Главная страница
qrcode

ОДИССЕЙ 1994-1998. Теоретические проблемы культуры


НазваниеТеоретические проблемы культуры
Родительский файлODISSEJ 1994-1998.rar
АнкорОДИССЕЙ 1994-1998.rar
Дата27.02.2011
Размер2.31 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1994 - brag.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипАнализ
#7465
страница1 из 4
Каталогysegorova
Полное содержание архива ОДИССЕЙ 1994-1998.rar:
1. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1994 - bess.pdf
392.9 Кб.
Проблемы современного гуманитарного знания
2. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1994 - botk.pdf
436.42 Кб.
Историк и его дело (К 70-летию А. Я. Гуревича)
3. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1994 - brag.pdf
2363.35 Кб.
Теоретические проблемы культуры
4. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1994 - danil.pdf
5643.55 Кб.
Пространственный образ палаццо во флорентийском искусстве кватроченто
5. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1994 - darn.pdf
230.62 Кб.
Братство: взгляд еретика
6. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1994 - demu.pdf
285.5 Кб.
Рассказ У. С. Моэма "В львиной шкуре"
7. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1994 - gorun.pdf
461.19 Кб.
Соотношение народной и ученой культур средневековья в зеркале церковных обрядов
8. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1994 - jaxs.pdf
320.65 Кб.
Ориентационные принципы организации пространства в картине мира
9. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1994 - kazhd.pdf
361.71 Кб.
Идея движения в словаре византийского историка никиты хониата
10. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1994 - klib.pdf
262.58 Кб.
Памяти а. И. Клибанова
11. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1994 - konst.pdf
419.61 Кб.
Бороды в истории
12. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1994 - lepet.pdf
215.59 Кб.
Бернар лепети и жан-ив гренье о журнале "анналы"
13. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1994 - luch.pdf
345.38 Кб.
Образ мухаммада в зеркале латинской хронистики
14. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1994 - podos.pdf
379.42 Кб.
Картина мира в народном и ученом сознании
16. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1994 - tit.pdf
402.08 Кб.
Многоумный Одиссей
17. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1994 - topol.pdf
248.15 Кб.
Бедность и достаток как категории исторической концептуализации
18. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1994 - topor.pdf
484.24 Кб.
Об индивидуальных образах пространства
19. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1994 - trud.pdf
302.84 Кб.
15. Некоторые спорные вопросы социального развития средневековой Норвегии
20. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1994 - uvar.pdf
646.06 Кб.
Опыт социальной истории
21. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1994 - vzh.pdf
232.76 Кб.
Как эпистемологическая категория
22. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1995 - arnautova.pdf
421.63 Кб.
Народная религиозность
23. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1995 - batkin2.pdf
576.56 Кб.
Индивидуальность и личность
24. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1995 - batkin3.pdf
236.34 Кб.
Л. М. Баткин полемические заметки статья
25. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1995 - batkin.pdf
217.37 Кб.
Л. М. Баткин о "безднах экзегетики" Статья
26. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1995 - bessmertn2.pdf
330.24 Кб.
Вновь о трубадуре бертране де борне и его видении простолюдина
27. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1995 - bessmertn.pdf
387.35 Кб.
Некоторые соображения об изучении феномена власти и о концепциях постмодернизма
28. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1995 - boycov.pdf
2541.78 Кб.
Скромное обаяние власти (К облику германских государей XIV-XV вв.)
29. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1995 - braginsky.pdf
514.55 Кб.
Докладу О. М. Фрейденберг "О неподвижных сюжетах и бродячих теоретиках"
30. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1995 - exit.pdf
217.69 Кб.
Одиссей человек в история
32. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1995 - gurevich.pdf
267.4 Кб.
Нескромное обаяние власти
33. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1995 - jordan.pdf
375.14 Кб.
Самоидентификация населения и королевская власть в средневековой франции
35. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1995 - malinin.pdf
412.25 Кб.
Представления о власти
36. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1995 - obolensk.pdf
425.66 Кб.
Историк и время
37. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1995 - shortie.pdf
366.23 Кб.
История сегодня: сомнения, вызовы, предложения
38. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1995 - spigel.pdf
296.19 Кб.
К теории среднего плана: историописание в век постмодернизма
40. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1995 - tendryak.pdf
355.65 Кб.
Еще раз о социально-исторической
41. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1995 - tit.pdf
126.95 Кб.
ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1995 - tit.pdf
42. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1997 - gl1.pdf
2705.22 Кб.
ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1997 - gl1.pdf
43. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1997 - gl2.pdf
2951.88 Кб.
ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1997 - gl2.pdf
44. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1997 - gl3.pdf
3470.74 Кб.
ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1997 - gl3.pdf
45. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1997 - gl4.pdf
701.04 Кб.
ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1997 - gl4.pdf
46. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1997 - gl5.pdf
1824.39 Кб.
ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1997 - gl5.pdf
47. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1997 - gl6.pdf
249.25 Кб.
ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1997 - gl6.pdf
48. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1997 - gl7.pdf
2045.09 Кб.
ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1997 - gl7.pdf
49. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1997 - sum.pdf
654.74 Кб.
ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1997 - sum.pdf
50. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1997 - titul.pdf
53.58 Кб.
ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1997 - titul.pdf
51. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1998 - 10years.pdf
139.08 Кб.
Десять лет для периодического издания много ли это? Если учесть
52. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1998 - bahtina.pdf
223.53 Кб.
Из публичной библиотеки
53. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1998 - batkin.pdf
772.79 Кб.
Начинающий медиевист из провинции в гостях у люблинских
54. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1998 - braginsky.pdf
205.62 Кб.
Идея периодизации: миф наука учебник
55. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1998 - danilevsky2.pdf
184.37 Кб.
Тупики периодизации, или периодизация в тупике
56. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1998 - danilevsky.pdf
367.9 Кб.
Мог ли киев
57. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1998 - exit.pdf
203.66 Кб.
Rivista oi storia della storiografia moderna. Anno XVII, N. 1-3, 1996
58. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1998 - giri.pdf
344.03 Кб.
Использование археологических источников в истории религии и культуры
59. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1998 - gordon.pdf
217.14 Кб.
Новое время: эпоха и цивилизация
60. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1998 - gurevich2.pdf
139.27 Кб.
Из материалов Круглого стола 281
61. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1998 - ignatenko.pdf
272.63 Кб.
Принцип циклизма в средневековой арабо-исламской мысли эмпирические и спекулятивные
62. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1998 - kamill.pdf
239.98 Кб.
Рецензии и рефераты
64. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1998 - kupriyanov.pdf
331.1 Кб.
Русский горожанин в поисках социальной идентичности (первая половина XIX в.)*
65. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1998 - lemeneva.pdf
682.38 Кб.
Из "этимологии" исидора севильского
66. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1998 - lyapustina.pdf
398.4 Кб.
Личность и общество: проблемы самоидентификации
67. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1998 - mihina.pdf
153.68 Кб.
Конвенция ученых
68. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1998 - montanary.pdf
461.8 Кб.
Массимо Монтанари
69. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1998 - obolensky.pdf
368.47 Кб.
К спорам о достоевском
70. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1998 - paramonova.pdf
496.26 Кб.
Славянский восток в хронике титмара мерзебургского. Образ "иного" на пересечении
71. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1998 - smirin.pdf
432.48 Кб.
Римское рабство глазами римлян (система и казус)*
73. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1998 - tit.pdf
320.4 Кб.
Российская академия наук институт всеобщей истории
74. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1998 - ubilyar.pdf
308.87 Кб.
Наши юбиляры
76. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1998 - vizgin.pdf
90.19 Кб.
ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1998 - vizgin.pdf
77. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1998 - volvcun.pdf
354.39 Кб.
Историк и время
78. ОДИССЕЙ 1994-1998 - Одиссей 1998 - yurganov.pdf
414.59 Кб.
"дело" алексея лазарева (герой романа "Война и мир" и его прототип)*

С этим файлом связано 42 файл(ов). Среди них: и ещё 32 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ

 

Н.В. Брагинская

 

"КАРТИНЫ" ФИЛОСТРАТА СТАРШЕГО: 

ГЕНЕЗИС И СТРУКТУРА ДИАЛОГА

 

ПЕРЕД ИЗОБРАЖЕНИЕМ

 

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И "КАРТИНЫ" ФИЛОСТРАТА 

Настоящая  статья  написана  на  основании  опубликованных  работ  и 

докладов,  одни  из  которых  непосредственно  связаны  с  изучением  "Картин" 

Филострата, а другие посвящены более общим проблемам истории культуры*. 

Анализ  конкретного  произведения,  принадлежащего  ритору  времен  второй 

софистики,  не  будучи  ни  единственной,  ни  даже  главной  целью  нашего 

исследования,  задает,  однако,  его  "сюжет".  Дело  в  том,  что  описание  и 

объяснение "Картин" потребовали постановки и изучения целого ряда общих 

проблем  истории  культуры.  Эта  небольшая  странная  книжка  словно 

заключает  в  себе  нервный  центр,  прикосновение  к  которому  обнаруживает 

скрытые внутренние связи. 

Вместе  с  тем  и  сам  этот  памятник  заслуживает  того,  чтобы  история 

культуры как особая историческая дисциплина обратила, наконец, на него свое 

внимание.  Ведь  на  протяжении  веков  изучение  "Картин"  сводилось  к 

извлечению из него сведений о почти утраченной античной живописи. Иными 

словами, "Кар- 

_______________ 

См.,  в  частности:  Жанр  Филостратовых  "Картин"  //  Из  истории  античной  культуры.  М.,  1976; 

Экфрасис  как  тип  текста:  (К  проблеме  структурной  классификации)  //  Славянское  и  балканское 

языкознание:  Карпато-восточнославянские  параллели.  Структура  текста.  М.,  1977;  Театр 

изображений  //  Декоративное  искусство  СССР.  1979.  №  4;  Театр  изображений:  О  неклассических 

зрелищных  формах  в  античности  //  Театральное  пространство:  Материалы  научной  конференции 

ГМИИ им. А.С. Пушкина (1978). М., 1979 г."Я - кубок Нестора" // Декоративное искусство СССР. 

1979.  № 12; "Я  - Гермес Киллений" //  Декоративное  искусство СССР. 1980.  № 6;  Надпись  и 

изображение  в  греческой  вазописи  //  Культура  и  искусство  античного  мира;  Материалы  научной 

конференции ГМИИ им. А.С. Пушкина (1979). М., 1980; Генезис "Картин" Филострата Старшего // 

Поэтика  древнегреческой  литературы.  М.,  1981;  О  композиции  "Картин"  Филострата  Старшего  // 

Структура  текста.  Институт  славяноведения  и  балканистики  АН  СССР.  1982;  Эпитафия  как 

письменный  фольклор  //  Текст:  Семантика  и  структура.  М.,  1983;  Fata  libelli:  Судьба  "Картин" 

Филострата  от  античности  до  наших  дней  //  Античность  в  культуре  и  искусстве  последующих 

веков: Материалы научной конференции ГМИИ им. А.С. Пушкина (1982). М., 1984; Fata libelli: Das 

Schicksal  der  "Gemalde"  des  Slteren  Philostratos  //  Antike  in  der  Moderne:  Konstanzer  althistorische 

Vortrage  und  Forschungen  /  Hrgs.  von  W.  Schuller.  Konstanz,  1985;  Элегический  дистих  и  структура 

погребального  плача  //  Конференция  "Балто-славянские  этнокультурные  и  археологические 

древности.  Погребальный  обряд".  Институт  славяноведения  и  балканистики  АН  СССР.  1985; 

Трагедия  и  ритуал  у  Вячеслава  Иванова  //  Архаический  ритуал  в  фольклорных  и  раннели-

тературных памятниках. М., 1988.

 

© Н.В. Брагинская.

 

Digitally signed 

by Auditorium.ru

Reason: (c) 

Open Society 

Institute, 2002, 

electronic 

version

Location: 

http://www.audit

orium.ru

Signature 

Not 

Verified



Н.В. Брагинская. "Картины" Филострата Старшего 

275

 

тины" использовались как источник по истории культуры, но сами по себе как 

историко-культурное явление не анализировались. 

"Картины" - прозаическое сочинение, созданное во II или начале III в. н.э. 

аттикизирующим ритором из семьи, трое или четверо членов которой носили 

имя Филострат. Сочинение состоит из Предисловия и описания (в форме беседы 

с  юношами)  64  картин  из  частной  галереи  в  Неаполе.  В  Предисловии 

сообщаются  обстоятельства  возникновения  этих  описаний  и  содержится 

рассуждение о живописи. Цель беседы, по словам автора — научить молодежь 

понимать и толковать живопись. 

Естественные поиски аналогий привели к тому, что в корпусе античных 

литературных источников впервые был выделен определенный тип текста, а 

именно: беседа, связанная с изображением и содержащая его описание, 

названная нами диалогическим экфрасисом (ДЭ) . Мы обнаружили несколько 

десятков  текстов,  отвечающих  сформулированному  нами  определению. 

Сопоставление их между собой позволило выделить в них еще четырнадцать 

независимых общих признаков, или элементов. 

В разделенных веками сочинениях, сквозь разные жанры и стили, варьируясь 

и мерцая, неумолимо проступает одна и та же схема. Примерно такая: путник 

или путники встречают во время своего путешествия храм или святилище, в 

котором  видят  таинственное,  загадочное  изображение;  откуда  ни  возьмись, 

появляется человек, который,  беседуя с пришельцами,  изъясняет скрытый 

смысл изображения. Путники обычно юны, несведущи, толкователь - жрец, 

старик, мудрец; в описании и толковании присутствуют мотивы света, сияния и 

живости, жизнеподобия изображения; все внимание и зрителя, и эксегета-

толкователя  сосредоточено  на  смысле  изображенного  —  художественные 

качества,  за  исключением  "живости",  не  обсуждаются.  Иногда  эксегет  и 

изображение совпадают, потому что объясняет себя сам живой кумир божества. 

Совокупность  этих  элементов  мы  назвали  конструкцией  диалогического 

экфрасиса. А поскольку разножанровые тексты, в которых, как выяснилось, 

содержится конструкция ДЭ, никогда ни по какому поводу в один ряд не 

ставились и вместе не рассматривались, можно сказать, что ДЭ — это новый 

объект изучения в антиковедении, хотя обнаружен он в источниках не только 

давно известных, но по большей части классических. 

Обнаруживши новый класс явлений, мы, естественно задались вопросом его 

исторического генезиса. Происхождение ДЭ имеет, с нашей точки зрения, 

ближний и дальний планы. На последний мы здесь только укажем. Речь идет о 

структурном сходстве конструкции ДЭ и жанра откровений, где на  месте 

картины или статуи — видение, пророческая ревелация или эпифания божества. 

В конечном счете ДЭ является, видимо, специфической вариацией ревела-

ционного жанра, но мы ограничимся здесь поисками происхождения диалога 

_______________ 

*  Термин  "экфрасис"  использовался  в  эллинистической  риторике  для  обозначения  любых  описаний; 

однако  достаточно  рано  "экфрасисом"  стали  именовать  преимущественно  описания  произведений 

искусства.  В  новоевропейской  научной  литературе  такое  суженное  использование  термина  стало 

правилом, почти не знающим исключений.

 

276 

Теоретические проблемы культуры 

 

именно  перед  изображением,  картиной,  статуей,  рельефом,  торевтикой, 

пеленой, причем в пределах греческой и эллинистической культур. В противном 

случае нам пришлось бы не только выйти далеко за границы античной культуры, но 

и покинуть пределы исторической дисциплины.

 

Исследование архетипов (а к этой отрасли знания было бы естественно отнести 

изучение  ревелации)  есть  близкая  к  философии  теоретическая  дисциплина.  В 

оптике  подобного  исследования  исторические  дистанции  между  диалогическим 

экфрасисом,  тем,  из  чего  он  произошел,  и  тем,  что  произошло  из  него, 

скрадываются:  все  это  разновременные  и  разнохарактерные  порождения  единого 

архетипа.

 

Мы  же  сосредоточились  на  конкретных  исторических  процессах,  правда,  не 

уникальных  и  не  однократно  имевших  место  в  истории  культуры,  а  так  сказать, 

"итерирующих".  Итерирующие  процессы  в  культуре,  иначе  говоря,  механизмы 

историко-культурной динамики, могут быть в какой-то период времени "частыми", а 

потом более редкими, затрагивать то одни, то другие сферы, могут они идти и в 

обратном направлении.

 

Мы  выдвигаем  и  обосновываем  гипотезу  о  происхождении  конструкции  ДЭ  в 

античной  литературе  в  результате  действия  такого  механизма  движения  и 

превращения  культурных  форм.  Этот  механизм  условно  назван  нами  "нарра-

тивизацией",  которая  представляет  собой  частный  случай  ресемантизации. 

Суть его состоит в том, что по отношению к некоторой культурной форме или 

явлению  как  целому  возникает  позиция  описателя,  повествователя  (нарра-тора) 

или шире - наблюдателя. Термин "ресемантизация" может быть понят двояко: 

как воскрешение смыслов забытых и утраченных и как внесение смыслов новых. 

Так,  когда  изображение  и  эксегет  в  диалогическом  экфрасисе  совпадают,  когда 

кумир божества сам себя объясняет, - это ресемантизация забытых смыслов, и 

происходит  она,  например,  у  такого  позднего  автора,  как  Каллимах.  А  когда 

Филострат 

делает 

из 

сценария 

архаического 

зрелища 

пиршество 

сенсуалистического  умозрения,  то  это  ресемантизация  как  привнесение  новых 

смыслов.  Диалогический  экфрасис  в  литературе  может  рассматриваться  и  как 

рудимент  того,  из  чего  он  произошел,  и  как  зародыш  нового  жанра,  созданного 

Филостратом.  Нарративизация  и  ресемантизация  обеспечивают  сдвиг,  появление 

дистанции,  и  в  то  же  время  это  традиционалистический  механизм  эволюции, 

чуждый  разрыву  и  отрицанию.  Простейший  пример  наррати-визации  - 

священные  сказания,  вырастающие  из  описания  ритуалов.  Автор  сказания 

может вносить много нового за счет хотя бы непонимания смысла архаичного 

или чужеплеменного обряда, но это "новое" возникает помимо сознательной воли.

 

Мы  утверждаем,  что  ДЭ,  включенный  по  преимуществу  в  драматические  и 

квазидраматические  жанры,  есть  результат  нарративизации  представлений 

архаического, долитературного, театра.

 

Нами  сформулированы  в  общем  виде  и  характеристики  архаичного 

(фольклорного  или  долитературного)  театра,  конститутивные  признаки, 

отличающие  его  от  театра,  ориентированного  на  литературную  драму.  Нам 

неизвестны  другие  опыты  такого  рода  обобщений,  опертых  на  сравнительный 

материал. Под

 



Н.В. Брагинская. "Картины" Филострата Старшего 

277

 

архаичным  театром,  или  прототеатром,  мы  понимаем  различные  формы 

зрелища,  т.е.  и  ритуал,  и  мистерию,  и  шествие,  а  не  только  зрелищный 

фольклор  с  преобладанием  развлекательных  функций  над  прагматико-

символическими, словом, все сакральные и профанные представления, где есть 

зритель.  Зритель  —  это  conditio  sine  qua  поп.  Если  в  каком-то  действе  все 

участники  заняты  в  равной  мере,  если  нельзя  выделить  хотя  бы  более 

пассивных,  "созерцательных"  участников  обряда,  тогда  о  театре  —  сколь 

угодно  архаичном,  фольклорном,  до-литературном,  -  говорить  еще  нельзя.  Для 

всех  этих  долитературных  и  для  многих  раннелитературных  представлений, 

показов  и  демонстраций  характерны,  по  нашему  мнению,  некоторые  общие 

признаки. Прототеатр — это: 

1) разделение функции речевой и демонстрационной

2) нечеловеческий персонаж и факультативность живого человека в качестве 

"актера"; 

3) демонстрация вещей, изображений статуй, манекенов как протагонистов 

спектакля; 

4) сюжет ухода и прихода, явления и исчезновения; 

5)  противопоставление  "ведущего"  с  преобладанием  речевой  функции  и 

"хора" (или череды "выходов") с преобладанием функции демонстрационной

6) наконец, эпизодическая композиция. 

Свою  эвристическую  ценность  обнаружило  в  предпринятом  нами 

исследовании  межкультурное  сравнение  древнегреческого  и  индийского 

материала. Оно позволило нам не только сформулировать общие признаки 

долите-ратурного  театра,  но  и  общие  предпосылки  возникновения 

литературной  драмы,  справедливые  и  для  восточного  театра,  и  для 

древнегреческого,  и  для  средневекового.  Наша  концепция  становления 

литературного  театра  дает  новое  освещение  некоторым  традиционным 

проблемам  древнегреческой  культуры,  как-то:  проблема  гипокрита, 

происхождение трагедии, Платонова критика эпоса и др. 

Предложенное нами понятие "театр вещей и изображений" охватывает и те 

явления,  которые  традиционно  числились  по  ведомству  изобразительных 

искусств.  Мы*  показали  условность  границ  "театра"  и  "пластики"  для 

древнегреческой и эллинистической культур, в частности на примере Героновых 

автоматов,  явления  фактически  не  замеченного  ни  искусствоведами,  ни 

театроведами. 

Объяснять происхождение отдельных сочинений и целых жанров отсылкой к 

тем или иным ритуалам давно стало общераспространенным приемом. Однако 

крайне редко удается не просто указать на некоторые черты сходства текста и 

ритуала,  но  и  объяснить  происхождение  различий.  Мы  сделали  попытку 

проследить конкретный механизм превращения погребального плача в жанр 

письменного  фольклора  -  эпитафию,  содержащую  ДЭ.  Этот  механизм  мы 

также относим к ресемантизации, ибо суть здесь в смене двух позиций: и 

описателя-повествователя и наблюдателя-адресата. 

Наш  анализ  использования  Филостратом архаической конструкции ДЭ в 

качестве комплекса поэтических приемов затрагивает проблему происхождения 

литературы из долитературного традиционного материала. Этот анализ пока- 

278 

Теоретические проблемы культуры 

 

зывает,  что  использование  традиционного  материала  при  определенных 

условиях  сочетается  с  полной  переменой  "размещенного"  в  нем  мировоззрения, 

эстетических и ценностных установок.

 

В  этом  случае  возникает  новый  жанр.  По  нашему  мнению,  ДЭ  как  новый 

жанр впервые создан Филостратом Старшим, за ним следовали его подражатели — 

Филострат Младший, Прокопий Газский, Иоанн Евгеник и др.

 

Особое  значение  имеет  вскрытая  нами  композиция  "Картин".  Обнаруженный 

уровень  сложности,  нумерологической  изощренности,  вкус  к  композиционной 

симметрии и уравновешенности объемов текста, к семантической "рифме" был 

бы  неожидан  даже  для  стихотворного  текста  с  его  естественным  равномерным 

членением. Для античной прозы это еще более удивительно, ведь до сих пор нечто 

сопоставимое было известно только для средневековых или уже авангардистских 

произведений.

 

Вопрос  о  композиции  этого  сочинения  далеко  выходит  за  рамки  чисто 

литературоведческой проблемы и обращает нас к вопросу об исторической среде, к 

которой  обращался  Филострат,  о  ее  менталитете  и  авторском  самосознании 

самого ритора.

 

Конечно, изучение игры с числом, симметрией и объемом в литературе -это 

на  сегодня  область,  в  которой  существуют  лишь  отдельные  исследования, 

отдельные находки. В ней еще не сложились устойчивые понятия о возможном и 

невозможном, вероятном и невероятном, характерном и нехарактерном для той 

или  иной  эпохи  и  культуры.  В  этой  ситуации  следует,  видимо,  считать 

обнаруженную  нами  композиционную  переусложненность,  даже  своего  рода 

композиционный  нарциссизм  "Картин",  не  столько  уникальным  явлением, 

сколько  указанием  на  наличие  абсолютно  неизвестной  науке  нормы.  Сходный 

уровень  скрытой  композиционной  сложности  и  нагруженно-сти  числовой 

символикой  известен  для  вокально-полифонической  многоголосой  музыки. 

Возможно,  сравнительно  большая  разработанность  числовой  символики  в 

композиции средневековой музыки дала импульс к исследованию нумерологии 

также  и  средневековых  сочинений.  В  изучении  же  античной  литературы 

композиция  "Картин"  открывает  совершенно  новые  перспективы  и  задает 

уровень  организации,  который  позволительно  предполагать  и  в  других 

произведениях, с этой точки зрения никогда не исследовавшихся.

 

Для  разрешения  старинного  спора  о  достоверности  описаний  картин  у  Фило-

страта, о реальности галереи исследование композиции дает хотя и косвенный, но 

сильный аргумент. Эстетическая замкнутость на себя и внутренняя организованность 

текста  исключают,  на  наш  взгляд,  возможность  рассматривать  "Картины"  как 

бесхитростный  документ  и  тем  самым  надежный  "источник".  Свобода  автора  в 

построении композиционного "орнамента" соответствует, как нам представляется, 

свободному  вымыслу  самих  элементов  этого  орнамента.  Теряя  ценность  как 

источник для истории живописи, "Картины" вместе с тем обретают  ценность как 

явление, на котором сфокусированы основные проблемы античной культуры.

 



  1   2   3   4

перейти в каталог файлов


связь с админом