Главная страница
qrcode

Модуль Биохимия питания. Общие пути катаболизма. Биоэнергетика Модуль включает следующие темы занятий


Скачать 161.17 Kb.
НазваниеМодуль Биохимия питания. Общие пути катаболизма. Биоэнергетика Модуль включает следующие темы занятий
АнкорМодуль 2.docx
Дата15.11.2016
Размер161.17 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаModul_2.docx
ТипДокументы
#5108
страница2 из 3
Каталогid30226536

С этим файлом связано 49 файл(ов). Среди них: getImage.jpg, Goncharov_Ivan_Oblomov.fb2, sapin_2.pdf, TR-Va7iDv_g.jpg, krov_i_innerv.pdf, NC.docx, Modul_2.docx и ещё 39 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3

Примеры ситуационных задач


Задача 1. Препараты витамина К (викасол) используются в медицине как антигеморрагические средства. Эффективны ли они для остановки кровотечения, или могут применяться только как средства, предупреждающие кровотечения?

Задача 2. Отмечено, что у некоторых больных с хроническими заболеваниями почек развивается остеомаляция (размягчение кости). Объясните механизм возникновения так называемого ренального рахита. Эффективно ли в этом случае назначение препаратов витамина Д?

Задача 3. Витамин Е – токоферол является одним из самых мощных антиоксидантов. Объясните механизм антиоксидантного действия токоферола. Почему аскорбиновая кислота значительно повышает антиоксидантную активность токоферола?
Кратко выпишите принцип метода, химизм реакции и порядок проведения работ, выполняемых на лабораторном занятии, не забывая оставлять места для расчетов и выводов.

Самостоятельная работа студентов

Работа № 1. Качественная реакция на витамин А с хлорным железом.

В сухую пробирку налить 1-2 капли рыбьего жира, 10-15 капель хлороформа. Перемешать и добавить 5 капель 1% раствора хлорного железа. Отметить появление ярко-зеленого окрашивания.
Работа № 2. Качественные реакции на витамин Д.

2.1. Анилиновая проба на витамин Д.

В сухую пробирку налить 5 капель рыбьего жира, 15 капель хлороформа и 5 капель анилинового реактива (15 частей анилина и 1 часть концентрированной соляной кислоты). Осторожно нагреть на спиртовке и отметить появление красного окрашивания.

2.2. Реакция с серной кислотой.

В пробу налить 1 каплю масляного раствора витамина Д, 4 капли хлороформа, перемешать и добавить 2 капли концентрированной серной кислоты. Встряхнуть и отметить появление ярко-желтого окрашивания, переходящего в буро-красное.
Работа № 3. Качественная реакция на витамин Е с азотной кислотой.

В сухую пробирку налить 5 капель 1% раствора токоферола, прибавить 10 капель концентрированной азотной кислоты и встряхнуть. После отстаивания эмульсии отметить появление красного окрашивания в верхнем слое.
Работа № 4. Качественная реакция на викасол с щелочным раствором цистеина.

Викасол – синтетический аналог витамина К1 - в присутствии цистеина в щелочной среде окрашивается в лимонно-желтый цвет.

Техника выполнения работы. На сухое часовое стекло наносят 5 капель раствора викасола, добавляют 5 капель раствора цистеина и 1 каплю 10% раствора едкого натра. Появляется лимонно-желтое окрашивание.
Работа № 5. Качественные реакции на витамин PP.

5.1. Реакция с гидросульфитом натрия.

В пробирку на кончике скальпеля поместить порошок витамина РР, прилить 0,5-1,0 мл 10% раствора бикарбоната натрия и 0,5-1,0 мл свежеприготовленного 5% раствора гидросульфита натрия. Отметить появление продукта восстановления витамина РР желтого цвета.
5.2. Реакция с раствором уксусно-кислой меди.

К 1 мл 0,1% раствора никотиновой кислоты добавить 1 мл 10% раствора бикарбоната натрия, прилить равный объем 5% раствора уксусно-кислой меди.





никотиновая кислота




медная соль никотиновой кислоты синего цвета

Отметить появление голубого окрашивания и выпадения осадка медной соли синего цвета, образующегося по следующей реакции:
Работа № 6. Реакция восстановления рибофлавина.

Реакция основана на способности рибофлавина восстанавливаться. Окрашенный в желтый цвет рибофлавин при восстановлении приобретает розовый цвет, а затем обесцвечивается, так как восстановленная форма витамина В2 бесцветна. Механизм реакции может быть представлен следующим уравнением:

Техника выполнения работы. 10 капель взвеси рибофлавина в воде (0,025%) налить в пробирку, добавить туда же 5 капель концентрированной соляной кислоты и поместить небольшой кусочек металлического цинка. Выделяющийся водород восстанавливает рибофлавин и раствор изменяет окраску из желтой в красную и розовую, а затем обесцвечивается.

Работа № 7. Качественная реакция на витамин В6.

Принцип метода. Витамин В6 при взаимодействии с раствором хлорного железа образует комплексную соль типа фенолята железа красного цвета.

Техника выполнения работы. К 5 каплям 1% раствора витамина В6 приливают равное количество 1% раствора хлорного железа и перемешивают. Развивается красное окрашивание.
Работа № 8. Определение тиамина в поливитаминных препаратах.

Принцип метода основан на способности тиамина окисляться феррицианидом калия в щелочной среде в тиохром, который после экстракции из раствора бутиловым спиртом дает в ультрафиолетовых лучах сине-голубое окрашивание.

Ход работы. Драже из поливитаминов размять в ступке, добавить 30 мл 0,1н раствор НСl и тщательно размешать. В 3 пробирки добавить:

1. Контроль - 5 мл 0,1 н раствор НСl.

2. Опыт - 1 мл раствора витаминов + 4 мл дистиллированной воды.

3. Стандарт - 5 мл стандартного раствора тиамина.

Во все пробирки прилить по 1,5 мл окислительной смеси (щелочного раствора феррицианида калия), осторожно встряхнуть до полного перемешивания, во все пробирки налить по 5 мл н-бутанола, интенсивно встряхивать в течение 5 минут. Подождать расслаивания жидкости. Все пробирки поместить в штатив флуороскопа и сравнить флуоресценцию раствора в 3-х пробирках.

Вывод:
Работа № 9. Определение рибофлавина в поливитаминных препаратах.

Принцип метода. Основан на способности рибофлавина давать в ультрафиолетовых лучах желто-зеленую флюоресценцию, интенсивность которой зависит от концентрации рибофлавина.

Ход работы. Экстракт готовится как в предыдущей работе.

В 3 пробирки добавить:

1. Контроль - 7 мл воды.

2. Опыт - 2 мл экстракта из драже + 5 мл воды.

3. Стандарт - 1 мл стандартного р-ра + 5 мл воды.

Поместить пробирки в штатив флуороскопа и сравнить флюоресценцию в 3-х пробирках.

Вывод:
Эталоны ответов к тестовым заданиям

Вид 1. 1.1.-г; 1.2-а; 1.3– а; 1.4-а.

Вид 2. 2.1. – 1-г; 2-а; 3-е; 4-д; 5-в; 6-б; 7-з; 8-ж; 9-к;

2.2. – 1-ж; 2-а; 3-г; 4-б; 5-е; 6-в; 7-д.

Вид 3. 3.1.-2, 4; 3.2-2, 4; 3.3-1, 2, 3.

Вид 4. 4.1. А (+, +, +); 4.2-С (+, -, -); 4.3-А (+, +, +).
Эталоны ответов на ситуационные задачи

Задача 1. Препараты витамина К используются как средства, предупреждающие кровотечения, поскольку витамин К относится к непрямым коагулянтам, участвующим в образовании в печени факторов свертывания II, VII,IX X. Участие заключается в g-карбоксилировании остатков глутаминовой кислоты в ходе постсинтетического «дозревания» белков свертывания крови. Дополнительная карбоксильная группа необходима для взаимодействия с ионами Са++ (факторы II, VII, IX, X являются Са++-зависимыми).
Задача 2. В основе ренального рахита лежит снижение способности вырабатывать активную форму витамина Д3 – 1,25-диоксихолекальциферол [1,25(ОН)2D3], так как 1α-гидроксилирование протекает именно в ткани почек. Наиболее эффективным в данном случае является применение не самого холекальциферола, а его активного метаболита – [1,25(ОН)2D3].
Задача 3. Токоферол относится к антиоксидантам фенольной природы, так как содержит в своей структуре фенольный фрагмент. Фенолы – активные антиоксиданты, поскольку после присоединения электрона образуют стабильный феноксильный радикал – своеобразную «ловушку» электронов. Аскорбиновая кислота, благодаря своим восстанавливающим свойствам, окисляясь, регенерирует восстановленную форму токоферола. Сам аскорбат регенерируется, взаимодействуя с глутатионом.












α-ферроксильный радикал

L-аскорбат





α-токоферол

L-аскорбильный радикал

Занятие № 3. Витамины и коферментные формы витаминов.

Количественное определение витаминов.

Цель занятия. Закрепить знания студентов по структуре, свойствам, биологической роли витаминов. Овладеть некоторыми методами количественного определения витаминов в растительном материале.

В результате освоения темы занятия студент должен:

Знать:

Уметь:

1.Химическую структуру водорастворимых витаминов, имеющих коферментную форму.

2.Биохимические функции витаминов группы B.

3.Суточную потребность в отдельных витаминах и содержание их в пищевых продуктах.

4. Характерные признаки авитаминозов и гиповитаминозов, причины их возникновения.

1.Объяснить роль витаминов в обменных процессах.

2.Определять количественное содержание витамина C и P.

3.Оценивать пищевой рацион с точки зрения обеспеченности организма витаминами.
План занятия

1. Контроль выполнения задания по самоподготовке, ответы на тесты.

2. Рассмотрение узловых вопросов, решение ситуационных задач, заслушивание и обсуждение реферативных сообщений.

3. Выполнение лабораторной работы, оформление протоколов.

4. Контроль выполнения работы и усвоения темы.
УИРС. Определение содержания витамина С в моче и слюне у добровольцев.
Методические указания к самоподготовке

При подготовке к данному занятию необходимо вспомнить материал модуля «Ферменты» - иметь четкие представления о строении активного центра ферментов-протеидов. При изучении отдельных витаминов особое внимание следует уделять структуре коферментов, в состав которых входит витамин, механизмам участия этих коферментов в каталитических реакциях и попытаться запоминать проявления дисбаланса витаминов как следствие нарушения соответствующих биохимических процессов. Для подготовки к занятию вам предстоит проштудировать довольно большой теоретический материал. Для систематизации ваших знаний попытайтесь запоминать информацию о витаминах в следующем порядке:

1. химическое, физиологическое название витамина, буквенный индекс;

2. химическая структура витамина, его активной формы или кофермента;

3. физико-химические свойства (окраска, растворимость);

4. суточная потребность, наиболее богатые пищевые источники витамина;

5. биохимические функции (конкретный биохимический процесс, в котором участвует витамин, если имеется - структура кофермента и типы катализируемых им реакций);

6. проявления дисбаланса витамина.

Для того, чтобы успешно подготовиться к данному занятию, выполните задания:

№№

Задание

Указания к выполнению задания

1

2

3

1.

Изучите общие вопросы о коферментах.

1. Какой ученый одним из первых указал на связь витаминов и коферментов?

2. Дайте определение понятию кофермент.

3. Приведите классификацию коферментов (нуклеотиды, протопорфирины и др.).

4. Каков характер связи между различными коферментами и апоферментами?

2.

Изучите водорастворимые витамины, имеющие коферментные формы.



1. Начертите в тетради и заполните следующую таблицу:

Витамин

РР В1 В2 В3 В6 В12 Н Фолацин

названия




Структура




Суточная потребность




Основные пищевые

источники




Специфические названия авитаминоза




Название кофермента, содержащего витамин




Класс ферментов, содержащих данный кофермент




2. Начертите в тетради и заполните таблицу:

Название кофермента или простетической группы фермента.

Название витамина, входящего в кофермент

Характер групп,

которые переносятся при участии

3. Напишите схему окислительно-восстановительных превращений коферментов НАД+ и ФАД.

4. Напишите реакцию образования кофермента ТДФ или ТПФ (тиаминкиназная реакция) и суммарное уравнение процесса декарбоксилирования ПВК и α-кетоглутарата.


5. Напишите реакцию образования коферментной формы фолиевой кислоты – тетрагидрофолата. Продемонстрируйте роль ТГФК как переносчика одноуглеродных групп: напишите структуры 5,10-метилен-Н4-фолата, 5-метил-Н4-фолата, 10-формил-Н4-фолата.

Напишите механизм процесса переаминирования аминокислот с участием пиридоксальфосфата.

6. Напишите структуру кофермента А.

7. Напишите реакцию образования карбоксибиотина.

8. Охарактеризуйте участие метилкобаламина и дезоксиаденозилкобаламина в обмене веществ.
Примеры тестов контроля исходного уровня знаний

Вид 1. Выберите один наиболее верный ответ.

1.1. При гипервитаминозе наиболее токсичен ….

а) витамин Д б) витамин С в) витамин В1 г) витамин В6
1.2. Витамин В12 ….

а) не имеет коферментных форм

б) вовлечен в перенос аминогрупп

в) требует специфического гликопротеида для всасывания

г) в больших количествах присутствует в растительной пище
Вид 2. Установите соответствие.

2.1. Фермент – кофермент – функция.

B1

B2

B3

B6

Bc

PP
H

B12


а) TГФК

б) НАД+, НАДФ+

в) ФАД, ФМН

г) ТПФ (ТДФ)

д) KoA

е) пиридоксаль- фосфат

ж) кобаламин

з) биотин

a. трансаминирование и дезаминирование аминокислот

b. окислительное декарбоксилирование

-кетокислот

c. переносчик одноуглеродных групп

d. переносчик ацила

e. перенос электронов

f. реакции карбоксилирования

g. перенос метильных групп и внутримолекулярный перенос водорода

2.2. Витамин – антивитамин.

1. витамин В6 а) дикумарол

2. витамин В1 б) изониазид

3. витамин К в) варфарин

4. витамин В2 г) тромексан

5. фолиевая кислота д) аминоптерин, метотрексат

6. парааминобензойная е) окситиамин

кислота ж) акрихин

з) сульфаниламиды

2.3. Витамин-проявление недостаточности или авитаминоза.

1. витамин В6 а) дерматит, диарея, деменция

2. витамин РР б) кровоточивость десен, расшатывание зубов

3. витамин С в) сердечная недостаточность, периферические невриты

4. витамин В1 г) макроцитарная анемия

5. витамин В2 д) себорея, дерматит

6. витамин Н е) катаракта, заеды в уголках рта
2.4. Кофермент – класс фермента

1. НАД, НАДФ а) лиазы

2. ФМН, ФАД б) оксидоредуктазы

3. ТПФ в) трансферазы

4. ТГФК г) изомеразы

5. кобаламин

6. пиридоксальфосфат
Вид 3. 3.1.Кофермент витамина В6 пиридоксальфосфат участвует в ….

1. переносе аминогрупп с амино- на кетокислоту

2. окислительном дезаминировании аминокислот

3. декарбоксилировании аминоксилот

4. восстановительном аминировании аминокислот

5. транспорте аминокислот
3.2. Пернициозная анемии…

1. вызывается недостаточным поступлением витамина В12 с пищей

2. сопровождается выработкой антител к париетальным клеткам желудка

3. сопровождается нарушением гемопоэза вследствие гиперпродукции специфического гликопротеида

4. сопровождается недостатком в желудочном соке НСl и пепсина
Вид 4. Определение правильности утверждений в предложении и установление наличия причинной связи между ними.

4.1. Отсутствие в пище триптофана способствует развитию гиповитаминоза РР, потому что небольшая часть витамина РР в организме синтезируется из триптофана.
4.2. Авитаминоз В1 сопровождается метаболическим ацидозом, потому что дефицит тиамина приводит к накоплению в организме -кетокислот – пировиноградной и -кетоглутаровой.
Примеры ситуационных задач

Задача 1. Одним из главных проявлений недостаточности фолиевой кислоты является развитие макроцитарной анемии. Объясните механизм возникновения анемии при дефиците фолацина. Какое применение в медицине нашли антагонисты фолиевой кислоты?
1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом