Главная страница
qrcode

Козюренко основы 792. 01 К59 От


НазваниеКозюренко основы 792. 01 К59 От
Дата07.04.2020
Размер0.68 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла1Theatresoundman.doc
ТипДокументы
#158874
страница3 из 14
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
§ 4

Функции условной музыки


38



равления Нины в декорациях преобладают зловещие темные тона.





бовь Яровая» Елисатов сообщает об убийстве полковника Кнутова.

общий эмоциональный фон. Когда идет взволнованная сцена, по-
строенная на диалоге, реплики передают только часть того, о чем
думают герои. Музыка же обнажает глубину их переживаний, уси-

Драматургически внутренний монолог возникает обычно после ка-
ких-то событий, когда герой, оставшись наедине с собой, оценивает

39

щей мизансценой.
льющейся музыки властно напоминают ей о задавленном чувстве.
«обходит» знакомые ему с детства комнаты. Медленно вращающая-
ся сцена зрительно иллюстрирует эти воспоминания, а музыка рас-


Через весь спектакль «Отелло» (Театр имени Моссовета) про-
ная о ее безупречной духовной чистоте... Яго обдумывает свои ко-

шинство музыкальных номеров построено на нарочито искаженных
на старая немецкая песенка «Ах, майн либер Аугустин», сочетаю-
ваны торжественные приветствия фанфар, как бы осмеянные визг-



такля как бы конструктивно цементируют спектакль, а использова-

40



завершенность эпизода, особенно в финалах, или, наоборот, неза-
па композицию как отдельных сцен, так и всего спектакля.

действии за сценой, с которым соприкасаются герои.
ствовать пронизывающий ветер, слепящий глаза снег, непролазные
ниями героев.

стра состав музыкальных инструментов или электроинструментов с

Таким образом, можно отметить, что условная музыка может!,

эмоционально усиливать монолог и диалог,

характеризовать действующих лиц,

41


обострять конфликт,

рассказывать о действии за сценой,

подчеркивать и усиливать фантастические и сказочные моменты
в сценическом действии.


§ 5


Чаще всего, однако, функции музыки многозначны, то есть любая
может в то же время эмоционально предвосхитить последующий

предъявляют к музыке каждая свои требования. Вместе с тем мож-




ственный всем видам искусства, состоит в использовании контраст-



момент эмоционально сильнее. В пьесе К. Тренева «Любовь Яро-
а беззаботный, легкий вальс, звучащий за сценой, создает иллюзию


спектакле одного из ленинградских театров «Без вести пропавшие».
На сером расплывчатом фоне — тень колючей проволоки фашист-

песню, потому что он любит жизнь, эта песня перед смертью, по-
моему, есть жизнеутверждение, сила жизни, в то время как что-то

ной и не явно контрастной. Такое ее соотношение с действием, ко-
торое можно назвать ассоциативным, нередко оказывается наиболее

43


ярче и полнее выявить и донести главную мысль, основную эмоцию

ко отдельной сцены, но и часто всего спектакля. Особенно ярко это
новную идею произведения.
так как она более свободна и самостоятельна и потому обладает,
сюжетная.



тический театр имени М. Горького) зритель, благодаря точно най-

туации. Эту тему, или мотив, обычно называют — лейттема, лейт-



44

пом устанавливается с момента появления данного персонажа или
ленные, желательные для него ассоциации зрителя. Каждое после-
нальное, ритмическое, тембровое) выражает изменения настроения,


В приведенном примере музыкальная тема следует за действую-
щим лицом, и каждый раз звучание ее меняется в зависимости от
происходящих событий и соответствующей перемены настроения.

Так, сюжетная музыка может дополнить характеристику образа

композиторов Н. Симонова и Ю. Прокофьева сопутствовала всем
выходы разных персонажей — старого деда, юного студента, а так-
же заполняла паузы во время перемены картин. Здесь лейтмотив
ветствующее настроение всех действующих лиц, выражал общую


образы.
45

Например, в спектакле «Оптимистическая трагедия» (БДТ име-





Глава II


сочинение оригинальной музыки или подбор готовых музыкаль-


су, по-своему трактует ее сверхзадачу. Имеют значение и особен-

димый элемент, помогать раскрытию идеи пьесы, оттенять образы


будет введена условная музыка, музыка от режиссера, — это мно-


47

ясняется личным вкусом постановщика, а не органической потреб-
ностью драматургии в дополнительном музыкальном оформлении.

ему поставить перед композитором и звукорежиссером определен-
музыкальными знаниями, решает музыкальное оформление только
такля рождается у режиссера в период его работы над пьесой и






ных его сценах — вопрос сугубо творческий, он решается режиссе-


ли композитора для написания оригинальной музыки либо необхо-
пример, танцевальную музыку подобрать, а остальные номера по-


кального оформления, который есть составная часть общего поста-
оформление с помощью подбора необходимых музыкальных номе-




1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов


связь с админом