Главная страница
qrcode

НАРУШЕНИЯ ТЕМПА И РИТМА РЕЧИ (6). Нарушения темпаи ритма речизаиканиеБрадилалияТахилалия


Скачать 78.58 Kb.
НазваниеНарушения темпаи ритма речизаиканиеБрадилалияТахилалия
Дата22.02.2020
Размер78.58 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаНАРУШЕНИЯ ТЕМПА И РИТМА РЕЧИ (6).pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#158617
Каталог
Москва
2007
НАРУШЕНИЯ ТЕМПА
И РИТМА РЕЧИ
Заикание
Брадилалия
Тахилалия
Логопедия
Методическое
Методическое
Методическое
Методическое
Методическое наследие наследие наследие наследие наследие
Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов
Под редакцией заслуженного деятеля науки
Российской Федерации, профессора
Л.С. Волковой
В пяти книгах
Книга II
Допущено
Министерством образования и науки
Российской Федерации
ВЛАДОС
ГУМАНИТАРНЫЙ
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ
ЦЕНТР
© Волкова Л.С., научное редактирование, 2003
© Селиверстов В.И., Парамонова Л.Г., 2003
© ООО Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003
ISBN 978-5-691-01211-2
© Оформление. ООО Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003
УДК 376.36
ББК 74.3
Л69
Логопедия. Методическое наследие Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов педвузов Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2007. — Кн. II: Нарушения темпа и ритма речи Заикание. Брадилалия. Тахилалия. — 431 с. Библиотека учителя-дефектолога).
ISBN 978-5-691-01211-2.
ISBN В пособии представлены извлечения из работ известных отечественных и зарубежных авторов, касающиеся преимущественно методических подходов к преодолению заикания и расстройств темпа и ритма речи несудорожного характера, а также вопросов организации логопедической помощи заикающимся.
Пособие адресовано логопедам специальных (коррекционных)
образовательных дошкольных и школьных учреждений, а также студентам дефектологических факультетов педагогических вузов.
УДК 376.36
ББК 74.3
Л69
Авторы-составители:
В.И. Селиверстов, Л.Г. Парамонова
Содержание
От составителей ............................................................................ 5
И.А. Сикорский
Особенности характера и темперамента заикающихся и условия, способствующие изменению настроения духа и ассоциации идей .................................................................... 7
Д.Г. Неткачев
Заикание. Новый психологический способ лечения ................................................................................. 16
И.И. Тартаковский
Психология заикания и коллективная психотерапия ................. 44
М.Е. Хватцев
Комплексный метод преодоления заикания и особенности его применения для детей дошкольного возраста.
Ускоренная речь. Замедленная речь .......................................... М. Зееман

Дети с ускоренной речью (тахилалия) ........................................ 94
В.И. Селиверстов
Опыт организации летнего логопедического лагеря-санатория для заикающихся детей и подростков Методическое письмо ............................................................. 98
Н.П. Тяпугин
Лечение детей в преддошкольном, дошкольном и школьном возрасте .............................................................. НА. Чевелева

Система исправления речи у заикающихся школьников в процессе ручной деятельности ............................................... 119
В.И. Селиверстов
Принцип последовательности и систематичности в логопедических занятиях с заикающимися школьниками ................................. 133
И.Ю. Абелева, Л.П. Голубева и др.
Речевые правила для заикающихся .......................................... 160
В.С. Кочергина
Расстройства темпа, ритма и плавности речи ............................. 163
СМ. Любинская
Техника обучения методу аутогенной тренировки ...................... СИ. Павлова
О психологических особенностях заикающихся детей и подростков ......................................................................... 191
В.А. Ковшиков
Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах ........................................................................ 198
А.В. Ястребова
Организация, содержание и принципы коррекционного обучения заикающихся учащихся младших классов .................. НА. Власова
Комплексный метод лечения заикания у детей дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских садов .................................................. ГА. Волкова
Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников .................................................................... 245
Л.З. Арутюнян (Андронова)
Коррекция личности и нормализация функционального состояния в процессе работы над речью ..................................... 263
В.И. Селиверстов
Современный комплексный лечебно-педагогический подход к преодолению заикания ........................................................ 276
В.М. Шкловский
Групповая психотерапия в процессе преодоления заикания .............................................................................. ЛЯ. Миссуловин
Психотерапия в устранении заикания. Аппарат АИР.
Заикание у умственно отсталых детей ...................................... 359
М.Е. Хватцев
Заикание — недуг устранимый ................................................ Содержание
От составителей
Проблема заикания, несмотря на многовековую историю ее изучения, до настоящего времени продолжает оставаться одной из наиболее сложных и недостаточно разработанных.
Характерны самые разнообразные подходы к его изучению и самые различные попытки объяснения его механизмов, не раскрывающие, однако, до конца всей сути проблемы. Заикающиеся же самого разного возраста по-прежнему продолжают ждать от специалистов реальной помощи в преодолении своего столь мучительного недуга.
В связи с этим в данной подборке материалов мы уделили основное внимание методической стороне проблемы, направленной на оказание практической помощи заикающимся детям, подростками взрослым. В пособии нашли отражение вопросы классификации заикающихся детей и взрослых, к которым в процессе коррекционной работы невозможно подходить без учета их личностных и других особенностей.
Прежде всего здесь довольно полно освещен комплексный подход к преодолению заикания, учитывающий не только отдельные симптомы данного речевого расстройства, но и весь синдром в целом. Приведены также предложенные разными авторами методики преодоления заикания у детей дошкольного и школьного возраста, что позволит читателю использовать в своей работе конкретные методические рекомендации специалистов.
Освещены в издании вопросы индивидуальной и групповой психотерапии в работе с заикающимися подростками и взрослыми, проблемы организации в нашей стране логопедической помощи заикающимся
Кроме того, опубликованы материалы, касающиеся особенностей проявления и преодоления заикания у умственно отсталых детей, что сделано нами с учетом крайне недостаточной разработанности этого вопроса.
Составители надеются, что все эти сведения будут полезны как для настоящих, таки для будущих логопедов и дефектологов.
От составителей
НАРУШЕНИЯ ТЕМПА
И РИТМА РЕЧИ
(Заикание, тахилалия,
брадилалия)
И.А. Сикорский
Особенности характера
и темперамента заикающихся
и условия, способствующие
изменению настроения духа
и ассоциации идей
Независимо от указанных трех признаков предрасположения к заиканию (те. фамильного заикания, фамильных нервных болезней и знаков вырождения) у подверженных заиканию лиц весьма нередко существует еще один признак,
характеризующий предрасположение к болезни. Мы разумеем особенности характера и темперамента заикающихся. Что эти больные отличаются своеобразными душевными качествами, — это было известно уже первым врачам, наблюдавшим заикание. Но самые поучительные и точные сведения о своем характере дают сами больные.
Существенную черту характера заикающихся составляют робость и смущение в присутствии людей и вытекающая отсюда неуверенность в своих силах и даже нечто вроде неуважения и даже презрения к самому себе. Как только заикающийся находится наедине или в присутствии людей, которые оказывают мало влияния на его личность, каковы, например,
дети, он почти вполне освобождается от робости и смущения.
С психологической точки зрения это душевное состояние должно быть причислено к душевным волнениям 8
И.А. Сикорский
и наблюдается у заикающихся тов острой форме скоропреходящего аффекта смущения и замешательства, тов более продолжительной — в виде постоянного настроения духа,
которое только изредка оставляет больного и которое, таким образом, является почти неизменной чертой характера. В той и другой форме описываемое психическое состояние с субъективной точки зрения тягостно и составляет главную, не всегда, впрочем, высказываемую, жалобу больных, которых мучает не столько самое заикание, сколько то самочувствие, каким оно сопровождается или из которого оно вытекает.
Другую черту характера заикающихся составляет их чрезмерная впечатлительность, выражающаяся неустойчивым настроением духа эти больные весьма легко приходят в смущение, и хотя скоро овладевают собою, но, несмотря на это,
снова легко впадают в прежнее состояние под влиянием мелких обстоятельств, ничтожное значение которых признают и сами. Уже было замечено выше, что заикающиеся особенно чувствительны к впечатлению, производимому живой личностью. Они бывают как бы подавлены своим собеседником, и для многих из них человеческое общество до известной степени тягостно. Из этого источника у них возникает недоверие к людям и подозрительность, которую сами они понимают объективно и признают своим недостатком.
Третью особенность заикающихся составляют пылкость и яркость их фантазии, которая живо воспроизводит в их сознании сцены когда-нибудь пережитого смущения или иного душевного волнения. Подобные яркие воспоминания повергают их в стыди краску даже тогда, когда они находятся наедине сами с собой. Здесь мы, очевидно,
имеем внутреннюю сторону предыдущей черты, те. впечатлительности больной приходит в аффект под влиянием представлений или воспоминаний точно также, как при реальных впечатлениях. Благодаря этому некоторые сцены, пережитые больным, некоторые испытанные когда-нибудь давно в незапамятное время душевные волнения снова воскресают в памяти с яркостью свежего психического акта, и больной не может отрешиться от тягостных воспоминаний и заставить себя забыть их. Подобную силу обнаруживают
Особенности характера и темперамента заикающихся...
9
не какие-либо крупные события — что было бы естественно, — а мелкие обстоятельства, ничтожность которых сам больной вполне сознает.
Четвертую черту характера заикающихся составляет относительная слабость их воли. Строго говоря,
о слабости воли вообще у большей части заикающихся не может быть и речи, потому что они ведут свою жизнь вполне самостоятельно и обнаруживают надлежащую инициативу точно также, как и здоровые люди но известное отсутствие по временам волевого напряжения или известная нерешительность составляют чрезвычайно частое явление у заикающихся и идут рука об руку с душевными волнениями, от которых они, по всей вероятности, и зависят. Это качество также проявляется главным образом в присутствии посторонней вол и.
Наблюдение показывает, что описанные черты характера стоят в самом близком соотношении с заиканием они резче выражены в более тяжелых формах болезни, их наличность вызывает приступы судорог, их усиление ожесточает заикливость. Профессор Меркель, автор статьи о заикании,
сам страдавший этой болезнью, говорит, что причина заикания заключается единственно в психической сфере и главным образом в сфере воли внешние же причины и психические влияния содействуют этому настолько, насколько они могут оказывать влияние на душу.
Как мы уже выше сказали, заикающиеся ясно сознают свои психические ненормальности и описывают их вполне объективно. Меркель говорит, что заикание зависит от слабости воли, упадка духа, смущения что заикание есть следствие известной несвободы, несамостоятельности духа по отношению прежде всего к органам речи, но что эти качества распространяются и на все существо заикающегося. К этим словам Меркель прибавляет, что сказанное им почерпнуто непосредственно из правдивой природы, именно из наблюдений над самим собой и над собственным заиканием. Д-р
Винекен, также страдавший неизлечимым заиканием, говорит об упадке духа у заики в заключение замечает, что если бы ему нужно было коротко высказаться о заикании на основании личного опыта, то он сказал бы, что недостаток воли составляет ближайшую причину заикания. Один
10
И.А. Сикорский
из наших больных, врач, следующим образом характеризует свое душевное состояние расположение духа большей частью мрачное, мысль он ед остатке заикании) тяготит душу возбудимость чувства повышена пустяки возбуждают смех, пустяки же и огорчают иногда к этому еще присоединяется подозрительность. Другой наш больной студент называет свой характер робкими застенчивым от природы, ему кажется, что все на него обращают внимание и чувствуют кн ему сострадание, и мысль об этом более всего удручает его. Еще один молодой человек говорит, что его располагает к заиканию смущение и апатия, называет свой характер впечатлительным, говорит, что самый пустой факт способен его растрогать или обидеть Условия, изменяющие настроение духа

и ассоциации идей
Воздействия, относящиеся к этой категории, имеют весьма важное значение в ряду терапевтических мер против заикания. Они имеют целью создать для больного такую нравственную обстановку и окружить его такой психической атмосферой, которая бы содержала в себе ряд условий, неблагоприятных для заикания и содействующих нормальной речи. Сверх того, условия эти должны быть ассоциативно связаны с функцией речи таким образом, чтобы всякое намерение начать речь вызывало к действию и эти условия:
следовательно, речь и благоприятные для нее условия выступают единовременно. Таков смысл разбираемых воздействий. Для достижения задачи можно пользоваться аж ест амии мимикой, б) внешними формами ре ч ив) внутренним содержанием е е.
а) Жесты ими ми ка заикающихся носят в себе массу своеобразных элементов, и их можно разделить на несколько групп. Одни бесспорно отражают собою настроение духа в текущую минуту другие имеют свойства и значение заикливых судорог, распространившееся и на язык телодвижений они носят судорожный характер и сочетаются с другими судорожными движениями артикуляторных органов

перейти в каталог файлов


связь с админом