Главная страница
qrcode

ОТЕЦ ФАДДЕЙ!. ЖизнеописаниеБеседы, поучения, проповеди


НазваниеЖизнеописаниеБеседы, поучения, проповеди
АнкорОТЕЦ ФАДДЕЙ!
Дата06.02.2017
Формат файлаpdf
Имя файлаOTETs_FADDEJ_33.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#36265
страница7 из 12
Каталогvelecot

С этим файлом связано 37 файл(ов). Среди них: 2017 - RBTSE.docx, Red Bull Trans Siberian Extreme 2017_Приглашение на пресс-конфер, Одежда с оленьей шерстью ММП.pptx.pptx, Tayskie_tablichki.docx, Univer_Siti2.pdf и ещё 27 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
ДУХОВНОМУ РОСТУ НЕТ ПРЕДЕЛА
*
Болезни — Божий призыв к покаянию
**
Мы много говорили о болезнях, о раке особенно. Этим летом старец был в курортном
месте Пролом, близ Куршумлии, где несколько человек вылечились от рака. Старец расска-
зывал об одном пациенте, у которого был рак носа в запущенной стадии; спустя несколько
месяцев, проведенных там, от рака остался лишь небольшой шрам.
Конечно, необходимо верить в целебность воды, в этом действительно нет причин со- мневаться. Но важнее всего, как больной принимает известие о своей болезни. Очень важно,
чтобы болезнь была принята им спокойно; если он не боится и не беспокоится, опухоль будет расти медленно, если вообще будет расти, в то время как страх и волнение ускоряют ее рост.
Если же он спросит себя о глубинном смысле возникновения своей болезни, то встанет на лучший путь — возможного излечения и, что важнее всего, исправления исказившегося пути своей прежней жизни.
Я вспомнил недавно прочитанный мной доклад японских врачей, который они подгото-
вили для Мирового конгресса врачей-психосоматиков в Риме. Они опубликовали историю бо-
лезни десяти больных раком, преимущественно в запущенной стадии, которые, кроме двух
из них, без какого-либо врачебного вмешательства излечились. Большинство из них были ре-
лигиозными людьми и восприняли свою болезнь спокойно, увидев в ней призыв к исправлению
прежней жизни.
Отец Фаддей говорит, что самая тяжелая болезнь, к которой склонны все люди, —
прелесть, и телесные болезни служат человеку предостережением. Человек противится
болезни, он склонен к ропоту и отказу видеть в ней смысл, но все-таки здоровый человек,
полностью здоровый человек, быстрее теряет связь с Богом, чем больной.
Духовному росту нет предела
Другой частой темой наших бесед было человеческое стремление к Богу и духовному
росту.
Нет никакого сна до Страшного Суда, как говорят некоторые сектанты. Как дух может спать? Он постоянно бодрствует и действует. Наше тело не успевает за духом, поэтому ему необходим сон, во время которого тело известным образом отделяется от духа и предается сну и восстановлению. Во время сна дух пребывает в своем мире, там он может соприка- саться с духовными мирами, с душами умерших. Утром человек редко помнит, что он видел,
но во сне, словно в кино, показывается то, чем занята душа человека днем.
Богу трудно нам явиться, потому что человек — словно разбитое зеркало, в котором ду- ховные послания преломляются фрагментарно и всегда по-разному, каждый принимает столько, сколько позволяет ему его зеркало, с которым он приходит в мир. Христос пришел на землю, чтобы наше зеркало вновь стало целым и ясным и отражало Бога.
Конечно, не все могут воспринять и принять в себя Бога. Наше теперешнее тело не спо- собно выдержать Свет. В этом возможная причина того, что святые, которые всю жизнь бо- ролись с искушениями и победили их, получив после этого просветление, довольно быстро уходили в иной мир. Велика их радость там, ибо общаются с другими подобными им душами и воспевают Бога и при этом сохраняют свою личность. Ум, воля и сердце святых людей соб- раны воедино, в то время как у остальных они разъединены, и отсюда многие несчастья в человеческой жизни. Внутренний свет в духовных людях, который поднимается из сердца и наполняет всего человека, — это любовь. Только любовью человек может приблизиться к Бо- гу, Который Сам есть Любовь. Духовный рост человека и приближение его к Богу бесконеч- ны, ибо Бог не только непостижим, но и недостижим. Однако в любви мы ближе всего к Бо- гу. В Евангелии сказано: «В доме Отца Моего обителей много». В зависимости от степени ду- ховного роста здесь на земле, после смерти мы получаем обитель и родственную душу, с ко- торыми будем жить дальше. Не все равно, кто чего хотел и за что боролся на земле. Духов- ный человек борется за духовное, за вход на Небо, а телесный — за земное, тленное. На пер- вый взгляд кажется, что разница между тем, кто верил в идею справедливости на земле, за нее боролся, и даже отдал жизнь, и тем, кто верил в Небо и Небесную правду, которая нико- гда не осуществляется здесь на земле, небольшая. Но все-таки разница велика, и поэтому на- ряду с видимой верой, благородством и жертвой того, кто ищет земной правды, следствие его заблуждения продолжается и после его смерти. Родственная душа нужна и там и здесь,
*
Эта и три последующие главы являются фрагментами бесед старца Фаддея с психологом В. Еротичем с 1978 по 1994 год. (Прим. изд.)
**
Беседы в монастыре Туман, 1978-1981 годы. (Прим. изд.)
поэтому, когда найдете родную душу здесь, останьтесь с ней, потому что дружить с едино- мышленником — большая радость.
На мое замечание, что монахи в одном крупном монастыре не очень дружны между
собой, отец Фаддей улыбнулся и ответил, что это действительно так, но это потому, что
они лишь внешне единомышленники.
Большинство и в монастыре сохраняют свои привычки, эгоистические цели и желания.
Поэтому многие святые покидали монастыри и искали уединения.
Я спросил: «Что правильно — уйти или остаться в монастыре?»
Это хотели знать и они, и получили из духового мира ответ, что оба пути правильны,
когда есть дух любви.
Проклятый вопрос
Однажды я шел с отцом Фаддеем от монастыря Туман к скиту преподобного старца
Зосимы Синаита, который, согласно преданию, подвизался здесь в XIV веке. По дороге мы го-
ворили на разные темы. Поняв, что меня мучает «проклятый вопрос» о происхождении зла,
почему страдают праведники, а грешники живут в свое удовольствие и подобное, отец Фад-
дей сказал, что человеческий ум не может принять и понять то, что его превосходит. Если
же все-таки может понять нечто «потустороннее», то только когда смирится. При этом
отец Фаддей сослался на слова Господа в Евангелии от Иоанна, обращенные к Никодиму,
смысл которых таков: «Если не понимаешь земных вещей, как поймешь Небесные?»
Человек должен достичь святости, чтобы ему что-то открылось.
Так, например, святому Нилу Мироточивому, который жил в XVII веке, открылось, что антихрист родится в еврейском народе, неестественным образом. Далее он предсказал, что его изображение предстанет перед всеми народами в виде говорящего изображения (что по- хоже на изображение на экране телевизора), он будет кроток, как ягненок, и соблазнит мно- гих, пока не обретет власть. Предрек и то, что кардиналы восстанут против папы, монашест- во исчезнет, потому что и оно повредится. Признаки склонности монахов к материализму святой Нил почувствовал уже в то время — желание иметь собственное имущество, взаимная критика братьев, в то время как известно доброе монашеское правило: что бы ни сделал твой брат-монах, не обращай внимания, не твое дело предостерегать или укорять его.
Кризис монашества
Когда в юности отец Фаддей собирался стать монахом, ему говорили, что он идеали-
зирует монашество и такое монашество он может найти только в русском монастыре
Мильково. Там он действительно встретил русских монахов. Эта встреча стала решающей
в его желании принять монашество.
Сегодня, по мнению отца Фаддея, монашество переживает упадок, особенно в Сербии,
потому что в период между двумя Мировыми войнами ничего не было сделано для поднятия
веры народа, в отличие от Румынии, где даже коммунисты стали крестить детей. Вместо
этого некоторые наши священники начали заниматься политикой и подавали народу пло-
хой пример.
«Хмурый период»
Однажды я рассказал старцу Фаддею о все более резких негативных переменах в моем
духовно-душевном настроении.
Это как наступление вражеского войска, атаки которого все чаще и ожесточенней. Но как только приблизится такой темный период, самое важное — сразу же отсечь прилог, по- тому что стоит лишь однажды принять негативную мысль, и начинается борьба, которая мо- жет затянуться надолго, а исход ее неизвестен. Но если сразу отвергнуть его, борьбы не про- исходит, темные силы отступают, а мы приобретаем опыт. Как иначе мы сможем понять бе- ды других людей, если сами не были в беде? Чем тяжелее испытание, тем лучше мы понима- ем, что мы ничего не можем без Бога. Невозможно достичь устойчивого мира в душе, радо- сти и утешения без Бога. Человек — глубоко падшее существо, для его спасения недостаточно закона, необходимо было, чтобы Бог Сам сошел на землю и указал нам путь спасения.
Борьба против гнева
Как нужно бороться против гнева? Этот вопрос отец Фаддей затронул сам, как будто
зная, что я собирался его задать. Он привел мне в пример двух святогорских монахов, кото-
рые 14 лет боролись с искушением гнева. Однажды одному из них явился Господь Иисус Хри-
стос и сказал, что гнев побеждается отказом от собственных желаний и своей воли.
Если мы не будем ставить себя на место судьи и превозноситься перед другими, гнева не будет. То же самое и с немирностью; наши немирные мысли вызывают беспокойство у
людей, с которыми мы общаемся. Необходимо научиться владеть своими мыслями, вносить в них порядок, тогда и мысли других людей не повредят нам. Нужно научиться Христовой простоте. Часто бывает, что когда мы собираемся навестить кого-то, то уже наперед думаем,
что, возможно, мы помешаем ему, и тогда наш визит не получается таким, как нужно, пото- му что приходим в смущении и производим на того, к кому пришли, отрицательное действие.
Нет смирения, пока сердце не успокоится и не начнет бесстрастно воспринимать внешнее воздействие. Такого состояния добиться нелегко, и оно означает не бесчувствие к боли и страданию других, а равнодушие к нашим собственным требованием, которые часто служат причиной наших страданий.
История идет к завершению
Все-таки история идет к завершению; и если бы не было искренних молитв верующих,
то давно бы наступил Апокалипсис и Страшный Суд. Существует мысль, что уже шестой век после Рождества Христова мог стать последним в истории, но молитвы святых продлили жизнь мира. Со временем будет все меньше истинных христиан, все меньше усердных мо- литв и все меньше возможности отложить конец мира. Безбожная волна современности не пощадит ни одного государства. Мы больше не можем ожидать, что какая-то страна, даже православная Россия, воссияет светом для всего человечества. В России, где я был два меся- ца назад, и дальше оказывается большое давление на Церковь и веру. Это, с одной стороны,
помогает людям стать и остаться верующими и спастись, но сатанинское зло овладело и Рос- сией, и, когда там больше не будет сегодняшнего режима, которым недовольны все больше людей, это не значит, что придет христианская власть. Все в большей опасности, и право- славная Греция, она с трудом противостоит влиянию Запада. Вся современная цивилизация направлена на отвлечение внимания человека, особенно молодого, от самого себя, от своего сердца, от истинных ценностей. Материалистическая культура отвлекает его от взгляда в се- бя, предлагая ему бесконечные развлечения и заботы извне, и душит духовные ценности.

ОТДАТЬ ВСЕ В РУКИ БОЖИИ
*
Осенью 1981 года отец Фаддей перешел в монастырь Витовница, расположенный на
окраине одноименного села, в котором он родился. Старец не рассказывал о том, что стало
причиной его перехода в этот монастырь; он выглядел физически крепким, в его облике были
видны радость и смирение. На мой вопрос о самочувствии отец Фаддей отвечал словами
давно покойного студеницкого старца Феоктиста, который когда-то на тот же вопрос от-
ца Фаддея ответил: «В юности я досыта наелся, вот теперь пережевываю».
Все начинается с мысли
Старец Фаддей говорит, что мысль — начало всему. Все зависит от мысли, от ее из-
менчивости и непостоянства. Отрицательные мысли, которые приходят каждому из нас,
необходимо отторгать как можно быстрее, потому что если они «спустятся» в сердце, за-
хватят чувства и смешаются с ними, то станут намного опаснее и побороть их будет на-
много труднее. А если к ним присоединится и воля — свободное решение человека носить и
развивать в себе это смешение дурных мыслей и чувств, и даже претворить его в действие,
— тогда грех полностью воцарится в человеке и освободиться от него крайне трудно. Ста-
рец рассказывал о себе, что он еще ребенком обратил внимание на то, что, когда к его игре
примешиваются другие мысли и заботы, игра не приносит радости. Уже тогда он решил,
что когда станет взрослым, он научится направлять свои мысли только в одном направле-
нии — в том, в каком он сам захочет. Этот опыт и такое решение неожиданно помогли
ему, когда он стал послушником в монастыре Мильково в ранней юности.
Дар Иисусовой молитвы
Вскоре после прихода отца Фаддея в монастырь кто-то из русских монахов, которых
было много в обители, простым языком объяснил юному послушнику, что значит «Иисусова
молитва». Он стал упражняться в ней, и спустя относительно краткое время молитва на-
чала совершаться в нем постоянно. Что бы он ни делал, он просто жил ею; но тогда он еще
не понял, какую обрел благодать.
После смерти настоятеля монастыря архимандрита Амвросия, который был еще не
стар, начались мучительные переговоры монахов о том, кто станет его преемником. В эти
разговоры вовлекли и отца Фаддея; тогда он потерял дар непрестанной молитвы только
потому, что заботы о преемстве целиком захватили его.
Все предать в руки Божии
Дважды за то время, когда он был духовником монастыря Печская Патриархия, он пе-
режил тяжелый нервный срыв. Его била дрожь, он очень ослаб и был охвачен безотчетным
страхом. После этого он понял, что должен изменить образ жизни, что в его жизни должно
быть как можно меньше беспокойства, особенно о самом себе, понял, что мы слишком бес-
покоимся о себе; и только человек, полностью предавшийся в волю Божию, может стать
радостным и мирным. Позже он очень старался предавать все в руки Божии.
Гордость — большой человеческий порок, а как он открывается в человеке? Как только мы почувствуем себя обиженными — мы во власти гордости. Когда мы недовольны тем, что нам кто-то что-то не так сказал, неважно, прав человек или нет, мы во власти гордости.
*
Беседы в монастыре Витовница с 1982 по 1992 годы. (Прим. изд.)

НА ЗЛО НЕЛЬЗЯ И НЕ ДОЛЖНО ОТВЕЧАТЬ ЗЛОМ
*
Отцу Фаддею семьдесят три года. Я не замечаю в нем никаких перемен: он приветлив,
полон радости, добр ко всем, гостеприимен, скромен — одним словом, такой, каким мы представляем себе настоящего христианина.
В обществе священника Г. и его супруги — удивительной христианки, смиренной и
полной снисхождения, — отец Фаддей говорит об изворотливости человеческого сердца, а на
самом деле — о человеческой надменности, которую могут смягчить только страдания и
беды, чтобы душа в смирении пришла к Господу.
Затем говорит о двух причинах, по которым Бог забирает у родителей детей, — или
чтобы ребенок не стал преступником, или, если ребенок добр и кроток, чтобы направить
родителей после его потери на христианский путь (отец С. и М. — его супруга потеряли ре-
бенка).
Батюшка приводит свой пример, говоря о том, что всю жизнь был болезненным и стал
чувствовать себя много лучше только недавно, когда искренне примирился со смертью: «Все
то, что мне казалось несчастьем и бедой для себя, на самом деле было благодатью и вышло
к добру».
Не Бог, а человек не прощает себя
Воспоминание о совершенном грехе не значит, что грех не прощен, это лишь временное предостережение для нас, чтобы мы не гордились. На самом деле не Бог, а сам человек не прощает себе, и это опять же по гордости. Верным знаком того, что грех прощен, служит то,
что он больше не повторяется и что душа человека спокойна. Важно, как человек живет по- следние годы жизни — богоугодная жизнь в старости изглаживает прежние грехи.
Реинкарнация — бесовская прелесть
Идея реинкарнации навязана азиатским народам низшими духами, чтобы не дать придти в Азию Христу. Зачем тогда нужно пришествие Христово в мир, если существует ре- инкарнация! Иллюзию об узнавании так называемых прежде известных мест и людей из прошлой жизни можно объяснить «странствием» нашего духа во время сна, который запоми- нает увиденные картины, и эти картины могут всплывать в памяти (хотя и необязательно)
спустя много лет.
* * *
Есть кроткие, мягкие и добрые люди — в этом их награда от Господа. Но много больше других людей: изворотливых и жестких, которые должны пройти через многие беды, но ко- торые с каждой победой над злом в себе обретают радость, как чудную Божию награду.
Радостному человеку ничто не в тягость
Крепкая вера в душе человека неминуемо вызывает и требует молитвы, а многолетняя,
горячая молитва непременно рождает любовь. А цель человеческой жизни — не что иное, как очищение сердца, чтобы оно воспело радостно. Молитва сердца ведет к радости сердца. А
радостному человеку ничто не в тягость, ибо он исполнен любовью.
Не обижайте и не огорчайте своих родителей!
Не может вам быть хорошо, если родители на вас обижены или опечалены, вы будете вести долгую и бесплодную борьбу с собой, думая, что боретесь с ними.
Если ты верующий, а твои родители атеисты, не раздражай их своей верой, но молись за них и будь с ними добр. Не заводи разговоров о религии. Среди людей нет неверующих,
ведь каждый человек любит жизнь, каждый человек хочет мира и добра! А жизнь, мир и добро не что иное, как Господь!
Православная вера учит людей жизни
В Бухаресте существует около 400 церквей, и все полны народом; православие пустило в Румынии крепкий корень, а в Молдавии особенно. В монастырях есть монахи разных про- фессий: врачи, инженеры и другие; днем они ходят на работу, а потом возвращаются в мо- настырь и исполняют свои монашеские послушания. Есть там и духовная семинария для де- вушек. Нет кризиса монашества — ни женского, ни мужского. Откуда все это? А потому, что
*
Беседы, март 1987 года. (Прим. изд.)
миссионерство образованных священников и монахов в период между двумя мировыми войнами было очень успешным. Монахини учили простых румынских женщин заниматься с детьми, вести хозяйство, молиться. И сейчас простой румынский народ православно лучше образован, чем сербский. Православная вера учит людей смирению, послушанию, непротив- лению злу — такими и были румыны, и поэтому они не так сильно пострадали во Второй ми- ровой войне. Власть — от Бога, учит апостол Павел, а мы склонны слишком быстро отрицать или недооценивать это апостольское слово. Даже если нам и не нравится какая-то власть, мы не знаем, почему она такова и какую пользу готовит Господь именно от этой власти.
Когда мы храним ум в трезвости, а сердце —
в крепкой вере, дьявол не может нам навредить
Святой Иоанн Златоуст учит, что источник зла в нас самих, а поэтому и дьявол преус- певает. Когда мы храним ум в трезвости, а сердце — в крепкой вере, дьявол не может нам навредить. Он реагирует на наши собственные злые помыслы; если мы завистливы, гневли- вы, ненавидим кого-то, мы сами открываем дьяволу окно своей души. Он подпитывает эти наши грехи, и тогда нам бывает очень трудно от них освободиться, мы погрязаем в грехе,
грех становится нашей второй природой, и тогда только Господь может нас спасти от нас самих и от дьявола.
В природе все таинственно
В природе все таинственно. От растения до птицы и, в конечном счете, до человека,
ибо повсюду Господь. Он лишь немного приоткрывает завесу тайны тому, кто Его истинно любит, а это, как правило, человек с чистым сердцем. Бог и Его энергия непостижимы, и че- ловек носит в себе эту энергию и, когда эти энергии — Бога и человека придут в согласие,
какой наступает рай уже здесь, на земле, какая всеобъемлющая любовь!
Только любовь и кротость спасают человека и весь мир
Никогда ничего нельзя было добиться силой. Насилие вызывает только протест и нена- висть. Разве не так? И в семье, и в обществе, и в государстве! Старец Амвросий, у которого я был в послушании в монастыре Мильково, был необыкновенно мягким, никогда никого не наказывал. А среди нас, монахов, в основном русских, были всякие, был один, который часто пропадал из монастыря, пил неделю и снова приходил — даже его не наказывал.
Русский народ сохранил веру
В русском православии есть что-то чересчур броское, скажем, басы в церкви, ну и хо- ры, не всегда в них была духовность. В высших кругах царской России православие все больше приобретало внешний блеск. Сегодня русское православие стало глубже, в нем боль- ше внутреннего, чем внешнего. Русский народ сохранил веру. Правда, и сейчас на Литургии пение бывает слишком театральным, но народ не обращает на это внимание и молится. Про- стой народ сохранил веру.
На зло нельзя и не должно отвечать злом
Мы вспоминали о недавней войне между хорватами и сербами, убийстве невинных лю-
дей стой и другой стороны. Отец Фаддей говорил, что продолжительное открытое или за-
вуалированное подстрекание ненависти одного народа другим больше напоминало откры-
тый призыв сербам мстить за усташеские преступления периода Второй мировой войны.
Зная свою вину, многие хорваты боялись мести, вооружались и готовились не столько к за-
щите, сколько к нападению. Такая реакция характерна для тех, кто виноват и испуган; но
все-таки все развивается по Промыслу Божию.
Невинные жертвы — семя покаяния и очищенной жизни для тех, кто останется. Урок таких страшных событий всегда в одном: на зло нельзя и не должно отвечать злом. Последст- вия всегда непредсказуемы; даже одна недобрая мысль человека вредит ему и его окружаю- щим. Если мы не ответим на зло добром, мы оскорбляем и опечаливаем Христа.
Затем старец рассказал мне свой сон: в храме он прикладывался к иконам и перед
иконой появился Сам Христос в слезах. На вопрос, почему Он плачет, Господь ответил: «Из-
за людей, которые на зло отвечают злом».

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов


связь с админом