательства субъектов и верховенством на территории субъекта Федерации. В них закрепляется наименование субъекта Федерации, система органов власти, принципы их формирования. Вместе с тем конституции (уставы) субъектов РФ не должны противоречить КРФ
    Субъекты обладают следующими правами в отношении своих учредительных актов:
    Субъекты РФ самостоятельно принимают свои учредительные акты, однако способы такого принятия ограничены КРФ. Исходя из ст. 66
    КРФ, конституции республик могут приниматься на референдуме, законодательным органом гос.власти, конституционным (учредительным) собранием.
  • Субъекты самостоятельно определяют порядок внесения изменений в свои конституции (уставы). Такой порядок, как правило, закрепляется непосредственно в конституциях (уставах) субъектов и может быть регламентирован в специальном законе субъекта.
  • Субъекты самостоятельно определяют содержание учредительных актов.

    Собственная система законодательства.
    Субъекты вправе также самостоятельно принимать законы, образующие систему законодательства субъектов Федерации (ст. 76 КРФ)

    Субъекты Федерации могут принимать законы по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. При этом законы субъектов не могут противоречить ФЗ. Также субъекты вправе самостоятельно осуществлять законодательное регулирование по предметам своего исключительного ведения.
      Собственная территория.
      Территория субъекта РФ является пространственным пределом его власти. Действие конституции (устава) и законов субъекта распространяется на всю его территорию.

      Вместе с тем территория субъекта РФ – неотъемлемая часть территории РФ (ч. 1 ст. 67 КРФ). Границы между субъектами не имеют статуса гос. границ.
        Собственная система органов гос.власти (ст. 77 КРФ)
        Устанавливается субъектами самостоятельно. Однако самостоятельность ограничена. Она должна соответствовать основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов гос.власти.

        Система органов гос.власти субъектов построена на принципе разделения властей и включает:
        Законодательный орган власти субъекта РФ
      1. Высшее должностное лицо субъекта РФ
      2. Высший исполнительный орган гос. власти субъекта РФ
      3. Судебные органы субъектов РФ.

        Экономическая основа субъектов РФ.
        Включает:
        Наличие у субъектов имущества, принадлежащего им на праве собственности. Собственность субъектов – один из видов государственной собственности.
      4. Наличие у каждого субъекта собственного бюджета.
      5. Право устанавливать региональные налоги.

          Обладание ограниченной международной правосубъектностью.
          Субъекты имеют право на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Федерации с согласия Правительства РФ могут осуществлять такие связи и с органами гос.власти иностранных государств. Субъекты РФ также имеют право на ведение переговоров с иностранными партнерами, а также на заключение соглашений с ними об осуществлении международных и внешнеэкономических связей.
            Наличие собственной символики, столицы
          1. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 КРФ)
            Особенности конституционно-правового статуса некоторых субъектов РФ

            Наряду с общими, присущими всем субъектам РФ элементами конституционно-правового статуса некоторые субъекты имеют свои особенности. Прежде всего это республики. Они, в отличие от других субъектов:
              1   2

            перейти в каталог файлов


  • связь с админом