Главная страница
qrcode

Мастера фотографии - Брайан Петерсон - Как сни... Как сниматькрупнымпланом


Скачать 110.26 Mb.
НазваниеКак сниматькрупнымпланом
АнкорМастера фотографии - Брайан Петерсон - Как сни.
Дата13.11.2017
Размер110.26 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMastera_fotografii_-_Brayan_Peterson_-_Kak_sni.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#47497
страница1 из 6
Каталогid1264510

С этим файлом связано 51 файл(ов). Среди них: Karlov_G_N_Izobrazhenie_ptits_i_zverey_-_1976.pdf, Sovetskoe_foto_1971_-_10.pdf, Sovetskoe_foto_1971_-_09.pdf и ещё 41 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6

Нан снимать нрупныт плэногп
Б.
Петерсон
\% ППТЕР
%
Сила пэнросъепни

Брайан Петерсон
Как снимать
крупным
планом.
Сила макросъемки
Перевела с английского Е. Карманова
Заведующий редакцией А. Кривцов
Руководитель проекта А. Юрченко Ведущий редактор Ю. Сергиенко Научный редактор Е. Милюкова Литературный редактор А. Жданов Художественный редактор Л. Адуевская Корректоры С. Беляева, Н. Викторова Верстка О. Орлов
ББК
37.94
УДК 778
Петерсон Б.
П29 Как снимать крупным планом. Сила макросъемки.
СПб.. Питер,
2012.
144 сил Перед вами — очередная книга знаменитого фотографа Брайана Петерсона, автора мирового бестселлера Сила экспозиции. В этом издании доступно рассказывается об искусстве макросъемки и работе с крупными планами в фотографии. Автор не только делится своим опытом и дает полезные практические советы по макросъемке, но и проповедует своеобразную философию съемки крупным планом философию приближения (close-up) к фотографируемому объекту и погружения в удивительный макромир, окружающий нас. Книга проиллюстрирована множеством уникальных авторских работ, которые помогут вам освоить увлекательное искусство съемки крупным планом Amphoto Books, 2009
© Перевод на русский язык ООО Издательство Питер, 2012
© Издание на русском языке, оформление ООО Издательство Питер, Права на издание получены по соглашению с литературным агентством «Синопсис».
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы тони было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Информация, содержащаяся в данной книге, получена из источников, рассматриваемых издательством как надежные. Тем не менее, имея ввиду возможные человеческие или технические ошибки, издательство не может гарантировать абсолютную точность и полноту приводимых сведений и не несет ответственности за возможные ошибки, связанные с использованием книги 978-5-459-01093-0
ISBN 978-0817427191 англ.
С^ППТЕР
Москва Санкт-Петербург Нижний Новгород Воронеж
Ростов-на-Дону Екатеринбург Самара Новосибирск Киев Харьков Минск ООО Мир книг, 198206, Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, 73, лит. А29.
Налоговая льгота общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 95 3005 литература учебная.
Подписано в печать 24.01.12. Формат 84x108/16. Уел. пл. Тираж 2000. Заказ Отпечатано в соответствии с предоставленными материалами в ЗАО «ИПК Парето-Принт». Тверь, www.pareto-print.ru.
Содержание. Введение б
С
ъ ем как р у п н ы м
п л ан ом или макрофотография bbbЧто значит «макро»? Если не макро, то крупным планом Широкоугольные объективы для съемки крупным планом. Оборудование кольца
34
Макросъемочные линзы или Canon 500D
40
Canon 500D и широкий угол
46
Реверсивные кольца
48
Цифровые «мыльницы»
52
Широкоугольные объективы.
62
Фиш-ай
70
Отражатели.
76
Кольцевая вспышка. 82
Штативы
86
Мелочи
87

4 |Содержание
Г
л у б и нарез кости bbиbbд и а фра гм а
Глубина резкости
90
Технически и творчески правильная экспозиция.
92
Кнопка предварительного просмотра глубины резкости
94
Экспонирование без предварительного просмотра глубины резкости
98
Зеркальные блики
102
Восход,закат
106
П
о лез н ы е
с о в е ты для съем к икру п н ы м
п л ан ом Рамка из элементов переднего и заднего планов
112 Заполняйте кадр по-настоящему Горизонталь или вертикаль Текстура крупным планом. Съем как р у п н ы м

п л ан ом bbвbbп оме щ е ни и
Домашняя студия. Кухня. Другие комнаты, другие объекты, другой свет Капли росы в роли миниатюрного объектива фиш-ай. Приложения bПриложение А. Объективы с подавлением вибраций и стабилизацией изображения Приложение В. Коэффициенты увеличения в макрофотографии
143
Благодарности | 5
Папийон моему самому близкому другу.
Благодарности
Эта книга вряд ли состоялась бы без самого замечательного в мире издателя Алисы Палаццо, которая действительно заставляет меня задумываться Без Виктории Крейвэн я бы вообще ничего не написал. И конечно, не справился бы без Боба Фили, лучшего на свете книжного дизайнера. Моя благодарность вам бесконечна

6
| Введение
Введение
Помните, как все начиналось Я помню. Моя первая сокровенная встреча с фотографическим объектом ромашкой (а точнее, с Chrysanthemum maximum), которую я увидел через видоискатель фотоаппарата Nikon F своего брата, состоялась жарким августовским днем в Орегоне. Признаюсь, с тех поря помешался на съемке крупным планом.
В мире съемки крупным планом существует одна константа, и звучит она так цветы словно снежинки при увеличении вы не увидите ни одного одинакового цветка. Чем ближе вы фокусируетесь на объекте, тем больше он раскрывается, и именно эти открытия, как наркотик, постоянно и неослабно притягивают вас. Вы уже готовы поверить в реинкарнацию: ваше влечение, ваша страсть, ваша ненасытная жажда приблизиться еще действительно глубока и безгранична, и одной жизни вам точно не хватит, ведь вокруг столько всего, к чему хочется возвращаться снова и снова!
На семинарах, презентациях и на занятиях моей онлайн-фотошколы студенты часто спрашивают меня, какой смысля вкладываю в слово приближение. Мой ответ почти не изменился с тех пор, как этот вопрос прозвучал впервые в 1978 году. Я полагал тогда и продолжаю считать, что приближение — это очень интимный опыт, обладающий таким высоким эмоциональным зарядом, что его можно сравнить с низковольтным электрическим ударом по всем пяти чувствам, особенно по зрению, осязанию и обонянию. Мир фотографии крупным планом изобилует текстурными образами перья, человеческая кожа, шерсть животных, дерево, камни, песок, листья, колючки, ягоды, разбитое стекло, лед, иней и даже болотная ряска. Зачастую в фотографии крупным планом именно текстура в первую очередь пробуждает наши чувства мы ощущаем ее, мягкую или жесткую, грубую или гладкую, плавную или резкую, горячую или холодную.
Чтобы передать эту текстуру дать ощутить ее зрителю, мы должны отбросить старую максиму Меньше — значит, лучше и заменить ее новым лозунгом Больше — значит, лучше. Приближение это сближение, причем порой до такой степени, которую поначалу вы и представить не могли. Расставаясь на долгий срок с любимыми, мы жаждем вновь к ним прикоснуться. Принцип Меньше значит, лучше для нас неактуален, мы хотим, чтобы любимые вернулись, и пусть больше будет значить больше. Сложно чувствовать близость тех, кого мы любим, когда нас разделяют километры, итак же сложно приближаться к фотографическому объекту, когда вы в километрах от него. Как для того, чтобы ощутить прикосновение человека и почувствовать, как бьется его сердце, нужно быть рядом с ним, таки единственный способ пробудить ощущения с помощью фотографии это быть рядом, над, под, напротив или позади снимаемого объекта на очень близком расстоянии.
Человеческое стремление к близости проявляется очень сильно. Для некоторых это вообще жизненная необходимость. Нам нужно чувствовать, что мы часть чего-то вне нас, ощущать единение, и именно фотография крупным планом позволяет нам, пусть на мгновение, стать частью того, что люди в других обстоятельствах не замечают. Вот в чем особенность этого жанра. Вы можете спросить, к примеру Что же такого особенного в водосточных желобах на улице Очень много особенного, как вы скоро убедитесь
Мой первый опыт съемки крупным планом, по всей вероятности, не особенно отличается от пробы пера 99% фотографов, ведь цветы являются самым фотографируемым объектом в мире, если не считать родных и друзей. Поначалу вас просто захватывает восторг, но позже вы начинаете понимать, что съемка крупным планом во многих случаях требует особой точности и беспрецедентного терпения. Вам может помешать малейший сдвиг камеры, неон, так ветерок, или же неправильное освещение, или же отсутствие нужного фона, и даже если все вышеперечисленное в порядке, таку вас не окажется нужного оборудования, на которое вы еще не накопили...
Однако вопреки всем требованиям, которые предъявляет нам этот жанр, съемка крупным планом, как наркотик, притягивает нас все сильнее. Стоит лишь почувствовать радость от удачного снимка, и мы на крючке мы видим столько возможностей приблизиться к тому, чего люди в суете просто не замечают или не считают достойным внимания Номы воспринимаем это по-другому и хотим не только погрузиться в микромир, но и поделиться своими открытиями со всеми.
В этой книге повествуется как о традиционной съемке крупным планом (например, цветов, таки о необычной фотографии. Я убежден, что в фотографии крупным планом должно присутствовать то с чем мы, как правило, близко незнакомы. Говорят, чем больше знаешь, тем меньше ценишь, но только не в случае съемки крупным планом. Процесс открытий в съемке крупным планом бесконечен, ведь ничто нельзя узнать от и до малейшее изменение ракурса и перед вами новый образ Поистине это путешествие длиною в жизнь, и, как на любом пути, здесь много остановок и множество дорог, ведущих к нашей цели. Каким бы ни было ваше оборудование, освещение, место съемки и ракурсу штурвала стоите вы. И на каком бы этапе пути вы ни находились, у вас всегда есть возможность остановиться, осмотреться и принять решение, как и когда запечатлеть то, что привлекает вас. Все видели, на картинках или своими глазами, семь чудес света, а фотограф, вооруженный аппаратурой для съемки крупным планом, способен увидеть семь миллионов чудес

12 | Съемка крупным планом или макрофотография?
Что значит «макро»?
Прежде всего, давайте дадим определение важному понятию
«макро», поскольку в этом отношении наблюдается существенная неразбериха. Данное слово происходит от греческого makros, что означает большой или «длинный».
Вот задумайтесь имеет смысл употреблять это понятие или нет Имеет, если принять во внимание тот факт, что объекты, снимаемые макрообъективами, на приборах с зарядовой связью (ПЗС- матрицах) или пленке получаются большими как, например, стрекоза и снимать их чаще всего приходится долго. Под словом долго я не подразумеваю время подготовки к работе или ожидание, пока утихнет ветер или стрекоза вернется на высокий стебелек травы, рядом с которым вы расположили камеру. Я имею ввиду долгую выдержку (по сравнению с обычной фотосъемкой. В макросъемке чаще всего используется выдержка от 1/15 до 1 секунды, тогда как в обычной фотографии мы, как правило, работаем на выдержках от 1/60 до
1/250 секунды.
С технической точки зрения макрофотография это фотография в масштабе 11 (в натуральную величину) и выше, и с этим определением я совершенно согласен. То есть попросту говоря, в макрофотографии фактический размер объекта и его размер на пленке или ПЗС-матрице где находятся сенсоры цифровой камеры) равны Вот только в настоящей макрофотографии масштаб дожен быть 1:1 и больше, а если же он меньше, то мы (я и другие фотографы) называем ее фотографией крупным планом а не макрофотографией. Я сделал немало снимков своими объективами Nikon Micro-Nikkor, но это не дает оснований называть их макрофотографиями. (Обратите внимание, что Nikon именует свои макрообъективы Micro, что может несколько сбивать с толку.)
Пусть примером фотографии в натуральную величину нам послужит обычная пчела ее реальный размер составляет около сантиметра, а значит, на миллиметровой пленке она будет занимать все тот же сантиметр. Когда вы снимаете настоящим макрообъекти­
вом, вы можете теоретически делать макрофотографии не только с масштабом 1:1 (в натуральную величину, но ив раза. Почему Потому что ПЗС-матрица меньше миллиметровой пленки. ПЗС- матрица моей камеры Nikon D300 составляет приблизительно 5/8 хи когда я использую любой из моих объективов Micro-Nikkor
(105, 200 или 70-180 мм, та же самая пчела, сфотографированная в натуральную величину (1:1), по сути, записывается с увеличением в 1,5 раза. По крайней мере, так принято считать. На самом же деле изображение, которое в 1,5 раза больше натуральной величины, просто более плотно кадрированная версия той же самой пчелы, сфотографированной в натуральную величину на пленку 35 мм
Что значит «макро»? | й
, Щ
ПРИ МАСШТАБЕ 1:1 получается настоящая макрофотография. Возвращаясь как-то раз с детьми из школы, я заметил на тротуаре эту большую мертвую муху с синими крыльями. Мы забрали ее с собой и вскоре, водрузив на столик на террасе, принялись ее фотографировать при естественном освещении. Я положил ее на белый лист бумаги, чтобы сделать акцент на очертаниях, текстуре и цвете. Кстати изображение нас. 140— это фотография крупным планом крыла этой мухи. Там ее размеры увеличены приблизительно в 3 раза с помощью миллиметрового объектива Micro-Nikkor и всех трех моих удлинительных колец Кепко см. с. 28). Ив томи в другом случае я использовал тросики устанавливал на камере функцию блокировки зеркала.
Объектив Micro-Nikkor 200 мм
ISO 200, f/16, i/ЗО с

14 | Съемка крупным планом или макрофотография?
Попробую объяснить иначе. Когда высадитесь в стандартное кресло в самолете, у вас, смею надеяться, остается кое-какое пространство для маневра. Если же вылетите самолетом бюджетных авиалиний, на своем месте вам зачастую немного тесновато. Вас что, раздуло Конечно нет Вы нисколько не поправились. Просто кресло здесь меньше Таки ПЗС-матрица моей камеры Nikon D300 по формату чуть меньше стандартной миллиметровой пленки, а значит, наша пчела, снятая цифровым фотоаппаратом, кажется больше только потому, что кресло уменьшилось.
Итак, помните чтобы с полным правом назвать снимок макрофотографией, объект должен быть снят в масштабе 1:1 и более
Что значит «макро»? МНОГО ЛЕТ НАЗАД я и представить не мог что когда-нибудь мне доведется снимать
макро-объективом портреты. Тогда я фотографировал в основном природные объекты, в частности цветы. Но за последние десять лет мой макромир существенно расширился, вышел за пределы цветника на заднем дворе, и я уже не раз снимал лица как в буквальном, таки в метафорическом смысле. Пример тому — миниатюрное лицо на перилах моста в Лионе (позже дочь объяснила мне, что это наклейка-татуировка, которая бесплатно прилагается к жевательной резинке).

Больше всего в этом лице меня привлекла текстура фона. Вы тоже вскоре обнаружите что самым интересным в макрофотографии и снимках крупным планом зачастую оказывается именно текстура. Камеру сом ил
лиметровым объективом я установил на штатив, выбрал почти параллельную точку съемки и, с учетом слегка изогнутой поверхности перил, установил диафрагму
f/22 для достижения максимальной глубины резкости, которая обеспечила четкость по всему кадру У меня был установлен режим приоритета диафрагмы, и я просто нажал кнопку затвора с помощью тросика доверив камере самостоятельно подобрать выдержку, поскольку освещенность была до­
статочной.
Снять этот портрет в натуральную величину мне позволил объективно тогсгже результата я мог бы добиться совместив уличный зум» (например, объектив с фокусным расстоянием 18-70,24-105 или 17-55 мм) с удлинительными кольцами Однако добиться масштаба 1:1 гораздо проще с макрообъективом, поскольку большинство настоящих макрообъективов дают возможность фокусироваться на объектах расположенных от бесконечности и до непосредственной близости без необходимости добавлять удлинительные кольца или ма-

кросъемочную линзу.
Объектив Micro-Nikkor 105 мм

16 | Съемка крупным планом или макрофотография?
Если не макро, то крупным планом
Большая часть снимков, представленных в этой книге, на самом деле не являются макрофотографиями. Коэффициент их соотношения с реальным размером объектов, как правило, варьируется от 1/2 до 1/10, а иногда доходит и до 1/20! А значит, это фотографии крупным планом Именно поэтому в названии книги фигурирует не только слово
макро. Фотография крупным планом это более широкое понятие. Конечно, немалую терминологическую путаницу привносят производители фотооборудования, которые многих потребителей убедили в том, что они могут купить зум-объективы с макронастройками. Несомненно, это маркетинг в чистейшем виде, и, очевидно, он срабатывает, поскольку многочисленные «фотоохотники» не прекращают обивать пороги фотомагазинов в поисках новейших объективов на все случаи жизни. Яне раз слышал от фотографов Это не только настоящий телевик, в нем есть еще и макро! Все равно что два объектива водном Но макрофункции таких объективов (будь то объектив с фокусным расстоянием 24-85,80-200 мм или любой другой) позволяют добиваться увеличения с коэффициентом максимума значит, наша сантиметровая пчела уменьшится до 2,5 миллиметра. Чтобы получить изображение в натуральную величину, вам придется распечатать снимок в формате хотя бы 10x15, а затем, если уж вам захочется поразить своих друзей, вооружиться ножницами и вырезать из этой фотографии сантиметровое изображение пчелы. Вот так-то. Однако я вовсе не утверждаю, что приобретенный вами зум-объектив с макрофункциями совершенно бесполезен. Вовсе нет Это замечательный объектив, его можно использовать в самых разнообразных ситуациях, просто полученные снимки будут называться не макрофотографиями, а фотографиями крупным планом .
1 '
ш
г
В С ЕГД А ФОКУСИРУЙТЕ С Ь ВРУЧНУЮ
Очень важное замечание делая макрофотографии или снимая крупным планом, всегда отключайте режим автофокусировки и вручную устанавливайте фокус для каждого кадра В противном случае множество снимков будут испорчены. Практически со всеми объективами случается припадок, когда вы пытаетесь в автоматическом режиме сфокусироваться на близком предмете. Дело в том, что техника не может распознать передний или задний план одного итого же цветка и уж точно не догадывается, что вы хотите сфокусироваться на пчеле, которая сидит ровно по центру цветка. Если вам приходится полагаться исключительно на автофокус, допустим, в силу плохого зрения, будьте готовы каждый раз испытывать свое терпение или же снимайте объекты, которые целиком, сверху донизу и от края до края, располагаются параллельно рабочей поверхности объектива
Если не макро, то крупным планом | КАК Я УЖЕ ОТМЕЧАЛ ив чем вы, возможно, уже убедились сами, телеобъектив сзумом и макро на самом деле не является макрообъективом, но это не значит, что он не позволяет делать снимки крупным планом По сути, телеобъектив с зумом и макрорежимом дает возможность фокусироваться ближе, чем просто телобъектив с зумом. Тонкость в том, что нужно находить достаточно крупные объекты, которые заполняют пространство кадра, в макрофотографии и фотографии крупным планом, как правило, очень важно заполнять весь кадр.
Ранним воскресным утром, отправившись на прогулку по тихим улочкам французского Лиона, я обнаружил один из множества объектов которые таки просятся в видоискртель телеобъектива с макрофунк­
циями. Я установил камеру с зум-макрообъективом Nikkor 75-300 мм на штатив и с метрового расстояния сфокусировался на капоте этого автомобиля слюбопытным отражением. Чтобы добиться максимальной выразительности, я перемещал камеру вверх, вниз, влево и вправо до тех пор, пока отражение не заполнило весь кадр наиболее удачно Хотя это и не макрофотография, но безусловно привлекательный снимок крупным планом!
Я установил диафрагму f/22, чтобы добиться резкости по всему кадру и просто подобрал по экспонометру правильную выдержку в 1/8 секунды. Затем я сделал несколько кадров средствами автоспуска, чтобы исключить возможность шевеленки от нажатия кнопки спуска затвора вручную.
Зум-макрообъектив Nikkor 75-300 мм, f/22, 1/8 с
Широкоугольные объективы для съемки крупным планом | Широкоугольные объективы для съемки крупным планом
Давайте разберемся, почему большинство фотографов не снимают крупным планом широкоугольными объективами и почему это нужно делать, ипритом совсем усердием. Возможности для съемки крупным планом широкоугольными объективами безграничны и относительно мало исследованы по сравнению с классическими вариантами.
ПРИХОДИЛОСЬ ЛИ ВАМ когда нибудь смотреть прямо вдуло пистолета Если нетто сейчас у вас есть такая возможность Не самая радужная картина. Обратите внимание на различия двух этих снимков крупным планом. На обоих визуальный вес (область фокуса перенесен на кончик ствола. Но при этом очевидно, что особый в каждом кадре задний план повествует собственную историю, и как раз таки за это отвечают объективы. Правый снимок вызывает ассоциации с гетто и гангстерами поскольку в нем видны не только
граффити на стене, но и костюм моей модели в стиле героев фильма Бешеные псы. На другом снимке фон более нейтральный Правый кадр сделан объективом
35-70 мм на 35 мм для более нейтрального кадра я использовал миллиметровый объектив Экспозиция в обоих случаях была одной и той же.
Обе фотографии хороши, но заметно, что кадр, сделанный миллиметровым объективом просто более информативен. Если вы задумаетесь о видении каждого вашего устройства для съемки крупным планом, то поймете, что ваши возможности поистине без­
граничны.
Справа: объектив Micro-Nikkor
35-70 мм на 35 мм, f/5,6,1/160 с слева объектив Micro-Nikkor 105 мм
f/5,6, 1/160 с

20
| Съемка крупным планом или макрофотография?
*
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов


связь с админом