Главная страница
qrcode

Блез Паскаль - Мысли. Но и мировой культуры


НазваниеНо и мировой культуры
АнкорБлез Паскаль - Мысли.pdf
Дата19.11.2017
Размер1.18 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBlez_Paskal_-_Mysli.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#48298
страница11 из 17
Каталогid36369792

С этим файлом связано 49 файл(ов). Среди них: Толстой Лев. Круг чтения.doc и ещё 39 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   17
Доказательство с помощью Священного Писания. О том, что каждое слово в Библии
следует воспринимать в его религиозном значении. Противоречие. — Мы не можем делать вид , будто все в порядке, пока не приведены к согласию все наши противоречия, причем не только согласуемые, но и прямо противоположные друг другу. Чтобы понять любого автора, следует согласовать в его труде все противоречащие друг другу места.
Таким образом, чтобы понять Священное Писание, мы должны постичь заложенный в нем руководящий смысл, который приводит в согласие все противоречащие друг другу места. Тут мало найти единый смысл в местах, друг с другом согласуемых, тут нужно найти смысловое единство даже в местах, по смыслу противопо​ложных.
Труд любого автора имеет некий единый смысл, приводящий к согласию все противоречия, или же он вовсе лишен смысла. Мы никак не можем сказать, что Свя​щенное
Писание и книги пророков лишены смысла, — для этого в них слишком много здравого смысла. Значит, нам остается одно искать смысл, согласующий все про​тиворечия.
Значит, иудеям не был открыт этот истинный смысла вот в Иисусе Христе все противоречия приходят к согласию.
Иуд еи никак не могли бы согласовать предсказание пророка Осии о том, что не будет у них ни царя, ни Князя с пророчеством Иакова. Если принимать все, сказанное о законе,
жертвоприношениях, царстве в прямом смысле, согласовать эти места между собой просто невозможно. Отсюда с неизбежностью следует вывод : их нужно считать ино сказаниями.
Иначе нам неуд астся согласовать не только сказанное одним пророком или водной книге, но даже сказанное водной главе, причем ясно, что любое из помянутых мест — отнюдь не оговорка к примеру, слова пророка Иезекииля (глава XX) о том, что иудеи будут жить по заповедям Господними не будут жить по ним. Образы. — Если закон и жертвоприношения воплощают в себе истину, они с неизбежностью будут угодны Господу и не могут быть неугодны Ему. Если же они образные выражения, то с неизбежностью будут и угодны, и неугод ны.
Так вот, все Писание гласит о том, что они и угодны Ему, и неугодны. Там сказано, что и закон изменится, и жертвоприношения изменятся, что не будет у иудеев ни царя, ни князя, ни жертвоприношений, появится Новый Завет, что закон обновится, что обряды их негодны, а жертвы омерзительны Господу, что Он никогда не желал подобных жертв.
И, в противоречии с этим, там сказано, что закон дан навеки веков, что этот Завет вековечен, что жертвоприношения вековечны, что не отойдет скипетр от их, доколе не приид ет Примиритель.
Говорят ли эти утверждения, что их нужно понимать только буквально Нет. Говорят ли о том, что их нужно понимать только как образные выражения Нет. Но они говорят о том,
что их нужно понимать или в смысле буквальном, или как образы. Но если первое утверждение невозможно истолковать буквально, то, значит, это некий образ.
Все приведенные места не поддаются буквальному пониманию, но все они могут быть поняты как образные выражения следовательно, смысл их не в букве, а в образе. Agnus occisus est ab origine mundi
[89]
. Juge sacrificium
[90]
560. Исайя, LI: Красное море, образ Искупления. “Ut sciatus quod filius hominis habet potestatem remittendi peccata, tibi dico: „Surge"” Господь, желая показать, что Он может сотворить святой народ , чья святость незрима, и преисполнить вечной славы, сотворил чудеса, всем зримые. Так как природа образ Его благодати, Он свершил с ее дарами то, что должно было свершить с дарами благодати, дабы все узнали, что если Он обладает силой творить зримое, то обладает и властью творить незримое. И вот Его произволением этот народ спасся от всемирного потопа, и начало свое повел от Авраама, и освободился от вражеских пути зажил в покое.
Свершил все это Господь не ради спасения людей от потопа, не ради того, чтобы целый народ произошел от Авраама, а потом поселился на тучных землях. И даже благодать лишь образ славы, ибо неона конечная цель. Ее образом был закона сама она — образ славы, но,
буд учи образом, она также — начало начал или причина.
Обыд енная жизнь людей подобна жизни святых. И те и другие ищут довольства, только источники этого довольства у них разные, именуют врагами своими тех, кто этим поискам мешает, и т. д . Таким образом, Господь явил Свою силу даровать блага незримые, показав
Свою власть над благами зримыми. Образы. — Господь, возжелав лишить верных Своих суетных благ и дабы вед али,
что Он не бессилен даровать эти блага, создал иудейский народ .
562. Слово Господне равно не отличается и от Его намерения, ибо Он истинен, и от Его дела, ибо Он всемогущ точно также способы не отличаются от Его цели, ибо Он премуд р.
Берн., ult. serm., in Mis​sus Блаженный Августин, De civ. Dei, V, 10. Это правило всеобъемлющее Господь может все,
кроме того, что было бы отрицанием Его всемогущества Он не может умереть, быть обманутыми т.д ., солгать и т.д .
563. И тем не менее этот Завет, сотворенный, чтобы ослеплять одних, ад ругим открывать глаза, даже ив тех, кого Оно слепил, запечатлевал истину, которую должны были постичь другие. Ибо зримые блага, которыми Господь осыпал их, столь великие и Божественные, не оставляли сомнения в Его власти даровать блага незримые и ниспослать Мессию.
Ибо природа образ благодати, а зримые hv д еса — образы чудес незримых. Ut sciatis...
tibi dico: Пророк Исайя (LI) говорит, что Искупление будет подобно переходу через Красное море.
И вот, исходом из Египта через море, поражением царей, манной небесной, всей родословной Авраама Господь явил людям Свою власть даровать спасение, напитать хлебом небесными т.д .; так что этот враждебный народ есть образ и подобие того самого Мессии,
которого он не признает, и т. д . — Так Господь научает нас тому, что все это — только образы, а также тому, что означает истинно свободный, истинный иудей, истинное обрезание, истинный хлеб небесный”.
Киркерус и Уссериус.
В этих обетованиях Господних каждый находит то, что ищет в глубинах собственного сердца, блага бренные или блага духовные, Бога или смертных тварей, нос той разницей, что ищущие смертных тварей находят их, но тут же возникает ряд препон — запрет любить их,
повеление поклоняться только Богу и любить только Его Одного а это ведь одно и тоже и, наконец, слова о Мессии, который приходил нед ля этих людей меж тем ищущие Бога находят Его, и тут не будет никаких препон, будет лишь повеление любить только Его
Од ного и весть о Мессии, который в назначенные времена приходил, дабы даровать им столь желанные для них блага.
След овательно, иудеи зрели чудеса, они внимали пророчествам, которые потом сбывались, их Завет учил поклоняться только Богу и любить только Его одного, и вероучение это никогда не менялось. Значит, оно имело все признаки истинности оно и было истиной. Но должно различать учение, которому следовали иудеи, оттого, чему наставлял
Завет. Это учение не содержало истины, хотя иудеи зрели чудеса и внимали пророчествами оно никогда не прерывалось, ноне было в нем еще одного повеления поклоняться только
Го спод у Богу, любить только Господа Бога. Завеса, скрывающая эти книги от иудеев, скрывает их и отд урных христиан, и от всех, кто не исполнен ненависти к самому себе.
Но как приуготовлен к пониманию этих книги к приятию Иисуса Христа человек,
истинно себя ненави​д ящий!
Как объяснить то, что одни признали в Иисусе Христе Мессию, а другие не признали. Образ сочетает в себе присутствие и отсутствие, удовольствие и неудовольствие. У шифрованного письма два смысла явный и тот, который именуют сокрытым. Образы. — Портрет сочетает в себе присутствие и отсутствие, удовольствие и неудовольствие. Действительность исключает отсутствие и неуд оволь​ствие.
Чтобы понять, являются ли закон и жертвоприношения образами или подлинной действительностью, следует уяснить себе, каких понимали и толковали пророки — просто ли как знаки этого древнего союза, или видели в них живописное изображение чего-то иного,
ибо в портрете мы всегда видим некий образ изображаемого. Для этого только и нужно, что вникнуть в их речи. Говоря о том, что союз будет вечен, имеют ли они ввиду тот самый союз, о котором говорят, что он изменится Тоже самое относится к жертвоприношениями пр.
У шифра всегда два смысла. Когда мы наталкиваемся на важное послание, чей смысл совершенно ясен, а вместе стем сказано, что он спрятан и затемнен, что он скрыт, д абы,
прочитывая глазами это послание, его не видели и, понимая, не понимали, как женам не прийти к выводу перед нами зашифрованное послание с двойным смыслом, тем более что в нем не обобраться противоречий, если его понимать буквально Пророки совершенно ясно говорили, что Израиль всегда будет любим Господом и что закон сохранится вовеки, и они же говорили, что люди не поймут смысла их речей, что он сокрыт.
Как же глубоко должны мы почитать людей, которые растолковывают нам зашифрованное, помогают понять его скрытый смысл, особенно когда заложенные там начала ясны и несомненны А именно этим занимались Иисус Христос и апостолы. Они взломали печати, сдернули покровы, обнажили духовный смысл. И таким путем преподали нам, что враги людей их собственные страсти, что Искупитель — воплощение духовности и царство Его — духовное царство, что будет два пришествия первое, исполненное уничижения, дабы принизить человека в гордыне его, и второе, исполненное славы, дабы возвысить человека в уничижении его, что Иисус Христос и Боги человек. Образы. — Иисус Христос открыл им духовный смысл, — без этого они не могли бы понять Священное Писание. — Вот два великих открытия

1. Все, преподанное им, было преподано в образной форме vere israelite, vere liberi истинный хлеб небесный. Господь, в унижении Своём, распятый на кресте Христос должен был вознестись к славе Своей через страдание, должен был принять смерть, чтобы смертью Своей победить смерть. Два пришествия. Образы. — Стоит нам однажды разгадать эту тайну — и все становится яснее ясного. Прочитайте под этим углом зрения Ветхий Завет и подумайте подлинно ли нужны жертвоприношения, подлинно ли родословная Авраама была причиной благосклонности к нему Господа, подлинно ли земля обетованная была местом отдохновения Нет.
След овательно, все это — лишь образы, фигуры речи. Подумайте и над всеми предписанными обрядами, над всеми установлениями, не имеющими целью своей милосердие ивы поймете, что и они — тоже образы.
Итак, все жертвоприношения, все обряды либо образы, либо про сто-напро сто дурачество. Но смысл иных установлений, пусть и совершенно явный, слишком возвышен,
чтобы счесть его дурачеством. Образы. — Буква убивает все происходит в форме образов — вот шифр,
препод анный нам апостолом Павлом. Христос должен был претерпеть смертную муку:
униженный Бог. Обрезание сердца, истинный пост, истинное, жертвоприношение, истинный храм. Пророки не разговорили, что все это нужно понимать не в буквальном, а в духовном смысле. — Мясо, ноне то, что подвержено порче, а то, что порче не подвержено. Истина сделает вас свободными. Итак, другая свобода лишь образ истинной свободы. Я хлеб,
со​шед ший с небес. Есть люди, которые понимают, что единственный враг человека — его собственная похоть, отвращающая от Господа, а не Господь Бога единственное его благо — Господь Бога не клочок тучной земли. Те, кто единственным благом почитают плотское благо, а единственным злом — помехи на пути к чувственным услад ам, — пусть они допьяна напьются этими услад амии умрут. Ноте, что всем сердцем ищут Господа и единственным злом почитают отлучение от Него, те, чье единственное желание — приобщиться Ему, те, у кого нет других врагов, кроме помех на пути к Господу, других горестей, кроме сознания:
вот, вражеское кольцо все теснее смыкается вокруг них, — пусть эти люди утешатся, я принес им счастливую весть им дарован Освободитель и я помогу узреть Его. Я покажу им,
что есть у них Бог, но другим показывать не стану.
Я помогу им постичь, что возвещено пришествие Мессии, который освободит их от врагов, что одно пришествие уже было, но радио свобожд ения от неправедных, а не от врагов.
Когд а Давид предрек, что Мессия освободит Свой народ от врагов, это можно было толковать в смысле грубо плотском, то есть что Оно свобод ит от египтян, и тогда я не сумел бы доказать, что пророчество сбылось. Но можно понять итак, что речь идет о беззаконных,
ибо истинные враги не египтяне, а беззаконные.
Итак, слово враг двусмысленно. Но поскольку в другом месте сказано, что Он избавит свой народ от грехов, поскольку о том же говорит Исайя и другие пророки, всякая двусмысленность исчезает, у определения враги остается од ин-ед инственный, вполне явный смысл — беззаконные. Потому что, имея ввиду грехи, Он вполне мог назвать их врагами, но, разумея врагов, никогда не назвал бы их беззаконниками.
След овательно, и Моисей, и Давид , и Исайя употребляли одинаковые слова-опред еления.
Так возьмется ли кто-нибуд ь утверждать, что они не вкладывали в них одинаковый смысл,
что Давид , разумевший, несомненно, под врагами беззаконных, не заимствовал этот смыслу Моисея, который именно его вкладывал в слово “враги”?
Когд а Даниил (гл. IX) молит Господа избавить народ от врагов, он врагами называет грехи народа и, дабы это было понятно, рассказывает, как ему явился архангел Гавриил и принес весть, что молитвы его услышаны, что ждать определено всего семьдесят сед ьмин,
чтобы запечатаны были грехи и заглажены преступления, и Освободитель, Святой святых,
принесет с Собою справедливость вечную, не законом земным установленную, а вечную. Причина употребления образных иносказаний. Основы христианского вероисповедания

571. Следует перенести в главу Основы то, что помещено в главе Образные выражения и касается причины появления определенных образов почему предсказано первое пришествие Иисуса Христа почему это предсказание изложено туманным слогом. Fac secundum exemplar quod tibi ostensum est in Итак, вероисповедание иудеев основано было на сходстве с истиной Мессии, и эта истина была признана вероисповеданием иудеев, которое следует считать ее образным выражением.
У иудеев истина выступает лишь как образ, вне бесах она неприкровенна. В
христианском вероучении она прикровенна и познаваема при сопоставлении с об​разом.
Образ было снован на истине, истина была позна​ваема на основе образа. Дела Господни вовек останутся неисповедимы для тех людей, которые не постигли важнейшего одних Он пожелало слепить, других сделать зрячими.
Два смысла, заключенных в Священном Писании. Как объяснить появление образных выражений. — (Их цель — захватить внимание народа плотского и сделать его восприемником Завета, преисполненного духовности дабы этот народ поверил в пришествие Мессии, оно должно было быть заранее пред ​сказано,
притом людьми безупречными, исполненными горячей, ревностной, неуклонной веры и прославленными по всей земле.
Для свершения Своего намерения Господь избрал этот плотский народи сделал его хранителем пророчеств, предрекающих пришествие Мессии, Освободителя и Расточителя плотских благ, оному народу столь любезных. И народ иудейский пылко почитал своих пророков и являл всему миру те книги, где предсказано пришествие Мессии, и всем племенам возвещал, что произойдет оно именно тогда итак, как предсказано в этих книгах, всему миру открытых. И эти же самые иудеи, обманутые постыдно жалким обликом, в котором Он явился, стали Его лютыми врагами. Вот таки получилось, что народ , менее любого другого благоволящий к нам, но исполненный небывалого пыла и тщания в соблюдении своего закона, хранит книги пророков в полной неприкосновенно сти.
Вот почему в пророчествах под смыслом плотским, любезным этому народу, таится другой, ему враждебный духовный смысл. Будь он явен, иудеи не смогли бы проникнуться к нему любовью и, будучи неспособны нести его в сердцах своих, не стали бы столь ревностно хранить свои книги, равно как и свои обряды ну, а если бы они прониклись любовью к этим духовным обетованиям и сохранили их, не изменив ни слова, до пришествия
Мессии, свидетельства иудеев не имели бы никакой силы, потому что были бы подсказаны любовью к обетованиям Господним Поэтому правильно, что духовный смысл не прояснен с другой стороны, если бы его вообще нельзя было уразуметь, он не послужил бы свидетельством грядущего пришествия
Мессии. Как же были достигнуты обе цели Духовный смысл во многих местах скрыт подслоем мирских бытописаний, нов нескольких — столь неприкровенен и к тому же уснащен столь точными предсказаниями обстоятельств и времени пришествия, что смысл этот ясен как белый день помешать пониманию духовного смысла, такого очевидного в этих пассажах, может лишь слепота, подобная той, которую плоть насылает на разум, когда хочет подчинить его себе и принудить к молчанию.
Так вершил Свои дела Господь. Во множестве мест духовный смысл скрыт под совсем другим смыслом, а в некоторых, совсем немногих, открыт, ноне настолько, чтобы там, где он прикровенен, двусмысленность сменилась бы полной ясностью, а ровно настолько, чтобы там, где открыт, единый его смысл был несо​мненен.
Никакой ошибки здесь не могло быть, впасть в заблуждение способен был лишь этот столь плотский народ Ибо что помешало им оценить щедро обещанные истинные блага, что, кроме их собственной алчности, для которой только земные блага и существуют Ноте, для кого нет блага вне Господа, только Ему и воздавали все эти блага. Ибо людской волей всегда движет одно изд вух определяющих начал алчность или милосердие. Это вовсе не значит, что алчность не может сочетаться с верой в Бога, а милосердие с любовью к земным благам,
но алчность прибегает к Богу, чтобы приобщить себе побольше земных благ, меж тем как милосердие прибегает к земным благам, чтоб приобщиться Богу.
Итак, конечная цель в том, чтобы всё и вся назвать своими именами. И любой встающий помехой на этом пути именуется врагом. Поэтому смертные существа, даже исполненные самых добрых чувств, — враги праведных, если отвращают их от Бога, и Сам Господь Бог враг тех, чью жадность Он испытует.
Таким образом, поскольку смысл слова враг определяется конечной целью, праведные разумели под ним собственные свои страсти, а люди плотские — вавилонян таким образом,
это понятие было затемнено только для неправедных. Что и разумел пророк Исаия, говоря legem in electis meis” и называя Иисуса Христа скалою соблазна. Но блажен, кто не соблазнится о Мне!”.
Пророк Осия замечательно выразил это в конце своей книги Кто мудр, чтобы разуметь это. Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них. Образность Алчность, как ничто другое, сход ствует с милосердием и, как ничто другое, противоположна ему. Вот почему иудеи, владевшие множеством благ, которые услаждали их алчность, так соответствовали христианами были им так противопо​ложны.
Именно поэтому они обладали двумя необходимейшими свойствами так соответствовали
Мессии, что как бы представляли Его, и были так противоположны Ему, что свидетельства их не вызывали сомнения. Образность Господь, избрав Своим оружием вожделения иудеев, тем самым заставил этих людей служить Иисусу Христу исцелявшему от вож​д елений].
577. Плотские иудеи не понимали ни величия, ни уничижения Мессии, предсказанного их пророками. Они не распознали Его во всем Его величии, когда Он говорил, что Мессия, хотя и сын Давид ов, будет господином Давида, что был прежде, нежели Авраам, и видел Авраама они не поверили в Его вековечное величие. Не распознали они Мессию нив уничижении Его, нив смерти. Мессия пребывает вовек, — говорили они, — этот же говорит,
что вознесену быть Сыну Человеческому. Итак, они не поверили Ему, ни смертному, ни бессмертному они искали в Нем одно только плотское величие

578. Ослепление Священным Писанием. — Священное Писание гласит, — говорили иудеи что, когда Христос придет, никто небу д ет знать, откуда Он. Священное Писание гласит, что Христос пребудет вечно, а этот говорит, что умрет”.
Святой Иоанн говорит Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не верили в Него...
Потому не могли веровать в Него, что, как сказал еще Исайя, народ этот ослепил глаза свои. Величие. — В христианской вере такое величие, что по справедливости отлучены от нее те люди, которые нед ают себе труда искать пути к ней, если поначалу этот путь скрыт от них. И смеют ли они роптать, если кто ищет, тот обрящет?
580. Избранным все идет во благо, даже темноты в Священном Писании, потому что они почитают эти темноты из-за Божественного света откровений. Ну, ад ругим все идет во зло,
д аже эти откровения, потому что они кощунственно хулят их из-за невнятных им темнот.
581. Обычное отношение мирян к Церкви Господня воля одних ослепить и просветить других Ход событий доказал Божественное происхождение этих пророчеств, и, значит, ко всему остальному также надлежит относиться с полной верой. И вот каким с этой точки зрения представляется нам весь миропоряд ок.
Когд а чудеса сотворения мира и всемирного потопа изгладились из памяти человечества, Господь ниспослал людям закон, и чудеса Моисея, и пророков, которые предсказывали события преходящие дабы подготовить людские умы к чуду непреход ящему,
Он равно готовит и пророчества, и их свершение, но люди могут усомниться в них, а
Го спод ь желает, чтобы никаких сомнений ни у кого не было и т. д .
582. Света всегда довольно, чтобы просветить избранных, и темноты всегда д овольно,
чтобы вселить в них смирение. Темноты всегда довольно, чтобы ослепить отлученных, и света всегда довольно, чтобы осудить. и показать непростительность их вины. (Блаженный
Августин, Монтень. “[Раймунд ] Сабунд -ский”.)
Род о словная Иисуса Христа помещена в Ветхом Завете среди такого множества никому ненужных родословных, что ее просто немыслимо обнаружить. Если бы Моисей перечислил предков только Иисуса Христа, это было бы слишком заметно. Если бы он их совсем не назвал, это могло бы пройти незамеченным. Нов общем, кто внимательно читает Ветхий
Завет, тот обнаружит родословие Иисуса
Христа и там, где речь идет о Фамари, ив Книге Руфь и т. д Те, что приказывали совершать жертвоприношения, понимали их бесполезность, те, что вслух говорили о бесполезности жертвоприношений, продолжали их со​вершать.
Если бы Господь дозволил людям исповедовать лишь од ну-ед инственную веру, она была бы слишком уж очевидна но вдумайтесь в существующую ныне путаницу вероисповеданий ивы сразу различите среди них веру истинную.
Основное положение Моисей был наделено стрым умом. След овательно,
руковод ствуйся он рассудком, Моисей не стал бы утверждать то, что с этим рассудком несовместно. -Таким образом, все, что кажется явной слабостью, наделе оборачивается силой.
Например: два родословия апостола Матфея и апостола Луки. Разве жене очевидно, что тут не могло быть никакого сго​вора?
Милосердие — вот единственный предмет, которому посвящено Священное Писание. Образы. — Иудейский народ состарился, таки не расставшись с этими своими насквозь земными убеждениями что Господь возлюбил Авраама, и его потомков, и
потомство этих потомков что поэтому Он их размножили отличил среди других народов, и воспретил с оными народами смешиваться что вывел их из Египта, где они томились в плену, осыпав при этом столь великими милостями что напитал их в пустыне манной небесной что привел их в страну тучных земель что даровал им царей и храм над иво благообразный, где они должны были приносить в жертву животных, дабы очиститься кровью этих жертв, и что, в довершение всего, обещал прислать им Мессию и сделать потом владыками всего земного мира, и предсказал время, когда обещанное пришествие свершится.
Мир состарился, таки не расставшись с этими плотскими заблуждениями, в предсказанный срок свершилось пришествие Иисуса Христа, но отнюдь не в ожидаемом ореоле славы, и они даже помыслить не могли, что это — Мессия. После Его смерти апостол Павел стал учить людей тому, что все это происходило сними как образы, что царство Божие не воплоти, нов духе что враги людей не вавилоняне, а собственные их страсти что
Го спод у угодно не святилище рукотворное, а возведенное в сердце чистом и смиренном что обрезание плоти бесполезно, а надобно обрезание сердца что Моисей ие дал им хлеба небесного и т. д Но Господь, не желая открывать грядущие события народу, недостойному подобного знания, желая, однако, предсказать их, дабы внушить веру в них, со всей точностью предсказал время, когда они свершатся, иногда прямыми словами, а зачастую в образных выражениях, чтобы любящие образы над ними задумались, а любящие воплощенное в этих образах Его узрели.
Те места в Священном Писании, где милосердие прямо не названо суть образные выражения. Все Священное Писание только милосердию и посвящено. А если оно прямо не названо, значит, перед нами его образное выражение. Ибо, поскольку цель — одна, если она не названа прямо, значит, дана в образе.
Го спод ь разнообразит Свой проходящий красной нитью через все Священное Писание наказ о милосердии, дабы ублаготворить наше любопытство, всегда ищущее разнообразия,
но, разнообразя, неизменно ведет кед инственно нужному для нас. Ибо нужно для настолько одно, а мы любим разнообразие, и Господь с помощью разнообразия, ведущего кед иной цели, дарует нами то и д ругое.
Иуд еи так любили образы итак ждали их воплощения, что не распознали действительных событий, этими образами воплощаемых, когда события и впрямь свершились в предсказанное время ив предсказанных об​стоятельствах.
Раввины принимают за образ сосцы Жены и вообще все, что не выражает прямыми словами единственную признаваемую ими цель, а именно — бренные блага. А христиане даже Евхаристию принимают за образ той Славы, к которой влекутся душой. Иудеи, призванные покорять народы и царей, были рабами греха христиане, чье призвание — служить и покорствовать, — чада свободы. Не буквоеды Когда святой Петр и другие апостолы рассуждают о том, что следует отменить обрезание, а это значит — нарушить закон, установленный Господом, они не заглядывают при этом в книги пророков, они просто помнят о нисхождении Духа Святого и на необрезанных. По их здравому рассуждению, Господу угодны все, во сприявшие Его Святой Духи нет нужды следовать букве закона. Они знают, что закон обретает свой конец в
Святом Духе, и, значит, для во сприявших Святой Дух обрезание ненадобно. Святой Павел сам говорит, что найдутся люди, которые вздумают запрещать браки,
и сам же говорит коринфянам о браке, как бы ставя при этом ловушку. Ибо если какой-нибуд ь из пророков сказал одно, а святой Павел скажет потом другое, его начнут поносить за это. Возражение. — Совершенно очевидно, что в Священном Писании далеко не все
продиктовано Святым Духом. — Ответ. — Нотам нет и ничего такого, что было бы во вред вере. — Возражение. — Но Церковь учит, что там все от Святого Духа. — Ответ. — Мой ответ состоит изд вух пунктов во-первых. Церковь никогда этого не утверждала, а во- вторых, если бы и утверждала, ее правоту можно было бы д оказать.
На свете множество людей с кривым умом.
Дионисий милосерден он был на своем месте.
По-вашему, пророчества, которые приведены в Евангелии, для того дошли до нашего времени, чтобы внушить вам веру Нет, для того, чтобы отстранить от нее вас. Признайте же истинность этой веры, вопреки тому, что она так затемнена, что мы еле различаем исходящий от нее свет, вопреки даже тому, что вовсе не стремимся ее познать. Дабы Мессия был признан добронравными и непризнан злонравными, Господь пожелал предсказать Его пришествие именно так, как предсказал. Если бы обстоятельства этого пришествия были предсказаны со всей ясностью, не затемнилось бы зрение даже у самых злонравных. Но если бы и время было затемнено, затемнилось бы зрение иуд обронравных, ибо сердечная их доброта не помогла бы понять им, что, скажем, за​крытое
“мем” означает шесть столетий. Но время пришествия было предсказано ясно, а обстоятельства — в образных выражениях.
Вот и получается, что, хотя время предсказано ясно, злонравные, считая, что обещанные блага — блага земные, сбиваются столку, в отличие отд обронравных. Ибо понимание того,
каковы они, обещанные блага, полностью зависит от подсказки сердца, именующего благом все, что ему любезно, а понимание того, когда наступит предсказанное время, в. подсказке сердца не нуждается. Так что ясное предсказание времени и затемненное — будущих благ вводит в обман только злонравных. Время первого пришествия было предсказано, о времени второго ничего не вед омо,
потому что первое должно было произойти прикровенно, а второе произойдет столь явно ив таком ореоле славы, что и враги не смогут закрыть на него глаза. Но так как Он должен был явиться в образе, окутанном безвестностью, и дабы Его узнали те, кто глубоко проник в смысл Священного Писания...
Бог сокровенный. Что говорят пророки об Иисусе Христе Что Он, несомненно, станет Богом Нет,
что Он — Бог истинно сокровенный, что будет непризнан, что мало кто поймет — да, это пришел Он, что станет камнем преткновения, о который многие споткнутся, и т. д . Так пусть больше не порицают нас за недостаточную ясность, ибо она входила в наши намерения.
Но, говорят иные, у пророков есть совсем темные выражения. — А иначе Иисус Христос не стал быкам нем преткновения, меж тем именно такова была цель пророков Ехсаеса...
[97]
592. Моисей вначале своих поучений говорит о Троице, о первородном грехе, о Мессии.
Давид , важнейший свидетель царь, источающий доброту, способный прощать,
великод ушный, разумный, могущественный он пророчествует, и вот чудо его сбывается, и всего не перечислить будь он тщеславен, ему ничего не стоило бы объявить себя Мессией,
ибо пророчества легче отнести к нему, нежели к Иисусу Христу. Тоже самое относится и к
Иоанну Крестителю. Ирод верил в пришествие Мессии. Он отнял скипетру Иуды, носам был не из колена
Иуд ина. И тогда появилась новая большая секта. Мессией иудеи признали Бар-Кохбу и еще некоего имярек. И слухи об этом шли в те времена повсюду Светоний, Тацит, Иосиф Флавий.

— А могли вообще существовать этот Мессия, с чьей помощью Иуда должен был навеки сохранить скипетр, нос чьим приходом должен был его утратить Лучшего способа сделать зрячих незрячими и слышащих неслышащими просто быть не могло. — Проклятие, которому предают иудеи тех, кто всю историю делит натри эпохи. “Homo existens, te Deum facis”. “Scriptum est: Dii estis, et non potest solvi Scriptura”.
“Haec infirmitas non est ad mortem”. “Lazarus dormit”. “Et deinde dixit: Lazarus mortuus est”
[98]
595. Мыслимо лине благоговеть перед человеком, если он предсказывает события,
которые сбываются, прямо заявляет о своем намерении ослеплять и просветлять и перемежает темнотами понятные речи о том, что затем сбывается?
Почему Господь пожелал остаться сокровенным. Господу угод нее править нашей волей, нежели нашим умом. Полная ясность идет на пользу уму и во вред воле. Принизить гордячку. Люди ухитряются даже истину превращать в кумир, меж тем истина, отделенная от милосердия, не Бога лишь Его подобие, кумир, который не заслуживает ни любви, ни поклонения впрочем, еще меньше заслуживает любви и поклонения противоположность истины, то есть ложь.
Я искренно могу любить полную темноту, но, если Господь ввергает меня в полутьму,
эта неполная темнота мне всегда не по нраву, я не вижу в ней достоинств полной темноты, и потому она мне не нравится. Это плохо, это знак того, что темноту я превращаю в кумир и тем самым восстаю против установленного Господом порядка. А наш долг преклоняться перед порядком, установленным Самим Господом. О том, что Господь пожелало статься Богом сокровенным. — Если бы на свете существовало только одно вероисповедание, Бог' открыто являл бы Себя в нем. Точно также, как если бы мучениками были одни христиане.
Итак, Господь Бог сокрыт от людей, и любое вероисповедание, которое умалчивает об этом, не зиждется на истине, и любое вероисповедание, которое не объясняет людям, почему
Он сокрыт, неспособно их просветить. Христианское вероисповедание ни о чем не умалчивает и все объясняет Vere, tu es Deus absconditus
[99]
599. Если бы человека не окружала такая тьма, он не чувствовал бы всей своей порочности, если бы в этой тьме совсем не было света, он не надеялся бы на очи​щение.
Поэтому не только справедливо, но и полезно для всех нас, что Господь отчасти сокрыт,
отчасти открыт, ибо для человека равно опасно познать Бога, не познав горестного своего ничтожества, и познать горестное свое ничтожество, не познав Бога.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   17

перейти в каталог файлов


связь с админом