Главная страница
qrcode

Модуль Биохимия питания. Общие пути катаболизма. Биоэнергетика Модуль включает следующие темы занятий


Скачать 161.17 Kb.
НазваниеМодуль Биохимия питания. Общие пути катаболизма. Биоэнергетика Модуль включает следующие темы занятий
АнкорМодуль 2.docx
Дата15.11.2016
Размер161.17 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаModul_2.docx
ТипДокументы
#5108
страница1 из 3
Каталогid30226536

С этим файлом связано 49 файл(ов). Среди них: getImage.jpg, Goncharov_Ivan_Oblomov.fb2, sapin_2.pdf, TR-Va7iDv_g.jpg, krov_i_innerv.pdf, NC.docx, Modul_2.docx и ещё 39 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3




Модуль 2. «Биохимия питания. Общие пути катаболизма.

Биоэнергетика»
Модуль включает следующие темы занятий:

1. Введение в обмен веществ. Биохимия питания. Химический состав пищеварительных соков. Анализ желудочного сока.

2. Биохимия питания. Витамины - незаменимые компоненты пищи. Качественные реакции на витамины.

3. Витамин и коферменты. Количественное определение витаминов

4. Энергетический обмен. Ферменты биологического окисления. Общие пути катаболизма.

5. Тканевое дыхание. Окислительное фосфорилирование (cеминар)

6. Зачетное занятие по модулю «Биохимия питания. Энергетический обмен. Биологическое окисление и тканевое дыхание»
Рекомендуемые темы реферативных сообщений

1.Ферменты желудочного сока в норме и патологии.

2.Ферменты поджелудочного сока, роль в норме и патологии.

3. Гормональная регуляция функций желудка.

4. Диагностическое значение анализа желудочного сока.

5. Витамины D. Структура, метаболизм, биохимические функции, применение в медицине.

6. Витамин В12-история открытия, участие в обмене веществ, нарушения баланса.

7. Биофлавиноиды (витамин Р) – растительные антиоксиданты.

8. Витаминоподобные вещества - представители, биологическая роль.

9. Витамин F. Особенности структуры полиненасыщенных жирных кислот, источники, участие в обмене веществ.

10. Антивитамины.

11. История развития учения о биологическом окислении.

12. Цикл трикарбоновых кислот – общий метаболический котел клетки.

13. Регуляция общего пути катаболизма.

14. Теории сопряжения окисления и фосфорилирования.

15. Регуляция окислительного фосфорилирования.

16. Ингибиторы передачи электронов по дыхательной цепи.

17. Разобщители окислительного фосфорилирования. Лекарственные препараты – разобщители.

18. Тканевая гипоксия. Антигипоксанты.

Занятие № 1. Введение в обмен веществ. Биохимия питания. Химический состав пищеварительных соков. Анализ желудочного сока.

Цель занятия: Овладеть методами качественного и количественного анализа желудочного сока. В результате освоения темы:


Студент должен

знать:

уметь:

1.Основные этапы обмена веществ.

2.Характеристику этапа пищеварения.

3.Химический состав желудочного сока, иметь представление о составе ротовой жидкости, панкреатического сока, желчи и кишечного сока, их роли в процессах пищеварения.

4. Патологические компоненты желудочного сока, изменения кислотности желудочного сока при различных заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

1. Проводить анализ нормальных и патологических компонентов желудочного сока.

2.Определять кислотность желудочного сока титрометрическим методом.

3. Давать клинико-диагностическую оценку результатов исследований.

4. Применять знания об изменениях в составе желудочного сока для диагностики заболеваний желудка.


План занятия

1. Контроль выполнения задания по самоподготовке, ответы на тесты.

2.Рассмотрение узловых вопросов, решение ситуационных задач, заслушивание и обсуждение реферативных сообщений.

3. Выполнение лабораторной работы, оформление протоколов.

4.Контроль выполнения работы и усвоения темы.
УИРС. На занятии планируется определение всех видов кислотности желудочного сока (задачи).
Методические указания к самоподготовке

Материал, изучаемый на данном практическом занятии, чрезвычайно важен для понимания обмена белков, жиров, углеводов и других соединений, для правильной ориентировки в вопросах биохимии, физиологии и патологии пищеварения, а также для последующего усвоения методов диагностики и лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта.

При подготовке к занятию необходимо вспомнить материал, пройденный в курсе нормальной анатомии и гистологии по разделу пищеварительной системы, проработать соответствующий раздел учебника по биологической химии, а также лекционный материал.

Для успешного усвоения темы и активной работы на лабораторном занятии выполните следующие задания:

№ №

Задание

Указания к выполнению задания

1

2

3

1.

Вспомните основные этапы обмена веществ.

1. Выпишите основные этапы обмена веществ.

2. Охарактеризуйте этап обмена веществ - пищеварение.

2.

Изучите химический состав пищеварительных соков.

1. Выпишите суточное количество, рН, главные неорганические и органические компоненты, основные белки и ферменты, содержащиеся в:

а) слюне;

б) желудочном соке;

в) панкреатическом соке;

г) кишечном соке;

д) желчи.

3.

Изучите патологические компоненты в желудочном соке.

1. Перечислите патологические составные части желудочного сока.

2. Начертите и заполните таблицу:

Патологический

компонент

Заболевание, при котором обнаруживается в желудочном соке

Кровь

Желчь

Молочная кислота

Летучие жирные кислоты




4.

Изучите виды кислотности, определяемой в желудочном соке.

1. Напишите показатели общей кислотности, свободной и соляной кислоты в соке в норме.

2. Рассчитайте все виды кислотности, если при титровании 5 мл желудочного сока были получены следующие цифры: I-0, II-5, III-6 и IV-6,3.

3. Перечислите основные биологические функции соляной кислоты в желудочном соке.

4. Дайте краткую характеристику понятиям: гиперхлоргидрия, гипохлоргидрия, ахлоргидрия, ахилия.

5. Начертите и заполните предлагаемую таблицу.

Заболевание

Общая

кислотность

Свободная НСl

Норма

Гиперацидный гастрит

Язвенная болезнь

Рак желудка

Ахилический гастрит







5.


Изучите основные компоненты пищи человека.

1. Запишите среднюю суточную потребность человека в белках.

2. Охарактеризуйте, какие аминокислоты называются незаменимыми и напишите их структуру.

3. Дайте характеристику состояния азотистого баланса.

4. Охарактеризуйте квашиоркор.

5. Напишите основные пищевые углеводы.

6. Выпишите суточную потребность человека в жирах и углеводах.

7. Напишите структуру незаменимых компонентов жиров (витамин F).

6.


Изучите минорные компоненты пищи.

1. Выпишите макроэлементы:

2. Выпишите микроэлементы:

3. Приведите примеры заболеваний, развивающихся при недостаточном поступлении Fe, Cu, F, I, Ca.

4.Напишите, какие соединения получили название витамины.


Примеры тестов контроля исходного уровня знаний

Вид 1.

1.1. Трипсин атакует пептидные связи, образованные ….

А. аминогруппами аминокислотных остатков лизина и аргинина

Б. карбоксильными группами аминокислотных остатков лизина и аргинина

В. аминогруппами ароматических аминокислот

Г. Карбоксильными группами ароматических аминокислот
1.2. Пепсин – фермент, относящийся к классу ….

А. оксидоредуктазы

Б. трансферазы

В. гидролазы

Г. лиазы

Д. изомеразы

Е. лигазы
Вид 2.

2.1. Установить соответствие:

Пептидазы

  1. экзопептидазы

  2. эндопептидазы




Название

А. трипсин

Б. карбоксипептидаза

В. эластаза

Г. пепсин

Д. аминопептидаза

Е. химотрипсин


2.2. Протеиназа – гидролизуемая связь

А. пепсин

Б. аминопептидаза

В. трипсин

Г. дипептидазы

Д. карбоксипептидазы А

1. Гис-Фен-…

2. Гис –Три

3. Арг- Мет-…

4. Лей- Вал- Ала -…

5. Лей – Тре –Сер.


Вид 3.

3.1. Обезвреживание токсичных продуктов гниения белков происходит при участии ….

А. 3/-фосфоаденозин-5/-фосфосульфата (ФАФС)

Б. АТФ

В. уридиндифосфоглюкуроновой кислоты (УДФГК)

Г. моноаминооксидаз
3.2. Из фенилаланина при гниении белков образуются ….

1.скатол

2.фенол

3.индол

4.крезол

5. бензойная кислота
Вид 4.

4.1. Белки – это амфотерные соединения, потому что мономерами белков являются аминокислоты.
4.2. В толстом кишечнике протекают процессы гниения белков, потому что в слизистой толстого кишечника не вырабатываются пептидазы.
Примеры ситуационных задач

Задача 1. Здоровых взрослых крыс длительное время содержали на искусственной белковой диете, исключающей метионин и лизин. Как изменится у этих животных азотистый баланс? Поясните ответ.
Задача 2. Больного беспокоят боли в области желудка после приема пищи. Отрыжка с неприятным запахом тухлых яиц.

Ответьте:

1. Чем могут быть вызваны такие нарушения?

2. Какие процессы могут быть причиной появления такого запаха?

3.Какие обследования требуются провести больному?

4. Что рекомендуется больному для процесса нормализации пищеварения?
Самостоятельная работа студентов

Работа № 1. Определение рН слюны.

Полоску универсальной индикаторной бумаги смочить слюной и сразу же сравнить окраску бумаги с индикаторной шкалой. Отметьте рН=….
Работа № 2. Обнаружение в слюне роданистых солей.

В пробирку собрать 0,5-1,0 мл слюны, прилить равный объем воды и добавить несколько капель 1% раствора FeCl3. Отметить появление розового окрашивания.
Работа № 3. Определение кислотности желудочного сока.

Ориентировочно кислотность (рН) желудочного сока устанавливают с помощью индикатора п-диметиламиноазобензола или с помощью универсальной индикаторной бумаги.

A. Определение рН желудочного сока с помощью п-диметиламиноазобензола.

К 0.5-1.0 мл желудочного сока прибавить 1-2 капли индикатора. При наличии свободной соляной кислоты появляется оранжево-красная окраска.

Зона перехода окраски п-диметиламиноазобензола лежит в пределах рН 2.9- 4.0, ниже 2-х рН 2,9- окраска красная, выше рН 4.0- желтая.

Б. Определение рН желудочного сока с помощью универсальной индикаторной бумаги.

Полоску универсальной индикаторной бумаги погружают в желудочный сок и немедленно сравнивают полученную окраску со цветной шкалой индикатора.
B. Определение рН желудочного сока с помощью рН метра.

Выполняется по инструкции к прибору: подключенный к сети рН метр прогревается, затем электроды погружаются в исследуемый желудочный сок, показания снимаются со шкалы прибора.
Работа № 4. Обнаружение в желудочном соке летучих жирных кислот.

Летучие жирные кислоты (уксусная, масляная, пропионовая) появляются в желудочном соке при недостатке или при отсутствии соляной кислоты в результате брожения компонентов пищи под влиянием ферментов микроорганизмов.

Техника проведения работы: В пробирку поместить 1-2 мл желудочного сока, содержащего летучие жирные кислоты, и содержимое пробирки нагреть на спиртовке. Отметить появление резкого запаха (запах брынзы).
Работа № 5. Качественная реакция на молочную кислоту (проба Уфельмана).

Увеличение содержания молочной кислоты в желудочном соке наблюдается при ряде заболеваний, сопровождающихся ахлоргидрией, особенно при раке желудка.

Техника выполнения работы: К 1 мл 1% раствора фенола добавить 3-5 капель раствора FeCl3. Отметить образование фенолята железа фиолетового цвета.

В пробирку с фенолятом железа добавить по каплям желудочный сок, содержащий молочную кислоту. Отметить переход фиолетовой окраски в желто-зеленую в результате образования молочнокислого железа.

Добавить 1-2 капли соляной кислоты. Жидкость обесцвечивается в следствии разрушения соли.
Работа № 6. Обнаружение крови.

Реакция основана на окислении бензидина под действием атомарного кислорода, образующегося из пероксида водорода при действии гемоглобина крови (метгемоглобин).

Кровь в желудочном соке появляется при опухолях, язве желудка, гипертрофических гастритах, варикозном расширении вен пищевода и других заболеваниях.

Техника выполнения работы: В пробирку прилить 1-2 мл желудочного сока, содержащего кровь, добавить 4-5 капель 0,2% спиртового раствора бензидина и 5-6 капель 1% раствора пероксида водорода. Отметить появление синего окрашивания в результате образования дифенохинондиимина - продукта окисления бензидина.
Работа № 7. Обнаружение желчи.

Желчь в желудочном соке появляется нередко при ахлоргидрических и ахилических гастритах, раке желудка, при антиперистальтических движениях кишечника. В составе желчи химическим путем определяют желчные кислоты и желчные пигменты.

А. Проба на желчные пигменты (проба Гмелина).

Реакция основана на окислении азотной кислотой билирубина в биливердин зеленого цвета.

Техника выполнения работы: В пробирку налить 1-2 мл концентрированной азотной кислоты и осторожно по стенке наслоить желудочный сок, содержащий желчь. Отметить образование на границе наслаивания зеленого кольца.
Б. Проба на желчные кислоты (реакция Петтенкофера).

Реакция основана на конденсации желчных кислот с оксиметилфурфуролом, образующимся под влиянием концентрированной серной кислоты из сахарозы. Продукт конденсации имеет красно-фиолетовую окраску.

Техника выполнения работы: В пробирку поместить 1-2 мл желудочного сока, содержащего желчь, добавить 5-6 капель 5% раствора сахарозы и осторожно по стенке наслоить 1-2 мл концентрированной серной кислоты. Отметить на границе наслаивания образование красно-фиолетового кольца
Работа № 8. Количественный анализ желудочного сока.

Определение общей кислотности, свободной соляной кислоты и связанной соляной кислоты в одной порции.

Принцип определения кислотности желудочного сока основан на титровании кислореагирующих веществ 0,1 н раствором едкого натра. Пользуясь различными индикаторами в одной и той же порции желудочного сока, определяют как общую кислотность, так и содержание свободной и связанной соляной кислоты.

Общая кислотность желудочного сока выражается количеством мл 0,1 н раствора щелочи, пошедших на титрование 100 мл желудочного сока в присутствии индикатора фенолфталеина.

В норме общая кислотность равна 40-60 ммоль/л (Е).

Свободная соляная кислота выражается количеством мл 0,1 н. раствора щелочи, пошедших на титрование 100 мл желудочного сока в присутствии индикатора п-диметиламиноазобензола. В норме содержание свободной соляной кислоты равно 20-30 Е.

Связанная соляная кислота находится расчетным путем и в норме составляет 10-20 ммоль/л (Е).

Техника выполнения работы: Отмерить в колбочку 5 мл желудочного сока, прибавить по 1-2 капли индикаторов фенолфталеина и п-диметиламиноазобензола. Содержимое колбочки оттитровать из бюретки 0,1 н. раствором щелочи. При титровании отметить следующие уровни в бюретке:

I-перед началом титрования;

II- в момент перехода цвета жидкости от красного в оранжевый;

III- в момент перехода цвета жидкости от оранжевого в лимонно-желтый;

IV- в момент перехода цвета жидкости в розовый цвет.
Расчет: Предположим, что при титровании в бюретке были отмечены следующие уровни: I-0 мл, II-1,6 мл, III-2,0 мл, IV-2,6 мл.

(IV-I) ×100 (2,6-0) ×100

Общая кислотность = ----------------- = ----------------- = 52 ммоль/л

5 5

(II-I) ×100 (1,6-0) ×100

Свободная соляная кислота = ------------- = --------------- = 32 ммоль/л

5 5

Общая соляная кислота:



Связанная соляная кислота = Общая - Свободная = 46-32 = 14 мЭкв/л (Е).
На занятии студент обязан провести определение всех видов кислотности в нормальном желудочном соке и в желудочных соках, имеющих повышенную и пониженную кислотность. Полученные результаты внести в таблицу:


Желудочный сок

Общая

кислотность

Свободная

соляная кислота

Связанная

соляная кислота

Нормальный

желудочный сок










Желудочный сок

с повышенной кислотностью










Желудочный сок

с пониженной кислотностью











Эталоны ответов на тесты

Вид 1. 1.1 – Б; 1.2.- В.

Вид 2. 2.1. 1 - Б, Д; 2 - А, В, Г, Е; 2.2.- А- 1; Б- 5; В- 3; Г- 2; Д –2,4.

Вид 3. 3.1.- А, В; 3.2.- 2, 4.

Вид 4. 4.1.- А (+, +, +); 4.2.- В (+, +, -).

Эталоны ответов на ситуационные задачи

Задача 1. Фонд свободных аминокислот организма наполняется из трех источников- белков пищи, Белков собственных тканей и за счет синтеза из углеводов. Последний пункт справедлив только в отношении заменимых аминокислот.


Синтез из углеводов (только для заменимых аминокислот)

Белки собственных тканей

Пищевые белки (100 г)



Фонд свободных аминокислот



Метионин и лизин относятся к незаменимым аминокислотам - т.е. аминокислотам, которые не могут быть синтезированы в организме. Если отсутствует хотя бы одна из незаменимых аминокислот, синтез белка прекращается, поэтому в условиях, когда пища не содержит какую–либо незаменимую аминокислоту (или аминокислоты), их единственным источником становятся белки собственных тканей, распад тканевых белков усиливается, что приводит к развитию отрицательного азотистого баланса.
Задача 2. Перечисленные симптомы указывают на снижение переваривающей способности желудочного сока, что может быть связано с низкой секрецией или отсутствием соляной кислоты и/или пепсина. В норме соляная кислота синтезируется обкладочными клетками в концентрации 0,16 М, что соответствует рН 1-2 . Одной из основных функций НCl в желудочном соке, помимо активации пепсиногена и создания оптимального рН, денатурации пищевых белков, является бактерицидное действие. При отсутствии или дефиците НCl в желудочном соке (анацидное, гипоацидное состояние) усиливаются процессы молочнокислого брожения («отрыжка с кислым запахом»). Таким больным показана заместительная терапия - назначение препаратов желудочного сока, ацидин-пепсин (соляная кислота + пепсин).

Основные характеристики пищеварительных соков


Показатели

Слюна

Желудочный

сок

Панкреатический сок

Желчь

Сок тонкого кишечника

Суточное

количество

0,5-2,0 л

2,0-2,5 л

1,5-2,0 л

0,5-1,2 л

1,2-1,5 л

рН

6,0-7,4

1,0-2,5

7,8-9,0

7,3-8,0

7,1-7,5

Сухой

остаток

0,5-0,6 %

0,6-1,0 %

1,2-1,6%

2,5%

1,4-1,6 %

Основные минеральные компоненты

К+, Na+, Са2+, Mg2+, Сu2+, Fe3+ , С1-, НСОз-, F-, SO42-, I-, РO43-, CNS-

НС1 - до 0,6 %, Na+, К+, Са2+, Mg2+, С1-, НСОз-, РO43-, SO42-

К+,Na+,Са2+, НСОз-, С1-

Na+, К+, Са2+, Mg2+, НСОз-, С1-, F-, SO42-, РO43-

Na+, К+, Са2+, СlO43-, НСОз-

Основные органические компоненты

Мочевина

Аммиак

Аминокислоты

Моносахара

Креатинин

Сиаловая кислота и др.

Мочевина

Аммиак

Мочевая кислота

Полипептиды

Аминокислоты

Сиаловая кислота и др.

Мочевина

Аммиак

Креатинин Аминокислоты

Желчные кислоты

Желчные пигменты

Холестерин

Лецитины

Жирные кислоты

Мочевина

и др.

Мочевина

Аминокислоты

Молочная кислота

Креатинин

Белки слизей


Муцин

Группоспецифические белки


Гастромукопротеины

Мукопротеозы

Транскоррин


Муцин


Муцин


Муцин


Основные ферменты

α-амилаза

α-глюкозидаза

Лизоцим

Пепсин

Гастриксин

Пепсин Б

Липаза

Лизоцим

Трипсин

Химотрипсин

Эластаза

Карбоксипептидазы А и В

α-амилаза

Липаза

Фосфолипаза А

РНК-аза

ДНК-аза

Щелочная фосфатаза

Каталаза

α-амилаза

α-глюкозидаза

β-глюкозидаза

β-галактозидаза

Амило-1,6- глюкозидаза

Липаза

Фосфолипазы В, С, Д

Холестеринэстераза

Энтерокиназа

Аминопептидаза

Дипептидазы

Трипептидаза

Фосфатазы

Нуклеазы

Нуклеотидазы и др.

Занятие № 2. Биохимия питания. Витамины - незаменимые компоненты пищи. Качественные реакции на витамины.

Цель занятия. Закрепить знания студентов по структуре, свойствам, биологической роли витаминов. Овладеть некоторыми методами их качественного анализа.


Студент должен

знать:

уметь:

1.Классификацию и номенклатуру витаминов.

2.Химическую структуру витаминов и их активных форм.

3.Функции жирорастворимых витаминов A, D, E, K.

4. Биологическую роль витаминов C и P.

5.Суточную потребность отдельных витаминов и содержание их в пищевых продуктах.

6.Понятие о авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах, причины и их характерные признаки.

1. Объяснить роль витаминов в обменных процессах.

2. Проводить качественные реакции на витамины.

3.Определять количественное содержание витаминов для оценки витаминной обеспеченности организма.

4.Оценивать пищевой рацион с точки зрения обеспеченности организма витаминами.


План занятия

1. Контроль выполнения задания по самоподготовке, ответы на тесты.

2. Рассмотрение узловых вопросов, решение ситуационных задач, заслушивание и обсуждение реферативных сообщений.

3. Выполнение лабораторной работы, оформление протоколов.

4.Контроль выполнения работы и усвоения темы.
Методические указания к самоподготовке

При подготовке к данному занятию проштудируйте по учебнику и лекциям материал по истории открытия и изучения витаминов, их номенклатуре, классификации, нарушениям баланса витаминов. При изучении отдельных витаминов в целях систематизации ваших знаний о них попытайтесь запоминать информацию в следующем порядке: все названия витамина, химическая структура, источники, суточная потребность, биологическая роль и исходя из нее признаки гипо- и авитаминоза.

Для того чтобы успешно подготовиться к данному занятию, выполните задания.

№ №

Задание

Указания к выполнению задания

1

2

3

1.

Прочитайте историю открытия витаминов.

I. Перечислите пищевые вещества, которые считались необходимыми для питания в конце ХIХ столетия.

2. Ознакомьтесь, в чем заключались опыты Н.И. Лунина, Эйкмана, эксперименты К.Функа, заслуги Н.Д.Зелинского, A.M. Баха, В.А. Палладина, П. Сосина.

2.

Восстановите в памяти номенклатуру, классификацию витаминов и виды нарушении баланса витаминов в организме.

1. Охарактеризуйте понятие гиповитаминоз, авитаминоз и гипервитаминоз.

2. В чем отличие между первичным и вторичным гиповитаминозом.

3. Дайте понятие об антивитаминах и приведите их классификацию. Как применяются витамины в медицине? Приведите примеры.

4. Перечислите основные группы состояний и заболеваний, приводящие ко вторичному гиповитаминозу:

а) б) в) г) д) е)

5. Напишите основные общие (неспецифические) проявления (признаки) гипо- и авитаминозов: а) б) в) г)

6. Перечислите, какие три принципа лежат в основе номенклатуры витаминов: а) б) в)

7. Представьте схематически полную классификацию
витаминов и распределите по отдельным группам все
известные вам витамины.

3.

Изучите витаминоподобные вещества

  1. В чем отличие витаминов и витаминоподобных веществ?

  2. Дайте характеристику (структура, биороль) липоевой кислоте, холину, инозиту, витамину U.

4.

Изучите жирорастворимые витамины А, Д, Е, К, β-каротин

1.Начертите в тетради и заполните таблицу:

Витамин: А Д Е К

Другие названия




Структура




Специфические признаки

авитаминоза




Биологическая роль

(кратко сформулируйте)




Активная форма

(известны – неизвестны)




Суточная потребность




Основные пищевые источники




Проявления гипервитаминоза




2. Напишите реакцию образования ретинола из β-каротина. Изобразите в виде схемы молекулярный механизм фотохимического акта зрения. Охарактеризуйте влияние витамина А на деление эпителиальных клеток. Напишите структуры активных форм витамина А ретиналя и ретиноевой кислоты.

3. Напишите фотохимическую реакцию образования витаминов Д2 и Д3 из соответствующих предшественников, а также формулу активной формы витамина Д3 -1,25-диоксихолекальциферола. Как образуется активный метаболит витамина Д? Объясните гормоноподобный механизм влияния кальцийтриола на фосфорно-кальциевый обмен. Перечислите основные проявления рахита у детей.

4. Охарактеризуйте роль витамина К в процессах свертывания крови.

  1. Напишите схему реакции взаимодействия α-токоферола с пероксидным радикалом ненасыщенной жирной кислоты.

  2. Напишите формулы ненасыщенных жирных кислот – линолевой, линоленовой, арахидоновой. Особенности строения жирных кислот семейств ω-3 и ω-6. Биологическая роль полиненасыщенных жирных кислот.

5.


Изучите водорастворимые витамины – аскорбиновую кислоту и витамин Р.


1. Начертите в тетради и заполните следующую таблицу:

Витамин

Витамин С Витамин Р

Другие названия




Специфические названия авитаминоза (если он есть)




Суточная потребность




Основные пищевые источники




2. Напишите реакцию окислительно-восстановительных превращений аскорбиновой кислоты. Опишите биороль аскорбиновой кислоты – участие в биосинтезе коллагена, обмене ароматических аминокислот, синтезе гормонов надпочечников, обмене железа.

3. Напишите формулы рутина и кверцетина. Опишите биологическую роль витамина проницаемости.
Примеры тестов контроля исходного уровня знаний

Вид 1. Выберите один наиболее верный ответ.

1.1. Наибольший вклад в развитие витаминологии внес ….

а) А.Я. Данилевский

б) К.С. Кирхгоф

в) А.М. Бутлеров

г) Н.И. Лунин
1.2. Витамины – это ….

а) низкомолекулярные органические соединения

б) нуклеотиды

в) аминокислоты

г) пептиды, белки
1.3. Витамин Е является ….

а) антиоксидантом

б) переносчиком электронов в дыхательной цепи

в) предшественником гормонов

г) антидотом при отравлении солями ртути
1.4. В основе деполяризации мембраны с последующей передачей нервного импульса по зрительному нерву лежит …

а) диссоциация родопсина на опсин и транс-ретиналь

б) восстановление НАДФ+

в) конденсация опсина с транс-ретиналем

г) гидролиз зрительного пурпура

д) транспорт цис-ретиналя из печени в сетчатку глаза
Вид 2. Т ест на установление соответствия

2.1. Витамин – химическая структура.

1. витамин Д а. терпеновое соединение – состоит из 4 изопреновых

звеньев

2. витамин А б. в основе три компонента – птеридин, ПАБК и глутамат

3. витамин В1 в. производное 3-оксипиридина

4. витамин В2 г. стероидное соединение

5. витамин В6 д. конденсированный гетероцикл из бензольного,

пиразинового и пиримидинового колец

6. фолиевая е. в основе тиазольное и пиримидиновые кольца, соеди-

кислота ненные метиленовой группой

7. витамин К ж. производное циклической мочевины

8. витамин Н з. производное нафтохинона

9. витамин С и. 2,3-дикетогулоновая кислота
2.2. Сопоставление химического названия витамина и названия по проявлению недостаточности

  1. тиамин а. антискорбутный

  2. аскорбиновая кислота б. антистерильный

  3. ретинол в. антидерматитный

  4. токоферол г. антиксерофтальмический

  5. кальциферол д антисеборейный

  6. пиридоксин е. антирахитический

7. биотин ж. антиневритный
Вид 3. 3.1. Метаболизм витамина Д заключается в ….

  1. 25-гидроксилировании в почках

  2. 1a-гидроксилировании в почках

  3. 25-гидроксилировании в печени

  4. 25-гидроксилировании в почках

  5. 1a-гидроксилировании в почках с последующим дегидрированием


3.2. Относительно витамина А являются верными следующие утверждения: ….

1. транспортируется в крови в составе ЛПНП

2. цис-изомер ретиналя кислоты участвует в световосприятии

3. фосфорилируется и дефосфорилируется в ходе фотохимического акта зрения

4. регулирует экспрессию генов, кодирующих структуру кератина

5. регулирует потребление кальция
3.3. С лечебной целью используются ….

1. сульфаниламиды

2. изониазид

3. варфарин, дикумарол

4. оротовая кислота

5. холин
Вид 4. Определение правильности утверждений в предложении и установите наличие причинной связи между ними.

4.1. Витамин К участвует в постсинтетической модификации белков свертывания крови, потому что служит коферментом карбоксилирования остатков глутаминовой кислоты в составе этих белков.
4.2. Красномякотные овощи и фрукты богаты каротинами, потому что каротины являются провитаминами Е.
4.3. При недостатке холина наблюдается накопление в печени нейтральных липидов, поскольку холин необходим для синтеза фосфолипидов.
  1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом