Главная страница
qrcode

Импрессионизм импрессионизм


Скачать 38.82 Mb.
НазваниеИмпрессионизм импрессионизм
АнкорVladimirova E sost - Impressionizm (1).pdf
Дата02.11.2017
Размер38.82 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVladimirova_E_sost_-_Impressionizm_1.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#45646
страница1 из 9
Каталогrglafira

С этим файлом связано 53 файл(ов). Среди них: Risunok_i_osnovy_kompozitsii.pdf, Struttura_Uomo_-_Manuale_di_anatomia_artistica_vol1.pdf и ещё 43 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ИМПРЕССИОНИЗМ
ИМПРЕССИОНИЗМ
Клод Моне.
Парламент. Грозовое небо

Содержание
Импрессионизм. Новая живопись . . . . . . . . . . . . . . . . . . Хронология импрессионизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Краткий путеводитель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Пейзаж, природа, впечатления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Город, места встречи расставаний . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
Увлечения, как образ жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Люди и характеры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Портреты и автопортреты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
Натюрморт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Стили и техники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . Указатель произведений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Указатель художников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 382

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы
Импрессионизм. Новая живопись апреля 1874 г. в Париже, в студии фотографа Феликса Надара на бульваре Капуцинок открылась Первая выставка Анонимного общества художников-новаторов, которых позже критики назовут импрессионистами (от названия картины Клода Моне Впечатление. Восход солнца) и чьи картины буквально через сто лет после этого знаменательного события побьют все рекорды продаж. Однако в то время, время академизма и классицизма, их сочли новаторами, бунтарями, попирающими основы искусства, и только последовавшее в дальнейшем развитие направлений живописи — абстракционизма, символизма и прочих действительно бунтарских «измов» — показывает, как внимательно относились импрессионисты к природе и изображаемой натуре, как трепетно старались передать изменчивость мгновения и суть изображаемого явления.
Но в ту пору публика, воспитанная на классических образцах, написанных в студии и выполненных в приглушенно-благородных тонах, испытывала шок перед цветовым многообразием импрессионистической живописи,
созданной с натуры. Художникам, впитавшим классическую традицию пейзажной живописи с условным колоритом и мягкими светотеневыми переходами, тоже было нелегко. Клод
Моне писал Я хотел бы проснуться слепым,
а затем внезапно прозреть так, чтобы начать писать, не зная, что собой представляют предметы, которые я вижу».
Что же послужило толчком к столь радикальному для того времени перевороту художественного сознания Причин оказалось две Эдуар Мане и новые научные открытия в
Клод Моне.
Цветочный сад (Сент-Адресс)
(фрагмент)
сочетании спектральных цветов. Началось все задолго дог то, что казалось взрывом, тщательно зрело и подготавливалось, ведь практически у всех художников-импрес- сионистов на момент Первой выставки было за плечами не менее 15 лет богатого художественного опыта, обучение в Школе изящных искусств или частных студиях, тщательное копирование классических образцов. И самым ярким, первым представителем импрессионизма, течения, к которому он сам себя никогда не причислял, был Эдуар Мане, на которого сокрушительной лавиной обрушилось цунами издевательской критики и циничных замечаний. Вдохновленный классическими полотнами — Тициана, Рембрандта, Ру- бенса, Веласкеса, Франца Халса, Мане глубоко их переосмысливали создавал собственные произведения, экспериментируя как с техникой изображения, накладывая
«вибрирующие» мазки, создававшие эффект незаконченности картины при богатой фак- турности живописной ткани, таки с выбором модели — героями картин Мане подчас становились пьяница или проститутка
(Олимпия), с отказом от сюжета как такового (Завтрак на траве. Эти картины,
в чем-то традиционные, но по сути новаторские, приводили благопристойную публику в шок — выставленная в Салоне в 1865 г. Олимпия породила порядка отзывов в газетах того времени, из которых лишь несколько можно назвать относительно благожелательными. Это был настоящий протест против студийного искусства с возвышенными темами из истории и мифологии. И целой группе художников, искавших самовыражения помимо строгих тенденций классицизма или реализма, художественный опыт
Мане указал новый путь — путь реальности, природы и света.
10
Эдуар Мане. Бар в «Фоли-Бержер» (фрагмент
Новое течение ориентировалось и на новейшие научные открытия — импрессионисты писали контрастными, раздельными мазками, которые накладывались в соответствии с теорией цвета Шевреля и
Гельмгольца, сводившейся к следующему:
солнечный луч расщепляется на составляющие цвета, и соответственно две положенные на холсте краски усиливают живописный эффекта при смешении краски теряют интенсивность. Все цвета разделяются на основные, или первичные, и производные. При этом каждый производный цвет является дополнительным по отношению к основному. Импрессионисты перестали смешивать краски на палитре,
предпочитая накладывать мазки непосредственно на живописное полотно.
Игра разнообразных мазков предает красочному слою изменчивость, трепетность, рельефность. Картины наполнились цветом и светом. Новая техника требовала нового подхода, и импрессионисты покидают студии,
предпочитая работать на пленэре, вдохновляясь непосредственным впечатлением от увиденного, текучести мгновения, настроения и полностью оправдывая название своего течения. Воздух и свет, органично объединяющие человека и природу выступают на первый план и подчас становятся главными составляющими — например, Клод Моне написал серию из 15 картин под название Стога и серию из 50 картин «Руанский собор, посвященных разным оттенкам одного итого же изображения или ландшафта при самых разных погодных и атмосферных условиях. Пьер Огюст Ренуар. Качели
И, несмотря на общие черты, каждый из художников нового течения был индивидуален, имел свою ярко выраженную творческую манеру и непростой путь становления. Когда-то отказавшись следовать традициям, каждый из них создал нечто свое. Совершенство — результат коллективных усилий, — писал Бурден, один человек без посторонней помощи никогда не сможет достичь совершенства. Именно поэтому так важно рассмотреть течение в целом, анализируя работы каждого художника в отдельности,
ведь самым красноречивым «свидетелем»,
фиксатором нового направления могут быть живописные полотна — результат жизни, творческого поиска, исканий и размышлений тех, кого сейчас мы называем импрессионистами.
12
Поль Сезанн. Персики и груши (фрагмент
Хронология импрессионизма
Импрессионизм представлен множеством мастеров, но основой движения были Эдуар
Мане, Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро,
Фредерик Базиль и Берта Моризо. Однако Мане называл себя независимым художником, а Дега никогда не писал пейзажи на пленэре.
По художникам
Писсарро
Мане
Дега
Сислей
Сезанн
Моне
Базиль
Ренуар
Моризо
Кассат
Кайботт
1830 1840 1850 1860 1870 1880 1890 1900 1910 1920 1930

Выставки
Первая выставка (15 апреля — 15 мая 1874 г.)
Адрес: бульвар Капуцинок, 35 (ателье фотографа Надара)
Участники:
Аструк, Аттендю, Белиар, Бракемон, Брандон, Буден, Бюро, Гийомен, Дебра,
Дега, Кальс, Колен, Ла Турш, Левер, Лепик, Лепин, Мейер, де Молен, Моне, Моризо,
Мюло-Дюриваж, Джузеппе, Де Наттис, А. Оттен, Л. Оттен, Писсарро, Ренуар, Роббер,
Руар, Сезанн, Сислей.
Вторая выставка (апрель 1876 г.)
Адрес: ул. Лепелетье, 11 (галерея Дюран-Рюэля) Участники
Базиль (посмертно, Белиар, Бюро, Дебютен, Дега, Кайботт, Кальс, Левер,
Легро, Лепик, Милле, Моне, Моризо, Л. Оттен, Писсарро, Ренуар, Руар, Сислей, Тилло.
14
Третья выставка (апрель 1877 г.)
Адрес: ул. Лепелетье, Участники
Гийомен, Дега, Кайботт, Кальс, Кордей, Левер, Лями, Моне, Моризо, Моро,
Пьет, Писсарро, Ренуар, Руар, Сезанн, Сислей, Тилло, Франсуа.
Четвертая выставка (10 апреля — 11 мая 1879 г.)
Адрес: авеню Опера, Участники
Бракемон, госпожа Бракемон, Гоген, Дега, Дзандоменеги, Кайботт, Кальс,
Кассат, Лебур, Моне, Пьет, Писсарро, Руар, Сомм, Тилло, Форен.
Пятая выставка (1 апреля — 30 апреля 1880 г.)
Адрес: ул. Пирамид, Участники
Бракемон, госпожа Бракемон, Видаль, Виньон, Гийомен, Гоген, Дега, Дзан- доменеги, Кайботт, Кассат, Лебур, Левер, Моризо, Писсарро, Рафаэли, Руар, Тилло,
Форен.
Шестая выставка (2 апреля — 1 мая 1881 г.)
Адрес: бульвар Капуцинок, 35 (ателье фотографа Надара)
Участники:
Видаль, Виньон, Гийомен, Гоген, Дега, Дзандоменеги, Кассат, Моризо, Пис- сарро, Рафаэлли, Руар, Тилло, Форен.
16
Седьмая выставка (март 1882 г.)
Адрес: Фобург-Сент-Оноре, 251 (у Дюран-Рюэля)
Участники:
Виньон, Гийомен, Гоген, Кайботт, Моне, Моризо, Писсарро, Ренуар, Сислей.
Восьмая выставка (15 мая — 15 июня 1886 г.)
Адрес: ул. Лаффитт, Участники госпожа Бракмон, Виньон, Гийомен, Гоген, Дега, Дзандоменеги, Кэссет, Мо- ризо, Камиль Писсарро, Люсьен Писсарро, Редон, Руар, Сера, Синьяк, Тилло, Форен,
Шуффенекер.
мпрес овая ж
Импрессионизм
сиониз живопи
Пейзаж
Природа
Впечатления
Клод Моне Завтрак на траве
Первоначально картина имела внушительные размеры — 4,6
×6 м, что неудивительно в отличие от Эдуара Мане, написавшего в 1862 г. полотно с одноименным названием с четырьмя фигурами, Клод Моне собирался представить 12 персонажей в полный рост, расположившихся на пикнике в Фонтенбло. Осенью 1865 г.
художник переносил сделанные с натуры эскизы на полотно в мастерской. Однако к открытию Салона 1866 г. закончить картину он не успел. В момент нужды Моне заложил картину, чтобы заплатить за квартиру. А когда через несколько лет выкупил ее, то она оказалась в некоторых местах покрыта плесенью. Впоследствии художник разрезал холст натри части (два сохранившихся фрагмента находятся в
Музее Орсе в Париже. Одновременно с большим полотном Моне пишет уменьшенный вариант композиции, который дошел до нашего времени в неизменном виде и хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени АС. Пушкина.
Год создания
Материалы:
Холст, масло
Местонахождение:
Государственный музей изобразительных искусств имени АС. Пушкина, Москва

21
Клод Моне Пляж в Сент-Адрессе
Клоду Моне было всего двадцать семь лет, когда он написал Пляж в Сент-Ад- рессе» — пейзаж, в художественном отношении настолько новаторский, что экспонировать его стало возможным лишь на Второй выставке импрессионистов в г, почти через десять лет после создания. Картина построена на контрастах ярко светит солнце, праздные буржуа любуются парусными гонками. Они не замечают рыбаков, а увлеченно смотрят на море в подзорную трубу. Буржуа силятся разглядеть нечто призрачное в то время, когда настоящее находится рядом. Картина была написана вначале лета г, сразу после того, как две значительные работы художника были отвергнуты Салоном. В последующие годы Моне часто приходилось испытывать тоже самое возможно, поэтому они не выставлял Пляж в Сент-Адрессе» вплоть доги предпочел отдать свою картину не в Салона на выставку импрессио- нистов.
Год создания:
1867
Материалы:
Холст, масло
Местонахождение:
Художественный институт, Чикаго

23
Клод Моне Отель де Рош-Нуар. Трувиль
Картина написана вовремя медового месяца Клода Моне и Камиллы, который они провели в Трувиле, курорте на севере Нормандии. Это одна из первых попыток изобразить в живописи эффект сильного ветра. Левый верхний угол картины занимает развевающийся флаг, написанный энергичными красными и белыми мазками. Здание справа уравновешивает контрастную композицию.
Уже вначале х гг. Клод Моне, непризнанный критиками и публикой,
пользовался несомненным авторитетом среди друзей художников. Критик Дюре,
восторгаясь работами Камиля Писсарро, начал умалять значение Моне, и художник тотчас же ответил Не боитесь ли вы, что заблуждаетесь относительно таланта Моне, который, намой взгляд, очень серьезен и очень чист. Это искусство, основанное на изучении и наблюдении и исходящее из совершенно нового чувства, это поэзия, переданная гармонией правдивых красок. Моне страстный поклонник правдивого изображения».
Год создания:
1870
Материалы:
Холст, масло
Местонахождение:
Музей Орсе, Париж
24

25
Клод Моне Впечатление. Восход солнца
Картина впервые экспонировалась на выставке 1874 г. в бывшей мастерской фотографа Надара. С легкой руки журналиста Луи Леруа картина дала имя новому направлению в живописи — импрессионизму, а художников-новаторов стали называть импрессионистами (от франц. impression — впечатление).
Брат Ренуара Эдмон, делавший каталог выставки, был в отчаянии от количества картин Моне и их лаконичных названий. Однако Моне был непреклонен.
«Меня спросили название этой картины для каталога, она действительно не могла сойти за вид Гавра. Я ответил Поставить — «Впечатление».
В своей статье Выставка импрессионистов Леруа пишет Обои в первоначальной стадии обработки более закончены, чем этот морской пейзаж!»
Год создания:
1872
Материалы:
Холст, масло
Местонахождение:
Музей Мармоттан-Моне, Париж
Клод Моне Дом Моне в Аржантее
Это типично импрессионистическая работа, простая по сюжету, сияющая лучезарными красками. 1873 г. стал первым годом безбедного существования художника, благодаря приданому жены Камиллы и наладившейся наконец продаже картин. Несколькими годами раньше у Клода Моне и Камиллы Донсье родился сын Жан. На переднем плане картины сын изображен играющим с обручем. Сад в Аржантее роскошно цветет судя по всему, еще задолго до Живерни Моне был великолепным садоводом.
В это время художник освоил мелкий, похожий на запятую мазок, который позволял фиксировать малейший замеченный нюанс. Год создания:
1873
Материалы:
Холст, масло
Местонахождение:
Художественный институт, Чикаго

29
Клод Моне
Тополя
Картина входит в серию Тополя, состоящую из 15 картин, которую Моне написал летом и осенью 1891 г. на берегах Эпта, примерно в миле от своего дома в Жи- верни. Тополя изображались в зависимости от освещенности и атмосферных условий в различное время суток, в разное время года. Некоторые картины серии писались Моне с берега, другие — со специально сконструированной лодки. Лила
Кэбот Пери, американка, проводившая с 1889 г. лето в Живерни, писала «Моне рассказывал мне, что когда он писал один из тополей, у него было всего семь минут, чтобы запечатлеть луч солнца на листке дерева, потом луч сместился, он достал другой холст и стал писать на нем. В 1892 г. все пятнадцать холстов экспонировались в галерее Дюран-Рюэля в
Париже. Один из обозревателей выставки написал Если взять каждое полотно в отдельности, оно, конечно же, оставит у зрителя впечатление чего-то свежего и величественного. И лишь увидев их вместе, понимаешь, что эти картины неотделимы друг от друга. И для того, чтобы воздействие этих картин на зрителя было наиболее полным, их нужно выставить вместе водной галерее на вечные времена».
Год создания:
1891
Материалы:
Холст, масло
Местонахождение:
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
30
Клод Моне Стога. Конец дня. Осень
Клод Моне — без сомнения лидер течения импрессионизма — написал серию
«Стога», состоящую из 15 картин в 1891 г. Художник стремился зафиксировать различные нюансы освещения одного итого же объекта в разное время суток,
при разных погодных и атмосферных условиях, в разное время года. Я хочу уловить мгновенность атмосферу и свет, разлитый в ней, — писал он. Серия Стога была представлена на выставке 1891 г. в галерее Дюран-
Рюэля и совершенно поразила современников — за всю историю мирового искусства не было случая, чтобы пятнадцать картин на один и тот же сюжет висели водном зале. Однако приверженцы традиционного подхода к живописи выражали свое недоумение Многие импрессионисты задались чрезвычайно странными задачами воспроизвести впечатление от мгновенного взгляда на пейзаж, при особенной игре света, в момент, когда формы еще непоняты и только начинается процесс усвоения мозгом Эти моменты психологически интересны, нов живописи им нечего делать. Цель этого художника — показать наибольшее количество световых эффектов и только световых, — писал Ф. Петрушевский вначале в.
Год создания:
1891
Материалы:
Холст, масло
Местонахождение:
Художественный институт, Чикаго

33
Клод Моне
Стог сена в снегу. Хмурый день
По словам критика Гюстава Жеффруа: Живописная серия Клода Моне Стога это поэзия вселенной, заключенная в ограниченное пространство луга — неудивительно, что критики прибегали к поэтическим сравнениям, забывая о цели, которую ставил перед собой художник. Однако высокий тон критики показывает,
что мир французского искусства основательно изменился с концах началах гг., когда импрессионистов яростно поносили за вульгарное содержание их картин. В 1891 г, когда Моне выставил свои Стога, импрессионизма, в сущности, уже не существовало, сама группа практически распалась, и каждый из художников пошел своим, неповторимым творческим путем. Работа над серией Стога шла нелегко. В мае 1890 г. Клод Моне писал Гю- ставу Жеффруа: Бьюсь над последовательностью различных состояний, нов это время года солнце садится так быстро, что я за ним не поспеваю. Работа идет очень медленно — я просто в отчаянии а чем дальше, тем яснее вижу, как тяжело передать то, что я ищу мгновенность, особенно равномерный обволакивающий свет, разлитый повсюду».
Год создания:
1891
Материалы:
Холст, масло
Местонахождение:
Художественный институт, Чикаго

35
Клод Моне Пруд с кувшинками. Гармония в зеленом
В 1883 г. Клод Моне переселился в Живерни и за несколько лет собственным руками создал фантастический сад, главной достопримечательностью которого стал искусственный пруд с кувшинками и японским мостиком. Критик Арсен Александр так описывал свои впечатления от посещения Живерни: Куда бы вы ни посмотрели везде пруды, гирлянды цветов, цветущие изгороди диких и садовых растений,
гармоничные сочетания которых меняются и обновляются каждое время года».
Японские мотивы легли в основу 20 картин Моне. В дальнейшем мотив водяных лилий будет использован Моне в оформлении огромных декоративных панно, под которые художник вынужден будет перестраивать свою мастерскую. В 1909 г. Моне устроил выставку серии Кувшинки в галерее Дюран-Рюэля.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов


связь с админом