Главная страница
qrcode

Обществознание. Полный курс подг. к ЕГЭ_Шемахан... Ирина Альбертовна Шемаханова Обществознание. Полный курс подготовки к егэ полный курс подготовки к егэ Обществознание полный курс подготовки к егэ


НазваниеИрина Альбертовна Шемаханова Обществознание. Полный курс подготовки к егэ полный курс подготовки к егэ Обществознание полный курс подготовки к егэ
АнкорОбществознание. Полный курс подг. к ЕГЭ Шемахан.
Дата29.11.2016
Размер0.49 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаObschestvoznanie_Polny_kurs_podg_k_EGE_Shemakhan.docx
ТипДокументы
#9785
страница1 из 40
Каталогid154030238

С этим файлом связано 13 файл(ов). Среди них: pravila_rozygrysha1.docx, Istoria_Rossii_Atlas_7_klass.pdf, Gaga_9.gif, Smoke.gif, wOgsOI6Sffw.jpg, Spravochnik_Geroi_VOv6_chelovek-legenda.pdf, Spravochnik_Geroi_VOv6_chelovek-legenda.pdf, Obschestvoznanie_Polny_kurs_podg_k_EGE_Shemakhan.docx, EGE_po_obschestvoznaniyu_Zadania_vysokogo_urovnya.pdf и ещё 3 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Ирина Альбертовна Шемаханова

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ
Полный курс подготовки к ЕГЭ –


«Обществознание: полный курс подготовки к ЕГЭ»: АСТ; М.; 2014

ISBN 978-5-17-079875-9

Аннотация
Пособие подготовлено в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию, кодификатором элементов содержания по обществознанию для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена и содержит весь материал, необходимый школьнику для самостоятельной подготовки к ЕГЭ. Прилагаемый компакт-диск, содержащий тесты по обществознанию в формате ЕГЭ, позволит школьнику организовать самостоятельную работу по проверке собственных знаний. Программа автоматически проверяет правильность выполнения экзаменационных заданий, что позволяет контролировать уровень готовности к экзамену. (CD прилагается только к печатному изданию .)

Содержание:
Человек и общество.

Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции).

Мировоззрение, его виды и формы.

Виды знаний.

Понятие истины, ее критерии.

Мышление и деятельность.

Потребности и интересы.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности.

Системное строение общества: элементы и подсистемы.

Основные институты общества.

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры.

Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.

Образование.

Религия.

Искусство.

Мораль.

Понятие общественного прогресса.

Многовариантность общественного развития (типы обществ).

Угрозы XXI в. (глобальные проблемы).
Экономика.

Экономика и экономическая наука.

Факторы производства и факторные доходы.

Экономические системы.

Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение.

Постоянные и переменные затраты.

Финансовые институты. Банковская система.

Основные источники финансирования бизнеса.

Ценные бумаги.

Рынок труда. Безработица.

Виды, причины и последствия инфляции.

Экономический рост и развитие. Понятие ВВП.

Роль государства в экономике.

Налоги.

Государственный бюджет.

Мировая экономика.

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
Социальные отношения.

Социальная стратификация и мобильность.

Социальные группы.

Молодежь как социальная группа.

Этнические общности.

Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.

Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации.

Социальный конфликт.

Виды социальных норм.

Социальный контроль.

Свобода и ответственность.

Отклоняющееся поведение и его типы.

Социальная роль.

Семья и брак.
Политика.

Понятие власти.

Государство, его функции.

Политическая система.

Типология политических режимов.

Демократия, ее основные ценности и признаки.

Гражданское общество и государство.

Политическая элита.

Политические партии и движения.

Средства массовой информации в политической системе.

Избирательная кампания в Российской Федерации.

Политический процесс.

Политическое участие.

Политическое лидерство.

Органы государственной власти РФ.

Федеративное устройство России.
Право.

Право в системе социальных норм.

Система российского права. Законотворческий процесс.

Понятие и виды юридической ответственности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ.

Законодательство РФ о выборах.

Субъекты гражданского права.

Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Имущественные и неимущественные права.

Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора.

Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака.

Особенности административной юрисдикции.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.

Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени).

Споры, порядок их рассмотрения.

Основные правила и принципы гражданского процесса.

Особенности уголовного процесса.

Гражданство РФ.

Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.

Права и обязанности налогоплательщика.

Правоохранительные органы. Судебная система.

Введение
Данное пособие является результатом обобщения учителем-практиком опыта работы по подготовке к единому государственному экзамену по обществознанию. При составлении пособия автор руководствовался нормативно-правовыми актами, регламентирующими дидактические единицы и требования к освоению содержания курса обществознания:

– федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.);

– спецификация КИМ единого государственного экзамена 2014 г. по обществознанию;

– кодификатор элементов содержания по обществознанию для составления КИМ единого государственного экзамена.

В работе представлены разделы курса, предусмотренные документом, определяющим содержание КИМ: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера политики и социального управления, право. Теоретический материал, представляющий эти линии, сгруппирован в пять блоков-модулей.

Пособие содержит общепринятые факты и концепции. В данном пособии предпринята попытка охватить широкий круг вопросов по обществознанию, систематизировать их и сделать пособие максимально полным.

Материал данного пособия предназначен для самостоятельной подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию, дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ.

Структура пособия соответствует кодификатору элементов содержания по предмету.

1. Человек и общество
1.1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
Антропогенез – 1) процесс выделения человека из мира животных; 2) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. К главным проблемам антропогенеза относятся: место (прародина) и время появления древнейших людей; непосредственные предки человека; основные стадии антропогенеза, его движущие силы на различных его этапах; соотношение эволюции физического типа человека с историческим прогрессом его культуры, развитием первобытного общества и речи. Важнейшими факторами прогрессивного развития людей были: совершенствование социальной организации и производственной деятельности; развитие способов общения людей (в первую очередь речи), общественной жизни коллективов (системы социальных институтов).
Периодизация антропогенеза: а) археологическая (технологическая) периодизация: палеолит, мезолит, неолит; б) социологическая периодизация: первобытное человеческое стадо; род (родовая община); соседская община.
Теории происхождения человека:
1) Креационизм (религиозная теория, божественная, теологическая) – подразумевает божественное происхождение человека.

2) Эволюционизм (теория эволюции Чарльза Дарвина ) – естественно-научная теория, согласно которой человек является биологическим видом, происхождение его – природное, естественное.

3) Трудовая теория (естественнонаучная, материалистическая теория Ф. Энгельса) – утверждает, что причиной выделения человека из животного мира и его эволюции является труд.

4) Теория внешнего вмешательства (палеовизита)  – согласно этой теории, появление людей на Земле связано с деятельностью иных цивилизаций (люди – прямые потомки инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время).

5) Катастрофизм – система представлений об изменениях живого мира во времени под влиянием природных катаклизмов, событий, приводящих к массовому вымиранию организмов.

6) Телеологизм – философское учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом, об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин.
Человек высшая ступень развития живых организмов на Земле. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. В философском понимании природа человека является бинарной (двойной), а сам человек – биосоциальное существо, так как является одновременно и частью природы, и неразрывно связан с обществом.

Биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии. Человек рождается с набором биологических черт, но разумным становится под действием общества.

Человек – существо социальное: обладает членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способен создавать орудия и пользоваться ими, воспринимает и соблюдает общественные нормы поведения, выполняет определенные общественные функции и играет социальные роли. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как: способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и другие.

Человек – существо духовное. Духовный мир человека (микрокосм человека) – сложная система, которая включает в себя: духовные потребности в познании окружающего мира; знания о природе, обществе, человеке, самом себе; убеждения, взгляды, вера в их истинность; способность к различным формам социальной деятельности; чувства и эмоции; цели и ценности.

Человек, обособившись от животного мира, начал создавать вторую, искусственную среду обитания – культуру.

На формирование человека влияют три группы факторов: биологические данные (особенности физического строения и нервной деятельности, темперамент и др.); социокультурные условия (социальное окружение, среда обитания и др.); индивидуальная история.

Существует два подхода в решении вопроса о соотношении природного и социального в человеке:

а) натуралистический – преувеличивает значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение;

б) социологический – признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Человек – явление природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духовно-культурном отношении. Человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. Человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию. Благодаря своей физически-духовной организации только человек может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности.

Таким образом: человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начала).
1.2. Мировоззрение, его виды и формы
Мировоззрение – 1) совокупность взглядов человека на мир, который его окружает; 2) совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к окружающему миру; 3) целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, группы, общества. Мировоззрение включает также переживания, эмоции, чувствования и представления человека, носит систематизированный характер.
Мировоззрение включает компоненты:
1. Мироощущение – эмоциональный опыт людей; эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств;

2. Мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения) – мир образов, придающих наглядность нашим мировоззренческим установкам;

3. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на рационально-теоретическом уровне представлено научными идеями) – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения;

4. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания) – совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.

5. Менталитет – 1) специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность; 2) совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Менталитет является результатом развития культуры и традиций; в большей степени, чем мировоззрение, связан с мышлением.
Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности, установки. Субъекты (носители) мировоззрения: отдельный человек; группы людей (социальные, национальные, профессиональные, религиозные); общество в целом.

Пути формирования: стихийный, осознанный.
Классификация типов мировоззрения:
А) определяется эпохой и временем, в которых живет человек. Можно выделить несколько исторических типов мировоззрения:

* мифологическое – свойственно для первобытного сознания и древних культур; в его основе – комплекс мифов, в которых излагается представление о возникновении и устройстве мира, человека.

* космоцентризм – свойственно для древних культур и связано с натурфилософией (Дао в Древнем Китае, фюсис (природа) и логос в Древней Греции);

* теоцентризм – философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага;

* антропоцентризм – мировоззрение, которое возникло в эпоху Возрождения: «человек есть мера всех вещей» (Протагор );

* социоцентризмсвойственно для современности, определяется пониманием значимости для человека общественных отношений, формируется философией и обществознанием;

* знаниецентризм (наукоцентризм, сциентизм)  – свойственное для современности мировоззрение, в основе которого лежит представление о научном знании как о главном факторе общественного прогресса и основном средстве решения экологических и социальных проблем.

Б) по методологическим признакам (опираясь на различные познавательные способности человека):

* чувственно-образное – основывается на обыденных представлениях, формируется стихийно, в повседневном обиходе;

* эстетическое – связано с восприятием окружающего мира с точки зрения красоты;

* рационалистическое, или рационализированное (абстрактно-логическое, философское и научное)  – может строиться на основе обобщения научных знаний, которые в нем синтезируются.

В) по видовым различиям:

* философское – теоретически обобщает опыт духовного и практического освоения мира человеком; философия выполняет важнейшую функцию, являясь рациональным ядром мировоззрения, ибо опирается на достижения наук о природе и обществе;

* религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни;

* научное – стремится к всецелой объективности, представляет собой теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания; основывается на современных достижениях научного познания мира;

* обыденное – относительно или условно-объективно, является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей;

* суеверное – является необъективным и дезориентирует человека; искаженно воспринимает окружающий мир.

Г) по эмоциональной окраске:

* оптимистическое;

* пессимистическое.

В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм.

Д) по содержанию: научное и ненаучное; материалистическое и идеалистическое; атеистическое и религиозное; революционное и консервативное; прогрессивное и регрессивное и т. д.

В мировоззрении выделяют два уровня: 1) рационально-теоретический, 2) жизненно-практический.

Важнейшее содержательное различие заключается в том, что является оно гуманистическим (человеколюбивым) или негуманистическим (человеконенавистническим); выражает оно национальные и общечеловеческие идеалы или националистические и расистские.

Мировоззрение может быть как всеобщим, массовым, определяющим общественное сознание, так и индивидуальным, свойственным отдельной личности. Развитая личность может превосходить своим мировоззрением ту эпоху, в которой живет. Такое мировоззрение прогрессивно, т. к. отражает потребности как общественного, так и личностно-духовного развития. В противоположном случае индивидуальное мировоззрение может деградировать к предшествовавшим эпохам, носить суеверный характер, быть деструктивным (например, у асоциальных субъектов, преступных элементов; у людей, по тем или иным причинам лишенных нормальных семейных отношений или человеческих условий существования).

Прогрессивное мировоззрение современного человека должно содержать в себе нравственные и правовые нормы, социальные приоритеты и гуманистические ценности. Современное общество, основанное на правовых и демократических принципах, утверждает свободу совести и мировоззренческий плюрализм.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

перейти в каталог файлов


связь с админом