Главная страница
qrcode

Политология ответы. Можно выделить два основных этапа развития теории политической модернизации


Скачать 167.91 Kb.
НазваниеМожно выделить два основных этапа развития теории политической модернизации
Дата23.06.2020
Размер167.91 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПолитология ответы.docx
ТипДокументы
#159338
страница4 из 6
Каталог
1   2   3   4   5   6

Развитие политической мысли в Западной Европе в XIX веке.

Ее особенность состоит в том, что политические теории этого времени, продолжая традиции предшествующего столетия, претендуют на то, чтобы “все объяснить” или “решать все проблемы”. XIX век – это период бурного развития капитализма с его устоями (частной собственностью, свободной конкуренцией и частной инициативой). Это повлекло за собой создание новой политической и правовой системы.


Существенный вклад в развитие политической науки XIX в. внес французский мыслитель

Развитие политической мысли первой половины XIX в. сопровождалось не только смещением ее идеологической направленности, но и преобразованиями в познавательно-методологическом плане. Возникает позитивизм, у истоков которого стоял О.Конт.

Развитие политической мысли в России.

Политические идеи Древней Руси оставили глубокий след в летописях. Одной из них является “Повесть временных лет” (1113 г.), в которой подробно излагается политическая история Руси и дается характеристика русских князей. Центральной идеей “Повести” является идея единства Земли Русской.

Своеобразным содержанием отличается “Новгородская летопись” (1136 г.), проникнутая антикняжескими тенденциями. В частности, сопоставляя значения власти веча и власти князя, эта летопись отдает первенство вечу.

В “Русской правде” и в “Слове о полку Игореве” (XI-XIII вв.) заложены идеи сильной княжеской власти и призыв к единению во имя совместного отпора кочевникам, нападавшим на Русскую землю.

В истории русской политической мысли важное место принадлежит “Посланию Даниила Заточника” (XII-XIII вв.), в котором проблемам политики уделено большое внимание.



Наиболее видными политическими мыслителями первой половины XVIII века были
В период разложения феодализма и начала формирования капиталистического уклада (вторая половина XVIII века) нарастают противоречия между дворянством и крестьянами, что в конечном счете приводит к идейной поляризации в сфере политической мысли. Крестьянские восстания заставляли задуматься передовых людей России о судьбах страны, побуждали их критически оценивать существующий государственный и общественный строй. В свою очередь, охранительная идеология дворянства приспосабливаясь к новым условиям претерпевает известные изменения. Во второй половине XVIII века складывается несколько течений политической мысли: официальная, консервативно-аристократическая и либеральная. Формируется идеология просветительства, политические идеи, которого отражены в произведениях
В первой половине XIX в. в России под воздействием противоречий, связанных с возникновением капиталистического уклада, политика самодержавия колебалась от открытого реакционного курса до уступок либерализму. В России создается ряд проектов либеральных реформ в области общественных отношений, разрабатываются проекты реорганизации высших органов государства и местного самоуправления. Активным сторонником этих преобразований был М.М.Сперанский. Наиболее подробный проект преобразований был разработан М.Сперанским по заданию Александра I в 1809 г. во “Введении к Уложению государственных законов”. Он исходил из того, что “никакое правительство, с духом времени несообразное, против его всемощного действия устоять не может”. Сперанский настойчиво проводил идею разделения властей.

Политические взгляды дворянства получили отражение в произведениях
В целом к концу XIX в. определились некоторые характерные черты российской политической мысли: 1) излишняя затеоретизированность с тенденцией отрыва от реальной действительности; 2) преимущественный анализ этических проблем политики; 3) умозрительный характер концепций обновления политической системы в России.

Эволюция политической мысли в Беларуси.

Первые памятники социально-политической мысли Беларуси относятся к XII в. В этот период Древнерусское государство - Киев¬ская Русь - распадалось на удельные княжества. Русские князья-родственники, враждуя из-за наследства и политиче¬ского влияния, не желали подчиняться единому центру, роль которого ранее выполнял Киев. Существовавшие на терри¬ториях, составляющих нынешнюю Беларусь, земли-княжест¬ва также отказывались подчиняться Киеву. Эти события, ко-нечно же, не могли не волновать мыслителей того времени. Об этом свидетельствуют произведения и общественная де¬ятельность Ефросинии Полоцкой (ок. 1120—1173) и Кирилла Туровского (1130-1182).

О характере социально-политических взглядов Полочанки говорит текст церковного певческого канона XII в. о Еф¬росинии. В нем утверждаются те же идеи, что и в "Слове о полку Игореве", - призыв людей к миру и согласию, пламенный протест против братоубийственных усобиц, необходимость единения восточнославянских земель перед внешней угрозой.

Основная тема Кирилла выдвинувшего его в ряд древнерусских мыслителей первой величины, - это проблема человека. В ее разрешении Кирилл последовательно выступает с позиций религиозного антропоцентризма.

Период Великого княжества Литовского вне всякого сомнения занимает особое место в историческом развитии народа Беларуси и, соответственно, его политической мысли. Это время дало нам Франциска Скорину (ок. 1490 - не позднее 1552) - белорусского и восточнославянского первопечатника и просветителя; Миколу Гусовского (ок. 1470—1533) - европейски известного поэта- гуманиста. Книги Библии, на перевод и издание которых ушла основная часть творческой энергии Ф. Скорины, стали заметным явлением не только восточнославянской, по и европейской культуры в целом. Поэма же М. Гусовского "Песнь о зубре". Особое место в творчестве Гусовского занимает идея национального патриотизма. "Песнь о зубре" написана как гимн своему отечеству, его стойкому и мужественному народу. Видными представителями белорусской политической мысли этого периода были также Андрей Волан (1530-1610), Сымон Будный (ок. 1530—1593), Василий Тяпинский (ок. 1540—1604), Михалон Литвин (XVI в.), Л. И. Сапега (1557—1633), Мартин Чеховиц (1532—1613) и др. В их произведениях анализируются актуальные для эпохи Возрождения проблемы: происхождение и сущность государственной власти, идеалы справедливого правления, соотношение права и закона, естественные права человека, соотношение прав и свобод подданных.

Период Речи Посполитой.

Белорусская политическая мысль все больше обращается к проблемам дальнейшего исторического пути своего народа, развития его самостоятельности, единения с братским русским народом. Объективной предпосылкой актуализации в общественном сознании идеи воссоединения белорусов, как и украинцев, с русскими, является усиление социального и национально-религиозного гнета со стороны господствующих классов Польши.

Сформулированные в данных условиях социально-политические идеалы нашли затем свое выражение в движении православного населения против гнета польских феодалов, за реализацию своих экономических, политических, культурных и религиозных прав, за воссоединение Беларуси и Украины с Россией.

Период Российской империи. Политическая мысль Беларуси этого периода приобретает преимущественно революционно-демократическую направленность. Это идейно-политическое течение возникло па общей почве российской действительности, где вопросы о крепостном праве и охраняющем его царском самодержавии с самого начала XIX в. встали как важнейшие общественные проблемы. Для развития революционно-демократических политических идей и становления национального движения в Беларуси огромное значение имела деятельность
Калиновский сформулировал знаменитый девиз: "Не народ зроблен для урада, а урад для народа". Ближайшими наследниками демократических, свободолюбивых устремлений Кастуся Калиновского стали поэты Франтишек Богушевич (1840—1900) и Адам Гуринович (1869—1894). Затем, уже в начале XX в., насущные социальные и национальные потребности трудового белорусского народа в духе революционно-демократической традиции выражали Алоиза Степановна Пашкевич (1876—1916), известная под псевдонимом Тетка, Максим Богданович (1891 — 1917), Янка Купала (1882-1942), Якуб Колас (1882-1956) и др. Пожалуй, с наибольшей полнотой и ясностью идею человеческого и национального достоинства белорусов смог выразить и утвердить в общественном сознании Янка Купала. В его дореволюционном творчестве главное место занимают проблемы, связанные с признанием самого факта существования белорусского народа, его права на национальное самоопределение, на самостоятельное историческое развитие, на собственную государственность.

Если представители первого, революционно-демократического, течения политической мысли в целом выступали с национально-белорусских позиций, рассматривали Беларусь как самобытную страну, в той или иной мере отстаивали возможность ее независимого от Польши и России развития, то сторонники западнорусской традиции считали, что Беларусь не является отдельной страной и что, следовательно, она не в состоянии самостоятельно культурно и политически развиваться. Они рассматривали Беларусь как составной элемент России, ее культурную и государственную часть.
Одна часть революционных сил, главным образом в лице партии Белорусская социалистическая громада, заняла на¬ционально-демократические позиции. Она стала осуществ¬лять идею национального самоопределения белорусов в форме образования ими своего независимого демократиче¬ского государства. Активными проводниками этой полити¬ческой линии были такие деятели БСГ, как А. И. Луцкевич, И. И. Луцкевич, В. Ю. Ластовский, А. И. Цвикевич, А. В. Прушинский (Алесь Гарун), И. Я. Воронко, А. А. Смолич и др.

С начала 90-х гг. XX столетия открылся новый этап развития государственности Беларуси и, соответственно, отечественной политической мысли. Его особенностью являются уяснение места и роли нашего государства в мировом сообществе, поиск новой формулы единения белорусов с братскими славянскими народами, прежде всего с русским и украинским, обоснование путей упрочения государственного суверенитета республики, становления демократического общественного устройства па основе познания специфики социально-экономических, политических и исторических условий жизни народа, освоения и творческого использования достижений как отечественной, так и мировой политической мысли.
46.Структура политической науки





















































































































Суверенитет политической власти

суверенитеталегитимности


ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРИНЦИПА СУВЕРЕНИТЕТА:


1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов


связь с админом