Главная страница
qrcode

Блез Паскаль - Мысли. Но и мировой культуры


НазваниеНо и мировой культуры
АнкорБлез Паскаль - Мысли.pdf
Дата19.11.2017
Размер1.18 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBlez_Paskal_-_Mysli.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#48298
страница8 из 17
Каталогid36369792

С этим файлом связано 49 файл(ов). Среди них: Толстой Лев. Круг чтения.doc и ещё 39 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   17
Глава I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
1. Моисей
489. Почему Моисей так удлинил человеческую жизнь итак сократил число поколений?
Потому что недолго летие человека, а многочисленность поколений постепенно затемняет ход . событий. Ибо только при смене людей может исказиться облик истины. При этом он устанавливает два события, два главнейших из когд а-либо свершившихся, которые всегда следует твердо помнить, — сотворение мира и всемирный потоп, столь недавние, что их, так сказать, можно потрогать. Сим, который видел Ламеха, который видел Адама, видел также Иакова, который видел тех, которые видели Моисея следовательно, всемирный потопи сотворение мира не выдуманы. К такому выводу пришли люди, хорошо в этих вопросах осведомленные. Долголетие патриархов не только не привело к тому, что события минувших времен канули в бездну забвения, но, напротив того, помогло сохранить их в людской памяти. Ибо человек порою недостаточно осведомлен в истории своих предков из-за того, что никогда нежил сними, что они сошли в могилу раньше, чем его разум окреп. Меж тем впору, когда люди жили так долго, дети долго жили со своими праотцами. И подолгу сними беседовали. О
чем еще они могли беседовать, как не об истории этих своих предков, если к ней сводилась вообще вся история, если не существовало еще ни школьных уроков, ни наук, ни искусств,
занимающих чуть лине главное место в обычных наших беседах Поэтому нет сомнения,
что в те времена любой народ бережно хранил в памяти свое родословие. Завет
492. Моисей (Втор. XXX) обещал, что Господь обрежет их сердца, дабы они любили
Го спод а от всего сердца. Довольно одного слова Давида или Моисея — например, Господь обрежет их сердца чтобы судить об их уме. Пусть все остальное в речах того или другого кажется темными двусмысленным сточки зрения философии или христианского вероучения, слова, приведенные выше, определяют смысл всех остальных, как какое-нибуд ь словцо
Эпиктета опровергает смысл всех остальных его слов, двусмысленность простирается лишь до этого слова, ну, а после от нее не остается и следа. Иудеи привыкли к великими разительным чудесам, поэтому столь великие события,
как переход через Красное море и обретение земли Ханаанской, считали всего лишь залогом еще более великих свершений от грядущего своего Мессии другими словами, они ожидали от Него чудес столь разительных, что рядом сними деяния Моисея показались бы лишь первой пробой. Кто возьмется судить о вероисповедании иудеев по людям невежественным, тот мало что в нем уразумеет. Об этой вере с неоспоримостью гласят Священное Писание и книги пророков, достаточно ясно дающие понять, что Завет они понимают отнюдь не буквально.
Точно также и наше вероучение, исполненное Божественного духа в изложении Евангелия,
апо столов, во всех своих обрядах, становится смехотворным в толковании иных люд ей.
Мессия, согласно плотским иудеям, явится в образе могучего земного владыки. Иисус
Христо с, согласно плотским христианам, пришел в наш мир, чтобы освободить нас от любви к Богу, одарив таинствами, которые сами, без людского участия, свершают все потребное людям. Оба эти утверждения не имеют никакого касательства ник вере христианской, ник вере иудей ской.Истинные иудеи, равно как истинные христиане, всегда ожидали Мессию, который научит их любить Господа и, с помощью любви, побеждать врагов. Плотские иудеи являют собой нечто среднее между христианами и язычниками.
Язычники не ведают Бога и любят только все земное. Иудеи ведают истинного Бога, но.
любят только все земное. Христиане ведают истинного Бога и не любят ничего земного.
Иуд еи и язычники любят одни и те же блага. Иудеи и христиане ведают Единого Бога.
Иуд еев следует разделять над ве категории у одних были такие же склонности, как у язычников, у других такие же, как у христиан. Приверженцы любого вероисповедания всегда состоят из людей двух категорий:
язычники — из поклонников животных и поклонников Единого Бога в образе природы иудеи из плотских и духовных, то есть христиан, но знающих только Ветхий Завет среди христиан тоже есть бездуховные, то есть те же иудеи, но знающие Новый Завет. Плотские иудеи ожидали плотского Мессию, бездуховные христиане верят в Мессию, который освободит их от любви к Богу, истинные же христиане, равно как истинные иуд еи,
поклоняются Мессии, который научит их любви к Богу. Дабы показать, что истинные иудеи и истинные христиане исповедуют одну и туже веру. — На первый взгляд , иудеи веруют только в праотца Авраама, в обрезание
жертвоприношение, обряды, Ноев ковчег, храм, Иерусалим и, наконец, в Ветхий Завет и заповеди Моисея.
Я утвержд аю:
Что смысл иудейской веры отнюдь не в перечисленном выше, а только в любви к Богу и понимании, что все остальное Ему неугод но.
Что Бог отвратится от потомства Авраамова. Что, если иудеи прогневят Бога, Он покарает их, как покарал другие народы. Втор. VIII, 19—20: Если же ты забудешь Господ а,
Бога твоего, и пойдешь вслед богов других. то свид етельствуюсь вам сегодня, что вы погибнете. Как народы, которые Господь истребляет от лица вашего...”
Что иноплеменники будут приняты Господом не хуже, чем иудеи, если они возлюбят
Его. Исаия LVI, 3; 6 — 7: Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господ у:
"Го спод ь совсем отделил меня от Своего народа. И сыновей иноплеменников,
присоед инившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа. я приведу. и обрадую их в Моем доме молитвы. ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов Что истинные иудеи главное свое достоинство видят в том, что исходит оно от Бога, а не от Авраама. Исайя, LXIII, 16: Только Ты — Отец наш ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими Ты, Господи Отец наш, от века имя Твое "Искупитель наш"”.
Даже Моисей сказал им, что Господь не смотрит на лица. Втор. X, 17: Ибо Господь, Бог ваш. не. смотрит на лица и не берет даров Суббота была лишь знамением. Исход XXXI, 13; напоминанием об исходе из Египта.
Втор. V, 15. Итак, в ней больше нет надобности, ибо следует забыть о Египте.
Обрезание было лишь знамением. Бытие XVII, II. И отсюда следует, что они не совершали обрезания, когда жили в пустыне, ибо не могли смешиваться с другими народами, а после пришествия Иисуса Христа оно вовсе стало ненадобно. Что Господь повелел совершать обрезание сердца. Втор. X, 16; Иеремия IV, 4: Итак, обрежьте крайнюю плоть сердца вашего,
и не будьте впредь жестоковыйны. Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка вла​д ык,
Бог великий, сильный и страшный, который не смотрит на лица...”
Что Господь сказал — Он однажды Сам это сделает. Втор. XXX, 6: И обрежет Господ ь,
Бог твой, сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа, Бога твоего, от всего серд ца...”
Что те, у кого не обрезаны сердца, будут суд имы. Иеремия IX, 24—26: Я, Господ ь,
творящий милость, суди правду на земле. посещу всех обрезанных и необрезанных. весь дом Израилев с необрезанным сердцем Что бесполезно внешнее, если нет внутреннего. Иоиль, II, 13: “Scindite corda vestra” и т.д . Исайя LVIII, 3, 4, Все Второзаконие наставляет любви к Богу. Втор. XXX, 19—20: Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твое​го,
слушал глас Его и прилеплялся к Нему ибо в этом жизнь твоя...”
Что иудеи не преисполнились любовью к Господу и понесут кару за свои преступления,
и язычники станут избранными и займут их место. Осия I, 10; Втор. XXXII, 20—21: И сказал:
сокрою лице Мое от них, и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный, дети, в которых нет верности. Они раздражили Меня не Богом, суетными своими огорчили Меня и Я
разд ражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их. Исайя LXV, Что блага преходящие мнимые блага и что истинное благо — пребывание в Боге.
Псалом CXLIII, 15.
Что Господь отвергает их праздники. Амо с V, 21. Что Господь отвергает жертвоприношения иудеев, Исаия LXVI, 1—3; I, 11. Иеремия VI, 20. Давид , Miserere”
[77]
, даже когда их приносят праведные (“Ехctavi”
[78]
. Псалом XLIX, 8—14). Что были они Им установлены только из-за жестокости самих иудеев. Михей превосходно 1-я
Царств XV, 22; Осия VI, Что жертвоприношения язычников будут приняты Господом, а жертвоприношений от иудеев Господь не возжелает. Малахия I, Что наступят дни, когда Господь через Мессию заключит новый союза прежний будет расторгнут. Иеремия XXXI, 31.
Mandata non bona
[79]
. Иезекииль XX, 25. Что все прежнее будет забыто. Исайя XLIII, 18, 19;
LXV, 17, Что не будут больше говорить о ковчеге завета Господня. Иеремия III, 15, Что храм будет отвергнут. Иеремия VII, 12—14. Что прежние жертвы будут отвергнуты и станут присно сить новые, чистые жертвы. Малахия I, Что первосвященник будет вовек не почину Аарона, а почину Мелхисед ека, который введен будет Мессией. Псалом “Dixit Что чину этому быть вовеки веков. Там же. Что будет отвергнут Иерусалим и признан
Рим. Псалом “Dixit Dominus” Что имя иудеев будет отвергнуто и дано новое имя. Исайя LXV, Что имя это будет лучше, нежели прежнее, и останется навек. Исайя LVI, Что останутся иудеи без пророков (Амо с, без царя, без жертвоприношений, без ид ола.
Что, невзирая на это, народ иудейский пребудет всегда. Иеремия XXXI, 36.
499. Республика. — В республике христианской и даже иудейской никогда не было иного владыки, кроме Господа Бога, — так утверждал в своей книге О монархии Филон Иуд ей.
Они воевали во имя Бога, надеялись только на Бога, свои города считали городами Бога и охраняли их во имя Бога. 1 Паралипоменон, XIX, 13.
500. Бытие XVII, 7: Statuam pactum meum inter me et te... faedere sempiterno, ut sim Deus tuus.
9: Et tu ergo custodies pactum Иудеи свидетели, доныне существующие и безукоризненные. Ревностное благочестие иудейского народа, особенно стопоры, как у него не стало пророков. Во времена, когда ради поддержания веры существовали пророки, народ ею пренебрегал нос той поры, как пророков не стало, народ проникся благочестивым рвением. Исполненное ревностного благочестия почитание иудеями своего завета и своего храма (Иосиф, Филон Иудей. Существовал ли на свете хоть один народ исполненный такого же благочестивого рвения Но это было необходимо. Нечистый дух смущал благочестивый пыл иудеев до пришествия Иисуса Христа,
ибо это шло им на пользу, ноне по сле.
Осмеяние иудеев язычниками преследование христиан. Какое поразительное, достойное самого пристального внимания явление представляет собой иудейский народ , который существует уже столько веков, неизменно погруженный в бедственное ничтожество его существование необходимо, ибо он свидетельствует пришествие Иисуса Христа, бедственность этого существования неизбежна,
ибо иудеи распяли Его и вот, как ни сопротивляются они своему бед ственно-ничтожному бытию, оно все длится, все такое же бед ственно-ничтожное.
506. Этот народ явно существует лишь для того, чтобы свидетельствовать пришествие
Мессии (Исайя XLIII, 9; XLIV, 8). Он любит и хранит свои священные книги и при этом совершенно их не понимает. И все это было предсказано что предначертания Господа будут им доверены, но останутся для них за семью печатями. Пророчества. — Скипетр не был утрачен из-за плена вавилонского, потому что быстро пришло освобождение, к тому же предсказанное. Когда Навуход оно сор увел в плен народ иудейский, Он, дабы нед умали, что скипетр утрачен этим народом, заранее оповестил их, что плен будет недолгими восстановятся иудеи во всех своих правах. Они всегда были утешены предсказаниями пророков, их цари по-прежнему управляли ими. Но после второго пленения они не получили никаких обещаний, и у них уже не осталось ни пророков, ни царей, ни утешения, ни надежд ы,
ибо скипетр был навеки отнят у иудеев. Доказательства бытия Иисуса Христа. — Плен не есть плен, если пленные уверены,
что через семьдесят лет будут свободны. Но ныне они в плену и нету них никакой надежд ы.
Го спод ь обещал, что, рассеяв их по всей земле, Он вновь воссоединит их, если они будут блюсти Его завет. Они тщательно соблюдали завет Господень, но таки не освободились от гнета. Господь пожелало слепление этого народа обратить во благо избранным. Прямодушие иудеев Они преданы и верны этой книге, в которой Моисей утверждает, что в них никогда не было ни капли благодарности Богу и, как ему доподлинно известно, после его, Моисея, смерти эта неблагодарность еще возрастет, ион берет небо и землю в свидетели, что они именно таковы, невзирая на все его наставления.
Он утверждает, что Господь, воспылав наконец гневом, рассеет их среди всех земных народов что на поклонение чужим богам, а не истинному их Богу ответит тем же и назовет свой народ , который от века не был Его народом и хочет Моисей, чтобы слова его никогда не позабылись, а книга была помещена в ковчег завета и свидетельствовала против них.
Исайя говорит тоже самое, XXX, 8.
512. Прямодушие иудеев После того, как у них не стало пророков, — Маккавеи; после Иисуса Христа — Масореты. Эта книга будет вам как свидетельство. Испорченные и конечные буквы.
Прямод ушие до попрания собственной чести, идущее во имя этого насмерть подобных примеров не было в мире, это свойство не укоренено в природ е.
Причина ослепления иудеев. (Либо иудеи порочны, либо христиане, — это непреложно.)
514. Если все было с такой точностью предсказано иудеям, почему они не поверили?
Или почему небыли истреблены за неверие в столь точно сбывшееся предсказание Отвечаю да, все было предсказано, и они не поверили в столь точно сбывшееся и небыли истреблены. Но именно это и пошло к вящей славе Мессии, ибо мало того, что предсказания существовали, их должны были вечно хранить не постигающие заложенного в них смысла.
Таким образом и т.д .
515. Те, кто сомневается во сновах христианства, приводят как довод в свою пользу неверие иудеев. Если все было так ясно, разве могли бы они не уверовать, — говорят эти люди, якобы недовольные упорством иудеев, подкрепляющим их собственное безверие. Но д ело-то в том, что как раз это упорство и лежит во снове нашей веры. Мы не отдавались бы ей с такой горячностью, будь они нашими единоверцами. И у нас было бы на это куда больше оснований. Ведь это поразительно — вселить в иудеев такое преклонение перед предсказаниями того, что свершится, и такую вражду к предсказаниям уже свершившимся. Язычников, равно как плотских иудеев, постигают несчастья, постигают они и христиан. Для язычников нет Искупителя, ибо им неведома даже и надежда на Него. Для иудеев нет Искупителя, они тщетно надеются на Него. Искупитель есть только для христиан
(прочитайте Непрерывность. Во времена Мессии этот народ разделился. Те, в ком жила душа, последовали за
Мессией, те, в ком жила только плоть, остались как свидетели Его пришествия. Если бы все иудеи были обращены Иисусом Христом, до нас дошли бы лишь не внушающие доверия свидетельства. Если бы все иудеи были истреблены, до нас вообще нед ошло бы никаких свидетельств. Иудеи не признали Его, ноне все святые приняли, плотские отвергли. И ореол Его славы не только не померк из-за этого, но, напротив того, воссиял небывалым светом.
Ед инственный приводимый имид овод — он содержится во всех их писаниях, в Талмуде, в поучениях раввинов — сводится к тому, что Иисус Христос не подчинил Себе народы вооруженной рукой, gladium tuum, potentissime
[83]
. Неужели этим исчерпываются все их доводы Иисуса Христа убили, говорят они Он пал, Он не одолел силу язычников, нед ал на растерзание нам их останки, не одарил нас их богатствами. И это все, что они могут сказать?
Но именно этим Он так любезен моему сердцу. И ненадобен был бы мне тот, кого рисуют себе они. Яснее ясного, что они не пожелали признать Иисуса Христа только из-за собственной своей порочности, но именно этот отказ делает их столь безупречными свидетелями, более того — превращает в орудие свершения предсказанного. Иудеи, не признав в Нем Мессию, убили Его, тем самым с несомненностью д оказав,
что Он — Мессия, а потом, продолжая упрямо отвергать Иисуса Христа, стали безукоризненными свидетелями Его пришествия и этим убийством, и этим все длящимся непризнанием Мессии они осуществили предсказанное. Чем Ему могли повредить Его враги иудеи Признав, они подтвердили бы, что Он истинно Мессия, ибо это значило бы, что в Нем зрят Мессию хранители обетования Его пришествия отвергнув — признали бы самим этим отвержением. Предсказания. Надежды на пришествие Мессии Убедительная сила пророчеств. Предсказания и их исполнение. И венец всему — предсказание, дабы уже никто не мог утверждать, что все это дело случая.
Тот, кому осталось жить одну неделю, не согласится, что правильнее всего считать,
буд то случай здесь ни при чем.
Меж тем, если бы страсти нед ержали нас в пленумы понимали бы, что неделя у нас в запасе илисто лет — от этого ровным счетом ничего не меняется. Пророчества лишь тогда становятся понятными, когда они сбываются точно также смысл отшельничества, обетов воздержания, молчания и т. д . понятен лишь тому, кто эти обеты исполняет и верует в них.
Ио сиф столь внутренний в Завете столь внешнем.
Внешние знаки покаяния располагают к покаянию, идущему изнутри, равно как
уничиженность располагает к смирению. Доказательство. — Пророчества и как они сбываются все, что было до пришествия
Иисуса Христа, и все, что за Его пришествием последовало. Синагога предшествовала Церкви, иудеи предшествовали христианам. Пророки предсказали появление христиан апостол Иоанн, Иисус Христос. Пророчества — вот главнейшие доказательства пришествия Иисуса Христа. И
Го спод ь озаботился, чтобы они были во множестве, ибо гласят непросто о некоем событии,
а о чуде, ирод ило сь оно вместе с нашей Церковью и будет вместе с ней существовать до скончания веков. И Господней волею пророки существовали на протяжении тысячи шестисот лета потом Он четыреста лет рассеивал пророчества вместе с хранившими их иудеями по всему лицу Земли. Вот какая велась подготовка к рождению Иисуса Христа, ибо для того,
чтобы в Его Евангелие уверовал весь мир, нужно было пророчества о пришествии Мессии распространить по всему миру, пропитать верой в них весь мир. Существовали пророчества, но этого было недостаточно их должно было распространить по всему миру, должно было запечатлеть в людской памяти на все времена. И
чтобы этот многоголосый хор не был сочтен делом случая, он должен был быть пред ​сказан.
И к вящей славе Мессии было то обстоятельство, что, сверх роли, которую иудеям назначил Господь, они еще стали зрителями этой славы, а порою даже и орудиями, ее сотворявшими.
528. Пророчества. — Если бы лишь од ин-ед ин​ственный человек возвестил в своей книге пришествие Иисуса Христа и рассказал, когда и при каких обстоятельствах оно свершится и
Иисус Христос явился бы в мир именно так, как было предсказано, это пророчество обладало бы огромной силой.
Но речь идет о чем-то еще более разительном. В течение четырех тысяч лет ряд люд ей,
од ин вслед зад ругим, непрерывно и без всякого разнобоя предсказывают Его пришествие. И
то же самое возвещает целый народ , существующий вот уже четыре тысячи лет ради того,
чтобы давать свидетельские показания, которыми располагает и на которых настаивает,
пренебрегая угрозами и преследованиями насколько же неотразимо подобное доказательство. Предсказания частных обстоятельств. — Они жили чужаками в Египте, не имели земельной собственности нитам, нив других краях. (Ими в голову не могла прийти мысль о своих царях — таких, какие появятся у них в далеком будущем ни о том облеченном,
полномочиями Совете из семидесяти судей, именовавшемся Синедрион, основанном Моисеем и просуществовавшем вплоть до пришествия Иисуса Христа все это казалось совершенно несбыточным в их нынешнем положении, когда Иаков, благословляя на смертном одре двенадцать своих сыновей, возвестил им, что они будут владеть обширными землями, и отдельно предрек Иуде, что от него произойдут цари и эти цари будут править народом, что братья станут его подданными (что даже Мессия, которого должно ждать всем народам, произойдет из Иудина племени, что царская власть, и правители, и законодатели будут из его племени, пока не явится рожденный в недрах того же племени, столь ожидаемый Мессия).
И тот же Иаков, деля эти обещанные в будущем земли, словно уже владел имид ал
Ио сифу на один участок земли больше, нежели другим сыновьями сказал Яд аю тебе,
преимущественно перед братьями, еще один участок. А когда Иосиф подвел к нему для благословения двух своих сыновей и поставил старшего, Манассию, по правую руку, а младшего, Ефраима, полевую, Иаков скрестил руки, и правую положил наголову Ефраима, а левую на руку Манассии, и благословил обоих на замечание Иосифа, что он отдал предпочтение младшему, Иаков ответил с замечательной твердостью Знаю, сын мой, знаю...
но меньшой его брат будет больше его. И все именно таки сбылось, итак многоплод ен был
Ефраим, как два поколения, вместе взятые, составляющие целое государство, что стали их всех называть одним именем Ефраим.
И, умирая, заклял Иосиф сыновей своих унести кости его с собой, когда пойдут они в ту землю обетованную, а пошли они туда лишь двести лет спустя.
Моисей, который описал все происшедшее задолго до того, как оно произошло, сам заранее наделил каждое семейство земельным участком, словно был уже там хозяином (и сказал потом, что Бог породит пророка из их племени и народа, ион предтеча этого пророка, ив точности предсказал, что сними, произойдет после его, Моисея, смерти, когда они войдут в землю обетованную, и победы, которые им поможет одержать Боги их неблагодарность Богу, и наказание, которое они понесут за это, и еще многое другое. Ион назначил судей, чтобы наделять земельными участками, и предписал форму правления,
которую им должно избрать, и повелел держаться этой формы, строить укрепленные города и т.д .
530. Пророчества вперемешку с наказами касательно частной жизни и тут же предсказания пришествия Мессии, чтобы пророчества о Мессии не казались бездоказательными, а наказы касательно частной жизни небыли бесплод ны.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   17

перейти в каталог файлов


связь с админом