Главная страница
qrcode

Контрольная работа По дисциплине Физическая культура и спорт


Скачать 34.19 Kb.
НазваниеКонтрольная работа По дисциплине Физическая культура и спорт
Дата05.09.2019
Размер34.19 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКонтрольная работа.docx
ТипКонтрольная работа
#157431
Каталог

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования


Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра физической культуры

Контрольная работа

По дисциплине «Физическая культура и спорт»

Тема: Основные средства физической культуры, применяемые на занятиях с лицами, имеющими заболевания сердечно-сосудистой системы.

Выполнил студент

Дата регистрации

«__»___________

Оценка_________

Дата___________

Подпись________

Оглавление








Актуальность: Заболевания сердечно-сосудистой системы в настоящее время являются основной причиной смертности и инвалидности населения экономически развитых стран. С каждым годом частота и тяжесть этих болезней неуклонно возрастают, все чаще заболевания сердца и сосудов встречаются в молодом, творчески активном возрасте.

К наиболее распространенным сердечно-сосудистым заболеваниям среди студентов относятся врождённые и приобретённые пороки сердца, миокардиты, ревматические поражения сердца, вегето-сосудистая дистония, гипертоническая и гипотоническая болезни, варикозное расширение вен.

Возникновению сердечно-сосудистых заболеваний способствуют нервные перегрузки, пониженная физическая активность (гиподинамия), вредные привычки (алкоголь, курение и т. д.), лишний вес. Основными симптомами заболеваний сердечно-сосудистой системы (ССС) являются боли в сердце, одышка, тахикардия, аритмия.

Пороки сердца (врождённые, приобретённые) проявляются в виде недостаточности клапанов, когда они не полностью закрываются, либо в сужении, когда они не могут полностью раскрыться. При компенсированных пороках сердца занятия физическими упражнениями разрешены.

Инфекционно-аллергические миокардиты возникают в качестве осложнений после острых инфекционных заболеваний, в частности респираторных. При этом происходят воспалительные изменения тканей сердца. После устранения основного первичного заболевания (тонзиллит, гайморит) в раннем периоде его развития все признаки поражения миокарда исчезают, и функциональное состояние сердца восстанавливается.

В процессе занятий физической культурой необходимо строго дозировать физические упражнения в соответствии с функциональными возможностями студентов. Активный двигательный режим в том объёме, который допускают резервные способности сердечной мышцы, вместе с использованием закаливающих воздействий обеспечивают повышение сопротивляемости организма. Это благоприятно влияет не только на течение инфекционно-аллергического процесса в сердце, ослабляя воспалительные изменения ткани миокарда, но и в определённой степени снижает активность первичного патологического очага.

Ревматические поражения сердца представляют собой инфекционно-аллергическое заболевание, поражающее, как правило, растущий организм. Заболеванию ревматизмом часто предшествует ангина или другие заболевания верхних дыхательных путей. Последствия этого заболевания нередко приводят к инвалидности, поэтому ревматизм и мероприятия, направленные на его профилактику, заслуживают самого серьёзного внимания.

Важнейшее значение в первичной (до первой ревматической атаки) профилактике ревматизма имеют: закаливание, систематические занятия физическими упражнениями, правильный, гигиенически обоснованный режим с использованием активного отдыха. При этом необходимо строго контролировать объём и интенсивность физических нагрузок.

Вегето-сосудистая дистония возникает в результате нарушений нервной регуляции сосудистого тонуса. Синдром вегето-сосудистой дистонии возникает вторично при ряде других заболеваний и нарушений и характеризуется обычно только повышением систолического артериального давления. Повышением систолического артериального давления для студентов считают уровень, превышающий 130 мм рт. ст., для диастолического аналогичные показатели находятся выше 80 мм рт. ст.

В ряде случаев у студентов, перенесших повторные инфекционные заболевания, в результате нарушения регуляции сосудистого тонуса развиваются гипотонические состояния. Со временем большая часть их переходит в гипертонический вариант.

При организации рационального двигательного режима для студентов с вегето-сосудистой дистонией необходимо иметь в виду, что это заболевание возникает, как правило, у физически нетренированных лиц. Занятия физическими упражнениями и закаливающие процедуры ослабляют как этиологические факторы и предпосылки, так и развитие самого заболевания.

Любое заболевание сердечно-сосудистой системы ведёт к выраженному снижению функций кровообращения. Регулярная физическая активность улучшает обмен веществ, кровоснабжение и питание сердечной мышцы. Кроме того, физические упражнения благотворно влияют на всю систему кровообращения, на состояние центральной нервной системы, двигательный аппарат, органы дыхания и внутренней секреции. Эффективность занятий зависит от правильности составления программы физической активности. При этом необходимо чётко решить вопрос о дозировании физической нагрузки.

Задачи физической культуры при заболеваниях сердечно-сосудистой системы:

— улучшение кровообращения и кровоснабжения органов;

постепенное укрепление сердечной мышцы;

— тренировка сердечно сосудистой системы и всего организма в целом;

— развитие навыков правильного дыхания.


Основные выкладки по теме реферата

Проведенные аналитические исследования [1] позволили сделать гипотетическое заключение, в основу которого легли следующие положения:

− обучение полному дыханию и интервальная гипоксическая тренировка будут способствовать повышению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы (ССС) занимающихся;

− оздоровительный эффект дыхательных упражнений (ДУ) будет зависеть от их варьирования и сочетания с другими физическими упражнениями;

− специально подобранные комплексы, включающие физические и дыхательные упражнения будут способствовать повышению работоспособности, улучшению самочувствия, активности, настроения занимающихся, что, в свою очередь, отразится на успешности образовательной деятельности.

− систематическое применение ДУ в комплексе с физическими упражнениями, направленными на улучшение физического развития и физической подготовленности, будет способствовать общему укреплению здоровья занимающихся.

С целью проверки данного гипотетического заключения были разработаны специальные комплексы, включающие физические и дыхательные упражнения, и научного обоснованы их использование в процессе учебно-тренировочных занятий (УТЗ) по физической культуре со студентами, имеющими нарушения ССС.

Руководствуясь данными литературы, были сформулированы рекомендации к организации занятий дыхательной гимнастикой, которые заключались в том, что упражнения по методикам Стрельниковой и Чайлдерс не совмещались в одном занятии, в связи с чем их применение строилось на основе чередования: первые 12 занятий в I семестре студенты осваивали ДУ по методике Стрельниковой, последние 12 занятий в I семестре – по методике Чайлдерс; во II семестре освоенные системы применялись строго через одно занятие. Блок УТЗ с применением оздоровительного плавания был рассчитан на 8 занятий и применялся дважды: в середине I семестра при переходе от освоения упражнений по системе Стрельниковой к освоению упражнений по системе Чайлдерс и в начале II семестра как вариант втягивающих занятий после выхода студентов с зимних каникул. С учётом проведения трёх типов экспериментальных занятий были разработаны два варианта УТЗ разной продолжительности: 90 мин – для занятий в зале, 45 мин – для занятий в бассейне.

Анализ результатов педагогического эксперимента по проверке эффективности разработанной методики применения ДУ на УТЗ по физической культуре со студентами, имеющими нарушения ССС, позволил установить, что данная методика способствует положительной коррекции состояния здоровья занимающихся. У студентов ЭГ в итоговом тестировании были выявлены достоверно более высокие показатели экономичности функционирования ССС, более высокие аэробные возможности организма, более выраженная устойчивость к гипоксии, более высокая физическая работоспособность и менее заметная реакция организма на физическую нагрузку, а также более высокий уровень развития силы, гибкости, координации и, наконец, общий более высокий уровень соматического здоровья, чем в КГ.

Выполнение комплексов упражнений [2], направленных на коррекцию заболевания, следует начинать из исходного положения лёжа, затем — из положения сидя. Необходимо рассеивать нагрузку на крупные мышцы туловища, чередуя работу мышц. При этом следует ограничивать движения с максимальной амплитудой.

Упражнения следует выполнять плавно и легко, чередуя их с элементами самомассажа конечностей. Каждое упражнение должно сочетаться с правильным дыханием. Число повторений для упражнений с воздействием на малые суставы — 10–12 раз, средние суставы — 4–6 раз, крупные — 3–4 раза. При проведении занятий со студентами, имеющими заболевания сердечно-сосудистой системы, необходимо следить за реакцией организма на физическую нагрузку. Наиболее простой способ — определение частоты сердечных сокращений и артериального давления. Частота сердечных сокращений на начальных этапах занятия не должна превышать 120–130 ударов в минуту. Необходимо обращать внимание и на субъективные показатели самоконтроля: сон, самочувствие, желание заниматься. Анализируя все данные, преподаватель назначает тот двигательный режим, который соответствует функциональным возможностям студента.

По мере адаптации организма предлагаются более разнообразные программы физической реабилитации для улучшения состояния сердечно-сосудистой системы. Это дозированная ходьба (терренкур) и бег, дозированные нагрузки на велоэргометре и ступеньках, упражнения аэробного характера. Данные физические упражнения не вызывают местного мышечного утомления и позволяют чётко контролировать частоту сердечных сокращений.

Достоинствами терренкура являются: простота, доступность, эффективность и возможность чётко регулировать физическую нагрузку. При проведении дозированной ходьбы большое значение имеют темп ходьбы и протяжённость маршрута. Рекомендуется в основном медленный (60–80 шагов в минуту, или 2,5–3,0 километра в час), средний (90–110 шагов в минуту) темп ходьбы.

Дозированную ходьбу необходимо проводить регулярно и систематически в индивидуальном темпе с постепенным увеличением протяжённости маршрута. При этом большое внимание должно уделяться самоконтролю, измерению частоты сердечных сокращений. При ходьбе по ровной местности пульс может учащаться на 10–15 ударов в минуту, но после 10 минут отдыха должен возвращаться к исходным величинам. Данный признак свидетельствует о наступающей тренированности сердечно-сосудистой системы. Если во время дозированной ходьбы пульс увеличивается более значительно, а после неё долго не возвращается к исходной величине, это говорит о несоответствии физических нагрузок возможностям занимающихся. В этом случае необходимо изменить темп или протяжённость маршрута.

Дозированная ходьба усиливает венозный и лимфатический отток, снижает застойные явления во внутренних органах, тренирует физиологические механизмы, улучшающие кровообращение мозга, укрепляет центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат, нормализует обменные процессы. Все эти изменения весьма полезны для организма студентов.

Перед началом занятия необходимо измерить частоту сердечных сокращений и записать её в дневник самоконтроля. На протяжении занятия измерять пульс после выполнения наиболее интенсивных упражнений. В конце занятия также подсчитывается частота сердечных сокращений.

В комплексе профилактических мер заметное место должно отводиться лечебной дыхательной гимнастике.

С помощью физических упражнений необходимо добиться полноценного ритмичного дыхания, что способствует увеличению жизненной ёмкости лёгких, снижению частоты дыхания, а всё это способствует приспособлению организма к возрастающим нагрузкам. Выработка правильного дыхания при ходьбе улучшит трофические процессы в миокарде, способствует усилению кровообращения в органах, активизирует обмен веществ. Обучение правильному дыханию лучше начинать во время выполнения медленной ходьбы: на 2–4 шага глубокий вдох через нос, следующие 2 шага — задержка дыхания, далее на 2–4 шага — выдох.

Наиболее простой пробой для оценки и контроля функционального состояния ССС

— является подсчёт частоты сердечных сокращений в положении сидя после пяти минут отдыха за 1 минуту на запястье или сонной артерии:

— отличный показатель — если пульс ниже 60 ударов в минуту (уд/мин);

— хороший показатель — если пульс ниже 70 уд/мин;

— удовлетворительный показатель — если пульс ниже 80 уд/мин..

Применение физических упражнений даже в виде лечебной гимнастики противопоказано при следующих состояниях:

— при нарастании сердечно-сосудистой недостаточности, особенно левожелудочковой, остром миокардите, обострении ревмокардита;

— при тахикардии в покое, желудочковой экстрасистолии, мерцательной аритмии;

— наличие одышки в покое, а также цианоза и отёков.

Следует еще раз отметить, что те физические упражнения, к которым организм плохо адаптирован (почему они и представляют наибольшую опасность при передозировке), оказываются самыми ценными в условиях осторожного строго дозированного использования. Любые упражнения могут быть исключены на некоторое время, после чего они должны постепенно применяться по мере повышения функциональных возможностей студентов.

Таблица 1. Показания и противопоказания к средствам физической культуры при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
Упражнения, положительно влияющие на организм
Упражнения противопоказаны
1. Выполнение упражнений из положения лёжа, которые сопровождаются поочерёдным подниманием рук, ног.

2. Выполнение упражнений из положения сидя.

3. Рассеивание нагрузки на крупные мышцы туловища, чередование работы мышц (при выполнении упражнений в крупных суставах ограничивать максимальную амплитуду).

4. Чередование упражнений с элементами самомассажа конечностей (поглаживание, растирание, разминание в направлении от кончиков пальцев к центральной части конечности).

5. Кратковременные упражнения в потягивании — 15 сек. (руки через стороны вверх — вдох, вниз — выдох).

6. Дыхательные упражнения.

7. Дозированная ходьба (терренкур) 8. Закаливающие процедуры
1. Упражнения с задержкой дыхания, натуживанием.

2. Упражнения с резким изменением темпа движений.

3. Длительное статическое напряжение.

4. Резкие движения.

5. Ускорения.

6. Прыжки.

7. Резкие наклоны головы и туловища.
Классификация основных средств и методов

1.Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Дыхательная гимнастика Стрельниковой помогает при лечении многих болезней. Она благотворно влияет на весь организм в целом:
восстанавливает 
  • улучшает 
  • устраняет некоторые морфологические 
  • способствует рассасыванию 
  • расправляет сморщенные участки 
  • приводит в норму 
  • устраняет местные 
  • хорошо влияет на 
  • устраняет 
  • исправляет различные деформации 
  • восстанавливает нарушения болезни 
  • улучшает 
  • повышает тонус организма и его тонус.
    2. Дыхательная гимнастика Г. Чайлдерс

    3. ЛФК при атеросклерозе Атеросклероз является наиболее распространенным хроническим заболеванием сердечно-сосудистой системы, при котором характерно поражение стенок артерий, что приводит к сужению сосудов.

    Физические упражнения при атеросклерозе в первую очередь оказывают свое лечебное и положительное влияние на обмен веществ. Лечебная физкультура при атеросклерозе стимулирует деятельность нервной и эндокринной систем, которые регулируют все виды обмена веществ. Наблюдения за больными атеросклерозом и людьми пожилого возраста также говорят о том, как благоприятно воздействуют на организм различные виды мышечной деятельности. При повышении холестерина в крови, курс ЛФК при атеросклерозе, как правило, способствует его понижению до нормальных величин.

    Таким образом, специальные упражнения при атеросклерозе нормализуют обмен веществ в организме – понижают уровень холестерина и липидов в крови, уменьшают вес, улучшают работу органов дыхания и кровообращения, положительно влияют на деятельность нервной и эндокринной систем, органов желудочно-кишечного тракта (ликвидируют застойные явления в печени, желчном, пузыре и запоры) и выделение – почек, мочеточников, мочевого пузыря, а также препятствуют развитию мочекаменной и желчно-каменной болезней.


    Любое заболевание сердечно-сосудистой системы ведёт к выраженному снижению функций кровообращения. Регулярная физическая активность улучшает обмен веществ, кровоснабжение и питание сердечной мышцы. Кроме того, физические упражнения благотворно влияют на всю систему кровообращения, на состояние центральной нервной системы, двигательный аппарат, органы дыхания и внутренней секреции. Эффективность занятий зависит от правильности составления программы физической активности. При этом необходимо чётко решить вопрос о дозировании физической нагрузки.

    С помощью физических упражнений необходимо добиться полноценного ритмичного дыхания, что способствует увеличению жизненной ёмкости лёгких, снижению частоты дыхания, а всё это способствует приспособлению организма к возрастающим нагрузкам. Выработка правильного дыхания при ходьбе улучшит трофические процессы в миокарде, способствует усилению кровообращения в органах, активизирует обмен веществ.

    Горелов А.А., Румба О.Г., Богоева М.Д. Коррекция состояния здоровья студентов специальной медицинской группы с нарушениями сердечно-сосудистой системы на занятиях физической культурой // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта 2011 №3 c 37-41.
  • Балышева, Н.В. Укрепление здоровья студенток, имеющих нарушения сердечно-сосудистой системы, средствами дозированной оздоровительной ходьбы и бега : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Балышева Наталья Владимировна. – Белгород, 2010. – 234 с.
  • Дыхательная гимнастика по Стрельниковой / авт.-сост. Любовь Орлова. – М. : АСТ ; Минск : Харвест, 2009. – 144 с.
  • Пивнева, М.М. Коррекция функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов средствами оздоровительной аэробики / М.М. Пивнева, О.Г. Румба // Культура физическая и здоровье. – 2010. – Вып. 5 (30). – С. 60-65.
  • Усатов, А.Н. Самостоятельная физическая тренировка как средство повышения двигательной активности студенческой молодёжи : дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Усатов Александр Николаевич. – Белгород, 2010. – 160 с.
  • Васенков Н.В. Динамика состояния физического здоровья и физической подготовленности студентов // Теория и практика физической культур. – 2009. – № 5. – С. 91-92
  • Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 480с.
  • Лечебная физическая культура больных с ишемической болезнью сердца [Электронный ресурс] : методические рекомендации / ГОУ ВПО БГМУ, НИИ восстановительной медицины и курортологии, Институт последипломного образования, Кафедра восстановительной медицины и курортологии ; сост. Л. Т. Гильмутдинова [и др.]. - Электрон. текстовые дан. - Уфа : Изд-во БГМУ, 2009. - Режим доступа: http://library.bashgmu.ru/elibdoc\elib323.doc. - Загл. с титул. экрана. - Электрон. версия печ. публикации . - Б. ц.
  • Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. А. Епифанов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 568 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970430842.html

  • перейти в каталог файлов


    связь с админом