Главная страница
qrcode

Э. Фукс. Иллюстрированная история нравов. Том 2... Москва Издательство Республика


НазваниеМосква Издательство Республика
АнкорЭ. Фукс. Иллюстрированная история нравов. Том 2.
Дата03.12.2017
Размер0.49 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭ. Фукс. Иллюстрированная история нравов. Том 2...docx
ТипКнига
#50191
страница1 из 34
Каталогid160930868

С этим файлом связано 7 файл(ов). Среди них: Istoria_Otechestva_v_tabl_i_skhem_Kuznetsov_I_N.pdf, Э. Фукс. Иллюстрированная история нравов. Том 2...docx, Osnovy_istorii_iskusstv_Yanson_i_Yanson__1996.pdf, Konspekty_po_istorii_Rossii_s_drevn_vremyon.pdf.
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Э д у а р д Ф у к с


ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ
ИСТОРИЯ
НРАВОВ

Галантный
ВЕК


Москва
Издательство
"Республика"
1994


ББК 87.7
Ф94

Перевод с немецкого
В. М. Фриче


Фукс Эдуард.
Ф94 Иллюстрированная история нравов: Галантный век: Пер. с
нем. - М.: Республика, 1994. - 479 с.: ил.
ISBN 5-250-02359-2


Вниманию читателя предлагается продолжение уникального, до сих пор непревзойденного по богатству материала исследования немецкого историка Э. Фукса, посвященного вечной теме - отношениям мужчины и женщины. В предыдущем томе, вышедшем в издательстве "Республика" в 1993 г., воссоздана картина нравов Возрождения, а здесь автор обращается к эпохе европейского абсолютизма, когда процветал безусловный культ женщины как источника счастья, наслаждения и любви. Книга содержит свод интереснейших сведений об обычаях и нравственных представлениях, костюмах и прическах, браке, проституции, театрах, танцах, салонной жизни людей "галантного века".
В переводе, воспроизведенном по изданию 1913 г., сохранены особенности языка и стиля; подписи под рисунками оставлены в том виде, в каком они даны автором. Свыше двухсот репродукций с картин и гравюр европейских мастеров прекрасно дополняют увлекательный текст.
Книга представляет интерес для широкого круга читателей.


0301070000-030
Ф -----------------------
079(02)-94


ББК 87.7


ISBN 5-250-02359-2


© Издательство "Республика", 1994

Оглавление

Вступление
5

1
Эпоха абсолютизма
9
Эпоха абсолютизма
Верноподданническая психика
Общественная ложь
Галантность

2
Новый Адам и новая Ева
79
Идеал красоты абсолютизма
Культ интимных женских прелестей
Физический портрет мужчины и женщины

477

3
Ливрея разврата
109
Величественность: шлейф, фонтанж, парик
Роль каблука
Декольте
Кринолин
Нижние части костюма
Скала цветов эпохи старого режима
Роскошь мод

4
Любовь
165
Культ техники
Рафинированность и сентиментальность
Сексуальное воспитание
Любовь как произведение искусства
Авансы за счет брака
Женская потребность в любви
Юридическая формула
Герой старого режима
Оргия
Венера и Приап в рясе
Под кнутом
Воцарение проститутки

5
Проституция
389
Уличная торговля любовью
Дома терпимости
Агенты и маклеры проституции
Полиция и проститутка
Шип на розе

478

6
Гостиница и салон
433
Эволюция трактирной жизни
Семейные праздники
Народные обычаи
Народные праздники и увеселительные места
Танцы и игры
Опера и балет
Салон
Вступление

Потерянный рай!

Старик Талейран заметил однажды: кто не жил до 1789 г., тот вообще не жил. И многие тысячи его современников были того же мнения.

Те, кто пережили этот год, остаток жизни грустили о потонувшем острове блаженных, чарующие утехи которого они изведали в юности. Действительность становилась все печальнее, и было ясно, что это волшебное счастье миновало навсегда. Кончилось сновидение о красоте и наслаждении.

Наиболее яркие документы эпохи старого режима *: искусство и изящная литература, отражающие ее дух, - оправдывают подобную печаль и тоску. В них дышит безупречная, сверкающая красота. Здесь все прекрасно: никогда женщины не были так соблазнительны; никогда мужчины не были так элегантны; даже

* Старый режим (фр. l'ancien régime) - королевский режим, государственное устройство Франции до 1789 г. Ред.

5

истина шествовала тогда по земле не обнаженная, а в облачении неиссякавшего остроумия. Роза потеряла свои колючие шипы, порок - свое безобразие, добродетель - свой скучный вид. Все стало ароматом, грацией, зачарованным блеском. Лица людей не омрачались трагическими переживаниями, физической болью, преступными замыслами. Радость и счастье одухотворяют каждую их черту. Слезы смягчаются смехом, а горе - только ступень к более высокому блаженству.

Люди не признают ни старости, ни увядания. Они вечно молоды, вечно шутят, и даже на смертном одре они все еще кокетничают. Все насыщено чувственностью, все дышит сладострастием. Жизнь стала непрекращающимся экстазом наслаждения. А за опьянением следует не угнетающее отрезвление, а новое блаженство. События и поступки не имеют последствий. Есть только "сегодня". "Завтра" не существует. Чопорность не позорит, не искажает чувственности; последняя подобна большому заколдованному лесу, откуда изгнан грех, где не растет древо с запретными плодами. Вкушать можно от всех сладких, заманчивых плодов сада, и на каждом шагу ожидает осуществление тысячи разнообразных желаний. Наслаждение - неизменный спутник человека вплоть до гробовой доски, и каждому оно щедро расточает свои дары. В предчувствии наслаждения блестит уже взор отрока, как обещанием сияет все еще взор матроны. Природа отменила свои железные законы, лишив отвращения даже то, что противоестественно. Даже то, что противоестественно, погружено в море сверкающей красоты. Куда ни взглянешь, всюду красота, всюду яркое сияние. Люди живут и умирают среди красоты. Она стоит у постели новорожденного и держит в своих руках руку умирающего. Она - солнце, которое никогда не заходит.

Таков был тот эдем *, о котором вспоминали с такой щемящей грустью, до последнего биения сердца, те, кто пережили старый режим. Пылкие стихотворения, очаровательные гравю-

* Эдем - земной рай, благодатный уголок земли. Ред.

6

ры, грациозные картины эпохи Рококо не лгут, воспроизводя перед нашими глазами этот мир блаженства и наслаждения. Этот эдем в самом деле когда-то существовал, чтобы навсегда исчезнуть с лица земли.

Свидетели прошлого не лгут - в этом нет сомнения, - зато они скрывают часть истины, и притом для истории самую важную. Они умалчивают, что в эпоху старого режима в этом эдеме жило лишь меньшинство, именно те немногие, которым абсолютизм давал возможность жить такой жизнью праздных паразитов, какую не знало европейское человечество даже в дни античной культуры.

Упомянутые документы умалчивают далее о том, что почти для всего остального человечества жизнь была тогда настоящим адом нескончаемых забот и мук, да и должна была сложиться так, чтобы земля стала раем для немногих.

И вот почему эпоха старого режима была не для всего человечества потерянным раем.

Человечество в широком смысле слова пока еще не обитало в раю и потому и не могло быть из него изгнано, не могло его потерять. Врата эдема для него все еще закрыты. До настоящего времени человечеству в этом широком смысле слова удавалось в лучшем случае заручиться лишь правом стоять у стены, огораживающей эдем блаженства. И ему он лишь порой мерещился в мечтах, как страна будущего... Сильной рукой оно зато устранило тот фундамент, на котором мог воздвигаться рай, подобный раю старого режима. И в этом - надежная гарантия, верный залог того, что однажды оно раскроет врата, ведущие в такой эдем, который вместит всех и всем даст счастье в равной мере.

Конечно, этот эдем будет носить иной характер, осуществит иной идеал жизни, чем то праздное сибаритское * существование, каким был, в сущности, в эпоху старого режима рай господству-

* Сибарит - изнеженный, праздный, избалованный роскошью человек.

7

ющих классов. То будет, напротив, эдем неутомимого и активного труда. В настоящее время лишь вдали виднеется тот заманчивый порог, который еще предстоит перешагнуть человечеству. И все-таки путь, который ему еще осталось пройти, ничто в сравнении с тем, который оно уже прошло, поднимаясь тысячелетиями от низших ступеней варварства на высоты современной культуры. Вот почему оно когда-нибудь пройдет и этот путь, отделяющий его от совершенства, и перешагнет мощным победителем порог, за которым только и начнется его настоящая история.

1

Эпоха абсолютизма


Эпоха абсолютизма
Верноподданническая психика
Общественная ложь
Галантность


Наиболее яркой чертой в духовной структуре эпохи абсолютизма было бесконечное презрение королевской власти ко всем недворянским элементам населения, к roture (черни. - Ред.), как тогда обобщающе называли среднее сословие. Мещанин, рабочий, крестьянин были в глазах командующих классов не людьми даже, а просто существами, креатурами, - Creaturen. Именно в эпоху абсолютизма сложилось убеждение, что только начиная с барона человек имеет право называться человеком.

На этом основании государь окружал себя только дворянами, был доступен только дворянам и только дворянство имело права, "Король абсолютен только по отношению к народу, к мещанству и крестьянству, а также к отдельным представителям дворянства (к которому можно вполне отнести и высшее духовенство), но не по отношению к дворянству как сословию. Государство становится собственностью короля, причем, однако, доходы - собственность дворянства. Дворянство все: на него работает крестьянин и ремесленник, для него содержится армия, для него создаются должности и ему принадлежат доходы государства" (К. Гуго).

Подобное презрение к ротюре (roture) было неотделимо от соответствовавшего ему прямо противоположного умонастроения, выливавшегося в своем крайнем выражении в чувство собственного богоподобия. Абсолютный государь становится в своих глазах, а также в глазах всего мира высшим земным существом, становится владыкой "божьей милостью". Власть его не от народа, и он ответственен только перед Богом. Такой типичный абсолютный государь, как Вюртембергский герцог Карл Евгений, имел своим девизом слова: "Государь - образ и подобие Божье. Он имеет право делать добро и зло, как ему заблагорассудится". Из такого воззрения само собой возникает Убеждение, что единственный и высший закон для страны - его благо, его удовольствие: suprema lex regis voluntas (воля короля высший закон. - Ред.). Этот принцип становится во всех странах общим мнением, получает всеобщее признание,

11

возводится в догмат, который в продолжение столетий принимается на веру и если критикуется, то только украдкой и тайком, фраза "Car tel est notre plaisir" ("Потому, что нам так хочется". - Ред.) все оправдывала или же опровергала.

Наука и искусство обязаны прославлять лишь короля, и они в самом деле поют только ему - всемогущему - хвалу. История становится описанием героизма и подвигов его и его предков. В его и их лице на землю спустился самый блестящий и гордый род. Монарх полон мудрости и добродетели. Никогда раньше мир не
видал подобного соединения в одном человеке благородства, величия и возвышенности.

Когда сын гениального Кольбера * был причислен к придворным Людовика XIV, то отец усмотрел в этом высшее счастье, ибо "ошибки сына будут замечены и исправлены лучшим из государей, возвышеннейшим человеком, величайшим и могущественнейшим королем". И он обращался к монарху со следующими словами: "Сир, наша обязанность благоговейно молчать и ежедневно благодарить Бога за то, что Он позволил нам родиться под скипетром государя, не признающего иных границ, кроме собственной воли".

А Людовик XIV не умел ни читать, ни писать, тогда как Кольбер был одним из наиболее выдающихся умов своего времени.

В приведенных словах Кольбера отнюдь не следует видеть иронию. Нет, именно таков был язык придворных в эпоху абсолютизма. У более посредственных умов этот язык звучал лишь более напыщенно, пестрил одними превосходными степенями.

И теми же путями шло искусство.

Стиль барокко - художественное отражение княжеского абсолютизма, художественная формула величия, позы, представительности. Абсолютизм создал особый стиль дворцовых построек. Дворец уже не крепость, как в Средние века, пробуждающая в обитателях чувство безопасности от нападений и неожиданностей, а низведенный на землю Олимп, где все говорит о том, что здесь обитают боги. Обширная передняя, огромные залы и галереи. Стены покрыты сверху донизу зеркалами, ослепляющими взоры. Без зеркал не могут обойтись ни поза, ни жажда представительствования. Ничто не должно быть скрываемо; все должно стать выставкой богоподобия - даже сон государя. Сады и парки, окружающие на значительном расстоянии дворец, выстроенный в стиле барокко, - сверкающие поляны Олимпа, вечно смеющиеся и вечно веселые. Весна превращена в отягченную плодами осень, зима становится напоенным ароматами

* Кольбер Ж. Б. (1619-1683) - генеральный контролер (министр) финансов Франции с 1665 г. Ред.

13

летом. Опрокинуты все законы природы, и только воля государя повелевает ею.

Величие, помпезность - таковы наиболее яркие признаки и искусства. Сцены из классической древности, жизнь богов - его постоянная тема - это его жизнь, обожествление его власти. Юпитер и Марс наделены его чертами, как Юнона и Венера - портреты его супруги. Пластические искусства превращают античные мифы о богах в историю его династии и жизни, их

14

победы - это его победы. В его руках покоятся гром и молнии, и, сгорая от сладострастной истомы, рвутся к нему божественно прекрасные тела Данаи и Леды *. От него родится новое поколение богов, и если блистательно возрождается век древних героев, то только благодаря ему.

Выше монарха ни в идее, ни на практике нет никого. Вот почему дворец в стиле рококо, последнего звена в развитии архитектуры эпохи абсолютизма, всегда одноэтажен, ибо никто не должен и не может стоять или ходить над его головой: он - церковь, идея божества в переводе на мирской язык. В лице абсолютного государя на земле шествует само божество. Отсюда великолепие, отсюда золотом сверкающая пышность, в которую облекается абсолютный монарх. Золото и драгоценные каменья - его одежда; золотом и блеском сверкает ливрея его придворных лакеев. Из золота сделаны: стул, на котором он сидит, стол, за которым он обедает, тарелки, с которых он ест, приборы, которыми он пользуется. Золотом и серебром затканы занавески над его ложем, обои на стенах. Со всех сторон, заливая его своим блеском, окружает его золото. Золотом украшена упряжь его лошадей, и он едет по улицам города в золотой колеснице. Вся его жизнь, весь его придворный штат облачены в золото. Все залито светом, а свет стал золотым. Ослепительно сияют тысячи свечей в его хоромах в праздничные дни, и все снова и снова отражают покрытые зеркалами стены. Он сам есть свет, и вот почему он всегда окружен светом.

Этим объясняется также чопорный, до мельчайших подробностей предусмотренный церемониал, которым обставлена каждая услуга, оказываемая ему с момента пробуждения и до минуты погружения в сон. Этот церемониал превращает самое ничтожное действие в акт первостепенной государственной важности, лишает даже самую противную услугу ее унизительного характера. Ежедневный присмотр за уборной французских королей - почетная должность, исполняемая доподлинным герцогом. Вот почему государь далее постоянно окружен плеядой придворных. Одинок только ничтожный и бессильный. Знаку всемогущего повинуется вся Вселенная. Придворные - вестники его могущества.

Так как в лице абсолютного монарха на землю спустился сам Бог, то личность его священна. Отсюда неприступность и величие, свойственные каждому его шагу, окружающие его атмосферой, непроницаемой для простых смертных.

* Юпитер (греч. Зевс) - в римской мифологии верховный бог, владыка богов и людей; Марс (греч. Арес) - в римской мифологии бог войны; Юнона (греч. Гера) - в римской мифологии хранительница брака, покровительница рожениц, материнства; Венера (греч. Афродита) - в римской мифологии богиня любви и красоты; Даная и Леда - персонажи греческой мифологии. Ред.

15

Само собой понятно, что "чернь" была отделена от монарха не только гранями незримыми, но и строгими предписаниями, неприступными стенами, изгородями и заборами. Вход в огромные парки и сады, окружавшие резиденции государя, был строжайше запрещен, для их посещения требовалось особое разрешение, и нарушение этого правила каралось обыкновенно драконовыми наказаниями. Когда монарх совершал прогулку по городу, то нередко целые улицы и бульвары оцеплялись, и только издали народ обретал высокое счастье лицезреть священную особу монарха. Так было в Веймаре при жизни Гете. А тот, кто удостаивался его взгляда или милостивого обращения, постигал величайшее счастье, которое только может выпасть на долю смертного, и на всю жизнь он чувствовал себя вознесенным высоко над своими согражданами. На нем покоилось око самого божества, его коснулся луч божьей милости. А тот, кто почувствовал постоянный интерес государя, до известной степени сам приобщался к его божественности.

Официальная любовница вызывала презрение разве только в сердце ее конкуренток. Раз ее красота и любовь заслужили королевское внимание, то она сама становилась "божьей милостью".

И это положение пытались даже научно обосновать. В своей "Придворной философии" знаменитый Томазиус из Галле говорит: "Когда речь идет о князьях и господах, то нет места odium in concubinas (ненависти к метрессам), ибо князья и господа обязаны отдавать отчет в своих поступках только Богу, в силу чего на любовницу видимым образом падает некий отсвет от ореола ее любовника".

Почести, предписанные королем для официальной любовницы, оказываются ей с тем же благоговением, как и ему, - правда, только до тех пор, пока ей разрешено разделять его ложе. Как только чары другой признаны более обаятельными, звезда и счастье недавней фаворитки погружаются в ночь забвения.

Так как смертный не в состоянии прямо смотреть на солнце, то к воплотившемуся в земном теле божеству подходят не иначе, как склонив голову и колена, а речь становится заглушенной, так как слишком громкое слово нарушило бы почтение. Аудиенция, милостиво дарованная, превращается в акт боготворения. В своем дворце герцог де Фейад воздвиг золоченую статую Людовика XIV и устраивал перед ней по ночам при свете факелов своего рода идолопоклонство. Склонив колена, приветствуют монарха даже придворные, как и прохожие на улице. Когда по дороге мчится королевская карета, кавалеры и дамы бросаются в ров и ждут на коленях, пока она проедет. Мимоходом брошенный на них случайный взгляд служит им достаточным вознаграждением за то, что они встают с земли, покрытые грязью. И даже если в карете никого нет, ей оказывается такое же почтение.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

перейти в каталог файлов


связь с админом