Главная страница
qrcode

Шуберт ф т. К числу крупнейших достижений


Скачать 32.41 Kb.
НазваниеК числу крупнейших достижений
Дата24.03.2019
Размер32.41 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаШуберт ф т.docx
ТипДокументы
#155884
Каталог

Введение

Франц Шуберт (Franz Schubert, 1797-1828) – австрийский композитор. Гений Шуберта вырос на почве давних музыкальных традиций Вены. Классическая школа (Гайдн, Моцарт, Бетховен), многонациональный фольклор, в котором на австро-немецкую основу накладывались влияния венгров, славян, итальянцев, наконец, особое пристрастие венцев к танцу, домашнему музицированию - всё это определяло облик творчества Шуберта. В его естественно и непринуждённо льющихся мелодиях нашли отзвук поэтическая любовь и чистая радость жизни, отчаяние и холод одиночества, томление по идеалу, жажда странствий и безысходность скитаний.

Фортепианное творчество Шуберта явилось первым значительным этапом в истории романтической фортепианной музыки. Оно отличается большим жанровым разнообразием, включает как классические жанры – фортепианные сонаты (22, некоторые не окончены) и вариации (5), так и романтические - фортепианные миниатюры (8 экспромтов, 6 муз. моментов) и крупные одночастные композиции (самая известная из них – фантазия «Скиталец»), а также обилие танцев, маршей и 4-ручных пьес.

К числу крупнейших достижений Шуберта относятся его одночастные фортепианные пьесы, которые, подобно песне, выросли на основе бытового домашнего музицирования.

Шуберт так и не приблизился к современному концертному пианизму. Основной причиной этому была его вполне осознанная антипатия к бравурной виртуозности. «Я терпеть не могу проклятую стукотню, которая свойственна и прекрасным пианистам, и, которая не доставляет никакого удовольствия ни уму, ни сердцу», — писал он. Напомним, что М. И. Глинка называл подобное исполнение «котлетной игрой».

Но всю жизнь Шуберт ощущал потребность в сочинении для фортепиано. Его фортепианная музыка, выросшая большей частью из импровизации, почти всецело принадлежит к камерному направлению.

Истоки стиля

Истоки шубертовского фортепианного стиля многообразны. На него могли оказать воздействие «Багатели» Бетховена, предшествовавшие одночастным фортепианным миниатюрам Шуберта. Очевидно влияние чешской школы (Томашек, Воржишек). Заметные следы оставила и бытовая танцевальная музыка Вены. Но всё же главную роль в формировании шубертовского фортепианного стиля сыграла песня с ее лирическими образами и — шире — принцип песенности в целом, равно как и некоторые черты балладной изобразительности.

Новое в фортепианной музыке Шуберта прежде всего обнаруживается в его танцах — преимущественно вальсах (в том числе лендлерах) и маршах.

Вальс

Танцы Шуберт создавал всю жизнь, огромное их количество было сымпровизиро­вано на дружеских вечерах («шубертиадах»). Господствующее место среди них, бесспорно, занимает вальс – «танец века» и, что чрезвычайно важно для Шуберта, танец Вены, вобравший в себя неповторимый местный колорит Проникновение вальса в фортепианную литературу является ярким показателем демократизации музыки у Шуберта. Этот танец был завезен в Вену ансамблями деревенских музыкантов, игравших на уличных перекрестках, в пригородных ресторанах или танцевальных залах .В шубертовском вальсе отразилась связь композитора с венским бытом, вместе с тем он неизмеримо возвышается над развлекательной музыкой, наполняясь лирическим содержа­нием (подобная поэтизация жанра предвосхищает вальсы Шумана и Шопена).

Поразительно, что при огромном количестве шубертовских вальсов (250) практически невозможно выделить какие-то определенные типы – каждый неповторим и индивидуален (и это – один из главных признаков романтической миниатюры). Вальс заметно повлиял на облик с.-с. произведений Шуберта; порой он появляется там под видом менуэта или скерцо (как, например, в трио из 9 симфонии).

В отличие от крупных инструментальных произведений, вальсы Шуберта сравнительно лег­ко попадали в печать. Они издавались сериями, 12,15,17 пьес в каждой. Это очень небольшие пьески в простой 2х-частной форме. Очень известен – вальс h-moll.
Наряду с вальсом Шуберт охотно сочинял марши. Подавляющее большин­ство шубертовских маршей предназначено для ф-но в 4 руки. Целеустремленности дви­жения в крайних частях репризной 3х-частной формы здесь противопоставляется песенное трио.

Достижения Шуберта в области малых инструментальных форм подытожили его знамени­тые экспромты и «музыкальные моменты», сочиненные в поздний период творчества. (Названия эти были даны редактором при издании. Сам композитор свои поздние фортепианные пьесы никак не озаглавил).

Экспромты Шуберта

К концу творческого пути Шуберт создал жанр романтической фортепианной миниатюры. Это восемь «Экспромтов» (ор. 142, ор. 90, 1827) и шесть «Музыкальных моментов» (ор. 94, 1827).

Экспромт – инструментальная пьеса, возникшая как бы внезапно, в духе свободной импровизации. Каждый из шубертовских экспромтов совершенно уникален, принципы фор­мы здесь создаются каждый раз заново вместе с индивидуальным замыслом. Например, в экспромте Es-dur два ярко контрастных образа настолько равнозначительны, что композитор отказался от традиционной трехчастности и дважды повторил контрастное сопоставление по схеме АBАВ. Своеобразные, новые для того времени названия, которые Шуберт выбрал для фортепианных произведений, призваны выразить определенную авторскую идею. Каждый «Музыкальный момент», каждый «Экспромт» должен запечатлеть один миг из вечно меняющейся, эмоционально насыщенной внутренней жизни художника. Настроения этих «моментов» простираются от безмятежной лирики до бурных драматических взрывов. В большинстве пьес господствует определенный ритмический рисунок, часто связанный с бытовым танцем (полька, вальс, марш, экосез); Шуберт нашел и определенный «фортепианно-этюдный» прием, который проходит через все произведение или крупный раздел его. Подобный «технический» прием имеет свой художественно-выразительный смысл:
Как и в песнях, свобода и непосредственность выражения сочетаются здесь со стройностью формы. Многие из фортепианных пьес Шуберта трехчастны с ярко контрастирующей средней частью (например, «Музыкальный момент» cis-moll, «Экспромты» Es-dur или As-dur). Эта форма впоследствии получила большое распространение в фортепианной музыке композиторов романтиков последующих поколений.

Почти все фортепианные пьесы Шуберта построены на основе классицистcкой периодической структуры. Импровизированные приемы изложения им не свойственны.

Возникшие под непосредственным впечатлением от «Экспромтов» Я. X. Воржишека (1822), они воспроизводят и некоторые черты чешской музыки, вроде неожиданной игры ритмов, резкой смены настроений. Иногда в мелодиях слышатся чешские национальные обороты.

Среди одночастных фортепианных пьес Шуберта выделяется С-dur’ная фантазия «Скиталец», написанная в один год с «Неоконченной симфонией». Фортепианные сонаты Шуберта (из них 15 законченных), которые он сочинял начиная с 1815 года, отличаются изумительным образным богатством.
Большей уравновешенностью отличается экспромт As-dur, написанный в сложной 3х-частной форме. В нем три ярко контрастные темы. 1-ястроится на арпеджированных фигурациях, то сумрачных, то радостно-оживленных (при переходе в мажор). 2-я тема – песенно-лирическая, она вплетается в фигурацию в середине первой части пьесы. 3-я тема появляется в трио. Это ариозно-декламационная мелодия с бурным, возбужденным аккордовым сопровождением.

Экспромт D-dur представляет собой тему с вариациями.

Наиболее значительные по содержанию и внешним масштабам экспромты (f-moll, c-moll) написаны в свободно трактованной сонатной форме.

«Музыкальные моменты» проще по форме, меньше по масштабам. Это небольшие пьесы, выдержанные, в большинстве случаев, в одном настроении. На всем протяжении произведения сохраняется определенный пианистический прием[1] и единый ритмический рисунок, который часто связан с конкретным бытовым жанром – вальсом, маршем, экосезом. Самый популярный «Музыкальный момент» f-moll – это образец опоэтизированной польки.

Сонаты

Совершенно особое место в творчестве Шуберта занимает жанр фортепианной сонаты. Начиная с 1815 года, работа композитора в этой области протекала непрерывно до самого последнего года его жизни, когда были созданы 3 большие сонаты.

В большинстве шубертовских сонат раскрывается лирическое содержание. Но это не обобщенная лирика венских классиков. Подобно другим романтикам, Шуберт индивидуализирует лирические образы, насыщает их тонким психологизмом. Его герой – поэт и мечтатель с богатым и сложным внутренним миром, с частой сменой настроений.

Шубертовская соната стоит особняком как по отношению к большинству сонат Бетховена, так и в сравнении с произведениями более поздних романтиков. Это соната лирико-жанровая, с преобладающим повествовательным характером развития и песенным тематизмом. Сонатный жанр приобретает характерные для творчества Шуберта особенности:

  • если в классической сонате традиционным был контраст активной главной темы с более лирической побочной. У Шуберта эти темы значительно сближаются, не столько контрастируя, сколько взаимодополняя друг друга. Главная тема тоже становится лирической, более мягкой, песенно закругленной и неторопливой (Аllegro moderato, Moderato);

  • в результате иным становится и соотношение частей сонатного цикла. Вместо традиционного классического контраста быстрой, энергичной 1-й части и медленной лирической 2-й, дается сочетание двух лирических частей в умеренном движении;

  • в сонатных разработках господствует не борьба конфликтных начал с мотивным развитием отдельных элементов тем, а прием варьирования. Основные темы экспозиции в разработках сохраняют свою цельность, редко дробятся на отдельные мотивы. Характерна тональная устойчивость довольно крупных разделов;

  • сонатные репризы у Шуберта редко содержат значительные изменения;

  • оригинальная особенность шубертовских менуэтов и скерцо – их одинаковая близость к вальсу.

  • финалы сонат обычно носят лирический или лирико-жанровый характер;

  • порядок следования частей в сонатах Шуберта более традиционен, чем у Бетховена. На втором месте всегда медленная часть, за которой следуют менуэт или скерцо (в 4х-частных циклах) и затем финал. В отличие от Бетховена, Шуберт никогда не писал 2х-частных сонат.

Ярким примером шубертовской сонаты является соната A-dur ор.120, возникшая, вероятно, летом 1819 года, когда Шуберт вместе с Фоглем совершил поездку в Верхнюю Австрию. Это одно из наиболее жизнерадостных, поэтичных сочинений композитора: во всех частях господствует светлое настроение.

Сочинения для фортепиано в две руки: 23 фортепианные сонаты, в том числе сонаты Es-dur (1817), A-dur (1819), a-moll (1823), C-dur (незавершенная, 1825), a-moll (1825), D-dur (1825), G-dur (1826), c-moll, A-dur, B-dur (1828). Фантазия «Скиталец» (1822). 8 «Экспромтов» (1827). 6 «Музыкальных моментов». 2 цикла вариаций. Ряд отдельных пьес. Более 300 танцев. IX. Сочинения для фортепиано в четыре руки: 2 сонаты — B-dur (1818) и C-dur («Большой дуэт», 1824). 2 увертюры. 4 фантазии (№ 4 —f-moll, 1828). 2 рондо. 4 цикла вариаций, в том числе вариации на французскую тему e-moll, посвященные Бетховену (1818), вариации на оригинальную тему As-dur (1824). «Венгерский дивертисмент» (1824),дивертисмент «а la franchise* (1825). 17 маршей (три героических марша, 1818, три военных марша, 1822?, шесть больших маршей, 1824?, большой траурный марш, 1825, большой героический марш, 1826, два характерных марша, 1826, детский марш, 1827). 10 полонезов (1818—1825)

Заключение.

хотя многие произведения Шуберта производили сильное впечатление, большинством слушателей даже они не принимались безоговорочно. Их новаторские черты, касающиеся мелодики, гармонии, формы и т. п. часто осуждались критиками, а индивидуальные особенности музыкального языка Шуберта, когда они подмечались, толковались не как достоинства, а как недостатки

Нередко случалось, что при исполнении сонат и других фортепианных произведений Шуберт должен был выслушивать настойчивые возражения против слишком большой растянутости отдельных частей. Если их высказывали в общей форме, они большей частью принимались молча.

Все более полное освоение нашими исполнителями и слушателями творческого наследия великого австрийского композитора проходило в тесном единстве с постепенным углублением его понимания, осознанием общих особенностей творчества Шуберта. Если вначале русская литература о Шуберте сводилась в основном к отзывам об отдельных произведениях типа рецензий, к отдельным высказываниям о нем, с течением времени начинают появляться и специальные работы о Шуберте. Русская мысль о Шуберте в особенности активизировалась в связи со столетием со дня его смерти (1928). В числе авторов важных работ о Шуберте, расширяющих и обогащающих наше представление о великом композиторе — А. В. Луначарский, Б. В. Асафьев, К. А. Глазунов, В. Э. Ферман, в последующее время — В. Г. Донадзе, В. Д. Конен, В. А. Гроссман, П. А. Вульфиус, Г. В. Крауклис, И. В. Лаврентьева. Из этих работ можно было бы привести много интересных, глубоких мыслей, метких характеристик, однако объем настоящей книги не позволяет нам отдать дань всем этим трудам. Нам представляется уместным закончить эту главу, а вместе с ней и всю книгу, отрывком из необычайно проницательной статьи о Шуберте, написанной в 1928 году А. К- Глазуновым: «Франц Шуберт, создавший обширнейшую музыкальную литературу как вокальную, так и инструментальную, наряду с Бетховеном — величайший Мировой гений первой четверти XIX века. Его произведения проникнуты неисчерпаемым вдох- нбвёниём, ярким, самобытным характером, несокрушимой силой и глубиною мысли и обаятельною свежестью здорового, вечно юного содержания. ...Его музыка... поражает разнообразием и богатством содержания при безукоризненной технической фактуре... •Неправильно выставляют универсального творца в первую голову как создателя песни, в которой, конечно, он неподражаем. Не менее недосягаем он как инструменталист и симфонист. Мне .представляется, что указанные стороны его творчества неразрывно связаны. В инструментальных своих произведениях Шуберт широко пользовался мелодическим складом своих дивных песен... Музыка всеобъемлющего великого гения обращает на себя внимание не только богатством мелодического течения, но и неистощимым источником смелых и новых гармонических приемов и полифонических сочетаний... Играя сменою тональностей, забираясь иногда в Очень отдаленные строи, Шуберт необыкновенно искусно и естественно возвращается из своего лабиринта в исходную тональность, и в этой области он имеет себе мало равных... Говоря о фактуре, нельзя не упомянуть о мастерской, мощной и красочной инструментовке в его оркестровых и камерных произведениях. ...Оркестровые приемы Шуберта новы и в то же время очень практичны. Вследствие необыкновенной силы творческого полета его не удовлетворяет состав симфонического оркестра того времени, и он обильно пользуется тромбонами, достигая колоссальной звучности, благодаря прекрасному расположению их голосов. Эти инструменты до Фр. Шуберта не были та* широко использованы. Принцип удвоения деревянных ДуховШ й Мелодий" соло , столь знакомый Рих. Вагнеру, был известен уже Шуберту. Очень интересны и новы для первой четверти XIX века сочетания валторн и фаготов в начале второй части неоконченной симфонии, и в переходе к побочной партии первой части симфонии, а также применение валторн во вступлении к первой части C-dur'uou симфонии, где этим инструментам, кажется, впервые поручена кантилена с участием неаккордовых нот. В отношении владения оркестром мастерство Шуберта также самобытно, как и его творчество, и составляет значительную долю его всеобъемлющего таланта. Унаследовав от своих предшественников более с внешней стороны, чем со стороны содержания, вокальные и инструментальные формы, Шуберт широко развил их. Его романсы сильно отходят от обычного песенного склада, выливаясь в целые поэмы. Камерные и оркестровые произведения... поражают величием и грандиозностью замысла. Несмотря на рамки музыкальных форм, созданных великими симфонистами до появления Фр. Шуберта, в них укладываются неудержимые порывы мирового гения — их полного властелина. Чуткий знаток музыкального зодчества, он создал в дополнение и в развитие традиционной формы вариаций новый тип ее — крупное сочинение на одну постоянную тему в измененных ритмах. Яркий пример — фантазия C-dur для фортепиано. — Подобно высочайшей горной вершине, одиноко выделяющейся над уровнем своих соплеменниц, недосягаем гений [автора] неоконченной симфонии. Он значительно опередил эпоху, в которую творил, и его самобытный художественный облик почти неподражаем. Трудно установить преемственность Шуберта от кого-либо из представителей предшествующей ему эпохи — до такой степени он ярко оригинален... Несомненное влияние на творчество дальнейших поколений композиторов Западной и Восточной Европы должно быть приписано великому гению Шуберта... Прошло сто лет с кончины великого Шуберта, а его произведения и по сие время блещут новизною и благоуханной свежестью. Пусть же продолжает сиять и впредь слава вечно юного гения, которая не выпала на его долю при жизни» (А. К- Гл а з у н о в. Письма, статьи, воспоминания. Избранное. М., 1958, с. 475—481),


перейти в каталог файлов


связь с админом