Главная страница
qrcode

рино методика. Методика устранения ринолалии


Скачать 108.29 Kb.
НазваниеМетодика устранения ринолалии
Дата28.03.2020
Размер108.29 Kb.
Формат файлаpptx
Имя файларино методика.pptx
ТипДокументы
#158806
Каталог

ТЕМА: Методика устранения ринолалии

Дисциплина: Актуальные проблемы логопедии

Преподаватель:д.п.н. Профессор Мовкебаева З.А

Выполнила: Абдималик А.А

Мукаш Б.К

7М019-Дефектология (логопедия)1 курс (Магистратура)

Этапы работы по исправлению ринолалии1. Дооперационный подготовительный этап, основное значение которого - развитие базы для формирования правильной речи. Данный период очень важен в логопедической работе. При осуществлении дооперационной работы после операции значительно быстрее восстанавливаются все приобретенные до нее навыки и быстрее заживают послеоперационные рубцы.

2. Послеоперационный этап. Постановка гласных звуков. Устранение избыточного носового резонанса. В этот период успешность логопедической работы определяется тем, как она проводилась в дооперационный период. Эффективность зависит от качества хирургической операции и от анатомического и функционального состояния речевого аппарата.

3. Этап коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции.

4. Этап полной автоматизации новых навыков.

Основные направления коррекционной работы при ринолалии в дооперационный и послеоперационный периоды

Основные направления
Дооперационный

период
Послеоперационный

период
Формирование небно-глоточного смыкания
Активизация мышц глоточного кольца, подготовка сегментов мягкого неба к вело-фарингеальному (небно-глоточному) смыканию
Формирование полноценного небно-глоточного смыкания, развитие подвижности мягкого неба, массаж рубцов твердого и мягкого неба
Работа над физиологическим дыханием
Постановка физиологического дыхания (диафрагмально-реберного)
Коррекция и автоматизация физиологического дыхания
Формирование ротового выдоха
Формирование ротового выдоха
Овладение направленной воздушной струей для выработки навыков фонационного дыхания
Совершенствование артикуляционной моторики
Активизация артикуляционного аппарата, придание языку правильного положения
Совершенствование подвижности артикуляционного аппарата
Борьба с патологическими компенсаторными привычками
Устранение патологических компенсаторных привычек, борьба с излишними движениями лицевых мышц
Развитие фонематического слуха
Развитие фонематического слуха
Совершенствование фонемати-ческого слуха и дифференциация смешиваемых правильно произносимых звуков (развитие речеслуховых дифференцировок)
Исправление неправильного звукопроизношения
Постановка и автоматизация доступных звуков
Освоение произношения гласных без носового оттенка, постановка правильного произношения согласных, полная автоматизация новых навыков
Работа над голосам
Развитие модуляции голоса
Устранение ринофонии (назальности), нарушений силы и высоты голоса
Методика устранения ринолалииБольшой вклад в разработку и совершенствование методики устранения ринолалии внесли ученые - логопеды Е.Ф. Рау, А. Г. Ипполитова, Т.Н. Воронцова, Н.И. Сереброва, Е.С. Алмазова.
В основе методики лежит комплексный ортофонический метод. В нем принимают участие : хирург - стоматолог, хирург - ортодонт, педиатр, невропатолог, отоларинголог, педагог - психолог, логопед.
Принципы методики

1. Раннее начало коррекционной работы.

2. Проведение работы до и после операции.

3. В послеоперационный период логопед как бы завершает работу хирурга.

4. Опора в логопедической работе на слуховые , зрительные анализаторы , на кинестетические и тактильно- вибрационные ощущения.

5. Устранение и первичных, и вторичных нарушений.

Логопедическая работа по устранению ринолалии проводится в два этапа


1 этап. Работа до операции уранопластики

На первом этапе логопед подготавливает артикуляционный, дыхательный и голосовой аппарат ребенка путем проведения артикуляционной гимнастики, дыхательных и голосовых упражнений. В речь вводят некоторые звуки см. сборник « Очерки по патологии речи и голоса» ч.2 статья А.Г. Ипполитовой « Логопедическая работа в дооперационном периоде»

2 этап. Работа после операции

Цель логопедической работы на втором этапе – коррекция нарушения речи, подготовка ребенка к общению и обучению. Успех логопедической работы зависит от того, как сделана операция. Наилучший прогноз – нёбо длинное и подвижное, наихудший – короткое и неподвижное.

Основная цель дооперационных занятий с детьми — не допустить закрепления компенсаторных патологических привычек и создать базу для развития нормальной речи. На этом этапе необходимо:

Структура занятия на 3 этапеСтруктура занятия на 3 – 4 этапе. Разделы послеоперационной логопедической работы Психотерапия
Основная цель психотерапии – включить ребенка – ринолалика в работу, необходимо установить контакт таким образом, чтобы ребенок почувствовал необходимость занятий. Здесь можно продемонстрировать мультимедийные записи о лечившихся детях, их успехах, результатах.
2. Дыхательная гимнастика

Начинается с 1-го занятия. Применяется статическая и динамическая специфика: разработать, получить ротовой выдох; отдифференцировать ротовой и носовой выдох.

Начинать гимнастику нужно со статических упражнений. Очень важно контролировать, нет ли утечки воздуха через нос. Осуществляется контроль маленьким зеркалом или металлическим шпателем, приложенным к носу во время упражнений. Дыхательная гимнастика проводится до конца коррекционной работы с постепенным усложнением упражнений. Необходимо как можно быстрее переходить к упражнениям со звуками: длительное произношение гласных на выдохе и контроль ватой.
3. Активизация небно - глоточной мускулатуры – наиболее важный раздел коррекционной работы, начинается одновременно с психотерапией. Виды работы по активизации небно-глоточной мускулатуры:
а) массаж мягкого неба. Производят чисто вымытым указательным пальцем поглаживающие круговые движения с надавливанием по средней линии мягкого неба от зубов до задней стенки глотки до получения рвотного рефлекса. Массаж ежедневно делает логопед, мать и сам ребенок несколько раз в день, но не более 5-6 раз;

б) электростимуляция мягкого неба. Начинают физиотерапевты электрофорез с поднятым небом;

в) вибромассаж. Применяют в особо тяжелых случаях, вибратор прикладывают к мягкому небу.

Существуют специальные артикуляционные упражнения для активизации мягкого неба: полоскание горла теплой сладкой водой с запрокинутой головой; глотание капель воды с усилием; имитация кашля с высунутым языком (можно на руку положить вату) ; кашель с убранным за зубы языком ; произнесение гласных “А”, “Э” на твердой атаке:

А АА ААА

4. Артикуляционная гимнастика при ринолалии имеет дифференцированную специфику:


а) особое внимание уделяется движениям нижней челюсти, необходимо широкое раскрытие рта, чем больше опущена нижняя челюсть, тем больше поднято небо;

б) положению и движению мягкого неба – наибольший контроль;

в) необходимо снять напряжение со спинки языка и дать напряжение кончику языка. Это достигается следующим образом: предложить высунуть язык , производить легкие похлопывающие и поглаживающие движения по спинке языка; спокойно, мягко и естественно произносить гласные “А” “Э”.

Для активизации кончика языка используются все упражнения артикуляционной гимнастики для кончика языка: упор кончика языка в верхние и нижние резцы; покусывание кончика языка с постепенным выталкиванием.
перейти в каталог файлов


связь с админом