Главная страница
qrcode

Конкурсная работа Индивидуализация физкультурно-оздоровительной деятельности педагогов внешкольного учебного заведения


Скачать 335.5 Kb.
НазваниеКонкурсная работа Индивидуализация физкультурно-оздоровительной деятельности педагогов внешкольного учебного заведения
Дата05.09.2019
Размер335.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла1..Individualizaciya.fizkulturno_ozdorovitelnoj.deyatelnosti.doc
ТипКонкурс
#157438
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3



Днепропетровский государственный институт физической культуры и спорта

Конкурсная работа
Индивидуализация физкультурно-оздоровительной

деятельности педагогов внешкольного учебного заведения

«Дом детского творчества» г. Днепропетровск

Выполнена студенткой

факультета Физического воспитания

Комарчук Вероникой

Руководитель: Москаленко Н.Н.

кафедра теории и методики физического воспитания

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………...…..…..............

3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ …..……………………………….....
6
1.1. Социально обусловленные предпосылки организации физкультурно-оздоровительной деятельности педагогов ………….………….

6
8
1.3. Индивидуально-ориентированный подход в физкультурно-оздоровительной практике ….…………………….…………………….


10
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ……...
11
2.1. Методы исследования ..………………………………………….…
11
2.1.1. Анализ научно-методической литературы ….………………….
11
12
2.1.3. Педагогический эксперимент …..………………………………..
13
2.1.4. Методы математической статистики ..…………………………..
13
2.2. Организация исследования ……..………….………………..……..

13
14
3.1. Оценка уровня физического здоровья педагогов до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зо­ва­ния по резервам биоэнергетики .………………………….

14
3.2. Диагностика уровня здоровья педагогов дополнительного образования по адаптационному потенциалу системы кровообращения…

16
3.3. Организационно-методические условия реализации физкультурно-оздоровительной деятельности педагогов дополнительного образования ……………………………………………………………...


18
3.4. Индивидуализация физкультурно-оздоровительной деятельности педагогов дополнительного образования …………………………


19
ВЫВОДЫ ..……………………………………………….............……...

26
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………...…………...........

27
ПРИЛОЖЕНИЕ ........................................................................................
29


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Здоровье педагогов является основой эффективной работы и резервом развития трудового потенциала современной образовательной отрасли. Необходимость его укрепления, прежде всего, обусловлена тем, что в результате воздействия социальных, экологических и профессиональных факторов у большей части представителей педагогической профессии отмечаются крайне низкие показатели здоровья (С.С. Кручинина, 1977; Т.И. Кульпина, 1997; С.Г. Ахмерова, 2001; Н.А. Литвинова, 2003; Р.К. Бикмухаметов, 2004; В.Т. Лободин, 2005; Н.К. Смирнов, 2005; А.В. Воронков, 2007).

По мнению ряда авторов (А.А. Найн, 1998; В.И. Ковалько, 2004; Л. Шевлева, 2004; Л.М. Митина, 2005; В.Э. Чудновский, 2005; С.Н. Гашкова, 2006), проблему здоровья педагогов следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации, так как именно от педагогов в значительной степени зависит здоровье подрастающего поколения.

Во многих исследованиях (Е.К. Доронкина, 1976; Л.Ф. Колесников, 1985; Н.П. Неверова, 1996; В.Н. Ирхин, 1997; Н.Н. Шарова, 2005) указывается на необходимость организации в образовательных учреждениях специализированной системы содействия здоровью педагогов, которая не сводится лишь к традиционному медицинскому обслуживанию, а опирается на современные подходы к формированию культуры здоровья, здорового образа жизни, использованию новейших технологий психологической и физической тренировки.

Вместе с тем отмечается неразработанность условий и технологии организации оздоровительной деятельности педагогов, недостаток научно-обоснованных практических рекомендаций, затрагивающих методические и содержательные аспекты физкультурно-оздоровительной работы с ними (Г.Н. Голубева, 1994; Л. Шевлева, 2004; А.В. Воронков, 2007).

По-прежнему актуальной в современной практике физической культуры остается и проблема индивидуального подхода к планированию двигательных нагрузок на занятиях оздоровительной направленности с взрослыми людьми. В силу исторически и социально сложившихся методологических подходов в системе физического воспитания в нашей стране, индивидуальные программы занятий применялись преимущественно в спортивной подготов­ке и в практике лечебной физической культуры. С недавнего времени данное направление интенсивно разрабатывается и в физкультурно-оздоровительной области, но пока в рамках физкультурного образования студентов и школьников (В.И. Григорьев, 1998; С.В. Барбашов, 2000; В.Г. Шилько, 2003; В.Г. Двоеносов, 2004).

Заслуживает внимания также тот факт, что в научной литературе широко представлены работы, рассматривающие условия формирования здоровьесберегающей среды в дошкольных, средних и высших учебных заведениях (П.С. Амарян, 1995; Н.А. Пастушенко, 2001; Э.Н. Вайнер, 2004; Ю.П. Кобяков, 2006; Ю.В. Науменко, 2007), между тем, недостаточно изучены возможности для развития здоровья участников учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования (Т.К. Говорушкина, 2005; Н.В. Сократов, 2006).

Таким образом, актуальность нашего исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью формирования в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья педагогов, в том числе с использованием средств оздоровительной физической культуры, и недостаточным методическим обеспечением осуществления этого процесса на практике. Стремление найти пути разрешения этого противоречия и обусловило проблему нашего исследования: каковы организационно-методические условия реализации индивидуально-ориентированной физкультурно-оздоровительной деятельности педагогов дополнительного образования.

Объект исследования: физкультурно-оздоровительная деятельность педагогов дополнительного образования.

Предмет исследования: индивидуальные программы физкультурно-оздоровительных занятий и организационные условия их реализации в оздоровительной работе с педагогами дополнительного образования.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-методические условия реализации индивидуально-ориентированной физкультурно-оздоровительной деятельности педагогов дополнительного образования.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что разработка индивидуальных программ физкультурно-оздоровительных занятий с учётом показателей здоровья и личностно значимых целей педагогов; создание по месту работы необходимых организационных условий для реализации этих программ; проведение просветительской работы, направленной на повышение уровня компетентности в вопросах укрепления здоровья и на формирование мотивации к физкультурной деятельности; стимулирование этой деятельности со стороны администрации учреждения может способствовать повышению физической активности педагогов, что в свою очередь отразится на улучшении показателей их здоровья.

Задачи исследования:

1. Выявить уровень физического здоровья педагогов дополнительного образования.

2. Определить организационно-методические условия реализации индивидуально-ориентированной физкультурно-оздоровительной деятельности педагогов дополнительного образования и на этой основе разработать комплексную программу оздоровительной работы с педагогами, обеспечивающую данные условия.

3. Разработать индивидуальные программы физкультурно-оздоровительных занятий, предусматривающие оптимизированные параметры нагрузок и личные предпочтения педагогов в выборе средств.

4. Оценить эффективность применения индивидуальных физкультурно-оздоровительных программ и условий их реализации в оздоровительной работе с педагогами дополнительного образования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции, теории и современные идеи в области педагогики, философии, валеологии, среди которых: представления медико-биологической и педагогической мысли о сущности здорового образа жизни и путях формирования здоровья (Н.М. Амосов, П.С. Брэгг, М.Я. Виленский, А.С. Вульфович, И.В. Муравов, А.Г. Сухарев), основные принципы и положения теории и методики физической культуры (В.К. Бальсевич, В.М. Зациорский, К. Купер, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, В.И. Столяров), в том числе реализуемые в физиологическом обосновании нагрузок на оздоровительных занятиях (В.Н. Артамонов, В.И. Бе­лов, Я.А. Ковалев, В.Н. Селуянов), концептуальные разработки в области валеологии (И.А. Аршавский, Г.Л. Апанасенко, И.И. Брехман, В.П. Казначеев, В.П. Петленко, Л.Г. Татарникова, В.И. Дубровский), идеи и технологии здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей педагогики (П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, Э.Н. Вайнер, Л.С. Выготский, В.А. Вишневский, В.З. Коган, Н.А. Фомин).

1.1. Социально обусловленные предпосылки организации физкультурно
-оздоровительной деятельности педагогов Тенденция к снижению уровня здоровья детей и молодежи, особенно проявившаяся в последнее время, ставит перед каждым педагогом задачу быть не только учителем-предметником и воспитателем, но и учителем здоровья (В.П. Петленко, 1996; В.З. Коган, 1997; Л.Г. Татарникова, 1997; В.И. Дубровский, 1999; Н.Н. Куинджи, 2000; В.А. Вишневский, 2002; Э.Н. Вайнер, 2003). Данная роль не ограничивается реализацией здоровьесберегающих образовательных технологий и воспитательно-профилактической деятельностью. На педагогов ложится ответственность за обучение детей жизненно необходимым навыкам самооздоровления и приемам разумного выстраивания образа жизни. Но для того, чтобы быть наставником здоровья, необходимо и самому являться образцом здорового образа жизни и адекватного отношения к собственному здоровью. Пока же и педагоги, в силу собственного профессионального нездоровья, в некоторой степени являются виновниками нездоровья учащихся (М.Я. Виленский, 1987; Г.К. Зайцев, 2001; В.И. Ковалько, 2004; Н.К. Смирнов, 2003).

Результаты многих исследований свидетельствуют о том, что педагоги не владеют ни элементарными основами знаний в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых, ни навыками самооздоровления (В.В. Вальцев, 1999; Н.А. Пастушенко, 2001; Э.Н. Вайнер, 2003), ни опытом ведения профессиональной деятельности в аспекте решения оздоровительных задач (С.В. Попов, 1998; Е.В. Степкина, 2001; А.С. Вульфович, 2002; С.В. Ким, 2002).

Отмечено также, что здоровье самих педагогов является неблагополучным (Е.К. Доронкина, 1976; Н.В. Кузьмина, 1983; А.А. Орлов, 1995; Н.П. Неверова, 1996; В.Ф. Лапута, 1997; А.А. Реан, 1997; Н.К. Смирнов, 2005).

Поэтому, исходя из принципа «Больной учитель не может воспитать здоровых учеников», задача восстановления и укрепления профессионального здоровья педагогов приобретает сегодня стратегическое значение.

В современной системе образования долгое время отсутствовало целенаправленное обучение культуре здоровья. Это привело к тому, что она оказалась на исключительно низком уровне практически у всех слоев населения, и педагоги не представляют в этом отношении исключения. Не удивительно поэтому, что сегодня мотивация к здоровой жизнедеятельности у большинства из них сформирована слабо или не сформирована совсем, и нет того запаса научных знаний и практических навыков, которые бы позволили к ней приобщиться (О.А. Аяшев, 1990; Т.И. Кульпина, 1997; М.Я. Ви­лен­ский, 2001).


Сами педагоги среди причин нарушения здоровья называют значительные ортостатические нагрузки и большую нагрузку на речевой аппарат, повышенные требования к памяти, продолжительное пребывание в аудитории, необходимость переключения внимания на са­мые разнообразные виды деятельности, слабую профессиональную подготовленность – низкий уровень компетентности, психологической культуры и недостаточное развитие навыков самоорганизации (В.А. Вишневский, 2002).

В решении данной проблемы в рамках образовательных учреждений следует создавать условия для своевременного выявления и коррекция психосоматических состояний (Н.В. Кузьмина, 1983; Л.Ф. Колесников, 1985; И.В. Вачков, 1995; А.А. Орлов, 1995; Н.П. Неверова, 1996; В.Н. Ирхин, 1997; Н.Н. Шарова, 2005), а педагогам – находить резервы и возможности для восстановления сил и здоровья, для снятия последствий профессионального утомления, но не в снижении мозговых усилий, а в активном отдыхе, включающем, в числе различных средств рекреации, дозированные физические нагрузки (М.И. Бордуков, 1981; В.Н. Артамонов, 1989; Л.Н. Нифонтова, 1993; В.З. Коган, 1997).
1.2. Двигательная активность – основа оздоровительных технологий
Согласно современным представлениям, двигательную активность принято рассматривать естественным, эволюционно сложившимся фактором биопрогресса, определившим развитие организма и обеспечившим не только формирование наиболее совершенных механизмов его адаптации к окружающей среде в процессе длительного филогенеза, но и оптимизацию его жизнедеятельности в онтогенезе (И.П. Павлов, 1951; И.А. Сеченов, 1952; Н.А. Бернштейн, 1966; И.А., Аршавский 1982; В.И. Бе­лов, 1999; В.К. Бальсевич, 2001).

Гомеостаз напряжения, сопровождающий мышечную деятельность, является необходимым условием поддержания гомеостаза покоя (А.Д. Слоним, 1962; В.С. Лобзин, 1979; А.А. Виру, 1981; А.Г. Сухарев, 1988).

Осмысление научных достижений в раскрытии универсальной роли двигательной активности позволяет утверждать, что она связана со всеми тремя аспектами здоровья – физическим, психическим и социальным, и выполняет, по меньшей мере, десять ключевых функций организма: моторную, побудительную, творческую, тренирующую, защитную, стимулирующую, терморегуляционную, биоритмологическую, речеобразующую, коррекционную (К. Купер, 1987; Ф.З. Меерсон, 1988; В.А Бароненко, 2003; П.О. Астранд, 2004).

Самое значительное проявление оздоровительного эффекта физической тренировки, конечно, заключается в увеличении функцио­нальных (резервных) возможностей организма, а особенно – в отношении деятельности органов кровообращения и дыхания, непосредственно обеспечивающих адаптацию к физическим напряжениям.

Существуют различные подходы в определении оптимальных значений физических воздействий (К.М. Смирнов, 1981; Н.М. Амосов, 1984; С.Б. Назаров, 1988; А.А. Виру, 1988; А.Г. Сухарев, 1988; А.И. Шабанов, 1989). Все они сводятся к модулированию параметров двигательной активности, обеспечивающих наилучший эффект при достаточной безопасности.

Дозирование физической нагрузки в оздоровительной тренировке осуществляется по мощности (интенсивности), объему (продолжительности, количеству повторений), кратности (продолжительности интервалов отдыха между занятиями), характеру отдыха (активный, пассивный) и координационной сложности упражнений.

Существуют два основных принципа дозирования нагрузки и оздоровительной тренировке. Первый основан на возможности возмещения до оптимального уровня недостающих энерготрат, второй – на учете максимальных возможностей занимающихся (Г.Л. Апанасенко, 2000).

Второй принцип дозирования физической нагрузки в оздоровительной тренировке, основанный на учете функциональных возможностей индивида, более физиологичен и является преимущественным, поскольку первый не учитывает разницы в функциональных возможностях различных индивидов, входящих в одну группу занимающихся, и не позволяет дифференцировать нагрузку с учетом этого обстоятельства.

Зависимость между исходным состоянием здоровья и выраженностью оздоровительного эффекта требует при выборе параметров занятий учета минимальных, оптимальных и предельно-допустимых их величин у лиц с различным уровнем физического состояния (В.И. Белов,1994; А. Благий, 1998).

Следует также помнить, что здоровье – это жизнеспособность в ее субъективно воспринимаемом выражении. Поэтому средства и воздействия, направленные на его укрепление, профилактику и лечение заболеваний, должны назначаться не только с учетом возможностей организма, но и конкретных потребностей человека в любимых видах двигательной активности (плавание, бег, гимнастика, спортивные игры и др.), а также в преследуемых целях (у молодых людей чаще - улучшение телосложения, уменьшение риска нарушения здоровья, у более взрослого населения - к ним добавляются увеличение продолжительности жизни и продление творческого долголетия, у пожилых – социальная реадаптация в общество, поддержание интереса к жизни).
1.3. Индивидуально-ориентированный подход в физкультурно-оздоровительной практике
На сегодняшний день существует достаточно много методических разработок, посвященных организационным аспектам, направленности и содержанию физкультурных занятий взрослых слоев населения, в том числе в системе научной организации труда (В.И. Жолдак, 1982; Л.Н. Нифонтова, 1993; В.А. Садовский, 2003). Однако поиск организационной стратегии двигательной активности, доведенной до уровня технологии, для трудящихся различного пола, возраста, профессий, состояния здоровья остается важной задачей, которая весьма актуальна сегодня в теории и практике физической культуры.

Одним из вариантов ее решения является разработка индивидуальных программ двигательной активности, скрывающая серьезный резерв повышения оздоровительных возможностей физической культуры. Отечественный и зарубежный опыт создания таких программ (обзор В.А. Лищука и Е.В. Мостковой, 1997) свидетельствует о перспективности работы в этом направлении.

И хотя инновационные направления, связанные с персонифицированным подходом к физкультурно-оздоровительной, рекреационной и реабилитационной деятельности много исследуются, особенно в практике общего и высшего образования (С.В. Барбашов, 2000; В.Г. Шилько, 2003; В.Г. Двоеносов, 2004), широкого распространения эти технологии пока не получили.

В основе личностно-ориентированного подхода к реализации физкультурно-оздоровительного процесса лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта», но прежде всего, как индивида (В.К. Бальсевич, 1991, 1992; А.А. Кирсанов, 1980; И.Э. Унт, 1990; В.И. Григорьев, 1998). Поэтому насыщение физкультурно-оздоровительной деятельности личностно-ориентированным содержанием во всех его формах и проявлениях должно начинаться с постановки личностно значимых целей и задач. При этом необходимо, используя широкую номенклатуру средств и методов физического воспитания, сориентировать занимающихся таким образом, чтобы социально значимые цели стали в равной степени и личностными (Л.И. Лубышева, 1997; В.С. Якимович, 2002).

Обязательными условиями использования индивидуальных программ являются: определение у занимающихся уровня физического развития и здоровья, регулирование величин физических нагрузок и оценка их оптимальности. Без учета этих принципиальных положений двигательная активность вообще малоэффективна (Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко, 1988).

Данная сторона вопроса решена современным развитием диагностики функциональных состояний человека на основе компьютерных технологий.

Ограниченность же применения персонифицированных моделей двигательных программ на сегодняшний день связана с недостаточным уровнем подготовленности кадров, а также со слабой материальной базой (в частности с необеспеченностью необходимым оборудованием для экспресс-контроля функциональных состояний занимающихся) и с отсутствием единой научно-обоснованной и подкрепленной практикой методологии.
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
1. Анализ научно-методической литературы.

2. Методы количественной оценки уровня физического здоровья.

3. Педагогический эксперимент.

4. Статистические методы обработки экспериментальных данных.

2.1.1. Анализ научно-методической литературы
Анализ научно-методической литературы позволил определить направ­ление работы, сформировать задачи исследования и выбрать наиболее рацио­нальные способы их решения.

2.1.2. Методы количественной оценки уровня физического здоровья
Для определения уровня физического здоровья педагогов была использована одна из наиболее доступных в практическом применении и информативных методик – экспресс-оценка уровня здоровья индивида по резервам биоэнергетики (Г.Л. Апанасенко, 1988).

В данной методике по основным морфофункциональным показателям (рост, вес, ЧСС, АД), полученным в профилактическом осмотре, производится расчет относительных характеристик – индексов, на основе которых разработаны сопоставительные нормы оценки здоровья, включающие пять уровней: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий (Приложение 1).

Метод расчета адап­тационного потенциала системы кровообращения (Р.М. Баевский, 1987) применяется в донозологической диагностике, направленной на распознавание функциональных состояний, пограничных между нормой и патологией. Расчет адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы (АП) производится по формуле


где В - возраст, лет; МТ - масса тела, кг; Р - рост, см; АДс - артериальное давление систолическое, мм рт.ст.; АДд - артериальное давление диастолическое, мм рт.ст.; ЧП - частота пульса в 1 мин.

А общая оценка АП производится по следующей шкале:
  1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом