Главная страница
qrcode

Управление этнополитикой Северного Кавказа - 20... И. Я. Новицкийуправление этнополитикойсеверного кавказа


НазваниеИ. Я. Новицкийуправление этнополитикойсеверного кавказа
АнкорУправление этнополитикой Северного Кавказа - 20.
Дата23.04.2017
Размер2.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаUpravlenie_etnopolitikoy_Severnogo_Kavkaza_-_20.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#38309
страница10 из 35
Каталогtrillioner007

С этим файлом связано 25 файл(ов). Среди них: HekIuashe_Adyge_prosvetitelstver_19-20.pdf, Dzuev_G_K_Krovavoe_leto_1928_Ocherki.pdf, Beytuganov_S_N_Vosstanie_krestyan_v_Kabardino-Balkarii_v_1928-31, kar_cher.doc, Elementy_Kavkaza2.pdf, Alim_Keshokov_-_5-y_tom.pdf, Upravlenie_etnopolitikoy_Severnogo_Kavkaza_-_20.pdf, cherkesskiy_vopros.pdf и ещё 15 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   35
§ 5. ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР.
Для процесса интеграции одним из основных факторов успешности является знание общепсихологической обстановки на СК и отдельных психологических портретов каждой национальности. Было бы ошибкой считать, что только с помощью экономических мер и восстановления социальной инфраструктуры можно решить проблемы СК. Не менее важно изменение психологии на
СК, которая допускала всего несколько лет назад рынок русских рабов в центре города, сидящих на цепях с метками на ушах»
5
Определенная общность и своеобразие социально-экономических, политических и исторических условий развития, образа жизни, культуры привели к формированию типичных черт национально- психологического облика представителей СК. Даже с народами Закавказья имеются четко выраженные отличия. В данном случае имеет смысл сравнить некоторые аспекты русских и кавказцев с целью определения существенных расхождений между ними. И общий негативный исторический путь, и разная ментальная среда, и разный идейно-религиозный источник сформировали несхожие онтологические основы. Духовно-психологический диссонанс кавказского и русского формально проявил себя в отделении и обособлении, однако его ярко выраженный глубинный характер стал обнаруживаться в период парада суверенитетов, когда произошло отчуждение между Москвой,
устремившейся к разнообразным реформированиям, и СК, сего традиционно-консервативными тенденциями. Общие психологические черты
6
.
Существуют академические описания кавказцев в собственно местной этнографии, которая была и остается частью российского обществоведения. В энциклопедии Народы России статьи о кавказцах были написаны авторами из республики представляют собой более или менее Костюк КН. Русская Православная Церковь и общество нравственное сотрудничество или этический конфликт ПОЛИС. 2008. № 2 2
Митрополит Иоанн. Чтущий да разумеет // Советская Россия. 1993. 30 апреля. С, 4.
3
Там же СО социальной концепции русского православия – МС Коган-Ясный В.В. Чеченские перекрестья Статьи, очерки, документы. МС Приведенные данные общих психологических черт представителей северокавказских народов получены входе исследований и анализа научно-документальной литературы и периодики Народы Юга России / Энциклопедия культуры народов Юга России. Т. 1. Ростов н/Д., 2005.
8
Народы России. Энциклопедия, М, 1994
общепризнанную академическую версию до момента начала чеченского кризиса. В этой энциклопедической справке имеется весь набор различных описаний любой из этнических групп на территории бывшего СССР расовый тип, происхождение (этногенез, этническая история,
материальная и духовная культура, подразделения этноса и прочее. Никаких сомнений в умеренной древности, культурной уникальности ив неподвижности границ «кавказкости» как культурного комплекса данные тексты не позволяли.
Еще совсем недавно существовали был основным в советский период так называемый обязательно-бюрократический подход. В соответствии с ним представителя кавказских народов можно было определить по соответствующей записи в его паспорте, которая, и это необходимо особо отметить, вносилась непроизвольно, волюнтаристски, а обусловливалась уже зафиксированной этнической принадлежностью родителей (обоих либо одного из них).
Из огромного числа публичных заявлений, журналистских описаний и академических текстов можно выстроить несколько версий образа кавказцев. Возможно, ни одна из них не будет истинной, но все они реальны в том смысле, что существуют в ментальном пространстве и служат основой ощущений или аргументом социального действия.
Для большинства современных отечественных исследователей характерен этнокультурный (или добровольно-субъективный) подход, согласно которому кавказской признается общность людей,
идентифицирующих себя с кавказской культурой и являющихся реальными ее носителями и субъектами
(«творцами»). Быть кавказцем означает быть воспитанным в традициях кавказской культуры и развивающим таковые. В результате в основание кавказского психологического портрета кладется определенный набор идей и ценностей, которые в человеке осознанно и бессознательно связаны со всеми данностями кавказского образа жизни. Сданных позиций кавказцами признается – устойчивая, по крайней мере, частично организованная общность людей, исторически сложившаяся на базе характерных территориальных традиций и обычаев, вобравших в себя основные духовные ценности, на основе великой культуры, национального самосознания и национальных интересов каждого народа Кавказа
3
Частной разновидностью этнокультурного подхода выступает этнокомпонентный подход
4
,
основанный на выделении характерных черти стереотипов, считающихся архетипическими и являющих собой разные стороны, грани кавказского национального характера. При таком подходе кавказцы наделяются и определяются по вполне определенному набору конкретных критериальных свойств и черт, причем как положительной (щедрость, храбрость, честолюбие, духовность и т. п.),
так и негативной (гордыня, вспыльчивость, категоричность и т. п) направленности, выявление которых позволяет составить своего рода типичный портрет на конкретном историческом этапе существования кавказских народов.
В целом, рассмотренные подходы к определению основ психологического портрета сегодня в той или иной мере используются представителями кавказских народов в процессе их самоидентификации и вследствие этого могут рассматриваться как ее определенные стороны, грани, моменты, влияющие на оформление этнотерриториальной идентичности.
Общий этнопсихологический портрет кавказцев:
·выраженное (периодами гипертрофированное) чувство национальной гордости образование земляческих микрогрупп и распространение их влияния в многонациональном коллективе если чувство строится не на коллективистских началах, оно может перейти в национальную кичливость;
·управление и регулирование своего поведения с приверженностью к национальным традициям;
выражено проявляется и любовь к народным мелодиями национальным танцам;
·желание навязать свои традиции в коллективе;
·устойчивое стремление к самоутверждению, к лидерству, в том числе и к неформальному
(криминальному); чувствительны к успеху, к почету, известности Анчабадзе Ю.Д., Волкова И.Г. Народы Кавказа. Материалы к серии Народы и культуры. – Вып. XXVII. – Кн. – МС Лукина А.В. Социокультурные технологии формирования национальной идентичности (историко- методологический аспект Автореф. ... дис. канд. культурологии. – Екатеринбург, 2004. С. 15.
3
Рязанцев И.П., Завалишин А.Ю. Территориальное поведение россиян (историко-социологический анализ. МС Гигс.Ф. Аспекты содержания этничности//Этнос и политика Хрестоматия / Авт.-сост. А.А. Празаускас. М.:
УРАО, 2000. С
самолюбие, завышенная самооценка, повышенная чувствительность к словам, возвеличивание чувства собственного достоинства не последнюю роль играет и честолюбие (любят хвалиться своими успехами в служебной и общественной деятельности).
·эмоциональность, с преобладанием холерического и сангвинического типов темперамента;
·инициативность, упорство и настойчивость в деятельности, имеющей общественное значение;
·приоритет эмоционально-волевой сферы над интеллектуальной;
·выраженной ассоциативности мышления, категоричности и бескомпромиссности занимаемых позиций;
·конфронтационность сознания;
·психофизическая устойчивость;
·злопамятность, отрицательные эмоции как бы застревают, долго, иногда всю жизнь хранятся старые обиды, даже те, которые имели место в детстве, когда причины, их вызвавшие, давно исчезли;
·смелость, суровость, агрессивность, самостоятельность.
Имеющиеся этноархаические рефлексы жестокой мести и беззаветной отваги».
Самосознание: у кавказцев для удобства можно выделить четыре уровня самосознания собственно национальное, внутринациональное – региональное (например, у чеченцев, ингушей –
тейповое), религиозное, общекавказское. Вне Родины заметна тенденция к образованию не только микрогрупп по национальному признаку, но и по принадлежности к коренным национальностям Кавказа вообще.
Одним из характерных проявлений национально-психологических особенностей является склад
ума. Способности и таланты у всех народов развиты одинаково, но только характер их проявления различен. К кавказцев имеется тенденция в какой-то мере к относительно длительному, глубокому скрытому мышлению, а процесс самовыражения чувств более активен и динамичен.
Отношение к старшим (возраст, положение безоговорочное уважение и подчинение старшим дифференцировано. Подчеркнуто внимание и уважение к родственникам, старшим по возрасту.
Большим авторитетом пользуется не только отец, но и мать.
Скрытое сопротивление начальству, уверенность в лучшем понимании ситуации, чем начальник.
Если представители кавказских народов считают, что те или иные распоряжения руководителей задевают их достоинство, представляемое в духе национальных традиций, то способны воспротивиться выполнению этих указаний. Встречая в подобных случаях жесткую требовательность, решительность и уверенность в действиях начальства, кавказцы быстро осознают бесперспективность такого поведения, однако перестраиваются с трудом. Здесь большую роль играют терпение и последовательность в действиях руководителя.
Возрастные особенности в молодости склонны к риску, в среднем - становятся консервативными.
Новая обстановка (другие культурные условия резкие отличия в поведении в зависимости от нахождения в группе земляков или одним. При первом контакте дистанцирование к другой культуре при втором активность в налаживании контакта, поиск друзей. Как правило, они держатся скромно, сдержанно.
Вместе стем отличаются быстротой суждений, выводов, что нередко ведет к конфликтам. Если атмосфера достаточно благоприятная, кавказцы охотно общаются с людьми разных национальностей. Они с готовностью берутся за изучение русского языка. Однако иногда, даже зная русский язык, кавказец скрывает это, пытаясь, когда нужно, использовать такое обстоятельство в свою пользу.
Внешность. Понятия о красоте сильно различаются. Наиболее часто употребляемые (с восхищением) качества и образ женщины в целом стройность, подчеркнутые черты лица
(некрашеные), умение вести себя в разных ситуациях, заметная и ненапускная застенчивость,
улыбчивость лица независимо от настроения. Многие качества определяются «скрытым»
наблюдением. Это когда невинные вопросы задаются как самой женщине, таки ее знакомым, соседями т.д. Понятие мужская красота скорее связано с содержанием английского слова handsome. Чаще всего определяющими словами являются ум, дерзость, опыт и знание жизни, обаятельность и значимость в окружающем его и ее обществе. Без последнего сомнительно признание внешних данных мужчины, каковы бы они ни были.
Взгляды: с трудом меняют мнение о человеке, сложенное при воспитании мнение о другой культуре.
Как правило, все события рассматривают с чисто личных отношений. Судят о человека по четким,
сложенным стереотипам. Разделении людей на своих и «чужих».
Пирамида потребностей (в порядке убывания от максимально значимой):
·потребность в уважении – признание личных достижений и компетентности, одобрение окружающих
потребность принадлежности к своим, причастности к группе, противопоставление себя
«другим»;
·потребность управлять социальным окружением, воздействовать на поведение других различными способами, доказывать свою правоту, диктовать условия, стремление получить контроль на другими людьми;
·физиологические потребности;
·потребность в безопасности;
·когнитивные (познавательные) потребности;
·эстетические потребности.
Отношение к трудуна СК неравнозначно. Есть немало таких, у кого проявляется лень, желание найти тепленькое место, быть обеспеченным, иметь престижные вещи, машину, ничего для этого не делая. Кавказец может заниматься с ленцой, хитрить, чтобы уйти от выполнения трудного задания.
В этом случае руководителю многонационального коллектива приходится терпеливо учить его работать, обращаясь к лучшим национальным традициям народа. Учитывая эту национально- психологическую особенность, руководители должны разъяснять, для чего нужно выполнить ту или иную задачу и почему ее решение поручается именно этому человеку. В индивидуально-воспитательной работе необходимы такт, выдержанность, ровность и доверительность отношений. Такой подход позволяет постепенно выработать у представителей СК привычку выполнять любые распоряжения,
сохраняя свое достоинство, национальную честь. В противном случае, даже выполнив то или иное требование, кавказец остается при своем мнении, что неизбежно приводит к повторению ситуации,
обострению взаимоотношений между начальником и подчиненным.
К военному делу (службе) испокон веков на СК относились с особым уважением. Каждый мужчина считается воином, который должен защищать свой род, своих женщин, Родину, самого себя. Он должен хорошо владеть оружием. Кавказцам присуща смелость и воинственность. В различных ритуалах и обрядах часто используется оружие как символ борьбы со злом. Распространены различные амулеты.
Существует культ кинжала, а ношение оружия стало национальной традицией. В этом проявляются особенности воспитания мальчиков. Они с детства сориентированы на значимость социальной роли мужчины, их с малых лет приучают заботиться о сестрах (даже старших, о младших братьях. Женщины в основном занимаются домашним хозяйством, воспитанием детей. Это приводит к тому, что мужчины с пренебрежением относятся к такого рода деятельности, считая ее чисто женской. На СК популярны все виды борьбы, силовых единоборств, бокс. Занятия этими видами спорта с ранних лет формируют сильную волю, постоянную готовность к отпору, активность.
Дружбувысоко ценят на СК. Для кавказца нет человека, после обращения к которому он бы
«никак» к нему не относился. Мнение у него составляется полярное или друг, товарищ, – или чужой,
«не наш, враги никак иначе. К другу, товарищу - щедрость и внимание, с врагом – отношения непримиримости. С трудом меняют уже сложившее свое мнение о человеке. Как правило, все события рассматриваются с чисто личных отношений – кто к кому и как относится. Любое общение кавказцы стремятся перевести в плоскость неформальных межличностных отношений. Поэтому не терпят грубости, прямого принуждения, давления, любят, чтобы все было «по-хорошему». В
профессиональных и личных отношениях придерживаются стиля, характеризующегося дружелюбием,
доброжелательностью. Такую форму общения с интересными и приятными им людьми можно назвать бережным отношением. Подобного же поведения они ожидают и от других. Они чувствительны к неуважительности, поверхностному отношению, очень обижаются, когда их игнорируют.
Наиболее значимые психологические отличия кавказцев и русских) у большинства кавказцев отмечается выбор в качестве друзей и знакомых представителей своей национальности. Частота общения с представителями других национальностей выше всего в русской группе. Коммуникативное поведение русских в равной степени ориентировано, как на свою собственную, таки на культуру других народов) кавказцы отличаются более высоким уровнем традиционализма. Для них характерна высокая ориентация на соблюдение национальных и религиозных праздников, на выполнение традиций обычаев и обрядов, тогда как для русских низкая ориентация. При этому кавказцев обнаруживается феномен совмещения этнокультурных традиций с русскими. Что нельзя сказать у последних. Русским свойственно невнимательность, а порой и пренебрежительность к традициями обычаям кавказской культуры) значимость членства своего этноса наиболее ярко выражена для кавказцев (испытывают чувство гордости за принадлежность к своему этносу. Для русских значимость членства своего этноса представлена тем, что национальную принадлежность большинство русских принимают просто как факт

68 4) для кавказцев более свойствен радикализм мышления и радикализм действия, готовность к геройству, ау русских наоборот некоторая обстоятельность и вязкость мышления со склонностью к самобичеванию и внутреннему копанию. Гендерные особенности в традиционном кавказском обществе.

Гендерная роль – дифференциация деятельности, статусов и обязанностей людей в зависимости от их половой принадлежности. Гендерные роли рассматриваются как вид этносоциальных ролей, они нормативны, выражают определенные ожидания, проявляются в поведении. На уровне культуры гендерные роли существуют в контексте определенной системы половой символики этноса, его стереотипов маскулинности и феминности
2
. Так как этносоциальная структура повсеместно базируется на гендерном разделении труда, социализация подрастающего поколения включает в себя гендерно- дифференционную шлифовку не только трудовых навыков, но также и культурно-психологических типов.
Несмотря на некоторые отличия жизнедеятельности женщин и мужчину различных северокавказских этносов, общие черты преобладают, что дает право говорить о некой кавказской гендерной специфике. Однозначным можно считать то обстоятельство, что в каком бы периоде своей жизни женщина не находилась, в семейном быту она всегда занимает второе после мужчины место,
но при этом отнюдь не является пассивной, особенно в семье. Семья являлается тем местом, где в наибольшей степени проявляется самостоятельность женщины, ее инициатива, и где она играет особенно важную роль
3
Взрослые, воспитывая детей, обращаются с мальчиками и девочками по-разному, потому что у них имеются гендерно-стереотипные предубеждения о том, что должно быть характерно для мальчика,
а что для девочки. В результате такого подхода девочки и мальчики начинают различаться именно в том отношении, которое продиктовано предубеждениями взрослых. Например, в кавказской традиции общение с девочкой носит более мягкий характер, ее учат колыбельным песенкам, детским стишкам,
особой манере поведения, этикету. Мальчикам же, наоборот, запрещается заниматься женскими делами, в них культивируются черты характера, свойственные мужчинам, позволяя шалости и излишнюю подвижность, поощряя шумные игры, проявления физической силы, прощая неорганизованность, а порой и грубость. Поскольку первые представления о мире ребенок (какого бы пола он не был) получает от материи от тех женщин, в кругу которых проводит раннее детство,
влияние последних на формирование его взглядов трудно недооценить
5
Этнопедагогика народов Кавказа в подходах к воспитанию учитывала половозрастную стратификацию, в которой наблюдаются три возрастных рубежа у девочек (6-7; 10-12; 14-15 лети два у мальчиков (6-7 и 15-16 лет. Сам факт жизни и взросления делает неизбежным последовательные переходы и некие этапы, где окончание одного и начало другого образует системы единого порядка.
Таковыми являются рождение, достижение физической и социальной зрелости, брак, отцовство и материнство, повышение общественного статуса, профессиональная специализация, смерть. И каждое из этих явлений сопровождается церемониями, у которых аналогичная цель обеспечить человеку переход из одного определенного состояния в другое. Таким образом поддерживалось дискретное существование системы, где периодически происходила смена поколений со свойственными им социальными ролями
7
Жизнь женщины в традиционной кавказской семье и обществе характеризуется целым рядом специфических особенностей, связанных с природно-географической средой, социально-экономической,
политической и религиозной обстановкой, условиями быта. Появление девочки в кавказской семье часто встречается без проявления особых бурных эмоций, в отличие от появления мальчика. В научной литературе даже сложилось мнение, что рождение представительницы женского пола встречается на СК холодно, а порой враждебно. Основой для подобной интерпретации чувств является то Милюска И. Идентичность женщин и мужчин в жизненном цикле // Русский журнал. Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11: Социология. – 1999. – № 4. – С. 102 -104.
2
Сабанчиева Л.Х. Гендерный фактор традиционной культуры кабардинцев (вторая половина Хе годы
ХIХ вв.). Нальчик Эль-Фа, 2005. С. 59.
3
Карпов Ю.Ю. Женское равенство в культуре народов Кавказа. СПб.: Петербургс. востоковедение, 2001. С. 36.
4
Карпов Ю.Ю. Джигит и волк мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа. СПб.: МАЭРАН,
1996. С. 73.
5
Зильберман ДБ. Традиция как коммуникация Трансляция ценностей, письменность//Вопр. философии. МС Современная культура и быт народов Дагестана. – М Изд. Наука, 1971. С. 48.
7
Шоров И. А. Адыгская народная педагогика. – Майкоп, 1989. – С. 124.
обстоятельство, что предпочтительное отношение к мальчику диктуется исключительной ролью мужчины в традиционном обществе. Рождение сына рассматривается как продолжение рода, а девочка же – чужой товар. Но, несмотря на это, девочки растут в кавказкой семье, окруженные заботой и любовью и до шести – семи лет их практически не отделяют от мальчиков. В этой возрастной группе воспитанием занимаются только матери. Затем девочки несколько отделяются от мальчиков. Они раньше включаются в трудовой процесс, обретая свои трудовые обязанности
1
С самого детства представительниц женского пола готовят к главной в их жизни роли – материнству.
Ролевые игры, куклы, а затем и непосредственное участие в воспитании младших братьев и сестер служит именно этому, причем развитие материнского инстинкта и обучение навыкам ухода за ребенком представляет собой тот минимум, без которого невозможно развитие и принятие данной гендерной роли, традиционно предусмотренной для женщины. Уже в пять – шесть лет девочки привлекаются к уходу за грудными детьми, а в семилетнем возрасте к ним предъявляются гораздо более сложные и строгие требования, нежели к их ровесникам-мальчикам.
Воспитание родителями и родственниками качеств хозяйки в девочке объясняется не предвзятым отношением, а необходимостью привития соответствующих навыков, способствующих претворению в жизнь ее общественного предписания. Полоролевая ориентация детей с учетом их будущих общественных функций осуществляется с первых дней жизни.
Детская и подростковая жизнь девочки протекает в окружении женщин и при постоянных разнообразных контактах с последними. Такого рода контакты имеют схожие формы на всем культурном пространстве Кавказа, однако у отдельных народов они отмечаются своей спецификой и обладают только им присущими атрибутами.
Ранее, например, представители адыгских (черкесских) народов строили на территории своих земельных участков отдельные домики для взрослых незамужних дочерей, в которых те принимали своих гостей и подруг, устраивали девичьи посиделки. Схожая картина встреч наблюдалась и у терских казаков, только для этого отводились отдельные комнаты в доме
3
Собрания молодых женщин и девушек практикуются и у многочисленных народов Дагестана
4
Они проводятся не чаще одного раза в неделю по очереди в разных домах. Обычно в компаниях оказывались подруги-сверстницы, нов маленьких селах в посиделках участвуют представительницы разных возрастных групп. Часто на вечеринках подают угощения, которые состоят из так называемых
«женских блюд, обычно сладких. Девичьи встречи и совместные трапезы считаются обязательными в дни религиозных праздников.
Современная кавказская семейно-родственная группа, состоявшая в прошлом из широкого круга родственников по мужской линии, сегодня превратилась фактически в малую семью, в которую входят родители с детьми и выделившиеся семьи замужних дочерей. Сократилось число авторитарных семей, и распространились семьи с фактически признанным равенством родителей и взрослых детей,
что особенно было выражено в городских семьях. Традиционно главой семьи остается мужчина.
Формально главенство мужчины отражает нормы семейного этикета, в котором подчеркивается престиж мужчины. В сельских семьях больше придерживаются традиционного этикета, чем в городских. Но это не означает, что женщина в большинстве семей принижена. Женщина-мать, жена,
как правило, ведает семейной кассой и по своему усмотрению регулирует семейный бюджет. В
преобладающей части современных кавказских семей внутрисемейные отношения основаны на фактическом полноправии всех ее членов.
Временная трудовая и другая миграция части мужского населения за пределы республики заметно ослабила традиционный контроль старшего поколения за поведением молодежи. Последняя оказалась в большой степени подвержена не только общесоветской модернизации (русскоязычная общероссийская культура с элементами западной масс-культуры, высшее образование и госслужбы,
1
Чеснов Я.В., Демиурги культуры. Обычаи Северного Кавказа. Лекции по исторической этнологии. – МС Бгажноков Б. Х. Адыгский этикет. – Нальчик, 1978. – С. 34.
3
Гриценко Н.П. Быт и нравы кавказских горцев и терских казаков. Их взаимное влияние друг на друга. //
Археолого — этнографический сборник. Т.Ш. – Грозный, 1969. – С Саидов Т.Г. Традиции народа творят человека. – Махачкала Дагучпедгиз, 1994. С. 81.
5
Карлов В.В. Этнокультурные процессы новейшего времени. – МС Шадсон М. Культура и интеграция национальных обществ // Этнос и политика Хрестоматия / Авт.-сост. А.А.
Празаускас. М УРАО, 2000. С
идеологический комплекс, основы полулегального предпринимательства, но и новейшим внешним идеологическим воздействиям, особенно пропаганде радикального этнонационализма, политического ислама и, наконец, идеологии вооруженного сопротивления существующему государству под лозунгом отделения Кавказа от России.
Помимо немногочисленной образованной молодежи в период постперестроечного националистического подъема, значительная часть сельской мужской молодежи фактически вышла из круга семьи и стала отдельной (ноне самостоятельной) социальной силой, для которой семью заменило боевое братство с идеологическими и военными наставниками в лице исламских политических лидеров джамаатов
1
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   35

перейти в каталог файлов


связь с админом