Главная страница
qrcode

Кропоткин П.А. - Лекции по истории русской литературы. 2016. П. А. Кропоткин Москва 2016


НазваниеП. А. Кропоткин Москва 2016
АнкорКропоткин П.А. - Лекции по истории русской литературы. 2016. pdf
Дата25.01.2017
Размер1.25 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKropotkin_P_A_-_Lektsii_po_istorii_russkoy_literatury_2016_pdf.p
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#37979
страница6 из 26
Каталогid332980378

С этим файлом связано 6 файл(ов). Среди них: Kheffe_O_-_Spravedlivost_Filosofskoe_vvedenie_djvu.djvu, Uots_A_-_Priroda_muzhchina_i_zhenschina_Put_osvobozhdenia_pdf.pd, Kant_I_-_Osnovy_metafiziki_nravstvennosti_pdf.pdf, Markuze_G_-_Eros_i_tsivilizatsia_Odnomerny_chelovek_djvu.djvu, Kropotkin_P_A_-_Vzaimopomosch_kak_faktor_evolyutsii_2007_pdf.pdf, Pozdnie_manuskripty_Bauer.pdf, Kropotkin_P_A_-_Lektsii_po_istorii_russkoy_literatury_2016_pdf.p.
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
Крылов
Баснописец Крылов (1768–1844) принадлежит к числу русских писателей, наиболее широко известных заграницей. Английские читатели знакомы с ним по превосходным переводам
его произведений и по статье о нем такого знатока русской литературы и языка, каким был Рольстон; так что, в сущности, мало приходится прибавить к тому, что уже было сказано Роль- стоном об этом замечательно оригинальном писателе.
Он стоит на границе между двумя столетиями, вследствие чего в его произведениях отразился конец восемнадцатого века и начало девятнадцатого. Вплоть дог. он писал комедии, которые, даже еще более, чем комедии других его современников, были подражаниями французским образцам. Только в 1807–1809 гг. Крылов нашел свое истинное призвание он начал писать басни, ив этой области он вскоре занял одно из первых мест не только в русской словесности, но и среди современных баснописцев всех других стран. Многие из его басен по крайней мере большинство наиболее известных — заимствованы у Лафонтена; но, несмотря на это, басни Крыло- ва являются вполне оригинальными произведениями. Как ни удивительно умны и тонки басни Лафонтена, но его звери — академически образованные французы хорошего общества. Даже крестьяне его басен носят следы версальской пудры. Ничего подобного нет в баснях Крылова. Каждый зверь в них носит свой определенный характер и изображен с удивительной верностью природы. Более того, каждому зверю соответствует особенный размер стиха тяжеловесный, простодушный медведь, умная и хитрая лисица, неусидчивая обезьяна — все они говорят у Крылова своим языком. Крылов знал каждого из изображаемых зверей в совершенстве он изучил каждое их движение. Прежде чем он начал писать басни, выводя в них животных, он должен был с любовью присматриваться к жизни обитателей лесов и полей, к правам бессловесных друзей человека, и с тихим юмором подмечал, должно быть, их комические особенности. Вследствие этого Крылова можно рассматривать как лучшего баснописца не только в России — где у него был талантливый соперник в лице Дмитриева (1760–
1837), — но и во всемирной литературе новейшего времени. Правда, басни Крылова не отличаются глубиной ив них нет ядовитой режущей иронии. В них преобладает добродушная, легкая насмешка, которая так гармонировала с телесной массивностью Крылова, его поразительной ленью и склонностью
Глава II. Пушкин.
Лермонтов к тихому размышлению. Нов сущности, не это ли представляет истинное отличие басни, — которую не следует смешивать с сатирой.
При этом в русской литературе нет другого писателя, который лучше понимал бы сущность действительно народного языка и лучше владел им, чем Крылов. Еще в то время, когда русские литераторы колебались в выборе между элегантным европеизированным стилем Карамзина и неуклюжим полусла- вянским языком старой школы, Крылов — даже в своих первых баснях, написанных в 1807 году, — создавал уже чисто народный язык, благодаря которому он занял единственное в своем роде положение в русской литературе и который до сих пор не превзойден, даже такими мастерами народного русского языка, какими были Островский и некоторые писате- ли-народники позднейшей эпохи. В изяществе, выразительности и понимании истинного духа разговорного русского языка
Крылов не имеет соперников.
Менее значительные поэты
Несколько второстепенных поэтов, современников Пушкина и Лермонтова, должны быть упомянуты в этой главе. Влияние Пушкина было настолько велико, что оно очевидно должно было вызвать школу писателей, пытавшихся следовать по его пути. Правда, что ни один из них не достиг значения мирового поэта, но все же каждый тем или другим способом содействовал развитию русской поэзии и имел гуманизирующее, облагораживающее влияние на русское общество.
В поэзии Козлова (1779–1840) отразилась его личная, чрезвычайно печальная, судьба. В возрасте около сорока лет он был разбит параличом и лишился сначала употребления обеих нога вслед затем и зрения но болезнь не коснулась его поэтического таланта, ион диктовал стихи своей дочери, — в том числе несколько самых скорбных элегий, какими обладает русская литература, а также и целый ряд превосходных переводов из иностранных поэтов. Его Чернец вызывал слезы у читающей России и заслужил горячую похвалу Пушкина. Одаренный удивительной памятью, он знал наизусть всего Байрона, все поэмы Вальтера Скотта, всего Расина, Тассо и Данте, — Козлов, подобно Жуковскому, с которым у него было много общего, много переводил с различных языков, преимущественно из английских поэтов-идеалистов, а некоторые из его переводов с польского, как, например, Крымские сонеты Мицкевича, являются истинными произведениями искусства.
Дельвиг (1798–1831), товарищ Пушкина по лицею, был его близким другом. Он представлял в русской литературе стремление к возрождению древнегреческих форм поэзии, нов тоже время он очень удачно подражал стилю русских народных песен, и его лирические произведения в этой форме пользовались тогда большой популярностью. Некоторые из его романсов до сих пор не вышли из обращения.
Баратынский (1800–1844) тоже принадлежал к группе друзей Пушкина. Под влиянием дикой природы Финляндии поэзия
Баратынского приняла романтический характер она проникнута любовью к природе и вместе стем глубокою меланхолией. Он очень интересовался философскими вопросами, ноне мог найти им разрешения, и вследствие этого у него нет цельного миросозерцания. Впрочем, все написанное им облечено в прекрасную форму изящных и выразительных стихов.
Языков (1803–1846) принадлежит к тому же кружку. Он был близок с Пушкиным, который восхищался его стихами. Необходимо, впрочем, сказать, что поэзия Языкова имела главным образом историческое значение, в смысле усовершенствования форм поэтического выражения. К несчастью, отчасти вследствие тяжкой и продолжительной болезни, отчасти же вследствие реакционного влияния славянофилов, талант Язы- кова угаси он не дал русской литературе того, чего можно было ожидать от него, судя по блестящему вступлению на литературное поприще.
Веневитинов (1805–1827) умер в гораздо более молодых летах, но без преувеличения можно сказать, что в нем Россия могла ожидать великого поэта, одаренного той же глубиной философской концепции, которая отличала Гете, и способного достигнуть такой же красоты поэтического выражения. Несколько стихотворений, написанных им в последний год жизни, обнаруживают внезапно появившуюся зрелость великого
Глава II. Пушкин.
Лермонтов поэтического таланта и могут быть без ущерба сравниваемы со стихами великих поэтов.
Князь Александр Одоевский (1803–1839) и Полежаев (1806–
1838) также умерли очень молодыми, причем жизнь обоих была сломлена политическими преследованиями. Одоевский был одним из друзей декабристов. После 14 декабря 1825 года он был арестован, заключен в Петропавловскую крепость и вслед затем осужден на каторжные работы в Сибирь, где он пробыл двенадцать лети, наконец, был послан солдатом на Кавказ. Здесь он сблизился с Лермонтовым, у которого одним из самых прочувствованных стихотворений была элегия Насмерть Одоевского». Стихотворения Одоевского (которые небыли напечатаны при его жизни) страдают незаконченностью формы, но все же он был истинным поэтом. При этом он горячо любил свою родину, как это видно из его Видения поэта и его исторической поэмы «Василька».
Судьба Полежаева была еще более трагична. Блестящий студент Московского университета, Полежаев, когда ему было всего двадцать лет, написал автобиографическую поэму Сашка, в которой картины тогдашней студенческой жизни были перемешаны с резкими выходками против общества и властей. Эта поэма была показана Николаю I, который приказал отдать поэта в солдаты. Солдатская служба продолжалась тогда двадцать пять лети положение Полежаева было совершенно безвыходно. Более того, за самовольную отлучку из полка (По- лежаев отправился в Москву с целью подать царю прошение об освобождении его от военной службы) он был присужден к наказанию — тысяча ударов шпицрутенами, и лишь благодаря счастливой случайности избежал наказания. Поэт не мог примириться со своей судьбой, ив страшной солдатской обстановке того времени он по-прежнему оставался учеником Байро- на, Ламартина и Макферсона. Стихи его, написанные слезами и кровью, являются горячим протестом против тирании. Когда он умирал от чахотки в военном госпитале в Москве, Николай I помиловал его, и, когда поэт был уже мертв, был получен наконец приказ о произведении его в офицеры.
Подобная же судьба выпала на долю малорусского поэта
Шевченко (1814–1861), который за свободолюбивые стихи был
отдан в солдаты и послан в 1847 году служить в восточную Россию. Его эпические поэмы из казацкой жизни старых времен, его раздирающие сердце изображения крестьянской жизни при крепостном праве и его лирические стихотворения — все написанные на малорусском языке, отличаются красотой формы и глубиной содержания, будучи в тоже самое время глубоко народными. Произведения Шевченко могут быть поставлены наряду с лучшими произведениями всемирной поэзии.
Из прозаиков этой эпохи лишь немногие заслуживают упоминания, как, например, Александр Бестужев (1797–1837), писавший под псевдонимом Марлинского, — один из декабристов, сосланный в Сибирь и позже переведенный на Кавказ солдатом. Его повести пользовались в свое время очень широкой популярностью. Подобно Пушкину и Лермонтову, он находился под влиянием Байрона и описывал титанические страсти в байроновском стиле, а также различные отчаянные приключения в стиле французских писателей романтической школы. Нужно отметить, что в его повестях из русской жизни впервые были затронуты социальные вопросы.
Из других популярных писателей той же эпохи следует упомянуть Загоскина (1789–1852), автора пользовавшихся необыкновенной популярностью исторических романов Юрий
Милославский», «Рославлев» и других, написанных в сенти- ментально-патриотическом стиле Нарежного (1780–1825), которого некоторые русские критики считают предшественником Гоголя, так как он начал писать в реалистическом стиле, касаясь, подобно Гоголю, мрачных сторон русской жизни, и Лажечникова (1792–1868), автора многих очень популярных исторических романов из русской жизни
Глава III. Гоголь
Малороссия. — Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Мирго- род. — Деревенская жизнь и юмор. — Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем. — Историческая повесть Тарас Бульба. — Шинель. — Комедия Ревизор. — Его влияние. — Мертвые души главные типы. — Реализм в русской повести

80
Малороссия
С Гоголя начинается новый период русской литературы, которому русские литературные критики дают наименование гоголевского периода и который продолжается до настоящего времени. Гоголь не был великороссом. Он родился в 1809 году в семье малорусского, или украинского, дворянина. Его отец выказывал некоторый литературный талант и написал несколько комедий на малорусском языке но Гоголь лишился отца в раннем возрасте. Мальчик получил образование в маленьком провинциальном городке и уже в девятнадцать лет попал в Петербург. В то время он мечтал сделаться актером, но заведующий петербургскими императорскими театрами не принял его, и Гоголю пришлось искать другой сферы деятельности. Ему удалось поступить на службу но должность маленького чиновника не давала ему удовлетворения, ион вскоре выступил на литературном поприще.
Он дебютировал в 1829 году небольшими рассказами, изображавшими деревенскую жизнь Малороссии. Вечера на хуторе близ Диканьки», за которыми вскоре последовала другая серия рассказов, озаглавленная «Миргород», создали ему литературную известность и ввели его в кружок Жуковского и Пушкина. Оба поэта признали гений Гоголя и приняли его с распростертыми объятиями.
Малороссия значительно разнится от центральных частей империи, те. от губерний, лежащих вокруг Москвы и известных под именем Великороссии. Малороссия лежит южнее, а все южное всегда имеет особую привлекательность для северян. Селения Малороссии не расположены улицами, как в Великороссии, а их выбеленные хаты разбросаны, как в Западной Европе, и окружены живописными садиками. Более мягкий климат, теплые ночи, музыкальный язык, красота населения, которое, вероятно, представляет помесь южнославянской с турецкой и польской кровью, живописная одежда и лирические песни, — все это делает Малороссию чрезвычайно привлекательной в глазах великороссов. Кроме того, жизнь в малорусских селениях носит характер более поэтический, чем в великорусских деревнях. В Малороссии существует большая свобода в отношениях между молодыми людьми обоих полов девушки и юноши могут свободно встречаться до замужества затворничество женщин, явившееся результатом византийских влияний на Москву, не существовало в Малорос- сии, в которой преобладало влияние Польши. Малороссы сохранили при этом многочисленные предания, эпические поэмы и песни, относящиеся к тому времени, когда они были вольными казаками, сражаясь с поляками на севере и турками на юге. Им приходилось защищать православие от этих двух врагов, и до сих пор они глубоко привязаны к православной церкви нов малорусских деревнях нет той страсти к богословским спорам по поводу буквы Писания, которая так характерна для великорусских раскольников. Религия малороссов также имеет более поэтический характер.
Малорусский язык, по сравнению с великорусским, более мелодичен, ив настоящее время наблюдается серьезное движение, имеющее целью литературное развитие этого языка но все же он находится в эволюционной стадии даже теперь, а потому Гоголь поступил очень разумно, начавши писать на великорусском, те. примкнув к языку Жуковского, Пушкина и Лермонтова. Таким образом, мы имеем в Гоголе род звена, соединяющего обе национальности.
Дать понять о юморе и остроумии рассказов Гоголя из малорусской жизни, не приводя из них целых страниц, было бы совершенно невозможно. Это — добросердечный смех человека молодого, наслаждающегося полнотой жизни, который сам не может удержаться от смеха, глядя на комические положения, в которые он ставит своих героев деревенского дьячка, богатого крестьянина, деревенскую кокетку или кузнеца. Он переполнен счастьем ни одно облачко еще не омрачает его жизнера-
Глава III. Гоголь достности. Но нужно заметить, что комизм рисуемых им типов не является результатом его поэтического каприза напротив, Гоголь — скрупулезный реалист. Каждый крестьянин, каждый дьячок его повестей — взяты из живой действительности, ив этом отношении реализм Гоголя носит почти этнографический характер, — что не мешает ему в тоже время иметь яркую поэтическую окраску. Все суеверия деревенской жизни в ночь под Рождество или в Иванову ночь, когда шаловливые духи имеют свободу вплоть до крика петухов, — проходят пред читателем, и все это переполнено тем заразительным остроумием, которое присуще малороссу. Лишь позднее склонность Гоголя к комизму кристаллизовалась в то, что можно по справедливости назвать юмором, те. контрастом между комической обстановкой и печальной сущностью жизни, о котором сам Гоголь сказал, что ему дано сквозь видимый смех источать невидимые, незримые миру, слезы».
Не все малорусские рассказы Гоголя имеют, впрочем, содержанием эпизоды из крестьянской жизни. Некоторые посвящены описанию высших классов населения маленьких городков, и один из этих рассказов, Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем, является одним из наиболее юмористических рассказов во всемирной литературе. Иван Ивановичи Иван Никифорович были соседями и жили в прекрасных отношениях но неизбежность их ссоры чувствуется уже с первых строк повести. Иван Иванович был человек тонкого поведения он никогда не предлагал табакерки незнакомому, не сказав Смею ли просить, государь мой, не имею чести знать чина, имении отчества, об одолжении Он отличался большой аккуратностью. Если он съедал дыню, то собирал ее семена в бумажку и надписывал на ней сия дыня съедена такого-то числа. Если же при этом был какой-нибудь гость, то он прибавлял участвовал такой-то». Нов сущности Иван Иванович был скупец, очень ценивший комфортно не любивший делиться им с другими. Его сосед, Иван Никифорович являлся его противоположностью. Он был очень толст и любил крепкие выражения. В горячий летний день он любил снимать с себя все одежды и сидеть в таком виде в саду, грея спину. Угощая кого-нибудь табаком, он просто протягивал табакерку со словами «Одолжайтесь». Он не отличался утонченностью манер соседа и любил громко высказывать свои мнения. Соседи, столь различные по натуре и отделенные друг от друга лишь низеньким забором, неизбежно должны были в один прекрасный день поссориться.
Иван Никифорович, увидев, что его приятель обладает старым, совершенно ему ненужным ружьем, возгорелся желанием получить это ружье в собственность. Он не имел ни малейшей надобности в нем, но, может быть, именно поэтому ему так хотелось завладеть ружьем нежелание Ивана Ивановича удовлетворить эту прихоть привело к ссоре, длившейся целые годы. Иван Иванович очень резонно заметил соседу, что последнему совершенно ненужно ружье. Сосед, обиженный этим замечанием, ответил, что ружье — именно та самая вещь, в которой он особенно нуждается, и предложил ему, если он уж не хочет подарить ружья, обменять его — на свинью Тут Иван Иванович, в свою очередь, обиделся Вы бы сами посудили хорошенько — говорит он, — это таки ружье, вещь известная а то — черт знает что такое свинья Мало-помалу разгорелась ссора, вовремя которой Иван Никифорович обозвал Ивана Ивановича гусаком Это повело к смертельной вражде соседей, полной комических эпизодов. Их друзья всячески старались восстановить мири однажды почти успели в этом, сведя двух врагов и подталкивая их друг к другу. Иван Иванович уже полез было за табакеркой, чтобы предложить врагу одолжиться, когда последний, к несчастью, заметил Позвольте вам сказать по-дружески, Иван Иванович вы обиделись черт знает за что такое зато, что я вас назвал гусаком Все усилия друзей были разрушены этой бестактностью Ивана Никифоровича. Вражда разгорелась с новой силой, атак как трагедия часто переплетается в жизни с комедией, то эта смешная ссора повела к тому, что бывшие друзья, таскаясь по судам, просудили на старости лет все свое состояние.
«Тарас Бульба. «Шинель»
Перлом среди повестей Гоголя из малорусской жизни является историческая повесть Тарас Бульба, воспроизводящая
Глава III. Гоголь один из наиболее интересных периодов истории Малороссии — пятнадцатый век. Константинополь попал тогда в руки турок, и, несмотря на выросшее на Западе могущественное Польско- Литовское государство, турки являлись постоянной угрозой для восточной и средней Европы. Тогда на защиту России и Европы выступили украинцы. Они жили вольными казацкими общинами, над которыми поляки начинали устанавливать нечто вроде феодальной власти. В мирные времена эти казаки занимались земледелием в степях и рыболовством в обширных реках юго-западной России, доходя по временам до Черного моря каждый из казаков был вооружен, и вся страна была разделена на полки. По первому знаку это мирное население поднималось и грудью встречало нашествие турок или набег татар, возвращаясь опять к своим полями рыбным ловлям, как только прекращалась война.
Таким образом, вся нация была готова сопротивляться нашествиям мусульман но для той же цели имелся специальный казацкий передовой отряд, расположенный на нижнем течении Днепра, за порогами, на острове, вскоре сделавшемся знаменитым под именем Запорожской Сечи. Люди всех званий и положений, включая беглых крепостных и не поладивших с законом, а также всякого рода искатели приключений могли приходить и селиться в Сечи. Их спрашивали только ходят ли они в церковь — и после утвердительного ответа кошевой говорил новоприбывшему Перекрестись. Пришедший крестился. Ну, хорошо, — говорил кошевой, — ступай же в который сам знаешь курень. Сечь была разделена на 60 куреней, которые напоминали независимые республики или, вернее, общежития беззаботной молодежи. Никто из них не обладал каким-либо имуществом, за исключением оружия. Женщин в Сечь не допускали, ив ней господствовал ярко-демократический дух.
Героем повести Гоголя является старый казак Тарас Бульба, который, пробывши много лет в Сечи, мирно проводил теперь старость на хуторе. Двое его сыновей, учившиеся в Киевской академии, возвращаются домой после нескольких лет отсутствия. Их первая встреча с отцом очень характерна. Когда отец начинает насмехаться над их длинной одеждой, не пригожей, по его мнению, для казака, старший сын, Остап, вызывает отца
драться на кулаки. Отец восхищен этим вызовом, и они наделяют друг друга тумаками старик, еле переводя дыхание, восклицает Да он славно бьется ей-богу, хорошо так, хоть бы даже и не пробовать. Добрый будет казак Ну здорово, сынку
Почеломкаемся!» Наследующий же день после их прибытия не давши матери наглядеться на сыновей, Тарас отправляется с ним в Сечь, которая, как часто бывало в те времена, и начинает вскоре готовиться к войне, вызванной притеснениями польских помещиков над крестьянами-малороссами.
Жизнь вольных казаков в республике за порогами и их способ ведения войны превосходно описаны в повести но, платя дань тогдашнему романтизму, Гоголь делает из младшего сына Тараса, Андрея, сентиментального героя, влюбляющегося в аристократку-польку и передающегося врагам, в то время как отец и старший сын продолжают сражаться с поляками. Война тянется почти целый год, с переменным успехом, причем вовремя одной из вылазок осажденных поляков младшего сына Тараса, Андрея, казаки берут в плени старик-отец собственноручно убивает изменника-сына. Старшего сына захватывают в плен поляки и отвозят в Варшаву, где он умирает под пытками, а Тарас, возвратясь в Малороссию, собирает большой отряд войск и производит один из тех набегов на Польшу, которыми полна была история этих соседних народов в течение двух столетий. Взятый в плен Тарас умирает, сожженный на костре, выказывая при этом то презрение к жизни и страданиям, которое было присуще этой могучей боевой расе. Таков вкратце сюжет повести, отдельные сцены которой отличаются поразительной красотой.
«Тарас Бульба, конечно, не отвечает требованиям современного реализма на нем ярко отразилось влияние романтической школы. Младший сын Тараса вовсе неживое лицо польская аристократка целиком выдумана Гоголем, потому что она нужна была ему по плану повести видно, что Гоголь никогда не знавал женщин этого типа. Но старый казаки его старший сына равно изображение казацкого военного быта — отличаются высоким реализмом эти изображения производят иллюзию действительной жизни. Читатель невольно проникается симпатией к старому Тарасу, в то время как этнограф чувствует, что
Глава III. Гоголь в данной повести он имеет пред собою удивительную комбинацию хорошего этнографического документа с поэтическим воспроизведением далекой и высоко интересной эпохи, — причем верность этнографического документа не ослаблена, а усилена поэтическим пониманием эпохи.
Вслед за повестями из малорусской жизни Гоголь начал писать повести и рассказы из великорусской жизни. Два из этих мелких рассказов — Записки сумасшедшего и Шинель — заслуживают особого упоминания. В Шинели особенно ярко сказалась та особенность таланта Гоголя, которая облекла смехом невидимые слезы автора. Скудная жизнь маленького чиновника, который, к своему ужасу, открывает, что его шинель износилась до такой степени, что ее невозможно больше чинить его колебания, прежде чем он решается заказать новую его нервное возбуждение, когда новая шинель готова ион примеривает ее в первый рази, наконец, его отчаяние, среди общего равнодушия, когда ночные грабители снимают с него шинель, — каждая строка этого произведения носит на себе печать великого литературного гения. Достаточно сказать, что Шинель Гоголя в той или иной форме повлияла как на современных Гоголю, таки на последовавших за ним русских писа- телей.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

перейти в каталог файлов


связь с админом