Главная страница
qrcode

ЦПА. Методические рекомендации Санкт-Петербург, 2011 г


Скачать 131.5 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации Санкт-Петербург, 2011 г
АнкорЦПА.doc
Дата28.09.2017
Размер131.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЦПА.doc
ТипМетодические рекомендации
#39262
страница2 из 2
Каталогid233796089

С этим файлом связано 65 файл(ов). Среди них: Obraztsov_Bogomolova_Kriminalisticheskaya_psikhol.pdf и ещё 55 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2

4.перечень используемых экспериментально - психологических методик, направленных на изучение:


  • психических познавательных процессов;

1.Исследование внимания (корректурная проба, таблицы Шульте, счет по Крепелину);

2. Исследование памяти (запоминание 10 слов, методика пиктограммы);

3. Исследование мышления (методика исключение лишнего (вербальный и не вербальный вариант), классификация предметов, ассоциативный эксперимент);

  • структуры личности (16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла; многофакторный личностный опросник MMPI);

  • защитных механизмов и копингов (опросник Индекс жизненного стиля, копинг-тест Лазаруса, опросник Хайме);

  • специфики межличностных отношений (тест межперсональных отношений ЛИРИ, тест «Межличностные отношения», Hand-тест, тест фрустрационной толерантности С.Розенцвейга);

  • индивидуальных склонностей к тому или иному виду профессиональной деятельности (методика «Карта интересов», Дифференциально -диагностический опросник (ДДО), методики Г.В. Резапкина "Матрица выбора профессии" и др.).

5. Результат исследования (отражаются данные методик, полученные при обследовании).

6.Резюме – описание психосоциальных механизмов профессиональной дезадаптации, ее характера (вида), а также возможностей и ресурсов пациента. В резюме содержатся также рекомендации по индивидуальной программе реабилитации, реадаптации, адаптации пациента.


  1. Составление Индивидуальной реабилитационной программы.


Алгоритм работы с пациентами ЦПА предусматривает модульную схему: в соответствии с показаниями, пациенты направляются в разные группы профессиональной реабилитации: от обучения простейшим трудовым навыкам до групп профессионального развития, позволяющих таким образом обеспечить переход пациентов от задач профессиональной реадаптации, соответствующих их актуальным проблемам, к задачам более сложного порядка и задачам профессионального развития.

Модульная схема мероприятий профессиональной реабилитации на базе ЦПА:



Куратор пациента обобщает диагностическую информацию и формирует индивидуальную программу реабилитации (ИПР). На данном этапе происходит определение вида и метода оказания помощи, разработка индивидуальной или семейной программы психологической профессиональной адаптации.
Примерные виды и методы оказания помощи, которые могут быть использованы в условиях Центра профессиональной адаптации:



Тип мероприятий

Перечень мероприятий

Специалисты

Медицинская помощь

1.Консультации специалистов

2.Фармакотерапия


Специалисты смежных специальностей
Врач-психиатр, врач-невролог

Психологическая коррекция

1.Психологическое консультирование

2.Социально-психологический тренинг (коммуникативный тренинг, ролевой тренинг, управленческий тренинг)

3. Сеанс психологической мотивации к трудотерапии

4.Семейное консультирование

5.Психообразовательные программы

6.Профориентация

7. Профконсультирование

8. Балинтовская группа.


Клинический психолог, врач-психотерапевт.

Освоение методик профессиональной реабилитации

1.Трудотерапия

2.Работа в адаптированных условиях (мастерские по различным видам деятельности в условиях больницы)

3. Милие-терапия

4.Группа профессиональной идентификации

5.Клинический коучинг


Трудинструктор

Мастер-наставник

Ведущий милие-терапии (психолог, специалист по социальной работе, медсестра)

Врач-психотерапевт, клинический психолог
Врач-психотерапевт, клинический психолог


Мероприятия профессиональной реадаптации

1.Нахождение для пациента «профессиональной ниши» 2.Трудоустройство у внешнего работодателя после этапа профреабилитации в условиях ЦПА

3.Трудоустройство с использованием ярмарки возможностей и вакансий

4.Разработка индивидуального плана профессионального развития (бизнес-плана)

Специалист по социальной работе

Консультант центра профессиональной адаптации

Консультант центра профессиональной адаптации

Консультант центра профессиональной адаптации

Коррекция внешних факторов

1.Психообразование для широкого круга населения

2.Коррекция профессиональной среды в условиях внешнего работодателя (психообразование, консультирование руководства)

3.Повышение юридической грамотности семьи пациента (консультации юриста)

4.Консультации специалиста по социальной работе


Клинический психолог, социальный работник, волонтер ЦПА

Консультант центра профессиональной адаптации

Консультант (юрист)


Специалист по социальной работе



  1. Этап реализации индивидуальной реабилитационной, адаптационной программы.


Реализации ИРП происходит в виде направления на соответствующие мероприятия, входящие в состав «модулей»:

1. Модуль: Трудотерапия. Трудотерапия проводится на базе лечебно-производственных мастерских. Как правило, ЛПМ представляют собой несколько производственных участков, на которых работают пациенты под руководством трудинструкторов и выполняют простые технологические манипуляции.

Трудовая терапия является одной из важнейших состав­ных частей реабилитационного комплекса и оказывается достаточно эффективной как в стационаре, так и во внебольничных условиях. В психиатрическом стационаре применение труда в лечебных целях способствует «отвлечению» больных, от их патологических переживаний, предупреждает развитие «госпитализма», обеспечивает восстановление утраченных трудовых установок. Еще более важна трудовая терапия во внебольничных условиях.

Лечебно-производственные мастерские являются важным элементом социотерапевтической среды. Их интеграция в клиническое подразделение внебольничной психотерапии влечет за собой ряд существенных особенностей, отличающих их функционирование от традиционного отдельного подразделения психиатрического стационара.

Помимо традиционных целей (профессиональная адаптация, улучшение качества жизни, расширение круга контактов и т.п.) направленных прежде всего на пациентов со сниженным уровнем социального функционирования, ЛПМ во внутрибольничном психотерапевтическом центре решают ряд дополнительных задач:

  1. ЛПМ интегрирована в терапевтическое сообщество – деятельность, переживания пациентов, связанные с работой в мастерских являются одной из тем для социотерапевтических мероприятий.

  2. К работе в ЛПМ привлекаются пациенты, в обычной своей жизни не имеющие к тому показаний (достаточно адаптированные; с нозологической принадлежностью, регистрируемой в группе F4 (в том числе и F43) по МКБ-10) – при этом они обязательно несут ответственность наряду с трудинструкторами и врачом-психиатром за постоянных участников трудового процесса.

  3. ЛПМ часто являются проектами для милие-групп, что поощряется врачами-психотерапевтами на общих собраниях и во время индивидуальных психотерапевтических сессий.

Принципиально при этом преследуются две цели:

  1. Изменяется нозологический спектр социальных контактов «традиционного» контингента пациентов, постоянно работающих в мастерских. Это может содействовать их активизации, повышению мотивации на психотерапевтическую помощь. Большую роль при этом играет и такой фактор, как интенсификация социального общения.

  2. Предложение пациентам с нервно-психическими расстройствами невротического круга «заботы» о людях с более грубой психической патологией часто является очень мощным психотерапевтическим вмешательством в течение их собственного расстройства и богатейшим материалом для работы в малых психотерапевтических группах и в семейной психотерапии.


2. Модуль: Организуются мастерские по нескольким «модельным» видам работ. Этот модуль предусматривает освоение пациентом более сложных, чем в ЛПМ, навыков. Это вариант так называемой «пробной профессии».
3. Модуль: Милие-группы функционируют в постоянном режиме. Милие-терапия подразумевает использование терапевтического потенциала взаимодействия пациента с окружением, средой, где от пациента требуется постоянная мобилизация сил и способностей.

Милие-группа. Милие-терапевтическая работа строится вокруг динамически понимаемой терапии средой . В современной милие-терапии специалисты активно включаются в милие-терапевтическую работу; среда отображает жизненную ситуацию пациента. Милие-терапевтическая группа организуется вокруг рабочего проекта. Совместная деятельность является для пациента способом получения собственного опыта в сфере отношений, источником знаний о своих слабостях и преимуществах, например, в контексте работы и сотрудничества, контакта и дружбы, а также стимулом для возможных перемен. Милие-терапевтами могут быть любые специалисты, прошедшие соответствующее обучение. Более важным, чем профессиональная квалификация, являются такие личностные качества, как эмпатия, душевная теплота, обязательность и способность заботиться о другом. В отделении к проведению этих групп планируется привлечь не только врачей-психотерапевтов, но и медицинских психологов, социальных работников, средний медицинский персонал. Могут возникать определенные трудности: новый метод может деформироваться в проводимую раннее трудотерапию, с соответствующим формальным подходом, без учета групповой динамики, желания пациента в выборе рабочего проекта, да и сами пациенты могут проявлять еще недостаточно активности.

Много внимания уделяется непосредственно выбору проекта, обсуждению полученных результатов, участию терапевтов в проведении групп.

Таким образом, диапазон возможных проектов довольно широк: от группового оформления стенгазеты, написания реферата, до масштабных оформительских и строительных работ. В рамках милие-терапии ведущая роль отводится обсуждению с участниками возникающих трудностей, проблем, роли каждого из пациентов в группе, его вклада в реализацию проекта. Этим методика отличается от терапии занятостью, поскольку не сосредотачивается на возвращении пациентам навыков труда или просто на вовлечении их в работу, а скорее полагается на самостоятельное общее личностное развитие пациентов.
4.Модуль: мероприятия профконсультирования и специальной психокоррекции (тренинги общих профессиональных навыков, тренинг профессионального самоопределения), поддерживающая группа.
1.Психологическое консультирование

В работе с нарушениями профессиональной адаптации может проводиться проблемно-ориентированное консультирование. Оно основано на положении о том, что знаний может быть недостаточно для эффективного профессионального выбора. В силу наличия психического расстройства проблема пациента может проявляться в затруднениях, связанных с принятием решений, которые могут быть обусловлены неблагоприятным эмоциональным состоянием пациента, внутренними мотивационными конфликтами, особенностями личности или неадекватными убеждениями. В этом случае клинический психолог (психотерапевт) должен работать с причинами затруднений, такими как страхи, неуверенность, зависимость от близких людей, завышенные требования к себе и т. п. Основными средствами, которые используются для психокоррекции в профконсультировании, являются беседа и техники, разработанные в рамках когнитивной и когнитивно-поведенческой психотерапии, гештальт-терапии, краткосрочной позитивной психотерапии и других методов, ориентированные на помощь пациенту в определении его мотивов, формулировании целей, выявлении проблем и актуализации ресурсов.
2.Социально-психологический тренинг (коммуникативный тренинг, ролевой тренинг, управленческий тренинг)

СПТ - один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения. СПТ относятся к групповой форме когнитивно-поведенческой психотерапии.

Общая цель СПТ — повышение компетентности в сфере общения — конкретизируется различными решаемыми в его процессе задачами. СПТ для пациентов ЦПА имеют преимущественную ориентацию на приобретение и развитие специальных навыков, например, умение составлять резюме, умение проходить собеседование, умение вести деловую беседу, разрешать межличностные конфликты, а также нацелены на углубление опыта анализа профессиональных ситуаций общения.

Примером мероприятия этого типа является так называемый «Тренинг профессионального самоопределения»:

Цель тренинга: Формирование индивидуального плана профессионального развития пациента и оптимизация его отношения к профессиональной деятельности.

Задачи тренинга:

  1. Помочь пациентам оценить влияние болезни и личностных реакций, связанных с болезнью на профессиональную адаптацию и поведенческие стереотипы, определяющие профессиональную неуспешность;

  2. Помочь пациентам сформулировать профессиональные интересы, склонности, предпочтения, особенности личностного реагирования, а также трудности и проблемы, связанные с профессиональном самоопределением;

  3. Помочь пациентам сравнить результаты самопознания с имеющимся представлением о профессиональных требованиях, выдвигаемых со стороны выбираемой профессии;

  4. Помочь пациентам оптимизировать образ будущей профессии и профессиональной деятельности;

  5. Помочь пациентам сформировать мотивацию, способствующую профессиональному развитию;

  6. Помочь пациентам проработать личностно-психологические трудности, связанные с профессиональной адаптацией;

  7. Помочь пациентам составить индивидуальный план профессионального развития.

Форма проведения тренинга:

Включает в себя систему ролевых упражнений и групповых экспериментов, моделирующих различные стороны профессиональной деятельности и позволяющих участникам группы соприкоснуться с различными профессиональными ролями и видами профессиональной деятельности; обсуждения по итогам выполнения групповых заданий, групповых свободных и структурированных дискуссий.

3.Семейное консультирование

Семейное консультирование ставит своей целью совместное с консультантом изучение запроса (проблемы) члена (членов) семьи для изменения ролевого взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста. Принципиальное отличие семейного консультирования от психотерапии заключается в отказе от концепции болезни, в акценте на анализе ситуации, аспектов ролевого взаимодействия в семье, в поиске личностного ресурса субъектов консультирования и обсуждении способов разрешения ситуации.
4.Психообразовательные программы

Группы психообразовательных программэто занимающая особое место в структуре реабилитационных мероприятий поэтапно осуществляемая система психотерапевтических воздействий, направленных на информирование пациента и его родственников о психических расстройствах и обучение их методам совладания со специфическими проблемами, обусловленными проявлениями заболевания. Основными задачами при проведении психообразовательных занятий являются следующие:

1) восполнение имеющегося у больных и членов их семей информационного специфического (медицинского) дефицита знаний;

2) снижение у пациентов и членов их семей уровня самостигматизированности и стигматизированности;

3) обучение пациентов и членов их семей умению опознавать первые признаки обострения заболевания;

4) обучение больных навыкам совладания с болезнью;

5) коррекция искаженных болезнью социальных позиций пациентов;

6) уменьшение возможности рецидивирования заболевания.
5.Профориентация

Основана на использовании психологических тестов для оценки профессиональной пригодности и включает сообщение пациенту результатов тестирования, обсуждение интересов и возможностей и рекомендации профессий, наиболее соответствующих психологическим особенностям клиента. Основной проблемой пациента, в соответствии с этим направлением, считается дефицит знаний о себе, своих склонностях, способностях, чертах.
6.Профконсультирование

Индивидуальное профконсультирование

Является основной универсальной формой консультирования, не имеющей противопоказаний, однако при большом потоке пациентов требующей значительных затрат времени и сил. Наиболее целесообразно применение индивидуальной формы для информирования по частным вопросам, обсуждения диагностических результатов, консультирования, прежде всего, связанного с болезненными переживаниями и отклоняющимся поведением пациента.

Групповое профконсультирование

Групповые формы профконсультирования могут включать в себя лекционные, семинарские и тренинговые занятия. Тематика занятий может касаться мира профессий, профессионального образования, рынка труда, принципов выбора профессий и планирования карьеры, профессиональных интересов и способностей, поиска работы и трудоустройства. В групповой форме может проводиться психологическое тестирование интересов и способностей.
5. Модуль: профессиональный медицинский коучинг.

Коучинг представляет собой метод консультирования, сфокусированного на непосредственных компонентах реальной профессиональной деятельности. Посредством коучинга пациенты расширяют область познания, повышают эффективность и качество своей профессиональной жизни. Существуют разработанные модели коучинга здоровых людей, в то время как модель подобного консультирования лиц с психическими расстройствами требует отдельного внимания в силу актуальности данного направления. По сути, коучинг лиц с пограничными психическими расстройствами скорее всего мало отличается от коучинга здоровых лиц.


  1. Помощь в трудоустройстве пациентов ЦПА.


Call-центр, в лице социального работника, ЦПА с одной стороны формирует базу пациентов и с другой стороны формируют базу вакансий, адаптированных под возможности пациентов с целью дальнейшего трудоустройства.

Социальный работник заключает договора от имени ЦПА по взаимодействию с организациями и предприятиями города для создания совместных проектов предоставления рабочих мест людям с психическими заболеваниями.

Формируется классификация возможностей людей с психическими заболеваниями, адаптированная для социума и существующего рынка труда.

Социальный работник подбирает вакансии для пациентов ЦПА.

Социальный работник ведёт переговоры с потенциальными работодателями.

В случае трудоустройства оформляет документацию, относящуюся к трудоустройству пациента.

Проводит работу по адаптации пациента к условиям работодателя с одной стороны и адаптацию персонала к пациенту ЦПА с другой стороны, т.е. проводит лекции, тренинги с менеджерами по персоналу в заинтересованных организациях для выработки навыков конструктивного взаимодействия с психически больными людьми

По необходимости проводится работа с семьёй по вопросам поддержки пациента в ситуации профессиональной деятельности.



1   2

перейти в каталог файлов


связь с админом