Главная страница
qrcode

Брайчевская Е.А., Колединский Л.В. Древнерусская мужская свита_уникальная находка XII-XIII вв. из Витебска_. Матэрыялы па археолог Беларусi 3, Мiнск, 2001. стр


НазваниеМатэрыялы па археолог Беларусi 3, Мiнск, 2001. стр
АнкорБрайчевская Е.А., Колединский Л.В. Древнерусская мужская свита уникальная находка XII-XIII вв. из Витебска .pdf
Дата05.02.2017
Формат файлаpdf
Имя файлаBraychevskaya_E_A__Koledinskiy_L_V_Drevnerusskaya_muzhskaya_svit
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#35615
Каталогreenactors

С этим файлом связано 19 файл(ов). Среди них: Dover_Buckland_AngloSaxon_Cemetery.pdf, The_man_from_Voll.pdf, Die_schatzfunde_Gotlands_der_Wikingerzeit.rar, Sedov_V_V_-_Slavyane_v_drevnosti_tom_2_-_1995.pdf, Drevn_znaki_i_simvyuyu_vostochnoslav_plemen_Rossii.pdf, Sedov_V_V_Odezhda_vostochnykh_slavyan_VI-IX_vv_Drevnyaya_odezhda, KAUPANG-FUNNENE_C_Blindheim.zip, Falsifikatsia_istoricheskikh_istochnikov_-_2011.pdf и ещё 9 файл(а).
Показать все связанные файлы

Матэрыялы па археолог Беларусi №3, Мiнск, 2001. стр.
Брайчевская Е.А.(Киев), Колединский Л.В. (Минск) ДРЕВНЕРУССКАЯ МУЖСКАЯ СВИТА УНИКАЛЬНАЯ НАХОДКА ХII-ХIII вв ИЗ ВИТЕБСКА).

Исторический костюм на различных этапах развития человеческого общества является предметом постоянного внимания археологов, этнографов и искусствоведов. Заинтересованность его возникновением и развитием неслучайна и связана стем, что костюм, одновременно с жильем, орудиями труда, посудой и пищей является одним из компонентов материальной культуры этноса и тесно связан с определенными этапами его социально-экономического развития. Не является исключением в этом плане и древнерусский костюм. Средневековое государство Киевская Русь в X-XIII вв. имело сложную социальную структуру населения, в которой значительную группу составляли жители городов. Составные части костюмов рядовых горожан (кожухи, шапки, сорочки, сапоги) упоминаются в ряде берестяных грамот, найденных вовремя раскопок Новгорода Великого. Особенный интерес представляет грамота № 141, которая является ростовщической записью о сохранении заложенных вещей (Арциховский, Борковский, с. 17-19). Этими вещами были кожух, свита, сорочица, шапка и сапоги. Упоминание об одежде под названием порты содержится ив тексте берестяной грамоты из Витебска (Дроченина, Рыбаков, с. Тексты этих грамот дают представление о комплекте мужского костюма, за исключением пояса и украшений. Мужской костюм городского населения Х-ХIII вв. представлен значительным количеством разрозненных находок его составных частей вовремя раскопок городских некрополей и жилых кварталов. Это отдельные находки фрагментов одежды, головных уборов, обуви и украшений. Лучше всего в археологических материалах представлена обувь горожан. Целые экземпляры, отдельные фрагменты и заготовки деталей обуви найдены в массовом количестве в Новгороде Великом, Пскове, Старой Ладоге, Белоозере, Витебске, Минске, Гродно, Слониме, Бресте, Пинске, Слуцке, Звенигороде Галицком, Вильнюсе и Риге, что позволяет утверждать о наличии детальнокроенных сапог, башмаков, туфель и целнокроеных кожаных лаптей-поршней. Мужские головные уборы горожан, войлочные шапки, известны как по их находкам в древнерусском Берестье, таки по их изображениям на керамических игрушках, костяных шахматах (Слуцк, Волковыск, Лукомль), предметам личного обихода и ряду графических и фресковых изображений на стенах древнерусских храмов. Встречаются и отдельные куски войлока в раскопках Белоозера, Полоцка, Витебска. В археологических материалах представлены кожаные рукавицы Новгород Великий, Полоцк, Минск, Витебск, Слуцк, а также плетеные из шерстяных ниток рукавицы (Брести Витебск) и носки (Полоцк, Белоозеро). Но об одежде горожан археологические данные незначительны. Мужские погребения городских некрополей практически не содержат крупных остатков тканей и меховой одежды, по которым можно было быв реконструировать их покрой. О существовании сорочек, упомянутых в ряде письменных источников и широко представленных в изобразительных памятниках, можно судить только по мелким металлическим пуговицам, при которых иногда встречались незначительные остатки шелковых воротников (Брайчевска,
1992; Дучыц, 1995, с. 33-41). О наличии в обиходе горожан меховой одежды (кожухов) свидетельствуют находки в ряде мужских погребений остатков войлокообразного тлена черного цвета. Фрагмент кожи с черным мехом был встречен и на Верхнем замке Витебска в слое ХII-ХШ вв.
Из-за фрагментарности тканей, найденных в погребениях и культурном слое городов, долгое время не представлялось возможным восстановить конструкцию верхней одежды, названной в письменных источниках свитой. Этот вид одежды в конструктивном плане был наиболее неопределенным. Судя по письменным сообщениям, свита представляла собой верхнюю одежду с рукавами, сшитую из толстой шерстяной ткани. Поэтому, в своем роде
уникальной является находка большого фрагмента теплой одежды, выявленной МА.
Ткачевым в 1977 г. на территории бывшего Окольного города Витебска. Она была найдена в строительной траншеи (шурф №4) по ул. Замковой, напротив ювелирного магазина, на глубине 1,2 мот дневной поверхности в слое гумуса со щепой. Собранную в этом слое керамику можно отнести к XII-ХШ вв. (Ткачоу, 1977, с. 35-36). От этой одежды сохранился только стан, рукава утрачены, от них сбереглись лишь обрывки ниток соединительных швов. Длина сохранившейся части стана одежды-1,1м рис. Одежда имела туникообразный крой и была сшита из двух полотнищ шерстяной ткани, шириной см. Соединительные швы, выполненные такой же шерстяной нитью, из какой и сама ткань, проходят посередине спины и груди. Глубина несшитого разреза для головы достигает 20 см. Сама шерстяная ткань имеет полотняное переплетение и была выткана из ниток двух цветов - белого и темно-коричневого. Цвет ниток натуральный, неокрашенный. Нити основы-двухцветные, утка-однотонные. Вследствие этого вытканный рисунок имеет вид трех продольных белых полос - широкой средней и двух узких боковых. Нитки, из которых была выткана ткань, очень толстые, так как сначала они были спрядены, а потоми скручены вдвое. Данный фрагмент теплой одежды, вероятно, можно отождествлять с древнерусской мужской свитой, которая бьша в обиходе у рядового населения городов и шилась из толстых шерстяных тканей. Конструктивно древнерусская свита, судя по ее фрагменту, найденному в Витебске, имела туникообразный крой, длинные рукава и была распашной. Одевалась она через голову, в связи с чем на груди имела глубокий, до пояса, разрез, который застегивался на большие костяные пуговицы или металлическую застежку. Как и остальные части мужской верхней одежды, свита подпоясывалась поясом. Реконструкция внешнего вида свиты XII—XIII вв. из Витебска представлена на рис. Находка фрагмента мужской свиты в Витебске также подтверждает предположение о том, что древнерусская мужская одежда в то время не была еще распашной. Появление верхней мужской распашной одежды, известной поболее поздним изобразительным источникам, можно датировать концом началом XIII вв. ЛИТЕРАТУРА.
Арциховcкий А.В., Борковский ИВ, 1958. Новгородские грамоты на Бересте (из раскопок
1955 года. М.
Дроченина Н.Н., Рыбаков Б.А., 1960. Берестяная грамота из Витебска СА. №1.
Брайчееска О.А., 1992. Давньоруский чоловiчий костюм Х-ХIII ст. (за за археологiчними. писемними та образотворчими джерелами). Автореф.дис... канд Iстор.наук. Киiв.
Дучыц Л.У., 1995. Касцюм жыхароу Беларусi Х-ХIII стст.(паводле археалагiчных звестак). Мн.
Ткачоу МА, 1977. Справаздача аб палявых дасьледаваннях за 1977 г. Днепра-дзвiнскага атрада Беларускай археалагiчнай экспедыцыi.- Архiу Iнстытута гiсторыi НАН Беларусi. Спр.
№ 760.

перейти в каталог файлов


связь с админом