Главная страница
qrcode

Управление этнополитикой Северного Кавказа - 20... И. Я. Новицкийуправление этнополитикойсеверного кавказа


НазваниеИ. Я. Новицкийуправление этнополитикойсеверного кавказа
АнкорУправление этнополитикой Северного Кавказа - 20.
Дата23.04.2017
Размер2.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаUpravlenie_etnopolitikoy_Severnogo_Kavkaza_-_20.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#38309
страница9 из 35
Каталогtrillioner007

С этим файлом связано 25 файл(ов). Среди них: HekIuashe_Adyge_prosvetitelstver_19-20.pdf, Dzuev_G_K_Krovavoe_leto_1928_Ocherki.pdf, Beytuganov_S_N_Vosstanie_krestyan_v_Kabardino-Balkarii_v_1928-31, kar_cher.doc, Elementy_Kavkaza2.pdf, Alim_Keshokov_-_5-y_tom.pdf, Upravlenie_etnopolitikoy_Severnogo_Kavkaza_-_20.pdf, cherkesskiy_vopros.pdf и ещё 15 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   35
Причины радикализации ислама в России необходимо рассматривать сточки зрения влияния на данный процесс внешних и внутренних факторов. Можно выделить общие, специфические причины.
Общие причины стремление ислама регламентировать жизнь общества естественное для любого мусульманского социума (умма) выражение недовольства в религиозной форме нестабильная обстановка на СК, таки в целом по России. Не следует абсолютизировать воздействие обстановки в регионе на всё российское мусульманство, но следует признать, что борьба тамошних исламистов отдаётся эхом по всей мусульманской России слабость государственных структур, особенно правоохранительных органов, «криминализация»
власти в целом как следствие попытки стоящих у власти кланов найти общий язык с местными этническими иродовыми авторитетами резкое открытие внешних границ и последовавшая свобода передвижений возможность совершать хадж Отведение сомнений в вопросах джихада и такфира URL: о Цит. по Игнатенко А. А. Эндогенный радикализм в исламе // Централ. Азия и Кавказ. 2000. № 2 (8)
3
Малашенко А. В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. – МС См Акаев В. Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. Конфронтация или компромисс Махачкала, С Хисматулин А. А. Суфизм. СПб.: Азбука-классика: Петербургское Востоковедение, 2003, С. 50; Абашин С.Н.,
Бобровников ВО. Соблазны культа святых. // Подвижники ислама Культ святых и суфизм в Средней Азии и на
Кавказе. – МС Цит. по Добаев И.П. Исламский радикализм. Ростов-на-Дону, 2003. С. 76.
6
Цит. по Малашенко А. Ислам для России. – М РОССПЭН, 2007, стр. 31.
7
Большое паломничество в Мекку, один из пяти столпов ислама. Обряды хаджа совершаются в месяце зу-ль- хиджжа. Совершение хаджа было вменено в обязанность в 9 г. х

60
· возможность обучения в зарубежных мусульманских образовательных центрах возможность получения финансовой помощи от различных правительственных и неправительственных исламских организаций для ведения благотворительной, образовательной,
учебной и политической деятельности.
Специфические причины крайне высокий накал страстей в связи с наличием большого процента молодёжи в общей массе населения (40% моложе 30 лет исторически сложившиеся жёсткие условия жизни, наличие большого количества многодетных семей, традиционная взаимовыручка, основанная как на родственных, таки на территориальных и конфессиональных отношениях высокий уровень рождаемости.
Радикальный ислам как идеологическая доктрина и политическая практика реализуется в деятельности различных исламистских организаций. Эти организации могут быть глобального и регионального уровня, а формами радикальных исламистских организаций могут быть неправительственные организации, фонды, политические партии.
Джамаат. Необходимо более подробно остановиться на термине «джамаат», поскольку именно по их первоначальной исторической структуре радикалы желают восстановить сегодняшнее положение.
Впервые на СК слово «джамаат» появилось в Дагестане для обозначения атомарных политических образований. Для них не было обобщенного термина, а конкретные джамааты носили имена собственные Ахты, Цудхар, Акуша и т. д. Союзы вольных обществ (те. относительно устойчивые территориальные политические федерации джамаатов) также имели свои собственные имена, например
Ахты-пара, Акуша-дарго, Анцросо (Десять селений) и др. Джамааты – это плотно заселенные и хорошо укрепленные суверенные города с республиканским типом правления. Есть все основания утверждать, что ислам с самого начала являлся системообразующим принципом организации жизни джамаа. Вероятно, образцом политической организации для мусульман Дагестана оказался не халифат или появившиеся затем многочисленные мусульманские монархии, а городская община (умма). Вся политическая, административная и интеллектуальная жизнь дагестанцев была организованна в рамках джамаатов, а взаимоотношения между ними строились на основе исламского права
3
Каждый джамаат состоял из нескольких (от трех–шести до нескольких десятков) отдельных родовых группировок – тухумов. Последние не имели ни родовой собственности, ни своего предводителя (родового вождя. В отдельные тухумы могли быть включены новые поселенцы, были возможны также санкционированные джамаатом переходы семей из одного тухума в другой. Известны случаи перераспределения населения джамаата на определенное число тухумов. Джамаат жестко отделял своих граждан от всех посторонних. Каждый тухум принадлежал исключительно определенному джамаату, не было и не могло быть такого тухумного (родового) объединения, члены которого принадлежали бы разным джамаатам. Принадлежность к своему джамаату являлась самой главной социально-политической идентичностью дагестанца, иона закреплялась записанными законами, принятыми джамаатом
4
Джамааты обладали неделимым суверенитетом. Носителем высшей власти в джамаате был сам джамаат – собрание всех совершеннолетних мужчин данного города. На нем решались вопросы мира и войны, вступления в союзы с другими джамаатам или выхода из них. В каждом джамаате был также совет старейшин – высший представительный орган. Основа представительства базировалась на тухумах и кварталах – самых значимых сегментах структуры джамаата. Властью распоряжались лица, избранные на один год. Вместе с главным распорядителем избирались его помощники со специализированными функциями, а также судья (кадий, дибир), муллы (имамы) и другие служители мечетей
5
Высшим наказанием для провинившегося было изгнание из джамаата и прекращение оказание ему покровительства. Это приводило почти неизбежно к гибели для приговоренного. Сословия профессиональных священнослужителей не было. Выдающиеся и общепризнанные алимы могли служить судьями или работать муллами мечети, а могли ограничиваться преподавательской Шихсаидов АР. Ислам и исламская культуре в Дагестане. МС Гасанов ММ. Дагестан в составе России (вторая половина XIX века. – Махачкала, 1999. – С Кисриев З.Ф. Ислам и власть в Дагестане. – МС Там же. С. 104.
5
Шихсаидов АР. Ислам и исламская культуре в Дагестане. МС деятельностью или просто жить ведением своего хозяйства. Джамаат мог пригласить за определенное вознаграждение в свою мечеть в качестве имама и (или) кадия знающего человека из другого джамаата, если в своей среде не оказывалось достойного. Однако это не ставило джамаат под сомнение и не ослабляло его суверенитет, поскольку в любом случае эти функции оставались строго установленными (ведение судопроизводства, ритуальные религиозные процедуры, обучение детей и др. Авторитет муллы, алима, эфенди или шейха не превращался с обязательностью в должность и не давал никаких формальных полномочий или степеней духовной или светской знатности
1
Приведенное исторические описание джамаатской (демократической) структуры религиозно- политического правления (с акцентом на СК народы) сегодня является важной аналитической справкой о том, к чему стремятся радикальные течения. При всей нынешней непримиримости тарикатистов и салафитов основа их поля деятельности остается достаточно монолитной – это выдержанная столетиями клановая структура кавказского общества, сохранившаяся до наших дней.
Дагестан
2
– центр радикального ислама на СК. Чечня и Ингушетия лишь выступали и выступают в роли арены, но идеологическим эпицентром всегда был Дагестан, как в Кавказскую войну, таки в постсоветский кризис. Дагестан нельзя назвать республикой с необразованностью по исламу в 1987 г. официально действовали 27 мечетей в четырех из десяти городов ив из 30 сельских районов. В 1994 г. их насчитывалось уже более 1 тыс. Первоначально этот рост обеспечивался главным образом за счет того, что по всему Дагестану сохранившиеся помещения возвращались общинам верующих. Бум строительства мечетей возник позже, в период с 1995 по 1999 г, – каждый год вводились встрой новых зданий. В 2000 г. численность только учтенных мечетей в республике составила. В Махачкале их сейчас 60, центральная вмещает около 10 тыс. человек, в настоящее время ведутся строительные работы по существенному ее расширению официально сегодня существует более 1700 мусульманских религиозных объединений общее количество официальных религиозных деятелей Дагестана более 2500 (имамы, будуны и муэдзины в республике создана сеть исламских учебных заведений (три ее уровня мактабы, медресе и
ВУЗы) – 13 исламских ВУЗов, 43 филиалов исламских ВУЗов, более 130 медресе и 250 примечетских начальных школ. В горных сельских общеобразовательных школах арабский язык обязателен, наравне с русским. При глубоком анализе общей религиозной напряженности районы расположились в следующем порядке Хунзахской, Ботлихский, Шамильский, Карабудахкентский, Кизилюртовский.
По неполным данным Комитета Правительства РД по делам религий в исламских учебных заведениях стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Пакистана и Малайзии обучаются около тысячи дагестанцев в республике выходит несколько религиозных изданий (газеты, журналы, электронные версии их помещаются в интернете. Имеется значительное количество исламских сайтов с форумами и обширной библиотекой. Для религиозной пропаганды исламские организации Дагестана активно используют республиканское телевидение и радио. Два раза в неделю на русском языке проводятся телевизионные передачи Мир вашему дому. Пропаганда ислама ведется работниками ДУМД по республиканскому радио на русском языке и языках народов Дагестана яркий показатель общей религиозной атмосферы – совершающие хадж в Мекку. За последние лет более 100000 дагестанцев совершили хадж, что составляет более 70 % от числа всех россиян,
совершивших паломничество в РФ.
Вообще количество паломников для аналитики служит достаточно красноречивым индикатором г. – 4 человека 1990 г. – 346; 1991 – ок. 1 тыс 1992 г. – 6318; 1993 г. – более 6 тыс 1994 г. –
7600; 1995 г. – 9469; 1996 – 12 563; 1997 г. – 12 208. Следующий 1998 г. является рекордным – 13 В следующем 1999 г. паломничество пошло на убыль – 7200 человек. Последние годы (показатель стабилизировался и сохраняется в пределах 2500–3500 человек в год.
Выпускники медресе и вузов получают три категории квалификации неполное образование, имам,
алим (специалист в арабо-мусульманских науках) и после окончания устраиваются работать от Там же. С. 35.
2
Данные взяты из источников Религии и религиозные организации в Дагестане. Справочник. Махачкала, Духовного управления мусульман Дагестана (ДУМД) и Комитета по делам религий при Правительстве Республики
Дагестан.Религии и религиозные организации в Дагестане Справочник / сост. КМ. Ханбабаев. Махачкала, Государство и религия в Дагестане // Информационно-аналитический бюллетень Комитета Правительства РД по делам религии. – Махачкала, 2003; Государство, религия, закон. Сборник документов и методологических материалов для работников администраций городов и районов Республики Дагестан. – Махачкала, 2009.
религиозных организаций до правоохранительных органов. Подводя итог вышесказанному,
напрашивается вывод – предложения некоторых публичных российских политиков о необходимости расширения проекта российский ислам (более широкомасштабное обучение исламу на государственном уровне) уже малоактуальны. Международные исламские организации.

В годы существования СССР за рубежом действовало несколько крупных исследовательских центров, занимавшихся изучением регионов традиционного распространения ислама. Особую активность проявляло Среднеазиатское общество в Оксфорде. Совместно с Оксфордским колледжем св. Антония и Лондонским центром среднеазиатских исследований оно выпускало Среднеазиатский информационный бюллетень и журнал Среднеазиатское обозрение. Издания посвящались республикам Средней Азии и СК. Своеобразную функцию координатора американских, английских,
западногерманских и французских исламоведов выполнял профессор А. Беннигсен, руководитель центра социальных исследований в Высшей школе социальных наук Парижского университета. Под его руководством разрабатывались тезисы о забытых и угнетенных мусульманах в Советском
Союзе, о исламском ренессансе и подавлении прав мусульман.
Значительную роль в радикализации ислама сыграли образовательные и издательские центры салафитского (неоваххабитского) толка, созданные при помощи зарубежных исламистских фондов и организаций. Обширную исследовательскую и пропагандистскую деятельность вели и ведут центры
Ближнего и Среднего Востока. Среди них выделяются Институт проблем мусульманских меньшинств при университете имени короля Абдельазиза в Саудовской Аравии, Академия исламских исследований при университете Аль-Азхар в Египте, Институт по исследованию ислама в Пакистане. Если Академия исламских исследований в Каире готовит и направляет во многие страны миссионеров, а пакистанский
Институт по исследованию ислама проводит международные конференции, симпозиумы по проблемам взаимоотношений наций и народностей, положения религий в России и СНГ, то Исследовательский институт по делам мусульманских меньшинств занимается проблемами истории, права, экономики, политического положения мусульманских меньшинств, и его главная цель – борьба с антиисламскими течениями
4
С 1978 года в Египте функционирует Международная организация свободы печати и информации совместное американо-египетско-саудовское предприятие клерикального характера, предназначенное для распространения в мусульманском мире идей западного образа жизни. Саудовская Аравия финансирует этот органа Египет непосредственно распространяет в печати эти идеи, культивируя антихристианские настроения среди мусульман своей страны, на всем Ближнем и Среднем Востоке.
В частности неоднократно издается книги Сейида Кутба (Роль белого человека кончилась, Ислам единственный истинный путь жизни и др, где автор неоднократно осуждают политику СССР в отношении мусульманских народов Русский стоит рядом с англичанином, американцем, французом,
швецарцем, шведом и остальными белыми на одном уровне Однако похоже русские отстали со своим поработительским режимом, который не может существовать без использования отвратительных полицейских средств, немыслим этот режим без кровавых бань, переодических и регулярных «чисток»,
концлагерей и лагерей смерти. Объясняется это тем, что подобный режим находится в резком противоречии с изначальным свойством человеческой натуры, как в общем, таки в частном…»
5
Значительную активность проявляют клерикально-националистические, эмигрантские организации
«Туркестан Либерейшн» (Индонезия, «Бундесфрай» (ФРГ, Общество культуры восточных туркестанцев», Общество культуры и взаимопомощи турок Северного Кавказа (Турция),
«Мусульманский комитет (ФРГ).
Изменение тактики главным образом сводится к переносу основного акцента работы финансируемых Всемирной Исламской Лигой (ВИЛ, Саудовская Аравия) исламских организаций на территорию России и стран СНГ. Через отдел по делам ислама посольства были восстановлены связи со значимыми для зарубежных центров представителями мусульманского духовенства России и созданы необходимые условия для их продвижения в религиозные лидеры в тех или иных республиках Массэ А. Ислам. МС Иордан МВ, Кузеев Р.Г., Червонная СМ. Ислам в Евразии МС Поляков К.И. Арабский Восток и Россия проблема исламского фундаментализма, МС Ротарь И. Под зеленым знаменем ислама. Исламские радикалы в России и СНГ. МС Цит. по Сейид Кутб. Будущее принадлежит исламу. М. «Сантлада», С. 52-53.
6
Ротарь И. Под зеленым знаменем ислама. Исламские радикалы в России и СНГ. МС Создав базу единомышленников среди местного духовенства, посольство стало привлекать для работы в России различные саудовские фонды и организации. Кг. в Москве и других городах открыли филиалы фонд «Ибрагим бен Ибрагим», «Ахмед Аль Дагестани», Организация исламской солидарности, Медресе имени короля Фахда, Общество Шамиля» и т.п. Именно эти организации,
управляемые и финансируемые ВИЛ через департамент по делам мусульманских меньшинств, были призваны, путем создания параллельных исламских структур и исламской оппозиции, утвердить саудовское влияние на Кавказе ив целом по России. Вход было пущено все завози бесплатное распространение десятков миллионов экземпляров Корана и другой религиозной литературы, издание которой внутри страны было запрещено, подкуп отдельных религиозных деятелей, подписание различных контрактов на строительство мечетей и культурных исламских центров, организация бесплатного паломничества, обучению за рубежом и многое другое.
Более 5000 саудовских миссионеров работают во многих странах мира. Начиная с 1992-1994 гг.
на территории Чечни, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Башкирии и Дагестана саудовские организации через созданные ими структуры приступили к открытию целой сети полувоенных лагерей для изучения основ мусульманской религии. В лагерях осуществлялась интенсивная идеологическая и военная подготовка молодежи – будущих защитников ислама. Какое значение отводилось этим лагерям в Чечне, видно из цитируемого ниже документа Развивая молодежь физически и имея характер военных организаций, они (лагеря) могут восполнить пробел, который существует в нашем движении по освобождению родины. Молодежь, воспитанная в национальном и исламском духе, может стать стальным остовом, который ляжет в основу будущей национальной армии. Эти лагеря в скором времени под руководством иностранных миссионеров и инструкторов превратились в центры по подготовке исламских боевиков.
В качестве одной из форм деятельности исламские организации используют летние учебные лагеря для взрослых и молодежи, работе с которой уделяется самое пристальное внимание. Учебный лагерь по своей сути является первой фазой идеологической обработки мусульман путем формирования у них образа добрых правоверных братьев, выполняющих заветы Священного Корана, помогающих
«униженным и притесненным мусульманским меньшинствам в европейских странах. Именно в нем начинается селекционная работа по выделению из общей массы наиболее способных слушателей,
которых затем приглашают учиться на курсах за рубежом, где начинается вторая фаза их обработки в духе джихадизма. Эти лагеря и всевозможные курсы проводятся под прикрытием догмата ода ва4,привлечению мусульман к активному участию в миссионерской деятельности. В задачи миссионера входит не только создание новой религиозной сети на территории страны проповедования, но ив первую очередь,
реализовывать интересы своих государств. Всегда в истории они были первыми, меняли национальную психологию и менталитет народа, среди которого работали, расчищая путь для армии»
5
Начиная с 2000 г. ситуация в России стала резко меняться. Практически за пару лет были ликвидированы и свернуты большинство зарубежных исламских миссий, а оставшиеся единичные исламские организации из Саудовской Аравии, Турции и Пакистана уже не представляют какой-либо силы. Также резко снизился поток студентов из мусульманских республик РФ в Ближневосточные центры. Значительная часть духовной власти перешла в руки Духовного Управления Мусульман. Влияние Русской Православной Церкви на протестность СК.

Использование православия в политике Федерального Центра имеет свои особенности. Во-первых,
сегодня православная религия является одной из структур, претендующих на тотальность в описании картины мира, наряду с наукой, и, следовательно, не имеет доминирующего влияния на общественное сознание. Во-вторых, РПЦ сегодня по закону – одна из множества действующих в России религиозных организаций (равная по статусу другим, впервые в истории вынужденная на равных конкурировать за паству не только с различными течениями ислама, иудаизма и буддизма, но и с множеством различных направлений христианства. Это заставляет РПЦ использовать новые формы участия в Эмир ибн аль Хаттаб. URL: www.pravda.ru
2
Ср. статью Дудаева АХ. Чеченское Исламское государство, опубликованную в г. Грозном в газете «Аль-
Каф» за ноябрь 1998, № 1.
3
ФСБ расколола компьютер Хаттаба // Парламент. газ. 1999. 22 окт.
4
От араб. – призыв к исламу Цит. по Смирнов С. Экстремизм в исламе истоки и тенденции // Континент. 2000. 20 сент. – 2 окт.
6
Верховский А. Церковь в политике и политика в церкви // Верховский А.М., Михайловская Е.В., Прибыловский В.В.
Политическая ксенофобия: радикальные группы Представления политиков роль Церкви. М, 1999
общественной жизни, что является причиной трансформации ее субъектности, в том числе политической
1
В-третьих, РПЦ всегда отождествляла себя только с русским народом, в чем и не скрывает своей националистической сущности Надо открыто признать, – пишет митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, – что Россия есть государство русского народа. В этой простой констатации очевидного исторического факта ни для кого ничего обидного быть не может. Именно русские, по мнению владыки, являются тем цементом, который стягивает государственное строение России:
общность якута и лезгина, татарина и вепса поддерживается лишь тем, что они на равных включены в державное тело Руси. В соответствии с этим для урегулирования межнациональных отношений на современном этапе предлагается вернуться к здоровой имперской практике, предполагающей полную
(действительную, а не показную) свободу местного национального самоуправления в сочетания с решительным изъятием в пользу Москвы всех вопросов общегосударственного значения»
2
Митрополит Иоанн требует Надо немедленно заявить, что ситуация, когда миллионы русских людей в одночасье оказались заграницей России в результате безответственных политических игрищ,
порочна, неестественна и долго терпима быть не может. В состав России должны безоговорочно входить все земли, на которых русское население составляет большинство»
3
Еще 26-28 мая 1993 г. в Москве в Свято-Даниловом монастыре под покровительством церкви проходила работа первого Всемирного русского собора. Одним из важнейших стало решение собора объявить русских расчлененной нацией и провозгласить их право на объединение. На соборе поднимался и вопрос о русской национальной идентификации, или, иными словами, о том, кто может считать себя русским или считаться таковым. В соответствии с дореволюционными традициями были обозначены два критерия. Первый русские представляют собой собирательное родовое понятие,
в которое включаются великороссы, малороссы и белорусы. Второй русским считался каждый инородец,
принявший православную веру. Эти два критерия, а также признание того, что в основе русской государственной идеи должна лежать идея соборности, не могут не влиять на протестность населения СК.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   35

перейти в каталог файлов


связь с админом