Главная страница
qrcode

Шохин_Брубейкер_Язык_религия_политика_различия. Лекция Роджерса Брубейкера


Скачать 157.29 Kb.
НазваниеЛекция Роджерса Брубейкера
АнкорШохин Брубейкер Язык религия политика различия.pdf
Дата23.01.2018
Размер157.29 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаShokhin_Brubeyker_Yazyk_religia_politika_razlichia.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипЛекция
#57838
Каталогpax_christiana

С этим файлом связано 24 файл(ов). Среди них: Yazyk_arabo-khristianskoy_kultury_v_textakh-Lebedev_V_V__Tyurina, Creating_and_Refining_Boundaries__Church_Split.pdf, FILIPINO_VILLAGE_IN_SOUTH_KOREA.pdf, End_of_the_line_for_the_Johannesburg_church_tha.pdf, Shokhin_Brubeyker_Yazyk_religia_politika_razlichia.pdf, Tezisy_RiV_2014.pdf, Istoria_very_i_religioznykh_idey_T3_Mircha_Eliade.pdf, Mission_Networks_and_the_African_Diaspora_in_Br.pdf, Khristianskie_karikatury.pdf, Levin_Brubeyker_Yazyk_religia_politika_razlichia.pdf и ещё 14 файл(а).
Показать все связанные файлы

ЯЗЫК, РЕЛИГИЯ И
ПОЛИТИКА РАЗЛИЧИЯ
лекция Роджерса Брубейкера
Европейский Университет, 16 мая 2014 г.
Тезис Брубейкера можно свести к тому, что модель либерального (и секулярного) госу- дарства пришла к гегемонии чуть ли не по всему свету. В этом контексте сравнивая политичес- кие практики различия и идентичности и групповые конфликты, он утверждает, что религиозные вопросы деполитизируются (приватизируются), языковые же остаются неизбежными. Так как язык - необходимый инструмент коммуникации и публичного пространства, приватизировать его полностью нельзя. При этом конфликтность языковых вопросов действительно очень актуальна – владение доминирующим на территории той или иной политии языком, является необходи-мым для интеграции в гражданское общество и даже для получения конкретных прав.
Интересно то, что выход лингвистической политики на первый план связано именно со снятием с повестки дня (agenda) религиозных вопросов (а также других проблем связанных с существованием групп основанных на “worldview”). В либеральном секуляризованном государ- стве, эти проблемы ни много ни мало «решены», так как само появление либерализма и соот- ветствующей ему модели государства вызвано необходимостью объединить людей с «фунда- ментально различным мировоззрением». Теократические элементы и политико-теологические в ряде стран (особенно Исламских) объясняются использованием религиозных символов в национальных идеологиях. Национальное государство в любом случае хоть отчасти либераль- ное. Значит и для их публичной политики должно быть справедливым вытеснение религиозной повестки лингвистической.
Брубейкер как исследователь опирается на походы дискурсивного и фреймового анали- за. Интересно сравнить поэтому его с такой яркой представительницей дискурсивного анализа, как Шанталь Муфф. Она предлагает идею агонической демократии, как альтернативу статичной либеральной модели, в которой все получают равные права, и никакой проблемы кроме вклю- чения в союз полно-правных тех кто ещё туда не попал у либеральной политии не остается.
История гражданского общества к.XIX-XX вв. – история обнаружения в политическом поле новых неполноправных групп – женщин, отлученных от демократии за бедность классов, чер- ных, наконец, гомосексуалистов. Когда неполноправные закончились, начались девальвация
«политического», кризис социальной политики, публичных пространств, «брежневизация» элит и целый сложный комплекс проблем и тенденций, определивших габитус нашего дня. Гегемония либеральной модели, по мнению Муфф, в сегодняшней ситуации угрожает демократии - учас- тие в по-литическом процессе большинства акторов ограничено рамками пассивного консен- суса. Опираясь на традиции гражданского республиканизма, пост-марксизма (Негри, Хардт), и правой критики либерализма (Шмитт), она противопоставляет пассивному, «пост-политичес- кому» консенсусу конфликтный консенсус, диссенсус. Как она объясняет, демократию нельзя рассматривать лишь как агрегацию частных интересов либо компромисс в поисках общего блага (агрегативная и совещательная модели). Ссылаясь на Майкл Оукшота, Муфф напомина- ет, что «авторитет политических институтов зависит не от согласия, а от постоянного подтвержде- ния cives своего обязательства подчиняться условиям, установленным в res publica».
Следовательно, дело не в рациональном обосновании, а в наличии демократических форм
studia «Pax Christiana»
зрения - как демократии обсуждения, так и агрегативной демократии — упускают из виду важ- ный элемент, предполагающий, что в обеспечении преданности демократическим ценностям решающую роль играют страсти и аффекты».
Чтобы демократическое государство вообще существовало, некий минимальный набор политических ценностей должен пользоваться этой разделяемой преданностью со стороны чле- нов политии. Это само по себе проблематично: «Произошло распространение крайних форм индивидуализма, угрожающих самому общественному устройству. С другой стороны, лишенные возможности идентификации с полноценными представлениями о гражданстве, многие люди все чаще стали искать иные формы коллективной идентификации, зачастую способные поста- вить под угрозу гражданские узы, которые должны объединять демократическую политическую общность».
Более того, даже разделяемые ценности, все равно, подвергаются соперничающим ин- терпретациям. Важной для Муфф является идея о непреодолимости антагонизма. Антагонизм либо делает невозможным сосуществование в рамках одной политии, либо преобразуется в агонизм. «Демократическая политика — это не та, при которой окончательно установившийся народ осуществляет свое правление. Момент правления неразрывно связан с самой борьбой за определение народа, за установление его идентичности. Однако такая идентичность никогда не может быть окончательно установлена и существует только в виде множества соперничаю- щих форм идентификации». В то время как для Брубейкера эта проблема политического народа и идентичности субъекта демократической политии, заведомо решена, и предметом политичес- кого конфликта оказываются лишь неизбежные или необходимые культурные аспекты – как языковой плюрализм.
Муфф не ставит вопроса о политизации религиозных ценностей и институтов (на тот мо- мент обсуждения, который доступен в последних русскоязычных публикациях). Но в контексте её обращения к passion, «страсти», эмоциональной наполненности лояльности, это было бы вполне оправданным. Тем более, что, хотя Муфф и рассматривает в качестве основного локуса политического национальное либеральное государство, но обращается и к «новому федерализ- му» Массимо Каччиари («Появится множество форм демоса, некоторые ниже, а некоторые вы- ше уровня национального государства. Этот подход … умножает формы демоса… идея народно- го суверенитета может быть сформулирована заново в контексте глобализации»), к идеям аль- терглобалистов. Религиозные сообщества и корпорации вполне могут (и собственно делают это) быть как локусами политической лояльности, так и участниками агона на различных (глобаль- ных, национальных, локальных) уровнях формирования политического.
Все это хорошо видно на примере «политического Ислама». Но так же и на Западе, есть открытые возможности для этого. Уильям Кававно демонстрирует как местные католические сообщества в США и Латинской Америке задействовали ресурсы евхаристической идентич- ности и христианского корпоративизма, как для решения социальных проблем, не решаемых эффективно бюрократией либерального государства, так и для борьбы с самим государствен- ным произволом. Пример с Чили интересен особенно тем, что Церковь или сами религиозные ценности не просто мобилизовали людей на какие-то действия. Речь шла об отлучении участ- ников похищений и пыток, что по мнению Кавано, заставило заступить Corpus Christi на место атомизированного политикой террора body politic. Все это заставляет возвращаться к вопро- сам, о лояльности, суверенитета, авторитета, легитимности и границах политического народа.
Их невозможно ограничить обсуждениями технических проблем сосуществования культурных групп, вроде воспроизводства лингвистических групп и лингвистического плюрализма.
Автор текста - Арсений Шохин,
аспирант кафедры истории славянских и балканских стран
Исторического факультета СПбГУ, член академической студии
«Pax Christiana»

перейти в каталог файлов


связь с админом