Главная страница
qrcode

Конспект лекции_Психологическое консультирование. Конспект лекций по дисциплине индивидуальное и семейное консультирование


НазваниеКонспект лекций по дисциплине индивидуальное и семейное консультирование
Дата09.09.2019
Размер0.84 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКонспект лекции_Психологическое консультирование.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКонспект
#157477
страница1 из 12
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И СМЕМЕЙНОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Тема 1. Общее представление о психологическом консультировании
План
1.
Понятие
психологического
консультирования.
Отличия
консультирования и психотерапии.
2. Предмет консультативной психологии
3. Модели консультативной психологии
4. Принципы психологического консультирования
5. Виды психологического консультирования
1.
Понятие
психологического
консультирования.
Отличия
консультирования и психотерапии
Слово «консультация» употребляется в нескольких значениях: это совещание, обмен мнениями специалистов по какому-либо делу; совет специалиста; учреждение, которое дает такие советы, например юридическая консультация. Таким образом, консультироваться подразумевается совет, разъяснение специалиста по какому-либо вопросу, беседа с целью расширения и углубления знаний. Буквально «консультировать» - значит давать совет по интересующей проблеме.
Слово «психологическое» можно понимать двояко. С одной стороны, оно может указывать на то, что консультирование основано на данных психологической науки. С другой стороны, его можно рассматривать как указание на то, что консультирование осуществляется по психологическим проблемам, т. е. касается таких явлений, как психика, деятельность, поведение.
Психологическое консультирование имеет ярко выраженную специфику, которая определяется предметом, целями и задачами этого процесса, а также тем, как консультант осознает свою профессиональную роль в индивидуальной логике жизни семьи. Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование.
За рубежом консультативная психология выделилась как особый подход к оказанию психологической помощи человеку и семье в сложных жизненных ситуациях в 50-е гг. XX в. То, что является основой современного психологического консультирования, зародилось и развилось прежде всего в русле психотерапии, основных психотерапевтических направлений,
развивавшихся на Западе. Ю.В. Меновщиков склонен к тому, чтобы указать конкретную дату возникновения психологического консультирования - 1951 г., время, когда на одной из конференций в США был введен термин
«консультативная психология», чтобы отделить консультирование от клинической психологии отрасли - психологии, занимающейся проблемами оказания помощи людям, тяжело психически или соматически больным.
Естественно, что это отделение подготавливалось всем ходом развития психотерапии до этого, и в последующем психотерапия вносила и вносит свой существенный вклад в развитие психологического консультирования .
От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к жизненной ситуации клиента и его личностным ресурсам; от обучения – придание значения не столько знаниям, сколько способам взаимодействия между консультантом и клиентом, которое порождает дополнительные возможности самостоятельного преодоления трудностей.
В отечественной психологической науке термин «консультативная психология» появляется в начале 90-х гг. прошлого столетия.
Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью человека могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, которые помогут ему отыскать новые возможности выхода из трудной жизненной ситуации.
Консультативная психология пытается ответить на пять основных вопросов.
Пять основных вопросов консультативной психологии
1. В чем суть процесса, возникающего между человеком (или семьей), оказавшимся в трудной ситуации и обратившимся за помощью {клиентом), и человеком, ее оказывающим {консультантом)?
2.Какие функции должен выполнять консультант и какие личностные черты, установки, знания и умения необходимы для успешного выполнения своих функций?
3. Какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализированы в ходе консультирования?
4. Какие особенности налагает на процесс консультирования ситуация, сложившаяся в жизни клиента?
5. Какие приемы и техники могут быть сознательно использованы в процессе оказания помощи?
При всех различиях, которые наблюдаются сегодня в понимании сущности психологического консультирования и его задач, теоретики и практики сходятся в том, что консультирование представляет собой профессиональное взаимодействие между обученным консультантом и клиентом, направленное на решение проблемы последнего. Это
взаимодействие обычно осуществляется лицом к лицу, хотя иногда может включать в себя и более двух людей.
Психологическое консультирование тесно связано, а во многом непосредственно переплетается с психологической коррекцией и психотерапией. Более того, эти сферы часто смешиваются самими практикующими психологами.
Слово «психотерапия» происходит от греческих основ «пси-хо» - душа и
«терапия» - забота, уход, лечение. Традиционно принято под психотерапией подразумевать форму лечения психических нарушений. Однако, на что справедливо обращает наше внимание Е.А. Спиркина, психотерапия на
Западе в своем развитии давно покинула эти узкие рамки. Знания и методы, накопленные в ней первоначально в процессе лечения психических и психосоматических нарушений, позволили психотерапии в наше время стать средством личностного роста и достижения зрелости, средством помощи человеку разобраться с философскими и экзистенциальными проблемами, средством повышения образования, средством достижения поведенческих изменений. Методологической основой работы с клиентом в рамках этой психотерапии являются различные направления психоанализа, бихевиоральные и когнитивистские направления, различные течения в рамках гуманистического подхода. В последнее время стали популярными эриксоновский гипноз и нейролингвистическое программирование (НЛП). В нашей стране под психотерапией долгое время было принято понимать нечто иное - раздел медицины, методологической основой работы с клиентом в котором являлись труды И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, П.Б. Ганнушкина,
И.П. Павлова и других, а основными методами работы с клиентом являлись гипноз и аутогенная тренировка. Когда практические приложения западных психотерапевтических направлений стали проникать в нашу страну и использоваться практическими психологами, возникла задача отделить это новое направление оказания психологической помощи от психотерапии в ее традиционном для нашей страны смысле. Для этого стали использовать термин «психокоррекция», подразумевая под ним приложения западной психотерапии. Однако термин «психокоррекция» оказался для этого не очень удачным. Во-первых, он несет в себе оттенок субъект-объектности, что не свойственно для некоторых известных направлений западной психотерапии.
Во-вторых, этот термин может также использоваться применительно к работе с нарушениями развития высших психических функций, например, у детей. В настоящее время найдено компромиссное решение вопроса об определении понятия «психокоррекция» - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия
Как видим, развести два термина - «психокоррекция» и
«психологическое консультирование» - довольно трудно. Даже психологиконсультанты, которые высказываются в пользу разведения этих двух понятий, порой используют их как синонимы. Например, Ю.Е. Алешина в своем руководстве по психологическому консультированию третий этап
консультативной беседы обозначает как «Оказание психокоррекционного воздействия». Так, что термин «психологическое консультирование» более применим к ситуациям диалога, откровенного обсуждения, субъектсубъектного общения. Термин же «психокоррекция» более применим к ситуациям спланированного воздействия, когда специалист, оказывающий воздействие, не полностью открыт клиенту, их общение не носит характера откровенного диалога, отношения имеют оттенок субъект-объектности.
Полагаем также, что психологическое консультирование более может быть ориентировано на урегулирование отношений клиента с другими людьми, а психокоррекция - на решение внутренних проблем клиента. Однако когда мы обсуждаем реальный процесс работы с клиентом, трудно определить, где заканчивается психокоррекция и начинается психологическое консультирование.
Поэтому в ситуации реального анализа работы по оказанию воздействия не будет серьезным нарушением рассматривать эти термины как синонимы.
Заметим, что слово «психокоррекция» чисто русское. В западной психологии этот термин не используется. В отечественной литературе в последнее время появилось новое словосочетание для обозначения психотерапии в том смысле, в котором это слово понимается на Западе, - «немедицинская психотерапия».
Основные
отличия
психологического
консультирования
от
психокоррекции и психотерапии, отражающие сущность указанного метода
оказания психологической помощи, состоят в следующем:
1. Более широкая сфера применения по сравнению с клинической практикой, обращенность к проблемам психически здоровых людей.
Психологическое консультирование стало использоваться в образовании, менеджменте и промышленности, для решения индивидуальных и семейных проблем.
2. Ориентация на более широкое использование данных, полученных в эмпирических исследованиях, организованных по экспериментальному плану, с использованием для анализа результатов методов математической статистики.
3. Работа преимущественно с ситуационными проблемами, решаемыми на уровне сознания, в отличие от ориентации на глубинный анализ проблем и работу с бессознательным в психотерапии.
4. Большая субъект-субъектность, диалогичность общения психологаконсультанта и клиента. Подразумевается, что клиент - здоровый человек, которому можно делегировать больше ответственности за свою жизнь.
5. Ориентация на здоровые стороны личности клиента, отказ от концепции болезни в процессе работы с ним, признание прав клиента на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных явлений.
6. Ориентация на большую активность и самостоятельность клиента в процессе работы с ним, пробуждение внутренних ресурсов человека.
7. Допустимость в психологическом консультировании более широкого спектра разнообразных профессиональных моделей деятельности психологаконсультанта, чем в психотерапии.
Теперь вслед за Ю.Е. Алешиной рассмотрим конкретные процедурные
отличия психологического консультирования от психотерапии:
1. Отличия, связанные с характером жалобы клиента. В случае психологического консультирования клиент жалуется на трудности в межличностных отношениях или осуществлении какой-либо деятельности. В случае, ориентированном на психотерапию, клиент жалуется на невозможность контролировать себя.
2. Отличия, связанные с процессом диагностики. В психологическом консультировании диагностика преимущественно направлена на события настоящего и недалекого прошлого. При этом значительное внимание уделяется конкретному поведению, межличностным отношениям. В значительной части психотерапевтических подходов диагностика преимущественно направлена на события далекого детства и юности (вероятное время получения психологической травмы). Значительное внимание также уделяется анализу бессознательного: исследуются сны, ассоциации.
3. Отличия, связанные с процессом оказания воздействия. Основой психологического консультирования является прежде всего, изменение установок клиента на других людей и на различные формы взаимоотношений с ними. Следующим этапом работы является изменение поведения клиента. В значительной части психотерапевтических подходов гораздо большее внимание уделяется взаимоотношениям между клиентом и психотерапевтом, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздействия, тогда как для консультирования это может даже выступать как нежелательное побочное явление, затрудняющее работу.
Под переносом здесь понимается склонность клиента переносить
(проецировать) на специалиста, оказывающего воздействие, и свои отношения с ним, и свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты; под контрпереносом - склонность специалиста, оказывающего воздействие, проецировать свои отношения со значимыми людьми, основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом.
4. Отличия, связанные со сроками работы. Психологическое консультирование чаще всего является краткосрочным и редко превышает
5-6 встреч с клиентом. Психотерапия зачастую ориентирована на десятки, а то и сотни встреч в течение ряда лет.
5. Отличия, связанные с типом клиентов. Клиентом в психологическом консультировании может быть практически любой человек. Большинство направлений психотерапии ориентировано на невротиков с высоким уровнем развития склонности к самонаблюдению и самоанализу, способных оплачивать часто дорогой и длительный курс лечения, обладающих для этого достаточным количеством времени и мотивацией.
6. Отличия в требованиях к уровню подготовки специалиста, оказывающего воздействие.
Психологу-консультанту необходим психологический диплом (удостоверяет его знание достижений научной психологии) и некоторая дополнительная специальная подготовка в области теории и практики психологического консультирования, которая может быть не особенно длительной. Практическая подготовка будущего психолога-консультанта подразумевает наблюдение за работой опытного психологаконсультанта (лучше нескольких) и самостоятельный опыт работы под наблюдением опытного психолога-консультанта с последующим анализом деятельности. Психотерапевт не сильно привязан к психологическому диплому (многие психотерапевты вырастали из медицинской среды или из сфер, гораздо более далеких от психологии). Ему необходимо получить документ, удостоверяющий его право работать в рамках того направления психотерапии, которое он избрал. В отличие от психолога-консультанта психотерапевту в большинстве направлений необходим длительный опыт собственной психотерапии (для того чтобы понять, что ощущает клиент во время работы с ним, разбираться в особенностях своего контрпереноса) и длительный период самостоятельной работы под наблюдением опытного руководителя.
Определим психологическое консультирование как непосредственную
работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических
проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где
основным средством воздействия является определенным образом
построенная беседа.
Соответствующая форма беседы активно используется и в психокоррекционной работе, и в психотерапии. Но если консультирование ориентировано прежде всего на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, то психокоррекционное или психотерапевтическое воздействие ориентировано в основном на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов.
2. Предмет консультативной психологии
Консультативную психологию можно определить как раздел современной науки, направленный на изучение структуры и закономерностей процесса психологического консультирования.
Вне зависимости от того, как трактовать психологическое консультирование, очевидно, что этот вид деятельности на настоящем этапе развития общества является реальностью, требующей своего изучения.
Возникновение консультативной психологии подготовлено всем ходом развития психологии, вплоть до начала XXI в.
На разных этапах развития психологии возникали и становились актуальными различные ее отрасли.
Психологическая наука зародилась как наука о закономерностях психической деятельности, направленная на изучение такого сложного
объекта, как психика. Сначала авторов интересовали наиболее общие законы психической деятельности. Изучалось: а) как человек вообще (некий обобщенный, абстрактный человек) познает окружающий мир; б) как на основе отдельных ощущений, поступающих от органов чувств, у него складывается некоторый целостный образ мира и себя в этом мире; в) как он выстраивает образ своего действования в мире; г) как он реально в этом мире действует.
Так появилась и начала развиваться общая психология.
Со временем на этом пути психология подошла к факту существования индивидуальных различий, благодаря чему появилась дифференциальная психология, стала интенсивно развиваться психодиагностика. Исследование закономерностей поведения человека вообще стало себя исчерпывать.
Сначала возникли типологии индивидуальных различий, затем методики для их выявления. Использование данных об индивидуальных различиях сильно продвинуло науку и прочно вошло к концу XX в. в обиход психологов-практиков.
Далее направление исследований начинает все более смещаться в сторону такой уникальности, которая не поддается типологизации. Теперь уже мы все чаще говорим об уникальности, непредсказуемости каждого человека. Естественно, что и общие закономерности психического существуют, и типологии, например, темперамента, характера, оправданны.
Но мы все более подходим к тем аспектам, которые невозможно было исследовать с помощью старых парадигм. Этому факту соответствуют появление и развитие гуманистической психологии.
Здесь же закладываются основы и консультативной психологии. Когда стали исследовать уникальность, познавать ее законы, использовать эти законы в практике оказания помощи конкретному человеку, вместо закономерностей психики предметом научного анализа становились закономерности диалога, позволяющие работать с индивидуальностью.
Локус исследования сместился с индивидуальных различий на различия в способах ведения диалога, в формах организации взаимоотношений между специалистом, оказывающим воздействие, и клиентом. Ученых стало интересовать, какие способы организации диалога способствуют выявлению закономерностей функционирования уникальности конкретного человека, а какие препятствуют этому процессу, блокируют его, делают порой совсем невозможным; какие параметры взаимоотношений помогают оказывать психологическую помощь в опоре на закономерности уникальности клиента, а какие мешают.
Другим важным шагом на пути развития психологии, предопределившим появление консультативной психологии, было включение в контекст психологического анализа социальной среды, в которой человек живет. Стали изучать влияние факта включенности в большие и малые группы на психическую активность человека. Этому
соответствовало возникновение и развитие социальной психологии в области научных и прикладных исследований.
Но и в психотерапии, в области, возникшей из практики оказания психологической помощи и благодаря этой практике, локус анализа на протяжении XX в. все более смещается в сторону социального контекста.
Теперь мы видим, что согласно многим направлениям современной практической психологии фактор текущей социальной среды вообще признается решающим для объяснения поведения человека вопреки, скажем, его прошлому, детству. Ярким примером этого служит современная семейная терапия, где в рамках крупнейшего и влиятельнейшего системного подхода
(Сальвадор Минухин, Мюррей Боуэн, Натан Аккерман, Карл Витакер, Иван
Бошормени-Надь, Теодор Лидс и другие) межличностный контекст
(фокусирование на текущих взаимодействиях) всецело доминирует над интрапсихическим контекстом (концентрация внимания на прошлом индивида).
Следует по достоинству оценить роль психотерапии для возникновения консультативной психологии. На начальных этапах своего развития психология была преимущественно академической наукой. Не стоял вопрос о широком использовании ее достижений, поскольку достижений этих было не так много. Неотложные и наиболее болезненные задачи практики положили начало возникновению в конце XIX - начале XX вв. на Западе психотерапии.
Так начали закладываться основы консультативной психологии. Кроме этого сильно увеличился объем психологических знаний вообще, например, психотерапия значительно продвинула вперед такую отрасль общей психологии, как психология личности.
На первых этапах развития психологического консультирования естественным был интерес к природе той реальности, с которой сталкивается клиент в своей жизни, которая порождает проблемы, с которыми он приходит в психологическую консультацию. Например, психолог, занимающийся психологическим консультированием в организации, естественный интерес будет проявлять к психологии организаций, к тем психологическим закономерностям, которые обусловливают поведение людей в организациях. Психолога, работающего с семейными проблемами, будет интересовать психология семьи. И так далее. Впоследнее время все более отчетливо заявляет о себе другой ракурс анализа - что реально происходит в момент консультирования между консультантом и лицом, находящимся в положении клиента.Многие психологи-консультанты, оказывающие помощь на основе доведения до клиентов имеющей отношение к их проблемам психологической информации, не раз отмечали, что в процессе диалога между ними и клиентами возникало и еще что-то (кроме объективного контекста), что помогало решать проблемы. После консультации с проблем клиента они переключались на анализ самого диалога. Этому ракурсу и соответствует консультативная психология.
Объект изучения консультативной психологии – человек, группа или система людей как субъект психологической помощи.
Современные представления о предмете консультативной психологии многообразны. Предметом исследования консультативной психологии
являются:
социально-психологические характеристики (свойства, процессы и состояния) индивида как субъекта психологической помощи.
Консультативная психология изучает те личностные особенности клиентов, которые проявляются в результате их жизни в социуме и вызывают тревогу, мешают адекватно функционировать, нуждаются в понимании
(самопонимании), принятии, развитии и др. Наиболее часто изучаются тревожность, застенчивость, конфликтность, возбудимость, зависимость, агрессивность. Чаще всего социально-психологические характеристики являются предметом индивидуального психологического консультирования. феномены общения и взаимодействия индивида со средой, являющиеся причиной для обращения за психологической помощью. Сюда относятся отношения и взаимодействие в диадах "родитель-ребенок",
"учитель-ученик", "начальник-подчиненный", "психолог-клиент", "врачбольной". Они исследуются в индивидуальном психологическом консультировании, семейном консультировании, организационном консультировании, психолого-педагогическом консультировании и др. социально-психологические характеристики (свойства, процессы, состояния) групп людей как целостных систем в контексте оказания психологической помощи. Предметом консультативной психологии может быть групповая сплоченность или напряженность, конфликты в системе (в семье, школе, производственном коллективе, организации). психологические механизмы взаимодействия и воздействия людей друг на друга. Например, типичными для медицинских отраслей консультирования является изучение механизмов убеждения, внушения, подражания. В психолого-педагогическом консультировании при решении проблем социализации ребенка, формировании социальных норм и правил важны механизмы идентификации, интериоризации. психология профессиональной подготовки и профессиональной деятельности психолога-консультанта.
Предметом консультативной психологии являются особенности формирования личности профессионала, психологические закономерности становления его профессиональной идентичности, условия, организация и содержание его профессиональной деятельности. Особую важность приобретает изучение эпистемологических
(от греч. episteme – знание, понимание), онтологических (бытийных) и аксиологических
(ценностных) аспектов деятельности психологаконсультанта. психологические технологии оказания консультативной помощи и их сравнительная эффективность.
В настоящее время анализ предмета консультативной психологии – это важная теоретическая проблема. Сложившиеся представления о предмете являются очень дифференцированными, что характерно для большинства
смежных, пограничных областей психологии. Сегодня более целесообразно говорить о «предметном поле» консультативной психологии.
При попытке придерживаться более «узкого» и конкретного понимания предмета мы сталкиваемся с некоторыми ограничениями в вопросе о предмете консультативной психологии. Индивид, обратившийся за помощью, может при первой консультации предъявить свою проблему, например, агрессивность. Но если мы сведем ее к социальнопсихологическим характеристикам индивида, мы упустим специфику проявления агрессивности в той или иной социальной среде, источники ее возникновения и способы изменения поведения. Более продуктивным, на наш взгляд, является принятие положения о существовании «"предметного поля» консультативной психологии, состоящего из: клиента – личности и/или группы как субъекта психологической помощи со всей присущей ей спецификой социально-психологических характеристик и взаимодействий, психолога-консультанта – специалиста с определенным уровнем теоретической и практической подготовки и личностными характеристиками во взаимосвязи с процессом, условиями, спецификой профессиональной консультативной деятельности, психотехнологий (методов, методик, технических приемов) эффективного оказания психологической помощи.
Консультативная психология не является однозначно трактуемой областью научных знаний. Она представляет собой сочетание теоретических и практических подходов с очень широким спектром применения.
3. Модели консультативной психологии
Психотерапия и психологическое консультирование - процесс, происходящий между двумя людьми, в котором участвуют в равной мере сознательное и бессознательное начала как психотерапевта (психологаконсультанта), так и пациента (клиента). При этом к личности психолога предъявляются требования рефлексии, открытости к собственному опыту и многое другое. Эти требования в разной форме работают в различных школах психотерапии и психологического консультирования.
1. Медицинская модель. Наиболее важные моменты, касающиеся различий во взаимодействии с клиентами психологов, придерживающихся соответственно медицинской и психологической моделей, связаны со следующими параметрами: директивность – недирективность психолога; анонимность – самораскрытие; возможность – невозможность выражения положительных и отрицательных чувств по отношению к клиенту; односторонность – двусторонность степень ответственности психолога (психотерапевта) и клиента (пациента) за эффективность консультирования (психотерапии).встречи;
2. Психологическая
(личностно-ориентированная, гуманистическая).
Отличия психологической модели от медицинской: исходит из индивидуальной, а не социальной этики; воспринимает человека как неделимую целостность, а не сумму органов и механизмов; исходит из принципа реальности, а не противопоставления объективности и субъективности; обращается к проблемам и потенциям, а не болезням и недостаткам; ориентирована на развитие и оптимизацию индивидуального бытия, а не на ликвидацию симптомов и нормализацию социального поведения; фокусируется на процессе, а не на методике; концентрируется на настоящем, открывающем дорогу в будущее, а не на прошлом во имя возврата к бывшей норме; предполагает работу психолога «собой»
(личностная включенность), а не «техникой» (В.Е.Каган).
3. Педагогическая модель основана на гипотезе о недостаточной компетентности клиента в той области жизненных умений, знаний, навыков, в которой он испытывает трудности. Задачами психолога является анализ проблем и разработка комплекса мер, направленных на их разрешение. В педагогической модели процесс терапии направлен не на "излечение"
(термин медицинской парадигмы), а на коррекцию или более успешную адаптацию клиента к реальности, т.е. целью является научение клиента успешнее справляться с этой реальностью. Психолог выступает в качестве авторитетного (но не авторитарного) и поощряющего учителя, который стремиться научить клиентов быть лучшими консультантами для самих себя.
Согласно нашим наблюдениям, эта модель часто используется школьными психологами в консультировании родителей и учителей по вопросам воспитания и обучения детей.
4. Диагностическая модель предполагает, что психолог выступает в качестве компетентного специалиста, главная задача которого – проведение диагностики и информирование клиента (или заказчика – лица, осознающего наличие проблемы у клиента и обратившегося к психологу) о характере проблемы, путях и прогнозах по ее решению. Эта модель широко используется при массовых отборах (например, при рекрутинге), в профессиональном консультировании (в школах, в центрах занятости) и направлена, прежде всего, на оказание психологической помощи в жизненном и профессиональном самоопределении.
3. Принципы психологического консультирования
Слово «принцип» происходит от лат. principium - основа, начало и означает основное, исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности.
Принципы психологического консультирования суть правила работы, возникшие из опыта практической деятельности людей в этой области. В нашем описании принципов психологического консультирования мы будем придерживаться того порядка, который некогда задала Ю.Е. Алешина.
1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.
2. Ориентация на нормы и ценности клиента.
3. Осторожное отношение к советам.
4. Разграничение личных и профессиональных отношений.
5. Включенность клиента в процесс консультирования.
6. Анонимность.
7. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним
4. Виды психологического консультирования
В Психотерапевтической энциклопедии описаны следующие виды психологического консультирования:
1. Проблемно-ориентированное консультирование. Акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы.
Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.
2. Личностно-ориентированное консультирование. Основано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии.
Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальттерапии, гуманистической психотерапии.
3. Решение-ориентированное консультирование. Упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы.
Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.
Рассмотрим подробнее некоторые техники решение-ориентированного психологического консультирования. Активация ресурсов, поиск их у клиента осуществляются с помощью вопросов или цепочек вопросов. Поиск ресурсов может быть ориентирован на прошлое («Что раньше помогало вам преодолевать подобные проблемы?», «Как такие проблемы решали ваши родственники, знакомые?»), настоящее («Что сейчас помогает вам решать проблему, хотя бы временно?») и будущее («Кто или что могло бы вам помочь в разрешении проблемы? »).
Наиболее часто применяемые приемы
1. «Опора на прогресс». Был ли в последнее время такой период, когда проблема исчезла или значительно уменьшилась? Как вы думаете, почему?
Что этому способствовало? Что мы все могли бы сделать, чтобы закрепить
эти механизмы?
2. «Фантазии о будущем». Когда проблема может разрешиться? Что может этому способствовать? Пофантазируйте: если бы мы встретили вас, когда у вас уже было все в порядке, и спросили бы: «Что вам помогло? », то что бы вы ответили? Что еще могло бы вам помочь?
3. «Благодарности авансом». Продумайте, как вы будете благодарить людей, включенных в вашу программу, за помощь. a. Далее клиенту предлагается начать авансом реализовывать программу благодарностей.
4. «Проблема как решение». Чему научила вас эта проблема? Чем она была полезна для вас?
5. «Новое позитивное название». Придумайте какое-нибудь хорошее имя для вашей проблемы, чтобы мы смогли использовать его в беседе.
Поиск хорошего имени для своей проблемы побуждает начать анализировать ее позитивные аспекты.
Р.В. Овчарова позволяет выделить шесть бинарных оппозиций, в соответствии с которыми можно составить достаточно большое количество видов психологического консультирования:
1. Индивидуальное
и
групповое
консультирование.
Групповое психологическое консультирование чаще всего организуется после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологическими проблемами или если все они являются членами одной системы межличностных отношений (например, семьи).
2. Однократные и многократные консультации.
3. Консультации по личному обращению - консультации в результате вызова, направления.
4. Без
дополнительного
тестирования
и
с
дополнительным
тестированием.
5. Без привлечения методов психологической коррекции (доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации) и с привлечением этих методов.
6. Консультации изолированные и комбинированные с другими
методами психологической помощи (например, социально-психологический тренинг между консультациями).
Кроме этого выделять виды психологического консультирования можно по характеру решаемых задач: возрастно-психологическое,
профессиональное, психолого-педагогическое, семейное и др.
В качестве основания для выделения видов психологического консультирования можно использовать и характер теоретического подхода, в котором работает психолог-консультант:
когнитивная
психология,
бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ.
Можно также использовать в качестве основания для выделения внутри психологического консультирования видов степень непосредственности или опосредованности контакта между психологомконсультантом и клиентом. В этом плане можно говорить об очном
консультировании, консультировании на телефоне доверия, консультировании посредством дистантного письма, консультировании посредством написания популярных книг по психологии или открытых ответов психологов на письма читателей в популярных изданиях. Все перечисленные выше формы психологического консультирования, кроме очного психологического консультирования, можно объединить единым понятием — дистантное психологическое консультирование.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов


связь с админом