Главная страница
qrcode

Блез Паскаль - Мысли. Но и мировой культуры


НазваниеНо и мировой культуры
АнкорБлез Паскаль - Мысли.pdf
Дата19.11.2017
Размер1.18 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBlez_Paskal_-_Mysli.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#48298
страница12 из 17
Каталогid36369792

С этим файлом связано 49 файл(ов). Среди них: Толстой Лев. Круг чтения.doc и ещё 39 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17
Глава II. НОВЫЙ ЗАВЕТ. ИИСУС ХРИСТОС Введение. Иисус Христос Богочеловек, средоточие сущего
600. Вот поэтому я и отвергаю все другие вероучения. Вот благодаря этому я нахожу ответ на все возра​жения.
И как справедливо, что Господь, исполненный такой чистоты, открывается только людям, очистившим свои серд ца!
Вот поэтому христианство так для меня притягательно его учение о нравственности столь возвышенно, что оно одно уже придает ему в моих глазах силу закона, ноя вижу в нем и Другое важнейшее.
Я вижу, что с незапамятных времен существует на земле народ , древнейший из всех,
когд а-либо существовавших множество раз людям было возвещено, что все они погрязнут в пороках, нов свой час к ним явится Искупитель целый народ предсказывает Его пришествие, целый народ поклоняется Ему потом это утверждает не какой-то отдельный человека множество людей, это предсказывает целый народ , ради этого и существующий на земле вот уже четыре тысячи лет. Их книги вот уже четыреста лет как рассеяны по всему миру. Чем больше я в них вчитываюсь, тем больше нахожу там истин то, что предшествовало, и то,
что последовало, и эта синагога, предсказавшая Его явление, и, наконец, сам этот народ , не имеющий ни кумиров, ни царя, погруженный в горестное ничтожество, не имеющий пророков, но синагогу посещающий, народ , который, будучи враждебен пророкам, предстает перед нами несравненным свидетелем правдивости помянутых пророчеств, где уже все сказано и о его горестном ничтожестве, и даже о его о слеплении.
Я вижу эту цепь событий, эту веру, отмеченную печатью Бога в своей непререкаемо сти,
д олговременно сти, непрерывности, в нравственных своих основах, в том, как она воплощается в жизнь, чему учит, в том, чего уже достигла и этот наводящий ужас и предсказанный мрак, в который погружены иудеи скипетр еще крепко держит первый чужеземный захватчик, слух о пришествии Иисуса Христа.
И я протягиваю руку к моему Спасителю, чье пришествие предсказывали в течение четырех тысяч лети Он снизошел на землю, дабы в предсказанное время ив предсказанных обстоятельствах принять мученическую смерть за меня, и теперь я, искупленный Его милосердием, спокойно ожидая часа смерти в надежде на вековечное воссоединение с Ним,
живу и радуюсь, дарует ли Он мне в щедрости Своей блага или, ради моего блага, посылает нед олю, научив Своим примером терпеливо ее сносить. Исток противоречий. — Бог, униженный так глубоко, что приемлет смерть на кресте Мессия торжествующий, смертью смерть попирающий. Две сути Иисуса Христа, два пришествия, две сути человеческой натуры. Они кощунственно говорят о том, чего не ведают. Христианское вероучение зиждется над вух основных положениях, и людям равно необходимо знать оба и равно опасно не знать то или другое, и равно безгранично милосердие Господа, отметившего оба Своею печатью.
И тем не менее они берут на себя смелость утверждать, будто эти положения не взаимосвязаны. Мудрецов, утверждавших, что Бог Един, преследовали, иудеев ненавидели, а о христианах и говорить не приход ится.
В свете здравого смысла они понимали, что, если на земле существует вероучение,
сод ержащее истину, оно должно стать центром всех земных устремлений, направленных кед инственной цели — утверждению и возвеличиванию христианства людские сердца должны полниться чувствами, согласными стем, чему оно учит нас, и, наконец, что оно должно до такой степени стать целью и средоточием всех наших помыслов, дабы постигший его основы мог постичь и суть человеческой природы в частности, и весь ход миропорядка в целом.
И, ссылаясь на это, они дерзают кощунственно поносить христианское вероучение, хотя совсем не разбираются в нем. Эти люди мнят, будто оно целиком сводится к поклонению
Богу, которому приписывают величие, могущество и вековечно сть; меж тем, будь это на самом деле так, христианство совпадало бы с деизмом, а оно почти также далеко от него
как от атеизма, являющего собой полную противоположность нашей вере.
Тем не менее они, исходя из своей неверной посылки, делают вывод , что в христианстве не содержится истины, ибо попросту не понимают того главного, о чем свидетельствует все,
нас окружающее Господь Бог никогда не являет. Себя людям стой очевидностью, с какою мог бы явить.
Но пусть себе делают любые выпады против деизма они при этом никак не задевают христианского вероучения, вещающего о таинстве пришествия Искупителя, который,
совмещая в Себе суть смертного человека и Божественную суть, освободил людей от бремени первородного греха ив Божественном Своем образе примирил сними Бога.
Итак, христианство учит нас одновременно двум истинам первая гласит, что существует
Бог, которому люди способны причаститься, вторая — что, опороченные первородным грехом, они этого недостойны. Каждому человеку насущно важно познать обе эти истины,
равно как опасно, познав Бога, не познать собственного своего горестного ничтожества или,
познав все свое ничтожество, не познать Искупителя, который может даровать ему исцеление. Первая из этих истин, не сопровождаемая второй, порождает горд ыню,
свойственную философам, познавшим Бога, ноне ведающим своего ничтожества, вторая без первой порождает отчаянье, свойственное безбожникам, ведающим свое ничтожество, ноне познавшим Искупителя.
И так как человеку равно необходимо познать обе истины, милосердие Господне равно дозволяет открыть ему глаза на туи другую. Этими занято христианское вероучение, в этом и заключена его суть.
Обд умайте с этой точки зрения миропорядок, ивы поймете, что он сводится к утверждению главнейших идей нашей веры Иисус Христос цель и средоточие всего сущего. Кто познал это, познал причину причин.
Заблужд ающиеся лишь потому заблуждаются, что им неведома одна из этих двух истин.
Ибо можно познать Бога, не познав при этом собственного своего горестного ничтожества,
можно познать свое ничтожество, не познав при этом Бога, но невозможно познать Иисуса
Христа, не познав при этом и Бога, и горестное свое ничтожество.
Вот почему я и не стану доказывать здесь, опираясь над оводы, почерпнутые в мире природы, что Господь Бог, Троица, бессмертие души истинно существуют, — ничего такого я здесь доказывать не стану, и не только в силу недостаточности моих знаний для подыскания доводов, способных переубедить закоренелыхбезбожников, но ив силу полной бесполезности и бесплодности оных знаний, если человек не познал Иисуса Христа. И пусть он твердо уверен, что числовые пропорции суть истины нематериальные, вечные и зависящие ото сновополагающей истины, содержащей их все бе и именуемой Богом, я все же никак не могу счесть этого человека далеко продвинувшимся по пути к спасению своей д уши.
Бог христиан — отнюдь не только Создатель геометрических истин и природных стихий такие рассуждения под обают язычниками эпикурейцам. Он не только Бог, властный над жизнью и благосостоянием людей, дарующий вереницу счастливых лет тем, кто Ему поклоняется такие рассуждения удел иудеев. Но Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, Бог христиан — это Бог любви и утешения Бог, преисполняющий Собою сердца и души тех, кем
Он владеет Бог, побуждающий их всем существом почувствовать свое низменное ничтожество и все Его возвышенное, безграничное милосердие сочетающийся сними в глубине их душ наполняющий эти души смирением, радостью, доверием, любовью все их стремления сливающий вод но-ед ин​ственное — в стремление к Нему.
Кто ищет Бога вне Иисуса Христа и ограничивает свои поиски одной лишь природ ой,
тот либо не находит даже проблеска света, который помог бы ему в этих поисках, либо
выдумывает свой собственный способ познания Бога и служения Ему без Посредника, тем самым обрекая себя на безбожие или почти столь же отвратительный христианскому вероучению д еизм.
Без Иисуса Христа земной мир перестал бы существовать, потому что был бы обречен уничтожению или уподобился бы ад у.
Если бы земной мир существовал, чтобы свидетельствовать людям о Боге, все вокруг источало бы зримое сияние Его Божественного величия, но, так как он существует лишь радением Иисуса Христа и ради Иисуса Христа, ради того, чтобы свидетельствовать людям об их греховности, равно как об искуплении этой греховности, все вокруг носит бьющую в глаза печать этих двух истин.
Все вокруг, не являясь прямым подтверждением или отрицанием бытия Божия, тем не менее внятно вещает, что Он есть, но желает Себя сокрыть. Все свидетельствует об этом.
Найд ется ли на свете хоть од ин-ед инственный человек, который, познав природу, не познал бы одновременно горестного своего ничтожества И разве единственно лишь тот,
кто познал ее, единственно несчастен в этом мире Человеку нед олжно совсем ничего не видеть, нед олжно ему и видеть так много, чтобы он вообразил, будто теперь всем овладел ему должно видеть ровно столько, чтобы понять — он все утратил, должно видеть и не видеть именно такова ныне при​род а...
Но какой бы точки зрения он ни придерживался, я не оставлю его в покое. Итак, все вокруг свидетельствует о нынешнем положении человека, но свидетельство это требует правильного понимания, ибо равно неверно и то, что все вокруг являет ему Бога, и то, что все скрывает Его. Правильно одновременно и то и д ругое,
правильно, что Бог скрывает Себя от тех, кто пытается Его искушать, и открывает Себя тем,
кто Его ищет, потому что люди одновременно и недостойны Господа, и способны Ему причаститься недостойны из-за нынешней своей греховности, способны благодаря первоначальной своей природе. Какой вывод мы можем сделать из нашего вечного блуждания в потемках, кроме од ного-ед инственного: мы недостойны. Кто решается утверждать, что все люди слишком мелки для причащения Богу, тот обладает поистине великим самомнением. Если бы Господь Бог никогда и нив чем не являл Себя, вывод из этого вековечного
Его неприсутствия можно было бы сделать двоякий либо что Божества не существует вообще, либо что люди недостойны Его познать. Но так как Он то являет Себя, то скрывает,
вывод из этого может быть только один. Если Господь Бог явил Себя хотя бы раз, значит, Он был, есть и пребудет вовеки веков, из чего следует, что люди недостойны своего Творца.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПРИШЕСТВИЯ ИИСУСА ХРИСТА
1. Исполнение пророчеств и особенности этих пророчеств
607. Иисус Христос не желал, чтобы о Нем свидетельствовали нечистые духи или те люди, на которых не лежала печать избранничества. Его свидетелями были только Господь Бог и Иоанн Креститель. Наказ о милосердии никак нельзя считать неким иносказательным, образным предписанием. Говорить, что Иисус Христос, Чье пришествие означало замену образов истиной, пришел, дабы существовавшее прежде милосердие заменить лишь его образом, —
говорить так попросту чудовищно если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма. Пророки предсказывали, ноне были предсказаны. Святые, что явились потом, были предсказаны, ноне предсказывали. Иисус Христос был предсказан и предсказывал. Иисус Христос, явленный в образе Иосифа невинный, любимец своего отца,
отправленный отцом на свидание с братьями, проданный ими зад вад цать сребреников и ставший благодаря этому их господином, их спасителем, и спасителем многих иноплеменников, и спасителем всего мира ничего подобного не случилось бы, когда бы не замысел его погубить, не продажа в рабство, не осуждение за подобный по ступок.
В темнице неповинный Иосиф меж двух преступников Иисус Христос на кресте меж двух разбойников. Иосиф предсказывает одному преступнику спасение, другому смерть,
хотя судьба их как будто во всем сход ствует. Иисус Христос спасает избранных и проклинает отверженных, хотя те и другие совершили одинаковые преступления. Иосиф только предсказывает, но ничего не свершает, Иисус Христос свершает. Иосиф просит у того, кто спасется пусть в дни своей славы вспомнит о нема разбойник, спасенный Иисусом Хрис​том,
про ситу Него пусть не забудет о нем, когда приид ет в царство Свое. Когда после многих, ему предшествовавших, свершилось наконец пришествие
Иисуса Христа, Он сказал Вот, Я пришел, и время исполнилось. Предсказанное пророками свершится входе времени говорю вам, Мои апостолы это свершат. Иудеев постигнет кара,
Иерусалим будет вскоре разрушена язычники познают Бога. Мои апостолы свершат это после того, как наследник виноградника будет вами убит”.
И потом апостолы сказали иудеям Выбудете прокляты, и язычникам Вы познаете
Бога”. Так оно и произошло. (Цельс издевался над этим. Вовремя пришествия Мессии. — Aenigmatis
[102]
, Иезекииль XVII. Его пред теча,
Малахия III. Родится младенец, Исайя IX. Он родится в городе Вифлееме, Михей V. Всего чаще
Он будет пребывать в Иерусалиме, а произойдет из колена Иудина и Давид ова.
Он сомкнет глаза пророками закроет головы прозорливцам, Исайя VI, VIII, XXIX и т. д ., и будет благовествовать Евангелие нищими малым сим, Исайя XXIX; вернет зрение слепым,
исцелит сокрушенных сердцем и выведет узников из темницы, Исайя Он наставит на путь праведный и даст Свой Завет, во свет для язычников, Исайя LV, Пророчества должны быть сокрыты и запечатаны для нечестивых, Даниил XII, Осия,
глава поел, 10, но внятны для разумеющих. Пророчества, говорящие они щете Его, говорят,
что Он — царь народ ов.
Исайя LII, 14 и т.д ., LIII; Захария IX, 9. Пророчества, предсказывающие Мессию, являют
Его лишь как вождя язычников, лишь страждущим, ноне воспаряющим к небесам, не суд ией.
А те, что являют вот в таком облике — Творящего суди пребывающего в славе Своей, ничего не говорят о времени пришест​вия.
Что Он должен стать жертвой во искупление грехов рода человеческого, Исайя XXXIX,
LIII и т. д . Он должен лечь во снование камнем краеугольным, драгоценным, Исайя XXVIII,
16. Он должен стать камнем преткновения и скалою соблазна, Исайя VIII. Иерусалим должен споткнуться об этот камень. Строители должны отвергнуть этот камень, но Господь положит его во главу угла. Псалом CXVII, 22. И камень этот должен разрастись и сделаться великою горою и наполнить всю землю, Даниил Что вот так он будет отвержен, предан, Псалом CVIII; продан, Захария XI, 12; оплеван,
обесчещен пощечинами, осмеян, безмерно унижен, голод Его утолен желчью, Псалом грудь пронзена стрелами, За​хария XII; ноги и руки пригвождены, Он убит, обод еж​д е Его бросают жребий
Что Он воскреснет, Псалом XV; на третий день, Осия VI, 3. Что Он вознесется на небо,
д абы воссесть од есную Отца, Псалом CIX. Что цари ополчатся на Него, Псалом II. Что,
во ссев од есную Отца, Он одержит победу над врагами Своими. Что земные владыки и все народы будут поклоняться Ему, Исайя Что иудеи будут и далее существовать как народ , Иеремия XXXI. Что они будут блуждать по земле, и не будет у них царя и т. д ., Осия III; не будет пророков, Амо с [II], ожидая спасения н не обретая его, Исайя Обращение язычников Иисусом Христом, Исайя LII, 15; LV, 5; LX и т.д .; Псалом LXXXI —
Осия
1, 9—10: Вы не Мой народи Яне буду вашим Богом. Но будет число сынов
Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить и там, где говорили им вы не Мой народ ”, будут говорить им вы сыны Бога живого. Пророчества. — Что иудеи отвергают Иисуса Христа и будут отвергнуты Господом Богом, подобно благородной лозе, которая приносит кислый виноград . Что избранный народ будет непослушен, неблагодарен и упорен (populum non credentem et contradicentem
[103]
). Что
Го спод ь покарает иудеев слепотой и что среди бела дня они будут ходить ощупью, как слепые. Что перед Его пришествием явится предтеча. Что тогда покончено будет с идолопоклонством, что этот Мессия повергнет в прах идолов и внушит людям благоговейную любовь к истинному Богу. Что будут повергнуты в прах капища, где поклонялись идолами все народы во всех концах земли будут приносить Ему в жертву не животных, а чистейшую го стию. Что Он станет царем иудеев и язычников. И
вот этот царь иудеев и язычников, угнетаемый, обреченный теми и другими на смерть,
становится владыкой тех и других и уничтожает поклонение Моисею в Иерусалиме, средоточии оного поклонения, превратив этот город впер вую Свою Церковь, и уничтожает поклонение идолам в Риме, средоточии оного поклонения, превратив этот город в главенствующую Свою Церковь. Предсказания Было предсказано, что, когда наступит время и. придет Мессия, Он заключит новый союз и уже не будут говорить об исходе из Египта, Иеремия ХХШ, 5; Исайя
XLIII, 16. И завет Свой Он запечатлеет не снаружи, но напишет на сердцах людей. И страх перед Ним, который существовал лишь снаружи, вложит в их сердца. Возможно лине понять,
что это и есть закон, лежащий во снове христианского вероучения. Что Он научит людей стезям Своим. И никогда, ни до, ни после Него, не существовало человека, который учил бы истинам столь Божественным. Что тогда уже не будут учить друг друга, брат — брата и говорить познайте
Го спод а, ибо все сами будут знать Меня [Иеремия XXXI, 34] — и будут пророчествовать сыны ваши [Иоиль II, 28] — Но вот завет. закон Мой. на сердцах их напишу [Иеремия
XXXI, Все это сводится код ному и тому же. Пророчествовать — это означает говорить о
Го спод е, исходя не из внешних доказательства из внутреннего сиюминутного чувства. Transfixerunt
[104]
, Захария XII, 10. Что придет Освободитель, который сокрушит главу дьяволу и избавит Свой народ от всех беззаконий его, omnibus iniqui-tatibus
[105]
; что
Го спод ь даст тогда людям Новый Завет, ион пребудет вечно что даст Он тогда людям новое священство, почину Мелхисед ека, и оно пребудет вечно что явится Иисус Христо с,
преисполненный славы, могущества, силы, но и безмерного уничижения, поэтому люди не признают Его что не поймут, кто Он есть что Его отвергнут, что Его убьют что Его народ от Него отказавшийся, перестанет быть Его народом что идолопоклонники примут Его и станут искать у Него помощи что Он покинет Сион и воцарится там, где было средоточие идолопоклонства что тем не менее народ иудейский будет существовать всегда что должно было сохраниться племя Иуды, но царя у этого племени больше никогда не было. Образы. — Спаситель, Отец, Жертвоприно ситель, Го стия, Пища, Царь, Премуд рый,
Законод а​тель, Униженный, Нищий, Он должен был сотворить народи повести егоза Собой,
и напитать, и ввести во владения Свои...
Иисус Христос. Служение. — Он, Он один должен был сотворить народ , великий числом, праведный, святой, избранный, и стать его Вожатыми напитать, и привести вместо покойное и святое сделать его святыми во взорах Господа, превратить его в храм Господ ень,
примирить с Господом, отвратить от него гнев Господа, освободить от порабощения грехом,
столь явно владеющего человеками; дать законы этому народу, запечатлеть их в его серд це,
пред ложить Господу Себя вместо них, принести Себя в жертву вместо них, статьи незапятнанной Го стией, и Жертвоприно сителем; ведая, что Сам принесет в жертву Свою плоть и кровь, предложить Господу в жертву хлеб и вино mundum
[106]
. Камня на камне, Все, что предшествовало, все, что последовало. Иудеи, существующие и лишенные, пристанища посей день. Он сотворил чудеса

620. Иисус Христос сотворял чудеса, и вслед за Ним их сотворяли апостолы и первые святые, ив великом множестве, и было так потому, что пророчества еще не сбылись, а только сбывались, воплотить в жизнь их должны были, Христос, апостолы и святые, и,
значит, свидетельствовать могли одни лишь чудеса. Было предсказано, что Мессия обратит в истинную веру целые народы. Разве сбылось бы это пророчество, если бы целые народы не обратились в истинную веру И разве народы уверовали бы в Мессию, если бы не узрели воочию свидетельств, доказывающих истинность того, что предсказано пророками Итак,
д о Его смерти, воскресения и приятия целыми народами истинной веры ничего еще не свершилось, и потому в те времена чудеса были необходимы. Теперь они в качестве доказательств, свидетельствующих против утверждений иудеев, уже ненужны, ибо ныне существует величайшее чудо сбывшиеся пророчества. В свое время пророчества были двусмысленны ныне никакой двусмысленности в них нет. Чудо со слепорожд енным.
О чем говорит святой Павел Говорит ли оно связи пророчеств с сиюминутным Нет, но о чуде, которое Он Собою являет. О чем говорит Иисус Христос Об исполнении пророчеств Нет, Его смерть не воплотила их но Он говорит si non fecissem
[107]
. Веруйте в деяния. Иисус Христос сказал, что Писания свидетельствуют о Нем, ноне сказал, что это за свидетель ства.Даже пророчества не могли свидетельствовать пришествие Мессии, пока Иисус Христос был жив, поэтому небыли бы виновны те, что не уверовали в Него до Его смерти, если бы,
независимо от учения, не было такого доказательства, как чудеса. Следовательно, не уверовавшие в Него, когда Он был жив, совершили грех, как говорит Он сами этот грех непростителен. Итак, должно было быть очевидное доказательство, которое они отвергли.
Но Писания у них не было, значит, речь может идти только о чудесах следовательно, если нет противоречия Писанию, довольно того, что есть чудеса, и мы должны им верить.
Иоанн VII, 40: Несогласия между иудеями, как в наше время между христианами. Одни верили в Иисуса Христа, другие не верили из-за пророчеств, гласивших, что Он родится в
Вифлееме. Им следовало бы проникнуться большим недоверием, если бы таких слов не было.
Ибо свершенные Им чудеса были столь убедительны, что всем не уверовавшим надлежало глубже вникнуть в мнимые противоречия между учением Иисуса Христа и Писанием меж тем существующие темноты ослепили их и, значит, не могут служить оправданием их неверия.
Точно также, как нет оправдания и тем людям, которые, ссылаясь на мнимые, из пальца высосанные противоречия, отказываются и сегодня верить в свершенные Иисусом Христом чуд еса.
Народ , видя творимые Им чудеса, уверовал в Него, и тогда фарисеи сказали Уверовал ли в Него кто из начальников или из фарисеев Но этот народ невежда в законе, проклят он.
Из Галилеи не приходит пророк. Никодим сказал им Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает. Если бы не чудеса, творимые Иисусом Христом, неверие в Него нельзя было бы считать грехом. Только существование чудес в этом мире и превратило меня в истинного христианина, говорит Блаженный Августин.
626. Нет таких разумных оснований, которые позволили бы опровергнуть существование чудес. Истинность того, что Он — Мессия, Иисус Христос всегда подтверждал не ссылками на Священное Писание или пророчества, а только творимыми Им чуд есами.
Он доказывает Свою власть прощать грехи свершением чуд а.
“Од нако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах”.
Если они не верят Моисею, тоне поверят и воскресшему из мертвых.
Никод им признает, что учение Того, Кто свершил такие чудеса от Бога Schnus quia venisti a Deo ma-gister; nemo enim potest haec signa facere quae ti facis nisi Deus fuerit cum eo Он судит не чудеса по вероучению, а вероучение по чуд есам.
Вероучение иудеев о Боге, подобно нашему вероучению об Иисусе Христе,
под твержд ено чудесами, и оно также содержит запрет верить всем вершителям чудес без разбору, более того, верующие обязаны в таких случаях обращаться к первосвященниками беспрекословно им повиноваться.
Так что те основания, по которым мы отказываемся верить вершителям чудес, были и у них, когда они отказывались верить своим пророкам. Тем не менее они тяжко провинились,
не поверив пророкам, творившим чудеса, и не поверив Иисусу Христу, а вот если бы они воочию не видели сотворенных чудес, тоне было бы на них этой вины “Nisi fecissem...
peccatum non haberent”
[109]
. Итак, всякая вера зиждется на чуд е.
Пророчество нельзя назвать чудом, подобным тем свершенным Иисусом Христом чудесам, о которых говорит святой Иоанн первым таким чудом он называет чудо в Кане,
потом — слова Иисуса Христа самарянке, открывающие всю ее тайную жизнь, потом исцеление сына царедворца, которое святой Иоанн именует вторым чудом. Иоанн VI, 26: “Non quia vidistis signa, sed quia saturati estis”
[110]
. Одни следуют за
Иисусом Христом, ибо видели творимые Им чудеса и почитают в Нем Его всемогущество, в оных чудесах явленное, ад ругие только делают вид , будто следуют за Ним из-за чудес, Им сотворенных, а на самом же деле просто жаждут, чтобы Он их утешили осыпал мирскими благами, поэтому, когда Его чудеса им приходятся не по нраву, они начинают на все лады их поносить. Утверждение, что любить следует одного лишь Господа Бога, до того самоочевидно, что для его доказательства не требуется никаких чудес. Замалчивания Иисуса Христа. Таинство Евхаристии

630. О молчании, которое хранят Иосиф, Тацит и другие историки об Иисусе Христе, Это отнюдь нед овод против Него, как раз наоборот, это довод за Него. Ибо бесспорно, что
Иисус Христос существовал, что Его вероучение было широко известно, что все помянутые историки знали об этом, из чего следует, что умалчивали они о Нем сознательно, ну, а если говорили, то все сказанное ими было или уничтожено, или изменено до неузнаваемости. Иисус Христос в тени безвестности (в людском понимании слова безвестность столь полной, что историки, писавшие о событиях государственной важности, едва упоминают о Нем. Почему Иисус Христос по пришествии Своем не явил истинную Свою суть, ад оказывал ее ссылками над авние пророчества Почему пожелал Он, чтобы пророчества эти были облечены в образные иносказания. Иисус Христос, дабы не прозрели погрязшие в пороках, обходит молчанием и что
Он родом не из Назарета, и что Он — не сын Иосифа. Церкви в равной мере трудно было доказать и то, что Иисус Христос человек,
опровергнув доводы несогласных с этими то, что Он — Бог, хотя знака​ми,
под твержд ающими и то и другое, она располагала в изобилии. Иудеи, стараясь проверить, воистину ли Он — Бог, доказали, что Он — человек. Существовал ли хоть когд а-нибуд ь на свете человек, окруженный такой славой?
Весь народ иудейский предсказывает Его грядущее пришествие. Ему поклоняется языческий народ , когда это пришествие свершилось. Оба народа, иудейский и языческий, взирают на
Него как на средоточие своего бытия.
И при этом существовал ли хоть когд а-нибуд ь на свете человек, который извлек из такой славы так мало радости Тридцать лет из тридцати трех Он живет, держась в тени.
По след ние три года люди клеймят Его самозванцем, жрецы и власть предержащие отовсюду гонят, друзья и близкие презирают. И вот Он приемлет смерть один из учеников предает Его,
д ругой от Него отрекается, все уход ят.
Чем же все-таки Его одарила слава Никогда и ни у кого она не была так велика, никогда и никому она не приносила таких унижений. Вся эта слава пошла на пользу только нам,
открыв глаза на Него, а Ему она была ненужна. Если бы Иисус Христос сошел к людям лишь для того, чтобы освятить их Собою,
об этом гласило бы все Священное Писание и все сущее, и, следовательно, переубедить неверных не составляло бы никакого труда. Если бы Иисус Христос сошел к людям лишь для того, чтобы их ослепить, Его поведение отличалось бы противоречивостью, и у нас не было бы никакой возможности переубедить неверных. Но Он сошел к людям, как говорит Исайя, поэтому и мы, и неверные равно не можем друг друга переубедить тем не менее именно поэтому мы их переубеждаем, ибо прямо говорим, что подобным Своим поведением Он нед ает решающих доводов ни той, ни другой стороне. Как Иисус Христос был затерян среди людских скопищ, так Его истина теряется среди всяческих расхожих истин, ибо нету нее никаких броских внешних отличий. Как нет их у Евхаристии в сравнении с обычным хлебом. Вся она — тело Христово, говорит он на присущем ему наречии, но ион не
утверждает, что она — все тело Христово. Если два элемента, соединяясь, не изменяются, про них никак нельзя сказать, что один превращается в другой например, душа, соединяясь с телом, огонь, соединяясь с деревом, не меняют своей сути. Форма одного элемента тогда только переходит в другую, когда происходит изменение так оно и бывает, когда Слово соединяется с человеком. Так как мое тело, лишенное моей души, уже не будет человеческим телом, то из этого следует сделать вывод , что моя душа, соединившись с любой материей, превратится в мое тело. Он нед елает различия между условием необходимыми условием достаточным соединение условие необходимое, но отнюдь нед о статоч​ное.
Левая рука отлична от правой. Телам свойственна непроницаемость. Тождество требует и тождества материи. Следовательно, если Господь соединит мою душу с каким- нибудь телом в Китае, оное тело, idem numero
[113]
, будет находиться в Китае Река, что течет здесь той реке, что течет сейчас в Китае. Иисус Христос, Искупитель всех человеков
640. Мы неспособны постичь ни высшего блаженства, в котором пребывал Адам, ни сути первородного греха, ни нашей ему сопричастности, передаваемой из поколения в поколение. Все это произошло в мире, столь отличном от нашего нынешнего мира, что понять его нашим нынешним сознанием мы просто не можем. Да нами бесполезно это знание, которое ничего не изменит в людском уделе нам важно знать одно мы горестно ничтожны, греховны, отторгнуты от Бога, но грехи наши искуплены Иисусом Христом:
д оказатель​ствами этого изобилует наша земная юдоль. Доказательства итого, что мы греховны, итого, что грехи наши искуплены Иисусом Христом, дают нам, с одной стороны,
безбожники, ко снеющие в своем равнодушии к христианской вере, с другой стороны, иуд еи,
ее заклятые враги. В земной нашей жизни Он берет на Свои плечи любые тяготы, но отвергает наслаждения. Он любит ближних Своих, ноне ограничиваясь их кругом, изливает милосердие и на Своих врагов, и даже на врагов Бога. Иисус Христос для всех людей. Моисей — для од ного-ед инственного народ а.
Иуд еи, благословенные в Аврааме: Я благословляю благословляющих тебя. Но “И
благо словятся в семени твоем все народы земли. Parum est ut
[114]
Lumen ad revelationem gentium
[115]
Non fecit taliter omni nationi
[116]
, говорил Давид , когда речь шла о законе. Но если речь идет об Иисусе Христе, следует сказать Fecit taliter omni nationi, parum est ut
[117]
, и т.д ., Исайя.
Лишь одному Иисусу Христу дано всемирное бытие. Даже Церковь приносит жертвы, радея лишь о верных своих Иисус Христос, приняв смерть на кресте, принес Себя в жертву, радея о всех людях. Утверждать, что “omnes” всегда означает все без изъятия, — значит впадать в ересь, точно также, как утверждать противоположное. “Bibite ex hoc omnes”
[118]
— гугеноты впадают в ересь, когда относят это ко всем без исключения quo omnes peccaverunt
[119]
: гугеноты впадают в ересь, когда делают исключение для детей истинно верующих христиан. Вывод из этого должно следовать отцам Церкви и сложившейся традиции, дабы сделать правильный вывод , потому что стоит отклониться в ту или другую сторону — и нам уже грозит опасность впасть в ересь. Явные разноречия в Евангелиях.

645. Обряды искупления всех людских грехов — например, уподобление Его солнцу,
которое восходит над всеми людьми обозначают именно всеобщность искупления, но составляющие этих образов вмещают в себя понятие исключений — например, иудеи избранники, за исключением язычников тем самым утверждается существование исключений.
“Иисус Христос Искупитель грехов всех человеков”. — Да, потому что отдал Себя в жертву как человек, выкупающий всех, пожелавших прийти к Нему. Если кого-то из них в пути настигла смерть — что ж, это его беда но то, что Он принес Себя в жертву во искупление их грехов, остается в силе. — Это рассуждение уместно в случае, когда тот, кто искупает грехи, и тот, кто предотвращает смерть два разных лица. Но к Иисусу Христу это не относится, ибо в Нем воплощены и тот и другой Нет, потому что если Он Искупитель, тоне может владычествовать над всеми таким образом, по самой Своей сути
Он — Ис​купитель.
Говоря, что Иисус Христос принял смерть не за всех людей, вы. поощряете порочное желание необдуманно сделать для каких-то людей исключение и тем самым ввергнуть их в отчаянье, вместо того чтобы развеять его и вселить надежду. Ибо соблюдение внешних установившихся обрядов помогает нам взращивать в себе внутренние добродетели. Иисус Христос никогда не выносил приговора, не выслушав обвиняемого. Иуде Тот же вопрос человеку, который вошел не в брачной одежде. Мир существует, чтобы вершилось милосердие и правосудие, словно люди враги
Го спод а, а не творения рук Его — творения, которым Он, по великой благости Своей, дарует довольно света, чтобы нашли путь к Нему жаждущие найти Его и следовать за Ними строго карает, если они отказываются искать Его и следовать за Ним. Что в мире свершило искупление. Благодать
648. Мы отвращаемся, лишь отвращаясь от мило​серд ия.
Наши молитвы и добродетели равно мерзостны Господу, если они отличны от молитв и добродетелей Христовых. И не по милосердию Своему, а по справедливости будет судить Господь наши грехи, если они отличны от грехов Христовых. Иисус Христос взял на Себя наши грехи и соединил с Собою, ибо Ему свойственны добродетели и чужды грехи, а нам добродетели чужды, а грехи свойственны.
Изменим правилу, которого придерживались, судя о том, что для нас хорошо, а что плохо. До сих пор это правило диктовала нам наша собственная воля, впредь пусть диктует его воля Господня. Все, чего желает Он, справедливо и нам во благо, все, чего Он не желает,
неправед но и нам во вред Все, чего Господь не желает, запрещено. Грехи запрещены, ибо сказано было Господ ом,
что никаких грехов Он не приемлет. Ну а тона что Господь не наложил прямого запрета,
считается поэтому дозволенным, хотя на самом деле отнюдь не всегда дозволено. Если Он отказывает нам в чем-либо и все обстоятельства говорят, что такова Его воля и нет
Го спод него соизволения даровать нам желаемое, оно для нас под запретом, ибо неугодно Господу и, значит, греховно. Разница лишь в том, что наши грехи всегда неугодны Господу, а желания — не всегда. Но при этом мы должны помнить все, на что Господь наложил запрет,
греховно, все, на что Он запрета не наложил, но и нед ал Своего согласия, — дурно и несправедливо, ибо только воля Господня всегда исполнена добра и справедливости. Победа над смертью. Что пользы человеку приобрести весь мир, “ душу свою
потерять Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот ее потеряет”.
“Не думайте, что Я пришел нарушить закон. не нарушить пришел Я, а исполнить”.
Агнцы не берут на себя грехи мира, но вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира”.
“Не Моисей дал вам хлеб с неба. Не Моисей, а Сын освободит вас, и истинно свободными будете. Святость. Все народы жили в безверии, жили в похоти вся земля возжаждала милосердия, владыки отказываются от величин своего, девы готовы принять мученическую смерть. Что дало им такую силу Свершилось явление
Мессии. Это и следствие, и знаки Его пришествия. Тогда приходит к людям Иисус Христос и говорит им, что единственные их враги это они сами что преградой между ними и Господом стоят собственные их страсти что Он пришел, дабы, уничтожив эти страсти, одарить людей благодатью и сотворить из всего их сообщества единую Святую Церковь что Он пришел, дабы ввести в эту Церковь язычников и иудеев что Он пришел, дабы разбить идолы одних, развеять лжеверу д ругих.
Этому сопротивляются все люди, и дело тут не только в естественном противоборстве их вожделении все земные владыки объединяются, как некогда было предсказано, чтобы общими усилиями задушить только что народившееся вероучение. Пророчество “Quare fremerunt gentes... reges terrae... adversus Cristum”
[122]
. Объединяются все, кто хоть чем-нибуд ь прославленна земле, — ученые, цари, мудрецы. Одни пишут, другие выносят приговоры,
третьи убивают. Но невзирая на подобное сопротивление, эти совсем простые, не наделенные никакой силой люди противостоят всем могучим владыкам, они даже одерживают победу над этими царями, над этими учеными, над этими мудрецами, и вот уже везде и всюду уничтожено идолопоклонство. И свершено это с помощью той силы, которая заранее все предсказала. Один лишь Мессия благодатью Своей мог даровать язычникам обращение в истинную веру. Сколько ни бились иудеи, стараясь их обратить, язычники не поддавались бесполезны были все уговоры Соломона и пророков. Нед обились этого и такие мудрецы, как
Пла​тон и Сократ. Благие порывы, жестокосердие внешние обстоятельства. Чтобы человек стал святым, на него должна снизойти Господня благодать, актов этом сомневается, тот не понимает, каким должен быть святой и каков наделе обыкновенный человек. Да не взыщет с нас Господь за наши грехи, вернее сказать — за их плоды и следствия, а они ужасны, эти плоды и следствия даже самомалейших наших проступков, если взирать на них немилосердным оком. Убить нас может что угодно, даже предмет, созданный для нашего удобства, например, стена или лестница, если мы о ступимся.
Любое движение отзывается на всей природе море меняет свой облик из-за одного- единственного брошенного в него камня. Тоже самое можно сказать и о благодати любой человеческий поступок отзывается на всех людях. Значит, в мире нет ничего несущественного.
Прежд е чем совершить какой-то поступок, следует подумать не только об этом поступке, но и о нас самих, о нашем настоящем, прошлом, будущем, и од ругих люд ях,
которых коснется помянутый поступок, и постараться вникнуть во взаимосвязь всего этого.
И тогда мы станем очень осмотрительны Молитва и заслуга. Утешьтесь не от себя должно вам ее ожидать, напротив того, вам должно ожидать ее, ничего от себя не ожидая. Иисус Христос пришел, дабы ослепить зорких и одарить зрением слепых, исцелить недужных и оставить на смертном одре здоровых, призвав к покаянию, простить грешников и оставить справед ливцев ко снеть в грехах, наполнить дворы бедняков и оставить пустыми дворы богатеев. Для чего Господь установил молитву. Для того, чтобы Его творения постигли, каким величием облечена связь причины со следствием. Чтобы мы научились понимать, Кто одарил нас добродетелью. Чтобы, не жалея усилий, старались заслужить и другие д оброд етели.
Но во имя Верховенства Своего Он дарует молитву по воле Своей.
Возражение: Но все будут думать, что молитва исходит от самих молящихся. — А вот это уже нелепость поскольку верить еще не значит быть добродетельным, то как же тогда уверовать Разве не большее расстояние между безверием и верой, чем между верой и добродетелью Заслуга в этом слове есть некая двусмысленность manducat indignus
[127]
. Dignus est accipere
[128]
. Dignare me Господь дарует только то, что обещал даровать. Он обещал по справедливости давать просящему, но дар молитвы обещал Он только детям обетования.
Блаженный Августин так прямо и сказал, что у праведного будет отнята сила. Но сказал он это случайно, ибо обстоятельства могли сложиться так, что подобный случай ему не представился бы. Но если исходить из руководящих его правил, становится ясно, что при случае он не мог этого не сказать или сказать нечто противоположное по смыслу.
След овательно, куда важнее сказать то, чего требуют данные обстоятельства, чем то, что в данных обстоятельствах пришлось к слову, в силу необходимости, а не благодаря случайности. Но сочетание необходимости и случая — о большем и просить нельзя. Следствия и in particulari
[131]
. Полупелагиане впадают в ересь,
говоря об in communi то, что верно по отношению ка кальвинисты — говоря об in particulari то, что верно по отношению к in communi, — так, по крайней мере, кажется мне.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

перейти в каталог файлов


связь с админом