Главная страница
qrcode

1.Основы теории государства. Лекция 1 Основные положения теории государства


НазваниеЛекция 1 Основные положения теории государства
Анкор1.Основы теории государства.pdf
Дата26.01.2018
Размер1.93 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1_Osnovy_teorii_gosudarstva.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипЛекция
#58287
Каталогid174469939

С этим файлом связано 57 файл(ов). Среди них: и ещё 47 файл(а).
Показать все связанные файлы

Лекция 1 Основные положения теории государства
План
Введение
1. Предмет и методология правоведения.
2. Теории происхождения государства
3. Понятие, сущность, функции и социальное назначение государства.
4. Типология государства
5. Механизм государства
6. Функции государства
7. Форма государства
8. Государство в политической системе общества
Заключение

Предмет правоведения –
общие закономерности развития и функционирования государства, права, государственно-правовых и связанными с ними явлений

Методология правоведения

Всеобщий метод

Общенаучные методы

Частно-научные методы

Специальные методы

Функции правоведения
Воспитательная
Идеологическая
Прогностическая
Гносеологическая
Онтологическая
Эвристическая
Методологическая

Теории происхождения государства и права
1. Теологическая
2. Договорная
3. Психологическая
4. Расовая
5. Ирригационная
6. Патриархальная
7. Насилия
8. Органическая
9. Инцеста
10.Историко-материалистическая

Характерные черты первобытного общества
Экономика общества
Основана на общественной собственности
Структура общества
Первобытное стадо
Род
Племя
Союз племён
Управление и власть
Общее собрание рода
(высший орган
Жрец
Общее собрание рода
(высший орган управления)
Старейшина рода
Вождь племени
Жрец
Нормативное регулирование
Обычаи
Нормы морали
Религиозные нормы
Табу
Мифы

Восточный
Западный
ОСНОВНЫЕ ПУТИ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ГОСУДАРСТВА

Основные способы образования права
1. Санкционирование государством социальным первобытного общества (обычаи, нормы морали, религиозных табу).
2. Издание специальных документов, содержащих юридические нормы (законом, указов, постановлений).
3. Создание правовых прецедентов судебными и административными органами в случаи отсутствия правовых норм, предназначенных для регулирования рассматриваемых конкретных жизненных случаев.

Государство – это политико- территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, издающая законы, взимающая налоги, выражающая волю и интересы господствующего класса, социальных групп или всего народа.

Сущность государства –
это главное свойство государства, которое определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.

Основные подходы к определению сущности государства:
1) классовый подход;
2) общесоциальный
(общечеловеческий) подход;
3) религиозный подход;
4) национальный подход;
5) расовый подход.

Государственная власть –
это разновидность социальной власти, носящая публичный, суверенный и универсальный характер, воплощающаяся в государственно-правовых институтах.

Формы осуществления государственной власти
1. Непосредственная реализация народом государственной власти (референдум, участие граждан в выборах, собрание граждан).
2. Реализация государственной власти через органы государства и местного самоуправления (правоустановительная, правоисполнительная, правоохранительная, договорная).

Типология государства – это классификация
(группировка государств по типам)

Тип государства – это совокупность сущностных признаков и свойств, присущих конкретной группе государств, характеризующих общие закономерности их организации, развития и функционирования.

Цивилизационный подход связан с возможностью отнесения государства к определённой цивилизации.
Однако неоднозначность , многоплановость «цивилизации» вызывает множественность критериев типовой классификации государств.

Основание (критерий) типологии:
1. географический;
2. динамика развития;
3. место и роль государства в обществе, социальной природе;
4. временной критерий;
5. направление развития;
6. уровень развития;
7. масштабный критерий.

Типы цивилизаций и государств географический
Южные
Северные
Средние

Динамика развития
Д
инамические
Статические Средние
обществе, социальной
Место и роль государства в обществе, социальной природе
Первичные
(государство является частью базиса –
египетская, ассиро- вавилонская шумерская, японская)
(западноевропейские, восточноевропейские,
Вторичные
(западноевропейские, восточноевропейские, североамериканские, латиноамериканские)

Временной критерий
Древние
Средневековые
Современные

Направление
Направление развития
Крестьянские
Промышленные
Научно- технические

УРОВЕНЬ
РАЗВИТИЯ
Доиндустриальные
Индустриальные
Постиндустриальные

Масштабный критерий
Локальные
(шумерская, эгейская, индийская)
Особые (Китайская, западноевропейские, восточноевропейские)
Всемирная
(охватывающая всё человечество)

Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно- экономической формации.

Типы общественно-экономических формаций:
1) рабовладельческая общественно- экономическая формация;
2) феодальная общественно- экономическая формация;
3) капиталистическая общественно- экономическая формация;
4) социалистическая общественно- экономическая формация.

Механизм государства - это система государственных органов и учреждений , посредством которых обеспечивается реализация функций государства.

Структурные элементы механизма государства:
1. государственный аппарат;
2. государственные учреждения;
3. государственные предприятия

Государственный аппарат - это основной, центральный элемент механизма государства, представляющий систему государственно- властных органов, осуществляющих управление и принуждение в обществе.

Президент
ОРГАНЫ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ
ОРГАНЫ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ
ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ
ВЛАСТИ
ОРГАНЫ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ
СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

Государственный орган – это структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое в установленном законом порядке, осуществляющее государственно- властную деятельность на определённой территории

Классификация государственных органов
1. По территориальному уровню.
2. По способам формирования.
3. По содержанию деятельности.
4. По правовым формам деятельности.
5. По характеру компетенции.
6. По срокам полномочий.
7. По времени осуществления функций.

Классификация
Классификация органов по территориальному уровню
Федеральные
Региональные

По способам формирования
Избираемые
Назначаемые

По содержанию деятельности
Законодательные
Исполнительные
Судебные
Надзорные

По правовым формам деятельности
Правотворческие
Правоисполнительные
Правоохранительные

По характеру
По характеру компетенции
Общей компетенции
Специальной
Специальной компетенции

По порядку осуществления
По порядку осуществления компетенции
Коллегиальны е
Единоличные

По срокам полномочий
Срочные
Бессрочные

По времени осуществления полномочий
Постоянные
Временные

Принципы организации и деятельности государственного аппарата:
1. демократизм;
2. законность;
3. приоритет прав и свобод личности;
4. разделение властей;
5. иерархичность;
6. сочетание выборности и назначаемости;
7. коллегиальность и единоначалие;
8. гласность;
9. научность;
10.профессионализм;
11.равный доступ к службе.

Функции государства –
это основные направления деятельности государства, выражающие его сущность и назначение в обществе.

Функции государства можно классифицировать по различным основаниям.
Существует несколько подходов:
1) выделяют внутренние и внешние;
2) постоянные и временные функции;
3) главные и производные и т. д.

Характеристика внутренних функций государства
:
1. налоговая;
2. социальная;
3. экологическая;
4. функция охраны правопорядка;
5. функция развития культуры, науки и образования.

Характеристика внешних функций государства:
1.функция обороны государства;
2.функция поддержания мира;
3.функции сотрудничества с другими государствами.

Формы осуществления функций государства – это однородная деятельность государственных органов, в рамках которой реализуются функции государства.

ФОРМЫ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ФУНКЦИЙ
ГОСУДАРСТВА
ПРАВОВЫЕ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
ФОРМЫ

Правовые формы осуществления функций государства носят строго регламентированный, юридический характер.

Различают следующие виды правовых форм осуществления функций государства:
1. правотворческая деятельность;
2. правоисполнительная деятельность;
3. правоохранительная деятельность.

Организационные формы осуществления функций государства –
это деятельность, которая не влечет юридических последствий.

Различают следующие виды организационных форм осуществления функций государства:
1. организационно- регламентирующая деятельность;
2. организационно-хозяйственная деятельность;
3. организационно-идеологическая деятельность.

Методы осуществления функций государства - это способы и приёмы, посредством которых государственные органы реализуют функции государства.

Методы осуществления функций государства:
1. УБЕЖДЕНИЕ;
2. ПРИНУЖДЕНИЕ;
3. ПООЩРЕНИЕ;
4. РЕКОМЕНДОВАНИЕ.

Форма государства – это организация политической власти в форме правления, государственного устройства и политического режима.

Элементы формы государства
ФОРМА
ПРАВЛЕНИЯ
ФОРМА
ГОСУДАРСТВЕННОГО
УСТРОЙСТВА
ФОРМА
ПОЛИТИЧЕСКОГО
РЕЖИМА

Форма правления – это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной власти в государстве, порядок образования высших государственных органов и их взаимоотношения с населением страны.

МОНАРХИЯ
РЕСПУБЛИКА
ВИДЫ ФОРМ
ПРАВЛЕНИЯ

Монархия – это форма правления, при которой верховная власть сосредоточена полностью или частично в руках единоличного главы государства и , как правило, передаётся по наследству.

Общие черты монархической формы правления:
1. во главе государства находиться монарх;
2. монарх приобретает власть по принципу престолонаследия;
3. монарх осуществляет власть бессрочно;
4. монарх не несёт юридической ответственности за свои политические действия.

Виды монархий
Неограниченная
Ограниченная
Конституционная
Сословно- представительная
Дуалистическая
Парламентская

Республика – это форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами государства, избираемыми на определённый срок и несущими ответственность перед населением страны.

Общие черты республиканской формы правления:
1. верховная власть осуществляется выборными органами (парламентом, президентом;
2. выборные органы избираются
(формируются) прямым либо косвенным способом;
3. полномочия высших представительных органов (парламента, президента) и высшего исполнительного органа ограничены законом сроком;
4. законодательство предусматривает юридическую и политическую ответственность главы государства и других должностных лиц.

Виды республик
Парламентская
Президентская
Смешанная

Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий политико-территориальное устройства государства, обуславливающие особенности взаимоотношения между центральными и местными властями.

Виды форм государственного устройства
Унитарное государство
Федеративное государство
Конфедерация

Унитарное государство – это единое, цельное государство, состоящие из административно- территориальных образований
(области, округа, города, районы), которые подчинены центральным органам власти.

Федеративное государство
- это сложное государство, состоящие из структурных образований, обладающих значительной степенью самостоятельности.

Конфедерация – это временный союз суверенных государств, создаваемый на договорной основе для решения вопросов военного, политического, экономического и иного характера.

Политический режим –
это совокупность средств и способов осуществления государственной власти, выражающих её содержание и характер.

Виды политических режимов
Демократический режим
Антидемократический режим

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РЕЖИМА:
1) Народовластие, т.е. признание народа единственным источником власти в государстве.
2) Гарантированность провозглашённых прав и свобод человека и гражданина.
3) Осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей.

4) Гласность в деятельности органов государственной власти.
5) Обеспечение верховенства правового закона, прочной законности и правопорядка.
6) Признание многообразия форм собственности.
7) Принятие решений большинством с учётом интересов мнения меньшинства.
8) Политический плюрализм, в том числе многопартийность, наличие реальной оппозиции.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКОГО
РЕЖИМА:
1) Господство одной политической партии или движения.
2) Господство одной официальной идеологии.
3) Господство одной формы собственности.

4) Сведение к минимуму или ликвидация политических прав и свобод гражданин.
5) Резкое расслоение населения по сословным, кастовым или иным признакам.
6) Низкий экономический уровень обеспеченности основных слоёв населения.
7) Акцент на карательные меры и принуждение.

Виды демократического режима
Либерально- демократический режим
Консервативно- демократический режим

Виды антидемократического режима
Авторитарный
Авторитарный режим
Фашистский режим
Тоталитарный режим

Политическая система общества – это система государственных и негосударственных институтов, а также иных компонентов социальной жизни, осуществляющих политическую власть либо влияющих на её осуществление.

Свойства государства, обуславливающие его особое место и роль в политической системе общества:
1) выступает официальным представителем всего общества;
2) определяет основные направления развития и функционирования всего общества
3)обладает суверенитетом, т.е.
Верховенством и независимостью от любой другой власти;

4) выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны;
5) устанавливает правила, обязательные для всех субъектов права, в том числе и субъектов политической деятельности;
6) располагает специальным аппаратом принуждения, обеспечивающим выполнение его обязательных велений;
7) Выступает гарантом реализации правовых норм, в том числе и устанавливающих права и свободы личности.

Воздействие государства на общественные объединения
Государство объединений
Государство устанавливает правовой режим организации и деятельности общественных объединений
Государство осуществляет регистрацию общественных объединений
Государство объединений
Государство осуществляет надзор и контроль за деятельностью общественных объединений
Государство принимает нормы и предписания
Государство принимает предусмотренные законом меры к общественным объединениям, нарушающим правовые нормы и предписания

Формы взаимодействия государства и общественных объединений:
1) информирование государством общественных объединений о состоянии дел в различных сферах общественной деятельности, деятельности государственных органов, принимаемых ими решениях;
2) совместная деятельность государства и общественных объединений в решении политических, экономических и социально значимых проблем;
3) привлечение общественных объединений к подготовке законов и подзаконных нормативно правовых актов, их экспертизе, изучению общественного мнения о действующих нормативно правовых актах.

Общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В
РОССИИ
1. Общественная организация
2. Общественное движение
3. Общественный фонд
4. Общественное учреждение
5. Орган общественной самодеятельности
6. Политическая партия

Общественная организация –
это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение – это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественный фонд – это один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещённых законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели.

Общественное учреждение - это не имеющее членства общественное объединение, ставящие своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставных целей указанного объединения.

Орган общественной самодеятельности –
это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учёбы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализации программ орана общественной самодеятельности по месту его создания.

Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ:
1. по организационно-правовой форме;
2. по территориальной сфере деятельности;
3. по условиям членства;
4. по сфере социальной деятельности;
5. по социальному значению;
6. по социально-правовому статусу;
7. по числу членов;
8. по внутренней структуре.

ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ
ФОРМЕ
1. Общественная организация
2. Общественное движение
3. Общественный фонд
4. Общественное учреждение
5. Орган общественной самодеятельности
6. Политическая партия

ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ
СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) Международные
2) Общероссийские
3) Межрегиональные
4) Региональные
5)Местные

ПО УСЛОВИЯМ
ЧЛЕНСТВА
1.Основанные на членстве
2.Не имеющие членства

ПО СФЕРЕ
СОЦИАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Политические
2. Экономические
3. Экологические

ПО СОЦИАЛЬНОМУ
ЗНАЧЕНИЮ
1.Прогрессивные
2.Консервативные
3.Реакционные

ПО СОЦИАЛЬНО-
ПРАВОВОМУ
СТАТУСУ
1.Легальные
2.Нелегальные

ПО ЧИСЛУ ЧЛЕНОВ
1. Малые
2. Средние
3. Массовые

ПО ВНУТРЕННЕЙ
СТРУКТУРЕ
1.Централизованные
2.Нецентрализованные

ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА
НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ
1) Государство определяет правовой статус и правовой режим деятельности политических партий.
2) Государство осуществляет регистрацию политических партий

3) Государство регламентирует участие политических партий в выборах и референдумах
4) Государство осуществляет контроль за деятельностью политических партий
5) Государство принимает предусмотренные законом меры к политическим партиям, нарушающим правовые нормы и предписания

Формы взаимодействия государства и политических партий
1.Участие политических партий в формировании представительных органов власти (выборах и референдумах).
2.Участие политических партий в формировании политического курса государства.
3.Влияние политических партий на законотворческие и правотворческие процессы.
4.Контроль политических партий за деятельность государственных органов.

Классификация политических партий
ПО
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ
ОРИЕНТАЦИИ
ПО
ИСПОЛЬЗУЕМЫМ
МЕТОДАМ
ПО
ПРЕДСТАВИТЕЛЬС
ТВУ В ВЫСШИХ
ГОСУДАРСТВЕННЫ
Х ОРГАНАХ
ВЛАСТИ
ПО СОЦИАЛЬНОМУ
СОСТАВУ
ПО СОСТАВУ

Классификация партий по идеологической ориентации
Либеральные
Коммунистические
Национально- патриотические
Консервативные
Социалистические
Религиозные

По используемым методам
Левые
Центристские
Правые

По социальному признаку
Классовые
Межклассовые

ПО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВУ
В ВЫСШИХ ОРГАНАХ
ВЛАСТИ
ПРАВЯЩИЕ
ОППОЗИЦИОННЫЕ

По составу
Кадровые
(малочисленные)
Массовые

Правовое государство – это государство , в котором верховенством обладают правовые законы, власть осуществляется по принципу разделения на законодательную, исполнительную и судебную, гарантируются права и свободы человека и гражданина, обеспечивается взаимная ответственность государства и личности.

Условия формирования правового государства
Высокоразвитая стабильная экономическая система, обеспечивающая высокий уровень благосостояния общества
Развитая правовая система общества, обеспечивающая успешное осуществление правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной деятельности
Стабильная демократическая гражданского общества
Стабильная демократическая политическая система, обеспечивающая успешное функционирование государственных и негосударственных институтов, в том числе институтов гражданского общества
Развитая духовно-культурная система, обеспечивающая успешное функционирование экономической, политической и правовой систем общества

Гражданское общество – это независимое от государства, но взаимодействующее с ним общество, в котором гражданам и их объединениям гарантируется свободный выбор отношений, обеспечивающий реализацию их экономических, политических, правовых, духовно-культурных и иных интересов.

Структура гражданского общества – это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его социальных, экономических, политических, духовно- культурных, информационных элементов.

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
1. Социальные элементы
2. Экономические элементы
3. Политические элементы
4. Духовно-культурные элементы
5. Информационные элементы

Спасибо за внимание

Лекция 2 Основные положения теории права
План
Введение
1. Понятие, сущность, права. Источники права
2. Механизм правового регулирования
3. Нормы права. Система права. Правовые отношения
4. Правомерное поведение. Правонарушения
5. Юридическая ответственность
6. Личность, право, государство. Гражданское общество
7. Правовые системы современности
Заключение

Основные концепции понимания права
Социологическая концепция
Философская концепция
Нормативистская концепция
Психологическая концепция

Право – это система общеобязательных, формально определенных, гарантированных государством норм, выражающих в возведённую в закон волю классов, социальных групп или всего народа и выступающих в качестве регулятора общественных отношений.

Сущность права – это главное свойство права, которое определяет его содержание и социальное назначение в обществе

Основные подходы к определению
Классовый подход
Общесоциальный подход

Принципы права - это основные, руководящие начала права, выражающие наиболее важные черты его содержания.

Классификация принципов права
Общеправовые принципы
Межотраслевые принципы
Отраслевые принципы

Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отношения, выражающие его сущность и назначение в обществе.

Система функций права
Общеправовые функции
Межотраслевые функции
Отраслевые функции
Функции правовых институтов
Функции правовых норм

Классификация функций права
Внутренние
(собственно юридические) функции
(социальные)
Внешние
(социальные) функции

Внутренние функции
Внутренние функции права
Основные
Основные собственно юридические функции
Неосновные
Неосновные собственно юридические функции

Внешние
(социальные функции) права
Основные социальные функции права
Неосновные социальные функции права

Основные собственно юридические функции права
Регулятивная функция
Охранительная функция

Неосновные собственно юридические функции
Компенсационная функция
Ограничительная функция
Восстановительная функция

Основные социальные функции права
Экономическая функция
Политическая функция
Воспитательная функция

Неосновные социальные функции права
Экологическая функция
Социальная функция
Информационная функция

Источники (формы) права – это способы закрепления правовых норм в официально признаваемых государством документах.

В правовой системе различают следующие источники права:
1. правовой обычай;
2. правовой прецедент;
3. нормативный договор;
4. нормативно-правовой акт.
5. общие принципы права;
6. правовая доктрина;
7. религиозные нормы.

Нормативно-правовой акт – это выраженное в письменной форме решение компетентного органа, в котором содержится норма права.

Классификация нормативно- правовых актов юридической
По юридической силе
По сфере действия
По издающим субъектам

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на две группы:
1. законы
2. подзаконные акты.

Закон – это акт представительного органа власти, изданный в установленном порядке, регламентирующий важнейшие общественные отношения и имеющий высшую юридическую силу.

Виды законов
Виды законов
По объёму
По объёму регулирования
По предмету
По предмету регулирования
По юридической силе
По территориальному уровню
По степени систематизации
По субъектам
По субъектам принятия
По характеру
По характеру
По сроку действия
По сроку действия

Остальные нормативные акты
(НПА) издаются на основе и во исполнение закона – подзаконные акты.

Классификация актов
Классификация подзаконных нормативно-правовых актов
По
По характеру
По сроку
По сроку действия
По принятия
По субъектам принятия
По территориальному уровню
По территориальному уровню

Действие любого нормативного акта начинается с момента вступления его в силу, а прекращается – с момента утраты им юридической силы.

Момент вступления нормативно- правового акта в силу может определяться следующими способами:
1. датой принятия или утверждения;
2. датой опубликования;
3. датой, указанной в самом акте;
4. датой ознакомления компетентного лица с актом
(нормативные акты служебного пользования).

Момент утраты юридической силы нормативного акта может определяться:
1. истечением срока действия акта, указанного в самом акте;
2. прямой отменой действующего акта другим актом;
3. введением нового нормативного акта, устанавливающего в данной области новые правила поведения.

Обратная сила закона
(НПА) – это распространение действия закона (нормативно- правового акта) на отношения, возникшие до его принятия и вступившие в силу.

Механизм правового регулирования – это система средств с помощью которых осуществляется результативное правовое регулирование общественных отношений.

Элементы регулирования
Элементы механизма правового регулирования
Акты обязанностей
Акты реализации прав и обязанностей
Акты применения права
Норма права
Правоотношение

Виды правового регулирования
Виды правового регулирования
Нормативное регулирование
Индивидуально е регулирование
Властное
Автономное

Способы правового регулирования

Основополагание

Запрет

Обязывание

Дозволение

Рекомендование

Поощрение

Наказывание

Типы правового регулирования
Общедозволительный
Общедозволительный тип правового регулирования
Разрешительный
Разрешительный тип правового регулирования

Методы правового регулирования
Централизованное
Централизованное регулирование
Децентрализованное
Децентрализованное регулирование

Норма права – это общеобязательное, формально определённое, исходящие от компетентных субъектов и охраняемое государством правовое предписание, направленное на регулирование общественных отношений.

Структурные элементы нормы права
Гипотеза
Диспозиция
Санкция

Гипотеза - это часть правовой нормы, указывающая на конкретные жизненные обстоятельства, с наличием или отсутствием которых связывается реализация нормы

Диспозиция - это часть правовой нормы, содержащая предписание, правило поведения, которому должны следовать участники правовых отношений.

Санкция - это часть правовой нормы, указывающая на правовые последствия, возникающие в результате нарушения или соблюдения диспрозии и наступления обстоятельств (условий) указанных в гипотезе

Система права это взятая в единстве совокупность всех норм права, поделённых на правовые институты, подотрасли и отрасли в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими отношений. Она обусловлена характером, спецификой и взаимными связями тех общественных отношений, которые складываются в реальной жизни.

Структурные элементы системы права
Подотрасль права
Отрасль права
Норма права
Институт права

Норма права – это первичный элемент системы права, закрепляющий общие предписания права, определяющий правила поведения, меры защиты субъективного права и меры ответственности за правонарушения.

Институт права – это совокупность норм права, составляющая часть отросли права, регулирующая определённый вид сходных общественных отношений. В каждой отрасли права выделяют множество правовых институтов.
Например, в гражданском праве –
институты купли-продажи, аренды, займа и др.

Подотрасль права - это совокупность норм права, составляющая обособленную часть отросли права, регулирующая однородную группу общественных отношений. Они выделяются в составе отдельных, а не всех отраслей права. В составе конституционного права выделяется такая подотрасль, как избирательное право, в составе гражданского права –
авторское и наследственное право.

Отрасль права - это совокупность норм права, образующая обособленную часть системы права, регулирующая обособленную сферу общественных отношений. В системе российского права выделяется множество отраслей права, в том числе конституционное право, гражданское право, административное право, финансовое право, уголовное право.

Основаниями деления системы права на отрасли является:
Предмет правового регулирования
Метод правового регулирования

Предмет правового регулирования – это качественно однородная группа общественных отношений, подвергающихся воздействию посредством права.

СТРУКТУРА ПРЕДМЕТА
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Субъекты общественных отношений
Объекты регулируемых общественных отношений
Социальные факты, вызывающие возникновение или прекращение общественных отношений
Практическая деятельность участников общественных отношений

Метод правового регулирования –
специфический, наиболее рациональный способ воздействия на общественные отношения.

СТРУКТУРА МЕТОДА ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
Установление границ регулируемых общественных отношений
Издание нормативных правовых актов, закрепляющих права и обязанности участников общественных отношений
Наделение участников общественных отношений правоспособностью и дееспособностью, позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения
Определение мер юридической ответственности участников отношений на случай нарушения ими правовых предписаний

Виды методов правового регулирования
Императивный метод
Диспозитивный метод

К публичному праву относят нормы, институты, отрасли, регулирующие отношения человека с властью в интересах государства. Личности
«навязывается» строго определенное поведение
(основной метод –
императивный).

К частному праву относят нормы, институты, отрасли, регулирующие отношения субъектов между собой
(основной метод –
диспозитивный).

Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное правовой нормой и охраняемое государством, участники которого обладают взаимными правами и обязанностями.

Субъект правоотношения –
это одна из сторон правоотношения (их всегда не менее двух), обладающих субъективным право м и (или) юридической обязанностью.

Виды субъектов правоотношений
Индивидуальные субъекты
Коллективные субъекты
Публично- правовые образования

Элементы правосубъектности
Правоспособность
Дееспособность
Деликтоспособность

Элементы содержания правоотношения
Субъективное право
Юридическая обязанность

Субъективное право –
это закреплённая законом мера возможного поведения субъекта, гарантированная государством.

Элементы субъективного права
Право на собственные действия
Право требования
Право притязания

Юридическая обязанность – это закреплённая законом мера должного поведения субъекта, от которого он не может.

Элементы юридической обязанности
Обязанность воздержаться от совершения запрещённых действий
Обязанность совершать определённые действия
Обязанность нести ответственность за свои действия

Объект правоотношения – это то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности сторон.

Материальные блага
Нематериальные блага
Продукты творчества
Поведение участников правоотношений
ВИДЫ
ОБЪЕКТОВ
ПРАВООТНО-
ШЕНИЙ

Классификация правоотношений
По отраслям права
По содержанию
В зависимости от реализации публичных
В зависимости от реализации публичных и частных интересов
По функциям права
По степени конкретизации
По степени конкретизации субъекта
В зависимости от количества участвующих сторон
В зависимости от участников
В зависимости от реализуемых прав и обязанностей участников

Юридический факт - это конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Классификация юридических фактов по волевому критерию
События
Действия

Виды событий
По протяженности
По характеру последствий
По происхождению
По повторяемости
по юридической
Виды действий по юридической природе
Правомерные действия
Неправомерные
Неправомерные действия

Виды правомерных действий
По субъекту
По способу совершения
По юридической направленности
По отраслевой принадлежности

Виды действий
Виды неправомерных действий
По степени общественной опасности
По степени общественной опасности
По субъекту

Классификация юридических фактов
Правообразующие факты
Правоизменяющие факты
Правопрекращающие факты

Сложный юридический факт –
это юридический факт, который состоит из нескольких значимых сторон (признаков)
Например, факт правонарушение он состоит из элементов объективного и субъективного характера.

Фактический состав – это совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения, изменения или прекращения правоотношения.
Например, для возникновения пенсионного правоотношения необходимо:
1) достижение лицом установленного законом возраста; 2) наличие трудового стажа; 3) предоставление предусмотренных документов; 4) принятие компетентным органом решения о назначении пенсии.

Правовая презумпция
- это предположение о наличии или отсутствии юридических фактов.

Классификация презумпций в праве
По сфере действия
По сфере действия
Общеправовые
Межотраслевые институтов
Общеправовые презумпции
Межотраслевые презумпции
Отраслевые презумпции
Презумпции правовых институтов
По возможности опровержения
Неопровержимые
Опровержимые презумпции
Неопровержимые презумпции
По роли в правовом регулировании
Процессуальные
Материальные презумпции
Процессуальные презумпции

Правомерное поведение – это сознательно-волевое поведение дееспособной личности, объективно приносящее пользу обществу, соответствующее праву и влекущее позитивные правовые последствия.

Состав правомерного поведения – это совокупность элементов правомерного поведения: субъекта, субъективной стороны, объективной стороны, объекта.

Элементы состава поведения
Элементы состава правомерного поведения
Объект правомерного поведения
Субъективная сторона правомерного поведения
Объективная сторона правомерного поведения
Субъект правомерного поведения

ВИДЫ
ПРАВОМЕРНОГО
ПОВЕДЕНИЯ
По субъектам
По отраслям права
По степени социальной
По степени социальной значимости
По мотивам
По форме проявления
По формам реализации
По формам реализации права

Правонарушение – это опасное противоправное виновное наказуемое деяние деликтоспособного лица, наносящие вред обществу.

Элементы состава правонарушения
Объект правонарушения
Субъективная сторона правонарушения
Объективная сторона правонарушения
Субъект правонарушения

Виды объектов правонарушения
Общий объект
Общий объект
Родовой объект
Родовой объект
Непосредственный
Непосредственный объект

Элементы правонарушения
Элементы объективной стороны правонарушения
Деяние
Последствие
Причинно- последствием
Причинно- следственная связь между деянием и наступившим последствием

Элементы
Элементы субъективной стороны правонарушения
Вина Мотив
Цель

Виды субъектов правонарушения
Физические
Физические лица
Юридические
Юридические лица
Публично- правовые образования

Виды правонарушений
По сфере обществен ной жизни юридической
По видам юридической деятельности
По форме вины
По отраслям права
По степени
По степени общественной опасности

Морально- нравственные причины
Экономические причины
Биологические причины
Социальные причины
Политические причины
Виды причин правонарушений
Организационные причины
Правовые причины

Причины правонарушений –
это совокупность обстоятельств объективного и субъективного характера, порождающих противоправное поведение субъектов права.

Юридическая ответственность - это разновидность социальной ответственности, опосредованная правовыми нормами, предусматривающими меры государственно-принудительного воздействия за совершённые правонарушения, возлагаемая компетентными субъектами в процедурно-процессуальной форме путём вынесение правоприменительного акта.

Основания юридической ответственности
Нормативное основание
Фактическое основание
Индивидуально- правовое основание

Цели юридической ответственности
Предупреждение совершения новых правонарушений
(общая и частная превенция)
Возобновление правопорядка
Наказание правонарушителя
Исправление правонарушителя

Функции юридической ответственности
Карательная функция
Воспитательная функция
Правовосстановительная функция
Превентивная функция

Принципы юридической ответственности
1. Законности
2. Обоснованности
3. Неотвратимости
4. Справедливости
5. Гуманизма
6. Своевременности

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
По порядку возложения
По субъектам, возлагающим ответственность
По отраслям права
По содержанию санкций

Недостижение лицом установленного законом возраста
Недееспособность лица
Казус, т.е. деяние совершённое без вины
Крайняя необходимость
Исполнение приказа или распоряжения
Обоснованный риск
Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление
Невменяемость лица, совершившего деяние
Непреодолимая сила
Необходимая оборона
Физическое или психическое принуждение
Малозначительность деяния

ОСНОВАНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ЮРИДИЧЕСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Деятельное раскаяние
Примирение с потерпевшим
Изменение обстановки, повлекшее исключение общественной опасности лица и совершённого им деяния
Истечение сроков давности
Малозначительность поступка
Амнистия
Помилование

Правовой статус личности –
это совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми обладает личность в соответствии с нормами международного и внутригосударственного права.

Элементы правового статуса личности
Основные права и обязанности личности
Правосубъектность личности
Гражданство

Основные права, свободы и обязанности личности – это закреплённые в конституции права, свободы и обязанности человека и гражданина, гарантированные государством.

Правосубъектность
- это способность человека быть субъектом права

Правосубъектность личности
Правоспособность личности
Дееспособность личности
Деликтоспособность личности

Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства личности, её основных прав и свобод.

Виды правового статуса личности
Международный личности
Международный правовой статус личности
Конституционный личности
Конституционный правовой статус личности
Отраслевой
Отраслевой статус личности
Специальный
Специальный правовой статус личности
Индивидуальный личности
Индивидуальный правовой статус личности

Принципы правового статуса личности - это признаваемые и охраняемые правом, государством основные идеи и руководящие начала, в соответствии с которыми осуществляется использование прав и свобод человека, исполнение его обязанностей.

Принципы правового статуса личности
Реализация прав, равноправия
Реализация прав, свобод и обязанностей человека на основе равноправия
Гарантированность прав и свобод человека
Каждый человек обладает не только правами, свободами, но и обязанностями
Неотъемлемость прав и свобод человека, недопустимость их ограничения

Основные права и свободы личности - это составляющие ядро правового статуса неотчуждаемые, неотъемлемые и принадлежащие каждому от рождения права и свободы, закреплённые в конституции и гарантируемые государством.

Виды основных прав и свобод личности
Личные права и свободы политические
Гражданские политические права и свободы
Экономические, социальное и культурные права и свободы

Личные права и свободы личности, обеспечивающие автономию и самоопределение личности, приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров её развития.

К ним относятся:
1. право на жизнь;
2. право на свободу и личную неприкосновенность;
3. право на неприкосновенность частной жизни. личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени;
4. право определять и указывать национальную принадлежность;
5. право свободно передвигаться, выбирать место жительства;
6. свобода совести, свобода вероисповедания;
7. свобода мысли и слова;
8. и другие

Основные обязанности личности - это закреплённая в конституции обязанности человека и гражданина, гарантированные государством.

Механизм защиты прав человека – это система юридических способов защиты прав и свобод человека.

Внутригосударственные человека
Внутригосударственные механизмы защиты прав человека
Судебная защита прав человека
Защита прав человека посредством обращения в органы прокуратуры
Защита прав посредством обращения к вышестоящим должностным лицам
Защита прав человека посредством обращения к Уполномоченному по правам человека
Международные человека
Международные механизмы защиты прав человека
Деятельность Комиссии
ООН по правам человека
Деятельность
Верховного комиссара
ООН по правам человека
Деятельность Комитета
ООН по правам человека и по правам ребёнка
Деятельность
Европейского Суда по правам человека

Национальная правовая система –это исторически сложившаяся совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в каждом отдельном государстве.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, имеющие общие исторические корни и характеризующихся общностью источников права, правовых терминов, принципов, структуры права.

Правовые семьи
Правовые семьи
Романо- германская
Англосаксонская
Мусульманская

Спасибо за внимание

перейти в каталог файлов


связь с админом