Главная страница
qrcode

Кропоткин П.А. - Лекции по истории русской литературы. 2016. П. А. Кропоткин Москва 2016


НазваниеП. А. Кропоткин Москва 2016
АнкорКропоткин П.А. - Лекции по истории русской литературы. 2016. pdf
Дата25.01.2017
Размер1.25 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKropotkin_P_A_-_Lektsii_po_istorii_russkoy_literatury_2016_pdf.p
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#37979
страница7 из 26
Каталогid332980378

С этим файлом связано 6 файл(ов). Среди них: Kheffe_O_-_Spravedlivost_Filosofskoe_vvedenie_djvu.djvu, Uots_A_-_Priroda_muzhchina_i_zhenschina_Put_osvobozhdenia_pdf.pd, Kant_I_-_Osnovy_metafiziki_nravstvennosti_pdf.pdf, Markuze_G_-_Eros_i_tsivilizatsia_Odnomerny_chelovek_djvu.djvu, Kropotkin_P_A_-_Vzaimopomosch_kak_faktor_evolyutsii_2007_pdf.pdf, Pozdnie_manuskripty_Bauer.pdf, Kropotkin_P_A_-_Lektsii_po_istorii_russkoy_literatury_2016_pdf.p.
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   26
«Ревизор»
Если повести и рассказы Гоголя явились поворотным пунктом в истории развития русской повести, то его комедия Ревизор, в свою очередь, явилась поворотным пунктом в истории развития русской драмы она послужила образцом для каждого из драматических писателей, следовавших за Гоголем. Ревизором в России называют обыкновенно какого-нибудь важного чиновника, посылаемого министерством в провинциальный город, с целью проверки действий местной администрации, идей- ствие комедии Гоголя происходит в маленьком городке, откуда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь. Этот городок — как узнают зрители при поднятии занавеса — ожидает прибытия ревизора. Местный начальник полиции (в те времена начальник полиции был также и начальником города городничий — созвал главных чиновников, своих сослуживцев, с целью сообщить сон две необыкновенные крысы пришли, понюхали и пошли прочь. Он связывает этот дурной сон с получением из Петербурга письма, от приятеля, который сообщает, что в городок едет ревизор и — что, пожалуй, еще хуже — ревизор едет инкогнито Почтенный городничий советует чиновникам привести подведомственные им учреждения в порядок. Больные в госпитале ходят в таком грязном белье, что их можно принять за трубочистов. Судья, страстный охотник, вешает свой арапник в камере суда, а сторожа завели в передней суда домашних гусей с маленькими гусятами. Вообще все надо привести в порядок. Городничий полон беспокойства. Он обеими руками брал взятки скупцов, прикарманил деньги, ассигнованные на постройку церкви, и всего две недели тому назад высек унтер-офицерскую вдову, хотя не имел на это ни малейшего права, — и вот, как снег наголову, является ревизор Городничий просит почтмейстера для общей пользы, всякое письмо, которое прибывает в почтовую контору, этак немножко распечатать и прочитать Если на случай попадется жалоба или донесение, то без всяких рассуждений задерживать. Почтмейстер большой любитель изучать человеческие характеры и без просьбы городничего давно занимается чтением интересных писем и поэтому, конечно, с удовольствием соглашается на такое предложение.
В это время являются Петр Иванович Добчинский и Петр Иванович Бобчинский. Все мы знаем их вы, наверное, знакомы сними это — люди, заменяющие местную газету. Они шатаются целый день по городу, и, узнав что-либо интересное, немедленно оба бегут сообщить новость другим, перебивая друг друга, и вслед затем тотчас же бегут дальше, чтобы быть первыми вестовщиками. Они только что побывали в единственной городской гостинице, где видели очень подозрительное лицо молодого человека недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, ив лице этакое рассуждение Он живет в гостинице уже две недели, не платя ни копейки, и не собирается ехать дальше. С какой стати сидеть ему здесь Кроме того, когда они завтракали, он с чрезвычайной наблюдательностью осмотрел их тарелки, — все это, очевидно, не
Глава III. Гоголь без причины. Городничий и все присутствующие решают, что этот молодой человек — некто иной, как ревизор, живущий в городке инкогнито Городничий спешит в гостиницу, чтобы расследовать дело на месте. Его жена и дочь впадают в чрезвычайную ажитацию.
Взволновавший городок незнакомец — молодой человек,
Хлестаков, едущий к своему отцу. На какой-то почтовой станции он встретил капитана, который удивительно срезывал штоссы», ив результате молодой человек проиграл талантливому капитану все деньги. Ему не на что ехать дальше у него даже нет денег, чтобы заплатить содержателю гостиницы, который отказывается отпускать ему обеды в долг. Молодой человек чувствует приступы зверского голода — немудрено, что он с таким вниманием осматривает тарелки Бобчинского и Добчинского, — и пускается на всякого рода ухищрения, чтобы склонить трактирщика — дать ему хотя какой-нибудь обед. Когда Хлестаков доедает кусок твердейшей говядины, является городничий, и тут разыгрывается самая комическая сцена молодой человек думает, что городничий пришел заарестовать его, а городничий, в свою очередь, предполагает, что он говорит с ревизором, не желающим раскрыть свое incognito. Городничий предлагает молодому человеку переехать на другую, более удобную, квартиру. Нет, не хочу, — отвечает Хлестаков. — Я знаю, что значит на другую квартиру, — то есть в тюрьму Но городничему удается уговорить предполагаемого ревизора поселиться у него на квартире, и, вместо голодовки в гостинице, Хлестаков начинает вести самую приятную жизнь. Все чиновники поочередно являются к нему — представляться, и каждый из них старается всучить ему взятку. Купцы приходят с жалобой на городничего жалуется на него и унтер-офицер- ская вдова В тоже время молодой человек начинает ухаживать и за женой и за дочерью городничего, и, захваченный в патетический момент, когда он стоит на коленях перед матерью, он без дальних размышлений просит руку и сердце дочери. Но, зайдя так далеко, Хлестаков, снабженный теперь в достаточной мере деньгами, спешит уехать из города, под предлогом необходимости повидаться с дядей, уверяя, что он возвратится через несколько дней
Легко вообразить — в каком восторге находится городничий. Его превосходительство, ревизор, женится на его дочери Ион, и жена сочиняют всякого рода планы. Они переедут в Петербург, где городничего вскоре сделают генералом Счастливая новость быстро распространяется по городу, и все чиновники, а также представители и представительницы местного общества являются с поздравлениями. В доме городничего собирается масса народа, и счастливый хозяин свысока принимает поздравления Как вдруг появляется почтмейстер. Он последовал совету городничего и распечатал письмо, которое предполагаемый ревизор писал какому-то другу, Тряпичкину, в Петербург. Он принес теперь письмо с собою, и из него видно, что молодой человек вовсе не ревизор, причем он описывает своему приятелю-журналисту свои приключения в городке не щадя красок.
Письмо это, как и следовало ожидать, производит убийственный эффект. Друзья городничего радуются, что они его семья попали в такую кашу. Все начинают обвинять друг друга и наконец нападают на Добчинского и Бобчинского, — нов это время появляется жандарм, заявляющий громким голосом Приехавший поименному повелению из Петербурга чиновник требует вас сейчас же к себе. Он остановился в гостинице. Занавес опускается над живой картиной, для которой Гоголь — в руководство актерам — сам сделал чрезвычайно интересный набросок карандашом, обыкновенно прилагаемый к его сочинениям из этого наброска видно, между прочим, как ярко и с каким артистическим пониманием представлял себе Гоголь действующих лиц своей бессмертной комедии.
«Ревизор» — на английском языке имеется довольно точный перевод драм Гоголя — отмечает собой новую эру враз- витии драматического искусства в России. Комедии и драмы, появлявшиеся в то время на русской сцене (за исключением, конечно, Горя от ума, которое, впрочем, не было дозволено к представлению, имели настолько несовершенный и несерьезный характер, что их едва ли можно было бы причислить к области драматической литературы. Ревизор, напротив, вовремя своего появления (1835) был бы замечательным явлением в любой литературе. Его сценичность, которая приведет в
Глава III. Гоголь восторг всякого хорошего актера здоровый и сердечный юмор натуральность комических сцен, вытекающих из характеров действующих лиц комедии, а не из случайной прихоти автора соблюденное везде чувство меры, — все эти качества делают эту комедию Гоголя одною из лучших в мировой литературе. Если бы условия жизни, которые изображены в комедии, не носили столь исключительно русского характера и если бы изображаемое событие не относилось к сравнительно отдаленному времени, полузабытому даже в России, она игралась бы с успехом на всех сценах. Действительно, несколько лет тому назад, когда Ревизор был поставлен на немецкой сцене, вис- полнении актеров, хорошо понимавших русскую жизнь, комедия эта пользовалась громадным успехом
7
«Ревизор» вызвал такое неудовольствие в реакционных слоях России, что не могло быть и речи о постановке на сцене новой, начатой Гоголем комедии, в которой он хотел изобразить жизнь петербургских чиновников (Владимир й степени, и Гоголь напечатал лишь несколько замечательных отрывков из этой комедии (Утро делового человека, Тяжба и др. Другая его комедия, Женитьба, в которой изображаются колебания закоренелого холостяка перед женитьбой, от которой они спасается, выпрыгивая из окна за несколько минут перед венчаньем, до сих пор не потеряла интереса. Она полна таких комических положений, которые высоко ценятся талантливыми артистами, и до сих пор является одной из лучших в репертуаре русской сцены.
«Мертвые души»
Главным произведением Гоголя является повесть, или поэма, как он сам ее назвал, Мертвые души. Эта повесть не имеет сюжета, или, точнее сказать, ее сюжет отличается необычайной простотой. Подобно сюжету Ревизора, он был внушен Гоголю Пушкиным. Вовремя расцвета крепостного права в России стремлением каждого дворянина было — сделаться обладателем по крайней мере одной или двух сотен крепостных душ крепостных тогда покупали и продавали, как рабов, — их можно было покупать ив одиночку. Пронырливый дворянин Чичиков задумал вследствие этого хитроумный план. Ввиду того, что перепись населения, или ревизия, производилась лишь каждые десять или двадцать лет, — причем помещикам в промежутке между двумя ревизиями приходилось платить подати за каждую мужскую душу, которая была в их владении вовремя последней переписи, хотя бы души и небыли уже в живых, — Чичиков решил воспользоваться этой аномалией. Он будет покупать мертвые души, он купит где-нибудь в южных степях дешевый кусок земли, переселит на бумаге мертвые души на эту землю, засвидетельствует, опять-таки на бумаге, их переселение и вслед затем заложит это своеобразное имение в Опекунском совете (поземельном банке того времени. Таким образом он сможет положить начало своему состоянию. С этим планом Чичиков приезжает в провинциальный городи начинает свои операции. Прежде всего он делает необходимые визиты.
«Приезжий отправился делать визиты всем городским чиновникам. Был с почтением у губернатора, который, как оказалось, подобно Чичикову, был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде впрочем, был большой добряки даже сам вышивал иногда по тюлю потом отправился к вице-губернатору, потом был у прокурора, у представителя палаты, у полицмейстера, у откупщика, у начальника над казенными фабриками жаль, что несколько трудно упоминать всех сильных мира сего но довольно сказать, что приезжий оказал необыкновенную деятельность насчет визитов он явился даже засвидетельствовать почтение инспектору врачебной управы и городскому архитектору, и потом еще долго сидел в бричке, придумывая, кому бы еще отдать визит, да уж больше в городе не нашлось чиновников. В разговорах с сими властителями он очень искусно умел польстить каждому. Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь как в рай дороги везде бархатные, и что те правительства, которые назначают мудрых сановников, достойны большой похвалы полицмейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников а в разговорах с вице-губернатором и председателем палаты, которые были еще только статские советники, сказал даже ошибкою два раза
Глава III. Гоголь ваше превосходительство, что очень им понравилось. Следствием этого было то, что губернатор сделал ему приглашение пожаловать к нему того же дня на домашнюю вечеринку прочие чиновники тоже, с своей стороны, кто на обед, кто на бо- стончик, кто на чашку чаю.
О себе приезжий, как казалось, избегал много говорить если же говорил, то какими-то общими местами, с заметною скромностью, и разговор его в таких случаях принимал несколько книжные обороты что он незначащий червь мира сего и недостоин того, чтобы много о нем заботились что испытал много на веку своем, претерпел на службе за правду, имел много неприятностей, покушавшихся даже на жизнь его, и что теперь, желая успокоиться, ищет избрать наконец место для жительства, и что, прибывши в этот город, почел за непременный долг засвидетельствовать свое почтение первым его сановникам. Вот все, что узнали в городе об этом новом лице, которое очень скоро не преминуло показать себя на губернаторской вечерин- ке.
…Приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его шла ли речь о лошадином заводе — он говорили о лошадином заводе говорили ли о хороших собаках и здесь он сообщал очень дельные замечания трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, — он показал, что ему небезызвестны и судейские проделки было ли рассуждение о биллиардной игре — ив биллиард- ной игре не давал он промаха говорили ли о добродетели — и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах о выделке горячего вина — ив горячем вине знал он прок о таможенных надсмотрщиках и чиновниках — и о них он судил так, как будто бы сам были чиновником, и надсмотрщиком. Но замечательно, что он все это умел облекать какою-то степенностью, умел хорошо держать себя. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек. Все чиновники были довольны приездом нового лица».
Нередко утверждают, что Чичиков Гоголя — чисто русский тип. Но так ли это Разве не встречал каждый из нас Чичико-

93
ва в Западной Европе Человека средних лет, ни толстого, ни тонкого, двигающегося с легкостью почти военного человека. Как бы ни сложен был предмет разговора, который он заведет с вами, западный Чичиков тоже знает, как подойти к вопросу и заинтересовать собеседника. Разговаривая, например, со старым генералом, западноевропейский Чичиков искусным образом коснется величия родины и ее военной славы. Он — не джинго, совсем напротив, — но он имеет ровно столько сочувствия к войне и победам своей родины, сколько можно ожидать от человека с патриотическим оттенком мыслей.
Если западный Чичиков встречается с сантиментальным реформатором, он сам немедленно делается сентиментальными выказывает стремление к благородным реформами т.д. Словом, он всегда имеет пред собой какую-нибудь личную цель и всячески постарается снискать вашу симпатию и заинтересовать вас в том, что представляет интерес для него самого в данную минуту. Чичиков может покупать мертвые души или железнодорожные акции, он может собирать пожертвования для благотворительных учреждений или старается пролезть в директоры банка Это безразлично. Он остается бессмертным международным типом вы встречаетесь с ним везде он принадлежит всем странами всем временам он только принимает различные формы, сообразно условиям места и времени.
Одним из первых помещиков, с которым Чичиков заговорило продаже мертвых душ, был Манилов — также универсальный тип, с прибавлением тех специально-русских черточек, какие могла придать этому характеру спокойная жизнь крепостного помещика. На взгляд он был человек видный, — говорит Гоголь, — черты лица его былине лишены приятности, нов эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать Какой приятный и добрый человек В следующую затем минуту ничего не скажешь в третью скажешь Черт знает что такое — и отойдешь подальше если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную. Вы не услышите от него живого или одушевленного слова. Каждый человек проявляет интерес или энтузиазм к чему-нибудь, но Манилов лишен этого качества. Он всегда на
Глава III. Гоголь ходится в приятном спокойном настроении духа. Кажется, что он постоянно размышляет, но предмет его размышлений остается тайной. Иногда, — говорит Гоголь, — глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил оно том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провели подземный ходили чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение. Но даже менее сложные проекты Манилову было лень привести к концу. В доме его чего-нибудь вечно недоставало в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольскою шелковою материей, которая, верно, стоила весьма недешево нона два кресла ее недоставало, и кресла стояли обтянутые просто рогожею впрочем, хозяин в продолжении нескольких лет всякий раз предостерегал своего гостя словами Не садитесь на эти кресла они еще неготовы. Не менее характерны были и семейные отношения Манилова. Жена его впрочем, они были совершенно довольны друг другом. Несмотря на то, что минуло более восьми лет их супружеству, из них все еще каждый приносил другому или кусочек яблочка, или конфетку, или орешек и говорил трогательно-нежным голосом, выражавшим совершенную любовь Разинь, душечка, свой ротик я тебе положу этот кусочек. Само собою разумеется, что ротик раскрывался при этом случае очень грациозно. Ко дню рождения приготовляемы были сюрпризы — какой-нибудь бисерный чехольчик на зубочистку. И весьма часто, сидя на диване, вдруг, совершенно неизвестно из каких причин, один, оставивши свою трубку, а другая — работу, если только она держалась на ту пору в руках, они напечатлевали друг другу такой томный и длинный поцелуй, что в продолжении его можно бы легко выкурить маленькую соломенную сигарку. Словом, они были то, что говорится счастливы».
Само собой разумеется, что, несмотря на любовь к размышлениям, Манилов меньше всего размышляло судьбе своих крестьян и о состоянии своего имения. Он сдал все дела подобного рода в руки очень ловкого управляющего, который прижимал крепостных Манилова, хуже самого жестокого помещика.
Тысячи подобных Маниловых населяли Россию лет пятьдесят тому назад, и я думаю, что если мы внимательно оглянемся кругом, то найдем подобных якобы сентиментальных людей под любою широтой и долготой.
Легко себе представить, какую галерею портретов собрал Гоголь, следуя за Чичиковым в его странствованиях от одного помещика к другому, когда его герой старался купить как можно больше мертвых душ. Каждый из помещиков, описанных в Мертвых душах — сантиментальный Манилов, неуклюжий и хитрый Собакевич, отчаянный враль и мошенник Ноздрев, заматеревшая допотопная Коробочка и скупой Плюшкин, — все они вошли в России в пословицы причем некоторые из них, как, например, Плюшкин, изображены с такой психологической глубиной, что задаешь себе невольно вопрос можно ли найти в какой-нибудь другой литературе лучшее и вместе стем более реальное изображение скупого?
К концу своей жизни Гоголь, страдавший от нервного расстройства, подпал под влияние «пиетистов» — особенно г-жи
О.А. Смирновой (урожденной Россетт) — и начал смотреть на свои сочинения как на нечто греховное. Дважды, в пароксизме религиозного самообличения, он сжег рукопись второго тома Мертвых душ, от которой сохранилось лишь несколько глав, ходивших при его жизни в списках. Последние десять лет жизни писателя были полны всяких страданий. Он раскаивался в своей литературной деятельности и издал полную нездорового пиетизма книгу (Переписка с друзьями Выбранные места из переписки с друзьями, в которой, под маской христианского смирения, он чрезвычайно заносчиво отнесся ко всей литературе, включая, впрочем, и собственные произведения. Гоголь умер в Москве в 1852 г.
Едва ли нужно говорить, что правительство Николая I считало произведения Гоголя чрезвычайно опасными. Гоголю и его друзьям пришлось преодолевать чрезвычайные затруднения, чтобы добиться разрешения постановки Ревизора на сцене, и это разрешение было получено лишь при деятельной помощи Жуковского. Ревизор был поставлен пожеланию самого царя. Те же затруднения встретил Гоголь при печатании первого тома Мертвых душ причем, когда первое издание разо-
Глава III. Гоголь шлось, второе издание не было разрешено Николаем I. Когда Гоголь умер и Тургенев напечатал водной из московских газет краткую некрологическую заметку о нем, не заключавшую в себе ничего особенного (Тургенев сам говорит об этой заметке О ней тогда же кто-то весьма справедливо сказал, что нет богатого купца, о смерти которого журналы не отозвались бы с большим жаром, молодой писатель тем не менее был арестован, и только благодаря хлопотам высокопоставленных друзей наказание, наложенное Николаем I на Тургенева за безобидную заметку о Гоголе, ограничилось высылкой из Петербурга и ссылкой на житье в собственное имение. Если бы не хлопоты друзей, Тургеневу, может быть, пришлось бы, подобно Пушкину и Лермонтову, отправиться в ссылку на Кавказ или, подобно Герцену и Салтыкову, — посетить северные губернии.
Полиция Николая I была недалека от истины, приписывая Гоголю громадное влияние на умственное развитие страны. Его произведения ходили по России в громадном количестве рукописей. В детстве мы переписывали второй том Мертвых душ — всю книгу от начала до конца, а также и часть первого тома. Это произведение Гоголя рассматривалось всеми как одно из самых могущественных обличений крепостного права да таки было в действительности. В этом отношении Гоголь был предшественником того литературного движения против рабства, которое началось в России несколькими годами позже, вовремя Крымской войны ив особенности после нее. Гоголь избегал выражать свое личное мнение о крепостном праве, но портреты помещиков в его произведениях, изображение отношений помещиков к крепостным — в особенности изображение массы бесплодно затрачиваемого ими крестьянского труда — являлись более сильными обличениями, чем если бы Гоголь сообщал действительные факты жестокого отношения помещиков к крепостным. Невозможно читать Мертвые души и не прийти к заключению, что крепостное право было учреждением, которое само подготовляло свое собственное падение. Пьянство, обжорство, затрата крепостного труда на содержание массы бесполезной челяди или на созидание вещей столь же бесполезных, как мосты сантиментального Манилова, — таковы были и отличительные черты тогдашнего помещиче-

97
ства; когда Гоголь пожелал изобразить хотя бы одного помещика, который разжился не от крепостного труда, ему пришлось выбрать помещика с сильной примесью нерусской крови да это и понятно, — среди тогдашних русских помещиков подобный человек был бы поразительным явлением.
Литературное влияние Гоголя было колоссально, и оно продолжается вплоть до настоящего времени. Правда, что Гоголь не был глубоким мыслителем, но он был великим художником. В основе его искусства лежал чистый реализм, но все оно было проникнуто стремлением привить человечеству нечто истинно доброе и великое. Созидая самые комические образы, Гоголь не руководился при этом одним желанием посмеяться над человеческими слабостями, — он всегда стремился пробудить в читателе желание чего-то лучшего, более возвышенного, ион всегда достигал своей цели. Искусство, в понимании Гоголя, является светочем, озаряющим путь к высшему идеалу. Несомненно, что именно это высокое понимание задач искусства и заставляло Гоголя тратить такую невероятную массу времени на выработку планов своих произведений и с таким добросовестным вниманием относиться к каждой написанной им строке.
Несомненно, что поколение декабристов ввело бы социальные и политические идеи в область такой повести, как Мертвые души. Но поколение это погибло, и на долю Гоголя выпало внесение социального элемента в русскую литературу и отведение этому элементу в ней крупного, преобладающего места, впору самой отчаянной реакции. Хотя до сих пор остается открытым вопрос — кто был родоначальником русской реальной повести — Пушкин или Гоголь (Тургенев и Толстой разрешают этот вопрос в пользу Пушкина, — но тот факт, что произведения Гоголя ввели в русскую литературу социальный элемент и социальную критику, основанную на анализе тогдашнего положения вещей в России, можно считать вне сомнения. Крестьянские повести Григоровича, тургеневские Записки охотника и первые произведения Достоевского являются прямым результатом инициативы Гоголя.
Вопрос о реализме в искусстве недавно вызывал большие споры, в связи, главным образом, с первыми произведения
Глава III. Гоголь ми Золя, номы, русские, обладающие произведениями Гоголя и знакомые поэтому с реализмом в его наисовершеннейшей форме, не можем смотреть на искусство глазами французских реалистов. В произведениях Золя мы видим громадное влияние того самого романтизма, с которым этот писатель столь яростно сражался более того, в его реализме, насколько он проявился в его произведениях первого периода, мы видим шаг назад по сравнению с реализмом Бальзака. Согласно нашему пониманию, реализм не может ограничиваться одной анатомией общества он должен покоиться на более высоком основании реалистические описания должны быть подчинены идеалистической цели. Еще менее понятен для нас реализм как изображение лишь наиболее низменных сторон человеческого существования, потому что писатель, добровольно сужающий таким образом круг своих наблюдений, с нашей точки зрения, вовсе не будет реалистом. В действительной жизни наряду с самыми низменными инстинктами уживаются самые высокие проявления человеческой природы. Вырождение вовсе не является единственной или преобладающей чертой современного общества, рассматриваемое в его целом. Рядом с вырождением идет возрождение. Вследствие этого художник, останавливающийся лишь на низменном и вырождающемся (если при этом он не отмежевал себе какую-нибудь определенную, специальную область, ввиду специальной цели, и не дает нам понять сразу, что он изображает особый, маленький уголок действительной жизни, такой художник вовсе не понимает жизни как она есть, во всей ее целости. Он знаком только с одной ее стороной, ипритом далеко не самой интересной. Реализм во Франции является необходимым протестом, отчасти — против необузданного романтизма, но главным образом против элегантного искусства, скользившего по поверхности и отказывавшегося раскрывать далеко не элегантные мотивы элегантных поступков, — против искусства, которое преднамеренно закрывало глаза на нередко ужасные последствия элегантной жизни так называемого порядочного общества. Для России протест подобного рода был излишен. Со времени Гоголя русское искусство не ограничивалось каким-нибудь отдельным классом общества. Оно охватывало в своих изображениях все
классы, изображало их реалистически и проникало вглубь, под наружные покровы социальных отношений. Таким образом, для русского искусства оказались излишними те преувеличения, которые во Франции были необходимой и здоровой реакцией. У нас не было никакой надобности впадать в преувеличения, с целью освободить искусство от скучной морализации. Наш великий реалист Гоголь дал своим ученикам, позднейшим повествователям, незабываемый урок — пользоваться реализмом для высших целей, сохраняя в тоже время его аналитические качества и удерживая свойственную ему правдивость в изображении жизни
Глава IV. Тургенев. Толстой
Тургенев: Главные черты его искусства. — Записки охотника. — Пессимизм его ранних повестей. — Ряд повестей, изображающих руководящие типы русского общества.
Рудин. — Лаврецкий; Елена и Инсаров. — Базаров. — Почему Отцы и детине были поняты — «Гамлет и Дон-
Кихот». — Новь хождение в народ. — Стихотворения в прозе. — Толстой Детство и Отрочество. — Вовремя и после Крымской войны. — Юность в поисках идеала. — Рассказы. — Казаки. — Педагогические работы. — Война и мир. — Анна Каренина». — Религиозный кризис. — Христианское учение в изложении Толстого. — Главные пункты христианской этики. — Последние художественные произведения «Крейцерова Соната Воскресение

102
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   26

перейти в каталог файлов


связь с админом